Георгия Победоносца и великомученицы Варвары села Матвеево - Удомелький район, село Троица. Параскево-Пятницкий монастырь.
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Удомелький район, село Троица. Параскево-Пятницкий монастырь.

Н.М. Аксаков. Ярмарка в с. Троица. Удомельский краеведческий музей

«Монастырёк убогой Пятница Святая».

К 470-летию первого упоминания Удомельского Параскево-Пятницкого монастыря.

В Великую субботу 2021 г. в Удомельском краеведческом музее я обратил внимание на картину «Ярмарка в с. Троица», написанную жителем д. Слободка и учеником С.Ю. Жуковского Николаем Михайловичем Аксаковым. В информации о картине указано, что она написана с фотографии начала XX в. Для меня прежде всего было интересно то, что на картине над торговыми лавками и пёстро одетым народом возвышается серая часовня с островерхой кровлей. Ракурс очень интересный и необычный. Сейчас местность вокруг Удомельского Богословского погоста изменилась с подъёмом воды в озерах Удомля и Песьво всвязи со строительством КаЭС. Что же это часовня в с. Троица? На память сразу же пришли строки из писцовых книг с упоминанием древнего Параскево-Пятницкого монастыря, стоявшего близ Удомельского Богословского монастыря, что ныне местечко Троица и информация о том, что на его месте в XIX -  начале XX в. стояла часовня.

О значимости будущих крупных административных центров современности во времена древние свидетельствуют наличие погостов и монастырей в их округе. Такими примерами могут служить современный Вышний Волочёк, на месте которого в XV-XVIII в. стоял Никольский погост на Вышнем Волочке у Лсны, а окружали его два мужских монастыря: один на озере Городолюбля – Городолюбский Спасо-Преображенский Горноезерский монастырь, а другой у пристани на в верховьях Тверцы, где начинался древний волок, - Николо-Столпенский мужской монастырь. Не стала исключением и современная Удомля, история которой, не смотря на молодость самого города, уходит в глубокую древность. Так, на озёрах Удомля и Песьво в волости Удомля существовали сразу два монастыря мужской Иоанно-Богословский и женский Параскево Пятницкий монастырь.

Об Иоанно-Богословском монастыре разговор особый, о нём известно достаточно много документов, позволяющих проследить его историю. А вот о Параскево-Пятницком женском монастыре известно намного меньше. Практически о монастыре напоминают лишь строки из писцовых книг. Первое упоминание мы находим в писцовой книге 1551 г. «Да в Удомле ж монастырек убогой Пятница Святая, а стал тот монастырёк на нове после Иванова письма Даниловича Вельяминова с товарищы, а в ней Божье милосердие Проща. А поставлен тот монастырек в монастырской земли, что Никола святый в Удомле на стану. А в монастыри церковь Пятница святая храм; а монастыри старици, черниц 10, а белиц 5…, а живут без пашни».[1]

Вышневолоцкий краевед Евгений Иванович Ступкин указывает, что писцовая книга Ивана Даниловича Вельяминова составлялась в 1538/39 гг. и выводит дату основания монастыря около 1540 г.[2] Точнее указать дату основания обители весьма сложно, однако датировать обитель этим временем мы можем с большой долей вероятности.

«Монастырь у озера у Песвы, а в монастыре церковь Христовы мученицы Прасковеи, нареченныя Пятницы, древяная вверх, а в церкве образы и свечи и книги и все строение монастырское да приходное. Да в монастыре ж двор попов, двор дьячёк, двор пономарь, двор проскурница, да пять келей, а в них живут шесть стариц, две кельи нищих, а питаютца о церкви Божии»[3], - записано о монастыре в писцовой книге Бежецкой пятины письма князя Фёдора Ласкирева и подьячего Ильи Иванова 7091 г. (1582/83 гг.).

