Георгия Победоносца и великомученицы Варвары села Матвеево - Спировский район, урочище Ерзовка (Могилки). Храм Преображения Господня
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Спировский район, урочище Ерзовка (Могилки). Храм Преображения Господня

Ерзовка – центр погоста Спасского на Клинце.

Из протокола допроса священномученика Алексия Сибирского:

- С какого времени вы знакомы со священником Орловым?

- С Орловым я познакомился в 1935 г., то есть тогда, когда он приехал служить в церковь села Ерзовка. Приехал Орлов из города Калинина. Ко мне он тогда явился как к благочинному. Последующие встречи у нас были в 1936 г. несколько раз как к благочинному. Последующие встречи у нас были в 1936 году Орлов был назначен благочинным по Ново-Карельскому району, но несмотря на это, у нас встречи продолжались: так, например, в 1937 году мы встречались в селе Козлово у меня раза три. 30 марта приходил на мои именины, 4 июня – по случаю именин моей жены, и 7 июля.

- Расскажите, какие контрреволюционные вопросы ставил перед вами Орлов 30 марта?

- О контрреволюционных разговорах 30 марта со стороны Орлова я не помню. К тому же Орлов приходил ко мне в это время с незнакомым мне псаломщиком из Воздвиженского или Прудово-Михайловского. Фамилии этого псаломщика я не помню. Контрреволюционных разговоров со стороны псаломщика так же не было.

- 7 июля какие контреволюционные вопросы ставил Орлов?

- Контрреволюционных разговоров Орлова в этот день я не помню.

Что стало со священником Орловым мы не знаем. Скорее всего он был расстрелян в том же 1937 г.

В приходе села Спасоклинье – Могилки издревле существовала деревня Никулино с часовней в центре села. Именно здесь разгорелось в 1918 г. так называемое Никулинское восстание в итоге которого были арестованы и замучены мученики Пётр Жуков и Прохор Михайлов. Сейчас о. Дмитрий – настоятель Козловского прихода поставил близ места часовни крест с памятной надписью о том, что отсюда нчался крестный путь первых тверских мучеников. Сейчас о. Афанасий – настоятель соседнего Новостанского прихода срубил на месте прежней новую часовню.

Из писцовых книг 1545 г. нам известно, что была приписана к погосту Петровско-Тихвинскому: «Да в Петровском погосте ж в Тихвинском в волостке в Грязивце в Никитинской Лаврентьева Федковское поместье Дмитриева сына Ивонина Лаговчина. Деревня Никулино, да в поле пущены 3 нивы Добрыни, да Хохлова, да Житища: двр Матюшка, пашни 5 коробей, сена 5 копен, полторы обжи». В XIX – начале XX вв. Никулино было центром Никулинской волости, куда входило и село Гнездово с окрестными деревнями. Поэтому то и вспыхнуло восстание именно в Никулино. Да и поводом тому было не только закрытие церкви, но и вообще всяческое притеснение местных жителей красными отрядами, набранными из вчерашних бандитов.

Полуразрушенная деревянная часовенка святителя Николая – всё что осталось от древнего погоста Спасского на Клинце, давшего название близлежащему озеру – Спасоклинье. Взглянем на карту Менде, составленную в середине XIX века, на ней название селения на берегах озера «Спасское» значится как Спасо – Клинье. Селение расположено вдали от других населённых пунктов, окрестных деревень Стырова, Трофимково, Яблонька, Никулино, Ерзовка на высоком открытом со всех сторон месте.

 «Деревня Спасоклинье, - читаем мы в книге В.А. Плетнёва «Об остатках древности и старины в Тверской губернии», - Обширное старинное кладбище есть в деревне Спасоклинье в трёх верстах от села Спаскоклинья (имеется в виду село Могилки (Ерзовка) – Д.И.). По преданию в старину здесь был монастырь. Верстах в пяти от д. Спасоклинья есть старинное кладбище на пустоши. Верстах в трёх отсюда – есть две пустоши, называемыя: одна Князь Никита, другая Князь Иван. Здесь заметны следы выкопанных прудов».

