Георгия Победоносца и великомученицы Варвары села Матвеево - Максатихинский район. Николо-Теребенский монастырь. Живописцы Николо-Теребенского монастыря
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Максатихинский район. Николо-Теребенский монастырь. Живописцы Николо-Теребенского монастыря

Николо-Теребенский монастырь. Фото Д. Ивлева

Живописцы Николо-Теребенского монастыря.

Алексей Гаврилович Венецианов и его ученики и современники и их работы в Николо-Теребенском монастыре.

Посвящается 240-летию со дня рождения А.Г. Венецианова

Вышневолоцкий уезд был богат на яркие памятники церковной архитектуры и монументального искусства, на яркие художественные образцы стенописи и иконографии, но даже среди этого изобилия прошлого особое место занимал Николаевский Теребенский монастырь, расположившийся на самой границе Вышневолоцкого и Бежецкого уездов на реке Мологе. Благодаря своей древней истории и чудотворному образу Святителя Николая обитель имела широкую известность среди верующих. Но кроме святынь духовных, монастырь обладал и великолепной архитектурой, а его храмы были украшены и наполнены яркими произведениями искусства.

Данный материал является плодом многолетних поисков в архивах, и посвящён произведениям живописи великого русского художника Алексея Гавриловича Венецианова и его учеников и современников, созданным в разные годы для Николо-Теребенского монастыря.

«Живописной работы картина…»

Алексей Гаврилович Венецианов.

А.Г. Венецианов. Портрет работы Григория СорокиВ последнее десятилетие XX и первые десятилетия XXI века в научной и краеведческой литературе, касающейся истории Николо-Теребенского монастыря появилось и культивируется достаточно много неподтвержденных фактов, говорящих об исключительной роли Алексея Гавриловича Венецианова в благоукрашении Николо-Теребенского монастыря. В частности, именно ему приписывается роспись всего Никольского собора обители.

Естественно, фигура известного помещика-художника из сельца Сафонково, жившего в нескольких часах езды от обители в Дубровском приходе, не могла не быть заметной в Николо-Теребенском монастыре. Венецианов бывал в обители, упоминает её в своих письмах, - «С тех пор как мы простились в Братском, я нигде, кроме разу, одного разу в Поддубье, не был, потом в Теребенях с Петром Ивановичем»1, а так же жертвовал туда свои произведения.

Изучив довольно обширную хозяйственную переписку монастыря, мы можем утверждать лишь об одном произведении Венецианова, которое хранилось в обители, - это Плащаница. Но есть ещё несколько утраченных ныне картин, которые так же могли быть написаны рукою Алексея Гавриловича для обители.

Около 1863 г. с распоряжения Епархиального начальства исполняющий должность настоятеля Николо-Теребенской пустыни иеромонах Макарий «с старшею братиею» составляет опись храмов обители  и их имущества. Опись получилась пространной, в ней много подробностей о материалах, цвете, украшениях, форме тех или иных предметов из убранства Никольского собора, Благовещенской и Сретенской церквей.  Одной из особенностей описи является деление всех художественных изображений на три группы: иконописные, т.е. канонические, живописные и картины.

На последнюю группу стоит обратить особенно пристальное внимание, ибо известные произведения Венецианова, созданные для храмов, чаще всего иконами назвать затруднительно, они больше напоминают картины европейских художников на религиозную тематику. Исследователи отмечают и тот факт, что Венецианов использовал натурщиков для написания образа Иисуса Христа, Богоматери и святых. Вместе с тем, в письмах Венецианова просматривается образ человека религиозного, глубоко и обстоятельно поминающего предмет своего изображения, и в то же время ищущего новых форм художественного выражения своего религиозного чувства.

