Спировский район, село Козлово. Введенский собор.
Козлово
Село Козлово - от Твери 120 вёрст
(510 лет селу Козлово 1499-2009 г.)
"Село Козлово, от Твери 120 вёрст, почтовый адрес Козлово." - такие сведения о селе Козлово Спировского района приводит "Тверской епархиальный статистический сборник" И. Добровольского. Село это когда - то было центром Козловской волости Вышневолоцкого уезда, а затем целого Козловского района. Сейчас это одно из крупнейших селений Спировского района - центр Козловского поселения.
С незапамятных времён украшает центр села величественный Введенский собор. Пятикупольная его громада будто парит над селом, доминируя над окрестностями. История Свято - Введенского храма села Козлово уходит в глубь веков, а сама история его строительства окутана множеством тайн и загадок.
Погост Богородицкий Плави
Первое упоминание Введенского прихода с. Козлова относится к XV веку. На страницах «Писцовой книги Бежецкой пятины письма Василия Григорьевича Наумова и Семёна Захарьина сына Дятлова», составленной в лето от Сотворения мира 7007 (1498/99 гг.) в разделе «Монастырские деревни» вслед за упоминанием погоста Спасского в Клинецком (современное Спасоклинье) мы находим строки и о погосте Богородицком Плавском (современное Козлово). С незапамятных времён, эта местность носила название «Плав». В словаре Владимира Даля слово «плав» трактуется как трясина, где под деревом вода или же обширная мочежина. И это неудивительно. В окрестностях села множество низких, болотистых мест.
Богородицким же погост стал называться после строительства деревянного храма во имя Введения Пресвятой Богородицы. Первое упоминание о нём относится так же к 1498/99 гг., в Писцовой книге говорится о принадлежавшей монастырю церкви «Веденья Пречистые из Плав, а [в] Плавском погосте, треть сохи». Выше упоминается «Игнат Юренев, луховитин, деревни за ним Александровские Тимофеева в Богородицком погосте в Плавском, сох 8 с третью».
В этой же книге упоминается соседний Петровский погост в Тихвинском (современное Тарасово).
Более подробное описание храма и имена священнослужителей погоста мы встречаем в Писцовой книге Бежецкой пятины за 1545 г.: «В Плавех же погост, а в нём церковь Введенье Святии Богородици, а церковных дворов на погосте: двор поп Олексей, дв. пономарь, дв. проскурница (просфорница – Д.И.), пашут на погосте землю церковную. Да церковные же Введенские деревня и починок. Деревня Онашкино: дв. диякон Миня, дв. дияк церковнои, пашни 4 коробьи, сена 20 копен. Починок Симаниха: дв. Сенка, дв. Игнашка, пашни 4 коробьи, сена нет, земля церковная в обжи не положена».
Кроме того в Писцовой книге упоминается село Козлово, которому в XIX веке суждено было стать центром Введенского прихода: «В Плавех же в Богородицком погосте в волостке в Олександровской ж Тимофеева деревни, а были в поместье за Ивашком за Микитиным сыном Болтина, а ныне за Ивашком за Фёдоровым сыном Шаблыкина да за его детми за Степаном, да за Ондрейцом, да за Федцом старое их поместье. Деревня Козлово на речке на Судомле: двор большой, а в нём сам Ивашко з детьми, а людей их: двор Назарко, дв. Ширяйко, пашни в поле 17 коробей, в дву по тому ж, сена 150 копен, 3 обжы».* (*текст приведён без изменений)
С древнейших времён в Козлове существовало древнее раскольничье кладбище, называемое Мокрое – «при копании могил появляется вода». Об этом кладбище пишет В.А. Плетнёв в книге «Об остатках древности и старины в Тверском крае» (1903 г.). Он же, ссылаясь на брошюру «Тверской Музей», рассказывает о «кольчуге, кольчатой рубахе, весом около 11 фунтов, найденной близ села Козлова Вышневолоцкого уезда, на правой стороне от тракта из Волочка на Ржев». При этом он указывает на ошибку - тракт на котором располагалось село шёл из Волочка на Бежецк.
Плетнёв пишет так же о приходских часовнях. Так Вознесенская часовня в д. Горма «по преданию… построена на месте бывшаго кладбища». А «близ деревни Лежа находятся две древния земляныя насыпи, расположенные невдалеке одна от другой, на покатости: на одной из них помещается часовня во имя Зосима и Савватия. Одна из насыпей имеет в окружности 30 саженей и в высоту около 3 саж., другая была разрываема, при чём находили человеческие кости».
