Село Матвеево - одно из красивейших мест Спировского района Тверской области. Расположено оно на открытой возвышенности в 6 километрах от районного центра посёлка Спирово. В центре села возвышаются два величественных храма: Преображения Господня (слева на фото) и Георгия Победоносца, входящих в состав комплекса Георгиевско - Чудинского погоста.
Приход храма Георгия Победоносца и великомученицы Варвары известен с 1545 г. как погост Георгиевско-Чудинский. В Писцовой книге Бежецкой пятины 1545 г. погост Георгиевский Чудини описывался так: "В Чюдини же погост, а в нём церковь Егоргий Великий, а церковных дворов на погосте: двор поп Левонтей, двор Дияк церковной Васка, двор пономарь, двор проскурница, пашут на погосте землю церковную, в обжи не положена".
Писцовая книга 1582-83 гг. так же приводит сведения о Чудинском погосте: "Погост Егорьевский в Чюдинех, волостка Матфеевская Доможирово... Погост в Чюдинех. А на погосте церковь страстотерпца Христова Георгия, деревяная в верх. А в церкве образы и свечи и книги приходные. Да в погосте ж двор поп Семён, двор пономарь, двор проскурница, келья старицы Олександры Ивановы жены Садыкова, да три кельи, в них живут нищие, а питаютца о церкви Божьи. Пашни церковные десять чети в поле, а дву по тому ж; сена десять копен. В обжи церковная земля не положена".
Кроме Георгиевской церкви в Чудинех в писцовой книге 1582-83 гг. упомянут и погост в Воронине, "а на погосте церковь Николы Чудотворца деревяная в верх". В XIX веке в селе Воронье была устроена каменная церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. В предвоенные годы храм был взорван. Обломки от лепнины этой церкви сейчас хранятся в Музее сельского прихода с. Матвеево.
В конце XVII в. существовавшая на погосте деревянная церковь Георгия Победоносца сгорела, и на её месте невредимыми были обнаружены две иконы - Преображения Господня и Богоматери Владимирской. Документы сохранили для нас дату этого события - 1691 г. Стех пор оба этих образа почитались как чудотворные, но были утрачены в 1972 г. Незадолго до этого из иконостаса Преображенской церкви с. Матвеево была украдена икона Рождества Пресвятой Богородицы, XVI в. Её при обследовании храма просили сотрудники музея Андрея Рублёва, но староста церкви икону не отдала, надеясь на скорое открытие храма. Но вскоре последовала кража. Икона появилась в одном из каталогов древнерусской живописи спустя несколько лет, но её происхождение значилось, как неизвестное.
В 1731-32 гг. взамет обветшавшего деревянного храма, построенного в 1691 г. помещик Пётр Осипович Давыдов устроил новый трёхпрестольный храм во имя Преображения Господня с двумя приделами в честь Рождества Пресвятой Богородицы и Георгия Победоносца. В архиве прихода хранилась грамота, разрешающая строительство храма, подписанная Новгородским Митрополитом Феофаном Прокоповичем, известным деятелем эпохи Петра Великого.
В XVIII - XIX вв. приходскому храму благодетельствовал род дворян Карачинских. Владельцы соседнего сельца Чёрный Ручей отец и сын Егор Михеевич и Николай Егорович Карачинские на свои средства заменили кровлю, а затем и капитально отремонтировали Преображенскую церковь. Николай Егорович Карачинский, участник войны 1812 г., предлагал прихожанам выстроить новую каменную церковь, но те за неимением средств "к вспомошествованию отказались". И всё же память народная приписывает строительство Георгиевской церкви Н.Е. Карачинскому "герою турецкой битвы". По народному приданию он выстроил этот храм по данному им обету. Семья Карачинских была погребена в особой усыпанице под деревянной Преображенской церковью.
Но в 1853-54 гг. другой Матвеевский помещик отставной штабс-капитан Кинтилиан Иванович Давыдов возглавил стротельство первого каменного храма в с. Матвеево. Двухпридельная каменная церковь с колокольней строилась на средства местных крестьян и помещиков - четы Энгельгардтов, владевших усадьбой Чёрный Ручей, их родственников Карачинских, помещиков села Ильинское Зашегринье (современный Вышневолоцкий район) и М.И. Рукиной. На праздник Рождества Пресвятой Богородицы 8 сентября 1861 г. был освящён левый престол Рождества Богородицы. Через три года, в 1864 г. так же на праздник Рождества Богородицы был освящён второй правый престол храма во имя Преображения Господня. В этом же году ветхая деревянная Преображенская церковь была разобрана.
