Георгия Победоносца и великомученицы Варвары села Матвеево - Удомельский район. Островно. Свято-Димитриевская церковь.
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Удомельский район. Островно. Свято-Димитриевская церковь.

 

Исаак Левитан. Осенний пейзаж с церковью.

Храм с полотен Левитана.

К 230-летию освящения Свято-Димитриевской церкви с. Островно.

Подъезжая к селу Островно, невольно ищешь взглядом очертания храма, что некогда вдохновил на написание своих полотен Левитана, Бялыницкого-Бируля, Коровина… Нет его теперь. Только тополя и берёзы обозначают место церкви, да небольшая часовенка, построенная местными жителями, напоминает о бывшей здесь некогда церкви и древней церковной истории этого места.

Островно и церковь с. Островно известна с XVI столетия. Древний водный путь, пролегавший по реке Съежа, в падающей о озеро Островно и вытекающей из него, обеспечивал существование окрестных населенных пунктов. Поэтому и место церковное издревле почиталось в этих местах, как и мученик Димитрий Солунский, а священнослужители погоста в Островно пользовались рыбными ловлями на местном озере.

Левитан И.И. Осенний пейзаж с церковью. Писцовая книга Бежецкой пятины, составленная князем Фёдором Михайловичем Ласкиревым и подьячим Ильёй Ивановым в лето 7091 от Сотворения мира – на наше летоисчисление это 1582-1583 гг. – описывала погост на озере Островно. «А на погосте церковь Христов мученик Дмитрей Селунский, деревянная клецки, без пенья, - так записано в Писцовых книгах, - Да на погосте ж двор пономарев, двор проскурницын, да три кельи нищих обволились. Деревня Островна пуста, а в ней двор попов, двор дьячков пусты, хоромы обволилися, пашни церковные десять чети с осминою середние земли в поле, а дву по тому же, сена тридцать копен; обжа и пол-пол-трети обжи. Да им же участок в озере в Островне рыбная ловля».[1]

На конец XVI века описание удручающее и по всем окрестным деревням. Запустение этих земель произошло по разным причинам: поход Ивана Грозного на Новгород, опустошивший Новгородские земли, бегство местных жителей и череда голодных и неурожайных лет. В результате этих причин многие древние погосты в этих местах и вовсе перестали существовать, храмы исчезли, а земли перешли в иное административное подчинение. Но Островно не исчезло. Деревянная Димитриевская церковь осталась стоять на своём месте и в XVII и в XVIII веке.

Храмы ветшали, горели, строились заново. Так в XVIII веке на погосте в Островно, который стал именоваться выставкой погоста Николаевского Удомельского, существовали две деревянные церкви в честь великомученика Димитрия и святых мучеников Кирика и Иулиты. В 1776 г. они обе сгорели в результате пожара. Одно из первых дел, касающихся существовавшей вплоть до середины XX века деревянной Димитриевской церкви – той самой, что будут писать великие художники, жившие в этих местах, так о озаглавлено «Дело о построении Вышневолоцкого уезда в выставке Островне вместо згоревшейдеревянно церкви вновь и освящении оной».

Дело датировано октябрем 1776 г. Открывает его прошение «Вышневолоцкаго уезда НиколаевскагоУдомельскаго погоста выставки Островно от священноцерковнослужителей и приходских людей», в котором кратко описывается причина просьбы построить церковь: «прошедшего июля 17 числа сего 776 году состояли при оной выставки две церкви, первая во имя Святаго великомученика Димитрия, вторая святых мучеников Кирика и Улиты, которые властиюБожиеюзгорели»[2].

Новую церковь прихожане планировали построить одну, но с двумя приделами и просили «всепокорно архипастыря нашего и мислостиваго защитителя дабы указом вашего преосвященства повелено было вновь вместо згоревшей церкви святаго великомученика Димитрия с пределом святыя мученики Кирика и Улиты дать о построении указ»1.

ГАТО. Одно из дел Островенской церквиПод прошением стоят подписи местного духовенства – священника Василия Андреева, дьячка Фёдора Петрова, пономаря Филиппа Павлова, а так же местных землевладельцев: Катерины Ивановой дочери Менделеевой и отставного поручика Осипа Иванова сына Ирецкого. Вместо помещика надворного советника Ивана Алексеева сына Ушакова в присутствии его старосты Петра Матфеева расписался дьячок Сорогожского погоста Гаврила Иванов.

