Георгия Победоносца и великомученицы Варвары села Матвеево - Спировский район, село Выдропужск. Храм Смоленской иконы Божией Матери
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Спировский район, село Выдропужск. Храм Смоленской иконы Божией Матери

Село Выдропужск - центр погоста Георгиевского Мокрыни.

Начать свой рассказ о храмах юго-восточной части бывшего Вышневолоцкого уезда я хочу с погоста Георгиевского-Мокрыни – современного села Выдропужска. Оно в первую очередь связано сразу с пятью репрессированными в 1930-е гг. священнослужителями.

Первый из них был арестован не в Выдропужске, а в Твери. Пожалуй в 1920-е гг. в Твери не было человека, который бы не знал имени протоиерея Василия Петровича Куприянова. Человек неординарный, он родился в 1864 г. Окончил духовную семинарию в 1885 г., награждён в 1897 г. скуфьёй. Вплоть до 1915 г. служил в с. Выдропужск. Был депутатом государственной думы. В 1922 г. прошёл первый арест священника в Твери. Приговорён был к ссылке в Самарканд, потом в Джизак. В 1926 г. вернулся в Тверь и был назначен на свой приход во имя Владимирской иконы Божией Матери. В 1932 г. снова арест и ссылка в Казахстан на три года. В 1940 г. отец Василий арестован в третий раз в возрасте 76 лет. В 1943 г. его выпустили на свободу. С 1944 г. отец Василий – настоятель Иоанно-Богословского храма в селе Троица Удомельского района, здесь о. Василий скончался в возрасте 86 лет и был погребён у алтаря храма вместе с супругой Александровй Дмитриевной (1867 – 1947 гг.).

26 августа 1930 г.  в Выдропужске был арестован псаломщик Михаил Николаевич Полозов (1885 г.р.). Приговор 3 годам ссылки в Казахстан по ст. 58-10 УК РСФСР был вынесен 17 сентября 1930 г. Последние годы жизни Михаил Николаевич, уже будучи рукоположенным во священника, прожил в с. Федово под Вышним Волочком, где некоторое время служил в Михайло Архангельской церкви.

3 апреля 1931 г. по статье 58-10 УК РСФСР был осуждён священник с. Выдропужск Николай Арсентьевич Дианов (1866 г.) Приговор пять лет исправительно-трудовых лагерей был заменён пятилетней ссылкой в Казахстан.

Последний священник прихода отец Алексей Алексеевич Хлызов (1871 г.р.) был арестован 15 ноября 1937 г.12 декабря 1937 г. был вынесен приговор – 10 лет исправительно-трудовых лагерей, что фактически приравнивалось к расстрелу.

В том же 1937 г. был арестован в Удомельском районе священник Иван Арсеньевич Сысоев. Отец Иоанн родился в с. Выдропужске в 1881 г. Перед арестом служил в Спасо-Георгиевском храме с. Млёво. 28 ноября 1937 г. он был арестован и 2 декабря приговорён Тройкой УНКВД к расстрелу. Приговор был приведён в исполнение 4 декабря 1937 г.

Имена всех этих священнослужителей удалось найти не сразу, а в ходе пятилетней работы над книгой по истории села и Выдропусской иконы. В историческом отношении Выдропужск пожалуй самое знаменитое село бывшего уезда, о нём писали в древних повестях, изданиях XIX столетия и даже в советский период его не обошли вниманием. И в первую очередь село знаменито благодаря своей чудотворной иконе Богоматери Выдропусской – одному из чтимых списков со Смоленской иконы Пресвятой Богородицы.

                Ещё на подъезде к селу замечаешь величественную колокольню Смоленской церкви. К храму ведёт улица, обсаженная по обочине столетними берёзами. К сожалению, на последнем отрезке пути они теперь утрачены, но в середине улицы они уцелели вместе со старыми домами и создают необычайный колорит среднерусского торгового села. В середине улицы сохранился и каменный валунный мост через небольшой ручей, стекающий в Тверцу. Ещё один старый мост, а точнее его гранитные быки  сохранился в середине перпендикулярной к церковной улице – центральной улице села. Центральная улица некогда начиналась каменной часовней Смоленской иконы Богоматери, построенной в 1847 - 1851 г. Эта часовня стояла на перекрёстке ведущем к храму, близ неё стояла более древняя деревянная часовенка, где за стеклом былииконы посвящённые престольным праздникам каменного приходского храма. У этих часовен ежегодно в Иванов день проходила ярмарка. В годы гонений они были стёрты с лица земли.

