Удомельский район, село Ивановское Овсеево (д. Ивановское, д./о Голубые озёра).
Денис Ивлев, историк.
Ивановское-Овсеево. Непростая история исчезнувшего храма.
Села Ивановское-Овсеево мы не найдём теперь на карте. Раньше это был Вышневолоцкий уезд, а ныне – Удомельский район, деревня Ивановское. И затерялась бы эта деревня среди прочих Ивановских, Ивановых, Иваньковых на просторах нашей страны, если бы не пансионат «Голубые озёра». Именно под таким названием знают это место и местные жители и многочисленные туристы, что ещё приезжают взглянуть на развалины некогда гремевшего на весь Союз пансионата.
О храме теперь не напоминает ничего. Хотя церковь в Ивановском есть – небольшая деревянная, но она, увы, кроме посвящения, больше ничем не связана с некогда одним из красивейших храмов Тверской губернии. На место прежнего храма туристы и не заглядывают – лишь специалист отличит среди сосен и кустарников очертания фундаментов каменной церкви и колокольни, сможет выцепить среди травы и мусора кованные взглядом кованные переводы и битый красный кирпич XIX столетия. Величественный храм уничтожен уже слишком давно, что бы оставались свидетели даже его гибели.
Но мы постараемся вспомнить. И с помощью архивных документов, которые впервые мы введём в научный оборот, восстановить запутанную непростую историю храма Рождества Иоанна Предтечи села Ивановское Овсеево.
Год 1918. Священник села Ивановское Овсеево будущий священномученик Николай Троицкий составляет «Ведомость о церкви во имя Рождества Иоанна Предтечи, состоящей в пределах Вышневолоцкого уезда, Тверской епархии в селе Ивановском Овсееве». Храме он запишет коротко: Церковь построена в 1822 г. тщанием местнаго помещика Ивана Терентьевича Сназина. Зданием каменная с такою же колокольнею, особою от церкви, покрыта железом. Престолов в ней один во имя Рождества Св. Иоанна Предтечи. Утварию недостаточна в отношении св. сосудов и церковных облачений. По штату к ней положен священник и псаломщик»1. В будущем мы не раз обратимся к этому документу, который кратко даёт информацию фактически обо всей истории храма.
А пока попытаемся понять, когда же и где возник первый храм в окрестностях Ивановского. Ведь в документах XVII-XVIII вв. никакого села Ивановское Овсеево не значится, а есть просто – село Овсеево. Храм в селе Овсеево возник не ранее XVII столетия, в известных нам Писцовых книгах XVI в. такого храма не найдено.
«Церковь Божия во имя Николая Чудотворца».
Посвящение первоначального храма было иное – в честь Святителя и Чудотворца Николая. Село Овсеево расположилось в полутора верстах от существующей ныне деревни Ивановское. Там имелась усадьба, принадлежавшая дворянскому роду Сназиных, а так же приходское кладбище, на котором и стояла деревянная церковь.
Дело за 1778 г. «О построении Вышневолоцкаго уезду в выставке Овсееве вместо сгоревшей вновь каменной церкви» открывает задокументированную историю храма.
«Епархии Вашего Высокопреосвященства в означенной нашей выставке селе Овсееве церковь Божия во имя Николая Чудоторца деревянная сего 1778 г. марта 10 дня после божественныя литургии пополудни в третьем часу неведомаго приключения вся без остатку сгорела»2, - так написали в прошении на имя Тверского епископа Арсения генерал-поручик Терентий Иванов сын Сназин, лейб-гвардии корнет Федор Павлов сын Дуров и поручик Артамон Семенов сын Заостровский. Помещики после пожара, видимо, посовещались и решили просить о разрешении им построить новую деревянную церковь в честь того же святого и на прежнем месте. «Другия Божия церкви, - писали помещики епископу, - поблизости нас не имеется х которой мы всегда по усердности нашей прибегнуть могли, прочие погосты отстоят от нас в отдаленности, а в вешнее время разлитием вод путь к оным весьма неспособен»2. Помещики понимали шаткость положения своего сельца – выставки, которое было второстепенным по значению к основным погостам. И как в воду глядели.
Одновременно с их прошением приходит от Вышневолоцкого духовного правления «препровождённое» прошение «вотчины отставного прапорщика Алексея Данилова сына Давыдова деревни Погорельца соцкого Василия Ефимова с товарищи» и «помещицы Лукерьи Даниловой деревни Колпянца старосты Василия Тимофеева», где просят они присоединить их деревни из прихода с. Глубокое к приходу с. Овсеево. 3 Благочинный с. Осечно священник Гавриил Васильев сообщил в духовным властям так же, что соседнее село Озеряево находится от Ивановского на расстоянии 15 вёрст, Егорьевский Глубоцкий погост – 11 вёрст за озером Сестрино и протокою.4
В выставке Овсеево по справке благочинного служили священник Аксон Тимофеев, 61 года, вдов, в чтении и пении искусен и дьячёк Трофим Никифоров, 43 лет, женат, в чтении и пении посредственен. Пашенной земли у церкви было «15 четвертей в поле, а дву по тому ж».5
Бедность и немноголюдство прихода, сгоревший храм, престарелый священник – всё это сыграло не в пользу села Овсеева. Над приходом нависла угроза полной ликвидации. Что и не заставило себя долго ждать. Июня 25 дня в Вышневолоцком духовном правлении получили указ правящего архиерея «о приписании прихожан к ближайшей церкви, священнику яко вдову просить в монастырь, дьячку приискать место».6 Казалось бы всё – дело окончено, но нет.
Инженер подпоручик Терентий Иванов сын Сназин (1734-19.09.1794) сыграл особую роль в истории Овсеевского храма. Не ясно, как и когда было отменено решение правящего архиерея о расформировании прихода, как было получено разрешение на строительство нового храма. Таким странностям ещё будет место в истории прихода.
Прошение Т.И. Сназина от 21 сентября 1781 г. подтверждает особую его роль в построении нового деревянного храма: «В бытность мою сего 781 г. февраля 1 дня у Вашего Преосвященства в Твери для изпрошения о написании собственными моими средствами вновь построенной в показанном селе Овсеево церкви Чудотворца Николая святых икон архипастырскаго Вашего благословения я удостоин был, а так же те святые иконы мною написаны и церковь ко освящению представлена».7
Епископ Арсений «1781 г. октября 2 дня» благословил освятить храм по чиноположению церковному «и при том сказать поучительное слово» священнику и благочинному с. Млёво Козме Иоаннову».8 При этом «ему же благочинному вышеписанному инженер-поручику за написание святых икон собственными его трудами, что доказывает особливо его ревность к святой церкви объявить Божие благословение, а святой антиминс и святое миро отпустить из кафедрального собора»8, - писал в своей резолюции Владыка Арсений.