Аксаков Н.М. Родные просторы. Слева видна группа домов на месте Пятницкого монастыряЭтот отрывок из писцовой книги 7091 г. привёл в своём исследовании «О пятинах и погостах Новгородских» К.А. Неволин. Однако, отрывок этот не даёт полных сведений о монастыре. В его продолжении в самой писцовой книге указаны пять крестьянских дворов «непашенных: двор Ортюшка Иванов, двор Степанко Онаньин, двор Шишка, двор Иванко Рудаковы, двор Савка Онаньин»[4]. Кроме крестьян монастырю принадлежала и «пустошь Островок, пашни перелогом пять чети в поле, а дву по тому же, сена десять копен».[5] Т.е. буквально за пару десятков лет «убогой» монастырёк приобрел и крестьян и земельный надел.

В этом отрывке содержатся сведения об архитектуре монастырька и селении, выросшем вокруг. Так церковь Параскевы Пятницы была «древяная вверх», т.е. храм был устроен в виде башни и скорее всего перекрыт шатровой кровлей. Вокруг него группировались пять келий насельниц обители, а так же стояли четыре двора причетников и пять дворов монастырских крестьян. В целом это был довольно крупный населенный пункт на берегу озера Песьво.

Строения Параскево-Пятницкого монастырька пережили Смутное время, но ко времени составления очередной писцовой книги 1626-1627 гг. в «монастыре у озера у Песвы» не было ни одного человека. «А в монастыре церковь Святыя Христовы мученицы Парасковьи нареченные Пятницы древяная вверх, - писал писец Игнатий Харламов, - а в церкве образы, и свечи, и книги, и всё церковное строение было монастырское, да приходное, да 4 места дворовых, церковных причетников, попово, дьячково, понамарёво, проскуриницыно, да пять мест келейных, да два места келейных нищих старцов, а питались те нищие от церкви Божии, да непашенных крестьянских пять мест дворовых пустых».[6] Количество строений и земли при монастыре к началу XVII в. не изменилось: «И того ж монастыря (пуст) Островок, пашни перелогом и лесом поросло пять чети в поле, а в дву по тому ж, сена десять копен». Но не кому было эту землю обрабатывать.

Датировать возрождение Параскево-Пятницкой обители мы можем серединой XVII в. В 1645 г. прежняя «древяная вверх» церковь Параскевы Пятницы обветшала и её заменили на новую. Она стала двухпридельной. Главный престол как и прежде был посвящен великомученице Параскеве Пятнице, а придельный приделом вмч. Екатерине. В Тверских Епархиальных ведомостях есть упоминание о клировой ведомости 1818 г., где значится церковь «упраздненного девичего монастыря во муч. Параскевы с приделом св. вмч. Екатерины, построена в 1645 г.».[7] В более ранних клировых ведомостях 1782 г. села Удомельского Богословского указывается та же дата построения храма - «приписная церковь великомученицы Параскевы при ней престол великомученицы Екатерины в твердости, утварию довольна, построена в 1645 г.».[8]

В Писцовых книгах 1646 г. в Удомельском погосте упоминаются церкви соседнего Иоанно-Богословского монастыря «Живоначальные Троицы, да другая церковь Рождества Пресвятые Богородицы, да в приделе Иоанна Богослова», а вместе с ними «церковь Параскевы нареченная Пятница». У первых двух церквей значится поп Михайлище Парфенов, а у церкви Параскевы Пятницы свой поп Сергеище Гарилов.[9]

С появлением священника оживает и обитель. После Писцовой книги 1646 г. в монастыре появляется и вторая церкви с редким для этих мест посвящением в честь преподобномученицы Евдокии. Сведения об этом храме мы находим в документах за 1744 г. К тому времени храм препмч. Евдокии уже обветшал, т.е. простоял он на погосте около восьмидесяти лет – обычный рок службы здания храма в ту пору. Антиминс из церкви было велено перенести из «бываго Пятницкого девичьего монастыря из обветшалой церкви преподобномученицы Евдокии… в другую церковь». Консистория требовала, что бы «оной антиминс из реченной церкви для хранения в пристойном месте в другую того монастыря церковь великомученицы Параскевы перенесен, ибо во оной церкви временно священнослужения не совершается».[10] 9 июня антиминс из обветшавшего храма и вовсе велено послать в ризницу Новгородского Софийского собора.