 Деревня – некогда бывшая селом, затерявшаяся где-то в стороне от всех дорог на просторах Спировского района имеет давнюю и полную драматических событий историю. Ещё в 1498/99 гг. в писцовой книге упоминаются деревни и жители древнего «погоста Спасского в Клинецком»: «Володя Ильин сын Костянтинова, Кувшынов брат, волостка за ним Гнездово Васильевская в Спасском погосте в Клинецком, сох 14 бес трети. Марко Якушов сын Гаврилова да Нечай Кривой Савин сын Перепечина, Васильевские люди Микитина, деревни за ними Ивановские Заецова в Ветчинках в Спасском погосте в Клинецком, сох 12 с третью <…> Левко да Нечяец да Ивашко да Гаврилец да Иванец же Феодоровы детиПаюсова, волостка за ними Клинец ивановская Заецова в Спасском погосте в Клинецком в Плавех же, сох [15], да в Замутье Александровские деревни Тимофеева в Петровском погосте в Тихвинском, сохи 4 с третью <…> Феодор Боборыкин да его дети Ондрейко да Ивашко, волостка за ними Клинец Васильевская Заецова в Спасском погосте в Клинецком, сох 25 бес трети».

 В этом же году впервые упоминается и деревянный храм «Спасские из Клинца, а в Спасском погосте сохи 3». И там же впервые упомянута деревня Раменье – будущий центр Никольского прихода с. Раменье: «Ивашка Перфурьева своеземца в Раменье вСпасском в Клинецком, 3 сохи без трети».

В 1583 г. в очередной писцовой книге мы находим описание Спасоклинского храма: «Погост Спаской в Клинце. А на погосте церковь Преображенья Спасово древяная клецки; да теплая церковь Николы Чудотворца древяная в верх. А в церквах образы и свечи и книги и всё церковное строение приходное. Да в погосте ж поп Ортемей, двор пономарь, двор проскурница, да пять келей, а вних живут нищие, а питаютца о церкви Божьей».

 Кстати, место центра древнего Спасоклинского погоста, где располагался деревянный Спасо – Преображенский храм до сих пор достоверно неизвестно. В архиве Спасоклинского прихода есть интереснейший документ, описывающий положение места для строительства нового деревянного храма в соседнем сельце Могилки (или Ерзовка) и само село Спасоклинье – тогда ещё центр Спасоклинского прихода.  Документ датирован 1781 г.

 Он даёт следующую картину: земли священников затопляются каждую весну, т.к. расположены на болоте, а сам храм – «Старая Спасоклинская церковь по положению принадлежащих к ней деревень, стоит в конце прихода, и внутри самого селения окружающие её 10 дворов, как и все прочие отстоят от неё не более как в 10, 12, 15 саженях». Поэтому храму всегда угрожает опасность пожара. Село вокруг окружено болотами и построено настолько тесно, что если бы решено было построить новый храм, то его пришлось бы строить на небольшом пятачке – площади перед старой церковью. Согласитесь, что расположение на берегу озера, на небольшом островке среди болотных непролазных топей больше соответствует монастырю, чем приходскому селу.

 Совершенно другая история с местечком Могилки (само название его говорит о древности места). «Место назначенное под церковь при д. Могилки <…> – ближайшее к тому место из всех в Спасоклинском приходе имеющихся деревень<…> К сему заслуживает оно внимания, как по тому, что множество камня разделено в небольших грудах по неровной роще его покрывающей и подаёт вероятную причину думать, что в старину бывало тут  кладбище, хотя из нынешних обывателей никто не памятует, но доказывается то названием сохранённым от потомков под именем Могилок». Тут же даётся и описание возвышенного над окрестностями холма и идущей мимо него дороги.

 На древность этого местечка указывает и сохранившийся до 1903 г. «на Ерзовском кладбище, недалеко от церкви, старинный четырёхконечный крест, без надписи, изсеченный из брускового камня». Поэтому, скорее всего центр погоста был всё же в Ерзовке (Могилках) – селе сохранившем двойное название с древних времён.

