Максатихинский район. Село Загородье. Храм Преображения Господня.
"Движимы чувством уважения к древностям своей родины..." История села Загородье и его храма.
Эту публикацию мы готовили к 470-летнему юбилею Загородского Спасо-Преображенского прихода, который он отмечает в этом году. Но последние события внесли коррективу в наши планы. В ночь с 7 на 8 января этого года старинный деревянный храм с. Загородье полностью сгорел. Мы глубоко сожалеем об утрате одного из уникальных храмов Тверской Митрополии, которому в 2016 г. могло стукнуть 150 лет. Но всё происходит по воле Божией! И хоть мы скорбим об утрате, мы верим в Его помощь! Надеемся, что на фундаменте прежнего храма поднимется новый, возродится, как сказочная птица-феникс. В истории села уже происходили подобные события, и на несколько столетий здесь исчезал приход и храм, но снова возрождался. А посему и в наше непростое время, надеемся, всем миром мы сможем выстроить новый храм на древнем Загородском погосте!
Из моих детских воспоминаний. Был глубокий вечер, когда мы подъехали на машине к Загородью. Миновали какой-то мост и свернули направо, к кладбищу. Храм возвышался в сумерках тёмной громадой над холмом. Шумели огромные деревья. Этот шум был слышен и в ветхой сторожке, которая стояла на отшибе кладбища. Здесь нас поселили. Жутко было идти в сумерках по окраине погоста. Мелькали отблески света на железных могильных табличках. Сторожка была небольшой. В углу запомнил образ Архангела Михаила в человеческий рост. Потом служили вечерню в храме. Помню, как две старушки принесли огромный кованный ключ и отворили дверь. Народу было человек десять. Служили в зимней церкви в правом приделе. Тогда для себя отметил, интересное расположение иконостаса и Царские врата в виде креста. А после службы отец показал летний храм. Запомнил большое количество позолоты и пустую глазницу иконостаса на месте иконы Богоматери. На мой вопрос: «Куда делась икона», отец ответил: «Украли»…
Предания о Холопьем Городке.
Уже на подъезде к селу Загородье, расположенному километрах в десяти к северу от районного посёлка Максатиха, чувствуется какая-то особая атмосфера этого места. Неспроста деревянный Спасо-Преображенский храм выстроен на высоком взгорье на берегу ручья, который чуть ниже впадает в Мологу. Не случаен и заплывший за столетия ров, окружающий храмовый холм, который даёт нам ясно понять, что на месте этой церкви и кладбища когда-то стоял город, жили люди, шумели торги и празднества, а порою звенели мечи завоевателей. Сейчас это таинственное место окутано тишиной и покоем, а древняя Загородская земля надёжно скрыла в себе тайны прошлого.
По одному из преданий город на месте современного села Загородье основали бежавшие из Новгорода холопы, отсюда и пошло название городку Холопий. Другое предание о городе и его гибели во времена татаро-монгольского нашествия рассказал своему сыну священник церкви с. Раевское Михаил Егорович Крылов: "До нашествия монголов в нынешний Вышневолоцкий уезд на месте д. Загородья был город Холопий. Жители его, не имевшие горного вооружения и сражавшиеся спуском бревен с высоких насыпей, принуждены были бежать от монголов на другую сторону Мологи и поселились в 60 верстах от прежнего своего города, на месте нынешнего города Бежецка, получившего имя своё от этих беглецов".
В подтверждение своих слов священник церкви показал своему сыну признаки бывшего здесь города "которые представляли возвышенность длиною в одну версту и шириною в полверсты, поднятую над окрестностями аршин на пять, видимо насыпную, потому что во время осмотра в некоторых местах сохранились ещё брёвна, которыми насыпь поддерживалась. Она окружена была оврагом, по которому в то время изсыхал ручей или рукав, выходивший из Мологи и опять впадавший в эту реку".
Священник показал тогда своему сыну и древнее кладбище при городе Холопье. Расположено оно было в одной версте от д. Загородье в роще, наполненной камнями. По его рассказу на некоторых из них видны были и надписи, но разобрать он их не смог, т.к. они были уже почти стерты. Среди местных крестьян ещё в 1870-х гг. существовало предание, что рубить деревья на месте кладбища нельзя, а тот, кто срубит хоть одно дерево, сойдёт с ума. Рассказывали даже, что это случилось с двумя крестьянами, срубившими на том месте два дерева.
Само название «Загородье», по мнению Ю.М. Смирнова, говорит, что село это основано «за городом». Холопий Городок входил в число передовых форпостов новгородцев, которые постепенно осваивали речную сеть по Мологе и ее притокам, выходили на Волгу, а затем и на ее восточные притоки. Ряд историков считает, что новгородцы по этим рекам добрались до Ополья и основали такие города, как Суздаль и Юрьев-Польский.
Древний Холопий Городок был стёрт с лица земли, по-видимому, в период страшного татаро-монгольского разгрома всей центральной и северо-восточной Руси. Разбив последнее владимиро-суздальское войско в битве на притоке Мологи реке Сити в марте 1238 года, татаро-монгольские отряды рванулись к осажденному другой частью их орды Торжку. По пути они разграбили все села и города уничтожили почти все население. Только поэтому почти не сохранилось сведений о судьбе Холопьего городка, Рыбаньска, Иловля, Вынзьска, Езьска, Удомельского Стана, Старого Рядка и других, расположенных по Мологе и речкам, впадающим во Мсту. Возможно, в этот период был разгромлен и погост на Волоке в районе современного Вышнего Волочка, упомянутый в летописи под 1196 г.