Иконы, написанные трудами помещика Терентия Сназина упомянуты в «Реестре Вышневолоцкаго уезда Осечновскаго погоста села Овсеева учинённой о вновь построенной не освященной деревянной церкви Чудотворца Николая».9 В реестре писалось об иконостасе: «А именно царские двери гладкие Благовещения Пресвятыя Богородицы. Над царскими дверьми сень с написанием Тайной вечери, по правую сторону царских дверей образ Господа Вседержителя стоящего, по левую сторону образ Пресвятыя Богородицы с предвечным Младенцем стоящих, на правом крылосе образ Воскресения Христова, на левом крылосе образ Николая Чудотворца…».9
Таким образом в церковной истории села Овсеево особую роль сыграл Терентий Иванович Сназин. И как выясняется, не только он один, но и его супруга и сын. Но об этом позже.
Начало XIX в. ничем особо примечательным в истории Овсеевского прихода не отмечено. Менялись на своих местах священники и пономари. Правда при очередном из них – священнике Иване Матвееве, произведённом из диакона во священники в 1802 г., будет приписана «в сей приход» д. Семёново, да ещё случится большой пожар в имении Сназиных. Об этом есть упоминание в деле «О освящении Вышневолоцкаго уезда в селе Овсееве деревянного храма» за 1804 г. Храм освящали «по случаю содвигнутия в оном с места во время случившагося в оном селе минувшаго июля на 23 число во дворе господина генерал-майора Сназина пожара простым народом святаго престола, разрушения жертвенника и выноса иконостаса обще с того села местным священником».10 Никольский храм чудом не сгорел, хотя дом Сназина сгорел полностью со скарбом и утварью. Вещи в храм вернули и освятил его священник Иван Матвеев в сослужении со священником с. Глубокого Трофимом Григорьевым 16 августа.
Храм освятили, вздохнули свободно, но не на долго. Наступил 1813 г.
«Текущаго октября 29 числа правлению Вышневолоцкаго уезда благочинной села Маг священник Иван Кузьмин репортом донес, что ведомства его в селе Овсееве деревянная церковь сего октября 26 дня сгорела», - так начинается доношение Вышневолоцкого духовного правления в тверскую Консисторию. В доношении подробно описаны и сами обстоятельства пожара: «священноцерковнослужители того села объявлением представили: что они того 26 числа, что было в воскресенье, отправив в упоминаемой их церкви всенощное бдение и за всем бывших в церкви людей вышли все вместе и заперши дверь разошлись по домам. Не ранее как в исходе седьмого часа пополуночи и потом из них священник отправился для исправления нужнейшей христианской требы в приход, где и пробыл не более одного часа, а возвратившись оттуда пришедшему к нему докладывать о начатии благовеста к литургии пономарю Саве Потапову приказал производить оной. Но в ту самую минуту услышал народный крик, что церковь их горит, … бросились с ним пономарём во оную и видя к погашению ея неудобность, немедленно священник сняв со ствятаго престола священный антиминс, евангелие, животворящий крест, а причетник ризницу и книги, а простой народ выломав иконостас и прочее все изнесли и сохранили от снедающего пламени в целости и в благопристойном месте».11
Позднее в Вышневолоцком земском суде будет рассматриваться дело о пожаре. Но причина останется неясной. «Причины же от коего загорелась та церковь найти не могут, - писало Вышневолоцкое духовное правление, - а только заключают, что оное последовало от теплющагося у леваго клироса пред образом Святителя Николая в стеклянной лампаде ибо по вбежании в церковь заметили они, что наиболее от сего места пламень по обитым на стене спалерам поднимался на самый купол крутой берестой … да и самый образ Святителя Николая сгорел».12
Очень символично, что сгорел именно образ Святителя Николая. Через некоторое время последовал указ «прихожан приписать на время рассмотрения дела к другой церкви и устроить следствие на законных основаниях».13 А затем и вовсе начнётся строительство храма в честь Иоанна Предтечи и Никольская церковь в селе Овсеево навсегда канет в историю.
А пока благочинный все церковные предметы и «иконостас опечатал обще с приходским священником и оставил в доме генерал-майора Сназина впредь до повеления высшаго начальства в пристойном и безопасном месте, а священный антиминс к отсылке куда следует представил».14
Рождение нового храма. Первые трудности.
В результате пожара, местные помещики и духовенство разделились на две противоборствующие стороны в вопросе о строительстве нового храма. Одни говорили о том, что храм стоит поставить на новом месте, другие – на старом. И даже семья Сназиных по этому вопросу разделилась на два лагеря. В 1814 г. начинается одна из самых ярких страниц истории прихода села Овсеево.
И открывает её прошение генерал-майора Ивана Терентьева сына Сназина Тверскому Архиепископу Мефодию: «Состоящая Вышневолоцкаго уезда в вотчинном моем селе Овсееве деревянная церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая в минувшем 1813 году по власти Божией сгорела; на место коей по усердию к Святой церкви я имею желание выстроить новую каменныйм зданием во имя Рождества честнаго Пророка и Крестителя Иоанна церковь собственным иждивением своим. Место же для построения оной церкви я нахожу способным в усадьбе моей сельце Ивановском отстоящем от села Овсеева не с большим в одной версте»15.
Ниже к прошению приписано одно весьма важное замечание Сназина: «прилагаю при сем той церкви на построение план и фасад Губернским Архитектором засвидетельствованный и испрашиваю на сие Архипастырской резолюции. Марта 14 дня 1814 г.».16 В этот период Тверским губернским архитектором был талантливый зодчий Карл Иванович Росси. Не исключено, что засвидетельствованный им проект им же и был составлен. Запись Сназина, а позднее и само церковное здание будут свидетельствовать о том, что новый храм действительно был выстроен по проекту великого зодчего.
Не удивительно, что Сназин вознамерился выстроить новый храм именно при усадьбе Ивановское. В 1797 г. император Павел I пожаловал ему земли вокруг озёр Сестрино и Волчино и по реке Судомля, а так же тысячу душ крепостных, что зделало его одним из богатейших дворян Тверской губернии. Это время большого строительства комплекса усадьбы Ивановское. Большинство из имеющихся построек возведено именно в это время, тогда же появляется парк, лиственничная аллея которого будет вести в месту нового храма. В 1813 г. по описанию благочинного «в приходе села Овсеева показано сельцо Ивановское в одной версте, в нем жительствует генерал-майор Сназин, при нем дворовых сорок семь, крестьян в деревнях тридцать восем, а всего семдесят пять душ».17
30 апреля в Ивановское прибыла комиссия из Вышневолоцкого духовного правления в лице благочинного священника с. Маги Ивана Козмина, духовника и священника с. Глубокое Алексея Филиппова и депутата с духовной стороны священника с. Грибны Никиты Харитонова. Они сделали заключение о годности места под новый храм: «Назначенное господином Сназиным под постройку каменной церкви в сельце его Ивановском место по грунту земли способно и священносцерковнослужительских дворов отстоит с небольшим в одной версте и в приходе к оной церкви никакого препятствия не имеется… и оное место господин Сназин уступить вечно под церковь соглашается, да и священник с прочими прихожанами на построение в том сельце Ивановском каменной церкви спора не изъявляют, то просителю г-ну Сназину согласно усердию его и расположенности к святой церкви воздвигнуть ему на предназначенном месте просимую церковь дозволить можно… но с уловием, что бы тот выстроил дворы священников близ храма и нарезал им земли».18
И вот тут начались трудности. Дьячок Егор Иванов и пономарь Савва Потапов выступили против нового места храма. Они опасались потерять свои места при храме и доводы их были весьма обоснованы: «… и потому ныне духовному правлению сим почтеннейше объявляем, что мы на таковую перемену к построению церкви места согласными быть не можем во первых потому, что цель господина Сназина, как из самаго показания его явствует по малоприходству обратить церковь в домовую и иметь при ней только одного удовлетворяемого им денежною и хлебною рукою священника, причетническия должности возложить на дворовых своих людей и тем лишить нас вовсе пропитания… во вторых и по сему, что он господин Сназин буде та церковь приходскою намеревается для священника выстроить дом при оной, а нас оставить на прежнем жилище в отдаленности от церкви…».19 Далее следует приписка, всё же если он даст порцию земли в «равную со священником руку» то они на перемены будут согласны.19
В подтверждение их слов мы видим на страницах дела беспрекословное согласие священника Василия Федорова с прихожанами. И это понятно – священник был в прямой зависимости от Сназина, так же как и крестьяне. Сам Иван Терентьевич об этом так же прямо и написал в своем показании, где и прочие опасения причетников подтвердил: «В оном же Указе между прочаго вам г-ну благочинному предписано отобрать от прихожан равно и от священноцерковнослужителей показания согласны ль оныя к построению в означенном сельце Ивановском церкви, то для меня крайне прискорбно и даже отымает христианское усердие, тем более, что я жертвуя на построение храма от пятнадцати до двадцати тысяч рублей, то оныя хотя бы и не объявили своего согласия вопростивить кажется бы неможно, но как оныя равно и священник, который получая от меня в год 200 рублей жалованья кроме хлеба и собственной моей постройки для жительства им занимаемой согласны.
