Удомельский район. Село Млёво. Спасо-Георгиевский храм
Творение архитектора Легранда.
История постройки каменной Спасо-Георгиевской церкви в с. Млёво.
К 495-летию упоминания Георгиевского-Млёвского погоста в писцовых книгах 7034 г. (1525/26 гг.).
Два погоста «на одной улице».
Погосты в современном понимании – кладбища, но так было не всегда. Изначально погосты – это административно территориальные единицы, в центре которых обычно помещался храм, при котором жили священнослужители. Млёво с древнейших времен, благодаря своему положению на судоходной реке Мсте, было местом оживленным. К нему тяготело много населенных пунктов, которые в административном отношении были поделены на два погоста – Георгиевский Млёвский и Спасский Млёвский. Такое деление существовало издревле. Для каждого погоста был свой особый храм, а так же и свой особый причт, который совершал богослужения и требы. Однако, Млёво на тот момент представляло собой селение поистине уникальное – два отдельных погоста, два отдельных прихода, но храмы их «состояли на одной улице»[1] - то есть стояли буквально в нескольких десятках метров друг от друга.
Этот факт подтверждает и описание 1815 г., где указано, что «в нашем селе состоит в одной ограде две церкви, которые именовались одна Егорьевская Млёвская, другая Спасская Егорьевская Млёвская, писались два погоста»[2].
Первое упоминание о Егорьевском во Млёве погосте относится к писцовым книгам 7034 года (1525/26 г.). В писцовой книге своеземских земель Бежецкой пятины письма Ивана Алексеевича сына Клементьева показаны земли и из владельцы «в Бежецкой пятине в Егорьевском погосте во Млёве».[3] Храм в сохранившемся отрывке не описан, однако, в нем же упоминается ещё и «Дмитриевский погост во Млёве».[4]
Так продолжалось вплоть до XVIII в. По справке духовной консистории за 1777 г. в погосте показаны две церкви со своим особым причтом. При церкви Спаса Нерукотворного образа служили священник Иеремий Аникеев, дьячок Прокопий Семенов, пономарь Артемон Иоаникеев. К этому храму приходских дворов значилось 203.
Справка 1811 г. дополняла сведения о церкви Спаса Нерукотворного. Церковь была деревянная, построена в 1741 г. и имела придел в честь святых апостолов Петра и Павла[5]. По сведениям 1815 г. эта церковь «в одной ограде построена по просьбе господ Загряжских»[6]. Земли пашенной и сенокосной не имелось, а имелись пожертвованные от помещика Загряжского две пустоши. При церкви Спаса Нерукотворного значилась так же деревянная церковь Георгия Победоносца, при которой состояло «небольшое число десятин писцовой земли»[7].
При второй церкви Спаса Преображения значились священник Вонифатий Ефимов, дьячёк Зиновий Максимов, понамарь Еремей Александров. Церковь Преображения Господня была выстроена на погосте в 1742 г. и имела приделы в честь Пророка Илии, преподобного Сергия Радонежского и великомученика Георгия[8]. В 1777 значилось приходских 233 двора. Пашенной земли при церкви значилось 16 четвертей в полу дву по тому ж, сенного покосу 20 копен[9].
В 1781 г. последовало прошение от пономаря церкви Спаса Нерукотворного Артемона Якимова, где он указал, что пожертвованную землю при генеральном межевании Иван Васильевич Загряжский «примежевал к своей даче». На просьбу священнослужителей «намерить по оную препорцию противу узаконения межевой инструкции», межевая контора ответила отказом. Основанием отказа было то, что «при обеих церквах» надлежит быть «одной пропорции» земли. Артемон Якимов просил эту пропорцию поделить между причтами поровну[10].
Епископ Тихон 3 сентября 1791 г., изучая ведомости церквей Вышневолоцкого уезда, «усмотрел, что два погоста Георгиевский Млевский и Спаской Млевский состоят в одном месте, и при церквах одна колокольня, а священнослужители и приходы разные, деньги у всех вместе указаны, пропрорции положены в один комплект». «Из сего не могут не происходить замешательства, - писал владыка Тихон, - как то по слуху бывает: один священник в свой через двонит, а другой в свой. Для чего и определил две церкви соединить воедину и именовать Спаской Млевской, а Георгиевскую считать придельной. Приказал вместо трех два комплекта священников»[11]. Но, решение владыки Тихона впоследствии выполнено не было, все осталось по прежнему.
