Георгия Победоносца и великомученицы Варвары села Матвеево - Спировский район, село Раменье. Храм Святителя и Чудотворца Николая
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Спировский район, село Раменье. Храм Святителя и Чудотворца Николая

Село Раменье.

Из протокола допроса священномученика Алексия Сибирского:

- Расскажите, обвиняемый Сибирский, давно ли вы знакомы с Нарциссовым?

- Со священником Нарциссовым я познакомился в июне 1936 г., когда он приходил ко мне в Козлово как к благочинному в оисках места священника. Я Нарциссову порекомендовал идти в село Раменье Спировского района, где имелось свободное место священника. В селе Раменье Нарциссова не зарегистрировали, таким образом, он ушёл и ко мне больше не заходил…

В село Раменье я впервые приехал с Михаилом Ивановичем Прошкиным, услышав о нём из рассказа своего отца, который в то время служил вс. Козлово и хорошо знал его окрестности. Он рассказал мне об арке церковных врат, которые видны на краю кладбищенской берёзовой рощи из окна автобуса.

Эту арку мы и отыскали с Михаилом Ивановичем, а кроме неё нашли фундаменты деревянной Никольской церкви, которая ещё совсем недавно стояла на этом погосте, фундаменты ограды, столбики коновязи и несколько старинных захоронений.

Вторая моя поездка в Раменье состоялась весной 2011 г. вместе с Алексеем Крючковым. На этот раз целью экспедиции было заснять «на цифру» всё, что сохранилось от Раменского погоста. К этому времени я уже мог рассказать своим спутникам об истории этого небольшого населённого пункта.

Село Раменье впервые упоминается в писцовой книге Бежецкой пятины за 1545 г. в составе погоста Спасского на Клинце: «В Клинце-ж в Спаском погосте деревни Богдановские Перфурова за Шишкою за Вешняковым сыном Чертовского отцовское поместье. Селцо Раменье: двор большой, а в нём сам Шишка, а людей его: двор Окиш, двор Ивашко да Овдокимко, двор приказсщик его Станко, пашни в поле 15 коробей, а в дву по тому-ж, сена 30 копен, да в отхожай пожне на реке Медведце сена 15 копен,  обеж». Тогда ещё обычная деревня Раменье, не имела своего храма – он появился позднее.

Впервые она будет упомянута в 1583 г. и будет носить посвящение Николаю Чудотворцу.В архиве прихода хранился документ – выписка из той самой писцовой книги, из которой следовало, что земли значились в то время «за княгинею Ромонидою и детьми ея Михаилом, Мариею и Анисьею». В селе стоял так же двор княгини с сыном, а земли за ней числилось 304 десятины 1200 саженей.

Самое раннее дело, касающееся раменского прихода датируется 1770 г. и повествует о сгоревшей в феврале месяце деревянной церкви. Вновь храм был выстроен в 1774 г. В 1800 г. в храм выслан взамен старого новый антиминс. Через два года храм обокрали, украдены были церковные деньги.

В 1805 г. храм обшили новым тёсом, а в 1827 г. был заменён тёс на кровле церкви.  1835 г. – делаются первые шаги по строительству новой церкви, пожертвованы первые деньги. 1837 г. – к скопленной при церкви сумме добавляется ещё одна тысяча рублей. В том же году причт, видимо решив начать постройку храма, просил консисторию разрешить выстроить небольшую часовню, где бы и проходили службы пока строится новая церковь. Но судьба распорядилась иначе – 16 июня 1837 г. церковь сгорела. В том же 1837 г. было начато строительство новой. По свидетельству священника с. Раменье Алексея Завьялова церковь освятили 12 марта 1839 г. Но и после дважды в 1838 и 1840 годах выдаётся сборная книга. В 1843 г. престол снова освящают. Крестообразная на плане деревянная церковь с восьмигранным куполом с шатровым верхом, церковь будет украшать село Раменье вплоть до 1980-х гг.

Дважды за первые послестроительные годы причт просил возобновить церковный иконостас. Это случалось в 1843 и 1846 гг. Видимо иконостас был вынесен из старой церкви. Хотя священство храма в описи древних вещей Никольской церкви сделало запись о том, что храм дважды горел и поэтому ничего древнего в нём не сохранилось. Упомянут лишь из древних вещей «Образ Святителя и Чудотворца Николая длиною и шириною 8 вершков в серебряной ризе с таковым же венцем 84 пробы, весу в нем 1 и 63 фунта». Написана была икона в 1720 г. и на ней была подпись «Писал сей образ Лаврентий Трифонов».

1848 г. – причт просит разрешения перестроить отдельностоящую колокольню. Буквально через год следует прошение о дозволении перелить колокол. 1852 г. в Никольскую церковь выдаётся новый антиминс.

1853 г. – причт принимает решение устроить в храме тёплый придел во имя святого Александра Невского. На эти цели выдаётся сборная книга. В 1856 г. придел был готов к освящению и освящение было проведено.