Никольский собор Николо-Теребенского монастыря. Фото Д. Дворядкин, 1994 г.Примером того может служить выдержка из письма Николаю Петровичу Милюкову за 1847 г. о разговоре Венецианова с архимандритом Макарьева монастыря: «…показал я ему эскиз для запрестольного образа Троицы (вы его не видали), он мне сказал, что запрещено изображать Бога-Отца, что ему это объявил Преосвященный Григорий. Это известие меня совершенно расстроило, не в отношении только к эскизу, которым я по самолюбию своему любовался, а в отношении ко всему нашему духовному быту. Мимоходом, мой почтеннейший Николай Петрович, будучи у Преосвященного, спросите об этом, что бы избегать изображения Бога-отца? Положим одного, как безначального, бесконечного, непостижимого, оформливать – можно призадуматься, но в Троице?!... Правосудие, кротость, любовь, истина и прочие добродетели, а так же и пороки не имеют форм, но, олицетворяясь, изображаются»2

Зная стремление Венецианова к реализму изображаемого, стоит обратить внимание на описание картин в Никольском соборе обители.

Первая картина «Снятие с креста Господа» находилась на самом зрительно значимом месте храма – восточной стене главного алтаря. В описи она описывается так: «На горнем месте висит живописной работы картина на холсте, изображающая снятие с креста Господа. Она вышиною три аршина 11 вершков, а шириною два аршина 5 вершков с половиною в широкой и вызолоченной раме»3.

В нашем распоряжении оказалось фото картины «Снятие с креста Господа», правда уже без золоченой рамы, сделанное, видимо в 1920-е гг. Его мы публикуем впервые в нашей статье.

Сразу же под ней находилось доподлинно известное произведение самого Венецианова - Плащаница: «Под сею картиною стоит на деревянном под мрамор катафалке, украшенном позлащенною цировкою в вызолоченой раме на деревянной доске живописная плащаница, работы и вклада придворнаго профессора живописи Г-на Венецианова. Она длиною два аршина с половиною, а шириною 15 вершков с половиною»3.

Стоит сразу отметить, что имена в описи указывались только дарителей и вкладчиков монастыря, имена художников, выполнявших заказы монастыря, в описи не указывались.

Во Владимирском приделе зимнего храма упоминаются две картины, расположенные в алтарной части. Первая из них – «Омовение Спасителем ног ученикам своим»: «На восточной стороне сего олтаря, по правую сторону горняго места, живописная на холсте картина омовение Спасителем ног ученикам своим в позолоченной с цировкой раме, вышиною три, а шириною два аршина»4.

Тут же «по левую сторону Горняго места над жертвенником картина на холсте Сошествие Святаго духа на Апостолов в позолоченой раме вышиною аршин 14 вершков с половиною, а шириною два аршина 6 вершков живописная»5.

Снятие со креста. Публикуется впервые. Картина из Николо-Теребенского монастыряИ, наконец, ещё одна картина из Никольского собора – «Тайная вечеря» размещалась в приделе праведного Иакова Боровицкого в левой части зимнего храма. «Над жертвенником на восточной стене олтаря повешена живописная на холсте картина Тайная Вечеря длиною в три аршина с половиною, шириною два аршина с четвертью в раме с позолотою на гульфарбу»6.

Итак, мы имеем четыре картины, описанные в описи 1863 г.: «Снятие со креста Господа», «Омовение Спасителем ног ученикам своим», «Сошествие Святаго Духа» и «Тайная вечеря» и хранившиеся в Никольском соборе. Для всех них не указан автор. Вопрос о датировке всех этих картин остаётся открытым.

Мог ли написать эти картины для Никольского собора сам Алексей Гаврилович? Мог. Особенно это касается «Снятия со креста Господа», которую ему приписывали исследователи, видевшие образ. Участвовал ли он в освящении Никольского собора обители? Думаем, что да, ибо такое значимое для всех окрестных жителей событие вряд ли он мог пропустить. В 1838 г. он находился как раз в Вышневолоцком уезде. Но это всё же наши предположения.

Доподлинным на данный момент является лишь одна работа Венецианова, присутствовавшая в Никольском соборе – это Плащаница «работы и вклада придворнаго профессора живописи Г-на Венецианова».

Игумен Сергий II и завершение росписи летнего Никольского собора.

Художник Иван Берестов.

 В своём исследовании, посвящённом строительной истории Никольского собора, мы затронули время росписи летнего и зимнего храмов в соборе пустыни. Трудился над росписью летнего храма «художник города Корчевы мещанин Иван Берестов». Заключил договор на роспись собора строитель монастыря иеромонах Гавриил в 1835 г. Согласно этому договору холодный собор должны были расписать за два года «из анфреска самою лучшею и прочною работою»7.