Последний состав священнослужителей и насельниц монастыря можно восстановить по «Росписи Новгородской епархии Бежецкия пятины Тверския половины Николаевского Удомельского погоста девичья монастыря церкви Великомученицы Христовы Параскевы» за 1737 год. При монастыре имелось 4 двора, где проживали священнослужители с семьями: поп Иуда Федотов, дьячок Давид Евстигнеев, пономарь Иван Федотов, просвирница Мавра Федорова.

            «В оном же монастыре обретавшиеся по обещанию из дворянства», а именно:

вдова Агафья Петрова дочь Языковых - 70 лет,

вдова Устина Андреева дочь Чарымовых – 73 года,

девка (т.е. незамужняя, девица) Евдокия Перфильева дочь Улановых – 69 лет,

девка Дария Трифонова дочь Аракчеевых – 65 лет.[11]

Кстати, в соседнем мужском Богословском монастыре проживал брат Евдокии Улановой Вятского драгунского полка отставной прапорщик Козьма Перфильев сын Уланов, вдовец 67 лет.

            Из этого документа можно сделать вывод о том, что обитель и первоначально была основана местными дворянскими родами, что бы дворянские вдовицы и девицы могли посвятить свою жизнь молитве и посту в своей особой обители.

В 1744 г. 22 мая на Новгородский архиепископ наложил «на представленном в консистории доношении» резолюцию: «означенный Пятницкий девичий монастырь приписать к Удомельскому Богословскому монастырю, а церковникам приискать других мест».[12] Т.е. упразднение обители стоит датировать не реформой 1764 г., а 1744 г.

В том же год священник Иуда Федотов перевелся на новое место. А вот остальным причетникам новое место служения найти оказалось куда труднее. В исповедных ведомостях за 1774 г. при бывшем монастыре записано два двора причетников: дьячок Филипп Гаврилова и пономарь Иоасиф Иванов с семьями. Дальнейшая судьба пономаря Иосифа Иванова прослеживается в ревизских сказках 1782 г., где упоминается о том, что он выбыл в Приказ общественного призрения вместе с женой и детьми.[13]

Судьба дьячка Филиппа Гаврилова сложилась иначе. В деле «о приписке бываго Троицкаго девичя монастыря деревень в приход Удомельского Богословского погоста», начатом в том же 1744 г.  он является автором прошения, в котором описывается история монастыря в период его упразднения. Так выясняется, что в 1744 г. «при церкви священника не имеется, да и приходских дворов никакого числа не находится, а пашенной земли хотя пять четвертей в поле а в дву по тому ж, сеннаго покоса десять копен и имеется»[14], но пользоваться этой землёю затруднительно из-за того, что земля расположена «во отдаленности за водами за озером Песвом».

Сам Филипп Гаврилов «при оном бывшом Пятницком девичем монастыре» значился дьячком с 1735 г. И так как священника нет, а в соседнем Николаевском Удомельском погосте велено иметь «два крылоса», т.е. должно быть два дьячка, то просил Филипп Иванов определить его вторым дьячком в Удомельский погост. Его прошение совпало с решением о приписке церквей бывшей обители к Удомельскому Богословскому монастырю и повелением «церковникам приискать других мест»[15]. Так что судьба дьячка оказалась решена в пользу перевода его в соседний погост.

