Спировский район, село Матвеево. Храмовый комплекс погоста Георгиевско-Чудинского
Матвеево – исторический центр погоста Георгиевско-Чудинского.
В приходе моего отца – селе Матвеево была повторно арестована монахиня Евдокия Васильевна Ершова. Матушка Евдокия родилась в деревне Большое Плоское Козловской волости. Даты её рождения разнятся от 1886 до 1890 г. Так же местом рождения называется д. Житниково Козловской волости. Монашество приняла в Успенской киновии Казанского женского монастыря в Спирове. В 1919 г. её имя значится в списке монахинь Спировской киновии, тогда её было 29 лет. Первый раз матушку арестовали в 12 июня 1931 г. в числе других монахинь Спировско киновии за активное противодействие закрытию монастыря. Приговорена она была Тройкой ОГПУ Московской области 18 июня 1931 г. к трём годам исправительно-трудовых лагерей. После своего возвращения она поселилась вс. Матвеев, где в то время ещё действовала церковь. После ареста священника она стала продолжать организовывать службы в храмах, за что и была арестована 27 октября 1937 г. 25 ноября 1937 г. она была приговорена к 10 годам ИТЛ. Отбыв наказание в Архангельске, вернулась в родную деревню. Далее её имя мы будем встречать на страницах регистрационного дела с. Петровское (современное Тарасово). Умерла матушка Евдокия в 1960 г.
Напротив нашего дома вс. Матвеево стоит добротный дом дьякона. В годы советской власти там был детский сад, а хозяин его диакон Николай Барбашинов жил в небольшом домике рядом. В середине 1930-х гг., как рассказывают местные старожилы, он поехал за новым священником, т.к. прежний был арестован. Скорее всего, арестованным священником был Александр Рудаков. Священника о. Николай хотел привезти из Торжка, где служил брат о. Александра Иван Рудаков, но в Торжке он был арестован. Вечером того же дня нагрянули с обыском в дом о. Николая и забрали двух его сыновей. Вскоре их отпустили, а вот отец в село не вернулся. Долгое время в его доме продолжала жить матушка Елизавета Никитична Барбашинова – супруга о. Николая и активный член приходского Совета открытого в годы войны Матвеевского прихода.
Село Матвеево, ставшее за эти годы мне родным, одно из красивейших мест Спировского района Тверской области. Расположено оно на открытой возвышенности в 6 километрах от районного центра посёлка Спирово. В центре села возвышаются два величественных храма: Преображения Господня и Георгия Победоносца, входящих в состав комплекса Георгиевско - Чудинского погоста.
Приход храма Георгия Победоносца и великомученицы Варвары известен с 1545 г. как погост Георгиевско-Чудинский. В Писцовой книге Бежецкой пятины 1545 г. погост Георгиевский Чудини описывался так: "В Чюдини же погост, а в нём церковь Егоргий Великий, а церковных дворов на погосте: двор поп Левонтей, двор дияк церковной Васка, двор пономарь, двор проскурница, пашут на погосте землю церковную, в обжи не положена".
Писцовая книга 1582-83 гг. так же приводит сведения о Чудинском погосте: "Погост Егорьевский в Чюдинех, волостка Матфеевская Доможирово... Погост в Чюдинех. А на погосте церковь страстотерпца Христова Георгия, деревяная в верх. А в церкве образы и свечи и книги приходные. Да в погосте ж двор поп Семён, двор пономарь, двор проскурница, келья старицы Олександры Ивановы жены Садыкова, да три кельи, в них живут нищие, а питаютца о церкви Божьи. Пашни церковные десять чети в поле, а дву по тому ж; сена десять копен. В обжи церковная земля не положена".
В конце XVII в. существовавшая на погосте деревянная церковь Георгия Победоносца сгорела, и на её месте невредимыми были обнаружены две иконы - Преображения Господня и Богоматери Владимирской. Документы сохранили для нас дату этого события - 1691 г. Стех пор оба этих образа почитались как чудотворные, но были утрачены при закрытии прихода в 1972 года. Незадолго до этого, из иконостаса Преображенской церкви с. Матвеево была украдена икона Рождества Пресвятой Богородицы, XVI в. Её при обследовании храма просили сотрудники музея Андрея Рублёва, но староста церкви Наталья Николаевна Ипполитова икону не отдала, надеясь на скорое открытие храма. Вскоре последовала кража. Икона появилась в одном из каталогов древнерусской живописи спустя несколько лет, но её происхождение значилось, как неизвестное.
В 1731-32 гг. взамен обветшавшего деревянного храма, построенного в 1691 г. помещик Пётр Осипович Давыдов устроил новый трёхпрестольный храм во имя Преображения Господня с двумя приделами в честь Рождества Пресвятой Богородицы и Георгия Победоносца. В архиве прихода хранилась грамота, разрешающая строительство храма, подписанная Новгородским Митрополитом Феофаном Прокоповичем, известным деятелем эпохи Петра Великого.
В XVIII - XIX вв. приходскому храму благодетельствовал род дворян Карачинских. Владельцы соседнего сельца Чёрный Ручей отец и сын Егор Михеевич и Николай Егорович Карачинские на свои средства заменили кровлю, а затем и капитально отремонтировали Преображенскую церковь. Николай Егорович Карачинский, участник войны 1812 г., предлагал прихожанам выстроить новую каменную церковь, но те за неимением средств "к вспомошествованию отказались". И всё же память народная приписывает строительство Георгиевской церкви Н.Е. Карачинскому "герою турецкой битвы". По народному приданию он выстроил этот храм по данному им обету. Семья Карачинских была погребена в особой усыпальнице под деревянной Преображенской церковью.