 На существования монастыря в Спасоклинье указывает и древнее название одноимённого озера – Святое. Вряд ли из - за располагавшегося рядом села стали бы так называть озеро. Скорее всего, когда старый храм в Спасоклинском погосте обветшал, новый строить не стали, а обратили в приходскую – монастырскую церковь упразднённого или опустевшего к тому времени монастыря. Как и почему исчез этот монастырёк остаётся только догадываться. Может быть, польское нашествие опустошило этот край, а может быть монахи сами разошлись по окрестным монастырям. Бог весть.

 В 1545 г. в «Писцовой книге Бежецкой пятины» упомянуты ныне существующие окрестные деревни: Городок и Раменье, но ни слова не сказано о приходе.

 Отдельно следует сказать о приходе на эту землю карел. В Тверском областном архиве сохранилась рукопись священника Ф. Виноградского «Сведения о карелах, обитающих в с. Спасоклинье Вышневолоцкого уезда, 1850 г.» Как следует из показаний благочинного с. Спасоклинье священника Феодора Введенского, переселение карел шло из пределов Швеции и Литвы. В приделы Спасоклинского и Козловского приходов карелы пришли в 1653 и 1654 гг. Согласно переписи 1778 г. карельских селений было 32: в погосте Спасском на Клинце – 9 дворов, в дер. Городок – 4 двора, дер. Плоское – 4 двора, дер. Никулино – 4 двора, в Введенском погосте с. Козлова – 6 дворов и дер. Малое Козлово – 5 дворов.

Отсюда видно, что в с. Спасоклинье из упоминавшихся в 1781 г. 10 дворов в 1778 г. 9 дворов было карельскими. А это свидетельствует в свою очередь в пользу версии об опустошении села в годы Смутного времени. Карелы по государеву указу селились на пустошах – местах опустевших в годы Смуты деревень.

Но всё возвращается «на круги своя». Если раньше Спасский погост был перенесён из Ерзовки в Спасоклинье, то в 1780 г. было начато дело о перенесении храма обратно в Ерзовку. «В оном погосте имеется церковь деревянная во имя Преображения Господня, потому пришла в ветхость. Из онаго погоста священноцерковнослужители согласились с приходскими людьми вместо оной церкви построить вновь деревянную в то же именование церковь на старинном кладбище, на котором по желанию священноцерковнослужителей и прихожан значит в приношенном к благорассмотрению Вашего Преосвященства данном мне приговоре», - писал в ноябре 1780 г. Козловский благочинный Пётр Алексеев епископу Тверскому и Кашинскому Арсению.

 В приложенном к прошению благочинного приговоре «Вышневолоцкого уезда ведомства главной дворцовой канцелярии Козловской волости <…>, погоста церкви Преображения Господня церковного старосты с прихожанами разных деревень» о месте нового храма было сказано коротко «понеже тая старая церковь от прихода нашего деревень в стороне далеко, отстоит более 6 вёрст за большими болотами и грязями, а оная вновь церковь построена будет на новое место».

 По сведениям благочинного в погосте располагалась ветхая деревянная Спасская церковь, при ней священник Савва Александров 51 года, дьячок и пономарь по 1, приходских 85 дворов, пашенной земли 3 четверти «а в поле дву по тому ж». Тот же  благочинный нашёл место для нового храма более выгодным, и препятствий для строительства не усмотрел.

Но «всякое благое начинание всегда сопровождается искушениями», не стало исключением и это строительство. Тот же благочинный 9 января 1781 г. рапортовал в Консисторию, что священники с причетниками потерпят значительные неудобства из – за отсутствия удобной в с. Могилках земли для строительства новых домов для них и несогласии со строительством жителей окрестных деревень. В ответ на это 25 февраля 1781 г.  строительство нового храма было приостановлено. Но ситуацию кардинально изменило письмо коллежского советника и директора экономии Глищеля, в котором тот рассказал о желании прихожан дать во владение священникам к имеющейся у них земле 4 часть. Подтверждением этого стало прошение Елисея Васильева «с прочими тоя волости крестьяны», в котором тот писал, что «Мы имеем желание к построению на показанном кладбище вновь деревянной церкви и на удовольствие священноцерковнослужителям пашенной и сенокосной землёю согласны». Своё прошение крестьяне подтвердили и общественным приговором от 3 марта 1781 г.

