Георгия Победоносца и великомученицы Варвары села Матвеево - Вышневолоцкий г/о. Берёзки, село. Церковь Владимирской иконы Божией Матери.
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Вышневолоцкий г/о. Берёзки, село. Церковь Владимирской иконы Божией Матери.

Е.В. Столица. Храм в с. Березки

Помещики Кутузовы и церковь в с. Березки.

2021 г. - 260 лет с момента освящения каменной Владимирской церкви в с. Березки.

Впервые церковь в с. Березки упоминается в писцовых книгах Деревской пятины составленной около 1495 г. Село относилось к Коломенскому погосту – «в Коломенском погосте великого князя волость новосведеная Ивановская Васильева сына Олексеева Розстригина». Слова «новосведеная волость» означают земельный передел, устроенный после присоединения территорий Великого Новгорода к Московии. Тогда же Иван III «насадил» на захваченных землях и верных ему владельцев.

О Березках в Писцовой книге сказано: «Село Береска: а в нем церковь велики Никола; дв. поп Оникей, дв. церковной дьяк Фомка; а христьян: дв. староста Степанко, сын его Олоферко, дв. Ондрейко, дв. Гридя Мануйлов, двор Степанко Илейкин, двор Куземка Огафонов, двор Фомка Ивашков, сеют ржи 19 коробей, а сена косят 120 копен, восемь обеж; доход за все 5 гривен и две денги».[1] Как видно из писцовой книги селение было одним из самых крупных и густонаселенных в этих землях.

Упоминается в писцовой книге во владениях Спасского Хутынского монастыря и погост на озере Коломно: «над озером над Коломном на погосте церковь Рождество Святей Богородици: двор поп Фома, двор дьяк Олешко, двор пономарь Васко, земли не пашут; в обжи не положены…».[2]

В «Писцовой книге половины Деревской пятины поместных земель письма Григория Яковлевича Морозова» в 7047 г. (1538/39 г.) в составе Коломенского погоста в землях «волости новосведеной Ивановской Олексеева Розстригина» снова упоминается «за помещики» «селцо Береска, а в нем церковь Никола Чюдотворец, поп, дьячок, сторож, проскурня, не пашут».

Село значилось «за Семеном за Даниловым сыном Кутузова да за его детми за Гридею да за Васюком да за Третьяком да за Посником старого поместья сельцо Березка вопче с Немятым з братьею с Кутузовыми, в селцы двор Семенов, 4 обжи, да в селце же крестьянские пашни 2 обжи».[3] Здесь впервые указаны фамилии местных землевладельцев дворян Кутузовых, которые будут владеть этими землями на протяжении последующих трех столетий, а так же окажут влияние и на историю храма в Березках.

Местный помещик «Сенка Данилов сын Кутузова» и «деревни за ним тое ж волости» упоминается среди землевладельцев Коломенского погоста в платёжной книге Деревской пятины 7051 г. (1542/43 г.).

В 1576/77 г. составляется Приходная книга Новгородского дома Святой Софии – полный список храмов Новгородской епархии. Деление епархии было по десятинам, которые в своих границах соответствовали пятинам в административном делении. Так, Коломенский погост относился к Деревской десятине. В Коломенском погосте упоминаются сразу несколько храмов. Один из них – «церковь святых апостол Петра и Павла из Коломенского уезда з Борисова» локализуется редакторами издания Приходной книги с д. Борисово, которая упоминалась ещё в книге 1495/96 г. и выделялась своими размерами в 10 дворов.

Владимирская часовня в с. Березки. Фото Д. ИвлеваЦентральный храм погоста уже известен нам - «церковь Рождество Пречистые на погосте в с. Коломно на озере Коломне». Появился в Коломне и второй храм - «церковь Фрола и Лавра на погосте в с. Коломно на озере Коломне». Очевидно, что традиция постройки второго храма коснулась и всех окретстных сел. Так и в Березках значатся уже две церкви – «церковь Николы из Коломенского уезда з Березки», а вместе с ней и «церковь Дмитрия Селунского в селце в Березке на озере на Имоложе да на озере на Клинце, да на озере Ямне, да на озере на Озереве, да на озере на Глубе». Таким образом, построение второго деревянного храма Дмитрия Солунского стоит датировать периодом 1539-1576 гг. Пока за неимением дополнительных источников более точную датировку вывести невозможно.

