Георгия Победоносца и великомученицы Варвары села Матвеево - Спировский район, село Тарасово (Петровское). Храм Св. Апослотов Петра и Павла
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Спировский район, село Тарасово (Петровское). Храм Св. Апослотов Петра и Павла

Петровское (Тарасово) – центр погоста Петровско-Тихвинского.

О селе Тарасово – бывшем погосте Петровско-Тихвинском я услышал впервые так же от моего отца, служившего в Козловском приходе. Побывал я там вместе с Михаилом Ивановичем Прошкиным в 2004 г. Тогда каменная Петропавловская церковь ещё была увенчана шатровым куполом и крестом, и даже на центральной апсиде красовался небольшой купол. Забравшись на самый верх колокольни, несмотря на отсутствие лестницы, я сфотал на свою «мыльницу» окрестные виды. Второе посещение храма произошло вместе с о. Дмитрием, который стал настоятелем Козловского прихода. Забравшись на чердак, мы вышли на кровлю церкви и перед нами открылся величественный вид на голубую ленту речки Тифины и тёмную полосу бора за ней. Всё это было залито полуденным солнцем, блестело и переливалось мириадами бликов.

Тогда же мы отыскали на погосте близ храма и следы деревянной Никольской  церкви. Я слышал, что её перевезли в Спирово и приспособили под РАЙПО. Это здание до сих пор стоит в центре посёлка, то, что это был храм выдают огромные окна, такие же как и на найденной недавно в архиве Спировского музея фотографии неизвестного деревянного храма. По ним, а так же попавшим в кадр могилам удалось установить, что это вторая Тарасовская церковь.

В самое последнее посещение села мы с отцом Дмитрием посмтрели дом, где в советское время жили монахини из закрытых окрестных монастырей, а так же дом последнего священника.

Вообще Тарасовом называть место храма ошибочно. Издревле храмовый холм носил название погоста Петровско-Тихвинского, и был центром одноимённого погоста Бежецкой Пятины. В более поздние времена это было село Петровское. Близ него на берегу реки Тифины стояло имение князей Путятиных Спасское. Его мы можем видеть на картах середины XIX столетия. К храму через ручей вёл мост, мост отдельный был устроен и для заезда в усадьбу. Сейчас от усадьбы сохранилась лишь кирпичная стена, предназначение которой местные жители не знают.

Впервые погост был упомянут в 1499 г. В 1583 г. на месте современного храма «на реке на Тихвине» стояла «церковь Святых Верховных Апостол Петра и Павла, ад в приделе Веденье Пречистой. А в церкви образы и свечи и книги и всё церковное строение приходное. Да в погосте ж двор попов Филатов, двор дьячков пуст, двор пономарь, двор проскурница, да четыре кельи, а вних живут нищие, а питаютца о церкви Божьи».

Череда дел, хранящихся в Тверском архиве и касающихся Петровско-Тихвинского погоста начинается документом, датированным 1773 г. В этом году с колокольни храма были украдены два колокола. Аналогичная же кража произошла и в с. Козлово.

В сентябре месяце 1788 г. причт погоста подал прошение с просьбой благословить строительство нового деревянного храма. «Сентября 4 числа пополуночи в часу десятом … церковь … сгорела», - писали священники.  Сгоревший храм носил посвящение апостолам Петру и Павлу и имел придел Николая Чудотворца. Петропавловский престол причт погоста планировал и в новой церкви, «коей имеем поставить лес и по возможности нашей собрать для плотников хлеба». Храмосдательная грамота была подписана правящим архиереем 16 ноября 1788 г.

