Георгия Победоносца и великомученицы Варвары села Матвеево - Лихославльский район, село Гнездово. Храм Святителя и Чудотворца Николая
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Лихославльский район, село Гнездово. Храм Святителя и Чудотворца Николая

Село Гнездово и его окрестности.

Сейчас это территория Лихославльского района. А в начале 20 века это была самая окраина Вышневолоцкого уезда, откуда в 1918 г. начался кровавый путь мучеников Петра Жукова и Прохора Михайлова. От бывшего уезда к Лихославлю отошли приходские селения Новостанского, Гнездовского и Крева-Назаровского приходов. Храм Николо-Гнездовского прихода расположился между сёлами Гнездово и Ветчино. По приданию жители этих деревень когда решали где строить храм, то поспорили на территории какого селения его ставить. В итоге, что бы не перессориться, решили строить храм между деревнями, где был хутор. И всё равно храм оказался не ровно между Гнездово и Ветчино, а ближе к последней деревне.

Гнездово в XV – XVIвв – центр одноимённой «волостки в Гнездове» входившей в состав погоста Спасо-Клин. Впервые волостка упомянута в 1499 г. В 1545 г. упомянуто и само село Гнездово: «В Клинце ж в Спаском погосте в волостке в Генездове в Васильевской же Зайцова за Васюком за Володимеровым сыном Кувшинова отцовского поместья. В сельце в Гнездове вопче с его братаничи с Миткою да с Ыванцом с-Ывановыми детми Володимерова сына Кувшинова на Васюковых обжах: двор большой, а внём сам Васюк, двор человек его Ондрюшка, пашни в поле 13 коробей, а в дву по тому ж, сена 13 копен, 8 обеж».

Есть в писцовой книге 1545 г. упоминание и о д. Ветчино: «Деревня Ветчина: двор большой, а нём сам Васюк з братаничем, двор человек их Михаил, пашни в поле 12 коробей, а в дву по тому-ж, сена 10 копен, 4 обжи».

Если начать разбор старых документов, то становится видно, что жители этих деревень проявляли особую активность в церковной жизни. Так в двух соседних деревнях, расположенных на небольшом расстоянии друг от друга было поставлено по часовне. Одна из них до сих пор сохранилась в центре Гнездово. Небольшая, прямоугольная на плане часовенка с двускатной крышей, была обшита тёсом и украшена декоративными «лопатками». Украшения деревянной часовни уцелели до сих пор и хорошо заметны.

Вторая часовня в Ветчино не сохранилась. В траве на месте часовни видны камни от её фундамента. Совсем недавно близ старого фундамента часовни настоятель Новостанского прихода о. Афанасий  поставил новую часовню с шатровой колокольней. На месте же самой часовни воздвигнут поклонный крест.

Из села Ветчино происходят два первых новомученика Тверской земли. Это крестьяне Пётр Жуков и Прохор Михайлов, пострадавшие в 1918 г. Они были в числе других местных жителей зверски убиты красноармейцами за то, что выступили против закрытия Гнездовской церкви. Не исключено, что эти два крестьянина принимали участие в строительстве Гнездовского храма. Сохранившийся в Тверском архиве проект Знаменской церкви с. Гнездово датирован 1901 г. 13 февраля его рассмотрели в строительном отделении Тверского губернского правления.

 По проекту деревянный храм был однокупольным, двухпрестольным, имел трапезную и колокольню. По свидетельству игумена Дамаскина (Орловского) первого биографа мучеников погост был назван Николо-Гнездовским. Отсюда возможно второй престол храма носил посвящение именно святителю Николаю.

Гнездовский приход в это время был выделен из прихода с. Новый Стан. Древнее карельское село было расположено на самой границе Вышневолоцкого, Бежецкого и Новоторжского уездов. Деревянный Покровский храм в нём был выстроен в 1777 г. и сохранился до наших дней. В приход с. Новый Стан входили и Ветчино и Гнездово. В обоих деревнях по данным за 1901 г. были выстроены часовни. В д. Ветчино иконы Божией Матери Знамение, в Гнездове Сретения Господня. Когда была выстроена часовня в Ветчино неизвестно, но вот дата строительства Гнездовской часовни дошла до наших дней – 1862 г. Кроме этих часовен в Новостанском приходе были часовни в Дербужье - Благовещения Пресвятой Богородицы, в Палюжье – Святителя Николая и в Хлестове, так же Никольская.

Судя по документам начала XX века в Гнездове было 62 двора, 229 мужчин, 219 женщин, в Ветчино 55 дворов 170 мужчин, 185 женщин. По своей многолюдности эти два селения могли позволить себе организовать самостоятельный приход. Что и было сделано.