Земельные споры не утихли. В 1811 г. при церкви Спаса Нерукотворного значилось приходских 276 дворов, мужеска пола душ 1265[12]. Состав духовенства поменялся. Священников стало двое: Иван Елисеев «из реторики» 46 лет, Василий Еремеев «в школах не был» - 69 лет. Диакона при храме на тот год не было. Дьячками значились Никифор Матвеев «в школах не был» 53 лет и Василий Леонтьев «из русской школы» 19 лет. Пономарей так же было двое, оба из приходских училищ – Ефим Данилов 20 лет и Семен Иванов 19 лет.
При Георгиевском Млёвском погосте в 1811 г. значилось 184 двора и мужеска пола 656 душ. В погосте служили священник Вонифатий Ефимов «в школах не был» 81 года, диакон Егор Вонифатьев «из богословия» 51 года, дьячёк Нестор Ермеев «в школах не был» 33 лет, пономарь Емельян Игнатьев «из уездного училища» 20 лет[13].
Обоим погостам отмежевали 36 десятин земли и пользоваться священнослужители должны были этой землёй поровну. Однако, споры продолжались и до 1812 года по причине того, что в Спасском погосте причт увеличился, а следовательно и потребность в земле тоже возросла[14]. Что бы разом разрешить все споры и устранить путаницу, 26 июня 1815 г. епархиальное начальство приняло решение объединить приходы. За основную церковь решено было считать церковь Спаса Нерукотворного, а вторую церковь в честь Спаса Преображения считать приписной и объединить оба причта.
Это вызвало новую волну недовольства. Прихожанки и местные помещицы вдова Анна Иванова жена Хвостова и полного действительного статского советника Николая Григорьевича Гурьева дочь девица Анна Николаевна написали на имя архиепископа Серафима прошение в котором указали и причину конфликта и своё отношение к нему. Прихожане Спасского Млёвского погоста просили архиерея определить к ним священника из с. Тихомадрицы Тимофея Павлова вторым священником. Однако, рассмотрев прошение, архиерей не только не назначил просимого священника, но и объединил приходы в один и определить в пономари к Спасской церкви Ефима Данилова.
Прихожанки писали в своём прошении владыке Серафиму, что назначенная приписной к Спасской церкви Преображенская куда больше первой. «У нас же большая соборная церква Преображения Господня, в ней престолы Илии Пророка и Сергия Чудотворца, а четвертый в приделе Егорья Великомученика»[15], - писали помещицы, называя Спасскую церковь «ружной» и требуя основной церковью считать Преображенскую. Насчет пономаря Ефима Данилова написано было коротко: «мы ево не желаем, а просим прежнева пономаря Петра Павлова Хвостова, тот сирота и честный человек».
В своей резолюции 14 августа 1815 г. архиепископ Серафим велел благочинному освидетельствовать обе церкви и «которая из них окажется строением крепче, утварию достаточнее и обширнее, ту и почитать настоящею, а другую, которая строением хуже, пространством теснее, утварию и ризницей беднее, ту почитать придельною».
Благочинный выехал во Млёво и осмотрел обе церкви. На поверку оказалось, что церкви «построены в одно время, поелику 1-я сооружена в 1741 г., а 2-я в 1742 г., но из них Спасская строением крепче, токмо крайне тесна и ризницею не слишком достаточно, напротив того, Егорьевская трехпрестольная, имеющая так же настоящий храм во имя Преображения Господня, стенами ветше, но весьма пространна и ризницею и утварию пред Спасскою преимущественнее»[16]. Составив описание церквей, благочинный рапортом отправил сведения на рассмотрение консистории, которая 7 октября 1815 г. велела «духовному правлению церковь Георгиевскую (она же Преображенская – Д.И.), так как она и пространнее и церковною утварию достаточнее, почитать настоящей, а Спасскую, по тесности ея и по меньшему достатку в ризнице, придельной»[17]. Так с 1815 г. началась общая история у двух погостов, стоящих на «одной улице». Новый погост получил название Спасо-Георгиевский Млёвский.