Пишет Плетнёв и о старинном кладбище на горе близ д. Ососье: «в 31 сажень длины и 30 саж. ширины, усеянном могильными камнями – плитами. По рассказам старожилов, здесь погребён был какой то князь, как о том свидетельствовала надпись на белом камне, в настоящее время уже распавшемся на несколько частей».
О переселении карел в Введенский приход
Среди местных жителей до сих пор бытуют легенды, связанные со смутным временем: об ушедших под землю церквях и часовнях, исчезнувших деревнях, борьбе местного населения с захватчиками, древних битвах и зарытых сокровищах. Много бед и страдания принесло Смутное время в эту землю, были стёрты с лица земли сёла и деревни, разграблены храмы, поля зарастали травой и кустарником, там где некогда кипела жизнь, теперь была «мерзость запустения».
Но задолго до этого между Россией и Швецией разгорелась борьба за Корельский уезд с городом Корелой. Давние и прочные связи объединяли два народа русских и карел, но выгодное экономическое и стратегическое положение уезда не давало покоя северным соседям. С наступлением Смутного времени Швеция попыталась снова захватить Корельский уезд. 4 июля 1610 г. подошли вплотную к Кореле и в сентябре приступили к осаде города. Карелы оказали сопротивление, осада затянулась на целый год. В это время в тылу шведов действовали партизанские отряды, наносившие сильный урон врагу. Но, не смотря на упорное сопротивление 2 марта 1611 г. город пал. Началась эвакуация оставшихся в живых жителей в пределы Русского государства.
Но Швеция не оставляла мысль о завоевании русского севера, лишь 23 февраля 1617 г. в д. Столбово, близ Тихвина был подписан мирный договор. Швеции отошли Ижорская земля с городами Ивангородом, Ямом, Копорьем и Орешком. Во владение Швеции перешёл и Корельский уезд с городом Корелой. Так начался почти столетний период власти Шведов над карелами.
Но самое страшное было впереди. Шведы стали насаждать чуждую карельскому народу протестанскую религию. Карелов ждало притеснение, поборы и наконец изгнание со своей земли. В 1627 г. камрер Эрик Трана писал: «Подати в этих провинциях весьма огромны, увеличение же их способствовало бы только усилению ухода населения в Россию». Земли Корельского уезда активно стали раздаваться шведским и немецким дворянам, а те в свою очередь превращали крестьян фактически в свою собственность.
Вот строки из жалобы 1643 г.: «Несмотря на то, что мы большими платежами налогов ежегодно выкупаем наше хозяйство, многие безжалостные люди приобретают наши участки и дома … и, получив нас от государства покупкой или иными способами в своё владение, совершенно не удовлетворяются тем, сколько должно получать от нас государство, а мучают и изнуряют нас сбором подарков и повседневной подёнщиной и всякими другими насилиями, вследствие чего мы вынуждены покидать свои насиженные места и отцовское наследство».
Вдобавок ко всему начавшееся закрытие и уничтожение православных церквей и монастырей, только усилили отток карельского населения в Россию. Переселение карел проходило в два этапа, первый начался в 1617 и закончился в 1655 гг., во время Русско – Шведской войны начался второй этап переселения (1656 – 1658 гг.), который закончился почти полным переселением карел в Россию. Оставшаяся часть карел продолжала твёрдо хранить устои православной веры и связи с Россией.
В переписной книге Ивана Колычева и Якова Фёдорова за 1646 г. значится значительное число карел, живущих на помещичьих землях. По переписной книге 1650 г. у 24 помещиков владели 78 карельскими деревнями (всего 333 двора). Но чаще земли на которые приходили карельские крестьяне были государевыми, или иначе - дворцовыми. Переселенцы получали льготы от государства, денежную и хлебную ссуду. В 1659 – 1662 гг. в дворцовые села переселились 1600 семей, в Осечинской волости – 1340 семей, в Егорьевском погосте – 122 семьи, в Никольском погосте 107 семей и т.д.
Сохранившиеся записи и акты указывают на появление карел в слободе Толмачи в 1636 – 1665 гг. По данным переписи 1663, 1668 гг. в Бежецком, Новоторжском, Ярославском и Угличском уездах значилось 273 деревни с 1605 дворами карельских переселенцев. В 1669 г. в Бежецком уезде значилось 152 деревни с 900 дворами, в Новоторжском – 32 деревни с 241 двором.