Вид на с. Троица с места Параскево-Пятницкого монастыряТак, с 1744 г. храмы великомученицы Параскевы Пятницы и преподобномученицы Евдокии становятся приписным к соседнему Удомельскому Богословскому монастырю, а после упразднения последнего, к селу Удомельскому Богословскому. В 1788 г. прихожане Удомельского Богословского погоста принимают решение о построении каменной церкви в честь Троицы Живоночальной и просят на это благословения тверского епископа Тихона. В том же прошении они просят вторую церковь их погоста в честь «Рождества Богородицы сломать, да и приписного к оной церкви бываго Пятницкого девичья монастыря церковь святыя преподобномученицы Евдокие сломать же, в коей уже за ветхостью и служения не бывает».[16] Разрешение сломать упомянутые церкви последовало одновременно с разрешением построить каменный храм в Богословском погосте.[17] Церкви разрешили употребить на постройку нового храма. Каменный Троицкий храм на погосте так и не возвели, а вот ветхие деревянные церкви разобрали. Так закончилась история храма преподобномученицы Евдокии «бываго» Параскево-Пятницкого монастыря.

Деревянная же церковь Параскевы Пятницы продолжила своё существование до 1819 г. В декабре прихожане Богословского погоста принимают решение осуществить намерение построить каменный Троицкий храм. К тому времени имевшаяся на погосте церковь Иоанна Богослова 1682 г. постройки так же пришла в ветхость, однако Пятницкий храм был куда худшего состояния. «Ведомства моего Удомельского Богословского погоста упраздненного девичьего монастыря деревянная церковь во имя мученицы Параскевы с приделом великомученицы Екатерины построенная в 1645 г. пришла в ветхость, - писал благочинный с. Молдино Пётр Александров, - и священнослужение продолжать в ней опасно».[18]

В своём объяснении в феврале 1820 г. прихожане Богословского погоста писали благочинному: «церковь во имя Святыя мученицы Параскевы нареченныя Пятницы по совершенной ея ветхости согласны мы разломать… и обязуемся на месте Пятницкой церкви построить вновь каменную о трех приделах церковь, для того, что по приведении ея в совершенство Троицкой и Богословской приделы перенести в каменную, материалы же от Пятницкой церкви употребятся на обжигу кирпича, и смотря по их готовности на другие при строении новой церкви потребности».[19]  

Этот документ даёт нам новое и интересное свидетельство о том, где располагался Параскево-Пятницкий монастырь. Раз прихожане новый храм поставили на месте церкви Параскевы Пятницы, то получается, что оба монастыря стояли на одном берегу озера Песьво в самой непосредственной близости друг от друга?

Однако место древнего монастыря Евгений Иванович локализует в местечке «Пятница» на другом берегу напротив Иоанно-Богословского погоста.[20] Татьяна Петрова в своём исследовании уточняет место расположения монастыря противоположным берегом озера Песьво к западу от существующей Троицкой-Богословской церкви в радиусе 120 сажен, и указывает, что это место затоплено.[21]

Подтверждает выводы Татьяны Петровы и «Опись Иоанно-Богословской церкви и ея имущества» 1872 г., указывается «часовня деревянная в 120 саженях от церкви на том самом месте где прежде был девичий Рождественско-Пятницкий монастырь во имя Св. мученицы Параскевы, четырехугольная, (обставленная) с тетырёх сторон двенадцатью колоннами, с крыльцом с западной стороны, обшита и покрыта тесом с железным крестом. Построена 1844 г. июля 14 дня с разрешения Епархиальнаго начальства, в длину и ширину по 4 сажени»[22].

Получается, что в процессе постройки каменного Иоанно-Богословского храма решено было изменить место расположения церкви? Изначально в планах было построить каменный храм на западном берегу озера Песьво на месте Параскево-Пятницкого храма и монастыря, но затем решение было принято в пользу места Иоанно-Богословского монастыря. Ответ на это вопрос содержит прошение вольного хлебопашца Симеона Кириллова о разрешении ему построить иконостас в Троицком Богословском храме. «Успели в 1840 г. создать каменный храм во имя Святаго Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова на место с давних времен существовавшей во имя того же Святаго Апостола при Удомельском Богословском погосте деревянной церкви»[23], - пишет он в прошении. Следовательно место постройки храма было изменено.