В 1853-54 гг. другой матвеевский помещик отставной штабс-капитан Кинтилиан Иванович Давыдов возглавил строительство первого каменного храма в с. Матвеево. Двухпридельная каменная церковь с колокольней строилась на средства местных крестьян и помещиков - четы Энгельгардтов, владевших усадьбой Чёрный Ручей, их родственников Карачинских, помещиков села Ильинское Зашегринье (современный Вышневолоцкий район) и М.И. Рукиной. На праздник Рождества Пресвятой Богородицы 8 сентября 1861 г. был освящён левый престол Рождества Богородицы. Через три года, в 1864 г. так же на праздник Рождества Богородицы был освящён второй правый престол храма во имя Преображения Господня. В этом же году ветхая деревянная Преображенская церковь была разобрана.
Через год после освящения Преображенского престола, в 1865 г. барон Василий Богданович Энгельгардт начал строительство второго приходского храма во имя Георгия Победоносца и Великомученицы Варвары. Храм этот стал родовой усыпальницей дворян Карачинских и баронессы Варвары Николаевны Энгельгардт, урождённой Карачинской, скончавшейся в августе 1864 г. Сюда в родовой склеп были перенесены останки её деда и бабки поручика Е.Н. Карачинского и А.Н. Карачинской-Давыдовой, а так же отца Н.Е. Карачинского и брата подполковника Евграфа Карачинского.
Храм был освящён 8 сентября 1869 г. На освящении присутствовал строитель храма, военный и гражданский губернатор г. Ковно барон В.Б. Энгельгардт. Здесь же, в родовой усыпальнице, подле останков своей супруги он и нашёл своё последнее упокоение. В Георгиевской церкви с. Матвеево хранится образ великомученицы Варвары, написанный в Санкт-Петербурге. По приданию он был списан с портрета баронессы В.Н. Карачинской.
В конце XIX в. на приходе служил священник Антоний Иванович Зосимовский, составивший "Летопись Георгиевско-Чудинского погоста". В начале XX столетия настоятелем прихода стал священник Александр Рудаков, сын матвеевского священника Арсения Андреевича Рудакова. Брат о. Александра протоиерей Иоанн Рудаков в советское время был настоятелем Петропавловского собора г. Гатчина Ленинградской области.
В 1931 г. с колокольни Преображенской церкви были сняты колокола. Местные говорили, что их отвезли на переплавку в Германию. Когда снимали большой колокол, то он сорвался и упал рядом с колокольней и почти наполовину вошёл в землю. Приход продолжал действовать вплоть до 1935 г. В 1937 г. в закрытых матвеевских храмах монахиня Евдокия Ершова организовала Богослужения, за что она была арестована и заключена в концлагерь.
В годы Великой Отечественной войны верующие Матвеевского прихода продолжали совершать в храме самостоятельные службы, собирали деньги на помощь фронту. 21 июля 1944 г. уполномоченный по делам РПЦ В.И. Хевронов зарегистрировал Преображенско-Георгиевскую общину с. Матвеево. Первым её настоятелем стал священник Александр Викторович Смирнов. Вскоре он принял постриг с именем Сергий и был хиротонисан во епископа Смоленского и Дорогобужского. Взамен себя он прислал в село Матвеево священника Михаила Ивановича Белова.
На приходе о. Михаил прослужил вплоть до 1962 г. За эти годы он не раз помогал людям, одержимым нечистыми духами. Сохранились письма исцелённых по его молитве людей. В 1962 г. его из-за конфликта с уполномоченным по делам религии перевели в с. Турны Бологовского района, но он отказался ехать, считая перевод его на другой приход нецелесообразным. За это отца Михаила отчислили за штат. Последним священником храма стал Михаил Логинович Фёдоров, но он прослужил недолго, всего несколько месяцев, и был переведён в с. Кострецы Максатихинского района.
Вплоть до 1972 г. прихожане боролись с местной и областной властью, отстаивая свой приход. Организатором борьбы была староста прихода Наталья Николаевна Ипполитова, которая с пяти лет была при Матвеевском храме, пела в детском хоре, затем пела в хоре при о. Михаиле Белове и организовала хор после повторного открытия храма при о. Фёдоре. В 1972 г. приход был снят с регистрации, а часть утвари вывезена вБогоявленский собор г. Вышнего Волочка.
Вновь приход был воссоздан в 1988 г. Первым его настоятелем стал священик Фёдор Лищенюк. В 1995 г. его сменил о. Александр Рожок, а с 2000 г. настоятелем Георгиевского прихода служит протоиерей Михаил Ивлев
Михаилу было поручено духовное окормление соседнего с Матвеево Георгиевского прихода села Бирючёво, оставшегося после смерти священника Иоанна Лопакова без настоятеля. С 2008 г. в Бирючёве под руководством о. Михаила ведётся строительство часовни памятника погибшим в годы Великой Отечественной войны односельчанам во имя Благоверного Князя Александра Невского. В настоящее время строительство часовни почти завершено.
Одним из последних событий на территории прихода стало празднование 200-летие войны 1812 г. В ходе этого праздника были открыты и установлены две памятные доски в честь участника 1812 г. корнета Николая Егоровича Карачинского. Одна из них разместилась на стене его родовой усыпальницы, вторая – на месте дома в усадьбе Чёрный Ручей. Здесь же в усадьбе под сенью столетний тополей восстановлен старый барский колодец, а так же поставлена беседка, где каждый желающий может отдохнуть в знойный летний полдень.
Назад к списку