Карелы были приняты местным населением, русский народ всегда терпимо относился к любым соседям, и вскоре карелы и русские стали братьями не только по вере, но и по крови. Карелы нашли в Тверской губернии вторую родину. Такой землёю была и Козловская сторона, история которой с этих пор навсегда оказалась связанной с карельским народом.
О "покраже" из церкви и строительстве новой
Среди сохранившихся документов Тверского областного архива, которые напрямую касаются истории козловского Введенского прихода сохранились два дела за 1773 год - "О покраже неизвестными людьми с. Козлова из колокольни двух колоколов" и за 1780 г. "О дозволении в с. Козлове на месте ветхой церкви построить вновь деревянную церковь."
Итак, 1773 год. Введенский погост села Козлово. В то время погост, в котором была издревле построенная деревянная церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, относился ещё к Новгородской духовной консистории. Поэтому и доношение Вышневолоцкого духовного правления о случившейся краже в Введенском погосте было выслано в Новгород.
Незадолго до этого 24 августа священники погоста сообщали Духовному правлению: "Минувшаго июля на второй день в ношные времена незнаемыми вороватыми людьми покрадены с состоящей в оном нашем погосте колокольни по снятии замков два медныя колокола, коих было весу: в первом три, а втором - пять пудов".
16 сентября 1773 года доношение было разобрано на заседании Новгородской консистории, на котором было решено "обязать" провести расследование. Но указ от "января 18 дня" 1774 г. констатировал лишь только факт, что кража произведена "незнаемыми вороватыми людьми, состоящими в оном погосте". И более ничего вразумительного, кроме "учинить по сему Ея Императорского Величества указ" не последовало...
Кражу, спустя некоторое время позабыли. Да и времена наступили для священства и прихожан хлопотные. "В означенном нашем погосте имеется церковь Божия во имя Введения Пресвятой Богородицы деревянная, весьма ветхая, - писали в прошении Арсению Епископу Тверскому и Кашинскому в 1780 г. староста Д.Фёдоров и соцкий А.Семёнов, - посему мы ныне вознамерились (...) построить вновь деревянную церковь, но без указу Вашего Преосвященства того учинить не имеем(...). К сему прошению вместо вышеписанных крестьянского старосты Дмитрия Фёдорова и соцкаго Алексея Семёнова коих прошение Тверской духовной Консистории Фёдор Колчареев руку приложил".
22 октября 1780 г. в консисторском журнале была сделана запись о том, что прошение рассмотрено на заседании Консистории и Епископу было предложено подписать храмосданную грамоту. На это решение немалое влияние оказал и "Приговор Введенского Козловского погоста" за подписью благочинного погоста Петра Фаддеева, священника Михаила Петрова, диакона, дьячка Ивана Дмитриева и пономаря Ефима Петрова.
Немалое влияние на решение конситории оказала и справка благочинного за 1777 г., в которой говорилось: "Церковь Введения Пресвятой Богородицы деревянная ветхая, священнослужение преправлять способна. При оной церкви священник, диакон, дьячёк, пономарь по одному. Приходских 235 дворов. Пашенной земли 8 четвертей, а по дву потому ж. Сенного покоса 10 копен".
24 октября 1780 г. храмосдательная грамота была подписана Епископом Арсением.
Прошло три года. Строительство новой деревянной церкви подходило к концу. "1783 г. июня 10 дня" "Вышневолоцкого уезда Дворцовой Козловской волости Козловского погоста церкви Введения Пресвятой Богородицы священники Пётр Фаддеев, Михаил Петров, церковный староста Василий Жданов" составили с живописцами Стефаном Сергиевым Воздвиженским и Семёном Семёновым Соколовым договор на проведение живописных работ. Работы заключались в следующем: "во первых на святых образах в старых киотах олифу снять и поновить согласно с новыми(...), ветхие места золотить" и на иконостасе "святые образа вновь написать числом 32": Воскресения Христова, Кирика и Иулиты, Трёх Святителей, "8 досок апостольских, 8 пророческих, в средине Пречистую Богоматерь, на северных и южных дверях Архидиаконов Стефана и Лаврентия и ещё написать собор св. Архистратига Михаила". Кроме того, планировалось написать образа Антония Римлянина, Варлаама Хутынского, Дмитрия Солунского и "Екатерины Мученицы". На материалы планировалось отпустить 25 рублей, "по окончании золотни" - 25 руб., по окончании работ - 50 руб., а остальные деньги - 80 руб. решено было отдать в 1784 г.