В 1915 г. в Знаменской церкви с. Гнездово служил священник Владимир Введенский, 37 лет. Из сведений о нём мы знаем, что он окончил пастырские курсы, всего прослужил 18 лет, в Гнездовском приходе – 1 год. Вместе с ним служил псаломщиком Алексей Троицкий, 19 лет. На службу он был назначен из первого класса духовного училища, на приходе прослужил 1 год. Из срока служения священника и псаломщика мы можем заключить, что приход в Гнездово был организован в 1914 г.

В приход входили деревни Гнездово, Ветчино, Андрюково и Яблонька. Прихожан было 640 мужчин, 675 женщин. Имелась земская школа, в которой обучалось 180 учеников. Жалование на законоучительство священнику Гнездовского прихода составляло 120 рублей в год.

О событиях, происходивших вокруг Гнездовского прихода в 1918 г. мы знаем из жития мучеников Петра Жукова и Прохора Михайлова. В наше первое посещение деревни Ветчино мы смогли отыскать в высокой траве камни от дома мученика Петра. Дом Прохора Михайлова, к нашему удивлению уцелел, хотя и в руинированном состоянии: выбиты окна, полуобрушена кровля, рухнули полы. Но, что удивтельно, уцелел святой угол. Полочки с любовью сделанные под читимые в семье иконы. Кто знает, может быть их своими руками сделал мученик Прохор.

Из деревни Вечтино мы направились на Гнездовское кладбище, где сохранилась могила мученика Петра среди захоронений его родственников.  У края леса, где расположилось кладбище, есть небольшой высохший наполовину прудик, где, по словам местных жителей, обмывали от крови останки замученных крестьян с. Гнездово. Могилы мученика Прохора мы не нашли. Но чувство охватившее нас на погосте было удивительным, ощущение незримого присутствия Ветчинских крестьян здесь, на месте их упокоения. Мы отслужили панихиду и поклонились земле, где лежат мощи святых первых мучеников Тверских.

Побывали мы и на месте Гнездовской церкви. На её фундаменте о. Афанасий пытался выстроить часовню, но так и не достроил – обычный весенний пал не дал этого сделать. Первый год, как свидетельствуют местные жители, пламя не тронуло часовни, но вот в следующий год стены часовни сгорели дотла. У алтаря храма мы обнаружили крест, так же поставленный о. Афанасием. Его основание сгнило и крест упал. Заросший кустарниками и крапивой фундамент мы искать не стали, т.к. в этих краях водится большое количество змей, которые часто выползают погреться на камнях.

 Деревянная Знаменская церковь простояла вплоть до 1960-х гг., когда её разобрали и перевезли в село Гнездово под здание клуба. В Ветчино нам показали разрубленную топором икону, найденную в храме, когда тот ещё стоял заброшенным. Последним священником церкви стал Михаил Ефимович Зайцев. Отец Михаил родился в 1882 г. в д. Городок современного Спировского района. В 1930-х гг. проживал: Калининская обл., Ново-Карельский р-н, с. Погост-Гнездово. Был арестован 19 сентября 1937 г. Приговорен тройкой при УНКВД по Калининской области11 ноября 1937 г. к расстрелу по обвинению в контрреволюционной деятельности и создании фашистко-монархической организации. В числе прочих по этому делу были арестованы священномученик Алексий Сибирский, священники сёл Скирки, Ерзовка и др.Расстрелян 13 ноября 1937 г. в один день со священномучеником Алексием. Реабилитирован 4 апреля 1989 г. по заключению Тверской областной прокуратуры.

Уже к вечеру наша экспедиция отыскала здание Знаменской церкви. Прекрасно видно, что это церковное строение – хорошо сохранилась трёхгранная апсида, только вот обращена она на запад. На алтарной стене, как указали нам, живущие по соседству люди, ещё совсем недавно был заметен, нарисованный кем-то краской крест. И сейчас если приглядеться, его следы заметны на потемневших от времени брёвнах храма.

Увидели мы и крест, некогда венчавший Гнездовскую церковь. Он хранится в алтаре восстановленной часовни с. Гнездово. Его нашёл при строительстве часовни на месте храма о. Афанасий и перенёс в Гнездово. Из Гнездова мы уезжали с особом настроении. Всем было понятно, что впереди нас ждёт ещё долгий путь по следам мучеников и исповедников XX века. Сложный путь по дороге крови, слёз и страданий. Но нам нужно его пройти, что бы будущие поколения помнили о подвиге, людей стоявших за Веру.


Назад к списку