Георгия Победоносца и великомученицы Варвары села Матвеево - Иконы Преображения Господня и Богоматери "Владимирской", XVII в.
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Иконы Преображения Господня и Богоматери "Владимирской", XVII в.

 

«Чудесно сохранившиеся от огня».

Бурные события XX века разрушили вековые устои и традиции русского общества, были забыты святыни, которые веками чтили наши предки, разрушены храмы, затеряны чудотворные иконы. Сейчас мы снова осознаем потребность во всём этом, пытаемся найти и сохранить следы некогда былого великолепия, былого блеска и славы великой страны. По крупицам приходится снова воссоздавать забытую историю, объединяя при этом наше прошлое и наше настоящее.

8 сентября по старому стилю 1864 г. благочинный села Ильинское – Зашегринье священник Никанор Соколинский совершил освящение Спасо – Преображенского престола в новопостроенном храме «погоста Чудинского по уставу церковному». Долгих десять лет потребовалось, чтобы идея постройки нового каменного храма в Георгиевско – Чудинском погосте, высказанная на крестьянском сходе в 1853 г. была претворена в жизнь. Усилиями строителя храма местного помещика отставного штабс - капитана Кинтилиана Ивановича Давыдова, жертвователей – окрестных помещиков баронов Василия Богдановича и Варвары Николаевны Энгельгардт и Марии Ивановны Рукиной, а так же местных крестьян был воздвигнут двухпрестольный храм с трёхярусной колокольней.

Погост Георгиевско - Чудинский. Фото конца XIX в.

Левый престол был освящён на престольный праздник Рождества Богородицы 8 сентября 1861 г. Но завершение строительства произошло ровно 145 лет назад - в 1864 г.

История же создания этого храма уходит своими корнями в глубь веков. Впервые погост Георгиевско – Чудинский был упомянут в «Писцовых книгах Бежецкой пятины» за 1545 г.: «В Чюдини же погост, а в нем церковь Егоргий Великий, а церковных дворов на погосте: двор поп Левонтей, двор дияк церковной Васка, двор пономарь, двор проскурница, пашут на погосте землю церковную, в обжи не положена».

Смутный XVI век обошёл стороной затерянный в дремучих лесах погост, но век XVII стал для погоста в Чудинях переломным. Слишком большая беда, но и очень великая радость посетила эти края в 1691 г. От удара молнии вспыхнул и сгорел дотла деревянный храм св. вмч. Георгия Победоносца. Но каково было удивление местных крестьян, когда из пепелища бывшего храма были невредимыми подняты две иконы: Богоматери Владимирская и Преображения Господня. Первая не ничуть пострадала от огня, на обороте же другой остались отметины с обгорелыми краями.

Спустя сорок лет, храм, построенный на месте сгоревшего и освящённый в честь Преображения Господня обветшал и местный помещик Пётр Осипович Давыдов обратился в Новгородскую духовную консисторию, к которой тогда относился погост с прошением о строительстве нового деревянного храма.

Разбирая архивы прихода в 1903 г. настоятель Георгиевско – Чудинского погоста священник Михаил Иванович Сперанский обнаружил следующий документ: «Указ Санкт – Петербургскаго Правительствующаго Синода Вице – Президента Великаго Господина Преосвященнаго Феофана Архиепископа Велико – Новоградскаго и Его Архиерейскаго казённаго приказа Бежецкой Пятины Тверския половины Егорьевскаго Чудинскаго погоста попу Максиму Провову от 18 марта 1732 г. за № 274. Сим Указом прихожанину сего погоста дворянину Петру Осипову сыну Давыдову, согласно его прошения, поданнаго в 1731 г., взамен построенной на месте сгоревшей от молнии в 1691 г. деревянной церкви и за сорок лет обветшавшей, разрешено построить новую тако же деревянную».

Освящение нового деревянного храма во имя Преображения Господня, с приделами Рождества Пресвятой Богородицы и великомученика Георгия Победоносца состоялось в 1733 г. Не единожды в новый храм местные помещики Давыдовы делали посильные вклады. Одним из них стал «Устав или Типикон без перваго листа на полубелой бумаге с киноварью в деревянных крышках покрытых кожею, и следующею надписью: «Сия книга глаголемая Устав Егорьевскаго Чудинскаго погоста церкви Преображения Господня и Рождества Пресвятыя Богородицы и великомученика Георгия церковная, а положил, купя в Московской типографии доброжелатель и прихожанин подпоручик Петр Данилов сын Давыдов, а подписал тоя церкви дьячок Малафей Семенов 1748 года марта».

К тому времени одной из самых ценных книг, сохранившихся из древней Георгиевской церкви было «Евангелие в четверть листа на белой бумаге с киноварью, Москва 1668 г.». «На оном, - писал в 1903 г. о. Михаил Сперанский, - в 1883 г. устроена серебряная позлащенная доска с изображением Воскресения Христова и св. Евангелистов – в досках, покрытых малиновым бархатом». Кроме того, в алтаре Преображенской церкви хранилось Евангелие, напечатанное в 1797 г.

Придел Преображения Господня в Преображенской церкви. Фото 1950е гг.