Где поставить каменный храм?
Приход Спасо-Георгиевско Млёвского погоста к 1821 г. разросся. Храмами продолжали оставаться прежние два деревянных главный в честь Преображения Господня с приделами Пророка Илии, преподобного Сергия Радонежского и великомученика Георгия и приписной во имя Спаса Нерукотворного с приделом апостолов Петра и Павла. Приходских дворов значилось 535, а прихожан мужского пола 2201 душа[18].
26 июля 1822 г. во Млёве побывал благочинный села Быстрого Иван Ефимов. Осмотрев оба храма, он нашел, что Преображенская церковь «от долговременности обветшала, так что в приделе Сергия Радонежского Чудотворца пол несколько покачнулся в одну сторону, от чего и святый престол хотя мало, но приметно покривился». Священнослужение в Сергиевском приделе перестало совершаться. И всё бы ничего, но «в начале кумпола» в одном месте видна разщелина»[19].
Тверской архиепископ Иона повелел освидетельствовать храм надлежащим образом, и «если церковь подлинно ветха и к проложению к ней священнослуженимя опасна, отобрав антиминс и утварь для хранения в ближайшей церкви, церковь запечатать и приход приписать к ближайшей церкви, куда найдено будет удобным»[20].
Освидетельствовать храм отправился Строитель Столпенской пустыни Иеромонах Климент. Он осмотрел «в стыках дерева небольшую разселину», но опасности в ней не увидел. Антиминс с Сергиевского придела он снял и переложил на Преображенский престол и запретил священнослужение в приделе[21].
7 сентября 1822 г. из села Млёво на имя архиепископа Ионы последовало историческое прошение. Оно касалось двух деревянных церквей, которые приходят в ветхость и постройки каменного храма. «Как обе сии церкви устроены будучи из дерева от долговременности приходят уже в ветхость, - писали авторы прошения, - то мы на место оных на земле отмежеванной навсегда церкви желаем соорудить коштом нашим с присовокуплением к тому кошельковых и кружечных, так же и от доброхотных дателей и имеющихся на лицо и впредь поступить могущих доходов один каменный храм во имя Спаса Нерукотвореннаго образа с пределами по правую сторону во имя Успения Божия Матери, а по левую сторону во имя Великомученика Георгия по плану и фасаду при сем приложенному и губернским архитектором засвидетельствованному»[22].
Под прошением стоят подписи священников Тимофея Павлова и Иоанна Иванова, диакона Егора Вонифатьева, дьячков Нестора Еремеева и Василия Леонтьева, пономаря Семена Иванова и местных землевладельцев капитана Ивана Мельницкого, гвардии прапорщика Ивана Афанасьева Ладыгина, генерал-майорши Настасьи Львовой дочь жены Загряжской и т.д.
В сентябре 1822 г. консистория запросила у благочинного выправку о том, что не нужно ли ветхую Преображенскую церковь разобрать, а довольствоваться служением во второй церкви «доколе будет построена каменная церковь»[23]. 17 февраля 1823 г. от прихожан села Млёва капитана Ивана Мельницкого, майорши Настасьи Загряжской и девицы Натальи Мельницкой последовал ответ: «Объявляем, что мы одною Спасскою церковью по великоприходству довольствоваться не можем, поелику она очень тесна, а потому и Георгиевскую церковь разобрать не желаем, а на построение каменной церкви избрали новое место в то же кладбище, в чем и подписуемся»[24].
Вопрос о месте предполагаемого строительства интересен исследователю с той точки зрения, что ориентируясь на существующее ныне здание храма, мы можем определить, где изначально стояли храмы в Спасском и Георгиевском погосте. По поручению Духовной консистории осматривать место под постройку каменного храма священник вышневолоцкой Петропавловской церкви Иоанн Александров выехал во Млёво 28 февраля 1823 г. И сразу выяснилось, что под храм прихожане избрали два места. Священнослужители и дворяне предлагали строить церковь близ существующих двух деревянных церквей и для этого священник Тимофей Павлов обязуется разобрать и перенести свой дом на новое место. А вот экономической Млёвской вотчины старосты деревень и крестьяне предложили для строительства храма место «подле стоящей в том же погосте во имя Живоначального Креста Господня часовни»[25]. Однако, второе место было не церковное, «а владельческое и при том для построения храма Божия не соответственное».