Загородье в XVI-XVII вв.
К XVI в. селение на месте Холопьего городка возродилось и именовалось Городок, бывший центром волости Загородье. По писцовым книгам 1545 года в сельце имелась «церковь Дмитрей Селунский стала ново, а дворов в селце: двор большой, а в нем сам Богданец з братом с Федком, а людей их: двор Булгак, двор Цевка, двор поп Фёдор, двор дьяк Прокуда, двор пономарь, двор проскурница, пашни в поле 9 коробей, а в дву по мому ж, сена 200 копен, 3 обжы».
Судя по записи о церкви «стала ново», можно судить, что храм в селе появился в 1540-х гг. Так же можно предположить, что строил его владелец сельца Богданец Иванов Родичев, т.к. в нескольких верстах от Загородье-Городка уже стоял храм, бывший центром погоста Богородицкого Топальского. Это предположение подтверждается и тем, что церковный причт поименован в книге не отдельно при храме, а в перечне людей самого Богдана Родичева. По-видимому, все они, по существовавшему тогда обычаю, были избраны из среды людей помещика. Таким образом, здесь идёт речь об одной из первых усадебных церквей в окрестных землях в XVI в., когда помещик строит для себя храм и содержит причт.
Деревни, входившие в волость Загородье, относились к Богородицкому Топалскому и Никольскому Ворожебскому погостам. По более ранним писцовым книгам в волости существовало 10 деревень и 19 дворов с 19 душами. К переписи 1545 г. в ней уже было 17 деревень с 36 дворами и 36 душами: Облезнино, Тухалёво, Ледниково с починком Поперёково, Рубцово с починком Короваевым, починки Вышнее и Ворониха в Топальском погосте и Григорово, Попцово, Петряево, починок Жуково, починок Погорелка, починок Токи, починок Пустошка, починок Сосновица, починок Гозовичи, починок Нива и неживущее сельцо Горка в Ворожебском погосте. При этом, учитывалось только податное население, т.е. главы семей, платившие оброк, а ведь кроме них были жены и дети, старики. Так что население волости могло составлять более ста человек на то время.
Писцовые книги 1551 года снова говорят нам о храме вмч. Дмитрия Солунского. На погосте «на Богданове земли без пашни» живут всё те же «двор поп Фёдлор, дияк церковной Прокош». Но во владении прихода есть «церковная деревня Рог: двор Илейка Гришин, пашни коробья, сена нет, пашет на священника с крылошаны, земля церковная в обжи не положена».
Есть в книгах 1551 г. и описание соседнего храма в волости Топалско: «Погост, а нем церковь Рождество Святии Богородици, а на погосте дворы: двор поп Варфоломей, двор дьяк церковной Сенка, двор пономарь Созонко, двор проскурница Машка». Здесь же содержится первое упоминание Николо-Теребенского монастыря, основанного на землях боярина Ивана Юрьевича Обудкова: «Селцо, а нем церковь Никола Чюдотворец, стоит на Потеребской земли, выставка: двор игумен Исая, а пашни у него в поле 2 коробьи, а сена нет. А дали ту землю к церкве под погос дети боярские из своей земли, пашни деревни Потеребца, из усадища. А в обжы не положена, земля церковная». Имена пожертвовавших будущему монастырю земли боярских детей Ондреец Обутков и его братья Булгачк, Данилец и Федок, мать их звали Матрена Обуткова. В книгах 1545 г. упоминается деревня Теребень (С. 414), а вот храма Николая Чудотворца в землях Обутковых не написано. Скончался отец семейства Иван Обутков в 7057 г.
Но вернёмся к истории села Загородье. Судя по книге 1551 г. кардинально поменялась ситуация с населением волости. Страшные разорения, учинённые в новгородской земле Иваном Грозным, а так же голод и болезни выкосили их. Так в Писцовой книге 1551 г., например, говорится следующее: «Пустая деревня Якшино, а запустела лета 7057 (в 1548 году), крестьянин сшел с голоду…» Опустела в 1544 году деревня Ханцово, в 1547 та же судьба постигла починки Фофанцево и Сляднев. А причины то — мор и голод. О некоторых местах в Загородье московские писцы прямо писали: «земля худа». В 1541 году «от поветрия и мору» опустели починки Дор, Осинки, Онаньки. Земля была брошена, пашни и покосы заросли.
Карельское возрождение села и прихода.
Усугубило ситуацию страшное литовское разорение, когда в округе не осталось ни одной жилой деревни. Заброшенным стояло и церковное место в Городке. Лишь во времена царя Алексея Михайловича эти земли снова заселили беглецы из Карелии. По указу великого князя государственные земли, лежавшие в пустошах были отданы для обработки «карелянам». Возродилась и деревня Городок, но теперь она носила новое название Загородье, а место храма обозначила деревянная часовенка.
По сведениям 1859 года, когда по реке Мологе уже пролегла граница между Вышневолоцким и Бежецким уездами, указаны Загородье (240 жителей), Коргово (30 жителей). Замелье, Горка, относившиеся к первому стану Вышневолоцкого уезда и Мокщицы со 140 жителями, Хабарщина на речке Глубочке со 120 жителями. Они относились в то время к Бежецкому уезду и были «казенными», то есть платящими в казну деревнями. В этот период Загородье относилось к приходу с. Раевского, а окрестные деревни были поделены между Раевским приходом и приходом с. Троицкое – Топальское.
