Георгия Победоносца и великомученицы Варвары села Матвеево - Вышневолоцкий г/о. Осечно, село. Троицкий собор с. Осечно
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Вышневолоцкий г/о. Осечно, село. Троицкий собор с. Осечно

Осечно. Вид с озера Судомля. Фото Д. Ивлева

Осечно в XVIII-XIX вв.

Троицкий храм в с. Осечно в народе иначе как Троицким собором не называют. Настолько грандиозна и величественна архитектура этого пятиглавого храма с высокой колокольней, взметнувшейся над озерами окружающими старинное село. Однако, общеизвестно, что изначально на погосте с. Осечно располагался храм Воскресения Христова. Так почему же каменный собор в с. Осечно изменил своё древнее посвящение?

«Церковь каменная длиною 11 1/2 сажен, шириною 9 сажен, вышиною 5 сажен, а церковная трапеза в ширину 3 сажени. Стены всей церкви как изнутри так и снаружи отштукатурены и местами окрашены желтым колером, с лепною по карнизам работою. В этой церкви четыре престола, из коих главный во имя Живоначальныя Троицы, придельный по правую сторону во имя Благовещения Пресвятыя Богородицы, придельный по левую сторону во имя Святителя и Чудотворца Николая, в трапезе теплого придела престол во имя Богоявления Господня. Внутри церкви два столпа четырёхугольных и в алтаре два простенка в виде арки, отделяющих главный алтарь от придельных. Пол в церкви и в олтарях деревянный некрашенный. Во всей церкви 42 окна... На церкви пять глав крытых простым железом и окрашенных голубою краскою из берлинской лазори, шейки же оных раскрашены дикою желтою краскою. На главах кресты железные осмиконечные, позлащенныя червонным золотом, укреплены железными цепочками алаго цвета»[1], - так описывали храм современники в 1846 г.

Новый каменный храм в с. Осечно строился на самом рубеже XVIII-XIX вв., а посему сочетал в себе черты преобладавшего тогда ещё в провинциальной архитектуре барокко в сочетании с некоторыми приёмами, характерными для столичного классицизма. Нельзя исключить, что влияние на архитектуру собора мог оказать и возведенный в Вышнем Волочке в 1759-1771 гг. собор в Казанской иконы Божией Матери. Документы, дошедшие до нас помогают восстановить ход строительной истории Троицкого собора в Осечно, а так же и установить названия и даты предшествовавших каменному собору храмов.

Как Воскресенский храм стал Троицким?

Согласно Клировой ведомости 1782 г. в Воскресенском Осеченском погосте имелось три деревянных храма. Основной храм носил посвящение Воскресению Христову. Его выстроили на погосте в 1603 г. Приделов при храме не было. Рядом стояла деревянная церковь, построенная годом ранее в 1602 г. Она носила посвящение в честь Живоначальной Троицы с приделом Николая Чудотворца. Третья церковь была самой большой по площади, имела три престола в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, Алексия человека Божия и трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Благовещенская церковь была самой молодой из всех церквей Осечновского погоста. Её выстроили во времена Петра Великого в 1711 г.[2]

Осечно. Купола Троицкого собораНе случайно именно Благовещенскую церковь оставили для Богослужений на время постройки Троицкого собора. Так, Клировые ведомости 1796 г. сообщали, что в Осечновском погосте «церковь деревянная во имя Благовещения Пресвятыя Богородицы с приделами трех святителей и Алексия Человека Божия, весьма ветхая, утварию довольна, построена в 1711 г. В место которой сооружена каменным здание во имя Живоначальныя Троицы с приделом святителя Николая в 1795 г. и готовится ко освящению».[3] Позднее, после освящения Троицкого собора, Благовещенская церковь была разобрана и на её месте построена небольшая деревянная часовня, в которой хранились иконы из бывших храмов, а так же фрагменты иконостасов. Современники так описывали часовню: «Часовня деревянная четырёхугольная, выстроена в ограде с правой стороны церкви для выноса мертвых тел, длиною 3 сажени, шириною 2 сажени 2 аршина, в ней иконы из деревянных церквей старинных: 1. Царские двери с написанием Благовещения Пресвятыя Богородицы и четырех евангелистов. 2. Запрестольный крест с изображением Распятия Господня. 3. Запрестольный образ Богоматери Тихвинския. 4. Воскресение Христово с предстоящими».[4] Были в часовни ещё иконы Воскресение Лазарево, Апостол Андрей, Апостол Иаков, а так же деревянные подсвечники.

История постройки каменного храма в Осечновском погосте началась в 1789 г. 29 декабря собрались на мирской суд «дворцовыя Осеченския, Корельския и Старожильской волости» выборные Прокопий Иванов, Стефан Михайлов, старосты Григорий Моисеев, Игнатий Иванов, Иван Васильев, Григорий Никитин, Илья Архипов, а так же престьяне деревень Лукино, Горки, Наумково, Петрово, Будилово, Головино, Попово, Большой Двор, Козлово, Зыбуново, Телепнево, Заболотье, Дупли, Ермолино, Горбово. Среди прочего крестьяне разсудили, что имеющиеся на погосте церкви приходят в ветхость и выразили желание «ежели от главной команды дозволено будет во оном нашем Осеченском погосте в будущее лето строить из нашего мирского кошту тако же и от доброхотных дателей подаяний одну церковь каменную во имя Воскресения Христова с приделами Живоначальной Троицы и Святителя и Чудотворца Николая».[5] Троицкую и Благовещенскую церковь предлагалось разобрать на обжиг кирпича, а в Воскресенской служить вплоть до постройки каменного храма.

