Георгия Победоносца и великомученицы Варвары села Матвеево - Удомельский район. Село Николо-Стан. Погост Николаевский Удомельский на рубеже XVIII-XIX в.
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Удомельский район. Село Николо-Стан. Погост Николаевский Удомельский на рубеже XVIII-XIX в.

Бялыницкий-Бируля В.К. Церковь на берегу озера.

Денис Ивлев, историк

Сергей Андреев, краевед

«Построить вновь каменным зданием церковь Богоявления Господня…»

Удомельский Николаевский погост на рубеже XVIII-XIX в.

К 250-летию со дня рождения графа А.А. Аракчеева

Удомельский Николаевский погост – фактический предшественник современного города Удомля, административный центр Удомельской волости с самых древних времен. Его история наполнена различными событиями, будь то разорение в смутные времена, моровые поветрия, пожары или строительство новых храмов и усадеб, появление новых деревень и создание часовен. Но в  данной работе мы остановимся подробнее на временных рамках в истории прихода, ограниченных 1793 – 1853 гг., т.е. временем активного построения церквей погоста, пришедшееся на годы жизни выходца из местного рода дворян Аракчеевых военного министра и фактического правителя Русского государства графа Алексея Андреевича Аракчеева. В истории Удомельского погоста мы так же подробно рассмотрим вопрос о месте рождения графа Аракчеева на основании записей в метрических книгах погоста, а так же отметим сведения о роде графа, которые нашли отражение в церковных книгах.

Удомельский Николаевский погост на рубеже XVIII- XIX вв.

Имеющиеся в Тверском государственном архиве дела на период 1763 – 1793 гг. уже в своих заголовках ничего особенного из себя не представляют. Это обычные для того времени тяжбы, жалобы на проступки духовенства и прошения о перемещении по службе. Примером таких могут служить дела: «О причинении священником Дмитриевым майору Сысоеву обид» (1769 г.)1, «О дозволении дьячку Лукианову владеть полною дьяческою долею» (1777 г.)1, «О утверждении священника Дмитриева в должности сей в оном селе» (1782 г.)1 и т.д.

Самый интересный период в делах Удомельского погоста начинается в 1793 г. с дела «О дозволении Вышневолоцкаго уезда в Николаевском погосте деревянную церковь переправить». Две церкви в Удомельском Николаевском погосте существовали достаточно давно, особенно по меркам того времени. Были они деревянными и располагались рядом друг с другом. Первый храм в честь Святителя Николая Чудотворца с приделами Богоявления Господня и преподобного Сергия Радонежского построен  в 1720 г. Стоявший же рядом храм в честь Рождества Христова с приделом преподобного Александра Свирского выстроен в 1733 г. Отметим немаловажный факт, что оба храма располагались совсем близко друг от друга – в последующем расположение церквей изменится.2

Христорождественская церковь к 1793 г. обветшала весьма серьёзно. Была она «теплой» - т.е. не отапливалась и богослужения в ней проводились в холодное время года. В своём прошении прихожане погоста отмечают, что «строением церковь состоит в твёрдости», но в основании храма «бревна покривились на одну сторону», а посему они приняли решение «оную церковь вывесив, подвести новым лесом и камнем фундамент... и полы вновь вымостить, перекрыть главы… и обшить тёсом»3.

Прошение составили на имя Тверского архиепископа Иринея, который 14 июня прошение рассмотрел и «изволил предписать о переправке Вышневолоцкаго уезда Николаевскаго Удомельского погоста покривившейся от согнития исподних брёвен теплой Рождественской деревянной церкви от здешняго духовнаго правления дать того погоста священнику с прихожане указ»4.

Церковь исправили быстро. И снова, кроме будничных дел, в документах прихода мы ничего не находим. Чаще всего это дела о местах и вакансиях причетников: «О утверждении за учеником Смирновым диаконского места» (1802)1, «О переведении пономаря Алексеева в оное село» (1805)1, «О определении ученика Петровского во дьячка» (1806)1.

Удомельский Николаевский приход был небогат. Крупных каменных усадеб в приходе не было, так же как и серьёзных вкладчиков. Хотя стоял погост на довольно обжитом и оживленном месте. По соседству располагались Удомельский Иоанно-Богословский погост, на месте и рядом с которым в старину было два монастыря, довольно близко располагались Покровский Тихомадрицкий погост и село Островно. И всё же каменный храм в Удомельском погосте появляется раньше, чем в соседних приходах.