1863 г. – снова встаёт вопрос о реставрации иконостаса. Видимо его ветхость не давала покоя духовенству. Через год от должности уволен староста Иван Савин, ещё через год выдана сборная книга, но на какие нужды сказать трудно – дело не сохранилось.

1883 г. на нужды церкви жертвуется 25 рублей, а через год переливается колокол.В 1893 г. заново был освящен второй храмовый придел. Крестьяне решили посвятить придел благоверному князю Александру Невскому – покровителю императора Александра 3. Причиной тому было спасение императора и его семьи во время крушения поезда. О решении прихожан переименовать придел было сообщено в Святейший Синод и Императору. Дело было озаглавлено «О доведении до сведений Государя Императора о верноподданнических чувствах».

В том же 1893 г. строится приходская часовня. Всего часовен в Раменском приходе насчитывалось две. Одна из них была в д. Горма, посвящённая святителю Николаю. Вторая – в Крутове была в честь мучеников Флора и Лавра. Обе они были деревянными.

1895 г. – при приходе была учреждена библиотека. Всё это было сделано при престарелом священнике храма, который в то же время был и духовником окрестных приходов. При батюшке многое изменилось на приходе. Так в 1897 г. деревянная Никольская церковь была полностью окрашена. Само село и его священник оставили такие впечатления у тверского владыки Дмитрия в 1899 г. «Церковь деревянная, построенная на возвышенном мете и издалека видная; снаружи она вся окрашена в тёмно-синий цвет. В ней два придела: главный посвящён святителю Николаю, а придел в трапезной во имя святого благоверного князя Александра Невского. Священник – почтенный старец, духовник окружного духовенства, выложил все документы и за прежние годы, так что трудно было в них разобраться ; вместе с документами положил несколько книг из церковной библиотеки, большею частью пособия для проповедников. Церковь внутри убога украшениями, небогата утварью. Вокруг церкви приходское кладбище, содержимое не в надлежащем порядке, на некоторых могила есть очень хорошие памятники».

Остались впечатления у преосвященного и о местной школе: «Вс. Раменье – школа грамоты, и обучение в ней идёт неудовлетворительно. Для школы выстроено особое здание – деревянное, на нём красуется большая вывеска с красивою надписью славянскими буквами «Церковно-приходская школа», что не соотвествует ни курсу, проходимому в ней, ни ответам спрошенных детей по Закону Божию. Пред школьным зданием выставлен был стол, покрытый белою скатертью, и на нём положен хлеб-соль, - по обе стороны разставлены были школьники во главе с учительницею, дочерь местного священника. В церкви дети не поют».

В 1897 г. причт подал жалобу на старосту часовни в д. Крутово крестьянина Алексея Кодратова, который не сдал в приходскую кассу собранные в этой часовне доходы. В 1900 г. из церкви были похищены 33 рубля. Обнищавший приход был вынужден пойти на крайние меры – просил разрешение продать с торгов часть леса, который в 1857 г. купил причт для своих нужд. В 1902 г. вдобавок ко всему был продан участок земли принадлежавший причту. На эти деньги в 1903 г. прихожане смогли перелить разбитый колокол.

В 1901 г. в приходе служили священник Алексий Савельевич (?) Завьялов, 59 лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1868 г., священник с 1870 г. ОАлексий состоял учителем Закона Божьего церковно-приходской школы, депутатом и духовником окрестного духовенства, в 1898 г. был награждён камилавкой. Вместе с ним служил псаломщик Никита Иванович Архангельский, 42 лет, кончил духовное училище, в должности с 1881 г.

В приход села Раменье входили деревни Бараново, Кресты, где по приданию были зарыты монастырские сокровища, Крутово, Цивилёво, Каменка, Березайка, Курганы, Горма. Всего было 167 приходских дворов, 483 мужчины и 482 женщины.

В 1915 г. в приходе был уже новый настоятель священник Феодор Казанский, 39 лет, окончил семинарию, в служении 9 лет. Псаломщик был так же новый – Николай Богословский, 26 лет, из духовного училища, на службе 6 лет. В церковно-приходской школе обучались 59 учеников, плата за законоучительство составляла 30 руб. Число прихожан увеличилось – 545 мужчин, 525 женщин.

В 1930-е гг. приход лишился священника. Местный благочинный о. Алексей Сибирский посылал сюда священника Нарциссова, как это следует из материалов уголовного дела, но тот не поехал. В те же 1930-е гг. церковь была закрыта.

Разобрали Раменскую церковь от ветхости, а при разборке нашли упавший кованный крест от храма. Сейчас он поставлен на месте алтаря церкви. Этот крест мы и обнаружили в последнее посещение Раменья в 2011 г. Нашли так же и несколько надгробий без надписей. Арка врат – всё что напоминало о храме обрушилась. Так гибнет память о некогда кипевшей в этих местах истории.


Назад к списку