Георгия Победоносца и великомученицы Варвары села Матвеево - Спировский район, село Воронье. Храм Введения Пресвятой Богородицы
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Спировский район, село Воронье. Храм Введения Пресвятой Богородицы

Село Воронье - Городок.

Об этом селе со странным названием Воронье я узнал от спировского краеведа Владимира Смирнова. Именно он мне показал фотографии камней от фундамента Введенской церкви, стоявшей в этом селе. А вот попасть туда мне посчастливилось только в 2006 г. с вышневолоцким краеведом Евгеним Ивановичем Ступкиным. Тогда в селе мы побывали проездом, и лишь в 2011 г. удалось более обстоятельно изучить место храма и сельский погост. Сейчас села Воронье нет на карте – оно вошло в состав д. Городок, да и понять, что здесь был когда то храм весьма сложно. Хотя, после осмотра сельского погоста, мы сделали с Евгением Ивановичем вывод, что кладбище стоит на древнем городище. А вот о храме напоминают лишь несколько старых тополей, что росли когда-то у его стен.

Вообще, как писал в своих воспоминаниях Тверской владыка Дмитрий Самбикин, в селе было два храма. Один деревянный, который стоял на вершине холма в центре сельского кладбища, второй – каменный стоял у основания этого холма. Каменная церковь была трёхпридельной, в летнем храме главный придел посвящён Введению во храм Пресвятой Богородицы, в зимнем храме правый придел носил посвящение Святителю Николаю, левый мученикам Кирику и  Иулите.

История Введенского прихода с. Воронье началась в 16 веке. Земли прихода входили в состав погоста Георгиевско-Чудинского. Ещё в 1545 г. здесь не упоминается ни села ни храма, есть только информация о д. Городок: «двор Васко, двор Карпик, двор Иванко, двор Фомка, пашни 9 коробей, сена 40 копен, да в отхожей пожне на Клокуше на реке на Медведице сена 15 копен, да промеж Рогатца и Олховца на Медведице-ж сена 15 копен, 3 обжи».

В 1583 г. в Писцовых книгам мы читаем о деревянной Никольской церкви и сельце Воронине. «А на погосте церковь Николы Чюдотворца древяная вверх. А в церкви образы и свечи и книги приходное. Да на погосте поп Тимофей, двор церковной дьячёк Богдашко Онисимов, двор пономарь, двор проскурница, да две кельи, а в них живут нищие, а питаютца о церкви Божии. Пашни церковные десять чети в поле, а в дву по тому-ж; сена, лесу нет; а в обжи церковная земли не положена».

Каменная церковь в селе Воронье была поставлена на месте прежней деревянной, устроенной в 1718 г. Из архивных документов мы узнаём о бывшем в 1798 г. перерасчёте церковной суммы и об украденных в 1801 г. церковных деньгах. Но, не смотря на эти видимые трудности в 1815 г. в приходе всё же началось строительство нового каменного храма. В декабре месяце 1816 г. надворный советник Лев Антонович Теильс подал в Тверскую духовную консисторию прошение о строительстве каменной Введенской церкви вприделом Святителя Николая.

В благочиннической ведомости за 1816 г. значилось по храму с. Воронье следующее: «Церковь в ветхости, утварию довольна, пашенной и сенокосной земли 94 десятины, приходских дворов 137, мужеского пола 372, доход церкви в год 350 рублей, священник в ней Фёдор Харитонов, диакон Фирс Михайлов, псаломщик Архип Михайлов». Обязанности по сбору денег на строительство церкви взял на себя крестьянин д. Ладьино Тарас Иванов.

9 декабря 1818 г. Л.А. Теильс сообщим в конситорию, что церковь построена и покрыта железом. «Но храм ещё не совсем украшен утварью». В этом же рапорте надворный советник просит разобрать ветхую деревянную церковь, а «материал употребить на устройство ограды вокруг церкви». К прошению приложена опись, из которой следует, что купола храма обиты железом, остальная же кровля тесовая. Колокол большой «весё в нем неизвестно сколько и надпись польская», три других колокола медные без надписи. Этот большой уникальный колокол с надписью на латинском языке «Si Deus pronobis, quis contra nos», что значит «Если Бог за нас, кто против нас?», датировался 1686 г. И изготовлен он был из чугуна, как утверждает владыка Дмитрий Самбикин.