 Тогда же крестьяне д. Крапивки Василий Павлова д. Микулино (Никулино) Иван Артамонова написали Епископу Арсению прошение, в котором указали, что благочинный сведения о несогласии жителей окрестных деревень со строительством новой церкви «представил неправильно». Они же сообщили о желании жителей дд. Тимошкино и Городок перейти в приход с. Спасоклинье. Указом от 16 сентября строительство храма в Ерзовке было разрешено, разрешён был и переход крестьян из одного прихода в другой.

 А через несколько месяцев крестьянин д. Никулино Иван Афанасьев просил повеление Епископа Арсения «оставшие в ветхой церкви иконы, ризы, колокола и прочие церковные сосуды и образа <перенести> во вновь построенную церковь». Епископ  в своей резолюции от 3 декабря 1782 г. разрешил перенести утварь и иконы, но с условием, что сначала крестьяне передадут причту землю. Что и было исполнено 3 марта 1783 г.

 Опись, составленная в это же время, досконально описывала интерьер нового храма: «На Горнем месте образ Преображения Господня, над жертвенником -  Вознесение Господне. Царские двери вырезные и позлащённые, Евангелисты писаны красками, тумбы крашенные, а меж них трапы посеребрённые. На первом <ярусе> по праву сторону образ Преображения Господня, преподобных Зосимы и Савватия, а потом Нила Преподобного с венцом посеребрённым. А против правого крылоса образ Вознесения Господня. А на левой стороне образ Богоматери Казанский, а на дверях написан образ архидьякона Стефана, от дверей к левому крылосу образ пророка Илии, Преподобного Ефрема, а против левого крылоса образ Николая Чудотворца. И все оныя образа как на правой стороне местный и на левой, написаны все новыя и писания искусстного, и поставлены в иконостасах вырезных, позлащённых».

 Далее следует описание всех икон праздничного, деисусного и пророческого чинов иконостаса, а так же распятия, венчавшего иконостас. Из прочих храмовых образов, перенесённых из старой церкви, указаны лишь два: Воскресения Христова и Зосимы и Савватия Соловецких.

 Но Консистория 21 марта 1783 г. отказала в освящении нового храма. Оказалось благочинный забыл внести в опись новые вещи. Тогда же консистория приказала составить новую опись, которая в свою очередь была составлена в кратчайшие сроки. 28 сентября 1783 г. Консистория предложила прихожанам на выбор священника для совершения чина освящения нового храма: или из Кафедрального собора или же благочинного.

 На что священник с. Спасоклинье Савва Александров рапортовал «новопостроенная в нашем погосте церковь однопрестольная во имя Преображения Господня ныне во всей готовности, и сосудами и ризницей удовольствована. Просим Ваше Преосвященство о дозволении оный храм освятить Вышневолоцкому священнику Петру <?>. Сентября дня 1783 г.»

 Судьба старого деревянного храма в с. Спасоклинье была решена в октябре 1794 г., когда для изготовления решёток на окна нового Преображенского храма понадобился уголь. К тому же, сообщал священник с. Выдропужска Иоанн Иванов «Священник Дмитрий Трофимов объявлял, что кузнец из прихода сверх своей работы обещается в церковь внесть деньгами 10 руб». 18 декабря 1794 г. Консистория разрешила разобрать деревянную церковь в с. Спасоклинье.

Последующую историю храма в Ерзовке (в документах ещё и Спасоклинье и Могилки), можно проследить по заглавиям архивных дел, большинство из которых не сохранилось. В 1811 г. храм был покрыт новым тёсом, в 1821 г. из храма были украдены 228 р. 83 коп. – кража произошла со взломом, в 1835 г. старостой храма был избран крестьянин д. Никулино Никита Васильев, в 1836 г. храм снова был перекрыт новым тёсом, в 1857 г. причт просил о дозволении возобновить иконостас, в 1860 г. церковным старостой был избран крестьянин д. Горки Иван Тарасов, в 1868 г. было начато дело о дозволении подвести фундамент под церковь, а в 1872 г. был устроен нижний этаж храма с приделом в честь святых Алексия митрополита Московского и Николая Чудотворца. Год 1879 – церковным старостой выбран крестьянин д. Никулино Пётр Егоров, в 1889 г. был отлит новый колокол весом 80 пудов, 1892 – староста Матвей Михайлов был награждён церковной наградой.