Если кратко подвести итог прошения, то первоначально каменный храм планировали создать трехпрестольный и освятить главный престол, как это повелось издревле, в честь Воскресения Христова. Наблюдать за постройкой «от мира» избрали крестьянина д. Бор Стефана Федорова.

Уже в декабре 1789 г. в Тверскую консисторию пошло прошение священника Якова Сергеева «для записи доброхотно дателей подаяния дать шнурозапечатанную книгу». Сборщиком пожертвований на храм мирской суд выбрал Гаврило Егорова.[6]

Однако, в январе священники погоста Гавриил Васильев и Иаков Сергеев, диаконы Семен Стефанов и Даниил Гаврилов, дьячки Василий Карпов и Пётр Данилов, пономари Василий Яковлев и Терентий Карпов составили от своего имени и от имени прихожан дворцовых Осечновской и Старожильской волостей на имя Тверского епископа Тихона прошение. В нём они указали, что существующие на погосте церкви «приходят в крайнюю ветхость, так что в двух последних (Троицкой и Благовещенской, - Д.И.) за бываемою в летнее и осеннее время течею службы отправлять почти немочно, исправлять же оные три церкви по ветхости стен будет бесполезно».[7]

Осечно. Троицкий собор. Вид с восточной стороны«Мы же непременное положили намерение на место вышеписанных приходящих в ветхость церквей построить одну каменную во именование Воскресения Христова с приделами: 1. Живоначальныя Троицы, 2. Святителя и Чудотворца Николая имеем, и материалы в будущее лето же изготовлены быть имеют и строение начало свое воспримет», - писали священнослужители. Что интересно, в своём прошении священники указали название храма не честь Воскресения Христова, а в честь Святой Троицы, да и количество приделов сократили до двух.

Уже 12 января прошение было рассмотрено в Твери и наложена резолюция: «Представить грамоту к подписанию». Через несколько дней грамота была готова. Епископ Тихон подписал её «1790 генваря дня Бог благословит храму быть устроену. Грамота сия в нем да хранится с утварию церковною».[8] В заготовленной грамоте изначально новый храм так же поименован Воскресенским, однако при подписании это название было вычеркнуто и списано новое в честь Святой Троицы. Так главный престол храма в Воскресенском Осечновском погосте сменил своё вековое посвящение в Воскресения Христова на Святой Троице.

Желание построить на погосте в Осечно каменный храм было так велико, что строительство грандиозного здания завершили в рекордно короткие сроки. Так в августе 1790 г. благочинный с. Озеряево священник Димитрий Несторов в своём прошении указывал, что «построить церковь грамотою благословлено, к которому строению материал приготовлен, намерение имеется фундамента основание положить сего лета, но точию на то положением припятствуют две ветхие церкви».[9] Церкви разобрать разрешили и выбор пал на Воскресенскую и Троицкую, Благовещенскую вопреки первоначальным планам решили оставить для богослужений.

Осенью 1790 г. заложили фундамент, а в 1795 г. строительство завершили и началась чистовая отделка и подготовка к освящению.

Освящение храма и первые приделы.

Растянувшаяся на целых пять лет отделка Троицкого храма в с. Осечно закончилась в апреле 1800 г. Часть утвари перенесли из Благовещенской церкви, часть заказали новой. Иконостас для храма заказали согласно масштабам нового здания. Но позолотить средств хватило лишь только его центральную часть. Первая опись новоутроенного храма отмечала, что в центре иконостаса размещаются «царские двери с сиянием на полимент червонным золотом с написанием Благовещения Пресвятыя Богородицы и четырех евангелистов».[10] По правую сторону царских врат разместился образ Живоначальной Троицы, а по левую сторону Печерская икона Божией Матери. На диаконских дверях написаны были первосвященники Аарон и Мелхиседек.

Осечно. Иконостас Троицкого собора.Над царскими дверями в резном круглом клейме «позлащенном на полимент червонным золотом» помещалась икона Тайной Вечери., выше – «образ на Престоле сидящего Спасителя с окружающими ангелами», по бокам образа характерные для традиционного апостольского ряда. В центре следующего пояса иконостаса помещался образ «Восстания Христова из Гроба» и изображения пророков, а ещё выше «Снятие со креста Христа Спасителя». Венчало иконостас «в самом верху в кумполе Распятие Христово с предстоящими резное и отзолоченное». В конце описания иконостаса отмечалось, что «светы и венцы на вышеозначенных образах вызолочены на полимент червонным золотом. Иконостас не вызолочен по причине недостатка церковной суммы».[11] Опись составили в присутствии благочинного, поставив тем самым своеобразную точку в деле постройки храма.

«В прошлом 1790 году по резолюции бываго Преосвященнаго Епископа Тихона Тверскаго и Кашинскаго и поданной храмосдательной за подписанием его преосвященства руки грамоте ведомства моего в погосте Осечно вместо ветхих трех деревянных церквей построить каменную, из которых две за ветхостию по резолюции оном же году изпразднены, а вместо оных построена вновь каменная церковь во имя Живоначальныя Троицы с приделами, которая ныне образами, так и протчею до церкви касающеюся утварью в совершенное окончание произведена, а в вышеобъявленной третей ветхой деревянной церкви священнослужение по свидетельствованию моему оказалось, что совершать уже никак не можно, да и прихожане что б оную церковь во имя Живоначальныя Троицы освятить желают», - прошение такого содержания поступило на имя Тверского епископа Павла от благочинного села Выдропужска Иоанна Иоаннова в начале мая 1800 г.[12] Одновременно с этим прошение последовало и другое от священника Михаила Фирсова с просьбой освятить церковь.[13] Преосвященный ознакомился с содержанием документов и освятить церковь позволил «кому следует из соборных священнослужителей» 7 мая 1800 г.[14] В том же мае священник Михаил Фирсов подал прошение о выдаче для храма нового антиминса.[15]