Возросшее население села к 1860-м гг. позволило возродить и свой отдельный приход. О построении церкви в с. Загородьев книге "Об остатках древности и старины Тверской губернии" записано: "Крестьяне д. Загородья, движимые чувством уважения к древностям своей родины, а отчасти и по отдалённости от села Раевского - 10 вёрст - лет 12 тому назад (от 70-х гг.) выстроили на своё иждивение, с пособием от казны, церковь и дома для причта, обрабатывают его поля и доставляют отопление и прочее". Возросшее население села к 1860-м гг. позволило возродить и свой отдельный приход. О построении церкви в с. Загородьев книге "Об остатках древности и старины Тверской губернии" записано: "Крестьяне д. Загородья, движимые чувством уважения к древностям своей родины, а отчасти и по отдалённости от села Раевского - 10 вёрст - лет 12 тому назад (от 70-х гг.) выстроили на своё иждивение, с пособием от казны, церковь и дома для причта, обрабатывают его поля и доставляют отопление и прочее".
Прошение о начале строительства деревянной церкви датируется 1859 г. и начинается сбор документов об учреждении своего особого прихода. «Из загородских крестьян особенно много приложили сил по созданию церкви Миаил Савельев и Григорий Васильев. Первый даже получил прозвище «Святугин», - вспоминает С.Г. Петровский. Из женской части населения нужно отметить участие в этом деле Авдотьи Ивановны, сестры деда Бровиных. Она была и сборщицей на постройку храма, и неусыпным агитатором, поддерживавшим население во время строительства».
В 1861 г. следует указ об определении причта к вновь образованному приходу, который и берёт в свои руки строительство храма. Священником к храму определён о. Василий Обудовский.
Судя по прошению от 1863 г. лес на постройку церкви использовали из «казённых дач», расположенных в 10 верстах от Загородья. Но порой крестьяне рубили лес и близ Загородья. Живший в конце XIXв.в селе старик Василий Евсеев рассказывал, что «лес для колокольни был вывезен из Кененагушки, отведённой в общий лесной надел Раевской вотчины». В 1861 году делается «новая запись в сборной книге» и начинается сбор средств на построение храма. Берётся и ссуда в 2 тысячи рублей, которая оплачивается из собранных денег. Камень для фундамента подвозился крестьянами бесплатно. В 1865 и 1866 гг. поочерёдно выдаются новые сборные книги. Последняя из них выдаётся в год освящения Преображенского храма с. Загородье – в 1868 г.
Храм, поднявшийся над вершиной древнего городища, деревянный, небольшой по размерам, но довольно вместительный. Он поделён на две части - летнюю и зимнюю. Летний храм однопрестольный, посвящён Преображению Господню. Помещение храма имеет вид прямоугольника, вытянутое с юга на север, с востока к ней примыкает пятигранная апсида. Объём церкви увенчан восьмигранным куполом.
Зимняя часть храма, она же трапезная, имеет два придела в честь Рождества Пресвятой Богородицы и Святителя Николая. Трапезная занимает большую часть площади всего здания. Над западной частью храма устроена двухъярусная восьмигранная колокольня, увенчанная шпилем. Храм, сложенный из отесанных под брус брёвен, напоминает северные храмы XVII вв., хотя и выстроен в более позднее время. Здание обшито тёсом и выкрашено. В ярусе звона храма сохранились автографы рабочих, которые последними красили церковь: «Красили крышу 1952 г. июне Котов И. и Николаев Кон.Н.»…
Впечатляет особенно массивное основание храмового холма с западной стороны. По-видимому при строительстве была срыта часть древнего городища, а вместо неё выложена их колотого камня широкая лестница, а сами склоны в два яруса обложены всё тем же колотым камнем. Трудоёмкое занятие, но оно предохранило холм от расползания под тяжестью церковного здания.
Какой либо ограды выдающейся сложным архитектурным решением церковь не имела. Её и кладбище ограждали кованные невысокие решётки, имевшие кирпичное основание и скрепленные между собою штырями-заклёпками на металлических столбиках. Такие ограды были распространены по храмам уезда на рубеже XIX-XX вв. И вместе с тем, ограде храма нельзя отказать в определённом изыске кованного рисунка.
Формирование прихода. Первые настоятели.
В 1860-1870-е гг. формируется и собирается приход с. Загородье. «Образовавшийся около церкви приход был небольшим, - вспоминает С.Г. Петровский, - Основное ядро составляли Загородье, Мокшицы и Хабарщина. Две небольшие русские деревни Коргово и Замелье так же приняли участие в постройке церкви и сразу же вошли в состав прихода. Присоединился и выселок из Андреянихи – деревня Фомино. Таким образом, около церкви объединилось около 130 дворов с семьюстами всего населения».
Деревня Фомино передана из прихода с. Раевского в 1870 г. Тогда же встаёт вопрос о поиске нового настоятеля на приход. За год до того приход покинул, переведясь в храм с. Скирки, священник Василий Обудовский. Новым священником к храму назначили отца Петра Никольского, но тот пробыл на приходе год с небольшим и перешёл в другой приход.