В 7090 г. (1581/82 гг.) писцом Дмитрием Андреевичем Замыцким и подьячим Третьяком Мокеевым составлена очередная книга Деревской пятины. Среди описанных земель снова встречается и Коломенский погост. «А на погосте церковь Верховныи Апостоли Петр и Павел. Двор попов пуск, двор пуст церковного дьячка, двор пуст пономарев, двор проскурницын пуст, пашни перелогом десять чети…», - сказано в книге о погосте, который локализуется с д. Борисово. Причиной запустения погоста стал поход Ивана Грозного на Новгород 1569-1570 гг., от которого эти земли не смогли оправиться и через десять лет.

Селу Березки «повезло» больше. Оно записано «за Федором за Григорьевым сыном Кутузова». Однако, «отца ево поместья за ним в селце Береске» значится «вопче с Силою Оболенским». В сельце записан «храм Никола Чудотворец, да теплый Дмитрей Селунский на озере на Имоложе, да на озере на Клинце, да на озере Ямне, да на озере на Озереве, да на озере на Глубе».[4] Впервые в писцовых книгах упоминается второй храм в с. Березки в честь Дмитрия Солунского – чтимого в этих местах святого, почитание которого сохранится в этих местах вплоть до XX в.

Владимирская икона Божией МатериКак выясняется из последующих документов, точная дата построения первой деревянной Владимирской церкви – 1670 год. Из строк «показанныя деревянныя церкви Николая Чудотворца и Владимирской Пресвятыя Богородицы с приделом построены в 1670 году по чем ныне оным церквам быть имеет восемдесят шесть лет»[5] становится понятным, что одновлеременно строились сразу два храма. В один год постройка двух церквей могла быть вызвана или полным обветшанием старых Никольской и Димитриевской церквей или же пожаром, что более вероятно. В писцовой книге 7190 года (1681 г.) писцом Дмитрием Замыцким упомянуты при новых церквях «пашенной земли пятнадцать четвертей, сенного покосу сорок копен, и с которой ж пашенной земли дано под церковь от приходских людей разных помещиков восемь четвертей».[6]

Вплоть до второй половины XVIII в. в с. Березки просуществовали две церкви в честь Святителя Николая и Дмитрия Солунского. Никольская церковь располагалась на краю высокого холма над озером Клин, второй Дмитриевский храм стоял рядом. Место расположения церкви становится известным из документов, связанных с построением новой каменной церкви в честь Владимирской иконы Божией Матери.

В прошении на постройку нового каменного храма от 22 генваря 1756 г. так же указано, что «деревской пятины Коломенского погоста выставки села Берески прихожанин подполковник Иван Иванов сын Кутузом челобитьем объявлял: вышеозначенной выставки селе Берески имеются две деревянного строения церкви: первая Владимирския Пресвятыя Богородицы, вторая Святителя Николая Чудотворца с приделом святаго великомученика Димитрия».[7] Никольская церковь настолько обветшала, что «священнослужение за тою ветхостию более отправлять уже невозможно». На 1756 г. в церкви служил священник Симеон Васильев, а к храмам приписаны были 120 дворов и в них «мужеска и женска пола 620 душ».[8]

Это и послужило причиной решения Ивана Ивановича Кутузова «возыметь неотложное свое намерение вместо реченных обветшалых дву деревянных церквей на месте старой Николая Чудотворца церкви построить вновь каменную Владимирския Пресвятыя Богородицы с приделами Николая Чудотворца и святаго великомученика Димитрия церковь особливым своим коштом, х каковой той каменной церкви с приделы строением и прочим к тое выставки села Берески приходские люди неотложное свое намерение имеют, о чем они к подаче в реченную консисторию ему подполковнику Кутузову за руками своими доношение дали».[9]