А что касается до дьячка и пономаря изъявивших несогласие на построение на вновь отведенном месте, тот как оныя при церкви не заслуживают большой важности в совершении службы кроме одной услуги по придаче Его Высокопреосвященству о построении церкви просьбы, равно и прежде оной словесно просил удалению их от оной, более и потому, что означенная церковь по малоприходству может обойтится и без них. Да и я мог бы приискать для священника человека, которой всегда находился бы у него для разных как по церкви так и приходу надобностей. Да при том имею грамотных у себя собственно мне принадлежащих людей до пятнадцати человек».20
Хорошо характеризуют черты характера Сназина и другие обвинения его, на сей раз уже в адрес правящего архиерея: «Как на созидание оной материалы, как то камень, кирпич, известь, железо нужное к строению кровельное находятся на месте. Что и вами найдено, и нынешним летом была выведена б в черне и покрыта, когда б получил я храмосдательную грамоту хотя через пол месяца или немногим далее по подаче о построении оной Его Высокопреосвященству просьбы; в которое время нанят был подрядчик и дан ему был значительной задаток, ныне же по неполучению грамоты и тем более, что только через полтора месяца предписано свидетельствовать место, принуждённым нашел себя ему подрядчику отказать сиречь то и лишиться задатку, ныне же по неизвестности, когда получу грамоту время назначить не могу. Место же означенное я вечно уступаю под оную».21
Сназин выражает своё недовольство тем, что лишился задатка, хотя сам в этом виноват – до получения всех разрешительных бумаг он приступил к построению церкви. Но при этом он тут же умудряется ставить условия и переходит к явной угрозе: «В заключение же всего мною показаннаго обязанностию нашел поставить Вам в виду, что есть ли усердие мое как сына церкви, согласие священника и прихожан за однеми только отзывами в нежелании дьячком и пономарем построить ту церковь на отведенном мною месте вышнее начальство найдет законными, то к прискорбию моему благоволено б было поданную от меня Его Высокопреосвященству просьбу с планом и фасадом возвратить мне с надписью».22
Однако письмо Сназина сделало своё дело. 15 мая 1814 г. Консистория рассмотрела все документы и решила: «построить на предназначенном месте просимую каменную церковь дозволить можно, с тем однако ж, что бы он Господин Сназин по построении той церкви прежде освящения оной отвел по близости сей церкви удобную землю под усадьбу для священноцерковнослужителей и перенес на сию землю домы тех священнослужителей, а так же вымежевал бы из дач своих по силе межевой инструкции и узаконений указанную пропорцию удобной и к хлебопашеству способной земли при самой сей церкви…».23 20 мая была подписана «Храмосданная грамота», которую так требовал Сназин для начала строительства.24
Земельный вопрос решили только к концу 1815 г. Весь причт храма оставался на своих прежних местах при кладбище села Овсеево25, где в это самое время разгорелся другой конфликт.
«Собрать церковь… тем паче, что предки наши тут погребены».
Пока длилось разбирательство по земельному вопросу помещица сельца Овсеево, дом которой стоял в непосредственной близости от сгоревшей церкви и кладбища, Марья Ивановна Сназина – мать Ивана Терентьевича Сназина, решилась на самовольную постройку деревянной церкви.
19 октября 1814 г. благочинный Иван Космин доложил Тверскому епископу Серафиму, что «помещица Марья Ивановна Сназина приступила к собранию деревянной церкви в 18813 г. сгоревшей насовсем и с помощию народа растасканной и разломанной кроме колокольни и паперти, кои остались в целости».26
Благочинный слукавил. В последующем за его рапортом прошении М.И. Сназина пишет, что церковь «згорела не вся до основания, и помощию народа сохранена паперть и стены церкви с малым только повреждением»!27 А так же объясняет свои намерения «дабы древнее кладбище более двухсот лет существовавшее в селе Овсееве не осталось без церкви, имею я желание и усердие из сохраненных от огня материалов опять собрать оную церковь и привезти в прежний вид тем паче, что предки наши тут погребены, но с тем только, что бы я напрежде просила Вашего Высокопреосвященства о освящении оной доколе сын мой помянутой генерал Сназин состроит в сельце Ивановском каменную будет просить об освящении оной…».28
Помещица не только обладала знаниями по истории церкви и чётко обозначила срок существования храма и кладбища – «более двухсот лет», но и была человеком слова. Пока Консистория решала, «что означенной помещице Сназиной самовольно собирать сгоревшую церковь вопретить, о чем и предписать кому следует»29 и грозила ежели «она Госпожа Сназина к сему собранию упомянутой церкви приступила без позволения Епархиального Архипастыря вопреки помянутых правил и прибавления духовнаго регламента 10 пункта, а так же и указа Святейшаго Синода 1814 г. октября 3 дня коими повелено в делах духовных каждому мирянину быть подсудным и послушливым Епархиального своего Епископа, то сей противозаконныя ея Сназиной поступок представить на рассмотрение Светскаго правительства…»30, помещица Сназина церковь собрала.
27 января 1815 г. благочинный Иван Козмин «репортом донес, что ведомства его села Овсеева прихожанка помещица Марья Иванова Сназина из остатков погорелой в помянутом селе церкви с помощию новых материалов собрала оную в прежнем ея виде».31
Мы не знаем выполнила ли Консистория угрозы гражданским преследованием помещицы Сназиной. Да и боялась ли она, будучи движима лишь только сохранением памяти о своих предках, погребённых на кладбище села Овсеева, каких-либо преследований? Думаем, что нет. Мы имеем пример подлинного характера старой помещицы, которая даже перед лицом государственного и церковного преследования и скандала с сыном, выполнила то, что считала своим долгом.
