Георгия Победоносца и великомученицы Варвары села Матвеево - Спирово. Успенский женский монастырь
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Спирово. Успенский женский монастырь

Успенская киновия в Спирове.

1931 г. – в Спирове проходят сразу несколько арестов монахинь закрытой Успенской киновии Казанского женского монастыря. После закрытия киновии Успенский храм был зарегистрирован как приход и просуществовал ещё до 1934 г.

12 июня 1931 г. были арестованы уроженка д. Чудины монахиня Мария Ивановна Виноградова (1887 г.р.), монахиня Александра Дмитриевна Дмитриева (1880 г.р.) из д. Горбуново, её сестра монахиня Анна Дмитриевна Дмитриева (1882 г.р.), уроенка д. Городок монахиня Ершова Екатерина Кузминична (1876 г.р.), монахиня Мария Андреевна Коршунова (1891 г.р.), уроженка соседней д. Карабихи, монахиня Евдокия Степановна Мелентьева (1885 г.р.), уроженка с. Обудово, монахиня Елизавета Прохоровна Прохорова (1896 г.), уроженка д. Головино, монахиня Елена Михайловна Прусакова (1886 г.р.) из д. Климово, монахиня Марфа Павловна Седова (1887 г.р.), уроженка д. Песенницы Спировского района и спировчанка монахиня Варвара Николаевна Белова (1873 г.р.),

18 июля 1931 г. состоялось слушание по делу арестованных монахинь. К пяти годам Исправительно-трудовых колоний с заменой на высылку в Казахстан были приговорены монахини Мария Виноградова, Александра Дмитриева, Анна Дмитриева, Екатерина Ершова,Евдокия Мелентьева, Елизавета Прохорова, Елена Прусакова, Марфа Седова, Варвара Белова.

В тот же день Монахиня Мария Коршуновабыла осуждена к трём годам ссылки в Казахстан.

Вместе с ней была осуждена, арестованная 8 мая 1931 г. в д. Коноплёво Спировского района  монахиня Василиса Петровна Петрова (1870 г.р.). Василиса Петровна родилась в д. Захарово Козловской волости.

Годом ранее, 21 мая 1930 г. на хуторе Копылово Каменского района Калининской области была арестована монахиня Мария Павловна Козлова. Матушка Мария родилась в 1875 г. в Спирове. Монахиней какого из женских монастырей она была установить не удалось. Суд над ней состоялся 3 сентября 1930 г. Приговорена к ссылке в Казахстан на три года.

23 июня 1931 г. слушалось дело монахини Марии Аникеевны Аникимовой (1878 г.р.), уроженки д. Батайково Спировского района. Она была арестована в своей родной деревне 14 июня 1931 г. Приговор пятилетняя высылка в Казастан.

Сейчас о репрессированных монахинях киновии напоминает лишь обезображенное пожаром здание Успенской церкви в центре посёлка. Совсем недавно мне довелось стать участником целой эпопеи, связанной с попыткой возродить здание Успенской церкви. Было получено благословение Тверского архиепископа Виктора на организацию в здании краеведческого музея и часовни. Но бывшие тогда у кормила районной власти люди сделать нам этого не дали, решение собрания депутатов района здание постановили снести. В последний мой приезд в Спирово, не смотря на то, что решение было принято ещё год назад, церковь стоит на своём месте и разрушается. Печально осознавать то, что за свои благие намерения Попечительский Совет был не только оболган и ему оказывалось всяческое противодействие в попытках восстановить храм, но и даже после своей «победы» чиновники не смогли навести порядок в центре посёлка.

А середине XIX столетия всё только начиналось. Нескольким крестьянским общинам деревень Спирово, Пеньково, Карабиха и крупным землевладельцем князем Арсением Степановичем Путятиным – главным благодетелем и строителем Вышневолоцкого Казанского женского монастыря были пожертвованы земли для устройства киновии. Князь Путятин на эти цели ещё при основании Казанской обители он пожертвовал в собственность монастыря 270 десятин земли. На этих землях в 1870-е гг. сёстры монастыря завели здесь хозяйство, обустроили скотный двор, выстроили несколько келий.