Под «доношением», данным Кутузову подписалось десять человек священноцерковнослужителей и «знатнаго шляхетства». А Кутузов «просил, что бы велено было вместо вышеозначенных весьма обветшалых деревянных церквей с приделом к строению на месте церкви ж Николая Чудотворца в вышепомянунные именования каменной церкви с приделы надлежащие материалы приуготовлять позволить».[10] Так же Кутузов писал о том, что «доколе ж оная новая каменная церковь с приделами строением продолжаться будет, до того времени священнослужение отправлять имеет в церкви Владимерския Пресвятыя Богородицы безпрепятственно».

Бродский. Церковь Владимирской Божией Матери в с. Березки12 апреля 1756 г. в Березки прибыла комиссия в составе двух членов Деревского духовного правления, которые, взяв опись 1750 г. осмотрели храмы, а так же дали заключение «означенная Владимерския Пресвятыя Богородицы и Святителя Николая Чудотворца с приделом великомученика Димитрия наружном и внутренним строением … и нижними помостами и протчим весьма в них со опасностию».[11] Осмотрели так же и утварь храма и выяснили, что «имеющая в той церкви церковная ж утварь то есть святый антиминс, алтарные одеяния, святые образа против церковной описи имеется в целости».[12] 18 ноября 1756 г. Новгородская Консистория рассмотрела все материалы по делу и просила Святейший Синод благословить постройку церкви.[13]

9 декабря Святейший Синод благословил «в объявленной Деревской пятины Коломенкого погоста в выставке села Берески вместо имеющихся ветхих деревянных дву – одну вновь каменную церковь во имя Владимирския Пресвятыя Богородицы с пределами Николая Чудотворца и великомученика Димитрия построить, и построя, убрать святыми иконами и протчим церковным благолепием против протчих святых греко-российских церквей, когда ж оная каменная с приделы церковь построена и к освящению совсем изготовлена будет, тогда о освящении оной требовать благословения…, а прежние деревянныя ветхия церкви разобрать буде что готится к каковому церковному строению, то оное употребить, а протчее употребить на печение просфор».[14] 10 декабря указ из Синода отправили в Новгород, откуда консистория переправила его к Ивану Кутузову. Указ получил на месте «служитель ево» Илья Иванов в чем и раписался.[15]

Строили храм общим коштом под руководством Ивана Ивановича Кутузова. Так прихожане «при том новай каменной церкви с приделы строении в воске потребного к тому материалы и мастеровым людем харчевыми припасами ему подполковнику Кутузову вспомогать вышеписанным доношением требовали».

Строительство храма продолжилось до 1761 г. Священник Николай Синицын свидетельствует в своей «Летописи», что «каменная об одном куполе» церковь «окрашена желтою краскою, крыта железом… план каменной – форма корабля… во имя Владимирския Божия Матери с приделами: правым в честь Святителя и Чудотворца Николая и левым в честь Св. Великомученика Димитрия Мироточиваго… окончена строением и освящена 1761 года в декабре месяце».[16]

«О времени построения этой церкви документов никаких не сохранилось, - пишет священник, имея в виду архивы прихода, - но в главном приделе на правой стороне вделана медная доска со следующей надписью: «Помяни Господи душу усопшаго раба твоего. Противу сей надписи лежит тело подполковника Ивана Иванова сына Кутузова, который жил 67 лет, представися Генваря 20 дня 1765 г. и погребен в сей созижденной им святой церкви Владимирския Богоматери с приделами Чудотворца Николая и великомученика Димитрия, которая каменным строением окончена и освящена 1761 г. в декабре месяце». Далее написано более мелким шрифтом: «Здесь же положено тело и супруги его Панны Семеновны, которая жила 82 года, представилася декабря на 20-е число 1765 г.».[17]

Построением каменной церкви Иван Иванович Кутузов не ограничился. Так на колокольне Владимирской церкви висел колокол с надписью: «1763 году генваря 10 день вылит сей колокол в Новгородский уезд в село в Береску к церкви Владимирские Богоматери с приделами старанием и иждивением подполковника Ивана Иванова сына Кутузова. Вес 98 пудов 33 фунта». В дополнение к описанию храма отец Николай указывает: «в каменной церкви иконостас в 2 яруса с крестом на верху, и в приделах в один ярус».