Роспись купола собора Николо-Теребенского монастыря. Фото Д. ИвлевЖивописец получил задаток и начал свою работу. Но конце 1835 г. произошла смена настоятеля, и на пост вступил иеромонах Сергий, которого опись 1863 г. везде именует Сергием 2-м. Новый строитель монастыря не только усмотрел недооформленные предыдущим настоятелем документы, но и вошёл в состав комиссии, которая оценила работу художника и ответила на вопрос: обосновано ли он затребовал сумму на роспись в несколько тысяч рублей8.

В оценочных документах приведено и описание проделанной работы по росписи собора. Но в них описаны лишь изображения до среднего карниза, делившего храм на две части. Что же было внизу, мы впервые узнаем из описи иеромонаха Макария 1863 г.

Учитывая, что роспись по большей части ныне утрачена, мы приведем отрывок из документа, рассказывающий о ней, полностью: «В куполе осмерика церкви изображены: Святая Живоначальная Троица, окруженная херувимами, серафимами, архингелами и ангелами с надписью: «Святый, Святый, три Святый»; под карнизом купола на простенках между окнами изображены в клеймах двенадцать пророков, а под ними двенадцать апостолов в полный рост; под сими окнами кругом стены изображения: вход во Иерусалим Иисуса Христа, воскресение Лазаря, исцеление расслабленнаго при Овчей купели, уверение Апостола Фомы Спасителем о Своем воскресении.

Под сими изображениями между четырьмя арками написаны четыре Евангелиста; с южной стороны над иконостасом Рождество Христово с предстоящими ангелами, над южной дверью повыше карниза – отрок Иисус седящий в храме среди законоучителей; подле сего путешествие Иосифа и Марии с младенцем Иисусом в Египет.

Ниже карниза над окнами и дверьми кругом всего храма изображены седмь прошений и заключение молитвы Господней.

На стене позади праваго клироса: побиение архидиакона Стефана, освобождение Апостола Петра от вериг, явление Ангела Корнилию. Над входом в трапезу между колоннами изображен Спаситель Благословляющий, а на хорах торжественное перенесение Кивота во Иерусалим.

Изгнание торгующих из храма. Роспись Николо-Теребенского монастыряЗа левым клиросом явление Иисуса Христа Апостолу Петру; Апостол Павел и Сила в темнице. Далее в северной стороне над иконостасом Воскресение Христово; напротив онаго с западной стороны Мироносицы идущия помазать тело Иисусово, а над северною дверью на стене изображено изгнание из Иерусалимского храма торгующих»9.

Так же впервые приводится о полное описание росписи главного алтаря Никольского собора: «На Горнем месте выше лепнаго карниза на своде изображен Спаситель с предстоящими Божией Материю и Иоанном Крестителем, а вверху на самом своде Господь Саваоф и Дух Святый окружаемый ангелами и архангелами, на том же своде к Царским вратам за аркою треугольник с сиянием и в нем Бог – Слово, пониже сего на южной стороне Явившейся архангел пророку Захарии в храме, благовествующий ему о рождении сына, а на северной стороне ветхозаветное жертвоприношение Первосвященником Аароном. Под карнизом над южными окнами алтаря – Моление Иисуса Христа о чаше в Гефсиманском саду, и в простенке между окнами Святый Иоанн Златоуст, на другой же стороне над жертвенником Исаак, а в простенке между окнами Святый Василий Великий»10.

Существующей ныне на восточной стене алтаря Никольского собора росписи «Тайная вечеря» на момент составления описи не описано. В 1837 г. купец из Осташкова Николай Терентьевич Глазухин вместе с иконостасом изготовил резной кивот на Горнее место в алтарь, а позднее на Горнем месте появится уже упомянутая нами картина «Снятие со креста Господа». Таким образом, вопрос об авторстве «Тайной вечери» - центрального живописного произведения в соборе, остаётся открытым, а дата его создания отодвигается вовсе за 1863 г. И, естественно, вопреки расхожему мнению, эта роспись не является работой А.Г. Венецианова, погибшего в 1847 г. Но и та же опись 1863 г. доказывает, что внутри холодного собора сохранилась до наших дней оригинальная живопись современника Венецианова Ивана Берестова, пусть даже и утраченная большею частью…

Тайная вечеря. Неизвестный художник. Фото Д. ИвлеваБлагодаря вновь открывшимся данным, стоит уделить внимание и личности самого иеромонаха Сергия, который от имени обители выступает заказчиком при завершении работ на Никольском соборе. В описи он упоминается несколько раз, при чём большею частью именно как жертвователь.

