Георгия Победоносца и великомученицы Варвары села Матвеево - Стяжатели венцов нетленных. В поисках утраченной святыни.
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 
Стяжатели венцов нетленных. В поисках утраченной святыни.

Священномученики Спировского района. Книга. Обложка

В поисках утраченной святыни.

В начале ноября месяца вышел в свет небольшой сборник «Стяжатели венцов нетленных. В поисках утраченной святыни». Его авторы иерей Дмитрий Лихачёв, Мария Лихачёва и Денис Ивлев рассказали читателям о мучениках и исповедниках Спировского края, а так же о храмах Спировского и Лихославльского районов, когда-то входивших в состав Вышневолоцкого уезда.

Переработанные и дополненные тексты игумена Дамаскина (Орловского) легли в основу жизнеописаний священномучеников Алексия (Сибирского), Владимира (Дамаскина), Николая (Морковина), мучеников Михаила (Новосёлова), Петра (Жукова) и Прохора (Михайлова). В книге так же использованы новые материалы к житию священномученика Владимира (Дамаскина), опубликованные Дмитрием Подушковым в книге «Священномученики и исповедники Удомельской земли». Эти сведения во многом дают теперь полную картину жизни священника Вдадимира Николаевича Дамаскина, который объединил в своём служении Спировский и Удомельский край.

По-новому зазвучали и воспоминания современников о священномученике Алексие (Сибирском). Новыми сведениями, собранными в экспедициях 2012 г. обогатились и жития мучеников из д. Ветчино бывшего Николо-Гнездовского прихода Петра (Жукова) и Прохора (Михайлова). Сопровождают жития фотографии из архивов потомков мучеников, архива Д.Л. Подушкова и фондов Музея сельского прихода с. Матвеево.

Священник Алексий Сибирский в кругу родных. Так мы впервые можем увидеть фото брата священномученика Николая Морковина – священника с. Ободово Спировского района Леонида Петровича Морковина и его супруги Морковиной-Пановой Елены Васильевны. С пожелтевших от времени фотографий на нас глядят так-же Агафия Егорова, монахиня бывшей Спировской Успенской киновии Казанского женского монастыря и одна из послушниц киновии. Сюда же вошли и уже опубликованные фото священномученика Алексия (Сибирского) и Михаила Александровича Новосёлова.

Фоторяд дополняет и цветная вставка в книгу. Туда вошли полноцветные фотографии храмов в Выдропужске, Бабье, Спирове, Матвееве, Козлове, Тарасове, Олехнове. Среди фотографий так же и старинные фото из архивов Спировского краеведческого музея (Успенская киновия в Спирове), Б.В. Бажанова (Погост Георгиевско-Чудинский в конце XIX в.), В.В. Смирнова (Село Козлово, 1939 г.) и Д.М. Ивлева (Введенский собор в с. Козлово. Вид с торговой площади. Начала XX в.). Элементы резьбы Спировской Успенской церкви, фрагменты росписи храмов в Выдропужске, Бабье и Козлове дали цельное представление об убранстве этих  храмов. В цветную вставку вошли так же и фотографии своеобразного дневника ссылки священноомученика Алексия (Сибирского) и его личных вещей, а так же интрерьер часовни в д. Ямное, где он служил.

Успенская киновия в Спирове. Фрагмент фотоОтдельная страница с фото посвящена церкви в Гнездове. Сам храм оказался перенесённым из погоста Гнездово в само село и используется до сих пор под клуб. В Тверском государственном архиве удалось найти проекты церкви, благодаря которым мы теперь можем узнать как выгядела эта церковь в начале XX в.

Вторая часть книги целиком посвящена истории храмов Спировского и Лихославльского районов. Рассказ начинается описанием истории с. Выдропужска, где служил диаконом один из родственников Михаила Новосёлова. В истории Выдропужска так-же выделены имена священников исповедников, служивших на приходе в 1920-е – 1930-е гг. Это протоиерей Василий Петрович Купринов, имя которого впервые для нашей местной истории открыл Д.Л. Подушков, священники Михаил Николаевич Полозов, служивший в Выдропужске в то время псаломщиком, Николай Арсеньевич Дианов и последний настоятель прихода Алексей Алексеевич Хлызов. Имена этих священников удалось вернуть из небытия в ходе работы над книгой «По следам Выдропусской иконы» которая должна выйти в ближайшее время.