Все вопросы, касавшиеся освящения храма решили оперативно. 27 мая 1800 г. торжество освящения возглавил протоиерей Тверского кафедрального собора Иоанн Алексиев. «И бывшие при мне протодиякон Гордий Димитриев и псаломщик Михаила Абрамов вели себя порядочно», - записал в своём рапорте о. Иоанн.[16]

В январе 1801 г. назрела необходимость разобрать и ветхую благовещенскую церковь, стоявшую с северной стороны от новопостроенного храма. Благочинный Иоанн Иванов осмотрел храм и подал 10 января на имя епископа Павла соответствующее прошение. «Имеется церковь деревянная трехпрестольная и к падению склонная»[17], - записал он о состоянии храма. Владыка рассмотрел прошение и повелел годные бревна употребить на ограду храма, а негодные для топления церковной печи.

Однако, лишь в сентябре 1803 г. благочинный рапортовал, что он снял с престолов антиминсы, сами престолы и их одежды сжег и пепел пустил в воду. Из бревен храма сделали полисад, а остальное употребили на топление печи.[18]

В память Благовещенской церкви в 1809 г. прихожане решили устроить вместо ризницы в летней церкви третий придел. Отделка второго, запланированного ещё при построении храма, придела в честь Святителя Николая затянулась до января 1809 г. И «приходские люди» приняли решение обустроить вместе с ним ещё и третий придел для своего храма. С просьбой благословить намерение обратились к Тверскому архиепископу Мефодию прихожане «разных вотчин» староста деревни Горки генерал майора и кавалера Ивана Денисьевича Цыбульского Матвей Михайлов, крестьяне д. Ермолкино генерал-майора и кавалера Карла Карловича Коля, староста д. Мазово «господ малолетних детей Лазаревых» Павел Филатов, староста д. Горбово баронессы Дарьи Антоновны Услар Василий Агафонов. Прошение написал писарь Осеченского приказа Иван Антонов.[19]

Владыка повелел Вышневолоцкому духовному правления освидетельствовать храм. На осмотр церкви прибыл иеромонах Мисаил, который и рапортовал 13 марта в Тверь: «почему устроить из онаго места вторый придел по мнением его протоиерея не неприлично, а примем во уважение, что в оном погосте священноцерковнослужителей три комплекта и нужно быть трехпрестольному храму».[20]

Осечно. Роспись купола храма. Фото Д. ИвлеваНа момент составления прошения в храме служили два священника: Андрей Семенов, 31 год, Гавриил Васильев, 87 лет, место третьего было предназначено студенту Тимофею Мохнецкому с 1807 г. Причт храма так же составляли два диакона: Даниил Гаврилов, 52 лет и Алексей Спиридонов, 33 лет; два дьячка Василий Кириллов, 44 лет и Петр Данилов, 35 лет, место третьего закреплено за сыном умершего в 1808 г. дьячка Иваном. То же обстояло и с пономарями. На лицо были Василий Яковлев, 41 год и Василий Васильев, 19 лет. Третье место закреплено за учеником «русской школы» Терентием Осеченским.[21]

Создать в храме третий придел Консистория разрешила с условием, что бы прихожане купили в храм серебряные сосуды, во второй пояс окон сделали решетки и все выполнили на кошельковую и вкладную суммы, не касаясь дохода от свеч.[22]

Однако, устроить в храме два дополнительных придела оказалось куда дольше, нежели построить сам храм. Не смотря на то, что участие в создании приделов, покупке утвари и устройстве иконостасов принимали и местные землевладельцы, работы растянулись на долгие годы. Лишь в 1814 г. последовало прошение Тверскому архиепископу Серафиму от священников погоста Андрея Симонова и Алексея Спиридонова на выдачу антиминсов и освящение престолов. Вместе со священником Алексием Спиридоновым прошение подписал капитан барон Карл Карлов сын Узлар – отец выдающегося этнографа и исследователя Кавказа Петра Карловича Услара.[23] Благочинный села Выдропужск Алексий Стефанов в своём рапорте от 9 октября подтвердил готовность приделов к освящению.[24] Сами престолы освятил 6 декабря 1814 г. ключарь Тверского кафедрального собора иерей Михаил Иванов.[25]

Приложенная к делу опись даёт понимание, почему освящение престолов отложили на долгие пять лет. В 1814 г. Троицкий собор в Осечно имел железные вызолоченные червонным золотом кресты, однако «кумполы и вся церковь покрыты тесом и выкрашены мумиею».[26] Зато, удалось полностью вызолотить иконостас. «Иконостас в оной церкви дорического ордена, весь позлащен червонным 1-го нумера золотом на полимент, в нем царские двери резные с сиянием позлащены червонным золотом с изображением Благовещения Пресвятыя Богородицы и четырех Евангелистов», - указывалось в описи.

Появилось на царскими дверями и резное дополнение в виде «Господа Вседержителя сидящего на херувимех, резной работы по серебру покрыт венецианской ярью». На иконах местного ряда появились «ризы медные посребреные и местами позлащенные», над ними резные клейма с изображением двунадесятых праздников, а под ними в тумбах изображения притчей и библейских событий.[27] К образу Тайной вечери добавились четыре клейма с изображением Страстей Христовых и четыре резных ангела.[28]

Над иконами апостольского ряда появились дополнительные клейма в резных рамах с изображением пророков Моисея и Захарии.[29] А к образу Снятия со креста добавились резные фигуры четырех Ангелов.[30]

Появилась к 1814 г. и первая живопись на стенах храма. Так, «в кумполе» упоминается образ Господа Саваофа с окружающими ангелами.[31] В центральном алтаре над престолом установили «сень на четырех колонных столбах с тумбами, украшена резьбою и позлащена червонным 1 нумера золотом, под нею изображен в большом виде Господь наш Иисус Христос прободенный в ребро с предстоящими с чашею Ангелами».[32] На горнем месте упоминается образ Спасителя сидящего на престоле, окруженного ангелами.