Впервые мы встречаем имя Строителя монастыря иеромонаха Сергия в описании самого Никольского собора: «Церковь сия начата строением с 1830 года с благословения Высокопреосвященнейшаго Архиепископа Тверскаго Амвросия на церковную монастырскую сумму под смотрением Строителя Иеромонаха Серафима. Иконостас же, иконное писание и стенное производилось при Строителе Иеромонахе Сергии 2-м»10.

И далее, начинаются личные пожертвования иеромонаха. В алтаре летнего храма в «1838 г. на иждивение бывшаго Строителя сей пустыни Иеромонаха Сергия 2-го [престол] обложен с четырёх сторон медными посеребренными листами, с вычеканенными на них изображениями, а именно: с западной стороны Тайной вечери, с южной снятие со креста Спасителя, с восточной моление о чаше, а с северной положение во гроб»10.

Из ризницы упоминается «крест серебряный чеканный 84 пробы позолоченный весом в два фунта 92 золотника, четвероконечный. Сей крест в 1847 г. пожертвовал строитель сей пустыни Иеромонах Сергий 2-й»11. А так же серебряное кадило весом 1 фунт 20 золотников, пожертвованное в 1838 г. всё тем же иеромонахом Сергием 2-м.12

Стоит отметить, что иеромонах Сергий занимал строительский пост почти два десятилетия с 1835 по 1853 гг.13 Фактически на время его настоятельства приходится большая часть времени творчества Венецианова и его учеников в самом монастыре и в его окрестностях. Но справедливости ради упомянем и его предшественников, годы настоятельства которых пришлись на период жизни творчества А.Г. Венецианова в Вышневолоцком уезде, которые вполне могли быть с ним знакомы и выступать заказчиками его работ: игумен Серафим 1-й с 1819 по 1827 гг., игумен Серафим 2-й с 1827-1833 гг., строитель Сергий 1-й с 1833-1834 гг., строитель Гавриил 2-й с 1884 – 1835 гг.13

Ученики Венецианова и Николо-Теребенский монастырь.

Фёдор Славянский.

Продолжая работать с описью Николо-Теребенского монастыря, нельзя не обратить внимание на иконостас главного храма. Основа его была заказана у «города Осташкова купца Николая Терентьевича Глазухина» в 1837 г.14 Авансом он получил 1500 руб., и в 1838 г. в феврале он получает ещё 650 руб. Если сравнивать с прочими расходами монастыря, особенно на написание икон в тот период, то становится ясным, что Глазухин сделал только остов иконостаса и иконы не писал.

Фёдор СлавянскийХорошим примером расценок на иконы являются письма самого А.Г. Венецианова. В марте 1837 г. он писал своему ученику А.А. Алексееву: «Являлся ко мне ваш купец, член строительного комитета вашего собора, с просьбою указать ему художника для образов и показал определенную цену, я и вздумал, разочтя с маленькой прибавкой, кажется рублей 350, взять иконостас и самому в деревне написать, а более для того, что бы писать с золотом, что мне очень полюбилось для того, что прошлое лето я писал с золотом для Малороссии – и эта мысль не моя, а самого государя, который хочет ввести употребление золота по церквам, для того, что многое, очень многое Рафаэлем было написано и с золотом и по золоту, и прекрасно. А ваши чудаки испугались моих 350 рублей , написали, что на мои кондиции не согласны. Я посмеялся, и ты, верно, посмеёшься»15. В письме речь шла о написании икон для собора г. Архангельск, где Венецианов принял участие в конкурсе, но предпочтение было отдано другому художнику. Как мы видим, одна его «надбавка» фактически покрывает шестую часть работ по изготовлению иконостаса Теребенского собора.