4 марта 1815 г. Вышневолоцкое духовное правление получило указ о «запечатывании» выстроенной церкви.32 3 мая 1815 г. церковь была запечатана33. Больше сведения о ней мы не находим.
Лишь в 1918 г. священник Николай Троицкий напишет в «Ведомости о церкви»: «На месте сгоревшей церкви в с. Овсееве часовня в честь Св. Николая Чудотворца, деревянная, на каменном фундаменте, крыта дранью и тёсом».
Домовая церковь сельца Ивановское.
Иван Сназин позаботился и о том, что бы богослужения во время постройки нового храма так же проходили в Ивановском. Опасаясь, что как в прошлые разы приход могут расформировать, Сназин сразу же обратился в Святейший Синод с особым прошением «и просил о позволении до построения каменной церкви иметь домовую церковь в селе моем Ивановском с подвижным антиминсом, но во оном мне было отказано на основании Имяннаго Высочайшаго указа 1814 г. декабря 8 дня с тем что бы я с просьбою вошел по порядку, то есть к Вашему Высокопреосвященству яко Епархиальному архиерею».34 Знали ли Иван Терентьевич, что «прыгать через голову» епархиального начальства нельзя? Конечно, знал, но этим прошением «укрепил тылы», дескать об этом деле уже знают «наверху», а следовательно медлить не стоит.
И его прошение возымело успех. Пространной резолюцией Архиепископа Серафима на его прошении в Тверь от 27 сентября 1814 г. предписывалось «до построения оной каменной церкви дозволить ему иметь в селе его Ивановском в собственном от дома флигеле, домовую с подвижным антиминсом церковь, которую, когда она устроена и ко освящению будет готова, и освятить по чиноположению во имя того святого, в коего будет он строить каменную церковь».35
Дело решилось быстро. 21 октября 1814 г. Консистория послала в Вышневолоцкое правление указ с предписанием оборудовать домовую церковь. 29 октября указ получили в вышневолоцком духовном правлении, и уже 18 ноября благочинный священник села Маг Иван Козмин рапортовал, что «временная домовая церковь в особом от дома его флигеле устроена и всем нужным ко освящению ея снабжена»36. К своему рапорту благочинный приложил опись, которая подробно во всех деталях описала новую церковь во флигеле Сназинской усадьбы: «Флигель деревянной величины немалой в нем зало приуготовленное под церковь длиною пять сажен шириною четыре в прибавление к оному может служить другая комната вместо паперти. Около же их есть другие комнаты, но оныя остаются без употребления. В оном зале устроена для олтаря место пристойное, престол под антиминс в указную меру одежда на него парчевая. Евангелие окладное бархатом с Евангелистами писанными на финифти но обложенными серебром. Сосуды: потир, дискос с принадлежностями, серебряные, позолоченные по местам. И иконостас устроен по приличию, как в храмах Божиих бывает. К сему же поступит вся утварь значащаяся по описи из погорелой в селе Авсееве церкви».37
Освятили церковь 23 декабря 1814 г. накануне Рождества Христова. Но как водится, человек предполагает, а Господь располагает. Архиерейская резолюция сентября 1814 г. кроме разрешения на освящение домовой церкви предписывала, что если Сназин в продолжении четырёх лет не выстроит каменный храм, то «в домовой церкви его служения уже более не производить, а антиминс из оной велеть благочинному взять и представить в Консисторию».35 Но церковь через четыре года готова не была. И Сназина ожидала ещё одна бумажная битва.
«Каменная церковь отделана совершенно».
Прошение Ивана Терентьевича Сназина от 12 декабря 1818 г. описывает состояние стройки следующим образом «каменная мною выстроенная церковь по непредвиденным остановкам в мастеровых людях, ко освящению еще не готова. Наружность ея отделана совершенно, отщекотурена и покрыта, но нет иконостаса».38 Указывая на эту причину, Сназин просит ещё на два года разрешить служение в домовой церкви.38 На что Архиепископ Серафим служить в домовой церкви позволил, и Сназин вздохнул свободно.
Два года пролетели как два дня, но храм так и не завершили. Понимая, что срок служения в домовой церкви подходит к концу, 2 июня 1820 г. Иван Сназин пишет: «строящаяся иждивением моим каменная церковь ко освящению не совсем ещё готова, которая снаружи и внутренностию хотя и отделана, но не успел ещё совершенно окончить исконостаса, который так же резбою, так и росписыванием икон Святых отрабатывается».39 В заключении он просит разрешить продолжить служение в домовом храме. Новый архиепископ Филарет ответ дать не поспешил, а отправил на рассмотрение Консистории. Та поставила жёсткие рамки – «разрешить продолжить священнослужение ещё на один год. Июня 26 дня 1820 г.»40
Но и через год иконостас готов не был. Прошение Сназина не только описывает причины, но и называет имена мастеров, трудившихся над ним: «Срок сей довольно был достаточен к закончанию нужных работ, подрядчики по контрактам наняты довольно исправные, но Богу так угодно было, что один из них, взявшийся сработать иконостас Господина Барышникова служитель золотарь Герасим Васильев Хандуров в апреле месяце сего 1821 г. лишился жизни, не сделав несколько работы по своему обязательству».41 В заключении Сназин дополняет: «Впрочем, церковь внутре и снаружи отделана, образа и вся церковная утварь готовы. Сентября дня 1821 г.».41 28 сентября владыка Филарет позволил своей резолюцией служить в домовом храме без всяких на сей раз сроков «до совершенного окончания строения».41
История домовой церкви закончится 16 ноября 1822 г. Благочинный и священник Алексей Филиппов после освящения Иоанно-Предтеченской церкви «антиминс представил куда следует… жертвенник, престол, срачицу и верви и прочия освященные вещи кроме годных для новопостроеннаго храма» предал огню близ новой церкви и пепел зарыл в землю.42
1822 год – особый год в истории Овсеевского прихода. В один день завершается существование села Овсеево и рождается новое село Ивановское-Овсеево в одной версте от прежнего. 22 августа благочинный села Глубокое священник Алексей Филиппов рапортовал Тверскому архиепископу Ионе, что каменная во имя Рождества Иоанна Крестителя церковь «ныне уже и созиждена и во внутренности приличным церковным благолепием украшена, напрестольными одеждами и всем нужным снабжена и ко освящению стоит в готовности».43
В описи нам предстаёт действительно великолепный храм: «Во святом олтаре престол устроен в указную меру на нем одежда парчевая, евангелие обложено бархатом, на нем доска сребреная позлащенная со изображением в клеймах на финифти четырех евангелистов, крест сребряной позлащенной, ковчег сребряной по местам позлащенной. На средине церкви Царские двери древяные прорезные позлащенные с изображением Благовещения и Евангелистов. Святых образов писанных на древяных досках живописным искусством шесть и оныя состоят в иконостасе резном позлащенном с колонами, пред ними подсвешники медные посребреные и по местам позлащенные. Клиросы отделены решеткою чугунную выкрашенною и по местам позлащенною. Посредине церкви паникадило работы бумажной позлощенное, внутри церковь украшена приличным стенным писанием».44 Упомянута в описи и «особо устроенная» колокольня при церкви и на ней колокол весу 52 пуда.45
3 сентября владыка Иона наложил резолюцию, в которой поручил архимандриту Тверского Отроч-монастыря церковь освятить и выдать ему антиминс из Кафедрального собора.46
На торжество освящения нового величественного храма Иван Терентьевич собрал множество гостей. Среди них был и местный помещик и уже известный к тому времени художник Алексей Гаврилович Венецианов. Об освящении храма в Ивановском-Овсеево Алексей Гаврилович оставил свидетельство в виде письма к своему другу Николаю Петровичу Милюкову.