Место, на котором в итоге решили строить храм «в церковной ограде, состоящей среди счвященнослужительских и обывательских домов на площади и на церковной земле по грунту земли способное и построения храма Божия всеприличное, расстоянием от существующих ныне Спасской в десяти, а Георгиевской в двух, от домов священнослужительских, по снесении строения священника Тимофея Павлова на другое место в пятидесяти, а от обывательских в восьмидесяти саженях»[26].
Проект архитектора Легранда.
22 марта 1823 г. консистория на своем заседании рассмотрела рапорт «вышневолоцкого протоиерея Василия Петрова и Петропаловского иерея Иоанна Александрова» с описанием места храма, а так же и план и фасад нового храма, «сочиненный» Тверским Губернским Архитектором Николаем Николевичем Леграндом. Обычно имя документы о построении церквей не содержат имени архитектора или хотя бы указание на авторство, но в случае со млёвским храмом все произошло иначе.
Тверская духовная консистория на своём заседании 22 марта 1823 г. разрешила прихожанам Спасо-Георгиевского Млёвского погоста «построить на оном месте собственным их иждивением с присовокуплением точию наличной и впредь имеющей поступить в кошелек церковной суммы вновь каменную церковь и колокольню по сочиненному Губернским Архитектором плану и фасаду»[27].
Н.Н. Легранду принадлежит авторство колокольни Троицкого собора села Осечно, а так же Преображенского собора в с. Замытье[28]. Оба храма являются выдающимися памятниками церковной архитектуры Тверской земли. Теперь мы можем с уверенностью дополнить список произведений Легранда Спасо-Георгиевским храмом с. Млёво.
29 марта архиепископом Ионой дана была и храмосданная грамота «за подписанием нашим и приложением печати кафедры нашей в Богоспасаемом граде святого Петра в лето от мироздания 7331 от Рождества Христова в 1823 года»[29]. 2 мая грамоту получили в Вышнем Волочке и передали во Млёвский погост[30].
Дальнейшую историю строительства одного из выдающихся памятников церковной архитектуры Тверской губернии по проекту Н.Н. Легранда можно проследить по заголовкам дел, хранившихся в фонде Тверской духовной консистории. Два года ушло на подготовку к постройке грандиозного храма, заложили бут, фундамент и цоколь. Белый камень, очевидно, подвозили с каменоломен близ Старицы. В здании храма много деталей, сделанных из известняка: основания и капители колонн, карнизы, облицовка цоколя и ступени портиков. Кирпич для церкви изготавливался тут же, во Млёве. В 1825 г. последовало прошение «о дозволении ветхую церковь разобрать и лес оной употребить на обжиг кирпича для новостроящейся церкви»[31]. Возможно, речь идёт о здании Преображенского храма 1742 г. постройки, который к началу строительства пришел в ветхость.
Средства на постройку храма собирались всем миром. В 1827 г. последовало прошение «о выдаче сборной книги для собирания пожертвований для вновь строящейся каменной церкви»[32]. К 1835 г. постройка обширного храма была завершена. Отделку успели завершить в зимней части храма и вскоре последовало прошение «о дозволении освятить теплые приделы новопостроенной каменной церкви». Согласно клировой ведомости «в трапезной теплаго храма по правую сторону» был освящен придел «во имя Успения Божией Матери, по левую – во имя Св. великомученика Георгия»[33].
Пока шла отделка летнего храма, территория погоста приобрела оформленный вид. В 1843 г. последовало прошение «о дозволении священно и церковно служителям и прихожанам сделать каменную ограду»[34]. В 1847 г. территория кладбища была расширена, т.к. новый храм занял значительную площадь старого кладбища[35].
В тот же год было получено разрешение на устройство иконостаса в храме[36] и для этих целей получена сборная книга[37]. Судя по упоминанию за 1848 г. фамилии госпожи Сеславиной[38], участие в завершении строительства храма приняли представители известной дворянской фамилии в этих местах. Дважды за 1848 г. пишутся прошения «о дозволении построить придел»[39] и «о дозволении устроить престол»[40].