                Выдропужск был селом ямщиков и торговцев. Начиная со времён Ивана III село было крупной ямской станцией – ямом. Это отразилось и в истории центральной улицы села, которая была частью Петеррбурго-Московской дороги. Дома в центре села были двухэтажные, каменные с торговыми лавками на первых этажах или трактирами. Сохранились на первых этажах домов и каменные арки – ворота для проезда подвод.

                Завершалась центральная улица села каменным двухэтажным путевым дворцом, построенным в 1787-88 гг. специально для проезда Екатерины II. Проектом дворца занимался Тверской губернский архитектор Ф.Ф. Штенгель. Перед зданием дворца была мощёная камнем площадь, на которую и выходил его фасад, а так же фасады двух флигелей. Один из них, переделанный в какое то колхозное строение, дожил до наших дней, даже сохранив кое-какие элементы фасада. С территорией путевого дворца связаны несколько местных приданий. Первое из них гласит о том, что на этом месте до смутного времени находился мужской монастырь. Его монахи разводили в Тверце выдр, отсюда, мол, и пошло название Выдропужск. Монастырь был сожжён в смутное время, и затем на его месте поставили церковь в честь покрова Пресвятой Богородицы. В народе до сих пор это место зовётся Покров.

                За территорией дворца, который в XIX веке был приспособлен под казармы кавалерийского полка, носивших народное название «екатерининские», существует до наших дней родник в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Почти до середины прошлого века над ним существовала деревянная Покровская часовня. Сейчас в память о ней местным священником о. Георгием поставлена новая деревянная часовенка, освящённая так же в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

                Второй Выдропужский родник в честь Георгия Победоносца расположен на противоположном конце села ближе к берегу Тверцы. Здесь некогда располагался деревянный храм в честь великомученика Георгия, который сгорел в середине XV века. При расчистке церковного места была найдена невредимой Смоленская икона Богоматери, которая позднее была названа Выдропусской. В новом храме, устроенном на месте прежнего, эта чудотворная икона была поставлена по левую сторону от царских врат. Отсюда в 1471 году её взял один из воинов царя Ивана III, во время возвращения того из похода на Новгород, и увёз в свою родовую вотчину в Муром. Но икона чудесным образом вернулась в родное село и была найдена лежащей на престоле ликом вниз в родной Георгиевской церкви.Пришедший же вслед за ней воин рассказал, как сильным вихрем образ был вынесен из его вотчинного храма. И немало был удивлён, видя икону стоящей на своем прежнем месте.

                Все эти события были описаны звенигородским князем Юрием Ивановичем Токмаковым в «Повести о Выдропусской иконе». А рассказал ему историю образа чернец Феодосий – уроженец этих мест Фёдор Курчебин, который жил при храме. Сам Фёдор в молодости был учеником Митрополита Филиппа Колычева, которого Иван IV повелел убить Малюте Скуратову.  Иван Грозный в свой поход на Новгород в 1569 г. разорил село Выдропужск. После этого нашествия новый Выдропужский храм, посвящённый уже Николаю Чудотворцу был поставлен на противоположном берегу, чуть ниже по течению Тверцы, где и располагается современная церковь.

 С чудотворным же образом стали совершаться крестные ходы в Торжок. Но в 1630 г., после того как Выдропужск уже был разорён польско-литовским нашествием, чудотворную икону забрали в Торжок, а взамен неё в Выдропужск был написан точный список.

Эта часть Выдропужска с Путевым дворцом и часовнями Покрова и Георгия Победоносца издревле носили название Шунковской или Шумковской слободы. Её в 1654 г. царь Алексей Михайлович пожертвовал Иверскому Святоезерскому монастырю на Валдае. Само село Выдропужск, расположенное на другом берегу Тверцы, немногим ранее купил Святейший Патриарх Никон. Он же близ места современного храма поставил монастырское подворье от Иверского монастыря, где повелел срубить трапезную с отдельной церковью, патриаршие палаты, скотный и конюшенный двор. Жили на подворье два монаха – «старцы» Моисей и Олимпий со слугами, они вели управление всем хозяйством, нанимали рабочих и вели с ними расчет. Продукция подворья направлялась в Иверский монастырь.