Представление о погосте и его окрестностях даёт «Описание Вышневолоцкого уезда», составленное в начале XIX в. Принадлежала храму «писцовая церковная земля Села Стана церкви Святителя Николая Чудотворца священно и церковнослужителей по обе стороны реки Съ эжи (так в тесте названа река Съежа – Д.И.) и при озерах Удомля и Песве, земля иловатая, урожай всякаго хлеба и сенные покосы средственны, лес дровяной березовой и осиновой»5.

Само село Стан значилось коллежской асесоршей Ольгой Алексеевной дочерью Балкова. Описывалось оно так «село при озере Удомле, две церкви деревянные: 1-я Святителя Николая Чудотворца с приделом Богоявления Господня и Сергия Радонежскаго Чудотворца. 2-я Рождества Христова с приделом Александра Свирскаго Чудотворца. В оном селе каждогодно бывает ярмонка июня с 18 по 21 число, на которую приезжают купцы из городов Твери, Вышняго Волочка, Торжка, Бежецка, Валдайска, Борович, Весигонска, Устюга, Кашина и Калязина, шелковыми, бумажными и шерстяными тканями, кожевенных товаров, серебряяными, медными, оловянными и железными мелочными изделиями, а крестьян с хлебом, съестными припасами, с деревянною и глиняною посудою и с крестьянскими изделиями»5.

Последнее творение «Архитектурии ученика Ивана Телятникова».

Наступил 1807 г. Холодная Никольская церковь совершенно обветшала, и на сей раз прихожане погоста решили «собственным иждивением» с использованием церковной кошельковой суммы в 1300 рублей «вместо оной ветхой Никольской церкви построить вновь каменным зданием церковь во имя Богоявления Господня с приделом Чудотворца Николая»6.

Среди прихожан, поставивших подписи под прошением, можно отметить следующих помещиков: подпоручик Иван Васильев сын Аракчеев, надворный советник Алексей Дмитриев сын Давыдов, вдова коллежская регистраторша Анна Феофанова дочь Алексеева, подписавшие прошение лично. За отсутствовавших в этот момент помещиков расписались их доверенные лица или же управляющие имением: вместо тайной советницы Марьи Васильевой Ланской – управляющий статский совестник Петр Петров сын Тормасов, вместо порутчицы Елисаветы Андреевой Аракчеевой – староста Василий Григорьев (?), а по просьбе генерал-майора Степана Сергеевича Ланского – помещица коллежская ассесорша Ольга Алексеевна Балкова.

Особо интересен документ приложенный к делу – рапорт Вышневолоцкого духовного правления. В нём чётко описано состояние храмов погоста: «1-е в оном погосте деревянная церковь во имя Святителя Николая с приделами Богоявления Господня и преподобного Сергия Радонежскаго Чудотворца, вместо коей прихожане просят построить каменный храм, весьма ветха и к падению склонна. 2-е место занимаемое оною ветхою церковию по тесноте кладбища и по причине насыпной земли и издревле погребаемых тут усопших к строению каменного здания неудобно…, а затем прихожанами к построению объявленного храма назначается другое, которое как по грунту земли, так и по пространству своему к построению церкви способно, и лежит близ реки Съэжи (Съежи – Д.И.) от существующей ныне ветхой деревянной церкви отступя на западе во сте сорока (саженях – Д.И.); земля под оным принадлежит по плану упомянутой Удомельской церкви и состоит ныне во владении той церкви священнослужителей… 3-е, церковной казны по приходно-расходным книгам и по шету находится во оном погосте в наличии 1499 р. 50 коп.»7.

Прошение прихожан возымело действие и епархиальное начальство в лице архиепископа Мефодия разрешило «на месте одной Святителя Николая с приделами Богоявления Господня и преподобнаго Сергия Радонежского Чудотворца построить каменную церковь во имя Богоявления Господня с приделом Святителя Николая по приложенному при том прошении плану с фасадом Архитектурии учеником Иваном Телятниковым»8.