Клировые ведомости датируют освящение «настоящей холодной церкви во имя Спаса Нерукотворного образа» с приделами «по правую сторону во имя св. Пророка Илии» и «по левую сторону во имя Крестителя Господня Иоанна» 1849 г.[41]
«Спасо-Георгиевская церковь каменная, - описывался храм в начале XX в., - на гранитном цоколе, отштукатурена снаружи и внутри, покрыта железом, окрашенным зеленою масляною краскою. Длина церкви 20 сажен, ширина 13 сажен, высотою до карниза 5 сажен. На церкви имеется одна большая глава и две малых. Больших окон 16, в куполе 8. Дверец наружных створчатых обитых железом боковых 2, наружных деревянных 1, внутренних обшитых железом 2. Иконостасов 2: в холодной церкви длиною 12 сажен, высотою 5 сажен, в теплой церкви, длиною тоже 12 сажен, высотою 4 аршина (оценен в 7.000 руб.)»[42].
В 1901 г. владыка Димитрий (Самбикин) посетил село Млёво и осмотрел величественный храм. Владыка, изучавший историю Тверской епархии, опытным взглядом историка осмотрел храм и оставил его обстоятельные описания.
«Первый начатъ постройкою въ 1823 г., а оконченъ и освященъ въ 1845 г., - писал он о Спасо-Георгиевской церкви, - Въ немъ шесть престоловъ: главный посвященъ Нерукотворенному образу Спасителя, по сторонамъ его - прор. Иліи (на правой) и Рождества св. Іоанна Предтечи (на лѣвой); въ трапезной по правую сторону придѣлъ посвященъ Успенію Пресв. Богородицы, а по лѣвую — во имя св. вмч. Георгія Побѣдоносца; шестой престолъ — въ честь св. вмч. Варвары — устроенъ на правой сторонѣ паперти. Этотъ послѣдній придѣлъ небольшой, и служба въ немъ совершается не часто…»[43].
Иконы, хранившиеся в каменном храме, были перенесены из прежних деревянных церквей. На них владыка своё внимание остановил особо: «Предполагаютъ, что встарину существовала такъ называемая «Мстинская школа иконописанія», и, можетъ быть, она находилась въ Млевѣ. Изъ иконъ подобнаго письма замѣчательны: Благовѣщеніе Пресв. Богородицы. На этой иконѣ Пресв. Дѣва представлена прядущею волну; благовѣстникъ архангелъ Гавріилъ на этой иконѣ изображенъ трижды: принимающій благословеніе отъ Бoгa Вседержителя на благовѣстіе Дѣвѣ Маріи, размышляющій при входѣ въ жилище Ея и, наконецъ, благовѣствующій о рожденіи Спасителя міру. Икона Знаменія Пресв. Богородицы — мѣстная въ придѣлѣ св. вмч. Георгія (6 вершковъ вышины и 5 вершковъ ширины), вдѣлана въ образъ, на коемъ изображены двунадесятые праздники. О древности сей иконы свидѣтельствуетъ надпись на серебряномъ окладѣ; въ этой надписи сказано, что онъ (окладъ) сдѣланъ въ 1741 г. взамѣнъ прежняго… Икона Иверской Божіей Матери рѣдкаго древняго письма. При перестройкѣ церкви эта икона была заброшена въ сараѣ и долгое время лежала ликомъ прямо на землѣ; она была въ забвеніи и только по особенному чудесному указанію была найдена; икону эту мѣстные жители свято чтутъ, почитая ее чудотворною; икона св. Николая, находящаяся на жертвенникѣ въ придѣлѣ св. Іоанна Предтечи, весьма древняго письма; есть довольно и другихъ старинныхъ иконъ въ Млевской церкви.».
Главной храмовой иконой был образ «Нерукотвореннаго Спаса — мѣстная въ главномъ иконостасѣ, писана, какъ видно изъ надписи, въ 7187 г. (т. е. въ 1679 г.). Икона эта поновлена въ 1869 г., но съ соблюденіемъ характера прежняго письма».