Через год после освящения Преображенского престола, в 1865 г. барон Василий Богданович Энгельгардт начал строительство второго приходского храма во имя Георгия Победоносца и Великомученицы Варвары. Храм этот стал родовой усыпальницей дворян Карачинских и баронессы Варвары Николаевны Энгельгардт, урождённой Карачинской, скончавшейся в августе 1864 г. Сюда в родовой склеп были перенесены останки её деда и бабки поручика Е.Н. Карачинского и А.Н. Карачинской-Давыдовой, а так же отца Н.Е. Качинского и брата подполковника Евграфа Карачинского.
Храм был освящён 8 сентября 1869 г. На освящении присутствовал строитель храма, военный и гражданский губернатор г. Ковно барон В.Б. Энгельгардт. Здесь же в родовой усыпальницы подле останков своей супруги он и нашёл своё последнее упокоение. В Георгиевской церкви с. Матвеево хранится образ великомученицы Варвары, написанный в Санкт-Петербурге. По приданию он был списан с портрета баронессы В.Н. Карачинской.
В конце XIX в. на приходе служил священник Антоний Зосимовский, составивший "Летопись Георгиевско-Чудинского погоста". В начале XX столетия настоятелем прихода стал священник Александр Рудаков, сын матвеевского священника Арсения Андреевича Рудакова. Брат о. Александра протоиерей Иоанн Рудаков в советское время был настоятелем Петропавловского собора г. Гатчина Ленинрадской области.
В 1931 г. с колокольни Преображенской церкви были сняты колокола. Местные говорили, что их отвезли на переплавку в Германию. Когда снимали большой колокол, то он сорвался и упал рядом с колокольней и почти наполовину вошёл в землю. Приход продолжал действовать вплоть до 1935 г. В 1937 г. в закрытых Матвеевских храмах монахиня Успенской Спировской киновии Казанского женского монастыря Евдокия Ершова организовала Богослужения, за что она была арестована и заключёна в концлагерь.
В годы Великой Отечественной войны верующие Матвеевского прихода продолжали совершать в храме самостоятельные службы, собирали деньги на помощь фронту. 21 июля 1944 г. уполномоченный по делам РПЦ В. Хевронов зарегистрировал Преображенско-Георгиевскую общину с. Матвеево. Первым её настоятелем стал священник Александр Викторович Смирнов. Вскоре он принял постриг с именем Сергий и был хиротонисан во епископа Смоленского и Дорогобужского. Взамен себя он прислал в село Матвеево священника Михаила Ивановича Белова.
На приходе о. Михаил прослужил вплоть до 1962 г. За эти годы он не раз помогал людям, одержимым нечистыми духами. Сохранились письма исцелённых по его молитве людей. В 1962 г. его из-за конфликта с уполномоченным по делам религии перевели в с. Турны Бологовского района, но он отказался ехать, считая перевод его на другой приход нецелесообразным. За это отца Михаила отчислили за штат. Последним священником храма стал Михаил Логинович Фёдоров, но он прослужил недолго, всего несколько месяцев, и был переведён в с. Кострецы Максатихинского района.
Вплоть до 1972 г. прихожане боролись с местной и областной властью, отстаивая свой приход. Организатором борьбы была староста прихода Наталья Николаевна Ипполитова, именно она не отдала сотрудникам музея Андрея Рублёва икону из храма, надеясь, что храм всё же откроют. Но этому не суждено было свершиться. В 1972 г. приход был снят с регистрации, а часть утвари вывезена в Боговленский собор г. Вышнего Волочка.
Вновь приход был воссоздан в 1988 г. Первым его настоятелем стал священик Фёдор Лищенюк. В 1995 г. его сменил о. Александр Рожок, а с 2000 г. настоятелем Георгиевского прихода служит протоиерей Михаил Ивлев
В 2007 г. отцу Михаилу было поручено духовное окормление соседнего с Матвеево Георгиевского прихода села Бирючёво, оставшегося после смерти священника Иоанна Лопакова без настоятеля. С 2008 г. в Бирючёве под руководством о. Михаила ведётся строительство часовни памятника погибшим в годы Великой Отечественной войны односельчанам во имя Благоверного Князя Александра Невского. В настоящее время строительство часовни почти завершено.