Во-первых, стоит отметить редкость этого документа, т.к. в аналогичных делах фактически не встречаются упоминания архитекторов – авторов проекта. Здесь же случай особый. Во-вторых, Иван Михайлович Телятников – известный в Вышнем Волочке «архитекторский ученик». Он происходил из купеческого вышневолоцкого рода. После обучения «архитекторскому художеству» с сентября 1781 г. по февраль 1784 г. у губернского архитектора Ф.Ф. Штенгеля в Твери Иван Михайлович вернулся в Вышний Волочёк. Здесь с марта 1784 г. до своей смерти в 1807 г. он исполнял должность городского архитектора9.

Искусствовед Г.К. Смирнов отмечает: «Основные его обязанности касались жилой застройки: он обмерял отвводимые жителям участки и составлял для них проекты домов, используя «высочайше апробованные» фасады. Кроме того, он наблюдал за строительством крупных городских сооружений – гостиного двора, соборной колокольни, церкви Петра и Павла, составлял сметы на ремонт некоторых общественных зданий (например, винного магазейна). Помимо проектно-архитектурной деятельности, И.М. Телятников занимался строительными подрядами (в частности, при возведении каменной ограды вокруг Казанского собора, при перестройке деревянного здания духовного правления), владел кирпичным заводом и гербергом (гостиницей с трактиром), а так же на протяжении многих лет служил в должности публичного нотариуса»9.

В метрических книгах Вышневолоцкого Казанского собора за 1807 г. есть запись о смерти Ивана Телятникова: «В декабре, 23. Купец Иван Михайлов Телятников, 45 лет. Тело сего умершаго предано земле по чиноположению церковному всем собором. Пред кончиною исповедован и святых таин сподоблен»10. Если следовать этой записи, то Богоявленский каменный храм в Удомельском Николаевском погосте стал последним творением Ивана Телятникова. Этим фактом объяснятся причины того, почему первая каменная церковь не дожила до наших дней.

Старую деревянную церковь решено было употребить на обжиг кирпича. Для построения нового храма на новом месте выделено земли девяносто четыре десятины, под самим храмом «потребно больше двух тысяч квадратных сажень»11.

Архиепископ Мефодий наложил свою резолюцию 17 мая 1808 г.12 С этой даты начинается история каменной Богоявленской церкви, расположившейся на берегу речки Съежа.

«Складена весьма непрочно». Недолгая судьба первой Богоявленской церкви.

Строительство нового каменного храма растянулось до 1821 г. В октябре этого года надворная советница Аграфена Нилова жена Дадыдова направила Тверскому архиепископу Ионе «покорнейшее прошение». Мы приведём его полностью, т.к. оно фактически описывает новый храм.

«В приходском нашем Удомельском Никольском погосте, - писала Аграфена Ниловна, - по храмосданной грамоте, выданной от Его Высокопреосвященства Мефодия Архиепископа бываго Тверского на место пришедших в ветхость деревянных церквей устроен вновь каменный храм во имя Богоявления Господня с приделом в трапезе по правую сторону в честь Святителя и Чудотворца Николая, которой уже и ко освящению всем нужным приуготовлен. А как в той же трапезе по левую сторону имеется довольное пространство, ибо вся трапеза в ширину имеет девять сажень с половиною, почему я всеусерднейшее желание имею в упомянутой трапезе по левую сторону в соответственность построенному по правую руку Николаевскому приделу устроить в честь Преподобного Сергия Радонежского Чудотворца собственным моим иждивением не требуя от кого ни каковаго пособия, ещё придел к чему уже мною приличный иконостас и святыя образа приуготовлены»13.

Благочинный села Верескунова священник Василий Павлов 23 октября 1821 г. при составлении описи иконостаса для придела Сергия Радонежского дал такое заключение: «место назначенное для устроения придела преподобного Сергия в трапезе на левой стороне по обширности ея состоящей в длину из 4-х с половиною, а в ширину из 9-ти с половиною сажен и по симметрическому положению всего храма безпрепятственно и удобно позволяет устроить придел»14.

Иконостас, приготовленный Аграфеной Ниловной Давыдовой «гладкий с колоннами коринфическаго ордена капителями покрыт белою масленою краскою, карнизы и около образов рамы так же и резьба вызолочены золотом перваго номера на полименте»14.

Освятил Никольский придел «декабря 15 дня» 1821 г. вышневолоцкий протоиерей Василий Петров15. Тем же 1821 г. датируется и прошение прихожан «о дозволении в Вышневолоцком уезде в Никольском Удомельском погосте в новоустроенном храме придел во имя Святителя и Чудотворца Николая освятить»16.