19 мая 1820 г. Консистория предписала снять антиминсы с престолов Пятницкой церкви, а сами престолы и все, что на них сжечь «и пепел пустить в реку». «За сим ветхую деревянную церковь велев разобрать и по разобрании годной лес употребить на предложенныя прихожанами при строении новой церкви потребности, а остальной на обжиг кирпича, на сторону же того леса продавать отнюдь не дозволять»[24], - писалось в указе Консистории. 15 июня 1820 г. благочинный с. Молдино Пётр Алексеев в своём рапорте указал, что «на обеих престолах под одеждою пришитых найдено три средины ветхих антиминсов и четвертой целой со святыми мощами, которые мною в пристойный ящик убраны и своею печатию запечатаны. Со святых престолов и жертвенников облачения все верхния престольные и жертвенные одежды сожжены и пепел пущен в реку».[25] В новом каменном Иоанно-Богословском храме в 1901 г. владыка Дмитрий Самбикин указывает в числе древностей, пользующуюся «особым уважением старинную икону св. муч. Параскевы, перенесённую из бывшего Пятницкого женского монастыря, в серебряной ризе».[26]

В описи Удомельского Богословского погоста значится несохранившееся дело «О дозволении на бывшем кладбище построить часовню» за 1844 г. Очевидно, что речь идёт как раз о часовне, стоявшей через протоку на церковных землях на месте Параскево-Пятницкого монастыря. Предания о существовавшем здесь кладбище до сих пор бытуют в этой местности. Опись 1872 г. подтверждает этот факт.

С. Троица. Земельные планыВ 1907 г. часовню заменяют на новую. «Часовня при церкви во имя Св. муч. Параскевы, деревянная, на тесанном каменном фундаменте, обшита тесом и окрашена серою масляною краскою, длиною часовня 3 сажени, шириною 3 сажени, высотою до карниза 2 сажени, всех окон 2, высотою 3 аршина, шириною 2 ½ аршина, дверь одна, глава на часовне одна. Часовня построена в 1907 г. Крепка, покрыта железом».[27] Стояла часовня на противоположном западном берегу озера Песьво от существующего ныне храма Иоанна Богослова. От храма к часовне вёл деревянный мост через узкую протоку между озерами Песьво и Удомля.

На земельных планах середины XIX в. территории бывшего Параскево-Пятницкого монастыря значились принадлежащими Иоанно-Богословскому приходу. Очевидно, что их количество не позволяло заниматься там земледелием и их использовали под проведение ярмарок. В документах 1910 г. указываются «при часовне лавки торговыя, деревянныя, бревенчатыя, крыты деревом, длиной 48 сажен, шириной 1 ½ сажен, построены в 1895 г.».[28] Они то и изображены художником Н.М. Аксаковым. Аксаков точно передаёт и цвет часовни, которая у него так же окрашена «серою краскою». Так, память о древнем монастыре и его храмах осталась на картине уроженца села Троица – древнего Иоанно-Богословского монастыря. Память, которая через столетия позволяет задуматься о судьбе и другой обители, располагавшейся на противоположном берегу – «монастырьке убогом Пятница Святая».

Денис Ивлев.

Автор благодарит за помощь в подготовке материала Сергея Андреева,Татьяну Петрову, Алексея Крючкова и Алексея Андреенка. Картина Н.М. Аксакова «Ярмарка в с. Троица» хранится в Удомельском краеведческом музее.

 

 

 

[1] Новгородские писцовые книги, изданные Императорской археографической комиссией. Т. 6. СПб, 1910. Часть III. Книга Бежецкой пятины. – С. 652..

[2] Ступкин Е.И. Встал монастырек ново. Из истории Вышневолоцких монастырей. Вышний Волочёк: Ванчакова Линия, 2009. – С. 82.

[3] Неволин. С. 335.

[4] Вотчинной конторы по Новгороду Писцовая 7091 года книга. Книга Бежецкой пятины Тверской половины письма и дозору Фёдора Ласкирева да подьячего Ильи Иванова 791 году// РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Д. 964. Л. 634 об.

[5] Вотчинной конторы по Новгороду Писцовая 7091 года книга. Книга Бежецкой пятины Тверской половины письма и дозору Фёдора Ласкирева да подьячего Ильи Иванова 791 году// РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Д. 964. Л. 635.