2 сентября 1783 г. духовенство погоста рапортовало: "По данной храмосдательной грамоте нами вместо ветхой деревянной во имя Введения Пресвятой Богоматери вновь построена деревянная церковь в то же именование, которая как святыми иконами, книгами, церковной утварью по надлежащему украшена и к освящению ныне в готовности. О чём приобщаем в благорассмотрение учтённую в 1774 г. опись против которой всё без уменьшения находится.
Так после того <вписаны> изменения: живописной работы образа, запрестольный крест - что значит из представленного прошения с живописцами, да приписано новой золотой материи воздух, на престол шёлковые одежды, бумажные ризы и два стихаря, два колокола весом один пять пудов, другой три пуда...
Того ради Ваше Высокопреосвященство всепокорнейше просим реченную новопостроенную церковь Введения Пресвятой Богоматери повелеть освятить с имеющимся у нас в твёрдости старым антиминсом поблизости находящемуся Теребинской пустыни строителю иеромонаху Иерониму, который о храме крайнее попечение имеет, да о нашем прошении архипастырскую учинить резолюцию".
И резолюция была наложена следующего содержания: "Новозданный храм по чиноположению церковному освятить вышеписанному строителю именем Господним Благословяю."
Последовавший за тем указ от 29 сентября 1783 г. дополнил резолюцию более подробно: "В оном погосте деревянную во именование Введения Пресвятой Богородицы церковь(...) строителю на имеющемся старом антиминсе предписано(...) по чиноположению церковному освятить(...). К Николаевской Теребинской пустыни строителю иеромонаху Иерониму учинить о том по сему".
Загадка Введенского собора
Прошло ровно двадцать лет со дня освящения новой деревянной церкви в Козловском погосте. В июле 1803 г. на имя Высокопреосвященнейшего Павла Архиепископа Тверского и Кашинского, кавалера Ордена Св. Александра Невского от владельца соседнего с Козлово сельца Владимирское генерал - майора и кавалера Ивана Терентьевича сына Сназина поступило прошение. "В вотчинном моём Вышневолоцкого уезда селе Козлове имеется деревянная во имя Введения Пресвятыя Богородицы церковь, - писал в своём прошении Сназин, - на место той желаю построить в том именовании каменную церковь с приделами Казанской Божьей Матери и Рождества Иоанна Предтечи.
Того ради Ваше Высокопреосвященство покорнейше прошу о построении оной каменной церкви с приделами снабдить меня храмосдательною грамотою, а для сбору от доброхотных дателей повелеть дать сборную на три года книгу. Сназин. Июля 3 дня 1803 г."
К прошению была приложена справка от благочинного за 1802 г. В ней приводились основные сведения о приходе и храме: "В селе Козлове находится церковь во имя Введения Пресвятой Богородицы, деревянная, в твёрдости, утварию довольна, построена в 1784 г. При ней приходских 298 дворов, в них мужеска пола 1261 душа. Пашенной и сенокосной земли по писцовой даче состоит 280 десятин. Священнослужителей по штату быть положено священникам двум, диакону одному, дьячкам двум и пономарям двум. Каковое число и ныне на лицо состоит".
Прошение дало ход новому строительству. 15 июля было решено "заготовить на построение прописанной церкви с приделами грамоту". Грамота за № 1704 была выслана в Вышневолоцкое духовное правление 19 сентября, в чём незамедлительно последовал рапорт: "Указ от 25 числа сентября получен".
На этом дело, повествующее о строительстве Введенского собора, завершается. События в Европе 1805 г. заставили покинуть родные места строителя храма Ивана Сназина, домой он вернулся лишь с завершением войны 1812 г. Лишь в 1828 г., начатое пока лишь на бумаге, строительство собора было вновь возобновлено.