С 2008 г. ведёт восстановление комплекса погоста Георгиевского близ села Бирючёво.
Георгиевский погост близ с. Бирючёво расположился на древнем городище. В наши дни на торговой площади села находят различные монеты, самая древняя из них датирована временем Ивана IV Грозного. В смутное время погост был стёрт с лица земли.
В 1625-27 гг. погост описывался так: "На Царя и Великого князя земле погост в Бирючеве, а на погосте церковное место страстотерпца Христова Георгия, а в нем пашни церковные земли 20 четвертей, да лесом поросло 10 четвертей, и обоего 30 четвертей в поле, а в дву потому ж земля худа, сена 30 копен, лесу пашенного 5 десятин, а непашенного 10 десятин, а в сошное письмо та земля против старых книг не положена".
Бирючёвские пустоши были отданы на заселение карелам. Так деревни Бирючёво, Волхово, Стешково, Трубино стали полностью карельскими. Переселенцы возвели на погосте и деревянную церковь, которая была посвящена всё так же великомученику Георгию.
Взамен ветхой, 1775 г. постройки Георгиевской церкви, крестьянами Георгиевского погоста с. Георгиевского в 1852 г. была начата постройка каменного храма. Строился он по проекту одобренному Министром Его Величества Императорского двора князем Волконским, а сам проект прошёл через руки Государя Императора. Но, что удивительно пятиглавый Георгиевский храм в с. Георгиевском был построен только на народные средства. Освятили его в 1860 г. В Георгиевской церкви сохранилась живопись по мотивам картин художника Виктора Васнецова "Радость праведных о Господе. Преддверие Рая", выполненных художником академической школы в начале XX в.
Вторая Ильинская церковь с колокольней была закончена 1872 г. Её строительство было начато на месте древней деревянной церкви в 1870 г. на средства Новоторжского купца Даниила Ершова. Его семейное захоронение сохранилось у северной стены храма.
В начале XX века на приходе служил псаломщиком Николай Дамаскин. Сюда он переехал вместе с семьёй сразу после назначения, и здесь прошло дество священномученика Владимира Дамаскина. О. Владимир служил в с. Островно Вышневолоцкого уезда. Батюшка был расстрелян страшной зимою 1937 г. В селе Георгиевском родился брат о. Владимира священник Александр Дамаскин. Он так же принял мученическую кончину в 1937 г.
Последним священником храма стал о. Николай Постников (+1954 г.). До своей кончины он совершал танства в окрестных деревнях погоста. В храме службы уже не проводились. Ильинская церковь стояла закрытой, а Георгиевская использовалась под склад. В конце 1990х гг. священник с. Бирючёво о. Иоанн Лопаков пытался начать реставрацию храмового комплекса, но недостаток средств и здоровье не позволили ему это сделать. Лишь в 2008 г. реставрационные работы были продолжены и не прекращаются по сей день.
В 2000 году при Георгиевском приходе был основан краеведческий музей, который в 2005 г. в год празднования 465-летия с. Матвеево был переименован в музей Сельского прихода. Он разместился в здании бывшего Чудинского земского начального училища, открытого в с. Матвеево в 1884 г. Как отмечают специалисты, музеев такого профиля нет в Тверской области и за её приделами.
В музее создана экспозиция, посвящённая истории Георгиевско-Чудинского прихода, воссоздан интерьер крестьянской избы жителя прихода начала XX в. В выставочном зале представлена постоянная выставка "Храмы и усадьбы Спировского края", на которой можно увидеть фотографии храмов, часовен и усадеб Спировского района, а так же фрагменты художественной резьбы, ковки, изразцов из усадеб архитектора С.И. Чевакинского - Вёшки и участника войны 1812 г. Н.М. Свечина - Дубровка, усадьбы баронов Энгельгардтов - Чёрный Ручей, Георгиевской церкви с. Георгиевского (Новгородка) и Петропавловской церкви с. Тарасово. Так же на выставке представлено росписное тябло из полуразрушенной деревянной Христорождественской церкви с. Селище-Хвошня.