Остаётся открытым вопрос, кто же мог писать иконостас Никольского собора Теребенского монастыря, ведь для храма такого объёма, каким является собор, и иконы требовались так же немалые.

Мы снова обратимся к письмам А.Г. Венецианова. 4 января 1838 г. он писал в письме к Н.П. Милюкову о «художнике Авдотьи Николаевны»: «А тут вместо программы должен будет писать два иконостаса, которые менее всего 6000 положить нельзя, итого - девять. Я пишу, что бы его заставить поработать в Эрмитаже; но я здесь пробуду до половины марта. Итак, не лучше ли ему теперь начинать образа писать? Подумайте вы и потолкуйте с ним»16. Исследователи не безосновательно полагают, что речь идёт о Фёдоре Михайловиче Славянском. Но вот о каких двух иконостасах может идти речь?

Если снова обратиться к приходно-расходным книгам Николо-Теребенского монастыря, то это становится очевидным. Первый главный иконостас Глазухин делает в основной холодный собор. А вот второй иконостас он делает «в трапезу» Никольского собора вместе с киотом на Горнее место летнего храма за 2350 руб. всё в том же феврале 1838 г., а в ноябре получает ещё 600 руб «за позлащение в трапезе [двух, один из которых судя по всему уже существовал на этот момент  – Д.И.]иконостасов».17

Никольский собор Николо-Теребенского монастыря. Фото Д. ИвлеваЕщё одним аргументов в пользу версии о создании иконостасов Никольского собора Фёдором Славянским является адресат письма – Н.П. Милюков. Венецианов отправляет письмо из Санкт-Петербурга Н.П. Милюкову, находящемуся в этот момент в Поддубье и просит проследить за тем, что бы Славянский начал писать образа. В окрестностях Поддубья в 1837-1838 гг. никаких храмов, кроме собора Николо-Теребенского монастыря не строилось, а посему разумно предположить, что Милюков должен был проконтролировать заказ именно для этого собора. Точку в этом вопросе поставят приходно-расходные книги обители, поиск которых ведётся.

Как же выглядели эти иконостасы? Фотографий внутреннего убранства Никольского собора мы пока не обнаружили, но опись 1863 г. даёт нам представление об иконостасах храма.

Описание иконостасов мы приведем максимально подробно, т.к. они будут представлены впервые: «При главном престоле соборной церкви предалтарный иконостас деревянный, вызолочен весь червонным золотом на полимент, с резьбою и цировкою в один ярус… В середине Царские двери резныя, вызолоченыя на полимент, в них шесть овальных образов… С правой стороны местная живописная икона Спасителя на доске длиною два аршина с половиною, а шириною аршин с вершком без оклада. Над оною иконою под карнизом иконостаса живописный образ осязания Апостолом Фомою Воскресшаго Спасителя полукруглый без оклада в диаметре аршин.

Южная дверь с живописным изображением Архангела Гавриила без оклада длиною три аршина 12 вершков с половиною, а шириною аршин полтора вершка. Над нею под карнизом иконостаса живописный образ Входа Господня во Иерусалим, четырёхугольный, без оклада, длиною 7 вершков.

С левой стороны местная икона Божией Матери с предвечным Младенцем живописная на доске без оклада длиною два аршина с половиною, а шириною аршин с вершком. Над иконою под карнизом иконостаса живописный образ: беседа во храме с книжниками и фарисеями двенадцатилетнего отрока Иисуса полуциркульнаго вида, в диаметре аршин, без оклада.

Северная дверь с живописным изображением архангела Михаила без оклада длиною три аршина 14 вершков, шириною аршин два вершка. Над нею живописный образ Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста Господня четвероугольный длиною 7 вершков, шириною в аршин.

Над сими образами и дверьми возвышается полуциркульная арка в коей 7 круглых живописных украшенных по сторонам резьбою без оклада образов, изображающих Страсти Господни, а именно: Возложение на главу Спасителя терновый венец, Бичевание Его, Лобзание Иуды, Моление о Чаше, Приведение Господа пред суд Пилатов, Показание Его народу Пилатом, Несение Спасителем креста.