Но дело «О построении каменной церкви» за 1828 г. в архиве не сохранилось, как и другие дела, касающиеся судьбы Введенского храма. Теперь дальнейшую судьбу храма теперь можно проследить лишь по их заголовкам. Итак: 1828 г. Дело о построении каменной церкви; 1832 г. Дело о дозволении разобрать деревянную колокольню; 1835 г. Дело об освящении престола Введения Пресвятой Богородицы; 1838 г. Дело об освящении престола Рождества Иоанна Предтечи; 1841 г. Дело о продаже деревянной церкви, Дело об уничтожении деревянной церкви; 1845 г. Дело об освящении престола Казанской иконы Божией Матери; 1846 г. Дело о дозволении церковь покрыть железом; 1850 г. Дело о дозволении устроить печи; 1851 г. Дело о дозволении построить каменную колокольню; 1857 г. Дело о построении ограды; 1859 г. Дело о слитии колокола; 1870 г. Дело о распространении церкви (о строительстве зимнего храма между летним собором и колокольней).
Лишь в 1870-х гг. храм приобрёл свой окончательный вид. Но так как строительство велось в несколько этапов: сначала летний пятикупольный собор (1803, 1828 – 1835 гг.), затем величественная трёхярусная колокольня (1851 г.), которая была воздвигнута с восточной стороны собора, а уже потом зимний храм (1870 – 1871 гг.) с тремя приделами между ними, то собор получился как бы обращённым на запад. В этом то и заключается первая загадка Козловского собора: почему летний храм был построен ближе к склону холма, что и не позволило позднее пристроить к нему зимнюю церковь и колокольню с запада? Что помешало сделать это? Возможно, на месте колокольни находилась старая деревянная церковь, упразнённая в 1841 г. Возможно... Но ответить на этот вопрос однозначно нельзя.
Строитель храма Иван Терентьевич Сназин (род. 1774 г.), участник войны 1812 г., владелец с. Ивановское Овсищенской волости Вышневолоцкого уезда и соседнего с Козлово сельца Владимирское скончался в год освящения летнего храма в 1834 г. Местом его последнего упокоения можно считать усыпальницу у восточной стены летнего Введенского собора, вход в которую расположен в западной части зимней церкви...
Вторая загадка собора - кому принадлежит авторство проекта. Существует мнение, что автором проекта храма является знаменитый архитектор Карл Иванович Росси. В период закладки и строительства Введенского собора Росси составил несколько проектов зданий для Твери и губернии. Зал Тверского дворянского собрания (1841 г.), здание Тверской семинарии, фасад больницы Мариинского канала (1812 г.) и проект фасада торгового дома в Бежецке - лишь некоторые работы Росси в эти годы.
Был ли причастен архитектор к строительству собора в Козлове сказать трудно. Однозначно лишь то, что собор в Козлове построен по типовому проекту или Новоторжского Спасо – Преображенского собора (1815 – 1822 гг.) или же Христорождественского собора (1810, 1813 – 1820 гг.) в Твери. Анализ этих двух архитектурных сооружений, построенных так же по проектам великого зодчего, даёт основание сделать это утверждение. Совпадают и даты постройки соборов в Твери и Торжке и начала строительства собора в Козлове – 1828 г. Но пока не найдены документы, повествующие ос строительстве Козловского собора об этом говорить с полной уверенностью трудно. И всё же исследования продолжаются.
О возобновлении живописи и об устройстве иконостаса
Итак, закончилась пора большого строительства в Козловском погосте, но забот по содержанию громадного храма не уменьшились. Как и прежде они лежали на плечах духовенства и прихожан. Темнела ли позолота на иконостасе, назревала ли необходимость обновить живопись, построить новые печи, перекрыть крышу - все эти мелочи приходской жизни находили своё отражение в документах архива Конситории.
"Дело о разрешении приобрести одежды на престол и жертвенники, исправить стенную живопись и возобновить иконостас" начинается прошением на имя Гавриила Епископа Старицкого, викария Тверской епархии от 9 августа 1891 г. "В нашей церкви настоит крайняя нужда в приобретении новых одежд на два престола и жертвенника, исправлении отчасти некоторых картин стенной живописи и иконостаса" - писали в своём прошении священники Григорий Троицкий и Михаил Сперанский, диакон Егор Соколов и псаломщики Михаил Франтов и Павел Овсеевскиий, староста Кузьма Андреев.