С низложением Патриарха Никона подворье было заброшено, а постройки распроданы. На погосте остался стоять лишь деревянный трёхпридельный Смоленский храм. Который в 1711 г. сгорел, а вместе с ним сгорел и список с Выдропусской иконы. Новая деревянная церковь на погосте, поставленная в честь великомученика Георгия, была однопрестольной. Для неё написали и новый список с Выдропусской иконы. Уже в середине XVIII столетия на месте сгоревшей церкви местным помещиком обер-интендантом и придворным архитектором императрицы Елизаветы Саввой Ивановичем Чевакинским было начато строительство новой каменной церкви. Благословение от Святейшего Синода он получил в 1756 г. Он же составил и проект для четырёхпридельной Смоленской церкви. До окончательной постройки храма он не дожил. После своей кончины в 1779 г. он был погребён под полом строящейся церкви. Позднее его погребение было превращено в родовой склеп, где похоронены его потомки.

Каменный трёхпридельный Смоленский храм освятили в 1784 г. По описи того же года значится, что готов к освящению только один центральный придел в честь Смоленской иконы Божией Матери, приделы же Покрова Пресвятой Богородицы (справа) и Рождества Иоанна Предтечи (слева) готовы не были. Четвёртый придел храма в честь Николая Чудотворца планировался на хорах. Но прихожане устраивать его не стали, хотя сын С.И. Чевакинского Александр Савич защищал «отцовский прожект».

В 1793 г. с запада от храма возводится каменная колокольня с приделом великомученика Георгия на втором ярусе, а 1836-37 гг. строится между храмом и колокольней каменная зимняя церковь-трапезная с двумя приделами Николая Чудотворца (справа) и Успения Пресвятой Богородицы (слева). Основное помещение храма устроил на свои средства ямщик Василий Михайлович Шмелёв, он же сделал и Никольский придел церкви. Второй придел храма в честь Успения Божией Матери устроили ямщики братья Пётр Андреевич и Дмитрий Андреевич Миляевы по завещанию своей матери «ямской вдовы» Матроны Кондратьевой Миляевой. Они же украсили шестой - Георгиевский придел храма, устроенный на втором ярусе колокольни, новым иконостасом.

Так же на рубеже XVIII-XIX столетий для Выдропужска был написан и новый список с чудотворного образа, который до сих пор хранится в селе. В конце XIX века на него была сделана серебряная риза, украшенная цветными камнями. Старую же ризу, современную написанию иконы, поместили на написанный специально для этого другой список с иконы. А тот в свою очередь поставили в алтаре храма.

Закрытие Выдропужской церкви пришлось на 1937-38 гг.Закрыли храм после ареста священника. «Церковь потом только в Бабье служила, а нашу закрыли. У нас и батюшку забрали, у нашей тётки-то они жили. А до ареста жили они напротив церкви. Было два дома. У них детей было много, наверное семь или восемь», - вспоминает старожил села Галина Ивановна Шматова. В 1941 г. из храма были вывезены и разобраны местными жителями иконы. Чтимую Выдропусскую икону взяли к себе две благочестивые старушки сёстры Небесновы Параскева и Мария. В годы великой Отечественной перед этим образом молился квартировавший пососедству солдат Кронид Поспелов, будущий архимандрит Псково-Печерского монастыря Нафанаил. После смерти последней из сестёр Небесновых икона вместе с домом перешла Анне Захаровне Большаковой, а от той в 1951 г. Степану и Матрёне Юрзовым. В 70-80-х гг. образ хранили их дети, пока в 1991 г. Антонина Степановна Юрзова передала его во вновь открытый храм.

Во время своих краеведческих изысканий я не раз бывал в Выдропужске, в итоге появилось несколько публикаций об истории села и чудотворной иконы. А увенчало всю эту работу книга «По следам Выдропусской иконы». Последний раз я был в Выдропужске 10 августа этого года, участвовал в крестном ходе по селу со списком с чудотворной иконы. Саму икону привезли в этот день из Твери, где она находится временно в кафедральном соборе. И стоя перед чудотворной иконой, мысленно перебирая страницы истории села, я просил Богоматерь не покидать этот край, продолжать защищать её, ведь зря была сложена древняя выдропужская поговорка: «Где я не бываю, где я не летаю, а Выдропужск спасала и спасать буду».


Назад к списку