Создание колокольни и зимнего храма.

Освящением ещё двух приделов и созданием великолепного убранства храмов прихожане Троицкого собора не ограничились. До окончательного завершения строительной истории собора было ещё очень далеко. В современной архитектуре храма просматриваются заложенные западные окна на втором ярусе, которые говорят о том, что помещение трапезной и колокольня пристроены куда позже. Об этом говорят и архивные документы.

Осечно. Вид на Троицкий собор с площади храмаПервое «строительное дело», ознаменовавшее начало нового этапа в благоукрашении собора, относится к 1817 г. В июне «Осеченскаго прихода вотчины майорши баронессы Дарьи Антоновны Услар управляющий вотчинный служитель Матвей Федоров сын Бобров» с другими прихожанами отправил на имя Тверского архиепископа Серафима прошение, где указал, что крыша храма «от долговременности сгнила и во многих местах показывается ощутительная теча».[33] Прихожане просили дозволить покрыть храм новым тесом на имеющуюся кошельковую сумму. 2 июля владыка благословил начинание.

Вслед за ремонтом кровли появилась нужда и в построении колокольни для храма. Всё время существования каменного Троицкого храма колокольня для него служила от прежних храмов XVII-XVIII вв. Ещё в описи, составленной для освящения Троицкого престола в 1800 г. указывалась «при вышеозначенной церкви Живоначальной Троицы колокольня деревянная, колоколов пять, первый восемь пудов осмнадцать фунтов, второй шесть пуд десять фунтов, третий два пуда, четвертый один пуд, пятый один же пуд».[34]

В начале 1820 г. прихожане все же решили выстроить новую колокольню. При чем останавливаться перед трудностями явно было не в обычае у осечновских прихожан. Проект новой колокольни, очевидно составленный Тверским губернским архитектором Н.Н. Леграндом, был настолько грандиозен, что епархиальное начальство получив проект на рассмотрение приказало «отобрать от тамошних прихожан отзыв о том, надеются ли они по учиненному плану и фасаду столько значительное строение каменной колокольни соорудить собственным шкотом не доводя церковь до долгов».[35]

Прихожане Осечновского погоста в своём прошении на построение колокольни писали: «Желание наше есть вместо сея деревянныя и ветхия колокольни построить каменную по прилагаемому при сем плану и фасаду Губернским архитектором свидетельствованному нащет имеющейся и впредь поступаемой кошельковой церковной суммы с прибавлением к оной собираемых с прихода нашего пожертвований».[36] Тверской архиепископ Филарет рассмотрел прошение и поручил Вышневолоцкому духовному правлению выяснить о месте предполагаемой колокольни «способно и удобно ли по грунту земли к тому построению, в каком оно расстоянии от церкви».[37] 29 апреля 1820 г. указ получили в Вышневолоцком духовном правлении.

В своём рапорте 12 мая 1820 г. Вышнневолоцкое духовное правление дало обстоятельный ответ касательно постройки колокольни. Во-первых упоминалось в рапорте об уже существующей трапезной при храме, очевидно, выстроенной в 1810-е гг. «Место состоит при самой трапезе церковной по грунту земли к тому удобно и способно», - записано в рпорте. Во-вторых, что касалось денег на построение колокольни, что «обязуются пожертвовать с каждой ревизской души в год по пятидесяти копеек и таковой сбор продолжать пять лет считая с сего 1820 г. по 1825 г. исключая прихожанина генерал-майора Цыбульского, который от сего пожертвования отказался, каковою суммою в течении пяти летняго времени и без пособия вышеозначенного помещика Цыбульского предполагаемую ими колокольню привести в совершенное окончание».[38]

Причиной отказа Ивана Денисовича Цыбульского участвовать в построении колокольни стал конфликт его с диаконом Матфееем Константиновским из-за замечания последнего Цыбульскому на его поведение во время богослужения. Позднее конфлик привел к переводу о. Матфея в с. Еськи Бежецкого уезда. Стоит отметить, что о. Матфей станет впоследствии соборным протоиереем г. Ржева и духовником писателя Н.В. Гоголя. Однако, при сравнении количества прихожан в погосте, становится понятным, что месть Цибульского никак не могла повлиять на постройку колокольни храма. В сельце Горка помещика Цибульского проживало всего 116 душ в указных 29 дворах, а в остальных деревянях прихода Осечновской, Корельской и Старожильской вотчинах 1841 душа и 460 дворов.[39]

27 мая 1820 г. правящий архиерей разрешил постройку колокольни и к делу приступили.[40] Подрядчиком для строительства колокольни выступил новоторжский купец Степан Григорьевич Аншутин.[41]

Осечно. Роспись зимнего храмаРаботы растянулись на четыре года. В 1824 г. колокольня храма «о пяти ярусах, покрыта листовым железом, которое окрашено медянкою, крест на ней железный позлащенный двойниковым золотом»[42] была готова. Высота колокольни составляла 18 и ½ сажени, шпиль с крестом – 4 и ½ сажени. На колокольне было повешено 8 колоколов, отлитых преимущественно в Осташкове. Первый 52 пуда, отлит в 1800 г. в Осташкове на церковную сумму. Второй 26 пудов – отлит в 1837 г. в Осташкове мастером Михаилом Свинкиным на иждивение удельного крестьянина д. Ермолкино Федора Герасимова. Третий весом 8 пудов 18 фунтов, четвертый 6 пудов 9 фунтов, 5 2 пуда, шестой и седьмой в 1 пуд, восьмой – 30 фунтов.