Строился храм три года. В сентябре месяце 1791 г. храм был построен «и иконостас из старой церкви сгоревшей церкви с поправлением и написанием новых образов внесён и поставлен и протчая утварь церковная как сосуды, так и книги, ризница, на престол жертвенник и одежды, на царския двери завеса и прочее всё нужное для священнослужения готово». В описи составленной 28 сентября 1791 г. упомянуты «иконостас столярной работы вызолочен», а так же иконы местного и праздничного ряда иконостаса «писаны на досках красками с пробелью золота». Четыре ряда иконостаса были украшены образами «живописными новыми». Отмечалось в описи медное небольшое паникадило «на железной цепи висящее». Колоколов было только три «из коих один в восемь пуд с половиною, второй в два пуда, третий в пуд». Указ на освящение церкви был послан 21 января 1792 г. В том же году храм был освящён.

Наступил 1810 г. На деревянном храме «тесовая крыша от долговременности сгнила, почему и в летния времена от дождевого лияния бывает по многих местех течь, а зимою наносит немало снегу. С пристроенной к тому храму особыми стенами деревянной колокольни в нынешнюю весну от вихря сорвало верхний шатёр, да и самоё здание отклонило от храма». Видя такое плачевное положение церкви местный помещик князь Степан Васильев Путятин, староста деревни Тарасово Никита Игнатьев, «той же деревни помещик» Николай Иевлев Пылеви помещик Михайла Никитин вместе со священником Фёдором Васильевым в июле 1810 г. написали прошение.

В своём прошении они говорили о перекрытии храма и устройстве новой колокольни «своим коштом, не касаясь церковной суммы». В августе месяце последовал указ о высправке местным благочинным состояния церкви. Вышневолоцкий благочинный Василий Петров, исполняя этот указ, составил описание церкви. «И оказалось, что она устроена из самого лучшего сосноваго леса на фундаменте из дикого камня и состоит в совершенной твёрдости, почему и исправлять в ней священнослужение без всякой нужды и опасения можно, что ж касается до крыши на той церкви и олтаре, то она истинно сгнила и требует непременного перекрытия новым тёсом, а колокольня действительно по несоразмерной ея высоте так отклонилась, что близка к самому падению». В итоге, лишь 11 марта 1811 г. был дан указ с разрешением исправить крышу и перестроить колокольню.

На начало XIX века в приходе проживало 481 душа мужеского пола, было 165 дворов, а пашенной и сенокосной земли 57 десятин. Частью окрестной земли владели князья Путятины. Представители этого рода не раз благодетельствовали родному храму. Как мы знаем помещик Степан Путятин участвовал в устройстве новой тесовой кровли на храме. В итоге «верх сего храма покрыт в три новыя теса и открашен. Из вне стены обшиты тёсом и открашены». В 1818 г. супруга С.В. Путятина «кнегиня» Любовь Ивановна Путятина просила Тверскую консисторию «для вящего благолепия желательно нам и внутренность онаго украсить по предложенным при сем планам резным новым иконостасом, а сей иконостас поставить в трапезе изделав придел святителю и чудотворцу Николаю собственным нашим иждивением». 16 августа ей было позволено это сделать.

Лишь в 1824 г. был закончен ремонт храма и постройка придела. Просительница не дождалась, когда придел будет освящён. Ремонт придела после её кончины был завершён её мужем князем Стефаном Васильевым Путятиным. Придел было разрешено освятить 18 августа 1824 г. благочинному с. Выдропужска Алексею Стефанову. Но придел освящал не он, а чередной священник Кафедрального собора Пётр Семёнов. Торжество состоялось 12 октября 1824 г.

Не удержусь и поставлю в текст описание отремонтированного храма. К сожалению не только эти интерьеры, но и сам храм были утрачены в бурных событиях XX века.Итак храм украшали: «Иконостас в оном приделе дорического ордена позлащён на полимент полузолотниковым золотом. Колоны и тумбы устроены под мрамор белого цвета. В оном царские двери резные посребрёные на них изображение Моления в пустыне Спасителя с подкрепляющим ангелом, вверху потир с Евангелием, над ним распятый Иисус с предстоящими, одесную страну Образ Спасителя, над ним резные ангели, вверху оных новая благодать. На шуей стране Богоматерь Умиления, над нею резные ангели, вверху оных ветхи завет. На рогу алтаря десятословие. Насеверных дверех изображение Иоанна Войственника в вверху оных Всевидящее око, в средине местный образ святителя и чудотворца Николая, над ним Сретение Господне, вверху Пренесение мощей Святителя Николая. В конце образ Преподобного Нила Столобенского чудотворца, над ним Всевидящее Око. Пред всеми образами лампады медные полумерные».