Освящена была церковь в 1819 г. Через год Теильс отправил в Московский опекунский совет шесть тысяч рублей на содержание храма.

Повествуют архивные документы о принятии в 1821 г. в храм пожертвования в 1000 рублей, о выдаче в 1831 г. нового антиминса, о прошении причта и прихожан в 1839 г. дозволения окрасить крышу на церкви. Но на этом хозяйственные хлопоты священства не закончились. В 1843 г. в Тверскую духовную конситорию снова поступает прошение «о дозволении причту сделать деревянный пол», а ровно через год «о дозволении перелить большой колокол».

Следующее десятилетие ознаменовалось для прихода новыми строительными заботами. В 1852 г. кровлю храма перекрывают новым железом. В 1856 – поправляют покосившийся крест. В эти годы главным благодетелем храма выступает титулярный советник Николаевский.

В 1863 г. причт подаёт прошение «о возвращении колокола». Колокольная история повторится на приходе в 1877 г. И начнёт её прошение «об отлитии нового колокола».

Есть в архиве Введенского прихода два дела о приходских часовнях. Первое датировано 1872 г. и озаглавлено «О дозволении исправить деревянную часовню». Часовен в приходе было на начало двадцатого века было три. В Петрове стояла часовня в честь Преображения Господня. Часовня в д. Головино в честь Святителя Николая была поставлена на уникальном месте – «на могиле, под которою погребены были ратные люди, погибшие в какой то битве». А так же была часовня в Большом Дворе Рождества Пресвятой Богородицы. За 1881 г. в приходском архиве так же значится дело с просьбой о дозволении исправить часовню. Аналогичное дело значится и за 1883 г.

1875 г. – год ещё одного большого строительства в Введенском приходе. Строится зимняя церковь с одним приделам. Второй зимний придел был устроен в храме в 1883 г. Из истории прихода становится понятным, почему оба зимних придела носили такие наименования. Во первых святителю Николаю была посвящена первая приходская церковь, а икона мучеников Кирика и Иулиты с давних пор свято чтилась в селе. Была в храме и ещё одна икона чтимая местными жителями – образ преподобного Нила Столобенского с частицей его мощей.

Другая чтимая на приходе икона Иверской Божией Матери находилась в часовне д. Петрово в Преображенской часовни. В 1888 г. духовенство и крестьяне просили перенести её с крестным ходом в храм. В том же году по просьбе священником в церковь был откомандирован архитектор «для осмотра щели находящейся в церкви онаго села».В 1891 г. начались работы по исправлению этой трещины. Большой ремонт прошёл в летнем храме и в 1897 г. Через два года он,по видимому, завершился и на престол была освящена новая одежда. 1902 г. так же стал годом очередного церковного ремонта.

Документы того времени донесли до нас имя одного из последних старост церкви крестьянина Климентьева. В 1901 г. на приходе служили священник Феодор Петрович Гумилевский, 43 лет, кончил духовную семинарию, в служении с 1880 г., священник с 1882 г. Состоит заведущим и законоучителем церковно-приходской школы, награждён в 1897 г. скуфьёй. Диакон Иоанн Симеонович Зверев, 48 лет, из низшего отделения духовной семинарии, диакон с 1887 г. Псаломщик Алексий Арсентьевич Введенский, 49 лет, кончил духовное училище, в должности с 1872 г.

На начало XX века Введенский приход был довольно обширным. В него водили деревни Песчаница – центр Песчаницкой волости, Филино, Высочка, Городок, Тупики, Никулкино, Казиха, Ладьино, сельцо Саково, Наумково, Козленево, Большой Двор, Попово, Будилово, Петрово, Головино. Всего прихожан насчитывалось: 385 дворов, 1031 мужчина, 1192 женщины.