Под колокольней была устроена сторожка, вход в которую осуществлялся с северной стороны. В ней имелись русская кирпичная печь и одно окно с рамою. [43]

Последние два придела были освящены в Троицком соборе в помещении трапезной. Первый зимний придел появляется в храме в 1828 г. Прошение «о дозволении устроить теплый придел во имя Богоявления Господня» зафиксировано в описи дел Осечновского погоста. Документы не сохранились до нашего времени, но в описи храма 1846 г. есть описание этого придела, а так же имя жертвователя, на средства которого он был устроен. Строителем придела выступил вышневолоцкий купец Иван Иванович Пономарёв.

Богоявленский придел украсил «иконостас деревянный с резьбою и колоннами по гладким местам, покрыт берлинскою лазорью голубого колера, резьба на оном позлащена полузолотниковым червонным золотом, а колонны и карнизы под малахитный камень в один ярус».[44]

В 1839 г. поступило прошение об освящении ещё одного престола в честь Преображения Господня в зимнем храме.[45] Обстоятельства дела остаются неизвестными, т.к. документы не сохранились. Однако, последний пятый придел Троицкого собора в Осечно всё же решено было утроить в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы в 1845 г.[46] Очевидно, это связано с ремонтными работами в храме – так годом ранее духовенство подало прошение «о дозволении крышу на церкви покрасить».[47] В 1847 г. в Тверскую консисторию поступило прошение «об освящении придельного храма».[48] Так, появление в стенах храма Казанского придела мы можем датировать 1847 г. Клировые ведомости 1910 г. дают наименование всех пяти престолов храма: «в средине во имя Живоначальной Троицы, по правую сторону во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, по левую во имя Святителя и Чудотворца Николая, в трапезе два: по правую во имя Богоявления Господня и по левую во имя Казанской иконы Божией Матери».[49] В 1851 г. вокруг храма возвели новую ограду.[50]

Осечно. Одна из икон иконостаса храма

Таким образом, к середине XIX в. закончилось формирование архитектурного ансамбля и убранства Троицкого собора в с. Осечно. Храм стал поистине собранием древних богослужебных предметов, а так же произведений иконописи и резьбы по дереву. Единственное крупное изменение, которое произвели внутри храма в с. Осечно в начале XX в. – это создание нового живописного убранства летнего храма. За этот период в описи обозначены два крупных дела о ремонте: за 1892 г. о разрешении произвести некоторые церковные работы[51] и за 1900 г. о произведении ремонтных работ в церкви погоста Осечно.[52]

Среди убранства и утвари Троицкого собора составители описи отмечали Евангелия 1796 г. и 1703 г. отпечатанные в Москве. Древние Евангелия в средний лист 1697 г. и 1611 г. и 12 годовых миней 1692 г. Были среди всего прочего и вещи пожертвованные купцом Пономарёвым: Евангелие 1836 г. так же Московской печати, потир серебряный и серебряный позлащенный чеканной работы напрестольный крест.

Часовни и приписные храмы погоста Осечно. Крестовоздвиженская церковь с. Олехново.

 Осечновский приход был одним из самых крупных в Вышневолоцком уезде. Только одних деревень с часовнями с приходе насчитывалось 19. В описи дел прихода встречаются некоторые наименования прошений, которые касаются как раз часовен прихода. Так, в 1848 г. упоминается возобновление часовни в сельце Курове на землях помещиков Услар.[53] За тот же год мы находим дело об освящении часовни в д. Олехнове.[54] В 1850 г., однако, следует прошение «о дозволении в д. Олехнове устроить новую деревянную часовню».[55]

В 1856 г. следует прошение «о дозволении покрыть крышу на часовне».[56] Через два года причт просит дозволения исправить часовню в д. Горке.[57] В 1859 г. ещё одно прошение «о дозволении крестьянину Миронову перенести часовню из д. Козлова на межу».[58] А в 1861 г. консистория заводит дело «о непоказывании причтом в клировых ведомостях часовни».[59] В 1872 г. следует интересное прошение «об открытии в погосте оном часовни».[60] В 1884 г. следует дело о разрешении крестьянам построить в их селении деревянную часовню в память мученической кончины Александра II.[61] В 1894 г. сгорает часовня в д. Горке.[62]

Олехново. Крестовоздвиженская церковьКульминацией же строительных дел, касающихся часовен прихода становится постройка Крестовоздвиженской церкви в с. Олехново. Её история началась в 1896 г. делом «о построении новой каменной церкви при деревне Олехнове прихода оного села с определением при ней нового причта».[63] Заголовки документов церковной описи позволяют проследить историю построения нового храма в с. Олехново. 1897 г. – на построение церкви следует прошение о выдаче сборной книги.[64] Через два года ещё одно аналогичное дело заведено в Тверской консистории.[65] Ещё через год следует так же прошение на выдачу сборной книги.[66] Такие книги выдаются на новый храм практически весь период его постройки: в 1901[67], 1902[68] и, наконец, в 1903 г.[69] Незадолго до революции село Олехново выделится в отдельный приход, правда просуществует он не долго до начала 1930-х гг. и больше уже не возродится.