 Следует отметить, что Ерзовская церковь была родовой для помещиков Сназиных. В 1870 г. Мария Сназина пожертвовала 5 сотенных билетов на благоустройство церкви. Ещё одно дело, касающееся Сназиных было начато в 1900 г. – о выдаче метрического свидетельства вдове коллежского советника Волкиной урождённой Сназиной. Сохранился, хоть и в крайне запущенном состоянии, родовой склеп Сназиных к западу от фундамента Ерзовской церкви, сохранилось и надгробие Владимира Алексеевича Сназина, скончавшегося 16 декабря 1902 г.

 «Тверской Епархиальный статистический сборник» И. Добровльского упоминает о служивших в это время на погосте священниках Иоанне Андреевиче Кустове 45 лет, законоучителе земской, церковно – приходской школы и 2 классного Министерского училища, рукоположенного в 1880 г., награждённого в 1896 г. скуфьёй. За 1907 г. в волостном центре д. Никулино значится земское училище, в с. Спасоклинье значится церковно – приходская школа, так же в Никулинской волости была школа грамоты в д. Палюжье.

 «Епархиальный сборник» 1901 г. упоминает так же диакона Алексия Алексеевича Муравьёва, 61 год, рукоположенного в 1860 г. и псаломщика Ивана Васильевича Тяжёлова, 29 лет, в службе с 1898 г.

 В приход входили деревни Спасоклинье, Никулино, Кропивка, Горка, Первитино, Ломовая, Задняя, Трофимово, Яблонька, Андрюково, Стырово, Тимошкино, Двойка и Горня. Прихожан было 282 двора, 1250 мужчин, 1377 женщин. К храму были приписаны две часовни: в Никулине – Святителя Николая и в Спасоклинье – тоже Никольская, поставленная на фундаменте древнего Преображенского храма. В 1861 г. причт поднимал вопрос о её возобновлении, но с приходом к власти большевиков часовня была превращена в магазин, а потом и вовсе заброшена. Совсем недавно, когда мы с отцом Дмитрием заехали в эту часовню, выяснилось, что сохранились на её стенах незамысловатые народные рисунки. Кто-то с любовью украшал свой маленький храм. И хоть на стенах не картины великих художников, а просто народный орнамент, но так тепло от этих поблёкших от времени рисунков.

В 1915 г. на приходе продолжали служить священник Иоанн Кустов, 60 лет. Диаконом был Николай Тачалов, 37 лет, из 1 класса семинарии, на службе 19 лет, на этом приходе 11 лет. Псаломщиком продолжал служить Иван Тяжёлов. Отец Иоанн, со слов его внучки, он был арестован.

1915 г. – в приходе значилось 1220 мужчин, 1320 женщин. Были устроены две школы, одна церковно-приходская и земская, обучалось в них 157 учеников. 120 рублей тратилось на преподавание Закона Божиего.

 Судьба Ерзовской церкви незавидная. В 1930-е гг. её разграбили, сняли крест, говорят, даже кто-то вместе с этим крестом упал на землю, а в годы войны церковь сгорела от удара молнии. Сейчас на её месте растут белые стройные берёзки, сохраняя под своей сенью фундамент погибшего храма, да основание его престола.

 А в стороне от Ерзовки, от которой не осталось ничего кроме нескольких яблонь, ещё жива деревушка Спасоклинье. И стоит посреди деревни покосившаяся часовенка святителя Николая, видны ещё остатки фундамента древней Преображенской церкви, да остатки тёса на крыше часовни. А вниз убегает тропинка по болотистой низине к Святому озеру, сохранившему для нас древнее как сама эта земля название Спасо - Клинье.


Назад к списку