В 1871 г. снова начато дело «О священническом месте» и священником к храму рукоположили Георгия Гаврииловича Петровского. Отец Георгий родился в 1844 г. - на1900 г. ему было 56 лет – в семье дьячка с. Петровские озёра Корчевского уезда. Его сын С.Г. Петровский указывает дату «около 1845-1846 года». Окончил Кашинское духовное училище, а затем Тверскую духовную семинарию в 1868 г. Сын опять-таки вносит корректировку – начало лета 1867 г. - «отец окончил семинарию по второму разряду со званием богослова». В январе 1868 г. Георгий Гаврилович получил место учителя народной школы в с. Зайцеве Калязинского уезда.
В 1870 г. учитель изс. Зайцево женился на Петровской Елизавете Фёдоровне Ушаковой (1848 – 1910 гг.), дочери священника из с. Талдом Калязинского уезда протоиерея Фёдора Ушакова. Сын вспоминает, что перспектив на женитьбу у отца не было, уж слишком бедная была у него семья. Но «сватовство было принято, и Лиза Ушакова стала Петровской – женой зайцевского учителя. Дедушка отпустил её со скромным приданым, заклчавшемся в девичьих нарядах, небольшом запасе белья, самоваре и нескольких чайных ложках. Денежного приданого не было. Полученое матерью приданое было скромным по сравнению с тем, что досталось её младшей сестре Надежде. Тут дедушкой было допущено некоторое неравенство, и этот факт был причиной того холодка, который долго чувствовался в отношениях нашей семьи с талдомскими родственниками. Только, когда подросло младшее загородское поколение и экономическое положение нашей семьи стало более прочно, наладилась связь с Талдомом».
В 1871 г. в семье Георгия Гавриловича родился сын Николай. В том же году архиепископом Филофеем22 ноября 1871 г. Георгий Гаврилович в день памяти св. Михаила Тверского был рукоположен во священника к приходу с. Загородье. Сын отца Георгия С.Г. Петровский приводит интересную запись на полях тетради из архива своего отца: «Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси Христос есть пути истины и живота. Пусть глумятся над сими подобными Божественными истинами, а мы должны веровать сердцем и проповедовать устами». И он проповедовал и словом и делом. В документах 1901 г. среди обязанностей священника отмечены: член благочиннического совета, депутат и законоучитель церковно-приходской школы.
Особо интересовался священник историей села. В частности он стал одним из источников информации для книги Плетнёва «Об остатках древности и старины в Тверской губернии». В своём сообщении Академии Художесв о. Георгий указал, что место, где выстроен храм, "представляет какую-то крепость и окоп и что само названиеЗагородье указывает на посад какого-либо города". Упомянул батюшка и о курганах, имеющихся при селе, а так же о двух каменных крестах на месте прежних кладбищ, и сообщил и о имевшихся у него крестах-тельниках, собранных на этом месте. Сообщение священника Петровского о кладбищах подтвердили и Тверская учёная архивная комиссия: "В этом селе находится древнее кладбище без крестов, могилы обложены каменьями, поставленными стоя, в могилах найдены были огромные черепа".
Во время служения отца Георгия в селе проводились раскопки. Некоторые из находок села Загородье хранились в Тверском музее. В.А. Плетнёв перечисляет их: "медная гребёнка длиною 1 3/16 вершка с дугообразною решетчатою ручкою. Эмалевый крест величиною 1 1/ 4 вершка, с узорчатою платою, адамовою головою, узорами и надписью на обороте. Железное копьё совтулкою, диною 8 вершков... куфические монеты, абассмидскиедиргемы XIII и IX века... Здесь же были найдены две Омейядские монеты и несколько отрезков абассидскихдиргемов... Медная чашечка неизвестного назначения с отгибом..., сорок бус из них одна сердоликовая, гранёная, две желтоватыя и 37 разных цветов. Железное копьё-рогатина (остриё отломано), длиною 6, шириною 1 1/4 вершка, с втулкою. Серебряная серьга и перстень в виде пластинки, с двумя рядами ромбоидальных четырёхугольников с точкою по средине и каймою, состоящею из черточек с заострёнными концами. Железный ключ от сничнаго замка с кольцом, в виде двойной вилки. Железная цепь из толстой проволоки. Железная пружинка от старинной пороховницы, служившая клапаном для запирания горлышка.
В 1870-е гг. ведётся сбор средств на храм – сборные книги выдаются в 1870, 1871 и 1864 гг., занимаются прихожане и «обращением часовни в церковный амбар». В 1873 г. из прихода с. Ворожебское передаётся д. Ямники.
В 1875 г. следует прошение о награждении священника Петровского наберденником, которое епархиальное начальство отклонило. Вновь к этому вопросу причт вернулся в 1878 г. По данным на 1901 г. за свои труды отец Георгий удостоен награждения в 1897 г. камилавкой.
1884 г. – по свидетельству С.Г. Петровского в селе происходит большой пожар. Сгорело более 30 дворов, среди них 28 крестьянских дворов, «сколько выгорело бобыльских дворов, подсчёту не поддаётся». Интересно наблюдение С.Г. Петровского о том, какие дома были в Загородье в то время: «Избы были старинные, из толстого леса. У более исправных крестьян было две избы. Тип избы был несколько иной, чем теперь. Сруб рубился высокий; внизу устраиловаьс подполье такой высоты, что в нём можно было стоять, ходить, поэтому в самой избе было не высоко. На улицу прорубалось 3 окна, рамы были волоковые, в наиболее старых избах открывающая часть поднималась кверху. До князька палуба связывалась рубленными брёвнами. Вперёд избы крыша выступала навесом настолько большим, что под окном могла встать телега и во время прямого дождя остаться незамеченной. Очень много изб было покрыто соломой, часть – тёсом; некоторые, особенно надворные постройки, были покрыты дранью – гонтом. Лучинка-дранка в то время кровельным материалом не употрелялось. Некоторые избы были чёрные».