Селу же Осечно в XX в. «повезло» куда больше. Не смотря на закрытие храма и принятие решение о переоборудовании его под школу, в 1944 г. церковь снова будет действовать. Её первым «советским» священником стал Пётр Алексеевич Знаменский (1890 - ?), а затем Нил Порфирьевич Грешищев (1876 - ?). Правда не долго, в 1962 г. приход с. Осечно «сняли с регистрации», а храм превратили в колхозный склад.[70] И началось расхищение собора, его икон, резьбы иконостаса… В 1990-е гг. среди местных жителей началось движение за возрождение собора, которое горячее поддержал скульптор Николай Силис и поэт Владимир Соловьёв. Общее дело обернулось медленным, но верным восстановлением Троицкого собора. И сейчас под сводами Троицкого собора в с. Осечно идут службы, звучит молитва, ведутся ремонтные работы. Троицкий храм жив, а это значит, что жива и древняя Осечновская земля.

 

[1]Опись Троицкой церкви и ея имущества в погосте Осечне Вышневолоцкаго уезда Тверской епархии, составленная по образцу 1846 г.// ГАТО, Ф. 160, Оп. 1, Д. 18927. Л. 1 об – 2.

[2] Ведомость Вышневолоцкаго уезда Воскресенскаго Осеченскаго погоста// ГАТО. Ф 160. Оп. 1. Д. 16101. Л. 27.
                                         

[3] Ведомость Вышневолоцкаго уезда Осеченскаго погоста 1796 года// ГАТО Ф. 160. Оп. 1. Д. 16107. Л. 33.

[4] Опись Троицкой церкви и ея имущества в погосте Осечне Вышневолоцкаго уезда Тверской епархии, составленная по образцу 1846 г.// ГАТО, Ф. 160, Оп. 1, Д. 18927. Л. 49 об – 50.

[5] 1790 г. Дело о построении Вышневолоцкаго уезда в Воскресенском Осеченском погосте вместо обветшавших деревянных церквей вновь каменную. ГАТО, Ф. 160, Оп. 6, Д. 1577. Л. 3.

[6] 1790 г. Дело о построении Вышневолоцкаго уезда в Воскресенском Осеченском погосте вместо обветшавших деревянных церквей вновь каменную. ГАТО, Ф. 160, Оп. 6, Д. 1577. Л. 7 – 7 об.

[7] 1790 г. Дело о построении Вышневолоцкаго уезда в Воскресенском Осеченском погосте вместо обветшавших деревянных церквей вновь каменную. ГАТО, Ф. 160, Оп. 6, Д. 1577. Л. 1.

[8] 1790 г. Дело о построении Вышневолоцкаго уезда в Воскресенском Осеченском погосте вместо обветшавших деревянных церквей вновь каменную. ГАТО, Ф. 160, Оп. 6, Д. 1577. Л. 5-6.

[9] 1790 г. О разобрании Вышневолоцкаго уезда в Осеченском погосте ветхих деревянных церквей// ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 1578. Л. 1.

 

[10] 1801 г. О освящении Вышневолоцкаго уезда в погосте Осечно новопостроенную каменную церковь// ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 1578. Л. 3.

[11] 1801 г. О освящении Вышневолоцкаго уезда в погосте Осечно новопостроенную каменную церковь// ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 1578. Л. 4 об.

[12] 1801 г. О освящении Вышневолоцкаго уезда в погосте Осечно новопостроенную каменную церковь// ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 1578. Л. 1.

[13] 1801 г. О освящении Вышневолоцкаго уезда в погосте Осечно новопостроенную каменную церковь// ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 1578. Л. 2.

[14] 1801 г. О освящении Вышневолоцкаго уезда в погосте Осечно новопостроенную каменную церковь// ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 1578. Л. 1.

[15] 1801 г. О освящении Вышневолоцкаго уезда в погосте Осечно новопостроенную каменную церковь// ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 1578. Л. 7.

[16] 1801 г. О освящении Вышневолоцкаго уезда в погосте Осечно новопостроенную каменную церковь// ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 1578. Л. 8.

[17] 1801 г. О освящении Вышневолоцкаго уезда в погосте Осечно новопостроенную каменную церковь// ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 1578. Л. 9.

[18] 1801 г. О освящении Вышневолоцкаго уезда в погосте Осечно новопостроенную каменную церковь// ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 1578. Л. 11.

[19] 1809 г. О дозволении Вышневолоцкаго уезда в Осеченском погосте при вновь построенном каменном храме устроить третий придел// ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 1596. Л. 1 – 1 об.

[20] 1809 г. О дозволении Вышневолоцкаго уезда в Осеченском погосте при вновь построенном каменном храме устроить третий придел// ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 1596. Л. 3.

[21] 1809 г. О дозволении Вышневолоцкаго уезда в Осеченском погосте при вновь построенном каменном храме устроить третий придел// ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 1596. Л. 4.

[22] 1809 г. О дозволении Вышневолоцкаго уезда в Осеченском погосте при вновь построенном каменном храме устроить третий придел// ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 1596. Л. 8.

[23] 1814 г. О дозволении Вышневолоцкаго уезда в селе Осеченском освятить два придела и о прочем// ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 1610. Л. 1.

[24] 1814 г. О дозволении Вышневолоцкаго уезда в селе Осеченском освятить два придела и о прочем// ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 1610. Л. 3.

[25] 1814 г. О дозволении Вышневолоцкаго уезда в селе Осеченском освятить два придела и о прочем// ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 1610. Л. 19.

[26] 1814 г. О дозволении Вышневолоцкаго уезда в селе Осеченском освятить два придела и о прочем// ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 1610. Л. 4.

[27] 1814 г. О дозволении Вышневолоцкаго уезда в селе Осеченском освятить два придела и о прочем// ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 1610. Л. 4 – 5.