По сведениям собранным за год до описываемых событий в приходе состояло всего 116 дворов, земли для духовенства было отмежёвано 10 четвертей с осминою и «сенного покосу» состояло 30 копен[3].

Решение Тверского архиерея последовало быстро. Архиерейская храмосданная грамота с приложением печати подписана тверским епископом Арсением «декабря 16 дня 1776 г.» и в ней значились следующие условия к построению новой деревянной церкви: «благословили мы оную деревянную церковь в вышеписанное им название стало великомученика Димитрия со приделом святых Кирика и Улиты строить на том же погосте по подобию протчих святых церквей на восток доброю и благопристойною архитектурою и в олтарях престолы поставить в указную меру, а имянно в вышину аршина шести вершков, а шириною по мере олтарей, тако ж и жертвенники тоя ж высоты, а шириною и длиною по мере олтарей. И по построении оную церковь и приделы убрать с теми иконами и протчим церковным благолепием»[4].

Возвели новый деревянный храм за два года. Тогда же подготовили к освящению и престол в честь мучеников Кирика и Иулиты.В церковной описи сохранилось описание иконостаса этого. Иконостас, судя по всему, успели вынести из горевшего прежнего храма. Так, например, «царские двери на досках с написанными Евангелистами»[5] характерны были именно для иконостасов более ранних церквей XVII в. и в конце XVIII в. заменялись обычно на резные с вставными иконами.

В местном ряду значились образа Спасителя и Богоматери, а так же храмовый образ свв. Мучеников Кирика и Улиты и чтимый образ Нила Столобенского. Во втором ряду иконостаса в центре размещался образ «Спасителев на престоле седящаго», образа Богоматери и Иоанна Предтечи, а так же образа Архангелов и Апостолов, над ними поставлены были праздничные образа – такая постановка образов в иконостасе опять таки была характерна для более ранних храмов.

Видимо, задержка освящения главного Дмитриевского придела так же была вызвана недостатком утвари. Придел Свв. Кирика и Иулиты освятили в 1778 г., а вот освящение престола в четь Димитрия Солунского отложили вплоть до конца 1790 года.

ГАТО. Островенская церковь в начале XVIII в.«Всепокорнейшее прошение» на освящение храма Тверскому и Кашинскому епископу Тихону от священника Василия Андреева, причетников и прихожан последовало в декабре 1790 года. В прошении описано разрешение «о построении в означенном нашем селе вместо згоревших двух деревянных церквей во имя святого великомученика Димитрия и святых мучеников Кирика и Улиты вновь деревянной церкви в тож имянование святаго великомученика Димитрия с приделом святых мучеников Кирика и Улиты»[6].

И так же значилось, что эта церковь «тщанием прихожан и доброхотных дателей подобию прочих святых церквей и сооружена и всяким церковным благолепием удовольствована»5.

В приложенной описи храмового имущества значилось помимо прочего «четыре колокола первой 30 пуд, другой 12 пуд, а прочие неболшого весу».

Церковь освятить дозволили протоиерею Тверского кафедрального собора Тимофею Алексееву. Торжественное освящение «по чиноположению церковному» Свято-Димитриевского придела состоялось 25 октября 1791 г.[7]

Весьма интересна особенность архитектуры Димитриевского храма в Островно. Алтари храма расположены были в летней части в один ряд. Это подтверждает и сохранившийся план храма, созданный в то же время, а так же и описание церкви, которое последовало в прошении от мая 1791 г. «Имеем мы церковь деревяннаво здания з двемя престолами во имя Димитрия Солынского и Кирика и Улиты, которой … олтари в длину до иконостаса девять аршин, а шириною 13 аршин шесть вершков»[8], - писали прихожане храма.

Этим майским прошением на имя архиепископа Тихона прихожане дополняют и другие размеры храма: «Настоящая церковь в длину от иконостаса 14 аршин, в ширину 17 аршин. Трапеза в длину внастоящей, стены внутри 10 аршин 10 вершков, в ширину 11 аршин»7. А так же прихожане просили разрешить «построить для богослужения теплой в трапезе предел во имя Смоленской Одегитрии Божией Матери»7. Среди прихожан, вознамерившихся устроить третий престол в храме значились титулярный советник Павел Еналеев, поручик Осип Ирицкий и прапорщица вдова Аграфена Еганова[9].

