Удомельский район, урочище Деревяжиха. Чудотворный образ Николы Можайского из Деревяжихи
«Яви тя стаду твоему…»
Явление Святителя Николая из Деревяжихи.
Эти слова из тропаря Святителю Николаю особенно актуальны в последних событиях. В апреле 2020 г. в нашей группе «Православный Вышний Волочёк» и на форуме «Путник.ру» я опубликовал небольшое исследование, посвященное резным образам святых из Вышневолоцкого уезда и привёл новые архивные сведения, найденные мною в прошлом и в начале этого года в Тверском областном архиве о деревянном резном образе Николы Можайского из урочища Деревяжиха. И, как сказано мудрыми, случайности не случайны. Именно сейчас, в разгар эпидемии нового короновируса, нашлось время и силы для публикации истории этого образа, явленного в XIX в. на камне в урочище Деревяжиха на землях князя Арсения Степановича Путятина.
Для людей далёких от церковной жизни вся эта история – всего лишь набор интересных и познавательных краеведческих фактов. Да, древний образ, да - явлен, да – место получило новую, неизвестную дотоле окраску. Ведь писала же в своей статье в далёком 1992 г. Лидия Ивановна Соловьёва: «Недалеко от места, где стояла одна из часовен, находится большой валун. На нём – два человеческих следа небольшого размера. По преданию, на этот валун прилетал Никола Чудотворец и оставил следы своих ног».
О явлении иконы в статье ни слова, но описание иконы и её почитания есть. Приведем его: «Икона Николы Чудотворца была «прописана» в Поддубской церкви, и 22 мая восемь человек несли эту икону на Деревяжиху. Икона была в человеческий рост. Помещик Иван Петрович Милюков повесил на икону пуд серебряных монет. Что бы удобнее было её нести, он приказал сделать рамку с ручками. Рамку сделали меньшего размера, чем икона. Помещик приказал пилить икону, что и сделали. По преданию, на второй день после того, как были отпилены ноги у Николы Чудотворца, у самого Милюкова «отнялись ноги», его парализовало. Люди связывали это с «божьим наказанием».
Текст достаточно типичен для тех переходных от советского представления о церковной истории времени. И всё же Лидия Соловьёва сохранила до нас весьма интересные предания, которые уже в округе почти истёрлись из памяти. И всё же, кроме того, что икона «большая» и её несли «восемь человек» ничего о самом образе было неизвестно. Настораживает предание об отпиленных ногах. Такое же предание, правда, датированное петровским временем, есть и у Вышневолоцкого образа Николая Чудотворца.
В опубликованной мною статье я привёл две ссылки на архивные записи с описанием образа из Деревяжихи и его явления. История из этих записей следует такая. По преданию резной «древний образ Святителя Николая Мирликийскаго (Можайский)» обрели на «пустоши Деревяжиха». Земли, где произошло явление, принадлежали князю Арсению Степановичу Путятину. И тот в 1869 г. подал в Тверскую духовную консисторию прошение на построении в Деревяжихе часовни. Возможно, найдя в архивах прошение, мы сможем найти и подробности явления образа и время его обретения. Пока же известно, что часовня существовала и в 1900 г. была приписана Воскресенской церкви с. Еремково – тогда Николаевского Поддубского погоста Еваново тож.
В Клировых ведомостях за 1900 г. «церкви Воскресения Христова» есть запись об этой часовни: «На основании Указа Тверской духовной консистории за № 1651 от 8 февраля 1869 г. на пустоши Деревяжихе основана Вышневолоцким помещиком Князем Арсением Степановым Путятиным часовня во имя Святителя и Чудотворца Николая, выстроена по плану одобренному строительным отделением, доход получаемый от часовни обращается в церковную сумму, надзирает крестьянин деревни Гусиной Горки Спиридон Ильин».
Отдельно стоит сказать несколько слов о личности князя Арсения Степановича Путятина. Ему принадлежала усадьба Братское и земли в окрестностях местечка Деревяжиха. В детстве Арсений Степанович был знаком со своим соседом – владельцем усадьбы Сафонково Алексеем Гавриловичем Венециановым, который писал портреты детей Путятиных. В частности, до нашего времени дошёл портрет-миниатюра мальчика Арсения Путятина работы Венецианова. Кстати, аналогичное предание с «отпиливанием ног» у «Деревяжихинской» иконы Святителя Николая по свидетельству краеведа Бориса Виноградова местные связывают именно с Венециановым. Но что-то это не больно похоже это на поведение Алексея Гавриловича, который с особой внимательностью относился к древней иконографии.
Портретов Арсения Степановича в зрелом возрасте нами не обнаружено. Но, зато в истории Вышневолоцкого уезда князь Арсений Путятин сыграл большую роль. Именно он в 1869 г., - заметим совпадение с датой построения часовни в Деревяжихе»(!!!), - купил три земельных участка, на которых в 1872 г. была учреждена Казанская женская общежительная община. Он же стал инициатором постройки по проекту архитектора А.С. Каминского величественного Казанского собора в новоустроенной обители. Он же был жертвователем этого монастыря, верным помощником будущей игумении Досифее (Салтыковой).
В возрасте 74 лет Арсений Степанович скончался в 1882 г., в год освящения своего детища – Казанского собора. Местом его погребения стала усыпальница под Боголюбской церковью в Казанском женском монастыре. Позднее этот храм был разобран для строительства более крупного собора в честь Андрониковой иконы Божией Матери.
В начале XX века «Древний образ Святителя Николая Мирликийскаго резной (Можайский) по преданию обретенный в пустоши Деревяжихе, принадлежащей князьям Путятиным (на месте, где найден означенный образ устроена деревянная часовня). Образ высотою 1 аршин 8 вершков, шириною 1 аршин. В медной посеребреной ризе…» находился в Покровской церкви с. Поддубье. Духовенство хотело изготовить на него серебряный венец, а описание образа чудом попало в отчёты о древностях, хранившихся в храмах Вышневолоцкого уезда.
Лидия Соловьёва дополнила в своей статье 1992 г. некоторые детали о часовне: «До 1930 г. здесь стояли три часовни. Одна из них «голубая» - деревянная, выкрашенная в голубой цвет. Другая – маленькая (срублена была слепым человеком), без окон и дверей, а проходили в неё через щель…». В годы богоборчества часовни были утрачены, но место продолжало почитаться. До сих пор у возрожденных деревянных часовен стоят металлические кресты, на которые благочестивые паломники вешали рушники. Не исчез и камень, на котором две пары следов. Одни явно природного происхождения, а вот другие, вполне возможно, рукотворные.
Куда делась чудотворная чтимая икона из Деревяжихи, на момент написания своей первой статьи установить мне не удалось. Но я привёл одну версию с резным деревянным образом из Казанского женского монастыря, которая не подтвердилась. И совершенно случайно, как пример, привёл фотографию ещё одного резного образа из храма в с. Мшенцы Бологовского района. Когда я был на Мшенских источниках, я заходил в церковь св. Параскевы Пятницы и, увидев там образ, спросил о нём. О происхождении образа служители храма не смогли мне ничего ответить. «Его привёз откуда-то батюшка», - так мне пояснили. Я остался с уверенностью, что этот образ местный. А затем приложил его фото к статье.
Тут следует сделать небольшое отступление и сказать о том, что обычно Господь являет Своё присутствие через чудеса. И не всегда эти чудеса сопровождаются оглушительными вспышками и громом, что бы поразились и испугались все. Обычно чудом можно назвать то, что в нужное время и в нужном месте происходят события, которые современникам, возможно, чудом и не казались. Например, не пошли лошади у Николо-Столпенского монастыря в царском обозе, вёзшие образ Святителя из под Новгорода. И царь оставил образ под Вышним Волочком, предрешив дальнейшую историю этого места. Или оказался образ у водного источника на месте будущего Николо-Теребенского монастыря и снова история места изменила свой ход.
Но куда явственнее явление Божественной помощи и присутствия в период эпидемий. Моровое поветрие в Бежецке погасло только после крестного хода с образом Святителя Николая, найденного на руинах церкви Николо-Теребенского монастыря, в далёком 1654 г. Эпидемия холеры дважды отступила от Вышнего Волочка после крестного хода с Казанской иконой Божией Матери. И вот сейчас – эпидемия короновируса собирает свой урожай и на Тверской земле и именно в этот момент происходят следующие события явления пропавшего образа из Деревяжихи.
Буквально сразу после появления статьи об образе в интернете мне пришло письмо от Анджелы Паскиной, которая узнала в образе из Мшенцев образ из Деревяжихи! И вот что она рассказала: «После того, как церковь в Поддубье разобрали, икона хранилась в д. Горы у дедушки Николая. Туда женщины (в основном пожилые) ходили молиться в праздники, особенно в день Святителя Николая. Меня бабушка туда с собой брала. Мы шли примерно 5 км из деревни Займище. После того, как они (женщины) прочитывали акафисты, мы шли на родничок на озеро Молдино. Потом возвращались домой в деревню. После того, как в д. Горы умер дедушка, у которого хранилась икона, моя бабушка Агриппина Алексеевна забрала икону себе на сохранение. Это был примерно 1995 г., может, немного раньше. Но когда она осталась одна, то стала опасаться, что могут прийти нехорошие люди и забрать икону. Тогда она поехала в Бологое к батюшке (не помню имени) и попросила приехать и забрать икону…».
Отец Сергий – настоятель храма в Мшенцах после звонка подтвердил, что икону «привезли откуда-то из Удомельского района году в 1998…». А в Еремково бабушку моей собеседницы вспомнили. Паскина Аграфена Алексеевна из д. Займище была зубным врачом в местной больнице.
Так, без громов и молний, произошло чудо. Найден чудотворный образ Святителя Николая из Деревяжихи. А может быть сказать иначе – явлен образ Святителя Николая. И явлен именно в то время, когда многие из нас возносят молитвы о спасении от тяжелого недуга, пришедшего в наше Отечество. И вот ответ на наши молитвы от Святителя Николая. Важно только, что бы люди его услышали…
С древнего образа смотрит на нас резной лик Святителя. Из глубины веков, через сотни лет, через поколения наших предков проникает этот взгляд. Сегодня он важен для нас как никогда, как пример Божественного присутствия среди нас, скорбящих, на нашей многострадальной Тверской земле.
Денис Ивлев.
Источники:
- Лидия Соловьёва. Деревяжиха// Удомельская газета, 13 ноября 1992 г.
- Денис Ивлев. Загадочный образ Святителя Николая из Деревяжихи. Форум Путник.ру: http://of.putnik.ru/of/viewtopic.php?f=24&t=403.
- ГАТО, Ф. 103, Оп. 1, Д. 285, «Описание древностей храмов Вышневолоцкого уезда», Л. 110.
- ГАТО, Ф. 160, Оп. 1, Д. 16174. Клировые ведомости за 1900 г., Л. 291.
Назад к списку