Штаб – ротмистр, князь Путятин Стефан Васильевич скончался 20 февраля 1826 г. и был похоронен близ алтаря деревянной церкви в погосте Петровско-Тихвинском. Его сын прапорщик Михаил Степанович Путятин участвовал в составе 2-го пешего казачьего полка Тверского ополчения в войне 1812 г. Во время одной из наших экспедиций в Петровское мы нашли захоронения первой половины XIX столетия, но кому они принадлежат – неизвестно.

По всей видимости, приходу благодетельствовали не только князья Путятины. В 1838 г. поступило прошение г-жи Поздеевой «на могиле родственников сделать каменный скреп». Дальнейшую историю прихода мы можем проследить по заголовкам дел из описи Тверского государственного архива. Замечу, что ни одно из них не уцелело.

Итак, в 1845 г. для храма выдан новый антиминс. Через год на церкви перекрывается крыша. Ещё через два жители д. Даниловка «исправляют ветхости» всвоей сельской часовни, а в 1850 г. строят новую часовню. В 1852 г. приход отсылает 900 рублей в Московский опекунский совет.

1853 г. жители д. Острые Луки переносят свою часовню с одного места на другое. 1854 – окрашивается крыша деревянной церкви. 1858 – награждён медалью староста храма крестьянин Егор Павлов.

В 1861 г. начинается строительство каменного храма во имя Петра и Павла. Выдаётся сборная книга. А в 1862 г. следует официальное прошение «о построении каменной церкви». В следующем году ктитором храма избирается господин Логинов. В 1863 и 1865 гг. дважды выдаётся новая сборная книга.

В том же 1865 г. крестьяне д. Хребтово перечисляются из прихода с. Раменья в приход погоста Петровско-Тихвинского. 1866 г. – причт и староста просят обратить стоящий при церкви дом в лавку.

В период с 1866 по 1871 г. были выданы на приход четыре сборных книги. В 1873 г. был награждён церковным староста. В 1874 г. – снова выдана сборная книга, строительство всё ещё велось. Через два церковным старостою переизбирается крестьянин Прокопий Моисеев. В 1878 и в 1879 гг. снова выдаются сборные книги. В том же 1879 г. освящается престол нового храма в честь Петра и Павла.

Через десять лет причт прихода отливают новый колокол, ещё через год причт устраивает вокруг храма ограду.

В 1892 г. набедренником был награждён священник прихода Николай Данилов. А в 1896 г. снова ведутся работы по «постройке церкви». В 1901 – поступает прошение «об окрашении снаружи церкви». В 1903 – переливается заново церковный колокол весом в 174 пуда.

Есть среди документов прихода прошение за 1901 г. «о выдаче метрического свидетельства дворянину Венгерову». Семья Венгеровых – ещё один дворянский род, живший в этих местах. Дворянин Венгеров Иван Андреевич, скончавшийся 21 декабря 1897 г. в возрасте 72 лет значится в «Русском провинциальном некрополе» погребённым на погосте Петровско-Тихвинском.

В годы советской власти храм ждала трудная судьба. В 1941 г. церковь была закрыта, но утварь и иконы сохранялись в храме. В течении 1942 и 1943 гг. верующие прихода не раз обращались в Козловский райисполком с просьбой открыть храм, ответом был отказ. Тогда группа верующих написала письмо на имя М.И. Калинина. Письма на имя всесоюзного старосты шли ещё несколько раз.