Отдельно следует сказать о школе с. Воронья. В 1887 г. начинается история Вороньевского земского училища. В этом году был поднят вопрос об отводе земли под школу. Разрешение было получено и училище было построено. Но через восемь лет встал вопрос о его закрытии. Устроивший на свои средства здание школы Алексей Степанович Демидов, не смотря на прошение священника Фёдора Гумилевского, здание приходу не отдал.  Незадолго до этого, 23 сентября 1895 г., он сам закрыл школу, затем попытался пожертвовать её Вышневолоцкому земству, но её не приняли.

В это же время священнику пришлось открывать школу в церковной сторожке, но за теснотой там невозможно было проводить занятия. В это же время церковное начальство в Твери указало, что силою взять здание школы они не могут позволить, т.к. здание собственность Демидова. Но тут же было указано снести с церковной земли школу. Сам Демидов написал: «11 ноября 1887 г. построенный мною дом пожертвовать для школы не могу, он уже пожертвован в земство». Но ведь земство школу не приняло. И всё же здание пришлось снести.

В 1899 г. Вороньевская церковно-приходская школа продолжала размещаться в съёмном доме.Обучались в ней 49 мальчиков. Учителем Закона Божиего в школе состоял местный священник Фёдор Гумилевский, а учительницею дочь местного псаломщика девица Введенская. Школа с. Воронье оставила такие впечатления у тверского ахипастыря владыки Дмитрия: «Спрошенные по Закону Божию дети отвечали хорошо; видно, что школа в учебном отношении поставлена хорошо, но жаль, что для неё нет помещения; находится она в наёмной избе. В этом селе прежде была земская школа, помещавшаяся в доме одного крестьянина, который готов продать оный под церковно-приходску школу за 300 руб.». Дом предназначавшийся под школу, который владыка Дмитрий во время своего  посещения осмотрел самолично, сохранился до наших дней и находится напротив места Введенской церкви. В 1918 г. сотрудник Песчаницкого волостного комитета М. Ромашов в присутствии понятых принял на счёт комитета здание школы. В то время здание описывалось так: «здание бывшей церковно-приходской школы размером 18 на 21 аршин, требующее ремонта. При школе фигармония. При школе участок земли в 3,13 десятины в пустоши в Гаврильцево в даче бывшего уездного ведомства». Кроме того в описи упомянуты: «изба, где проживает сторож, хлебный амбар… Священнослужителям Фёдору Петровичу Гумилевскому принадлежит два дома, один для него, другой для земского фельдшера».

Здание школы нам показал местный житель писатель Леонид Смородин. У него в гостях мы побывали вместе с Евгением Ивановичем в 2006 г. Небольшой сельский дом писателя заполнен рукописями его произведений. Большинство из них не изданы. Леонид Смородин провёл нас на место Введенской церкви, которую взорвали перед самой войной. А затем мы вместе с ним поехали искать камень найденный им близ усадьба Саково. Камень представлял собой дикую глыбу с выбитыми на нём пятью точками. Что он означал доподлинно неизвестно, но можно сделать предположение, что стоял он на границе каких – либо земельных наделов.

Камня мы тогда не отыскали – его закидали ветками рабочие, чистившие обочину дороги. Указал нам Леонид и на парковый массив усадьбы Саково. В моё последнее посещение этих мест мы зашли в этот парк. Там сохранилась аллея, уцелели и сталетние лиственницы и липы. Фундамента дома мы не отыскали, но, надеюсь, попытаемся обследовать парк в следующий раз.

Последнее своё посещение села мы с моей спутницей Риммой из Удомли начали с усадьбы Саково. «Сельцо владельческое» Саково известно по документам с начала XIX столетия. В начале XX века село принадлежало помещикам Масловым. Двое из них погребены на погосте Вороньевской церкви: Маслова Любовь Дмитриевна, рожд. Монастырёва, жена надворного советника, + 10 мая 1892 г., 47 л. и Маслов Илия Васильевич, надворный советник, + 9 января 1901 г., 65 л.

Из поездки 2011 г. я привёз в музей сельского прихода с. Матвеево несколько найденных мною на месте Введенской церкви обломков лепнины – всё, что осталось от некогда красивой церкви в селе под названием Воронье.


Назад к списку