Спирово. Александр Каминский и Спировская киновия
Спирово
Александр Каминский и Спировская киновия
«Все его произведения отличаются чрезвычайною оригинальностью и новыми мотивами на каждом строении… во всяком случае, отсутствие в них банальности и заученных форм – большое достоинство, особенно для Москвы».
Архитектор Л.В. Даль
Молодое поколение спировчан почти и не знает, что центр посёлка Спирово был когда то территорией Успенской киновии Вышневолоцкого Казанского монастыря. Лишь поклонный крест напоминает о том, что здесь, когда то располагалось кладбище, которое в середине 30х гг. XX в. сравняли с землёй.
Но есть в центре посёлка здание, некоторые черты которого напоминают церковное строение – это бывшее РОНО. Двухэтажное здание, украшенное резными наличниками, с куполообразными слуховыми окнами и более низкими по отношению к основному объёму алтарной апсидой и притвором. Некогда здание украшал восьмигранный купол с небольшой луковицей и крестом – здесь была расположена домовая церковь Успенской киновии.
О том, что здесь был храм, посвящённый Успению Пресвятой Богородицы, люди забыли, как и том, что автором проекта церкви был знаменитый в своё время московский архитектор Александр Степанович Каминский.
Исследователям творчества архитектора почти неизвестен вышневолоцкий период жизни великого зодчего. Но именно по его проекту в Вышневолоцком уезде построены два здания – Казанский собор Вышневолоцкого Казанского монастыря и Успенская церковь в Спирове.
Казанская женская община, основанная близ Казанской загородной церкви в Вышнем Волочке, необычайно быстро превратилась в крупный общежительный монастырь с несколькими величественными храмами, колокольней и братскими корпусами. Одновременно с экономическим благосостоянием обитель приобрела и общероссийскую известность. Если двум другим крупнейшим монастырям Вышневолоцкого уезда Николо-Теребенскому и Николо-Столпенскому для того что бы подняться на такую высоту понадобилось несколько сотен лет, то Казанскому Вышневолоцкому всего несколько десятилетий.
Кроме того, монастырь был и одним из крупнейших землевладельцев в уезде, имел две киновии и подворье в центре Санкт-Петербурга. Своей красотой храмы обители могли соперничать со столичными соборами. И первым из них в монастыре был построен собор в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Автором его проекта, а так же и одним из руководителей строительства был, находящийся на пике своей известности московский архитектор А.С. Каминский.
Александр Степанович Каминский был выходцем из дворян Волынской губернии. Родился 28 декабря 1829 г. После окончания гимназии, он в 1848 г., по примеру брата Иосифа, поступил в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге. В 1857 г. Каминский, после получения диплома со званием классного художника, отправился для продолжения образования в Италию. Здесь во время путешествия он познакомился с П.М. Третьяковым. Это знакомство определило дальнейшую судьбу художника – в 1862 г. он женился на сестре Третьяковых Софье.
В 1860 г. Каминский получил приглашение своего учителя К.А. Тона принять участие в проектировании Храма Христа Спасителя в Москве. Александр Степанович проектировал внутреннее убранство собора. Как церковный архитектор А.С. Каминский прославился прежде всего проектами таких храмов как Преображенский собор Николо-Угрешского монастыря, собор Архангела Михаила в Сочи, Вознесенский собор в Иваново-Вознесенске, храм преподобного Серафима Саровского в Сарове (освящён в 1903 г.). По заказу Тона Каминский проектировал интерьеры Вознесенского собора Ельце, где по его же проекту была построена церковь во имя иконы Божией Матери Елецкой. Мраморный иконостас в Донском монастыре так же был спроектирован Каминским.
Широкую известность Каминский получил и как семейный архитектор Третьяковых. По их заказу он строит первое здание Третьяковской галереи, проектирует Третьяковский проезд, а так же особняк Третьяковых на Пречистенском бульваре.
С 1867 Каминский становится старшим архитектором Московского купеческого общества, по заказу которого перестроил, в частности, Биржу на Ильинке (выстроенную М. Д. Быковским), здание Купеческой Управы на Неглинной, 8 и др. Перестройки старых, ампирных домов в «современные» доходные дома надолго стала рутинной работой для Каминского.