Разрешение на устройство придела в честь Смоленской иконы Пресвятой Богородицы в трапезном помещении Димитриевского храма вскоре было получено. Устраивала этот придел на свои средства прихожанка храма помещица Евдокия Алексеева жена Казинова. Но растянулось устройство придела вплоть до 1805 г. На пожертвования г-жи Казиновой придел «церковным благолепием и утварью украшен, одеждами на престоле и жертвеннике, покровами, воздухами, сосудами сребреными и ризницею из приличной шелковой и парчевой материи снабжен»[10].

Левитан И.И. У озера. 1893 г.21 февраля 1805 г. в своём доношении благочинный с. Маги священник Иван Козмин описал состояние придела и дал своё заключение: «ко освящению состоит в готовности»9.

Освящение престола в честь Смоленской иконы Богоматери состоялось лишь 26 мая 1808 г.[11] «Чиноположение церковное» совершил чередной иерей кафедрального собора Пётр Семенов.

Судя по списку икон древнего иконостаса в приделе свв. Кирика и Иулиты, одним из чтимых в Островенском погосте святых был преподобный Нил Столобенский. В 1810 году этот факт получил деятельное подтверждение. Коллежская асессорша Аграфена Иванова вдова Зварыгина направила Тверскому архиепископу Мефодию прошение на сооружение в храме четвёртого придела в честь преподобного Нила, но в этом деле ей было отказано на основании того, что трапезная, где планировался придел, тесна, а само церковное здание непрочно[12].

Но Аграфена Ивановна на этом не успокоилась и в 1815 г. новому Тверскому архиепископу Серафиму она снова отправила прошение «в приходском моем селе Островне в трапезе деревянной святаго великомученика Дмитрия церкви устроить теплый придел во имя преподобного Нила Столобенского Чудотворца, украсить и приуготовить к освящению собственным моим коштом с помощию кошелькового збора»[13].

Только на сей раз А.И. Зворыкина подготовилась более основательно и предложила не только создать придел, но и пожелала «трапезу проконопатить и взять ея меры, зделать ее теплою»[14]. Кроме того, что бы доказать, что тесно в трапезной не будет, после устройства второго престола, она заказала «Описание храма Тверской губернии Вышневолоцкаго уезда Островенскаго погоста» уездному землемеру Льву Мальковскому.

Это из редчайших документов для вышневолоцких храмов – изображение фасада и  плана с размерами храма и указанием, где какие престолы уже находятся. На плане так же есть надпись: «Сей храм созижден вновь в 1776 году из сосноваготвердаго лесу на прочном фундаменте, с двойными полами, с брусовыми сводами и потолками; и изрядно и прочно плотническою работою зделеное и обит снаружи тесом»[15]. Этот же план подтверждает редкое расположение престолов Дмитрия Солунского и Кирика и Иулиты в летней части храма – в один ряд.

Бялыницкий-Бируля В.К. Отровно. Церковь. Протоиерей Вышневолоцкого Казанского собора Василий Петров по поручению епархиального начальства побывал в селе Островно и направил в Духовную Консисторию 16 августа 1815 г. рапорт, в котором согласился с рассуждениями г-жи Зворыкиной относительно постройки придела[16]. Придел разрешили соорудить. И в октябре 1818 г. он был готов к освящению.

Госпожа Зворыкина «октября дня» направила архиепископу Серафиму «покорнейшее прошение», где указала, что тёплый придел в честь Нила Столобенского «на собственное моё иждивение ныне устроен, благолепием церковным по правилам церковным украшен, и состоит к освящению в совершенной готовности». Она же просила «означенный новоустроенный придел преподобнаго Нила повелеть… освятить вышневолоцкого Казанского собора протоиерею Василью Петрову».[17]В том же 1818 г. престол в трапезной в честь Нила Столобенского освятили.

В деле так же содержатся и сведения о приходе с. Островно: приходских 173 двора, мужеска пола 515 душ, земли 67 десятин[18].