1885 г. – псаломщик Полянский посвящается в стихарь. А через два года следует прошение о награде церковному старосте Аверкию Ильину. Свою грамоту староста получил в 1889 г. Интересно дело за 1892 г. «Об Иконе у крестьянина Евфима Евдокимова, которую он выдаёт за «Явленную».
В 1880-1890-е гг. внутреннее убранство храма украшается живописью. Выполнена она в растительной манере с использованием различных геометрических фигур. Восьмигранный свод купола расписан наподобие ночного звёздного неба - по тёмно-синему фону рассыпаны золочёные звёзды. Подобно же были расписаны и потолки более низких частей летней церкви, не исключено, что и зимняя часть храма имела такую же роспись. Стены же и пространство между окнами расписаны растительным орнаментом, заключённым в геометрически правильные рамы с медальонами, украшенными стилизованными восьмилучевыми звёздами и крестами. Единственные живописные изображения того периода: четыре евангелиста, размещённые на парусах, поддерживающих грани купола, и изображения на южной грани купола проповеди Иоанна Предтечи, а на северной - проповеди Спасителя.
Забегая вперёд, следует отметить, что в 1910-1920-е гг. в убранстве храма появились накладные медальоны с изображением Новозаветной Троицы - в алтаре летнего храма, а также в трапезной части образа Распятия, и Спаса "Аз есмь свет миру" с Евангелистами в круглых медальонах, созданные по мотивам картин Виктора Васнецова. Стены и потолки притвора, трапезной и стены летнего храма на протяжении 1930-1980-х гг. подверглись покраске в белый и голубые цвета. То же происходило и с иконостасами всех трёх приделов. Родной отчасти осталась лишь позолота.
В 1901 г. настоятелем храма продолжал служить священник Георгий Петровский, должность псаломщика исполнял Иван Андреевич Полянский, 52 лет, из духовного училища, в должности с 1866 г. Приход храма составляли: село Загородье и деревни Фомино, Замелье, Ямники, Ручково, Коргово, Мокшино и Хабарщина. Всего прихожан насчитывалось 684 человека мужского пола и 680 женского. Имели в приходе села две часовни - в Ямниках Святителя Николая и Хаборщине Преподобного ВарлаамаХутынского.(И. Добровольский, 1901 г. С. 220).
В 1912 г. умирает священник Георгий Петровский, погребли его близ алтаря храма вместе с супругой.В том же гону на его место назначается священник Николай Никольский. Отец Николай родился в 1871 г. - на 1915 г. ему было 44 года. После окончания духовной семинарии в 1897 г. рукоположен во священника, а в 1913 г. назначен настоятелем храма в с. Загородье.
По данным на 1915 г. он продолжал служить на приходе. Должность псаломщика с 1914 г. исполнял Николай Морозов, 27 лет. Число прихожан по сравнению с 1901 г. выросло – 740 мужчин, 745 женщин. В приходе имелось так же две школы – земская и церковно-приходская, в которых обучались 120 учеников.Близ алтаря храма учительница загородской школы Анна Георгиевна Петровская 1884 г.р. – дочь священника Георгия Петровского. Она скончалась в 1949 г.
Годы гонений.
Историю прихода в годы гонений удаётся восстановить по документам «Регистрационного дела села ЗагородьеМаксатихинского района». Свою регистрацию приход получил 22 декабря 1944 г. Председателем приходского Совета 14 июня 1944 г. избран Яковлев Андрей Яковлевич, казначеем стала Бредникова Евдокия Васильевна, в ревизионную комиссию вошли Скоробогатов Арсений Иванович, Хрущов Иван Артемьевич и Орлова Александра Павловна.
С 22 декабря 1944 г. священником в храм назначен Велтисов Николай Алексеевич, проживавший в Ручковском сельсовете. 3 июня 1946 г. его сменил Крестников Владимир Фёдорович изс. Николо-Ям Кимрского района. В 1946 г. его рукоположил Епископ Калининский Арсений. При нём 24 апреля 1947 г. заново зарегистрирован церковный совет. Скончался батюшка 25 июля 1950 г.
Новым настоятелем прихода стал, служивший в с. Михайловское Лесного района, Бойков Алексей Броисович. Уполномоченный зарегистрировал его 8 августа 1950 г. На приходе он прослужил пять лет, в 1955 г. на посту настоятеля его сменил, прибывший из г. Бежецка, священник Гончаров Иван Архипович. 5 ноября 1955 г. он прошёл регистрацию у уполномоченного по делам религии, а 21 ноября принял имущество прихода, заключавшийся в 11085 руб. денег и «Свечей 18 кг, Свечей паникадильных 4 кг, Масла лампадного 124 кг, Венчиков молитвенных 210 шт., Ладану 0,8 кг., Крестиков 871 шт., Муки 3 кг, Вина церковного 4 л.».
Следующий документ – список двадцатки на 1 июня 1960 г. От того числа приложена опись имущества, проведённая в связи с передачей полномочий от настоятеля церковному совету. Фигурирует в документе и имя старосты Сорокиной Варвары Петровны.