Строил он и городские усадьбы на манер прошлых эпох - усадьба Четверикова (Колпачный переулок, 7), усадьба Каратаевой - Морозова (Леонтьевский переулок, 10) и др. Из общественных построек Каминского наиболее известны больница и богадельня на улице Щипок и Александро-Мариинское училище на Большой Ордынке.
В 1880—1882 годах вместе с архитектором А. Е. Вебером он принимает участие в проектировании и строительстве павильонов Всероссийской художественно-промышленной выставки на Ходынском поле. В частности, одним из его проектов является Царский павильон.
В конце 1880-х годов помощником Каминского работал начинающий архитектор Ф. О. Шехтель. Другим его помощником более десяти лет был архитектор И. Т. Барютин, который вёл часть строительных заказов Каминского. Через школу фирмы Каминского прошли такие будущие мастера, как И. Е. Бондаренко, Ф. О. Шехтель, И. П. Машков, М. К. Геппенер, С. С. Эйбушиц, Л. Ф. Даукша.
Вышневолоцкий период творчества архитектора ограничивается 1877-78 годами. В начале 1877 г. Александр Каминский по заказу князя Путятина проектирует для Казанского монастыря в Вышнем Волочке план, фасады и разрез здания нового Казанского собора. 29 апреля проект собора был одобрен Строительным отделением губернского правления. 21 октября 1878 г. был закончен фундамент собора, а 7 июля 1880 г. на оконченный снаружи собор были установлены 19 крестов.
Немногим ранее на станции Спирово Николаевской железной дороге на землях, подаренных так князем Путятиным, начинается строительство деревянной церкви для новой Успенской киновии. 10 декабря 1875 года старосты и крестьяне деревень Осеченской волости Вышневолоцкого уезда «дают от себя приговор» пожертвовать общественный хлебный магазин в д. Будилово «в пользу Вышневолоцкой Казанской общины на устраиваемый с разрешения Епархиального начальства храм, на земле подаренной крестьянами одной с нами волости д. Карабихи».
Причиной строительства своей особой церкви в киновии настоятельница Казанской общины монахиня Досифея указала «одно лишь препятствие (для живущих там монахинь – Д.И.): заключающееся в отдалённости приходских церквей и к ним крайне дурного состояния дорогах». Жители близлежащих деревень, хотя и принадлежали к двум приходам – Георгиевско-Чудинскому и Никольскому с. Бабье, поддержали эту идею. Для строительства церкви крестьяне д. Карабихи (сейчас входит в состав пос. Спирово) пожертвовали «две с половиной десятины земли», а один из местных жителей «торгующий по купеческому свидетельству на Спировской станции» - купец Дмитрий Семёнов – принял на себя обязательство «устроить вчерне на тринадцати саженях длиною и шести саженях шириною двухэтажный деревянный корпус, а нём просторное помещение для домовой церкви, для чего изготовлен им бут, выведен из гранитного камня цоколь, привезён на место превосходного качества лес и все необходимые строительные материалы».
Проект же для новой церкви был составлен архитектором Каминским. В это время, а именно в 1877 г., когда в разгаре были подготовительные работы по устройству церкви в Спирове, Александр Степанович уже работал над проектом Казанского собора. Но не смотря на видимую занятость он взялся и за проект церкви в Спирове. Его несомненное участие в проектировании храма доказывает не только стиль оформления здания, выразившийся в стилизованных резных наличниках и карнизах, но и резолюцией епископа Тверского и Кашинского Алексия на прошение монахини Досифеи: «По усматриваемой из сообразности хорошо составленного архитектором Каминским проекта на деревянное строение дома с церковью объявить разрешение и возвратить рисунки к неотложному исполнению». Кроме того, основной особенностью церкви в Спирове стало то, что это единственная в своём роде деревянная церковь, устроенная по проекту Каминского.
В том же 1877 г. в ещё недостроенном храме (но на него уже были установлены кресты и купола) Николостолпенский игумен Феофан впервые отслужил всенощное бдение и часы. «И какая радость была на Спирове, - вспоминала об этом событии матушка Досифея, - когда заблаговестили колокола! Жители себя забывали от умиления, падали на землю, крестились и благодарили Господа, что он сподобил их услышать звон церковный… А старичок Дмитрий Семёнов, который начал церковь строить, от умиления и радости плакал на коленях и молился».