О дальнейшей яркой истории киновии напоминают теперь лишь обгорелый остов деревянного здания в центре посёлка. Двухэтажное величественное строение, украшенное резными наличниками, с куполообразными слуховыми окнами и более низкими по отношению к основному объёму алтарной апсидой и притвором. Некогда здание украшал восьмигранный купол с небольшой луковицей и крестом – здесь была расположена домовая церковь Успенской киновии.

О том, что здесь был храм, посвящённый Успению Пресвятой Богородицы, люди забыли, как и том, что автором проекта церкви был знаменитый в своё время московский архитектор Александр Степанович Каминский.

Строительство деревянной церкви в Успенской киновии начинается в 1875 г. 10 декабря 1875 года старосты и крестьяне деревень Осеченской волости Вышневолоцкого уезда «дают от себя приговор» пожертвовать общественный хлебный магазин в д. Будилово «в пользу Вышневолоцкой Казанской общины на устраиваемый с разрешения Епархиального начальства храм, на земле подаренной крестьянами одной с нами волости д. Карабихи».

Причиной строительства своей особой церкви в киновии настоятельница Казанской общины монахиня Досифея указала отдалённость «приходских церквей и к ним крайне дурного состояния дорогах». Жители близлежащих деревень, хотя и принадлежали к двум приходам – Георгиевско-Чудинскому и Никольскому с. Бабье, поддержали эту идею. Для строительства церкви крестьяне д. Карабихи пожертвовали «две с половиной десятины земли», а один из местных жителей «торгующий по купеческому свидетельству на Спировской станции» - купец Дмитрий Семёнов – принял на себя обязательство «устроить вчерне на тринадцати саженях длиною и шести саженях шириною двухэтажный деревянный корпус, а нём просторное помещение для домовой церкви, для чего изготовлен им бут, выведен из гранитного камня цоколь, привезён на место превосходного качества лес и все необходимые строительные материалы».

Проект же для новой церкви был составлен архитектором Каминским. В это время, а именно в 1877 г., когда в разгаре были подготовительные работы по устройству церкви в Спирове, Александр Степанович уже работал над проектом Казанского собора в Вышневолоцком Казанском монастыре. Но, не смотря на видимую занятость, он взялся и за проект церкви в Спирове. Его несомненное участие в проектировании храма доказывает не только стиль оформления здания, выразившийся в стилизованных резных наличниках и карнизах, но и резолюцией епископа Тверского и Кашинского Алексия на прошение монахини Досифеи: «По усматриваемой из сообразности хорошо составленного архитектором Каминским проекта на деревянное строение дома с церковью объявить разрешение и возвратить рисунки к неотложному исполнению». Кроме того, основной особенностью церкви в Спирове стало то, что это единственная в своём роде деревянная церковь, устроенная по проекту Каминского.

В том же 1877 г. в ещё недостроенном храме (но на него уже были установлены кресты и купола) Николо-Столпенский игумен Феофан впервые отслужил всенощное бдение и часы. «И какая радость была на Спирове, - вспоминала об этом событии матушка Досифея, - когда заблаговестили колокола! Жители себя забывали от умиления, падали на землю, крестились и благодарили Господа, что он сподобил их услышать звон церковный… А старичок Дмитрий Семёнов, который начал церковь строить, от умиления и радости плакал на коленях и молился».

Освящение новой деревянной церкви произошло 2 апреля 1878 г. Первоначально освятить здание Успенской церкви планировал митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский Исидор, т.к. новый тверской архипастырь – бывший Экзарх Грузии Высокопреосвященнейший Евсевий ещё не прибыл в Тверь. Но обстоятельства изменились, и освящение новой церкви всё же совершил приехавший в Тверь 25 марта 1878 г. новый архипастырь.