[6] Книга Бежецкой пятины Тверской половины письма и дозору Игнатья Харламова 134 и 135 гг.// РГАДА.  Ф.1209 Оп. 1. Д. 305. Л.732.

[7] Погост Удомельско-Богословский// Тверские епархиальные ведомости. 1901 г. № 17, от 1 сентября 1901 г.

[8] Ведомость Вышневолоцкаго уезда Удомельского Богословского села о священно и церковнослужителях и их детях и о прочем учиненная 1782 г.// ГАТО. Ф. 160. Оп. 1. Д. 16101. Л. 204 об.

[9] Переписная книга Бежецкой пятины Новгородского уезда переписи Н.А. Зюзина, 1646 г.// РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Д. 985. Л. 12 об.

[10] Дело о приписке бываго Троицкого девича монастыря деревень в приход Удомельского Богословского погоста// ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 2045. Л. 14.

[11] Татьяна Петрова. Озеро Удомля. Удомельский Параскево-Пятницкий монастырь. Интернет: https://miraclelake.blogspot.com/2018/05/blog-post.html.

[12] Дело о приписке бываго Троицкого девича монастыря деревень в приход Удомельского Богословского погоста// ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 2045. Л. 14.

[13] Татьяна Петрова. Озеро Удомля. Удомельский Параскево-Пятницкий монастырь. Интернет: https://miraclelake.blogspot.com/2018/05/blog-post.html.

[14] Дело о приписке бываго Троицкого девича монастыря деревень в приход Удомельского Богословского погоста// ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 2045. Л. 1.

[15] Дело о приписке бываго Троицкого девича монастыря деревень в приход Удомельского Богословского погоста// ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 2045. Л. 14.

[16] Дело о построении Вышневолоцкого уезда в Удомельском Богословском погосте каменной церкви//  ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 2058. Л. 1.

[17] Дело о построении Вышневолоцкого уезда в Удомельском Богословском погосте каменной церкви//  ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 2058. Л. 5.

[18] Дело о разобрании Вышневолоцкого уезда в Удомельском Богословском погосте ветхой во имя мученицы Параскевы деревянной церкви// ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 2072. Л. 1.

[19] Дело о разобрании Вышневолоцкого уезда в Удомельском Богословском погосте ветхой во имя мученицы Параскевы деревянной церкви// ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 2072. Л. 5.

[20] Ступкин Е.И. Встал монастырек ново. Из истории Вышневолоцких монастырей. Вышний Волочёк: Ванчакова Линия, 2009. – С. 82.

[21] Татьяна Петрова. Озеро Удомля. Удомельский Параскево-Пятницкий монастырь. Интернет: https://miraclelake.blogspot.com/2018/05/blog-post.html.

[22] Опись Иоанно-Богословской церкви и ея имущества в погосте Удомельском Богословском Вышневолоцкаго уезда Тверской епархии. 1872 г.// ГАТО. Ф. 160. Оп. 1. Д. 18965. Л. 25.

[23] Дело о дозволении построить иконостас и освятить придельный храм в Удомельской Богословской церкви Вышневолоцкого уезда// ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 2082. ЛЛ. 1-2.

[24] Дело о разобрании Вышневолоцкого уезда в Удомельском Богословском погосте ветхой во имя мученицы Параскевы деревянной церкви// ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 2072. Л. 5.

[25] Дело о разобрании Вышневолоцкого уезда в Удомельском Богословском погосте ветхой во имя мученицы Параскевы деревянной церкви// ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 2072. Л. 8.

[26] Погост Удомельско-Богословский// Тверские епархиальные ведомости, 1901 г., № 17 от 1 сентября 1901 г.

[27] Страховые ведомости церквей Вышневолоцкого уезда, 1910 г.// РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 2041. Л. 38 об.

[28] Страховые ведомости церквей Вышневолоцкого уезда, 1910 г.// РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 2041. Л. 38 об. – 39.


Назад к списку