В 2008 г. по инициативе прихода был проведён крестный ход из Богоявленского собора Вышнего Волочка в село Матвеево со списком с чудотворной иконы преподобного Нила Столобенского. Сама икона хранится с 1972 г. в Богоявленском соборе. Эта икона была написана в 1911 г. в память о явлении преподобного Нила помещику сельца Чёрный Ручей Василию Ивановичу Бажанову монахами Нило-Столобенской пустыни. Икона была пожертвована в Георгиевско-Чудинский погост, где и хранилась до закрытия храмов в 1972 г.
В 2008 г. в год 100-летия явления преподобного Нила художником Анатолием Касьяновым с иконы был написан список и торжественно перенесён с крестным ходом в село Матвеево. В икону, освящённую на мощах преподобного в Ниловой Пустыни, вложен ковчежец с частицей мощей преподобного Нила.
В парке имения Чёрный Ручей на месте явления преподобного Нила Столобенского в 2008 г. был восстановлен и освящён колодец с чистой родниковой водой.
А в 2012 г. на месте усадебного дома планируется установить памятный знак в честь 200-летия войны 1812 г. Память о том, что здесь в Чёрном Ручье жил участник Тверского ополчения, защищавшего в 1812 г. подступы к Москве, участник заграничного похода Русской армии, отличившийся в боях под Берлином и Гамбургом, корнет Николай Егорович Карачинский должна жить в людях.
На приходе установлены и несколько памятных крестов. Первый из них был установлен в парке Чёрного Ручья в 2003 г. Изготовили его Денис Ивлев, Стас и Алексей Горомовы. В день иконы Божией Матери "Всех скорбящих радости" крест был с крестным ходом принесён в Чёрный Ручей и установлен близ фундамента одной из усадебных построек. Освящён он в память о явлении здесь преподобного Нила Столобенского в 1908 г. и в память стоявшей в парке Чёрного Ручья часовни.
Второй памятный крест был поставлен в д. Чудины. По местным приданиям в центре деревни некогда стоял деревянный храм. Местные жители до сих пор указывают пруд, куда упал колокол с колокольни церкви, когда ту разбирали. Крест был установлен в 2008 г. Изготовили его житель деревни Павлов Виктор Васильевич и Денис Ивлев. В закрытом магазине, который стоит на этом месте, жители деревни устроили часовню, где проводятся богослужения.
Третий памятый крест устроен в д. Стешково на том месте, где стояла часовня пророка Илии. Само здание часовни теперь стоит через дорогу, его переделали под жилой дом, но понять, то что это было культовое сооружение и теперь ещё можно. Крест изготовили и установили местные жители. Освятил его настоятель прихода протоиерей Михаил Ивлев.
В д. Трубино, которая в начале XX века относилась к погосту Георгиевско-Чудинскому сохранилось деревянное здание Часовни Тихвинской иконы Божией Матери. Ежегодно в день Тихвинской иконы Богоматери в этой часовни совершаются молебен и освящение воды. По традиции жители деревни в этот день к приезду священника готовят трапезу. Буквально недавно часовня передана приходу. Ведутся ремонтные работы.
Вторая приходская часовня - в честь пророка Божия Илии находится в д. Стешково. В годы Советской власти она была переоборудована под жилой дом и перенесена через дорогу от своего исторического места. Но черты церковной архитектуры сохранились за часовней. Сейчас на месте часовни установлен поклонный крест. Ведётся работа по передаче здания часовни её хозяевами для совершения богослужений.
К 15-летию служения в священном сане протоиерей Михаил Ивлев Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II был награждён Орденом Св. Благоверного Князя Даниила Московского. За заслуги перед Церковью отец Михаил был так же награждён набедренником, камилавкой, наперсным крестом, а так же грамотой с архиерейским благословением.
Мы приглашаем паломников и туристов посетить село Матвеево, побывать в музее Сельского прихода, поклониться чудотворной иконе преподобного Нила Столобенского, испить родниковой водицы из святого колодца, окунуться в атмосферу жизни старинного села на проторах древнего Спировского края.
Православный календарь:
/strong
Файлы для скачивания: