Георгия Победоносца и великомученицы Варвары села Матвеево - Спировский район, село Бирючёво. Храмовый комплекс близ с. Бирючёво (Бывший Новоторжский уезд)
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Спировский район, село Бирючёво. Храмовый комплекс близ с. Бирючёво (Бывший Новоторжский уезд)

Бирючёво. Погост Георгиевский в Бирючёве.

Хоть погост Георгиевский в Бирючёве и не входит в состав Вышневолоцкого уезда, а располагался на самой границе Новоторжского и Вышневолоцкого уезда, часть его деревень всё же относилась к Вышнему Волочку. Да и рассказать об истории этого места я хочу ещё и потому, что это теперь тоже приход моего отца. Да и возрождение его мы начинали вместе с 2007-2008 гг.

Впервые в погосте Георгиевском я побывал вместе с о. Иоанном Лопаковым, когда тот проводил там экскурсию. Тогда погост был в заброшенном состоянии. И всё же мы с любопытством ходили и слушали пожилого священника. Отец Иоанн был интересным рассказчиком, да и рассказывал он не только со слов старожилов, но и по своим воспоминаниям. По национальности он карел, уроженец этих мест, долгое время проработал школьным учителем иностранного языка, а перед выходом на пенсию он был рукоположен во священника к своему родному селу Бирючёво.

Погост Георгиевский, расположившийся в двух километрах от села на высокой возвышенности, связан с именами двух братьев-священников Владимира и Александра, арестованных и расстрелянных в 1937 г. Старожилы ещё указывают место, где стояли дома священником погоста и пономаря Николая Дамаскина – отца священномученика Владимира.

Георгиевский погост близ с. Бирючёво был устроен в незапамятные времена на древнем городище. В наши дни на торговой площади села находят различные монеты, самая древняя из них датирована временем Ивана IV Грозного. Но в смутное время погост был стёрт с лица земли.С тех далёких времён существовала «в приходе села Георгиевского, при деревне Бирючёве, во ста саженях от нея, есть древние земляные насыпи (сколько – не обозначено), расположенные от востока к западу, имеющие по одной сажени длины и три четверти аршина вышины, с основаниями, обложенными камнями». По преданию, рассказанному о. Иоанном здесь были захоронены воины после какой-то битвы, произошедшей в этих местах. Вообще преданиями о битвах и об ушедший под землю храмах богата Спировская земля. Так битва была и в окрестностях с. Матвеево, говорят, что на её месте выпахивали из земли уцелевшее оружие. Да и церковь утонула близ села Матвеево, как раз по дороге в Бирючёво.

В 1625-27 гг. погост описывался так: "На Царя и Великого князя земле погост в Бирючеве, а на погосте церковное место страстотерпца Христова Георгия, а в нем пашни церковные земли 20 четвертей, да лесом поросло 10 четвертей, и обоего 30 четвертей в поле, а в дву потому ж земля худа, сена 30 копен, лесу пашенного 5 десятин, а непашенного 10 десятин, а в сошное письмо та земля против старых книг не положена".

Бирючёвские пустоши вXVII веке были отданы на заселение карелам. Так деревни Бирючёво, Волхово, Стешково, Трубино стали полностью карельскими. Переселенцы возвели на погосте и деревянную церковь, которая была посвящена всё так же великомученику Георгию.

В 1773 г. взамен ветхой Георгиевской церкви, крестьянами Георгиевского погоста было начато строительство «на другом месте» новой деревянной церкви. Когда была построена ветхая Георгиевская церковь выяснить местным священникам не удалось, но на «на кресте деревянном, имеющимся тоя церкве в алтаре подписано, что освящена оная церковь по благословению Ионы Митрополита Великоновоградского в 1708 г., о чём приписано рукою Его Высокопреосвященства».

В 1775 г. настоятель прихода священник Иван Васильев и дьячок Данила Иванов отчитались в консисторию, что храм на погосте выстроен. И 17 ноября того же года Тверской архиепископ Арсений разрешил освятить храм. Ветхая же деревянная церковь была разобрана и сожжена. 

В 1850 г. была начата постройка каменного храма. В прошении от 24 октября 1851 г. говорилось, что прихожане желают«построить новую каменную церковь на церковной земле взамен существующей деревянной церкви с северной стороны». По показаниям старост приходских деревень Новгородки, Яблоньки, Бирючёво, Стешково, Обухово, Высочки, Бухолово, Ломков, Волхова, «место, избранное прихожанами, удобно для построения на нём новой каменной церкви». Строился он по проекту, одобренному Министром Его Величества Императорского двора князем Волконским, а сам проект прошёл через руки Государя Императора. Но, что удивительно пятиглавый Георгиевский храм в с. Георгиевском был построен только на народные средства.

 В 1860 г. храм был готов. В январе этого же года духовенство погоста рапортовало архиерею: «Начатая строением в 1854 г. в с. Георгиевском наша приходская церковь, ныне приведена к окончанию, покрыта железом, внутри и снаружи оштукатурена, устроены деревянные полы, поставлен иконостас со святыми иконами, церковь вообще снабжена достаточно утварью, ризницею и богослужебными книгами». И просило, т.к. «деревянная же церковь по числу душ прихожан тесна и уже ветха», «благословить освятить 2 февраля 1860 г. престол новой каменной церкви во имя вмч. Георгия о. благочинному погоста Прутни протоиерею Иоанну Воронцову на новом Антиминсе». Под прошением стоят подписи священника Николая Матвеева Виноградского, диакона Арсения Андреева Рудакова – будущего священника с. Матвеево, дьячка Александра Иванова Невского и старост приходских деревень. Освищение храма состоялось на праздник Стетения Господня 2 февраля 1860 г.

В Георгиевской церкви сохранилась живопись по мотивам картин художника Виктора Васнецова "Радость праведных о Господе. Преддверие Рая", выполненных художником академической школы в начале XX в. Сохранился и иконостас храма, а часть его узоров хранится в нашем приходском музее.

Вторая Ильинская церковь с колокольней была закончена 1872 г. Её строительство было начато на месте древней деревянной церкви в 1870 г. на средства Новоторжского купца Даниила Ершова. Саму старую деревянную церковь употребили на обжиг кирпича. Освятили храм в честь Илии Пророка и Благоверного князя Александра Невского. Близ алтаря церкви с северной стороны сохранилоась семейное захоронение рода купца Ершова. К сожалению, его надгробие чёрного мрамора было уничтожено ещё в годы советской власти. Близ алтаря церкви так же погребен род крестьян Лопаковых. Крестьянин Макар Егоров Лопаков выстроил в 1892 г. близ погоста на свои средства школу, которую и передал в ведение местному приходу.

В 1901 г. на приходе значились деревни Новгородка, Яблонька, Ломки, Высочка, Бирючёво, Волхово, Стешково, Обухово, Бухолово, Грестьянка, Бирючёвка, Шилково, Трествянка, Макары, Сельцо Круглое, Сельцо Старцево. Прихожан в это время насчитывалось 1190 мужчин, 1223 женщины, кроме того было 5 мужчин и 7 женщин раскольников.

Среди священнослужителей погоста в эти годы значатся: Священник Пётр Семёнович Зверев – 37 лет, окончил духовную семинарию, в службе с 1885 г., священник с 1889 года, состоит законоучителем церковно-приходской школы, земской школы и школы грамотного чтения благочиннического совета, награждён в 1900 году скуфьёй; диакон Иоанн Феодорович Голубев Голубев – 31 год, из третьего класса духовной, в службе с 1891 года, диакон с 1897 года, состоит учителем церковно-приходской школы; псаломщик Николай Алексеевич Дамаскин – 50 лет, изнизшего отдан в духовное училище, в должности с 1861 года.

В 1915 г. на приходе продолжал служить священник Пётр Зверев, диаконом же был Алексий Сперанский, 46 лет, из первого класса духовной семинарии, в служении 26 лет, в этом приходе прослужил 8 лет. Его сестра Александра Ивановна Сперанская долгое время преподавала сначала в Урайской школе, а затем в Волховской. Псаломщик был так же новый – Георгий Дамаскин, третий сын Николая Дамаскина. Ему было 24 года, он окончил двухклассное училище, на службе был 1 год. Кроме того на приходе значились одна церковная и две земских школы, прихожан было 1203 мужчины и 1217 женщин, 1 женщина была сектанткой.

Последним священником храма стал о. Николай Постников (+1954 г.). До своей кончины он совершал таинства в окрестных деревнях погоста. В храме службы уже не проводились. Ильинская церковь стояла закрытой, а Георгиевская использовалась под склад. После войны две старушки из с. Урайское – так называлось Георгиевское в советское время, пришли к уполномоченному о делам религии В.И. Хевронову. Отдавая ему корзиночку яиц они слёзно просили вновь открыть церковь в Георгиевском. Но получили холодный отказ.

В конце 1990х гг. священник с. Бирючёво о. Иоанн Лопаков пытался начать реставрацию храмового комплекса, но недостаток средств и здоровье не позволили ему это сделать. Лишь в 2008 г. реставрационные работы были продолжены и не прекращаются по сей день.


Назад к списку