Над сею аркою поверх Царских врат и над резным осенением Св. Духа в резном круглом венке живописный на доске образ Тайной Вечери без оклада, в диаметре аршин 5 вершков. По правую сторону онаго образа малый в раме живописный на доске образ поклонения волхвов Родившемуся Иисусу без оклада. По левую такого же вида и искусства и величины образ Рождества Божией Матери без оклада»18.

Установить какой из иконостасов в трапезе писался в 1838 г. по описи не представляется возможным, хотя изображения и их расположения в иконостасах, действительно разнятся. В правом приделе на дьяконских дверях написаны символы Ветхого и Нового заветов, характерные для более ранних иконостасов, а в левом – Архангелы.

Здесь же в зимнем храме помещены были и девять картин с чудесами Святителя Николая, написанные в 1825 г. Никифором Крыловым. Он сделал это по заказу монастыря фактически в год своего знакомства с Венециановым, которое по имеющимся сведениям произошло здесь, в обители19.

В описи 1863 г. не указаны картины Григория Сороки «Воскресение Христово» и «Положение Спасителя во гроб», за которые монастырь уплатил в ноябре 1860 г. 36 рублей серебром19. Толи они ещё не включены в монастырскую опись, толи они находились в покоях настоятеля или братском корпусе, содержимое которых не нашло своего отражения в описи. Стоит так же отметить, что называется документ 1863 г. «Списком с описи…» и возможно, был составлен раньше 1863 г., ведь в этом году его лишь удостоверило епархиальное начальство. Нигде в документе не указана точная дата его составления.

Таким образом, в данной работе мы смогли впервые обнародовать сведения об имевшихся живописных картинах в Николо-Теребенском монастыре, а так же выдвинули предположение об их авторстве. Впервые нами опубликованы полные описания росписи летнего храма и его иконостаса. Впервые мы говорим о Фёдоре Славянском, как о художнике, который мог трудиться в Николо-Теребенском монастыре и написать иконостасы, упомянутые в письмах Венецианова, именно для этой обители. Но поиски продолжаются, открываются новые документы, которые позволяют делать предположения и искать подтверждение казалось бы уже известным фактам. 

Примечания:

1. Алексей Гаврилович Венецианов. Статьи. Письма. Современники о художнике. Л. Искусство, 1980. - С. 71.

2. Там же, С. 131.

3. РГИА, Ф. 834, Оп. 3, Д. 3116, Л. 9. Список с описи монастырских церковных и ризничных вещей, древностей и библиотеки Николаевской Теребенской пустыни, состоящей в Вышневолоцком уезде Тверской епархии. 1863 г.

4. Там же, Л. 19 об.

5. Там же, Л. 20.

6. Там же, Л. 29.

7. Д. Ивлев. К строительной истории Никольского собора. ВИКА 17, Вышний Волочёк, 2018. - С. 23.

8. Д. Ивлев, указ. соч. – С. 24.

9. РГИА, Ф. 834, Оп. 3, Д. 3116, Л.Л. 6 об. - 7. Список с описи монастырских церковных и ризничных вещей, древностей и библиотеки Николаевской Теребенской пустыни, состоящей в Вышневолоцком уезде Тверской епархии. 1863 г.

10. Там же, ЛЛ. 8-8 об.

11. Там же, Л. 55.

12. Там же, Л. 66.

13. Историческо-статистическое описание Николаевской Теребенской пустыни, составленное настоятелем оныя, строителем Иеромонахом Илиодором. Тверь, 1860. - С. 39.

14. Д. Ивлев, указ соч. – С. 25.

15. Венецианов, указ. соч. – С. 141.

16. Там же, – С. 97.

17. Д. Ивлев, указ. соч. – С. 26.

18. РГИА, Ф. 834, Оп. 3, Д. 3116, Л.Л. 9 об. - 12. Список с описи монастырских церковных и ризничных вещей, древностей и библиотеки Николаевской Теребенской пустыни, состоящей в Вышневолоцком уезде Тверской епархии. 1863 г.

19. Д. Ивлев, указ. соч. – С. 27.


Назад к списку