В ризнице Млёвского храма хранились и другие древние предметы: «Въ ней есть цѣнныя пожертвованія Новгородскаго стольника Загряжскаго (1659 г.) какъ-то: Евангеліе, изданное при патріархѣ Никонѣ въ 1657 г., напрестольный серебряный крестъ, водосвятная серебряная чаша, небольшой колоколъ и др. Церковныя древности Млевскаго храма заслуживаютъ тщательнаго описанія».
Таким образом, новый храм в с. Млёво стал не только самой выдающейся церковной постройской этой части Вышневолоцкого уезда, но и хранилищем древней истории села.
Денис Ивлев
[1] Об отмежевании Вышневолоцкаго уезда погостов Спасскаго и Георгивскаго Млевских указной пропорции земли. 1812 г.// ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 2584. Л. 3.
[2] О выставлении Вышневолоцкаго уезда Георгиевскаго Млевскаго погоста церковь настоящею, а Спасскую Млевскую придельною. 1815 г.// ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 2593. Л. 1.
[3] Баранов К.В. Писцовые книги Новгородской земли. Т. 3. Писцовые книги Бежецкой пятины XVI в. М. Древлехранилище. 2001. – С. 1.
[4] Баранов К.В. Писцовые книги Новгородской земли. – С. 2.
[5] Об отмежевании Вышневолоцкаго уезда погостов Спасскаго и Георгивскаго Млевских указной пропорции земли. 1812 г.// ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 2584. Л. 3.
[6] О выставлении Вышневолоцкаго уезда Георгиевскаго Млевскаго погоста церковь настоящею, а Спасскую Млевскую придельною. 1815 г.// ГАТО, Ф. 160, Оп. 6, Д. 2593. Л. 1.
[7] О разделе в Спасском Млевскоми Георгиевском Млевском земли на обе церкви. 1781 г.// ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 2534. Л. 1.
[8] Об отмежевании Вышневолоцкаго уезда погостов Спасскаго и Георгивскаго Млевских указной пропорции земли. 1812 г.// ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 2584. Л. 3.
[9] О разделе в Спасском Млевскоми Георгиевском Млевском земли на обе церкви. 1781 г.// ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 2534. Л. 2 об.
[10] О разделе в Спасском Млевскоми Георгиевском Млевском земли на обе церкви. 1781 г.// ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 2534. Л. 1.
[11] О дозволении Вышневолоцкаго уезда в Спасо-Георгиевском Млекском погосте построить на месте двух в ветхости приходских церквей одну вновь каменную. 1822 г.// ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 2610. Л. 3.
[12] Об отмежевании Вышневолоцкаго уезда погостов Спасскаго и Георгивскаго Млевских указной пропорции земли. 1812 г.// ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 2584. Л. 3.
[14] Об отмежевании Вышневолоцкаго уезда погостов Спасскаго и Георгивскаго Млевских указной пропорции земли. 1812 г.// ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 2584. Л. 1.
[15] О выставлении Вышневолоцкаго уезда Георгиевскаго Млевскаго погоста церковь настоящею, а Спасскую Млевскую придельною. 1815 г.// ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 2593. Л. 1-1 об.
[16] О выставлении Вышневолоцкаго уезда Георгиевскаго Млевскаго погоста церковь настоящею, а Спасскую Млевскую придельною. 1815 г.// ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 2593. Л. 6.
[17] О выставлении Вышневолоцкаго уезда Георгиевскаго Млевскаго погоста церковь настоящею, а Спасскую Млевскую придельною. 1815 г.// ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 2593. Л. 7.
[18] О дозволении Вышневолоцкаго уезда в Спасо-Георгиевском Млевском погосте построить на месте двух в ветхости приходских церквей одну вновь каменную. 1822 г.// ГАТО, Ф. 160, Оп. 6, Д. 2610, Л. 4.
[19] О приписке Вышневолоцкаго уезда Спасомлевскую церковь к ближайшему селу по разобрании оной, 1822 г.// ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 2608. Л. 1.
[20] О приписке Вышневолоцкаго уезда Спасомлевскую церковь к ближайшему селу по разобрании оной, 1822 г.// ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 2608. Л. 1.