«Здравствуйте, мой любезнейший Николай Петрович!, - писал Алексей Гаврилович, - посланию сему причины нижепишущиеся: к Сназину выехал я в середу в полдень, а приехал в 10 часов вечера, от него выехал в четверг в 3 часа после обеда, приехал домой в пятницу в 9 часов утра. Каков вояж! Сей-то вояж план мой – в воскресенье быть у вас и в четверг на освященье у Сназина – совсем разладил, а сладил так, что ежели Прасковья Васильевна (мать Н.П. Милюкова – Д.И.) не поедет на священье, то приехать мне к вам во вторник с женою и потрохом, а ежели поедет, то приехать одному и от вас или в среду или в четверг отправиться в Ивановское. Итак, мой дорогой, прошу решить, как мне к вам явиться – одному с красками или потрохом, а между тем сего же дня отправлен гонец к почтеннейшему нашему Серафиму (митрополит Санкт-Петербургский – Д.И.) с полученной мною от Ивана Терентьевича просьбою к нему участвовать при освящении – я ему пишу выше, то есть на той странице, писанной проект, сиречь, о вторнике, среде и четверге. – Поняли – Нет, не все, для того, что я вам ещё всего не написал, а это всё состоит в том, что бы в середу он приехал к вам и от вас бы со мною отправился в Ивановское. Ладно или не ладно, а дело сделано. Итак, мой дорогой Николай Петрович, берите перо и пишите – с потрохом или без него, а маменьке вашей с моим почитанием ручку поцелуйте; жаль, что обычью нет, а то бы попросил и у папеньки поцеловать, у сестриц у всех ручки перецелуйте за душою вам преданного А. Венецианова».47
Был ли Венецианов с супругой или вместе с матерью Н.П. Милюкова – таких сведений мы не имеем. Но Митрополит Серафим приехать не смог. Так же пока не выясненным до конца остаётся вопрос: писал ли иконы для новой церкви сам Венецианов. Исходя из факта дружбы Венецианова и Сназина – это вполне возможно.
Торжество освящения архимандрит Гедеон совершил «с прочим духовенством» по церковному чиноположению 12 октября 1822 г. Этот день можно считать рождением не только нового храма Рождества Иоанна Предтечи, но и рождением нового села на карте Вышневолоцкого уезда – села Ивановское Овсеево.
Дела житейские. Из архива прихода.
Прошли торжества. И приход нового села Ивановское Овсеево погрузился в обычные будни. В 1822 г. решалось дело о награждении священника Василия Федорова набедренником. Проявляется и обычная рутинная письмоводительская работа по храму делами «о выдаче метрического свидетельства детям Сназина» (1833 г.), «об учинении высправки по метрическим книгам о рождении помещика Сназина» (1834 г.) и, наконец, «О выдаче метрического свидетельства Павлу Сназину» (1845 г.).48
Владелец усадьбы боевой генерал и создатель усадебного комплекса и храма в Ивановском генерал-майор Иван Терентьевич Сназин скончался 20 декабря 1837 г. в возрасте 60 лет и был погребён в склепе под устроенной им церковью. Рядом с ним погребли позднее и его сына действительного статского советника Павла Ивановича Сназина, скончавшегося 4 марта 1883 г. в возрасте 68 лет.49
1851 г. церковным старостой становится «дворовый человек» Максим Афанасьев. «Дворовый человек» пробыл старостой храма вплоть до 1881 г. Дважды в делах прихода будет подниматься вопрос о его награждении – в 1875 г. «о награждении крестьянина Максима Афанасьева» и в 1881 г. «о награждении церковного старосты крестьянина Максима Афанасьева».48
Но вернёмся к делам прихода. За 1851 г. значится дело «О дозволении построить часовню». Часовен, кстати, в приходе села Ивановское Овсеево было три: в д. Колпинец в честь свв. Муч. Кирика и Иулиты, при д. Удино в честь Успения Божией Матери и на месте церкви в с. Овсееве в честь Николая Чудотворца. Все часовни были деревянными, крытыми дранью и тёсом.1 В этом деле речь должна идти о постройке часовни на месте Никольского храма, но дело, как и большинство документов прихода утрачено. К сожалению, документов проливающих свет на судьбу деревянного храма в архиве прихода так же не сохранилось.
1851 г. – это ещё и дела «о награждении пономаря Поведского» и «о произведении пономаря Поведского во диакона». Священником в эти годы в храме значится Василий Васильевич Введенский. Из церковных дел того периода виден непростой характер священника: «о понуждении священника Введенского к доставлению пропитания родственникам своим» (1851) г. и «об оклеветании священником Василием Васильевым помещика Афанасия Данилова» (1856). Хотя человека с дурным характером духовником для окрестного духовенства вряд ли назначат, а им о. Василий стал в 1860 г. И тут же дело – «о небытии священника Введенского к судебному следователю» (1862 г.).48
Из заголовков не сохранившихся дел прихода мы видим фамилии местных помещиков, которым то Дворянское собрание, то сам Предводитель Дворянства периодически запрашивали метрики – Сназины, Менделеевы, Гарцевичи. Вскоре добавятся и Гаслеры – последние владельцы Ивановского.
1870 г. – первый в ремонт в храме. Через два года открывается новое кладбище к востоку от храма. История кладбища в сельце Овсеево так же завершается. Теперь прихожан хоронили неподалёку от церкви. Так на этом кладбище в 1875 г. был похоронен дьячок Синицын. Его фамилия несколько раз встречается в документах храма, и каждый раз отрицательно его характеризует. 1866 год – дело «о покраже пономарем Синицыным у крестьянки Марьи Савельевой шубы», 1867 – «о неодобрительной аттестации пономаря Синицына», и, наконец, «о смерти дьячка Синицына» за 1875 г.48
1883 г. – пустующей становится вакансия священника. Упоминается в 1885 г. священник церкви Мощанский, с которого планировалось взыскать «денег 23 рубля 62 копейки». В 1885 г. для священника дочь действительного статского советника Софья Павловна Сназин-Тормасова покупает в сельце Овсееве и жертвует в собственность церкви дом. Дом был пространным – «длиною 6 ½ сажен, шириною 3-х сажен на камнях, двуэтажный, крытый лучиной, построен в 1883 г. крепкий». При доме имелись скотный двор, сенной сарай, баня, амбар, погреб. На постройки Софья Павловна потратила 700 рублей и все они стояли на «церковной земле церкви села Овсеева Ивановского».50
Софья Павловна – дочь Павла Ивановича Сназина. В 1881 г. она вышла замуж на управляющего отцовским имением Ивановское Владимира Фёдоровича Гаслера (1857-1934 гг.) – участника русско-турецкой войны 1877-78 гг., воевавшего под командованием М.Д. Скобелева и штурмовавшего Плевну. За войну на Балканах Гаслер получит не только боевые награды, но и саблю с драгоценными камнями. Позднее он закончит Академию Генерального штаба и будет дружить с сыном генерала Гурко Владимиром Иосифовичем, который будет гостем усадьбы.