Но на этом строительная история нового каменного храма Богоявления Господня не закончилась. Как видно из прошения от июня 1853 г. при храме имелась деревянная колокольня, а на самом храме был поставлен деревянный купол. Фактически существовавшую тогда церковь можно сравнить с сохранившейся ныне неподалёку церковью Святителя Николая в с. Грибны, построенную в 1810 г. Она так же имела изначально один придел в трапезной, прямые перекрытия и деревянный купол и колокольню. Осматривая храм в Грибнах, можно представить, как выглядела первая каменная церковь в Николаевском Удомельском погосте.

«И храм и колокольня от времени и нетщательной отделки пришли в ветхость, - писали священники и прихожане в своём прошении в 1853 г., - то по сей причине мы, нижеподписавшиеся, желаем для прочности и благолепия нашего храма, снять деревянную колокольню и вместо её построить каменную, и вместо деревянного на церкви кумпола устроить тоже кумпол каменный и постройки эти произвести на счет кошельковой суммы и денежнаго пособия прихожан»17.

Прихожане отмечают, что заготовили уже часть дров на обжиг кирпича, а так же просят командировать архитектора для составления сметы и плана.

Под прошением оставили подписи не только местные священник Евфим Алексеев Никольский, диакон Иоанн Яковлев Волков, дьчёк Антон Иванов Никольский и пономарь Пётр Тимофеев, но и помещики: статская советница Анна Григорьевна Левковец, полковник Рихард Зильман, титулярная советница Любовь Александровна Димбицкая, штабс-капитан Матвей Викторов сын Алексеев, губернский секретарь Николай Иванов Аракчеев, штабс-капитан Михаил Иванов Аракчеев. А так же свои подписи оставили за гвардии штаб ротмистра Павла Ивановича Сназина Тормасова староста Кирилл Иванов и за умершего полковника Николая Васильева Аракчеева староста Иван Алексеев (за него расписался грамотный крестьянин Кузьма Ефимов) и вольный хлебопашец сельца Машной Горки крестьянин Понкратей Александров «за себя и за вольных хлебопашцев села Стану крестьян по личному их прошению».

Архитектором, который должен был составить план и смету, оказался вышневолоцкий городовой архитектор Александр Степанович Зеленский. Он осмотрел храм и дал неутешительное заключение: «каменныя стены и фундамент означенной церкви, как открылось, по освидетельствованию, складены весьма непрочно, так, что в настоящее время во многих местах имеются трещины, при том по ширине строения те стены весьма тонки и, как некоторые прихожане объявили, что во время кладки стен не было употреблено железных связей, а потому архитектор не нашел возможность устроить предполагаемые священнослужителями каменные своды, купол и колокольню при упомянутой церкви»18.

Строительная и дорожная комиссия нашла эти причины достаточными, что бы отказать в переделках, а так же велела заделать трещины и следить за тем, что бы они не образовались вновь и не появились в других местах храма19.

Богоявленский храм с. Николо-Стан. Фото нач. XX в. Архив Дмитрия ПодушковаБогоявленский храм, судя по имеющимся заголовкам дел Тверской духовной консистории, в 1860 г. после двух прошений об освящении храма (1858 и 1859 гг.) закрыли для священнослужения. Об этом свидетельствует дело «О воспрещении священнослужения в каменной церкви». А в 1863 г. последовало дело «О построении каменной церкви». Самого дела не сохранилось, но сохранилась картина с изображением нового каменного храма Удомельского погоста, а так же и фото, обнаруженное краеведом Дмитрием Подушковым. Строительство Богоявленского храма растянулось до 1872 г.

Но и этот храм не сохранится до нашего времени – его разобрали на материалы для строительства в Удомле общественных зданий. Поэтому для полноты картины мы приведём его описание. «Ведомости страховой оценки 1910 г.» сохранили для нас словесный «портрет» храма.

«Богоявленская церковь каменная на тесанном каменном фундаменте – цоколе, снаружи и внутри оштукатурена, покрыта снаружи известковою краской, внутри серой клеевою краской и живописью по стенам и на потолке, крыта железом, крашеным зеленою маслянною краской. Длина церкви с колокольней 16 сажень, наибольшая ширина 7 аршин, высота до верха карниза 5 сажен; на церкви имеется одна большая глава и 4 малых (над алтарями), больших окон 24 штуки, малых 4 штуки, дверей наружных обшитых железом 3, внутренних двухстворчатых 4 штуки.