На все эти дела планировалось "израсходовать из наличной церковной суммы до 400 рублей". О то, что других расходов не планировалось, в своей расписке удостоверял благочинный с. Козлово священник Василий Сибирский. В этом же деле хранится и справка благочинного. "Церковь Введения Пресвятой Богородицы построена 1834 г. при ней придельная, построена в 1871 г. Здания оба каменные покрыты железом, крепки, при них колокольня, построена в 1855 г., так же каменная покрыта железом, крепка. Престолов в настоящей холодной церкви три, в придельной тёплой так же три, утварью достаточна, ризница посредственная. Приходских душ мужеска пола 2837, женского 3175".
Живопись была исправлена. Время её создания – первое десятилетие после освящения летнего Введенского собора в 1834 г. Это доказывают и слова из прошения – «исправления отчасти некоторых картин стенной живописи». Т.е. живопись храма была создана в период с 1834 по 1891 г., а так как уже назрела необходимость в исправлении живописи, то дату её создания следует отнести к 40 – 50 гг. XIX в. Живопись Козловского собора ценна прежде всего своей целостностью (под слоем побелки, оставшемся в наследство от кинозала, сохранились и другие живописные композиции). Ценность живописи ставит вопрос и о её сохранении и последующей реставрации. К сожалению, работа в этом направлении пока не проводится.
До наших дней сохранились "стенные картины" Нагорная проповедь, Вход Господень во Иерусалим, Рождество Христово, Исцеление расслабленного, Казанский образ Пресвятой Богородицы, фрагменты росписи стен храма...
Через три года решено было отреставрировать иконостас Казанского придела. "Дело о возобновлении придельного иконостаса в церкви с. Козлова Вышневолоцкого уезда" начинается с прошения Архиепископу Тверскому и Кашинскому Савве от священников Григория Троицкого и Алексия Сибирского, диакона Фёдора Никольского и псаломщиков Михаила Франтова, Василия Михайловского, Павла Овсиевского и старосты Фёдора Введенского. "В сем Козлове храм отстроен в 1834 г. о трёх престолах, - писали они в прошении, - Средний престол во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы освящён в 1834 г., правый во имя Рождества Иоанна Предтечи освящён в 1837 г., левый в честь Казанской Божией Матери освящён в 1844 г. Иконостасы первых двух престолов были уже ремонтированы, левый же иконостас до сих пор ремонтирован не был. В настоящее время по общему сознанию мы - священноцерковнослужители и церковный староста решили возобновить позолоту, нисколько не изменяя живописи икон(...). Стоимость ея простирается до 250 р."
Возобновление позолоты иконостаса в Казанском приделе летней церкви на пожертвования прихожан было разрешено 31 марта 1894 г. 15 июня и. д. благочинного 3-его округа Вышневолоцкого уезда священник погоста Георгиевско - Чудинского Антоний Яковлевич Зосимовский писал в Духовную Консисторию: "При сем, имею честь препроводить рапорт причта и старосты церкви с. Козлова(...). Работа сия и расход по производству ея мною свидетельствован, о чём мною удостоверено их рапортом".
Ниже приложен был и рапорт от 14 июня: "Обновление иконостаса в настоящем храме при селе Козлове, разрешённое сим указом, и именно: окраска онаго вновь и позолота, произведена. За употреблённое на сей предмет золото, краски и работу по условию с Вышневолоцким мастером позолоты Кузнецовым уплачено всего 435 руб. в т.ч. 250 руб. из кошельковой суммы - разрешения о чём мы и просили, и 185 руб. пожертвованы особо и нарочито на сей предмет прихожанами".
На обороте рапорта о. Антоний Зосимовский свидетельствует: "работа произведена отчётливо и по цене сравнительно умеренной".
В архиве Консистории хранилось когда то и ещё одно дело, касающеееся строительных работ: 1900 г. "Дело об устройстве в летней церкви духовой печи". Печь была устроена.
Владимиро - Сназинское училище и завод на «церковной земле»
Владимирских училища в Козловском приходе было два. Первое располагалось в д. Городок, а второе - в самом сельце Владимирском, неподалёку от имения И.Т. Сназина (близ д. Овсяники). Согласно «Статистической ведомости» за 1917 г. городецкое Владимиро – Сназинское училище располагалось в одноэтажном деревянном строении, учеников насчитывало на 1917 г. 51 мальчика и 45 девочек. Училище было основано на средства помещика Сназина в 1904 г.