В 1886 г. упомянут священник Доброхвалов в деле «о повенчании священником Доброхваловым рядового с раскольницею». Буквально через год ещё одно дело «о неблагоповедении священника Доброхвалова». И уже в 1888 г. в документах появляется фамилия нового священника – Сокольского в деле «о взыскании с священника Сокольского арендных денег 41 руб. 66 коп.». При новом священнике в сан диакона возводится псаломщик Никольский (1889 г.) и крестьяне села Удино подают прошение о перемещении в другой приход. Сам священник подал прошение «о перемещении в другое село» в 1892 г. В этом же году поднимается вопрос «о псаломническом месте», который снова остро встаёт и в 1893 г.48
За 1893 г. в архиве прихода хранилось дело «о нетрезвости псаломщика Николая Преображенского и о произведённых им безпорядках в усадьбе земскаго начальника Гаслера». Впервые фамилия Гаслер появится в делах храма в 1888 г. и последний раз будет упомянута в 1901 г. Оба дела касались «выдачи метрических свидетельств Гаслер».48
1896 г. – последний зафиксированный документами ремонт храма. 1897 г. – два дела, касающиеся судьбы псаломщика Алексея Соколова «о возвращении священнического сана псаломщику Алексею Соколову» и «перемещении псаломщика Алексея Соколова к другой церкви в уездном городе».48 На этом перечень дел храма села Ивановское-Овсеево обрывается.
В годы трёх революций. Священномученик Николай Троицкий.
В новый XX век приход вошёл со священником Иоанном Яковлевичем Богоявленским и псаломщиком Алексеем Васильевичем Соколовым. О них клировые ведомости сохранили некоторые сведения. О священнике Богоявленском – то, что он 46 лет (на 1900 г.), окончил духовную семинарию, поступил на службу в 1876 г. и был рукоположен во священника в 1882 г. О бывшем священнике, лишенном сана «за прегрешения» и служившем псаломщиком, Алексее Соколове информация следующая – 62 лет, окончил духовную семинарию, поступил на службу в 1858 г. Церковным старостой значился на тот период крестьянин Алексий Петрович Самсонов – «в должности 5-е трехлетие».51
Границы прихода на начало XX века определялись деревнями: Хвалово, Погорелец, Новоселье, Дубники, Никулькино, Колпинец, Мотыли, Александровка и Удино. Приход окружали три усадьбы в сельце Ивановском, а так же при деревне Погорелец. Всего в приходе значилось 123 двора, 392 мужчины и 469 женщин, «в том числе военных 3 мужчин и 2 женщины». Часовни существовали в с. Овсееве, а так же в деревнях Колпинец и Удино.
«Ведомость о часовнях» приводит такие сведения:
Первая часовня «В селе Овсееве, деревянная на каменном фундаменте во имя Святителя и Чудотоворца Николая. Построена с разрешения Преосвященнаго Гавриила в 1851 г. на месте сгоревшей церкви помещиком Сназиным при участии прихода. Четырех угольная, в длину и ширину по 10 аршин, покрыта лучиною. Стечение народа при Богослужении в оной часовне бывает очень малое. Наблюдает за нею церковный староста».52
Вторая – «В д. Колпинце, деревянная, во имя св. мучеников Флора и Лавра, построена в 1750 г. крестьянами д. Колпинцы по случаю падежа скота. Четыреугольная в длину и ширину по 7 аршин. По ветхости с разрешения Преосв. Филофея возобновлена крестьянамидеревень: Колпинца, Мотылей и Погорельца».52
Третья – «В д. Удино, деревянная, во имя Успения Божией Матери, построена издревле близ д. Удина, на горе в роще, по какому случаю не известно. Четыреугольная, в длину и ширину по 6 ½ аршина. Стечение народа бывает самое незначительное. Наблюдает за нею оной деревни крестьянин Даниил Филиппов».52
12 фервлая 1904 г. скончалась внучка строителя церкви Ивана Терентьевича Сназина благотворившая приходу Фон-Гаслер София Павловна урождённая Сназина-Тормасова. Ей было 57 лет. После отпевания в храме её погребли в родовом склепе Сназиных под храмом.53
В 1910 г. Клировые ведомости приводят о священнике села Ивановское Овсеево такие сведения: «Священник Сергий Павлов Раевский, 43 л. Род. 1 октября 1867 г., сын священника. Священник с 1891 г. В 1908 г. 8 февраля переведён к церкви Ивановского Овсеева, состоит законоучителем земскаго училища».54
Псаломщиком в это время служит Вячеслав Николаев Синев. Ему 18 лет, он сын диакона. Псаломщиком в Ивановском стал в 1910 г.55
Хором в храме управляет учитель Алексей Николаевич Павлов. О нём записано особо: «обучает учеников пению в школе и заведывает хором в церкви».56 Он и его коллега Михаил Ефимович Печников учительствуют в Ивановской земской школе. О ней так же присутствуют сведения: «близ церкви в имении фон-Гаслер, на его земле в его собственном помещении на два учителя. При сей церкви староста крестьянин д. Удина Степан Константинов».57
Положение церковных дел в 1915 г. раскрывает «Справочная книга по Тверской епархии». Священника Раевского в 1913 г. сменил на посту настоятеля отец Сергий Богоявленский. Ему 34 года, по окончании духовной семинарии он отслужил девятнадцать лет. Исполняющим обязанности псаломщика значится в это время Алексей Павлов. Он чуть старше священника – 39 лет. Окончил учительскую семинарию, псаломщиком служит 1 год.58
Село относится к четвёртому благочинническому округу, благочинным которого был священник села Берёзки Николай Синицын. Прихожан насчитывалось 414 мужчин и 458 женщин. Жалованье в год духовенство получало 400 рублей. Земли приходу принадлежало 33 десятин. В земской школе обучалось 75 учеников.58
Последние обстоятельные сведения о приходе приводит священник Николай Иванович Троицкий в 1918 г. Сведениями из его ведомости мы пользовались на протяжении всей нашей публикации. В составе прихода было 143 двора, мужчин 361, женщин 432. В самом селе Ивановском «при церкви» имелось 4 двора. Иноверцев или раскольников в приходе не имелось. В 1918 г. старостой прихода избран крестьянин д. Колпинец Алексей Никаноров Виноградов.59
Отец Николай Троицкий – будущий священномученик. В ведомости 1918 г. отражены дополнительные сведения, которые позволяют уточнить официальную биографию священномученика Николая Троицкого. Обычно об отце Николае пишется, что он был «по окончании Тверской духовной семинарии был рукоположен в сан священника ко храму села Покров».60 В своей анкете 1918 г. отец Николай пишет, что переведён на учительскую должность в Тихомадрицкую церковно-приходскую школу. Имеется в виду погост Покров-Тихомадрицкий Вышневолоцкого уезда, в некоторых документах называемый селом Покров. Вряд ли в Покровском Тихомадрицком погосте могли служить и преподавать два человека с одинаковыми биографическими данными.