В заключение стоит привести сведения с описанием Островенского храма на начало XX в. «Дмитриевская церковь деревянная, на колотом каменном фундаменте, - писали составители описания храма, - снаружи обшита тесом и покрашена белой масляной краской, внутри отштукатурена и выкрашена масляной зеленой краской, покрыта железом, окрашенным зеленой масляною краскою. Длина церкви, считая и колокольню 20 сажен, ширина наибольшая 6 сажен, высота до верха карниза 3 сажени; на церкви имеется одна большая глава и две малых (над алтарями трапезной теплой); больших окон 16 штук, малых (на главках) 4 штуки, дверей наружных сворчатых обшитых железом 2 штуки, двустворчатых внутренних 3 штуки; иконостас в храме длиною 17 аршин, высотою 8 аршин (оценен в 1000 р.), иконостас в приделе с правой стороны длиною 6 аршин, высотою 6 аршин (оценен в 500 р.), иконостас с левой стороны длиною 6 аршин, высотою 6 аршин (оценен в 500 р.). Церковь отапливается двумя кирпичными, обшитыми железом печами. Колокольня в три яруса общей высотой до верха карниза 10 саженей. Церковь построена в 1778 г., возобновлена и расширена в 1889 г., строение сохранилось хорошо».[19]

Такова история постройки церковного здания в с. Островно на рубеже XVIII-XIX вв. Скромной Островенской деревянной церкви суждено было вдохновить великих русских художников на создание пейзажей с храмом, где нашла отражение поэзия русских просторов, воды и белой сельской церкви, как символа единения земного и небесного.

Автор благодарит за помощь Сергея Андреева.

 

 

 

[1] К.А. Неволин. О пятинах и погостах Новгородских в XVI в. с приложением карты. Записки Императорского Русского Географического Общества. Книжка VIII.  СПб. 1853. - С. 836.

[2] Дело о построении Вышневолоцкаго уезда в выставке Островне вместо згоревшей деревянной церкви вновь и освящении оной// ГАТО, Ф. 160, Оп. 6, Д. 1507, Л. 1.

[3] Там же, Л. 2.

[4] Там же, Л. 4.

[5] Там же, Л. 8.

[6] Дело о построении в селе Островне церкви 1791 г.// ГАТО, Ф. 160, Оп. 6, Д. 1513, Л. 1.

[7] Там же, Л. 6.

[8] Дело о постройке Вышневолоцкого уезда вс. Островне тёплого придела, 1791 г.// ГАТО, Ф. 160, Оп. 6, Д. 1512, Л. 1.

[9] Там же, Л. 6.

[10] Там же, Л. 3.

[11] Там же, Л. 9.

[12] Дело о дозволении Вышневолоцкаго уезда вс. Островне в приходе деревянной церкви устроить теплый придел, 1815 г.// ГАТО, Ф. 160, Оп. 6, Д. 1529, Л. 1.

[13] Там же, Л. 1.

[14] Там же, Л. 1-1 об.

[15] Там же, Л. 2.

[16] Там же, Л. 8.

[17] Дело о дозволении освятить Вышневолоцкаго уезда в селе Островне новоустроенный во имя Нила Преподобного придел, 1818 г.//  ГАТО, Ф. 160, Оп. 6, Д. 1531, Л. 1.

[18] Там же, Л. 2.

[19] Страховые описи храмов Вышневолоцкого уезда// РГИА, Ф. 799. Оп. 33. Д. 2041. ЛЛ. 21-22. Кроме храма в «Страховых описях» указаны: «2. Молитвенный дом во имя «Всех Святых» на приходском кладбище, деревянный, на булыжном камне, снаружи и внутри обшит тесом, покрыт деревом, покрашен снаружи мумией на масле, крыша зеленою краской, длина 2 сажени, ширина 2 сажени, высота 2 сажени, одна главка и одна дверь, при нем крыльцо с навесом, построен в 1896 г., крепкий. 3. Сторожка при церкви бревенчатая, на булыжном фундаменте, длиною 6 сажен, шириною 4 сажени, высотою 2 сажени, крыта деревом, окон 7, высотою 1 ½ аршина, шириною 1 ¼ аршина с двойными рамами, дверей одна, печь одна русская, кирпичная, при сторожке сени досчатыя, крытая деревом, высотою 2 сажени, длиною 6 сажен, шириною 1 сажень. Построена в 1906 г., крепка.


Назад к списку