Высшее, начальное Владимирское училище с. Владимирского основано в 1913 г. так же на средства помещика Сназина. Здание училища было кирпичное двухэтажное, страховалось на 20000 руб, принадлежало Министерству Народного Просвещения, имело 4 комнаты, здесь же располагалась квартира для инспектора. Учеников на 1917 г. насчитывалось: карел 78 мальчиков, 41 девочка; крестьян 104 м., 50 дев.; мещан 2 м., 3 дев.; духовенства 2 м., 4 дев.; дворян 1. Дети обучались из деревень Овсяники, Большое Нивище, Городок, Плоское. Горня, Тимошкино, Ерзовка, Двойки, Лежи.
При училище были огород, сад, цветник, надворные постройки, покос. Учителя жили в здании бывшего Сназинского приюта.
Но заявленный в статистической ведомости 1913 год ставит под сомнение дело «По прошению церковного старосты с. Козлова Фёдора Деревенского о разрешении ему открыть завод на причтовой земле» за март – июль 1897 г.
Дело открывает прошение на имя Епископа Дмитрия Тверского и Кашинского, в котором староста Введенского прихода Фёдор Деревенский писал: «Нам необходимо расширить наш придельный зимний храм, ибо при усердии к храму прихожан, он настолько оказывается в настоящее время тесен, что в воскресные дни не вмещают всех молящихся. Чтобы подготовить средства для расширения храма мы имеем возможность устроить кирпичный завод; необходимые средства для устройства завода имеются: потребный лес, для этого прихожанами уже доставлен и имеется требование кирпичу помещиком Сназиным в количестве 120 тыс». В заключение прошения староста просил «разрешить мне открыть завод на причтовой земле, которую охотно уступит местный причт» Прошение датировано 10 марта 1897 г.
Главным документом из этого дела, подтверждающим существование Сназинского училища в 1896/7 гг. является удостоверение, которым причт удостоверял «что учитель Сназинского двухклассного министерского училища Фёдор Петрович Деревенский второе трёхлетие состоит церковным старостою при нашей Введенской церкви». Датирован этот документ 8 ноября 1896 г. Под ним стоят подписи священников Михаила Сперанского, Алексия Сибирского, Григория Троицкого, диакона Феодора Никольского, псаломщиков Михаила Франтова, Василия Михайловского и Павла Овсиевского.
А историю решения построить на церковной земле кирпичный завод и расширить зимний храм объясняет ещё один документ, приложенный к делу. Это прошение причта и прихожан от 1 апреля 1897 г., в котором говорилось: «30 сего марта 1897 г., при общем собрании после богослужения прихожане с церковным старостою заявили причту, что настоящий тёплый их храм, построен в 1871 г., хотя и твёрд ещё, но оказывается настолько тесен, что желательно и необходимо его расширить. По приходорасходной книге с. Козлова в наличности церковной суммы значится 800 руб., по недостаточности этих средств для расширения храма прихожане находят для себя выгодным устроить первоначально кирпичный завод на церковной земле, для чего ими уже доставлено потребное количество лесу и дров». При этом причт поясняет: «Ожидаемая польза от продажи кирпича предвидится потому, что помещиком Сназиным для постройки двухклассного училища требуется кирпича не менее 125 тыс., с задатком от него денег, достаточных для ведения дела». Под этим прошением, кроме подписей причта, стоят подписи крестьян д. Плоской (совр. Плоское) Сергея Дмитриева и д. Лежи Кузьмы Андреева.
На основании этих документов, Консистория разрешила построить кирпичный завод на церковной земле. Это случилось 30 июля 1897 г. При этом из Консистории был послан указ благочинному погоста Георгиевско – Чудинского священнику Антонию Зосимовскому с требованием довести решение Консистории до причта Введенского Козловского прихода.
Документы не сообщают нам имени помещика Сназина. Можно предположить, что им был, погребённый в склепе у храма с. Спасоклинье (Могилки) – соседнего с Козловом прихода, Владимир Алексеевич Сназин (скончался 16 декабря 1902 г.). Кстати, не только Фёдор Деревенский был преподавателем, созданного им Сназинского училища, но и настоятель Введенского прихода священник Алексий Сибирский.