Житие священномученика называет Покровский Тихомадрицкий погост местом рождения священномученика. В 1918 г. о себе отец Николай указывает, что ему 32 года и пишет себя происходящим из духовного звания. К ведомости приложена небольшая анкета, где он помимо всего прочего указал: «1915 г. апреля 4 дня награжден набедренником. Содержания получает от прихода годового дохода 400 руб; доходу от земли 600 руб. Недвижимого имущества нет. Образование: По окончании курса в Тверской духовной семинарии в звании студент состоял учителем в Быковском земском начальном училище; 1908 г. сентября 30 переведен по прошению на учительскую должность в Тихомадрицкую церковно-приходскую школу. 1911 г. февраля 5 дня Архиепископом Антонием определен священником к церкви с. Озеряева Вышневолоцкого уезда. В декабре 1915 г. указом Архиепископа Серафима переведен по прошению к церкви с. Ивановское Овсеево Вышневолоцкого уезда. С 1911 г. состоял Законоучителем и заведующим Озеряеской церковно-приходской школы. С 1 января 1916 г. до 1918 г. состоял законоучителем Ивановского Земского начального училища. Женат: в семействе: жена Анна Иванова 33 лет, дети: Мария 7 л., Елизавета 5 л., Антонина 3 л., Нина 1 г. при отце».59
Неизвестным остаётся период с 1918 по 1930 г., по момент ареста за то, что не смог оплатить продналог. В 1919 г. на должность священника села Ивановское заступит священник Михаил Васильевич Беневоленский. Следовательно место служения отца Николая надо искать где-то в окрестных храмах.
Из последующей биографии известно, что после заключения в исправительно-трудовом лагере священномученик Николай в 1932 г. вернулся в церковь с. Верескуново Удомельского района. Повторный арест состоялся 20 ноября 1937 г. Обвинение стандартное для тех лет – антисоветская агитация. Заключили священномученика в тюрьму города Бежецка. 27 ноября Тройкой НКВД по Калининской области священномученик приговорён к расстрелу. Расстрелян 29 ноября 1937 г. Причислен к лику святых в 2000 г.60
Последние годы храма. Священник Михаил Беневоленский.
Сведения о последних годах существования храма в Ивановском отрывочны, поэтому мы ограничимся лишь обзором биографии последнего священника храма в Ивановском – протоиерея Михаила Васильевича Беневоленского.
Из рапорта настоятельницы Вышневолоцкого Казанского женского монастыря игумении Амвросии архимандриту Теребенской пустыни Трофиму о состоянии Вышневолоцкого Казанского женского монастыря за 1919 – 1920-е гг. известно, что отец Михаил Беневоленский перешёл служить в село 15 августа 1919 г.61
Священник Михаил Беневоленский родился в с. Михайловском Весьегонского уезда 30 августа 1852 г. в семье священника.62 Из его послужного списка, представленного в хозяйственное управление при святейшем Синоде о его биографии известны следующие подробности биографии священника:«В Тверской духовной семинарии 1879 г. со свидетельством 2-го разряда. 1880 г. сентября 12 дня Высокопреосвященнейшим Саввою Архиепископом Тверским определен и 22 ноября посвящён во священника к церкви с. Подольховца Вышневолоцкого уезда. 1882 г. ноября 20 дня Высокопреосвященнейшим Саввою Архиепископом Тверским по прошению перемещён к церкви села Троицы Млева Вышневолоцкаго уезда, 1887 г. ноября 18 дня Высокопреосвященнейшим Саввою Архиепископом Тверским по прошению перемещён в Казанский женский монастырь. 1893 г. до февраля месяца 1899 г. по указу Тверской духовной консистории исправлял должность присягоприводителя в окружном суде и в съезде мировых судей.
В семействе его: Жена Мария Васильева. Дети их: Василий родился в 1882 г. февраля 27 дня, ныне 1907 г. умер 12 мая. Александр, родился 1883 г. августа 22 дня. Димитрий, родился 1888 г. октября 10 дня.(будущий священномученик Димитрий Беневоленский – Д.И.) Анна родилась 1891 г. января 10 дня. Иоанн родился 1892 г. февраля 23 дня. Серафима родилась 1896 г. июля 27 дня. Екатерина родилась 1899 г. ноября 11 дня.
1888 мая 19 дня Высокопреосвященнейшим Саввою награждён набедренником. 1893 г. года за усердную службу преподано благословение Священнаго Синода без грамоты. 1898 г. мая 25 дня Высокопреосвященнейшим Димитрием Архиепископом Тверским награждён фиолетовой скуфьёю. 1904 г. мая 6 дня Высочайше награждён бархатною камилавкою».63
О причинах отъезда отца Михаила и увольнения за штат священника Николая Клирикова из монастыря игумения Амвросия пишет: «Кроме жалования монастырь предоставлял всему причту в течение года: ржаной печеный хлеб, соль, квас, огородныя овощи и готовое помещение с отоплением. С отобранием у монастыря имения «Кашарово», монастырь не смог предоставлять как прежде причту хлеба и овощей, и хотя жалование было увеличено до 150 рублей, но вследствие голода … 15 сего августа старший монастырский священник о. Михил Беневоленский перешёл в приход, так что в настоящее время в монастыре служит один младший священник о. Василий Лебедев».61
Прослужил отец Михаил в селе Ивановском до 1927 г. Его правнук Дмитрий Сергеечи Беневоленский пишет: «К сожалению, точных сведений о Михаиле Васильевиче у меня нет. Его служение в ивановском и смерть примерно в 1927 г. Были шикарные похороны в Паношино, организованные его сыном о. Димитрием – всё со слов моего отца, родившегося в 1918 г. В Ивановское его вместе с братом Михаилом привозили к деду. К сожалению, деталей я не знаю. Помню только, что их, мальчишек, поразила оранжерея Гаслера, по которой они лазали».