Само по себе освящение Спировской церкви в то время было из ряда вон выходящим – храмы в те времена освящались не архиереями, а назначенными на то особым указом священниками или монахами. Но в этом случае благодаря особому расположению к Казанскому монастырю Санкт-Петербургского митрополита церковь в Спирове была освящена архиерейским чином, что было присуще больше крупным городам.

Так судьба Успенской церкви в Спирове связала две яркие фигуры того времени архитектора Каминского и Санкт-Петербургского митрополита – первого лица Русской Православной церкви. О существовании церкви в Спирове митрополит Исидор знал ещё и до её освящения. В 1877 г. он пожертвовал в строящийся храм икону с надписью: «Сия св. Икона Благословение Сн. Пет. Митрополита Исидора в церковь, что на Спировской станции 1877 года ноября 9 дня».

О том, как выглядела церковь, устроенная по проекту А.С. Каминского мы можем узнать из описи, составленной архимандритом Борисоглебского монастыря Антонием накануне освящения: «Успенская домовая при кельях церковь – деревянная, на каменном фундаменте, тёплая, об одном престоле, крытая железом, снаружи обита тёсом и окрашена, а внутри оштукатурена и выбелена. В церкви справа и лева устроены на четырёх каменных столбах хоры. Посреди церкви выше кровли устроена на осмерике трибуна, крытая белым глянцевым железом с позлащённым крестом. В трибуне повешено пять колоколов, весом до 20 пудов. Кровля церкви выкрашена медянкою снаружи; стены – светло-шоколадною краскою с резьбою и украшениями». Иконостас в новой церкви был в три яруса, на клиросах были установлены кивоты с иконами Божией Матери.

Совсем недавно в архивах удалось отыскать план Спировской киновии, а так же проект каменной колокольни. Первый ярус трёхярусной колокольни планировался как въездные ворота в киновию, но судя по фотографиям начала XX в. святые ворота были всё же сделаны отдельно, со стороны современной центральной площади. Датирован проект колокольни 1898 г. Одобрен он был Тверским губернским правлением в мае того же года. Автором проекта является гражданский инженер Л. Ежовский. Строительство его детища началось на территории киновии уже в том же году.

Тот же самый инженер Ежовский выстроил на берегу реки, протекавшей близ киновии и вторую деревянную церковь «на 250 человек». За основу храма была была взята более древняя деревянная Смоленской часовни, где хранилась главная святыня местных жителей Смоленская икона Божией Матери. В 1899 г., ещё до устройства деревянной церкви в киновии побывал Тверской архипастырь владыка Дмитрий (Самбикин). Вот как он вспоминает этот день на страницах Епархиальной газеты от третьего лица: «Сентября 6. Воскресенье. Неделя 15 по пятидесятнице. В Успенской церкви женской общины близ Спировской железнодорожной станции Высокопреосвященный совершил литургию, в сослужении благочинных монастырей: настоятеля Николо-Теребенской пустыни, архимандрита Алексия, Казанского Вышневолоцкого женского монастыря протоиерея Василия Поддубского, священника Успенской общины Николая Загорского и священника Казанского Вышневолоцкого монастыря П. Березина. Проповедь была сказана Высокопреосвященным. После литургии был отслужен молебен Пресвятой Богородице пред чтимою Смоленскою иконою Божией Матери – Одигитрии, каковая икона с крестным ходом была отнесена в часовню означенной общины (устроенную на берегу реки Дикмы)».

Одобренный 11 июня 1898 г. проект деревянной Смоленской церкви был притворён в жизнь лишь в 1911 г. В одном здании с церковью был заключён и святой колодец, к которому имелся отдельный вход с улицы. 15 мая 1911 г. состоялось освящение престола Смоленской иконы Божией Матери. Накануне торжества прибыла настоятельница Казанского монастыря игумения Дисифея. Вечером 14 мая из Успенской церкви в новоустроенную Смоленскую была перенесена чудотворная Смоленская икона, затем сразу в обоих храмах началось всенощное бдение. Народу, как отмечает свидетель событий священник Успенской киновии Николай Успенский, собралось более пяти тысяч человек. И поэтому «желая дать возможность послушать богослужение всем прибывшим на торжество, совершили литию под открытым небом. Прочувствованное служение настоятеля о. архимандрита Феофана, прекрасное пение монашеского хора, чудная погода – всё способствовало молитвенному настроению». Всенощное бдение завершилось чтением канона, который прочитал священник Кашаровской киновии Аркадий Тяжёлов.