Заключение
В 1901 г. «Тверской Статистический сборник» писал о храме: "Церковь Введенская, построена в 1834 г., распространена в 1871 г., каменная, престолов 6: в холодной церкви - средний Введения Пресвятой Богородицы, правый Рождества Иоанна Предтечи, левый Казанской иконы Божией Матери, в тёплой: средний Богоявления Господня, правый Св. Троицы, левый свмч. Власия." В приходе, кроме с. Козлова, значились деревни: Плоское, Пасьенки, два Нивища, Аржаная, Пивовары, Винжа, Забружье, Кутузово, Морозовка, Прудовка, Светча, Малое Плоское, Овсяники, Горня, Двойка, Линдино, Тихменево, Лежи, Еремеевка, Нестериха, Малое Козлово, Захарово, Кочка, Коды – Чакка, Березая, Малая Богданиха, Ямны, Замытье, Ососье, Береговая. Всего в приходе было: 937 дворов, 3482 мужчины, 3762 женщины.
В приходе находилось десять часовен: в Городке - священномученика Власия, Плоском - великомученика Георгия, Овсяниках - Архистратига Михаила, Горне – Вознесения Господня, Линдино – свт. Николая, Лежи - пр. Зосимы и Савватия, Нестерихе - пр. Зосимы и Савватия, Ямнах – Николы Можайского, Ососье – св. Троицы, Забрусье – Меледихе Успения Пресвятой Богородицы.
Кроме того, при храме была церковно – приходская школа в двухэтажном доме, «дом под квартирой торговаго и 12 лавок», земли было «усадебной 5 десятин, пахотной 60 десятин, под привольем 160 дес., под кладбищем и дорогой 3 дес. 1616 сажень, под площадью около 2 десятин».
Служили в эти годы в храме: священник Михаил Иванович Сперанский 40 лет, окончивший духовную семинарию, в службе с 1882 г., священник с 1884 г., награждён в 1889 г. скуфьёй; священник Иоанн Григорьевич Троицкий 35 лет, окончил духовную семинарию, в службе с 1884 г., священник с 1889 г., состоит законоучителем в земском училище, награждён в 1896 г. набедренником; священник Алексий Васильевич Сибирский 27 лет, окончил духовную семинарию, священник с 1893 г., состоит законоучителем церковно – приходской школы и катехизатором, награждён в 1899 г. набедренником. Диакон – Феодор Иванович Никольский 53 лет, окончил духовное училище, в службе с 1863 г., диакон с 1885 г. Псаломщики: Павел Иванович Овсиевский 59 лет, из среднего отделения духовного училища, в должности с 1861 г.; Михаил Никифорович Франтов 78 лет, из высшего отделения духовного училища, в должности с 1840 г. и Павел Михайлович Плетнёв 22 лет, из высшего отделения духовного училища, в должности с 1897 г...
Козловский собор был закрыт в 1937 г. с арестом его настоятеля священника Алексия Сибирского (29 августа 1937 г.). 13 ноября 1937 г. он принял мученическую кончину в застенках Тверской тюрьмы. Долгое время здание использовали как клуб и кинозал, с куполов собора были сняты кресты, был сброшен шпиль с колокольни, разобрана ограда, а могилы священнослужителей и окрестных помещиков сравняли с землёй. И лишь со старых фотографий можем мы увидеть теперь каким собор был в начале XX века.
Удевителен тот факт, что в годы в Советской власти жители окрестных деревень и села Козлово на своём приходском кладбище почитали место, которое называли "Наша церковка". Место это представляет собой кованный крест за оградой, украшенный рушниками. По преданию, этот крест был снят в купола Козловского собора. И хотя крест ничего общего не имеет с теми крестами, что венчали собор, но вера в это в народе живёт до сих пор.
И всё же всё возвращается на круги своя. В селе Козлово действует православный приход, домовая Введенская церковь, участниками проекта «Наследие» завершается строительство деревянной церкви во имя священномученика Алексия Сибирского. 13 ноября 2010 г. в день памяти священномученика Алексия благочинный церквей Вышневолоцкого округа протоиерей Василий Киричук в сослежении настоятеля прихода священника Дмитрия Лихачёва, и священнослужителей из Спирова и Вышнего Волочка совершили малое освящение храма.
Студентами Санкт – Петербургского колледжа Строительной Индустрии и Городского Хозяйства Анастасией Силкиной, Анной Стрелковой и Александром Юдиным подготовлен проект реставрации Введенского собора. Решаются вопросы по консервации кровли собора.
Пришло время исправлять ошибки нашей истории, но долго ещё немым укором будет парить над селом обезглавленный собор - собор Введения Пресвятой Богородицы на Козловском погосте.
Денис Ивлев, с. Козлово-Тверь-Вышний Волочёк 2006 – 2010 гг
Назад к списку