Документальные свидетельства о времени создания церкви в с. Березки действительно довольно скудные, однако даже из них можно выяснить имена строителя храма местного помещика Ивана Ивановича Кутузова, а так же даты начала и окончания строительства одного из первых каменных храмов Вышневолоцкой земли.

Денис Ивлев, историк

Автор благодарит за помощь в подготовке материалов Сергея Андреева и Галину Зигерт.

 

[1] Новгородския писцовыя книги, изданныя археографическою комиссиею. Т. 1. Переписная оброчная книга Деревской пятины, около 1495 г. Первая половина. СПб. 1859. С. 71-72.

[2] С. 93-94.

[3] Писцовые книги Новгородской земли. Т. 4. Писцовые книги Деревской пятины 1530-1540-х гг. Сост. К.В. Баранов. М. «Древлехранилище». 2004. – С. 105.

[4] Книга Деревской пятины, письма Дмитрия Андреевича Затьмацкого и подьячего Третьяка Мокеева, 7090 года (1581/82 г.)// К.А. Неволин. Записки Императорского Русского географического общества. Книжка VIII. СПб. 1853. – С. 249.

[5] 1756 года декабря 2 дня. По доношению Новгородской Духовной консистории о построении в выставке села Берески церкви// РГИА. Ф. 796. Оп. 37. Д. 514. Л. 2 об.

[6] 1756 года декабря 2 дня. По доношению Новгородской Духовной консистории о построении в выставке села Берески церкви// РГИА. Ф. 796. Оп. 37. Д. 514. Л. 2 об.

[7] 1756 года декабря 2 дня. По доношению Новгородской Духовной консистории о построении в выставке села Берески церкви// РГИА. Ф. 796. Оп. 37. Д. 514. Л. 1.

[8] 1756 года декабря 2 дня. По доношению Новгородской Духовной консистории о построении в выставке села Берески церкви// РГИА. Ф. 796. Оп. 37. Д. 514. Л. 2 об – 3.

[9] 1756 года декабря 2 дня. По доношению Новгородской Духовной консистории о построении в выставке села Берески церкви// РГИА. Ф. 796. Оп. 37. Д. 514. Л. 1-1 об.

[10] 1756 года декабря 2 дня. По доношению Новгородской Духовной консистории о построении в выставке села Берески церкви// РГИА. Ф. 796. Оп. 37. Д. 514. Л. 1 об.

[11] 1756 года декабря 2 дня. По доношению Новгородской Духовной консистории о построении в выставке села Берески церкви// РГИА. Ф. 796. Оп. 37. Д. 514. Л. 2.

[12] 1756 года декабря 2 дня. По доношению Новгородской Духовной консистории о построении в выставке села Берески церкви// РГИА. Ф. 796. Оп. 37. Д. 514. Л. 2 – 2 об.

[13] 1756 года декабря 2 дня. По доношению Новгородской Духовной консистории о построении в выставке села Берески церкви// РГИА. Ф. 796. Оп. 37. Д. 514. Л. 4.

[14] 1756 года декабря 2 дня. По доношению Новгородской Духовной консистории о построении в выставке села Берески церкви// РГИА. Ф. 796. Оп. 37. Д. 514. Л. 4-4 об.

[15] 1756 года декабря 2 дня. По доношению Новгородской Духовной консистории о построении в выставке села Берески церкви// РГИА. Ф. 796. Оп. 37. Д. 514. Л. 5.

[16] Н.Синицын. Летопись церкви села Березки Вышневолоцкого уезда. Рукопись 1898 г. Не опубликована. Архив Г.Е. Зигерт.

[17] Н.Синицын. Летопись церкви села Березки Вышневолоцкого уезда. Рукопись 1898 г. Не опубликована. Архив Г.Е. Зигерт.


Назад к списку