«Иконостас в оной церкви дорическаго ордена, весь позлащен червонным 1-го нумера золотом на полимент. В нем царские двери резные с сиянием позлащены червонным золотом с изображением Благовещения Пресвятыя Богородицы и четырех Евангелистов. Над Царскими дверьми Господь вседержитель сидящий на херувимех резной работы по серебру покрыт венецианской ярью. По правую сторону образ Живоначальной Троицы на нем риза медная посеребрена и местами позлащена (Л. 4. Об). В тумбе под образом Живоначальныя Троицы изображение изгнания Авгари от Авраама. По левую сторону царских дверей образ Печерския Богородицы на нем риза медная посребрена и местами позлащена. В тумбе под сим образом изображено бежание Богоматери с предвечным младенцем во Египет. Над оными образами в клеймах изображено Сошествие Святаго Духа и Воскресение Христово. Южная дверь с написанием Первосвященника Аарона. Над южною дверью резное креймо с написанием Богоявления Господня. По правую сторону южных дверей Образ Трех святителей. Над оным образом в резном клейме образ Входа Господня во Иерусалим. В тумбе под сим образом изображена притча приятие блуднаго сына. Северная дверь с написанием первосвященника Мелхиседека. Над северною дверию резное клеймо с написанием Преображения Господня.  По левую сторону северных дверей образ Николая Чудотворца.  Над оным образом резное клеймо с написанием образа Сретения Господня (Л. 5). Под образом Николая Чудотворца в тумбе изображение притчи: что видишь сучец в очеси брата твоего».

 

[28] 1814 г. О дозволении Вышневолоцкаго уезда в селе Осеченском освятить два придела и о прочем// ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 1610. Л. 4 – 5.

Над Царскими дверями выше Саваофа в резном клейме образ Тайныя вечери. По обеим сторонам онаго образа в четырех клеймах изображены страсти Господни. Против оных клейм четыре резных Ангела по сребру покрыты е венецианской ярью.

[29] 1814 г. О дозволении Вышневолоцкаго уезда в селе Осеченском освятить два придела и о прочем// ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 1610. Л. 4 – 5.

Во втором поясе в средине образ седящаго на престоле Господа с окружающими Ангелами. По правую сторону образ Богоматери и Архангела Михаила. Над оным образом резное клеймо с изображением пророка Моисея. Подле образа Богоматери образа Апостола Петра и Иоанна Богослова, Марка и Андрея. По левую сторону образ Иоанна Предтечи и Архангела Гавриила. Над оным образом в резном клейме изображен пророк Захарий. Подле образа Иоанна Предтечи образа: Апостолов Петра и Павла, Луки и Варфоломея, Тимофея и Трофима.

 

[30] 1814 г. О дозволении Вышневолоцкаго уезда в селе Осеченском освятить два придела и о прочем// ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 1610. Л. 4 – 5.

В четвертом поясе. В средине образ снятия со креста Господа на него в большом позлащенном клейме с предстоящими двумя ангелами резными. По обоим сторонам оных Ангелов еще находятся два Ангела резные держащие клейма с изображением Ветхаго и Новаго завета.

[31] 1814 г. О дозволении Вышневолоцкаго уезда в селе Осеченском освятить два придела и о прочем// ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 1610. Л. 5 об.

[32] 1814 г. О дозволении Вышневолоцкаго уезда в селе Осеченском освятить два придела и о прочем// ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 1610. Л. 6 об.

[33] 1817 г. О дозволении Вышневолоцкаго уезда в Осеченском погосте церковь перекрыть новым тесом// ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 1622. Л. 1.

[34] 1801 г. О освящении Вышневолоцкаго уезда в погосте Осечно новопостроенную каменную церковь// ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 1578. Л. 5 об.

[35] 1820 г. О построении в Вышневолоцком уезде в погосте Осеченском вместо ветхой деревянной вновь каменной колокольни// ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 1623. Л. 4.

[36] 1820 г. О построении в Вышневолоцком уезде в погосте Осеченском вместо ветхой деревянной вновь каменной колокольни// ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 1623. Л. 1.

[37] 1820 г. О построении в Вышневолоцком уезде в погосте Осеченском вместо ветхой деревянной вновь каменной колокольни// ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 1623. Л. 4.

[38] 1820 г. О построении в Вышневолоцком уезде в погосте Осеченском вместо ветхой деревянной вновь каменной колокольни// ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 1623. Л. 5.

[39] 1820 г. О построении в Вышневолоцком уезде в погосте Осеченском вместо ветхой деревянной вновь каменной колокольни// ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 1623. Л. 8.

[40] 1820 г. О построении в Вышневолоцком уезде в погосте Осеченском вместо ветхой деревянной вновь каменной колокольни// ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 1623. Л. 9.

[41] Г.К. Смирнов. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Тверская область: Ч. 3/ Отв. ред. Г.К. Смирнов. – М.: «Индрик», 2013. – С. 682.

[42] 1846 г. Опись Троицкой церкви и ея имущества в погосте Осечне Вышневолоцкаго уезда Тверской епархии, составленная по образцу 1846 г.// ГАТО. Ф. 160. Оп. 1. Д. 18927. Л. 48 об.

[43] г. Опись Троицкой церкви и ея имущества в погосте Осечне Вышневолоцкаго уезда Тверской епархии, составленная по образцу 1846 г.// ГАТО. Ф. 160. Оп. 1. Д. 18927. Л. 49 об.

[44] 1846 г. Опись Троицкой церкви и ея имущества в погосте Осечне Вышневолоцкаго уезда Тверской епархии, составленная по образцу 1846 г.// ГАТО. Ф. 160. Оп. 1. Д. 18927. Л. 19.