В итоге уполномоченный по делам Русской Православной церкви В.И. Хевронов начал расследование, в ходе которого выяснилось. Что церковь не действует в 1929-30 гг. Земельная рента не выплачивается с 1934 г. Церковная двадцатка прекратила своё существование в 1935 г., так что законно от имени верующих никто в приходе не действут. «По имеющимся у нас данным, активное действие в этом проявляет от имени церковного совета и якобы от имени группы верующих гр-н Спирин, проживающий на территории Максатихинского района и гр-ка (монашка) Бойкова П. (проживает вПетровском с/совете)», - отчитывался 6 января 1944 г. Хевронову председатель козловского райсовета Грибов.

Снова отказ, и снова письма. Полуграмотные, но слёзные письма во все инстанции. Вот одно из них на имя председателя Совнаркома по делам Русской Православной церкви Г.Г. Карпова: «Мы Верующие просим вопиющим гласом удовлетворить нашу прозьбу открыть мы даем обещание жертвовать средства фронту и наш голос как вопиющего в пустыне не слышен, еще раз просим гражданина Февронова дат нам указания… какие нужны материалы и документы… Мы, Верующие, заслышав от открытии церькви Матвеевка Спировского района 40 км от нас Верующих принадлежащих Петровской церкви по числу домов на 80% принадлежаших многие из нас с великим волнением на сердце от радости бежали в Матвеевку заслышать Истину Христа поскольку нам вера во Христа дорога. Мы, Верующие и наши дети воины всё для фронта, мы ничего не жалеем, ни средств, ни тельца, ни никакого имущества. Но с Верой Православной  нас разлучить, пагубно для нас. Мы Верующие мыслим так, что наши головы после земной жизни покатятся к Храму Божию наш храм полностью сохранен, а также все церковные вещи сохранены Верующих на 80%. О последующем  просим ответить нам и дать разъяснения. К сему Верующие община 3 августа 1944».

Ходатайство снова отклонено. И снова письма. Наконец от благочинного Максатихинского района села Кострицы протоиерея Николая Панова на имя Тверского Епископа Арсения следует рапорт, где он просит епископа ходатайствовать за открытие храма.«В селе имеются два храма…, - писал о. Николай, - Прихожане все сплошь колхозники, глубоко верующие, искренне преданные Св. Православной церкви, потому они глубоко скорбят, что в их храме не совершается Божественная служба и горят желанием, чтобы в селе Петровском была открыта церковь».

3 августа 1946 г. епископ Арсений направляет Хевронову собственноручное письмо. В итоге 27 июля 1946 г. ходатайство верующих было удовлетворено. Первым священником храма был зарегистрирован Илья Львович Карликов. Вот его анкета: «Карликов Илья Львович священник родился 1899 года 20 июля. 1)Приход села Спас-Забережье с 1930 по 1932 год. 2)г. Ленинград с 1939 по 1941 год работал текстильная фабрика. 3)с 1932 по 1939 годы работал г. Вышний Волочек текстильная фабрика. 4)с 1941 по 1945 годы РККА Отечественная война. 5)с 1945 по 1946 годы в колхозе работал Лесной район д. Абавары. На оккупированной территории не находился, судимостей нет. Образовательный ценз 5 классов приходской школы». За годы служения о. Илья не раз жаловался уполномоченному на чрезмерное обложение его продналогом, но ни его ни его семью от переобложения не освободили. В добавко ко всему священника обвинили в систематическом неисполнении предписаний власти и нетрезвости поведения. В итоге, 27 декабря 1949 г. он был освобождён от должности.