В 1961 г. новым настоятелем прихода стал священник Ильчук Владимир Александрович. На приходе он прослужил около года. 9 октября 1962 г. из села Козлово Конаковского района на приход прибыл священник Бойков Алексей Борисович. О нём известно весьма мало. Священником он стал в 1923 г.
В 1960-е гг. по Калининской области прокатилась волна закрытий храмов, дела всех действующих на тот момент церквей за тот период пестрят различными жалобами и доносами на священников. Эти жалобы уполномоченный по делам религии использовал как предлог для снятия с регистрации того или иного приходского совета и ревизионной комиссии, а без органов управления приходом к исполнению своих обязанностей не мог приступить священник.
Подобная ситуация сложилась на приходе в 1964 г. Меры борьбы, которые уполномоченный применил в данном случае хорошо выразились в его письме от 29 мая того же года: «Направляю новую регистрационную справку на ревизионную комиссию религиозного общества церкви в селе Загородье. Старую справку просьба забрать у церковников и уничтожить. Одновременно направляю поступившее ко мне анонимное заявление из этого религиозного общества. В заявлении сообщается, что священник Бойков А.В. присваивает себе плату за требы, в частности, за поминания. Группе по контролю за соблюдением законодательства о культах, а также и райфо следует обратить внимание на хозяйственно-финансовую сторону религиозного общества. Одновременно надо активизировать работу ревизионной комиссии этого религиозного общества… поступило еще одно заявление… В заявлении сообщается, что священник Бойков А.В. незаконно совершает по деревням обряды крещения детей, а также присваивает плату за исполненные требы. Совместно со священником в злоупотреблениях участвуют и другие церковники».
Источник этих жалоб выясняется из следующего письма уполномоченного Шантгая: «2 марта 1965 года председатель исполнительного органа религиозного общества церкви села Загородье Сорокина В.П. мне на приеме заявила, что священник Бойков А.Б. незаконно вмешивается в хозяйственно-финансовые дела религиозного общества, требует на просмотр себе финансовые отчеты, после богослужения агитирует верующих, чтобы вступали в «двадцатку», призывает переизбрать старосту. Кроме того, он, по словам Сорокиной, незаконно совершает религиозные требы по деревням.
О нарушениях со стороны священника Бойкова сигналы поступали еще в прошлом году (см. мои письма от 2 июня 1964 года и 9 июня 1964 года) однако проверены они или нет, неизвестно.
Просьба через комиссию по контролю за соблюдением законодательства о культах внимательно проверить все поступившие сигналы в отношении Бойкова. Беседу с Сорокиной рекомендую провести так, чтобы об этом не знали другие верующие. О результатах информируйте меня для принятия мер».
Как видно староста «взялась» за священника. Подобный случай не единственный в истории приходов того времени, когда поставленные уполномоченным старосты и члены приходского совета фактически доносили на священников, разрушая тем самым приходы. Старосту загородского прихода хорошо характеризует письмо Калининскому архиерею от прихожан из д.Оофанасихи: «Высоко присвещение владыка. Вот у нас у верущих все наболевши за пять лет. У нас староста возмущает весь народ. Болтает что попало мы со стороны смотрим бегает по деревне пьяная и занимается болтовней. Не горюйте если я уйду то закрою церкву. А мне владыка сказад я попов 10 дам вам Потому что меня владыка любит, что я денечки на руки даю. Там деньги тоже любят. Попов до… В каком положении находится священник. Священник старенький ведет себя хорошо. По неделям и на улицу не выходит сидит дома все. А помощника и не допускает до казны. До этого году только и разговор был про отца Владимира Вот я его выгнала от нас, захочу и этого выгоню. Когда уехал отец Владимир, она считала, что он вор, украл ковры, ковры появились, украл тюлю, украл парчу (об.) продавал свечи. Я хочу кого хошь выгоню мне верят а попам не верят. Была нищая когда поступала, а теперь шерстеные платья носит и хвастует. В Ручках в сберкассе за год вложила шесть тысяч, мы все возмущение. Даже не хочется в храм Божий идти. Вот собрались верущие старушки и хотелось поделиться с вами. Ей только и нравился один Гончаров, что он имел три жены здесь, в том участие числилась и она. Все ездит к нему за советом, где-то близко служит он, у нас дочка живет. У дочки все вещи церковные. Живет она в Офанасихе. Мы пожертвовали в церкву, а ето все оказалось у ейной дочки. Много надо бы писать только и звук закрою церковь как я уйду. Простите владыка. Адрес наш деревня Офананасиха. Петрова и Васильева».
Из закрытой переписки уполномоченного по делам религии, становится ясно, что партийные работники охотно пользовались недобросовестностью старосты. Вот фрагменты переписки уполномоченного Шантгая: «Просьба через комиссию по контролю за соблюдением законодательства о культах внимательно проверить все поступившие сигналы в отношении Бойкова. Беседу с Сорокиной рекомендую провести так, чтобы об этом не знали другие верующие».
Вскоре на это последовал ответ: «…точно установить фактов вмешательства священника Бойкова в хозяйственно-финансовые дела религиозного общества не удалось, но староста это подтвердила. При проверке на месте установлено, что действительно священник Бойков после богослужения агитирует верующих, чтобы вступили в двадцатку, в результате 7 человек подали заявления».