Колокольня Успенской киновии в Спирове. Фото Г.К. СмирноваИстории села Бабье, погоста Георгиевско-Чудинского (с. Матвеево), погоста Георгиевского в Бирючёве (с. Бирючёво), села Гнездово, погоста Спасского на Клинце (Ерзовка), погоста Петровско-Тихвинского (Тарасово), Богородицкого в Плавех (Козлово), села Раменье, села Воронье (Городок) и села Олехново дают теперь ясное представление о том, что происходило на территории Спировского и Лихослальвского районов начиная с древнейших времён и до наших дней. При чём названия глав даны по древним названиям погостов, большая часть которых восходит ещё к XV в.

Особое внимание уделено Спировской Успенской киновии и судьбе Успенской церкви в Спирове. На контрасте построена эта глава книги – контрасте  дней минувших с их богатой историей и дней сегодняшних с попытками ту историю замолчать и забыть. Отношение большинства спировчан к своей истории и своим родовым святыням долго описывать не пришлось, достаточно было вспомнить слова одной из уважаемых женщин посёлка Ларисы Корсуновой в отношении Успенской церкви: «Здание это надо сносить. Святое место – это в прошлом. Успенская церковь строилась на средства жителей. Кому очень нужно – собирайте деньги и стройте». И, действительно, к этому уже нечего добавить…

Книга так же внесла ясность и в историю олехновской Крестовоздвиженской церкви. Во-первых, найдены даты постройки храма, во-вторых, подлинное наименование престолов церкви, которую до сих пор именуют Богоявленской, хотя это не так. Глава по истории с. Олехново  начинается с истории бывшего близ него Троицкого на Овинчищах или Кушникова монастыря, подробно раскрытой краеведом Евгением Ивановичем Ступкиным в его книге «Встал монастырёк ново…».

Сейчас монастыря нет, село опустело и печальная тишина наполняет всё вокруг. Ни криков птиц, ни лая собак, ни звуков машин. «Тишина и покой. И, видимо, не зря облюбовали это место сотни лет назад монахи Кушникова монастыря. Здесь можно жить молитвой, дышать благодатью. Вот только нет тут никого. А, может быть, всё это только сон…» - такими словами заканчивается книга. И, действительно, как хотелось-бы что бы всё это было всего лишь сном! Что- бы не было тех страшных лет гонений, тех смертей, того поругания и уничтожения своих же святынь!

Вещи священномученика Алексия (Сибирского)Проезжая по району видишь обезглавленные, лишённые убранства храмы, осквернённые могилы, рухнувшие остовы часовен и задаёшь себе вопрос: «Где она святость поколений? Где вера, некогда воспитавшая великий народ? Где святыня, чтимая веками?». И ищешь по архивам семейным и государственным, по библиотекам, в стенах и на местах разрушенных храмов. И кажется, поиску нет конца! Идёшь по следу утраченных святынь: икон, книг, храмов, и по крупицам собираешь великое наследие наших предков, поднимаешь из небытия потрясающие факты богатой истории.

Как можно забыть такое? И, наверное, уже нельзя остановиться и поставить точку в исследовании. Уверен, за этой книгой должны быть другие! Уже подготовлена к печати книга «По следам Выдропусской иконы», готовится трилогия «Храмы Вышневолоцкого уезда» о всех полутора сотнях живых и уже погибших храмов Вышневолоцкого и сопредельных районов. Собирается материал по новомученикам Вышневолоцкого уезда и готовится к написанию икона Собора святых земли Вышневолоцкой. Это только часть грандиозного плана, на исполнение которого, наверное, и жизни не хватит…

Другой вопрос: а нужно ли это людям? Кто оценит труд? Горсточка краеведов, беззаветно любящих свою землю и всё? Но хочется верить, что труд этот не пропадёт даром, ведь пока живо стремление изучать и сохранять историю и веру, наверное, будут и те, кому не безразлично и то и другое.

 

Файлы для скачивания: