Георгия Победоносца и великомученицы Варвары села Матвеево - Удомельский район. Дубровское (Венецианово). Погост Дубровский.
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Удомельский район. Дубровское (Венецианово). Погост Дубровский.

Венецианово. Новый Спасский храм. Фото 1980-Е гг.

Этот погост висит в комнатах Государя…

«Фёдор Михайлович летом писал наш Дубровский погост. Этот погост висит теперь в комнатах Государя…»
А.Г. Венецианов

Эти слова из письма Алексея Гавриловича Венецианова от 25 декабря 1841 г. адресованы к Николаю Петровичу Милюкову и говорят о неизвестной доныне картине Фёдора Михайловича Славянского с изображением Дубровского погоста Вышневолоцкого уезда. «Что вы скажете, каковы наши Дубровские?», - не без гордости отмечает он в письме. Судьба картины, висевшей в комнатах у Николая I неизвестна. Весьма мало изобразительных материалов осталось от деревянного храма Дубровского погоста, который некогда возвышался за валунной оградой над холмом у реки Ворожба. 
В сельском Спасском храме с. Венецианово сохранилось несколько икон, перенесенных из деревянной одноимённой Спасской церкви. Они приписываются не безосновательно кисти А.Г. Венецианова и его учеников. Одна из них имеет особенно оригинальный сюжет и называется «Коронование Богоматери». Однако, в отличие от иконографического сюжета, восходящего своими корнями к западно-европейской традиции, которую любил и уважал А.Г. Венецианов, образ дополнен весьма существенными деталями, которых нет на аналогичных изображениях. 
На иконе, в верхней части которой изображены лица Святой Троицы, коронующие простоволосую, облаченную в одежды цветов характерных для риз Иисуса Христа, Богоматерь. У её ног изображены в католической традиции коленопреклоненные Иоанн Предтеча, апостол Пётр и сомн святых, среди которых угадываются апостол Павел и царепророк Давид, а так же два ангела держащие скрижали и чашу - символы Ветхого и Нового Завета. Под ними приклонившие колени император Николай I с супругой, а так же архиереи и простой народ. По полям иконы изображения чтимых чудотворных икон Божией Матери, а среди них редчайшее изображение с чудотворной Теребинской иконы Божией Матери из Николо-Теребенского монастыря Вышневолоцкого уезда. В этой обители часто бывал А.Г. Венецианов, делал вклады и выполнял заказы. Трудились в обители и его ученики, так в 1838 г. Ф.М. Славянский – «художник Авдотьи Николавны» писал для обители «два иконостаса, которые менее 6000 положить нельзя». Икону «Коронование Богоматери» с уверенностью, на основании профессионально разработанного художественного сюжета, а так же общих черт с другими аналогичными произведениями, можно отнести к образам кисти А.Г. Венецианова. Окончательную точку в этом вопросе может поставить экспертиза, которую должно провести вместе с реставрацией образа. 
На иконе изображен пятикупольный храм, детали архитектуры которого из-за удручающего состояния иконы выявить очень сложно. Вполне возможно, что образцом для написания этого храма могло послужить и какое-либо реально существовавшее в середине XIX в. культовое здание Вышневолоцкого уезда. Венецианов вкладывал в свои произведения, подобно старым европейским мастерам, конкретный смысл. Разгадав его, мы поймём, почему на иконе изображена именно эта простая с виду церковь, когда можно было изобразить один из пышных столичных соборов. Изображения храмовой архитектуры Вышневолоцкого уезда часто встречаются на иконах и картинах самого А.Г. Венецианова и его школы. Так, на иконе «Богоматерь, предстоящая за воспитаниц Смольного института» изображен Смольный собор. Кстати, образ Богоматери на этой иконе весьма близок образу Богоматери на «Короновании…». Так же существует изображение Святителя Николая на фоне Николо-Теребенского монастыря, реки Мологи и барки для крестных ходов с древним чудотворным Теребенским образом Святителя Николая, атрибутированное как «школа А.Г. Венецианова» и хранившееся в Николо-Теребенском монастыре. Сам Святитель изображен так же в католической традиции. К картинам учеников Венецианова с изображениями местных храмов относится и картина Г.В. Сороки с видом на усадьбу Милюковых Островки и часовней преподобного Варлаама Хутынского. 
Из икон, лично внесенных в деревянный Спасский храм Дубровского погоста А.Г. Венециановым известна из описи 1847 г. «за правым клиросом плащаница живописная на холсте длиною два аршина шириною 13 вершков с надписанием тропаря «Благообразный Иосиф» в раме на катафалке обитой окрашенным холстом с точеною крашеною решеткою. Устроенная подле крылоса по Усердию Прихожанина Сельца Сафонкова Помещика Алексея Гаврилова Венецианова». Подобную плащаницу художник пожертвовал и в Никольский собор Теребенского монастыря. 
Деревянный храм Спаса Нерукотворного образа, который писал на своей картине художник Фёдор Славянский, описывался в той же описи следующим образом «Церковь деревянная на каменном фундаменте длиною в 15 сажень, шириною в 5 сажень. Стены всей церкви изнутри просты, а снаружи обшиты тесом. В этой церкви два престола из коих главный во имя Спаса Нерукотвореннаго образа; Придельный по правую сторону во имя Святых мученик Кирика и матери его Иулиты. Пол в церкви деревянный не крашенный. Во всей церкви вообще двадцать два окна, а именно вверху три окна без решеток с простыми рамами и стеклами… На церкви одна глава крытая по дереву простым железом окрашена зеленою краскою. На главе крест железный шестиконечный с сиянием, окрашен желтою краскою и укреплен железными цепями. Крыша как на кумполе, так и на олтаре, железная, на деревянных стропилах, окрашена зеленою краскою; а на трапезе крыша деревянная тесовая. Входная дверь в церковь деревянная с западной стороны, с внутреннею личиною, и внешним замком. Паперть деревянная в линию против церкви с двумя оконницами со стеклами, крытая тёсом, а крыша окрашена зеленою краскою, а снаружи окрашена желтою краскою. Крыльцо деревянное с западной стороны, с двумя белыми колоннами и двумя решетками деревянными крашеными голубою краскою, покрытое тесом, и окрашеное зеленою краскою, а двери и крыльцо окрашены голубою краскою». 
Образ Спаса Нерукотворного особо почитался в этих отдалённых уголках Вышневолоцкого уезда. Об этом свидетельствует образ Спаса Нерукотворного, писанный рукою самого А.Г. Венецианова в 1842 г. как благословение на брак Л.И. Ксиландр (?), и хранящийся в Саратовском художественном музее. Писан на дереве малом. А так же две иконы Спаса Нерукотворного, хранящихся в фонде Тверской областной картинной галереи. Первая датируется второй половиной 1840-х – началом 1850-х гг. , написана учеником А.Г. Венецианова Григорием Сорокой на дереве маслом и происходит из церкви соседнего с Дубровским с. Поддубье Вышневолоцкого уезда. В 1962 г. её передал в галерею внук художника Е.В. Сорока. Второй образ Спаса Нерукотворного так же писал Григорий Сорока и он хранился в семье художника. Датируется образ 1850-ми годами. Писан так же на дереве маслом. 
В фонде Государственной Третьяковской галереи хранится фотография Спасского храма, сделанная до его перенесения в сельцо Змеево под Толмачами Бежецкого уезда (ныне Лихославльский район). Храм, выстроенный в приёмах, характерных для деревянной церковной архитектуры Вышневолоцкого уезда тех лет, представлял собой обширное церковное здание типа «восьмерик на четверике» с пятигранной алтарной апсидой с востока, широкой и более низкой трапезной, и колокольней, увенчанной полусферической кровлей и шпилем. Таким же храм перевезли в Змеёво, где частично он сохранился до наших дней. При повторном освящении храмового здания, главный престол его посвятили Святителю Николаю Чудотворцу.
История строительства храма, связанного с художником А.Г. Венециановым, а так же его семьёй и учениками, прослеживается по страницам архивных документов тех XVIII-XIX вв., хранящихся в фондах Государственного архива Тверской области. 
Началась история деревянного Спасского храма в Дубровском в октябре 1788 г. Тогда на имя Тверского епископа Тихона от священника Николаевского Дубровского погоста Александра Иванова, дьякона Федора Тихонова «с причетники и прихожан дворян» поступило прошение. «В означенном нашем погосте имеется весьма ветхая деревянная церковь во имя Спаса Нерукотворенного образа с пределом святых мученик Кирика и Иулиты, где священнодействие отправлять опасно» , - писали прихожане о своём желании соорудить новую деревянную церковь. В марте нового 1789 г. епископ рассмотрел прошение и поручил сделать справку о состоянии храма. 
Храм действительно оказался ветхим. Его постройка и освящение датировались 1695 г. Посвящения престолов были прежними – в честь Спаса Нерукотворного и чтимых в этих местах святых мучеников Кирика и Иулиты. Близ существующей церкви в 1716 г. выстроили ещё одну двухпрестольную церковь в честь святителя Николая Чудотворца с приделом мученика Димитрия Солунского. Древнее посвящение Дубровского погоста было Святителю Николаю. И почитание святых Николы-Чудотворца и Димитрия Мироточивого сохранялось в тех краях и в дни Алексея Гавриловича Венецианова и в наши дни тоже. Так, в существующем каменном храме Дубровского погоста есть образ, приписываемый кисти А.Г. Венецианова святого Димитрия Солунского с клеймами из его жития, происходящий из прежней деревянной церкви, а так же образ святых мучеников Кирика и Иулиты с клеймами, приписываемый кисти А.Г. Венецианова.
На момент составления прошения в приходе насчитывалось 155 дворов, служили на погосте священник Александр Иванов, диакон Фёдор Тихонов, дьячок Алексей Петров, пономарь Пётр Никитин. Разрешение на постройку церкви и храмосданную грамоту вскоре получил крестьянин местного помещика майора Евграфа Иванова сына Гордеева Федосей Тимофеев. «Сия церковь с благословения Тихона Преосвященнаго вся в одно время выстроена 1789 года марта 27 дня общим иждивением Прихожан с присовокуплением церковной суммы» , - так писали об истории церкви священники в описи 1847 г. Освящали церковь уже по благословению нового Тверского архиепископа Павла. Прошение на освящение храма подписано уже известным нам священником Александром Ивановым. «В нашем селе во имя Спаса Нерукотворенного церковь с приделом святых мученик Кирика и Иулиты сооружена и благолепием украшена, так же и утварию снабжена и ко освящению в готовности состоит» , - писал в своём прошении священник Дубровского погоста в июле 1799 г. 
Освидетельствовал новую церковь благочинный Удомельского Богословского погоста священник Михаил Архипов. В описи он отметил «царские двери несквозные позлащенные с надписанием Благовещения Пресвятыя Богородицы». В иконостасе «по правую страну образ Господа Вседержителя, сидящего на престоле» по левую «образ Богоматери с Предвечным Младенцем». На южных дверях «надписан» Архидиакон Лаврентий, тут же стояли «местные» образа Спаса Нерукотворного и Николая Чудотворца. Северные двери украшало «надписание» Архидиакона Стефана, и «местных» святых Иоанна Предтечи и пророка Илии. 
В «сени гладкой позлащенной» «надписана» над царскими вратами «Вечерь Господня» с праздниками слева и справа от неё. В третьем ярусе традиционно помещался образ Господа Вседержителя на престоле с предстоящими, а так же изображения апостолов. Далее в «пророческом ряду» образ Богоматери «Знамение» и пророков, а ещё выше образ Господа Вседержителя с праотцами. Венчало иконостас «три образа в кругах праздников Господних» и «на высшем месте Распятие Господне с предстоящими». «Оные образа работы живописной и состоят в иконостасе коробчатом позлащенном», - уточнял благочинный. 
Высота иконостаса говорила о размерах церкви. Не часто в храмах Вышневолоцкого уезда можно было встретить иконостас в шесть ярусов. В своде купола помещался образ Господа Саваофа, посреди храма свисало «паникадило резное позлащенное». 
Над престолом и жертвенником нового храма имелись сени в виде балдахинов. Над престолом с «надписанием» Святой Троицы и Страстей Господних. Над жертвенником – с «надписанием Святого Духа». 
Придел святых Кирика и Иулиты украшал «крашенный позлащенный» двухярусный иконостас. «По правую страну» царских дверей которого стоял образ Всех Святых, а «в завороте» в проходе в основную летнюю часть храма образ св. Кирика и Иулиты. Дьяконские двери имелись одни с изображением Архидиакона Евпла, а так же образа Спаса Нерукотворного, Николая Чудотворца и Нила Столобенского. На колокольне храма имелось шесть колоколов. 
Освящение новопостроенного Спасского храма состоялось «1799 года октября главный олтарь 26 дня, а придельный 27 дня». Торжество возглавил специально прибывший из губернского города «Тверскаго Собора иерей и благочинный Самсон Дмитриев». 
По описи 1847 г. иконостасы храма оставались без существенных изменений, лишь в 1819 г. появились на иконах Спаса Нерукотворного и Николая Чудотворца в главном иконостасе «медные посеребреные» ризы, сделанные на церковную сумму. Да дополняют опись иконостаса расположенные внизу под «местным» рядом «на тумбах резные исторические изображения вышиною в 8 вершков, шириною в 14 вершков». 
В 1845 г. девицей Устинией Дмитриевой, проживающей в Санкт-Петербургской богадельне был пожертвован храмовый образ «иконописной Николая Чудотворца в резном позлащеном киоте за стеклом, вышиною 11 вершков, шириною 10 вершков, в окладе серебряном без пробы, и венец на нем серебряный и позлащеный 84 пробы, весу в нем полагаем примерно 13 золотников». Утварь, мебель, одежды на престол, облачения активно жертвовали в храм местные помещики Стромиловы, Белкашины, Притуповы. Внесли свой вклад в украшение храма и сам Алексей Гаврилович Венецианов и члены его семьи. Так «ковер зеленаго сукна в длину десять аршин, в ширину четыре аршина и четыре вершка, пожертвован прихожанином сельца Сафонкова помещиком Алексеем Гавриловым Венециановым». Священническая «риза аламиновая (?) цветная, кругом обложена серебряною сеткою с крестом и звездою … пожертвована» супругой художника «прихожанкою помещицей Марфою Афанасиевой Венециановой». 
«Епитрахиль, шитая по канве, обложена кругом золотою бахромою, на ней три креста шитых с блесками позолочеными на розовой коленкоровой подкладке, пожертвована прихожанкою сельца Сафонкова помещицею» дочерью художника «девицею Филицатою Алексеевой Венециановой» в 1843 г. Ею же пожертвован диаконский «орарь шитый по канве, кресты на нем позолоченного позумента, на коленкоровой подкладке». 
Другой дочерью Алексея Гавриловича «прихожанкою сельца Сафонково помещицею девицею» Александрой Алексеевной Венециановой пожертвованы «пояс шитый по канве, обложен золотым часом аплике, с золотым крестом, на синей коленкоровой подкладке, принадлежит к епитрахиле № 2» и «поручи шитые по канве обложены золотным часом аплике с золотным шитым крестом на синей коленкоровой подкладке» .
Застал Алексей Гаврилович на Дубровском погосте второй Никольский храм с приделом Димитрия Солунского 1716 г. постройки. Возведенную в петровские времена церковь из-за ветхости решили разобрать в 1819 г. Но дело затянулось на несколько лет. Благочинный с. Молдино священник Пётр Александров в своём прошении от 14 ноября предложил епархиальному начальству упразднить церковь. В начале января 1820 г. Тверской архиепископ Филарет указал «отобрать» от прихожан показания нужна ли им та ветхая церковь или нет. 25 февраля Вышневолоцкое духовное правление препроводило в консисторию показания прихожан, собранные благочинным. В них говорилось о том, что стены храма обветшали настолько, что «опасны к падению». Прихожане предлагали храм разобрать и употребить его лес на церковную ограду. 1 мая 1820 года священнику Ивану Терентьеву, диакону Димитрию Микитову (?), дьячку Стефану Иосифову и старосте Стромилову благочинный объявил архиерейский указ, разрешавший употребить лес от ветхого храма на ограду и прочие нужды. 
Прихожане распорядились церковью весьма экономно. На месте «нарушенного старого алтаря» Никольской церкви «из оставшегося после оного леса, длиною три сажени, шириною две сажени с половиною, высотою в три сажени» выстроили деревянную часовню. Покрыли её тёсом. «В ней находятся разные иконы оставшиеся после нарушенного храма обветшавшие и расставленные по стене на полке», - писали священники погоста в описи 1847 г. Служила часовня «для поставления умерших тел во дни, в которые запрещено погребать оные». 
Ограда, выстроенная из остального церковного леса описывалась следующим образом: «Ограда деревянная, с одной южной стороны покрыта тесом, а с восточной и северной обнесена просто заборником, с западной стороны застроена лавками. А посреди лавок вороты из четырех столбов обшитых тесом, с двумя дверцами, оные дверцы полуциркульные, из байдаку, повешены на железных крючьях и с железными защелками, а большие вороты из частоколу тоже полуциркульные, повещены на железных крюках. И на оных вратах в верху под крышей, в киоте за стеклом, поставлен образ Нерукотвореннаго Спаса, оные вороты покрыты тесом и окрашены зеленою краскою, шириною вороты со столбами и дверцами три сажени с аршином, высотою две сажени и два аршина». 
Дополняла описание Дубровского погоста времён Алексея Гавриловича деревянная сторожка, стоявшая в ограде храма с левой стороны. Таким погост был при жизни Алексея Гавриловича, таким оставался и после его трагической гибели в декабре 1847 г. Погребли художника на почётном месте возле алтаря Спасского храма. Дальнейшая судьба деревянного храма – свидетеля радостных и печальных моментов в жизни великого русского художника сложилась весьма неожиданно. 
В 1878 г. в бывшем имении Алексея Гавриловича Венецианова Трониха проживал новый хозяин капитан Пётр Иванович Кононович. Будучи председателем приходского попечительства Дубровского погоста, Пётр Иванович 9 августа 1879 г. написал на имя Тверского епископа Саввы прошение. «Существующая в нашем погосте около ста лет деревянная двухпрестольная церковь в настоящее время обветшала, - писал он о причинах, побудивших его обратиться к владыке, - вследствие чего местные священноцерковнослужители, церковный староста и прихожане, дворяне и крестьяне, признавая настоятельною необходимостью в построении нового каменного храма в честь Спаса Нерукотворенного образа и во имя святых мученик Кирика и Иулиты общим приговором, составленным ими 24 сентября 1878 г. уполномочили меня ходатайствовать по этому предмету пред Вашим Преосвященством». 
На постройку новой каменной церкви в Дубровском погосте имелось в наличии 3600 рублей, а так же планировалось собрать недостающие средства из добровольных пожертвований. Пётр Иванович заказал проект с пояснительной запиской для нового каменного храма, который и представил на рассмотрение правящего архиерея. 30 октября 1879 г. строительное отделение Тверского губернского правления рассмотрело проект и утвердило его к строительству. Стоит отметить, что проект храма схож с аналогичными постройками тверского архитектора Петра Фёдоровича Фёдорова, на основании этого можно предположить, что он был автором проекта нового храма в Дубровском погосте.
Пока проект находился на утверждении в Твери, между причтом и прихожанами Дубровского погоста разгорелся конфликт из-за места постройки будущего храма. Исполняющий должность благочинного священник соседнего Костовского погоста Александр Воскресенский «прибыл 15 сентября в погост Дубровский, где по указанию и желанию причта с частию прихожан осматривал местность, назначенную ими под устройство нового каменного храма, и в это время за отсутствием прихожан и разногласием с причтом о избираемой местности доверенного от прихожан г. капитана Петра Ивановича Кононовича, не имел возможности сделать ничего решительного». Приехав второй раз 30 октября, благочинный снова не смог встретиться с крестьянами и Кононовичем. И что бы «далее не проводить время в бесполезных разногласиях» он пригласил старшину Макаровской волости Фёдора Мартьянова и осмотрел три местности, на которых предполагалось выстроить храм. 
Согласно акту осмотра предполагаемых мест постройки церкви, «местность избранная причтом – на правой стороне настоящей церкви за оградою кладбища, расстоянием от церкви в 35 саженях, от ограды в 15 саженях, от жилых же построек в 30 саженях. Грунт означенный местности глинястый и местность очень ровная и возвышеннее той, которую занимает в настоящее время деревянная церковь». Второе место причт предложил в 100 саженях от существующей церкви по дороге в д. Власово. Третье место указал прихожане – «указанная приходом (частию) местность от настоящей церкви находится на другой стороне реки Ворожбы (на левой стороне оной), расстоянием от церкви по прямой линии в 100 саженях, от домов в 155 саженях. Местность возвышенная, грунт земли песчаный. Означенная местность оспаривается причтом, т.к. находится в центре одного из трех полей причта, засеяна к следующему году озимовым хлебом и составляет единственный лучший участок, за отделением которого у причта фактически теряется все поле». 
Настоятель прихода священник Павел Николаевский, а так же дьячок Иван Воскресенский, участвовавшие в осмотре мест предполагаемой стройки, выступили против третьего варианта. 6 ноября 1879 г. пономарь Алексей Нечаев и дьячок Иван Воскресенский направили в консисторию прошение, в котором указали и на засеянный озимый хлеб, а так же на существующие ныне на погосте два дома приходского училища, торговые лавки, сторожку, амбар и усадьбы причта, а так же два кладбища – старое и новое, как на причины к тому, что бы новый храм построили рядом с погостом. 
Пока решали где строить храм, время даром не теряли. На 1 января 1880 г. собрали 174 руб. 44 коп наличными, в банке на счету с процентами лежало 3600 рублей «серебряными билетами». Кроме того, имелся «излишек церковного годового дохода» от 600 до 1000 руб. и с каждой «приходской души» собиралось по 50 коп (всего 1125 душ), что выливалось в 500 руб. Прихожане приняли на себя обязательство бесплатно подвозить весь материал, поставлять дрова для выделки кирпича «сколько потребуется» и лесной материал «какой потребуется при производстве, как сих работ, так и каменной кладки храма». И часть дров и леса уже лежали заготовленные. Подтвердили все сведения староста д. Максихи Терентий Тихонов и учитель Дубровского народного училища Иван Воскресенский. 
8 февраля 1880 г. Консистория поручила заготовить храмосданную грамоту для новой Спасской церкви, но вот решение где строить новый храм приняли только в 1882 г. Командированный для осмотра местности из Тверского губернского правления архитектор надворный советник Гельбих, 25 июня произвел осмотр местности. Присутствовавшие при этом прихожане «единогласно заявили желание о сооружении нового храма на избранном ими месте за рекой Ворожбой в 200 саженях от ныне существующей церкви». Гельбих нашел это место «вполне соответствующим назначению». 
В своём акте Гельбих так же указал, что священник Павел Иванович Никольский на освидетельствование не явился, хотя и был приглашен. С собой архитектор привез приговор от крестьян, составленный «по доверенности общества» язвинским сельским старостой Сергеем Ивановым. 21 сентября 1882 г. Консистория утвердила выбранное крестьянами место для постройки нового храма. 
Летом 1883 г. в разгар постройки храма П.И. Кононович обратился с просьбой к министру финансов о выделении «из казенных дач» 400 еловых деревьев. 21 июля на место постройки прибыл благочинный с. Поддубье священник Владимир Танин. Он осмотрел место, где уже был виден цоколь здания, а так же попытался выяснить имя архитектора. Но так как Кононовича в это время в погосте не было, сделать этого не смог. 20 февраля 1888 г. отец Владимир Танин в своём рапорте сообщил, что в 1887 г. сооружение храма «кирпичною кладкою» окончено, церковь покрыта железом, остаётся недостроенной только лишь колокольня. 
Окончательно постройку церкви завершили в 1891 г. Но отделка храма затянулась на пять лет, лишь в 1896 г. в консисторию поступило прошение «о выдаче сборной книги на устройство иконостаса в церковь». В описании храма на момент его освящения значилось, что «церковь каменная с таковою же колокольнею, длиною 18 сажень, шириною 10 сажень… Стены в сей церкви выбелены и местами выкрашены масляными красками. Пол в церкви деревянный, не крашеный, с возвышенною солеёю и клиросами». На колокольне храма указаны новый, отлитый на Валдайском заводе в 1895 г. большой колокол весом в 199 пудов, а так же колокол в 42 пуда, отлитый в 1862 г. и четыре малых колокола, перенесенные с колокольни прежней деревянной церкви.
2 октября 1896 г. на имя Старицкого епископа Гавриила священника Алексея Завьялова, диакона Николая Завьялова, псаломщика Александра Воинова и церковного старосты крестьянина д. Максиха Терентия Иванова поступило прошение об освящении «во вновь устроенном каменном храме в погосте Дубровском» придела во имя св. мучеников Кирика и Иулиты. Тогда же поступило прошение от попечителя и строителя храма Петра Ивановича Кононовича , который приложил так же и свидетельство от младшего архитектора Тверского губернского правления В. Барткевича о готовности храма. 
Владыка благословил освятить новый храм. Торжество 26 октября 1896 г. возглавил настоятель Николо-Теребенской пустыни архимандрит Алексей. Ему сослужило пять священников и благочинный с. Поддубье Владимир Танин. 
Судьба деревянной Спасской церкви решилась в 1897 г. В Тверь поступило прошение «о разрешении священнику Алексею Завьялову продать старую деревянную церковь, на которую покупатели находятся крестьяне с. Толмачей Бежецкого уезда». Своё решение о покупке обширного церковного здания крестьяне деревень Змиева, Заболотье, Райково и Воскресенское, входивших в состав прихода с. Толмачи, отразили в прошении Тверскому епископу Димитрию. Инициатором покупки и перевоза храма выступил крестьянин д. Райково Ефим Мартьянов. Ссылаясь на отдаленное расположение селений от приходской церкви, крестьяне писали о своём решении «поставить храм при д. Змиеве, выделить землю в количестве 33 десятин от надела и построить дома для будущего причта на собственные средства». 
В 1894 г. Ефим Мартьянов обратился к епархиальному начальству с просбой разрешить построить церковь. Вскоре благочинный осмотрел место, а крестьяне собрали средства и купили церковь в Дубровском погосте за 2100 рублей. На новом месте поставить храм из Дубровского решили «в том виде, в каком она находится», с той лишь разницей, что появится ещё один – третий престол и освящение приделов поменяется. Главный планировалось освятить в честь Святителя Николая и Димитрия Солунского, а в трапезной престолы будут посвящены святым Кирику и Иулите и Георгию Победоносцу, а так же святителю Алексию Митрополиту Московскому. 
27 октября 1897 г. Консистория разрешила крестьянам вышеозначенных деревень перевести и поставить церковь у себя в селе, с одним лишь условием, что посвящение каждого престола будет лишь одному святому. По сведениям епархиального начальства 11 ноября 1897 г. церковь в с. Змиево была уже перевезена и собрана на новом месте, но ещё не освящена. Ефим Мартьянов сообщил так же, что главный престол храма будет освящен в честь Святителя Николая, а в трапезе правый придел в честь Святителя Алексия, а левый в честь Георгия Победоносца. При чем из его слов становится очевидным, что вместе с храмом перевезли и старый иконостас, а так же и иконы из прежней Дубровской церкви. 
В наши дни Никольскую церковь в с. Змеево Лихославльского района пытаются сохранить местные дачники. В годы гонений храм потерял купол восьмерика, а так же утрачено помещение трапезной. Но в общих чертах церковь узнаваема и сейчас по сохранившимся фотографиям из архива Третьяковской галереи и из архива жителей с. Змеево. 
Уцелел и продолжал действовать и храм в с. Дубровское, которое с 1980 г. носит фамилию великого художника Алексея Гавриловича Венецианова. Сохранились и иконы мастера, требующие, однако, профессиональной реставрации. Сохранилась и валунная ограда погоста, где стояла деревянная церковь. И долгом памяти потомков является установка поклонного креста на месте деревянного Спасского храма, а так же восстановление валунной ограды погоста и святых врат, что бы не пропала в туне фраза Алексея Гавриловича Венецианова: «Что вы скажете, каковы наши Дубровские?»!
Денис Ивлев, историк. 

Приложение.
Опись дел Спасского Дубровского погоста Вышневолоцкого уезда.
Избранные дела
883 1770 Об определении священнического сына Александра Иванова во священника.
885 1776 Об определении священнического сына Александра Иванова в пономаря.
891 1798 О дозволении построить вновь деревянную церковь.
900 1816 О выдаче в церковь антиминса.
901 1819 О дозволении разобрать ветхую церковь.
904 1824 О дозволении церковь перекрыть.
906 1825 Об утверждении новоизбранного церковного старосты помещика Стромилова.
1823 Об учинении высправки по метрическим книгам о рождении помещика Стромилова.
1830 О выдаче м. Свидетельства о рождении поручика Стромилова.
1831 О дозволении сделать в церкви печь.
1831 О дозволении церковь покрыть железом.
1833 Об утверждении новоизбранного церковного старосты Петра Матинина.
1836 О присоединении из раскола в православие некоторых лиц.
1837 О дозволении церковь покрыть железом.
1847 О выдаче в церковь Антиминса.
1847 О выдаче м. свидетельства Фелице Венециановой.
1851 О дозволении исправить ветхости в церкви.
1852 О дозволении устроить придел.
1859 О дозволении исправить деревянную церковь.
1860 О награждении церковного старосты крестьянина Тимофея Митрофанова.
1861 Об увольнении от просвирнической должности вдовую диаконису Митропольскую.
1861 О выдаче в церковь новой обыскной книги.
1871 Об исходатайствовании награды священнику Никольскому.
1873 О нетрезвости священника Никольского.
1874 О священническом месте.
1874 Об определении священника Никольского в причетника.
1874 О приобретении церковью дома.
1874 О повенчании священником Никольским без свидетелей.
1874 О произведении работ по церкви.
1876 О священнике Соколове.
909 1876 О нетрезвости священника Сретенского.
910 1879 О построении церкви.
911 1880 Об отдаче в аренду церковной лавки.
1880 О выдаче книги для сбора подаяний.
1881 О выдаче книги для сбора подаяний.
1882 О выдаче книги для сбора подаяний.
912 1882 О священнике Никольском обвиняемом в неблагоговении.
913 1882 О дьячке Воскресенском обвиняемом в оскорблении.
1882 О неблаговидных поступках дьячка Воскресенского.
1882 О неправильном ведении церковных документов.
914 1882 О нетрезвости псаломщика Нечаева.
1883 О перемещении священника Никольского в другое село.
1883 О выдаче книги для сбора подаяний.
1883 О перемещении протоиерея Орлова в другое село.
915 1883 О понуждении Протоиерея Орлова к уплате долга священнику Никольскому.
1884 О произведении в сан диакона псаломщика Воскресенского.
1884 О выдаче сборной книги в церковь.
1885 О зачислении в штат диакона Воскресенского.
1886 О посвящении в стихарь паломщика Меглицкого.
1886 О выдаче сборной книги в церковь.
1887, 1888 О выдаче книги для сбора подаяний.
1889 О награждении церковного старосты крестьянина Терентия Тихонова.
1889 О выдаче книги для сбора подаяний.
1890, 1891 О выдаче книги для подаяний.
1892 О награждении церковного старосты Терентия Тихонова.
1892 О награждении священника Завьялова набедренником.
1892 О выдаче сборной книги.
1893, 1895 О выдаче сборной книги.
916 1895 Об отпуске 150 дерев из казённой дачи на ремонт церковного дома.
1896 О выдаче сборной книги на устройство иконостаса в церковь.
917 1896 Об освящении придела в новопостроенном храме.
1897 О разрешении священнику Алексею Завьялову продать старую деревянную церковь, на которую покупатели находятся крестьяне с. Толмачей Бежецкого уезда.
1897 О выдче метрического свидетельства графу Ланскому.
1898 О разъяснении причту в каком смысле нужно принять духовное завещание, по коему душеприказщицею их прихожанки Венециановой прислано 600 руб.
2900 1900 О нетрезвости и буйных поступках псаломщика погоста Дубровского Александра Воинова.
1900 О месте псаломщика при церкви с. Дубровского.
1900 О выдаче удостоверения причту погоста Дубровского на право провоза груза по железной дороге по удешевлённому тарифу. 
1901 О краже денег 12 руб.
1902 О покушении на кражу.


Назад к списку