Освящение новой деревянной церкви произошло 2 апреля 1878 г. Первоначально освятить здание Успенской церкви планировал митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский Исидор, т.к. новый тверской архипастырь – бывший Экзарх Грузии Высокопреосвященнейший Евсевий ещё не прибыл в Тверь. Но обстоятельства изменились, и освящение новой церкви всё же совершил приехавший в Тверь 25 марта 1878 г. новый архипастырь.
Само по себе освящение Спировской церкви в то время было из ряда вон выходящим – храмы в те времена освящались не архиереями, а назначенными на то особым указом священниками или монахами. Но в этом случае благодаря особому расположению к Казанскому монастырю Санкт-Петербургского митрополита церковь в Спирове была освящена архиерейским чином, что было присуще больше крупным городам.
Так судьба Успенской церкви в Спирове связала две яркие фигуры того времени архитектора Каминского и Санкт-Петербургского митрополита. О существовании церкви в Спирове митрополит Исидор знал ещё и до её освящения. В 1877 г. он пожертвовал в строящийся храм икону с надписью: «Сия св. Икона Благословение Сн. Пет. Митрополита Исидора в церковь, что на Спировской станции 1877 года ноября 9 дня».
О том, как выглядела церковь, устроенная по проекту А.С. Каминского мы можем узнать из описи, составленной архимандритом Борисоглебского монастыря Антонием накануне освящения: «Успенская домовая при кельях церковь – деревянная, на каменном фундаменте, тёплая, об одном престоле, крытая железом, снаружи обита тёсом и окрашена, а внутри оштукатурена и выбелена. В церкви справа и лева устроены на четырёх каменных столбах хоры. Посреди церкви выше кровли устроена на осмерике трибуна, крытая белым глянцевым железом с позлащённым крестом. В трибуне повешено пять колоколов, весом до 20 пудов. Кровля церкви выкрашена медянкою снаружи; стены – светло-шоколадною краскою с резьбою и украшениями». Иконостас в новой церкви был в три яруса, на клиросах были установлены кивоты с иконами Божией Матери.
Судьба Каминского, как и судьба Спировской Успенской церкви сложилась трагично. В 1888 г. строившийся фирмой Каминского дом на Кузнецком мосту в Москве обрушился. В его обрушении А.С. Каминский был признан виновным, приговорён к шести неделям ареста и отстранён от строительных дел. В 1889 – 92 гг. Каминский – учредитель и главный редактор «Художественного сборника русских архитекторов», через издание которого он стремился популяризировать свои проекты, но тщетно. Профессиональная агония А.С. Каминского продолжалась до 1893 г., когда он был публично уволен с поста архитектора Московского купеческого общества. Забытый своими уже бывшими друзьями, так и не сумев оправиться от падения, Александр Степанович умер 17 декабря 1897 г. в возрасте 68 лет.
Крушение же Спировской киновии началось в 1920х гг. После закрытия Казанского монастыря в 1924 г. киновия просуществовала недолго. Из преобразованной в приходскую Успенской церкви в 1931 г. на Русскую голгофу ушли монахини бывшего монастыря. Храм же был закрыт в 1933-1934 гг. В 1934 г. в здании церкви разместилась школа № 2, с храма был снят купол, а к алтарю была пристроена кладовая и сделан новый вход. За долгие годы безбожия, о том, что Успенскую церковь в Спирове строил Каминский сумели позабыть все, как и о том, что здание школы, а затем РОНО вообще было церковью. Лишь немногие из старожилов помнят, что это был храм, что когда то здесь возносилась молитва и звучал колокольный звон.
В мае 2010 г. здание РОНО пострадало от пожара, краеведы пытались напомнить администрации района о том, что здесь некогда был храм, и что его строил Каминский, и просили восстановить здание. Но официальным ответом было дано знать, что храм «в реестрах памятников не значится», а в интервью глава администрации Спировского района О.Б. Панащук заявила: «Краеведы много чего придумают». Прямым следствием всему этому станет медленная гибель памятника, уже сейчас здание храма растаскивают варвары.
Так гибнет память, так гибнут плоды трудов монахинь и мирян Спировской станции, и если предки строили, то потомки безжалостно рушат. Может быть, в этом и есть корень наших бедствий: отсутствие самого малого – исторической памяти и уважения к делам наших предков.
Денис Ивлев, Спирово – Тверь – Вышний Волочёк, 2010 г.
Назад к списку