Погребен отец Михаил на кладбище с. Паношино, которое было уничтожено в советские годы. Сейчас это пустырь занятый мусорным баком на выезде из г. Удомля в сторону села Млёво…
Борис Константинович Виноградов пишет в своей книге «Музыкальная жизнь Вышневолоцкого уезда», что церковь в селе Ивановское закрыли в 1930 г. и её решено было разобрать на строительство новой школы, больницы и дома культуры в райцентре. В 1935 г. началась разборка церкви. Разбирали церковь вручную. По воспоминаниям Анны Ивановны Пановой, она в числе прочих возила летом кирпич в Удомлю на строительство школы около вокзала и на достройку 2-го этажа склада купца Алексея Кирилловича Гудовского, переоборудованного под дом культуры. Возили кирпич до зимы.64
Она вспоминает, как драчун из д. Удино Ванька Данилов (1900 г.р.), хорохорясь, сорвал замок с двери склепа около церкви и проник внутрь в надежде найти зхолотую саблю с драгоценными камнями. Однако он вытащил только гроб с костями, нашел погоны и пуговицы с мундира И.Т. Сназина, а вместо сабли лежал деревянный покрашенный муляж. Василий Федорович Иванов (1896 – 1953 гг.), уроженец д. Елманова Горка в тот день проходил мимо развалин склепа и церкви, видел разбросанные кости, и ему стало жутко от увиденного. Ванька Данилов вскоре был убит в пьяной драке с карелами.64
Колокольня разбиалась с трудом – внутри были проложены прочные металлические шины. Вывали взрывников, которые подорвали одну сторону колокольни и она упала целиком со всего маха, как дерево. Пригодных кирпичей из неё не извлекли – один щебень.64
Позднее часть площадки церкви дом отдыха занял под склад ГСМ. И только старинные деревья парка и лиственничная аллея напоминают о том, что здесь стоял величественный храм…
Поставят ли на месте Иоанновского храма поклонный крест, который напомнит и о склепе генерала Ивана Терентьевича Сназина? Совесть ответственных лиц пока молчит... И только шумят над кучами щебня и битого кирпича кроны столетних деревьев.
Источники:
1. ГАТО, Ф. 160, Оп. 1, Д. 32525. Ведомость о церкви в с. Ивановское Овсеево. 1918 г.», Л. 1.
2. ГАТО, Ф. 160, Оп. 6, Д. «О построении Вышневолоцкаго уезду в выставке Овсееве вместо сгоревшей вновь каменной церкви», Л. 1.
3. Там же, Л.3.
4. Там же, Л. 4.
5. Там же, Л. 5.
6. Там же, Л. 8.
7. Там же, Л. 20.
8. Там же, Л. 20 об.
9. Там же, Л. 22.
10. ГАТО, Ф. 160, Оп. 6, Д. 1209. «Дело о освящении Вышневолоцкаго уезда в селе Овсееве деревянного храма, 1804 г.», Л. 1.
11. ГАТО, Ф. 160, Оп. 6, Д. 1213. О сгоревшей Вышневолоцкаго уезда в селе Овсееве деревянной церкви, 1813 г. Л. 1.
12. Там же, Л. 1, 1 об.
13. Там же, Л. 6.
14. Там же, Л. 1 об.
15. ГАТО, Ф. 160, Оп. 6, Д. 1216. Дело о дозволении Вышневолоцкому помещику Генерал-Майору Ивану Терентьевичу Сназину на место сгоревшей в селе Овсееве деревянной церкви построить вновь каменную в вотчинном ево сельце Ивановском церковь. 1814 г., Л. 1 – 1 об.
16. Там же, Л. 1 об.
17. Там же, Л. 2 об.
18. Там же, ЛЛ. 10-10 об.
19. Там же, ЛЛ. 14-14 об.
20. Там же, ЛЛ. 11-12.
21. Там же, Л. 11.
22. Там же, ЛЛ. 12-12 об.
23. Там же, ЛЛ. 21-21 об.
24. Там же, ЛЛ. 23-24.
25. Там же, Л. 51.
26. ГАТО, Ф. 160, Оп. 6, Д. 1214. О самовольном собирании Вышневолоцкаго уезда приходу села Овсеева помещицею Марьею Сназиной сгоревшей в том селе деревянной церкви. 1814 г., Л. 1.
27. Там же, Л. 2.
28. Там же, ЛЛ. 2-2 об.
29. Там же, Л. 11.
30. Там же, Л. 12.
31. Там же, Л. 14.
32. Там же, Л. 16.
33. Там же, Л. 17.
34. ГАТО, Ф. 160, Оп. 6, Д. 1215. Дело о устроении Вышневолоцкаго уезда Приходу села Овсеева в сельце Ивановском домовой церкви. 1814 г., ЛЛ. 1-1 об.
35. Там же, Л. 1.
36. Там же, ЛЛ. 7,9,10.
37. Там же, Л. 11.
38. Там же, Л. 16.
39. Там же, Л. 18.
40. Там же, Л. 19.
41, Там же, Л. 22.
42. Там же, Л. 25.
43. ГАТО, Ф. 160, Оп. 6, Д. 1221. Об освящении Вышневолоцкаго уезда в сельце Ивановском новоустроенной каменной церкви. 1822 г., Л. 1.
44. Там же, Л. 2.
45. Там же, Л. 2 об.
46. Там же, Л. 1.
47. Алексей Гаврилович Венецианов. Статьи. Письма. Современники о художнике. Л., Искусство, 1980 - С. 69-70.
48. ГАТО, Ф. 160, Оп. 6. Опись дел церкви села Ивановское Овсеево Вышневолоцкого уезда.
49. Николай Михайлович Романов, великий князь. Русский Провинциальный некрополь. Т. 1, М., 1914. – С. 805.
50. ГАТО, Ф. 160, Оп. 6, Д. 1231. О пожертвовании хозяйственных построек дочерию Действительнаго Стацкаго Советника Софьею Павловною Сназин-Тормасовою находящихся в селе Овсееве в собственность церкви для помещения местнаго священника. 1885 г., ЛЛ. 1,2,4.
51. ГАТО, Ф. 160, Оп. 1, Д. 16174. Клировые ведомости за 1900 г. Л. 417.
52. Там же, Л. 418.
53. Николай Михайлович Романов, великий князь. Русский Провинциальный некрополь. Т. 1, М., 1914. – С. 182.
54. ГАТО, Ф. 160, Оп. 1, Д. 16176. Тверской епархии Вышневолоцкаго уезда клировые ведомости, 752 об.
55. Там же, Л. 753.
56. Там же, Л. 754 об.
57. Там же, Л. 751 об.
58. Справочная книга по Тверской епархии, Тверь, 1915 г. С. 135.
59. ГАТО, Ф. 160, Оп. 1, Д. 32525 Ведомость о церкви в с. Ивановское Овсеево. 1918 г. ЛЛ. 2-3.
60. Открытая православная энциклопедия «Покров»: Троицкий Николай Иванович. Интернет: https://drevo-info.ru/articles/19070.html. Дата просмотра: 23.07.2019.
61. ГАТО, Ф. 477, Оп. 1, Д. 1018. Рапорт настоятельницы Вышневолоцкого Казанского женского монастыря игумении Амвросии архимандриту Теребенской пустыни Трофиму о состоянии Вышневолоцкого женского монастыря за 1919 – 1920 гг. Л. 2 об.
62. ГАТО, Ф. 160, Оп. 1, Д, 16174, «Клировые ведомости Вышневолоцкого уезда за 1900 г. Церковная ведомость Казанского женского монастыря города Вышний Волочек за 1900 год», Л. 74 об.
63. РГИА, Ф. 796, Оп. 436, Д. 650. Послужной список Тверской губернии Вышневолоцкаго Казанскаго женскаго монастыря священника Михаила Беневоленскаго 1907 г. выданный Благочинным округа Вышневолоцкаго уезда для предоставления в хозяйственное управление при Святейшем Синоде, Л. 1.
64. Виноградов Б.К. Музыкальная жизнь Вышневолоцкого уезда. Музыканты на Удомельской земле. Тверь, Альфа-Пресс, 2014. - С. 160-161.
Назад к списку