Тут же этим воспользовался уполномоченный. И храм был закрыт. Но верующие не успокоились. Стали требовать открытия храма. Подписи собирала монахиня Евдокия Большакова, некогда арестованная за попытку открытия церкви в с. Матвеево. Подписей было много, от 600 до 700 человек подписывалось в пользу открытия церкви. Но власть всё же сумела надавить на людей. И в райком посыпались написанные под копирку заявления: «Объясническаятельная записка. Я ученица 6 класса Ососьинской школы Бойкова Людмила по просьбе открытия церкви я подписала по просьбе матери Бойковой Марии Дмитриевне 13 марта 1951». Или ещё такое: «Я ученица 6-го класса Ососьинской школы Наумова Мария по прозьбе на открытие церкви я подписала вместе с сестрой подписали трех человек Наумов Василий, Наумова Парасковья, Наумова Зоя. Я не хочу, чтобы была церковь. Я никогда не пойду в церковь, потому что я ученица советской школы. Я подписала за отца и мать. Она заставила меня. Я больше не буду подписываться ни за кого. 3 марта 1951 Наумова Мария». Ещё одно: «Объяснительная записка от Михайловой Клавдии, проживающая в деревне Ямное Петровского с/совета, ученица 9 класса Козловской средней школы. Я, Михайлова Клавдия, совершила очень плохой поступок. Мой поступок состоит в том, что когда собирали подписи, чтобы открыть церковь, то я записалась в число православных. Это объяснялось в том, что меня заставили подписаться родители. Я не желаю, чтобы была церковь.Прошу меня на этот раз простить. Я больше не буду допускать таких поступок. В дальнейшем я этот поступок учту.К сему Михайлова 8 марта 1951 года». И таких заявлений множество, большинство от школьников. Яркий пример тому, как искореняли веру из детских душ.

Отрекались от Бога и взрослые: «Я, Юрасова Александра Васильевна, никогда в жизни в церкве не была, не верую, росла в самых трудных условиях без отца без матери, никакой бог не помогал ни в чем. Подпись за открытие церкви я поставила за 93 летнюю бабушку. Я не расписалась бы, если бы разобролась, куда идет збор подписей. Мне не обяснили, а сказали подросписоывойся за бабушку. К сему Юрасова».

Но, не смотря на давление со стороны власти, верующие продолжали писать. Из письма Сталину 29 мая 1951 г. «Дорогой наш любимый всеми народами, обращаемся мы все верующие Петровской церкви Калининской области Козловского района, с просьбой не оставьте нас, помогите нам. Разрешите нам открыть нашу церковь, где мы будем молиться за Вас, чтобы Вы прожили долгие годы для процветания нашей любимой Родины и всех народов, и также будем молиться за мир и наше воинство и за победу над врагами, и еще за наших погибших воинов, павших в борьбе за нашу любимую Родину».

А вот письмо Патриарху – крик отчаяния: «…Пожалейте людей, люди гибнут некрещеные как головешки, не причащеные без покаяния умирают, пожалейте людей, спасите милионы душ и Вам Господь за них даст награду в жизни вечной. Люди жаждут найти Господа в открытии храма и нигде не могут найти конца, везде отказ, помогите распутать этот клубок, направьте нас куда обратиться, ведь Вы от Господа поставлены Святильником, так просветите души, ходящие во тьме без храма Божия. Ведь люди не виноваты… А теперь нашли священника, церковь не можем открыть. Сколько стонов, сколько слез проливают люди, да почему же нельзя открыть, что за причина, ремонта никакого не требуется».

Заключительным к регистрационному делу приложен документ от 1957 г. Это письмо члена двадцатки Соловьёва Абрама Кононовичапредседателю Совета Министров Н.А. Булганину, в котором он писал об открытии церкви.Ответ ему от Хевронова от 12 июня 1957 года пришла записка такого содержания: «Просьба Ваша оставлена без удовлетворения. О чем Вам и сообщается».

Храм в селе Петровском – погосте Петровско-Тихвинском так и не был открыт. Сейчас здание храма умирает. Уже на моей памяти сгорел на храме шатёр, упал крест. Грустно видеть гибель созданного трудами десятков поколений людей, живших в этих местах, веривших в то, что есть на этой земле высшая справедливость. Как грустно от сознания того, что мы эту справедливость потеряли. 


Назад к списку