Члены приходского совета, чувствуя неладное, стали активно добиваться отстранения Сорокиной от обязанностей старосты. В Максатиху и Калинин пошли ходоки. 6 мая 1965 г. у уполномоченного Шантгая побывала прихожанка загородской церкви М.Е. Куликова. Она принесла заявление верующих насчёт переизбрания старосты. После чего уполномоченному пришлось разрешить собрание для перевыборов. Но местному руководству он предписал: «При этом, используя предоставленное местным органам власти право отвода, Вам нужно принять меры к тому, чтобы в состав церковного исполнительного органа не попали религиозные фанатики и лица, склонные к нарушениям законодательства о культах. Заявительница Куликова, в частности, производит впечатление фанатично настроенного, упрямого человека».
Уполномоченный не зря осознавал опасность подобных людей, зачастую именно они ставили серьёзные препоны намерениям партийных идеологов разделаться с приходами. Загородский приход выжил в те непростые годы именно благодаря таким вот «религиозным фанатикам». 24 октября 1965 г. собрание по перевыборам состоялось, но, незадолго до этого Петухова «примирилась» с прихожанами и была оставлена в прежней должности. Хотя из переписки Шантгая видно, что это была всего лишь хитро построенная партия: «Секретарь Райисполкома Т. Петухова 30 октября 1965 года лично проинформировала меня, что лица, подписавшие в мае жалобу на председателя церковного исполнительного органа Сорокину, примирились с последней. На собрании религиозного общества, состоявшемся 24 октября 1965 года, Сорокина оставлена в прежней должности. Т. Петухова проинструктировала Сорокину, как ей себя вести». И всё же Сорокина осталась на должности старосты.
Справка от 1966 г. приводит состав приходского актива. Священник Алексей Борисович Бойков, чтец Акилина Георгиевна Корговская, председатель приходского совета Варвара Павловна Сорокина, помощник председателя Мария Тихомирова, казначей Анатолий Петрович Петров, сторож Елена Ивановна Грачёва, она же исполняла обязанности алтарницы и уборщицы, просфирница Александра Никитична Филиппова. Хор храма состоял из семи человек.
В 1967 г. последовал новый виток борьбы с приходом. Уполномоченный усмотрел нарушение религиозного законодательства в том, что священник Бойков стал «в массовом порядке» обходить дома пожилых верующих, совершая требы, когда как закон разрешал посещать только умирающих. За это уполномоченный лишил священника регистрации, а вместе с ней и права исполнять богослужения в течение месяца с 20 января по 19 февраля 1967 г.
Верующие горячо вступились за священника, под заявлением уполномоченному стоят 80 подписей «церковного совета в лице старосты Сорокиной, пом. Тихомировой М. и кассира Петрова А.П., членов двадцатки и верующих». Заявление было следующего содержания: «Настоящим просим Вас отменить наказание нашему священнику отцу Бойкову Алексею Борисовичу. Отец Бойков Алексей Борисович 14 января с/г после литургии объявил верующим печальную весть, что он снят с регистрации с 20 января по 20 февраля за посещение больных, которых причастил на дому. Верующие очень встревожены и опечалены. Если больной не может притти в храм для исповедания и причащения, а душа скорбеет и он боится умереть без принятия святых даров, так как для верующего человека это все, а по сему за эту причину оставить храм на месяц без службы для верующих очень и очень прискорбно, убили вы нас совсем, а по сему еще раз (Л. 103) просим Вас восстановить отца Алексея Борисовича Бойкова, чтобы он без перерыва служил в нашем храме. Он не достоин, чтобы освободить его от его обязанностей. Еще и еще раз просим Вас от всего сердца удовлетворить нашу просьбу и не каждому духу верить и приводить дело в исполнение».
В удовлетворении просьбы верующих уполномоченный отказал, причины обещал разъяснить при личной встрече. При этом последовало письмо от 26 января 1967 г. от Архиепископа Иннокентия протоиерею Алексею Бойкову, где говорилось о том, что священник зря возмущает народ, который в свою очередь всячески осуждает уполномоченного. «Ваше выступление является и провокационным, ибо Вам хорошо известно, что Вы сняты с регистрации не за причащение больного на дому, а за массовый сбор больных верующих в одном доме и нарушение законности, о чем Вам было указано Уполномоченным и Епархиальным Управлением», - говорилось в письме. В результате священнику был объявлен строгий выговор.
В декабре того же года с согласия секретаря райисполкома был переизбран приходской совет храма. Старостой стала Громова Анастасия Федоровна, председателем ревкомиссии Васильева Наталья Павловна, член ревкомиссии Светлова Клавдия Ивановна.
1971 г. по справке от 1 декабря актив прихода составляли прежние священник и чтец, исполнявшая обязанности счетовода, председателем приходского совета с 1964 г. являлась Громова Анастасия Федоровна, замещала её с 1965 г. Тихомирова Мария Сергеевна, казначеем была с 1971 г. Шерстобоева Мария Ивановна. Кроме них на приходе при храме служили алтарница, исполнявшая обязанности уборщицы Васильева Наталья Павловна и просвирня Филиппова Александра Никитична с 1970 г. Хор храма увеличился до 9 человек.
1972 г. Побывавшая в Максатихинском районе референт А. Гурьянова в своём отчёте привела интересные сведения об укладе жизни загородского прихода: «При выезде в командировку 15-18 мая в Максатихинский район мною было проведено заседание комиссии содействия контролю и просмотрены финансово-хозяйственные документы.
