Максатихинский район. Николо-Теребенский монастырь. Забытый архитектор Теребенского собора
Забытый архитектор Теребенского собора.
К 200-летию закладки и 180-летию освящения Никольского собора Николо-Теребенского монастыря.
Сегодня наш разговор идёт о величественном соборе, который украшает Николо-Теребенский монастырь в Максатихинском районе. В этом году исполняется ровно 200 лет с момента начала строительных работ и 180 лет с момента его освящения. И первый же документ в строительных делах проливает свет на имя человека, которому суждено было стать архитектором этого величественного сооружения – это Авраам Иванович Мельников. Как же случилось то, что имя автора проекта фактически было забыто на долгие годы? Среди опубликованных работ Мельникова мы не найдём Никольский собор Николо-Теребенского монастыря, хотя он по значимости и грандиозности замысла не уступает, а то и превосходит прочие яркие сооружения архитектора.
Авраам Иванович Мельников родился 30 июля 1784 г. в Ораниенбауме в семье старосты придворного храма. Предки Авраама Ивановича были придворными служителями. С раннего возраста Авраам стал получать навыки живописи в Академии художеств. В 1799 г. «при переходе в четвёртый возраст» он попадает в архитектурный класс, который он закончил в числе золотых медалистов.
Вторую золотую медаль он получил в 1806 г. за проект «памятник естественной истории» - это был проект музея с залами для лекций. Эта же медаль дала Мельникову возможность обучаться за границей. Второй крупный проект Мельникова – «здание судебных мест в Санкт-Петербурге», осуществлённый позднее на углу Гороховой и Адмиралтейской площади. За этот проект он получает 1-ю Золотую медаль и отправляется «пансионером» в Рим вместе с Никитой Мартосом. Вскоре Мартос уехал во Францию, а Мельников остался изучать архитектуру в Риме. Здесь за реставрацию капитолийских бань он был принят в римскую Академию художеств. Но не всё складывалось удачно для архитектора.
После победы над Наполеоном Россия отмечала это событие строительством грандиозных монументов. Принял в этом участие и Мельников. По возвращении на Родину он поступает в «Комитет строительных и гидравлических работ» в столице. В 1814 г. Александр I объявляет конкурс на лучший проект строительства Храма Христа Спасителя в Москве. И проект Мельникова признают лучшим в конкурсе! Но не он стал основой для будущего храма. Окольными путями императору представили мистический проект молодого рисовальщика-лютеранина Карла (Александра) Витберга и монарх выбрал его.
Такая же неудача постигла Авраама Ивановича и с проектом другого главного собора империи – Исаакиевского. В 1818 г. судьями был не только одобрен, но и объявлен лучшим проект пятикупольного собора Мельникова. Казалось, фортуна была на стороне архитектора. Но нет: генерал Бетанкур передал проект Монферрану и поручил ему «приняв за основание одобренный проект Мельникова, внести в него, на сколько можно, предложения судей конкурса». Проект Монферрана – читай переработанный проект Мельникова – под предлогом экономии за счёт двух стен от алтарей прежнего собора получил Высочайшее утверждение.
Интересен тот факт, что получив отказ в участии в строительстве главного собора страны, Авраам Иванович берётся за проектирование собора в небольшом монастыре в Вышневолоцком уезде Тверской губернии – Николо-Теребенском.
Собор является несомненно одним из самых ярких архитектурных памятников, выстроенный взамен прежнего каменного собора 1699 г. Осуществление замысла по возведению Никольского собора началось в конце 1818 г. Будущий архитектор соборного храма Абрам Иванович Мельников «осматривал грунт земли, и нашел оный твердым и прочным». По итогам этого осмотра Строитель монастыря иеромонах Сергий «зделал с ним и условие как в плате за сочинение плана, так и за смотрение при строении» и рапортовал об этом в январе 1819 г. Документ, подтверждающий этот факт хранится в Тверском государственном архиве.
Но воплощение идеи строительства растянулось на десятилетия. В январе 1829 г. новоторжский купеческий сын Яков Ширяев заключил договор со Строителем иеромонахом Серафимом на изготовление ста тысяч кирпичей «ценою за тысячу по пяти рублей и пятьдесят копеек». Он же продолжал изготавливать кирпич и в 1833 г., когда работы по кладке собора почти завершились. Работы по возведению собора продолжались с 1829 по 1833 г. Кладкой собора занимались новоторжские ямщики Гаврило Иванов Пожарский с детьми Никифором, Михайло, Петром и Иваном.