Впервые чудотворную икону Богоматери Владимирскую, находившуюся в алтаре Преображенского храма, и образ Преображения Господня священники Чудинского погоста упомянули в описи 1861 г. «С правой стороны царских дверей, - писал священник Ипполит Постников, - икона Преображения Господня, древняго греческаго письма, длиною 2 аршина 3 вершка, широтою 1 аршин и 10 верков в медной посеребренной ризе с позолоченными венцами, весу 20 фунтов, пожертвованной дворянской девицей Верою Григорьевной Костеревою». Тогда же была упомянута, находившаяся в иконостасе, икона Рождества Пресвятой Богородицы «древняго письма». Но о ней ниже.

Называя те же размеры, чудотворную икону Преображения Господня священник Михаил Сперанский в 1903 г. описывал следующим образом: «В иконостасе справа у царских врат икона храмоваго праздника Преображения Господня, по убеждению сведущих людей очень древняя. И сия икона так же сохранилась от сгоревшаго в 1691 г. храма. Доказательством чего служат имеющиеся на обратной стороне ея глубокия впадины с почерневшими кромками, заложенныя вставками… На ней по сторонам Преобразившагося, окружённаго сиянием Господа изображены святыя пророки Моисей и Илия, в подножии Спасителя с правой стороны три Апостола и обращённый к ним Господь, таковое же и с левой стороны. В самом же низу два Апостола спящими изображены, а третий тоже в лежачем положении, но с приподнятою главою и удивлённым взором, обращённым на сияющаго Господа. На сей иконе риза медная, посеребрённая».

В том же иконостасе заслуживает внимания и другая древняя икона Рождества Пресвятой Богородицы. Слово о. Михаилу: «По левую сторону вторых царских врат – храмовая икона Рождества Пресвятыя Богородицы. На оной изображены Богоматерь (Богомладенец) и Богоотцы Иоаким и Анна. Высота иконы 1 аршин, широта 15 вершков. Икона древняго письма. Для уравнения сей иконы с вышеописанными по величине, вкруг ея помещены приставки из коих на верхней – изображение Господа Саваофа, на боковых по одному из ветхозаветных праведников без надписей, внизу тропарь и кондак праздника высечены на медном посеребренном листе. Риза на иконе и приставках медная, на иконе позлащенная, на приставках посеребренная».

Вторая чудотворная икона Богоматери Владимирская «по сказанию, чудесно сохранившаяся от огня в 1691 г. сгоревшаго от молнии деревяннаго храма по имя великомученика Георгия», находилась в алтаре Преображенской церкви. Снова о. Михаил: «На обратной стороне имеется изображение великомученика Георгия в рост. В 1889 г. неоткрытыми и по сие время святотатцами была издрана на сей иконе медная риза, при чём попорчен и художественнаго письма лик Богоматери. В следствие чего, к сожалению, в Москве оный был исправлен и с возможною точностию восстановлен, там же одновременно была сооружена на сию икону и новая медная позлащенная риза на лицевую и обратную сторону».

В сентябре 1898 г. посещая Георгиевско – Чудинский погост, Тверской архиепископ Дмитрий (Самбикин) заметил на страницах «Тверских Епархиальных ведомостей»: «Из летописи, обстоятельно составленной священником Антонием Зосимовским, видно, что с. Чудиново или Георгиевское, одно из древних селений Тверской Епархии и принадлежало Новгородской губернии. В нём ещё в XVII веке существовала деревянная церковь, посвящённая вмч. Георгию, с приделом свв. муч. Флора и Лавра; эта церковь сгорела (в 17 в.) и на ея место построена другая в честь Преображения Господня с приделом Рождества Пресвятыя Богородицы. Из прежде бывшей деревянной церкви находится в нынешнем храме местно чтимая икона (в металлической ризе) Преображения Господня, чудесно сохранившаяся от огня по время пожара».

Пройдёт время, над куполами Преображенского храма с. Матвеево пронесутся бури XX века. Летом 1944 г., при составлении описи вновь зарегистрированного Преображенско – Георгиевского прихода с. Матвеево «№ 127. Иконостас деревянный с двумя царскими вратами, причём нижний ярус с пятью иконами в металлической оправе», где и находилась чудотворная икона Преображения Господня, был оценён в 30 руб.

Преображенская церковь в Матвееве. Фото 1962 г.

Закрытие прихода в 1972 г. положит конец и былому великолепию летнего Преображенского храма. Решением временно управляющего Калининской Епархией Архиепископа Дмитровского Филарета «Священные предметы, богослужебные книги, утварь, надлежит передать в действующий Богоявленский собор в г. Вышний Волочёк. На основании вышесказанного Вам (настоятелю Богоявленского собора протоиерею Борису Малахе – Д.И.) поручается принять из Спасо – Преображенской церкви с. Матвеево в Богоявленский собор г. Вышний Волочёк Св. Антиминс и св. Дары. Необходимо неуклонно разъяснять верующим бывшего матвеевского прихода, что они все будут с любовью приняты Богоявленской церковью г. Вышнего Волочка, где они всегда смогут получить удовлетворение своих религиозных потребностей».

Несколько полных грузовиков уйдут в Богоявленский собор. Судьба у каждой из вывезенных икон будет своя, но следы двух самых драгоценных навсегда будут потеряны.

                                               Денис Ивлев.

Автор благодарит за помощь Павла Сергеевича Иванова. Дай Вам Бог и Вашей семье здоровья на многая лета. Использованы фото из архива М.М. Шипилова и Е.М. Ильиной.


Назад к списку