Как отмечают члены комиссии содействия контроля и сами церковники, посещение церквей в основном на уровне прошлых лет. Молодежи и школьников в церкви обычно не бывает. Но в дни больших религиозных праздников можно встретить молодых людей. Большинство посетителей церкви с. Загородье – жители Селецкой стороны, приезжающие в церковь. В дни больших религиозных праздников Максатихинское АТХ выделяет дополнительные автобусы на маршруты к церквам района. Около кладбищ устраиваются буфеты, иногда продаются венки.
Священник Бойков в своей деятельности неактивен, попыток вести какую-либо работу с молодежью не предпринимает, хотя случая подчеркнуть свою лояльность не упускает: призывает помогать колхозу в сборе урожая.
Сторожка церкви с. Загородье используется для ночлега приезжающих издалека верующих. 17 мая, днем, накануне «Вознесения» там находилось более 10 старушек. В просторных двух комнатах сторожки стоят по два топчана с матрацами и подушками, свежим бельем. Кроме того, в коридоре уложены матрацы горкой высотой от пола до потолка, при необходимости в сторожке ночует не один десяток верующих. В финансовых документах этого религиозного общества имеются счета «за стирку белья». В Загородской церкви выплачивается почтальону 12 рублей в год за доставку почты.
В связи с тем, что председатель Ручковского сельского Совета распорядилась, чтобы был устроен субботник верующих по уборке кладбища, было разъяснено ей и членам комиссии, что благоустройство кладбищ – это забота сельского Совета и нужно приводить их в порядок силами жителей деревни по инициативе сельского Совета, а не религиозного общества.
Выводы референт сделала типичные для того времени: «Обязательно посещать церкви в дни религиозных праздников, изучать проповеди священнослужителей. Навести порядок с использованием сторожек, добиться от религиозного общества церкви с. Загородья использовать сторожку по назначению. Бороться с примиренчеством в отношении религии, с попытками встать на путь «обслуживания» религиозных праздников».
Священник Алексий Бойков (22.11.1893 - 13.01.1987) прослужил на приходе с. Загородья до конца 1980-х гг. Игумен Варсонофий (Аксёнов), живущий ныне в пос. Максатиха, рассказывает, что он соборовал его перед кончиной. Он вспоминает, что народ очень почитал престарелого священника. Скончался батюшка в 1987 г. и был погребён у алтаря родного храма.
Преображенскому храму в Загородье в 1970-80-е гг. «повезло», он не был закрыт и разграблен. Бывшие в нём в 1982 г. искусствоведы отмечают огромное количество уникальных старинных икон и резных скульптур, некоторые из них были сфотографированы, и эти фото дошли до нашего времени. Но за прошедшие годы ситуация в загородском приходе поменялась кардинально. За 1990-е гг. храм был полностью разграблен, исчезли не только ценнейшие скульптуры, но были выдраны даже иконы иконостаса. В итоге, иконостас загородской церкви в 2013 г. представлял собой остов с пустыми глазницами рам для икон. Плачевно было состояние и самого здания. Нехватка средств сказалась на своевременном ремонте кровли. В итоге, в аварийном состоянии сруб алтаря и храмовая живопись.
Но настоятель храма священник Андрей Тярин не теряет упования на помощь Божию в восстановлении храма. Он надеется, что удастся привести церковь в порядок к её 150-летнему юбилею, который будет в 2016 г. Но и следующий год для прихода знаменуется ещё более крупным юбилеем – 470 лет со дня первого упоминания прихода в с. Городок – Загородье. Многое знавал за свою более чем полутысячелетнюю историю загородский приход: опустошительные набеги, пожары, разорения и моровые поветрия, но каждый раз древний город на берегу Мологи возрождался и наполнялся людьми. Ведь не случайно эту местность избрали Пресвятая Богородица и Святитель Николай для своей обители, а значит, суждено окрестным приходам жить на благо людей, на благо проповеди извечных Евангельских истин.
Денис Ивлев, Загородье Максатихинское – Москва, 2013-2014 гг.
В тексте использованы фото и материалы из архивов П.С. Иванова и Г.К. Смирнова (Государственный институт искусствознания, г. Москва).
Источники:
- Об остатках древности и старины в Тверской губернии. К археологической карте губернии. В.А. Плетнёв. Тверь, 1903. - С. 353.
Волость Загородье. Ю. Смирнов. Интернет: http://www.zagorodie.ru/articles/zagorodye_volost.
- Новгородские писцовые книги изданные Императорскою археологической комиссиею. Т. 6. Книги Бежецкой пятины. СПб, 1910. - С. 377.
- Воспоминания С.Г. Петровского. Материалы переданы для публикации внуком - Борисом Алексеевичем Харченко. Оригинальная версия размещена на сайте www.shushara.ru. Данный материал с сайта: http://www.zagorodie.ru.
- ГАТО Ф. Р-2723, Оп. 1, Д. 102. Регистрационное дело церкви села Загородье Максатихинского района.
Дорогие братья и сестры! В связи с утратой здания храма в с. Загородье в результате пожара, мы обращаемся к вам за помощью в организации богослужений в с. Загородье и строительстве нового здания храма. Конкретно узнать о потребностях прихода и передать средства на строительство храма можно священнику Андрею Тярину. Связаться со священником можно по телефону 89109382350 или 89657206264. На первое время важно обеспечить богослужебными сосудами и иконами временную часовню. Так же принимаются пожертвования в виде строительных материалов и финансовая помощь, а так же нужны профессиональные строители: плотники, кровельщики, столяры и каменьщики, а так же архитектор для составления проекта.
Назад к списку