Из следующих документов видно, что проект собора предполагал наличие лепных скульптур и украшений. В июле 1833 г. Гаврило Пожарский с детьми заключили договор со строителем иеромонахом Сергием «нашей кладки, новую церковь с алтарём, трапезою и колокольнею, как внутри, так и снаружи отщекотурить своими рабочими людми и своими инструментами из всего монастырского материала, производя работу сию прочно и чисто». Кроме этого мастера обязались «лепныя фигуры и украшения, как под карнизами, так и в колонных капителях, какия и в каких местах значатся в фасаде и профиле, как внутри церкви, так и на колокольне снаружи и в круглых на оной впадинах отлить и поставить нам же; кроме того на колокольне под первым карнизом, поелику каменные медалионы, значащиеся в фасаде не сделаны, вместо оных поставить нам медалионы лепные и утвердить их надлежащим образом; и вообще сверх щекотурной всю лепную работу, исключая в церкви кумполы, в которых вместо лепных фигур будет живопись». К работе Пожарские должны были приступить с 1834 г.
В 1835 г. готовый собор решено было расписать. К работе пригласили мещанина города Корчевы Ивана Алексеева Берестова. Строитель монастыря иеромонах Гавриил поручил ему «в новоустроенном большем соборе холодном внутренность от верхнего купола, стены и арки, и внутри алтаря все расписать из анфреска самою лучшею и прочною работою». Роспись должна была производиться в два года. В первое лето «написать по нижний карниз, а будущаго лета окончить всю работу до полу».
Освящение главного придела собора состоялось 1 октября 1838 г. Торжество возглавил Высокопреосвященнейший Григорий Архиепископ Тверской и Кашинский. «Храм внутри украшен стенною живописью; иконостасы все вызолочены сплошь на полимент, образа в них живописные, двери царские живописные же с резьбою, вызолоченною на полимент; пол весь чугунный», - описывает собор строитель монастыря иеромонах Илиодор.
К апрелю 1839 г. «новоустроенный собор приведен к совершенному окончанию украшения всех иконостасов». Не доставало лишь большого колокола, который решено было отлить в триста пудов. Взялся за отливку осташковский мещанин Михаил Иванов Синкин из приготовленного монастырского материала и на «удобном месте монастырской земли». Для этих целей решили строить завод. Об этом в рапорте прописали Строитель иеромонах Сергий, казначей иеромонах Гавриил, иеромонах Климент, священник Алексей Иванов, иеродиакон Иерофей, послушник Александр Васильев. Но архиерейский указ лить колокол не дозволил, а предписал устроить внутренности братских келий. Что и было исполнено новоторжским мещанином Никифором Михайловым Вясхиным. А по окончании работ братия монастыря снова попросила разрешение «слить новый колокол».
Об участии талантливого, но не признанного архитектора в построении Никольского собора свидетельствует косвенным образом и сохранившееся в памяти народа придание о том, что все проекты Исаакиевского собора, которые были представлены на конкурс, разошлись потом по губерниям и один из них выполнен был в монастыре. Так это или нет, имел ли проект Исаакиевского собора Мельникова что-то общее с проектом Никольского собора, сказать трудно. Пока не опубликованы ни тот, ни другой. Но то, что Авраам Иванович Мельников был архитектором собора факт, подтверждающийся документами Тверского архива.
Мельников создал много знаковых произведений за свою творческую жизнь: единоверческая церковь Николая Чудотворца на Грязной (Николаевской, ныне Марата) улице Санкт-Петербурга; соборы в Нижнем Новгороде и Пскове, семинария во Пскове, соборная колокольня (утрачена) и собор Казанского монастыря в Ярославле, памятник Державину в Казани, храм на Митрофаньевском кладбище Санкт-Петербурга. Есть сведения о проектировании им Преображенского собора в Рыбинске и собора в Кашине, гостиных дворов в Измаиле и Симбирске. За свою жизнь Авраам Иванович Мельников создал много проектов, большая часть которых нашла своё воплощение. Но не все пережили трагический XX век. Скончался архитектор 1 января 1854 г.
На Тверской земле имя Мельникова было надолго забыто. Но теперь, имея на руках документы с именами людей, причастных к строительству собора Николо-Теребенского монастыря мы не имеем морального права забыть их вклад в историю тверской архитектуры.
Источники:
- Петров П.Н. Авраам Иванович Мельников. Ж. «Зодчий», 1885 г., № 1-2, стр. 1-2.
- ГАТО, Ф. 477, Оп. 1, Д. 41. Об архитекторе, плане и осмотре грунта.
- ГАТО, Ф. 477, Оп. 1, Д. 70. О подряде на кирпич.
- ГАТО, Ф. 477, Оп. 1, д. 87. О подряде на штукатурные работы.
- ГАТО, Ф. 477, Оп. 1. Д. 94. О подряде на роспись собора.
- ГАТО, Ф. 477, Оп. 1, д. 119. О колоколе.
Денис Ивлев
Назад к списку