[21] О приписке Вышневолоцкаго уезда Спасомлевскую церковь к ближайшему селу по разобрании оной, 1822 г.// ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 2608. Л. 4.
[22] О дозволении Вышневолоцкаго уезда в Спасо-Георгиевском Млевском погосте построить на месте двух в ветхости приходских церквей одну вновь каменную. 1822 г.// ГАТО, Ф. 160, Оп. 6, Д. 2610, Л. 1.
[23] О приписке Вышневолоцкаго уезда Спасо-Млевскую церковь к ближайшему селу по разобрании оной, 1822 г.// ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 2608. Л. 8.
[24] О приписке Вышневолоцкаго уезда Спасо-Млевскую церковь к ближайшему селу по разобрании оной, 1822 г.// ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 2608. Л. 10.
[25] О дозволении Вышневолоцкаго уезда в Спасо-Георгиевском Млевском погосте построить на месте двух в ветхости приходских церквей одну вновь каменную. 1822 г.// ГАТО, Ф. 160, Оп. 6, Д. 2610, Л. 8.
[26] О дозволении Вышневолоцкаго уезда в Спасо-Георгиевском Млевском погосте построить на месте двух в ветхости приходских церквей одну вновь каменную. 1822 г.// ГАТО, Ф. 160, Оп. 6, Д. 2610, Л. 8-8 об.
[27] О дозволении Вышневолоцкаго уезда в Спасо-Георгиевском Млевском погосте построить на месте двух в ветхости приходских церквей одну вновь каменную. 1822 г.// ГАТО, Ф. 160, Оп. 6, Д. 2610, Л. 13 об – 14.
[28] Благотворительный фонд «Преображенский собор». Село Замытье, Рамешковский район, Тверская область. История собора. Интеннет: https://preobrsobor.ru/index.php/khram-v-zamyte/istoriya-stroitelstva.
[29] О дозволении Вышневолоцкаго уезда в Спасо-Георгиевском Млевском погосте построить на месте двух в ветхости приходских церквей одну вновь каменную. 1822 г.// ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 2610. Л. 15 об.
[30] О дозволении Вышневолоцкаго уезда в Спасо-Георгиевском Млевском погосте построить на месте двух в ветхости приходских церквей одну вновь каменную. 1822 г.// ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 2610. Л. 16.
[31] 1825 г. О дозволении ветхую деревянную церковь разобрать и лес оной употребить на обжиг кирпича для новостроящейся каменной церкви// ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Опись дел Спасо-Георгиевского храма с. Млёво.
[32] 1827 г. О выдаче сборной книги для собирания пожертвований для вновь строящейся каменной церкви// ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Опись дел Спасо-Георгиевского храма с. Млёво.
[33] 1910 г. Тверской епархии Вышневолоцкаго уезда клировые ведомости// ГАТО. Ф. 160. Оп. 1. Д. 16176. Л. 646.
[34] 1843 г. О дозволении священно и церковно служителям и прихожанам сделать каменную ограду// ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Опись дел Спасо-Георгиевского храма с. Млёво.
[35] 1847 г. Об отводе кладбища при церкви// ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Опись дел Спасо-Георгиевского храма с. Млёво.
[36] 1847 г. О дозволении устроить иконостас // ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Опись дел Спасо-Георгиевского храма с. Млёво.
[37] 1847 г. О выдаче сборной книги// ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Опись дел Спасо-Георгиевского храма с. Млёво.
[38] 1848 г. О дозволении г. Сеславиной построить церковь// ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Опись дел Спасо-Георгиевского храма с. Млёво.
[39] 1848 г. О дозволении построить придел// ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Опись дел Спасо-Георгиевского храма с. Млёво.
[40] 1848 г. О дозволении устроить престол// ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Опись дел Спасо-Георгиевского храма с. Млёво.
[41] 1910 г. Тверской епархии Вышневолоцкаго уезда клировые ведомости// ГАТО. Ф. 160. Оп. 1. Д. 16176. Л. 646.
[42] Страховые ведомости// РГИА.
[43] Млёво// Тверские Епархиальные Ведомости, 1901, №17, 1 сентября 1901.
Назад к списку