Утром 15 мая к литургии собрались священники окрестных сёл, среди них были настоятели храмов в Бабье о. Иоанн Критский, Матвеева о. Александр Рудаков, Раменья о. Алексий Завьялов. Кроме того служили и священники Казанского монастыря Михаил Беневоленский, Аркадий Тяжёлов и священник Успенской киновии Николай Успенский. Возглавлял священнодействие благочинный монастырей Архимандрит Феофан. По окончании освящения и литургии совершили крестный ход с пением Пасхального Канона и канона Божией Матери.

По воспоминаниям старожилов церковь сгорела незадолго до переворота 1917 г. Сейчас даже к месту храма трудно подобраться – его территория занята местным стекольным заводом. Колокольня Успенской киновии используется под магазин, а ярус звона был разобран ещё в 1940-х гг. Говорят, что в годы гонений на колокольне прятался архимандрит какого то крупного монастыря.

Крушение же Спировской киновии началось в 1920-х гг. После закрытия Казанского монастыря в 1924 г. киновия просуществовала недолго. Преобразованный в приходскойхрам был закрыт в 1933-1934 гг. В 1934 г. в здании церкви разместилась школа № 2, с храма был снят купол, а к алтарю была пристроена кладовая и сделан новый вход.

Было снесено и монастырское кладбище, где покоились останки супруги первого священника киновии протоиерея Николая Сергеевича Загорского (01.12.1830 – 22.10.1905) Загорской Агрипины Феодоровны (03.06.1832 г. – 11.05.1905) и сына коллежского асессора, воспитанника Тверской гимназии Загорского Михаила Фёдоровича (01.07.1892 г. – 02.05.1905 г. Здесь же у алтаря храма нашёл последний свой приют и о. Николай Загорский, а вместе с ним ещё и монахиня Евсевия(11.01.1908) «в киновии потрудившаяся на разных послушаниях усердно 33 года», а так же Куфаркина Ангелина Венедиктовна(01.10 1808 – 31.03.1886)., вдова артиллерии генерал – майора.

С юго-восточной стороны храма была погребена и вторая настоятельница Успенской киновии монахиня Руфина (вмиру Прасковья Никифоровна Филатова, 1860 г.р.), при которой в 1911 г. была освящена Смоленская церковь. Её ошибочно путают с другой монахиней Руфиной из Казанского монастыря (вмиру генералькая дочь Надежда Николаевна Вансович), которая погребена в 1906 г. Вышнем Волочке. Из рассказов старейшей жительницы посёлка Валентины Ильиничны Максимовой следует, что монахиня Руфина просила не хоронить её на кладбище киновии потому, что будут «дети прыгать по могиле». Что и случилось, дети действительно прыгали по могиле монахини и не только прыгали, но и ходили, играли, т.к. здесь была школа.

Было уничтожено в те же годы небольшое подворье в местечке Катиха близ д. Пеньково (современное Спирово). Там, как вспоминала В.И. Максимова: «В местечке Катиха, километрах в трёх от Пенькова, была часовня. Летом там был престольный праздник, и родители ходили в эту часовню и вешали на иконы венки из полевых цветов. Там летом трудились монахини, для них было построено несколько домов».  

За долгие годы безбожия, о том, что Успенскую церковь в Спирове строил Каминский сумели позабыть все, как и о том, что здание школы, а затем РОНО вообще было церковью. Лишь немногие из старожилов помнят, что это был храм, что когда то здесь возносилась молитва и звучал колокольный звон.


Назад к списку