Иконостас в храме длиною 21 аршин, вышиною в 6 аршин (оценен в 2500 руб.) – в трапезе с правой стороны иконостас длиною в 7 аршин, шириною в 5 ½ аршина (оценен в 800 руб), в трапезе с левой стороны иконостас такой же меры (оценен в 800 руб.)

Церковь отопляется 2 изразцовыми голландскими печами.

Колокольня в 3 яруса высотой до карниза 18 сажень… Церковь построена в 1872 г. Сохранилась хорошо»20.

Дополняет описание каменного храма в Удомельском погосте «Ведомость о церкви Богоявления Господня в погосте Удомельском Николаевском за 1910 г». О храме в описании сказано следующее: «Церковь построена в 1872 г. тщанием прихожан с помощию церковной кошельковой суммы. Зданием каменная, колокольня при церкви каменная. Престолов пять: 1) во имя Богоявления Господня, 2) во имя Великомученика Пантелеимона, 3) во имя Прп. Александра Свирскаго, 4) во имя преп. Сергия Радорнежскаго, 5) во имя Святителя Николая»21.

Сейчас о каменном и деревянном храмах Удомельского погоста напоминают лишь кучи щебня и отдельные гранитные блоки, а само храмовое место теперь покажут лишь только краеведы, да местные жители, что ещё помнят о том, что где-то здесь был древний Удомельский Николаевский погост.

Примечания:

  1. ГАТО, Ф. 160, Оп. 6. Опись дел Удомельского Николаевского погоста.
  2. ГАТО, Ф. 160, Оп. 6, Д. 2112, Л. 1. Дело о построении Вышневолоцкаго уезда в Николаевском Удомельском погосте вместо ветхой деревянной каменной церкви. 1807 г.
  3. ГАТО, Ф. 160, Оп. 6, Д. 2107. Дело о дозволении Вышневолоцкаго уезда в Николаевском погосте деревянную церковь переправить. 1793 г.
  4. Там же, Л. 2.
  5. РГИА, Ф. 1350, Оп. 312, Д. 166 «Экономическое описание Вышневолоцкого уезда», электронный архив: изображение 590-591.
  6. ГАТО, Ф. 160, Оп. 6, Д. 2112 «Дело о построении Вышневолоцкаго уезда в Николаевском Удомельском погосте вместо ветхой деревянной каменной церкви», Л. 1.
  7. Там же, Л. 6.
  8. Там же, Л. 16.
  9. Г.К. Смирнов. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Тверская область. Часть 3/ Отв. Редактор. Г.К. Смирнов. – М.: «Индрик», 2013. С. 137-138.
  10.  ГАТО, Ф. 160, Оп. 1, Д. 14439, Метрическая книга Вышневолоцкого уезда за 1807 г., Л. 46.
  11. ГАТО, Ф. 160, Оп. 6, Д. 2112, Л. 16.
  12. Там же, Л. 19.
  13. ГАТО, Ф. 160, Оп. 6, Д. 2119, «Дело о дозволении Вышневолоцкой помещице надворной советнице Аргафене Ниловой Давыдовой в приходском того ж уезда в Никольском Удомельском погосте в новоустроенном каменном храме устроить придел во имя Преподобнаго Сергия Радонежского Чудотворца. 1821 г.», Л.1.
  14. Там же, Л. 3.
  15. Там же, Л. 9.
  16. ГАТО, Ф. 160, Оп. 6, Д. 2120. Дело о дозволении в Вышневолоцком уезде в Никольском Удомельском погосте в новоустроенном храме придел во имя Св. и Чудотворца Николая освятить. 1821 г.».
  17. ГАТО, Ф. 160, Оп. 6, Д. 2126, «Дело о командировании Архитектора в Никольский Удомельский погост для составления сметы и плана на построение каменной колокольни и вместо деревянного на церкви каменного купола. 1852 г.», ЛЛ. 1-2.
  18. Там же, ЛЛ. 9-9 об.
  19. Там же, Л. 10.
  20. РГИА, Ф. 799, Оп. 33, Д. 2041 «Ведомости страховой оценки за 1910 г.», Л. 43.
  21. ГАТО, Ф. 160, Оп. 1, Д. 16176 «Тверской епархии Вышневолоцкаго уезда клировые ведомости», Л. 836.

Назад к списку