[45] 1839 г. Об освящении придела во имя Преображения Господня. Опись дел церкви с. Осечно// ГАТО. Ф. 160. Оп. 6.

[46] 1845 г. О долзволении устроить придел во имя Казанской Божией Матери. Опись дел церкви с. Осечно// ГАТО. Ф. 160. Оп. 6.

[47] 1844 г. О дозволении крышу на церкви покрасить. Опись дел церкви с. Осечно// ГАТО. Ф. 160. Оп. 6.

[48] 1847 г. Об освящении придельного храма. Опись дел церкви с. Осечно// ГАТО. Ф. 160. Оп. 6.

[49] 1910 г. Тверской епархии Вышневолоцкаго уезда клировые ведомости// ГАТО, Ф. 160, Оп. 1, Д. 16176.

Л. 714. Ведомость о церкви Пресвятыя Живоначальныя Троицы в погосте Осечно за 1910 г.

Церковь построена в 1795 г. тщанием прихожан. Зданием каменная, пятиглавая, стенами крепка, крыта листовым железом, колокольня и трапеза построены в 1820 г.

Престолов в ней три: в средине во имя Живоначальныя Троицы, по правую сторону во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, по левую во имя Святителя и Чудотворца Николая, в трапезе два: по правую во имя Богоявления Господня и по левую во имя Казанской иконы Божией Матери.

Л. 714. Сторожка деревянная и дровяной сарай.

Л. 715. Приписных церквей одна и часовен девятнадцать.

Л. 715 об. Школы: земская начальная в погосте Осечно, в д. Курове, при деревне Дупле, двухклассная министерская при Олехновской церкви.

ЦПШ помещается в собственном в д. Большой Варжихе??? В 6 верстах, от церкви на письменные принадлежности 10 руб. 22 мальчика и 11 девочек.

Л. 716. Священник Михаил Васильев Попов, 75 лет.

Священник Алексей Иоаннов Троицкий, 47 лет.

Диакон Никита Иоаннов Архангельский, 53 лет.

Псаломщик Димитрий Андреев Крылов, 61 года,

Псаломщик Александр Алексеев Чернышев, 25 лет.

Церковный староста Василий Петров Красильников 71 года.

[50] 1851 г. О дозволении вокруг церкви устроить ограду. Опись дел церкви с. Осечно// ГАТО. Ф. 160. Оп. 6.

[51] 1892 г. О разрешении причту произвести некоторые церковные работы. Опись дел церкви с. Осечно// ГАТО. Ф. 160. Оп. 6.

[52] 1900 г. О произведении ремонтных работ в церкви погоста Осечно. Опись дел церкви с. Осечно// ГАТО. Ф. 160. Оп. 6.

[53] 1848 г. О дозволении в с. Курове возобновить часовню. Опись дел церкви с. Осечно// ГАТО. Ф. 160. Оп. 6.

[54] 1848 г. Об освящении часовни в д. Олехнове. Опись дел церкви с. Осечно// ГАТО. Ф. 160. Оп. 6.

[55] 1850 г. О дозволении в д. Олехнове устроить новую деревянную часовню. Опись дел церкви с. Осечно// ГАТО. Ф. 160. Оп. 6.

[56] 1856 г. О дозволении покрыть крышу на часовне. Опись дел церкви с. Осечно// ГАТО. Ф. 160. Оп. 6.

[57] 1858 г. О дозволении исправить часовню в д. Горке. Опись дел церкви с. Осечно// ГАТО. Ф. 160. Оп. 6.

[58] 1859 г. О дозволении крестьянину Миронову перенести часовню из д. Козлова на межу. Опись дел церкви с. Осечно// ГАТО. Ф. 160. Оп. 6.

[59] 1861 г. О непоказывании причтом в клировых ведомостях часовни. Опись дел церкви с. Осечно// ГАТО. Ф. 160. Оп. 6.

[60] 1872 г. Об открытии в погосте оном часовни. Опись дел церкви с. Осечно// ГАТО. Ф. 160. Оп. 6.

[61] 1884 г. О разрешении крестьянам построить в их селении деревянную часовню в память мученической кончины Александра II// ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 1646.

[62] 1894 г. О сгорении часовни в д. Горке. Опись дел церкви с. Осечно// ГАТО. Ф. 160. Оп. 6.

[63] 1896 г. О построении новой каменной церкви при д. Олехнове прихода оного села с определением при ней нового причта// ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 3185.

[64] 1897 г. О выдаче сборной книги на построение церкви при д. Олехнове прихода оного села. Опись дел церкви с. Осечно// ГАТО. Ф. 160. Оп. 6.

[65] 1899 г. О выдаче сборной книги на постройку церкви при д. Олехнове// ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 3186.

[66] 1900 г. О выдаче книги для сбора добровольных пожертвований на построение церкви при д. Олехнове. Опись дел церкви с. Осечно// ГАТО. Ф. 160. Оп. 6.

[67] 1901 г. О выдаче сборной книги для сбора добровольных пожертвований на постройку нового храма при д. Олехнове. Опись дел церкви с. Осечно// ГАТО. Ф. 160. Оп. 6.

[68] 1902 г. О выдаче сборной книги на постройку каменной церкви при д. Олехнове. Опись дел церкви с. Осечно// ГАТО. Ф. 160. Оп. 6.

[69] 1903 г. То же о выдаче сборной книги. Опись дел церкви с. Осечно// ГАТО. Ф. 160. Оп. 6.

[70] Регистрационное дело прихода Троицкой церкви погоста Осечно Вышневолоцкого района// ГАТО. Ф. Р-2723. Оп. 1. Д. (Рукописи Павла Иванова).


Назад к списку