Георгия Победоносца и великомученицы Варвары села Матвеево - Спировский район, село Выдропужск. Храм Смоленской иконы Божией Матери. Архитектор С.И. Чевакинский
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Спировский район, село Выдропужск. Храм Смоленской иконы Божией Матери. Архитектор С.И. Чевакинский

«Сочинил на церковь нашу план».

К 300- летию со дня рождения С.И. Чевакинского и 225 летию Смоленского храма с. Выдропужск.

История Выдропужского храма Смоленской иконы Божией Матери связана со многими выдающимися людьми нашего края, среди них знаменитый архитектор эпохи императрицы Елизаветы Петровны Савва Иванович Чевакинский, учёный Пётр Алексеевич Лавровский и мало кому сейчас известный дьякон Выдропужской церкви Лев Исаев, автор «Сборника слов дьякона Льва Исаева из Выдропужска, 1811 г.».

Но в год 300 летия со дня рождения Саввы Ивановича Чевакинского и 225 летия Выдропужской церкви конечно же стоит полистать страницы архивных документов, связанных с историей строительства Смоленского  храма и именем великого зодчего.

Древний центр села Выдропужска располагался на высоком, открытом со всех сторон месте – холме над родником св. вмч. Георгия. Родник этот получил название от некогда бывшей здесь церкви святого Георгия Победоносца. С этим местом в истории села связано явление Выдропусского списка со Смоленской иконы Пресвятой Богородицы. Появление в XV в. в селе своей чтимой святыни во многом обусловило теперь  и наименование главного престола во всех последующих храмах села Выдропужска. Кроме того, выгодное торговое положение села открывало перспективы строительства здесь каменной церкви. Что и случилось в середине XVIII столетия.

«Дело по прошению Выдропужских священников о построении в том селе прихожанином брегадиром (здесь и далее орфография источников – Д.И.) Саввой Чевакинским церкви», датированное 1773 г. повествует нам о сложной истории строительства этого храма.

Предыстория этого строительства хорошо описана в прошении от 30 мая 1773 г. в Новгородскую духовную консисторию, к которой относился в то время Выдропужск, священника Никифора Афанасьева: «В Бежецкой пятины, Тверской половины селе Выдропуске имелась церковь настоящая во имя Пресвятыя Богородицы Одигитрии Смоленския с приделом Рождества святаго Иоанна Предтечи да святаго Николая Чудотворца, которая в прошлыя давния годы сгорела. А потому в прошлом 1711 г. для тоя сгоревшия церкви построена деревянная во имя святаго страстотерпца Георгия церковь, и из – за давняго строения обветшала. Чего ради прошлаго 1756 г. в апреле месяце того села Выдропуска прихожанин архитектор, что ныне … брегадир Сава Иванов сын Чевакинский с прочими того села прихожаны в поданной … челобитной просили, что вместо тоя прежде сгоревшия ветхия церкви посторить вновь на прежнем погорелом месте церковь в показанныя приделы именования…».

В том же 1756 г., как пишет далее о. Никифор, было получено от Святейшего Синода благословение, но из – за разных причин строительство церкви затянулось, и к 1769 г. Савва Чевакинский «учинил самое малое построение тоя церкви». То есть фактически за 13 лет строительство с мёртвой точки не сдвинулось.

Далее священник пишет от имени «приходских людей» об их желании построить «своим коштом настоящую церковь по положенному плану деревянную во имя Смоленския Пресвятыя Богородицы с приделы св. Иоанна Предтечи и великомученика Георгия». Но есть единственное препятствие – Савва Чевакинский не разрешает строительства новой церкви.

У священника была своя правда, как и любой рачительный хозяин он желал своему приходу только блага. И видно кончилось терпение у о. Никифора при виде того, как медленно продвигается строительство каменной церкви. А как следует из другого прошения, уже от имени прихожан, те поддержали идею своего священника, они же в своём прошении пишут и о выданной в 1766 г. сборной книге «для сбору пожертвований в разныя города и уезды».

И как выяснилось Савва Чевакинский, руководивший строительством, о количестве собранных средств никому не отчитывается. В том же прошении содержится просьба указать С.И. Чевакинскому, что бы тот дал отчёт о деньгах, и если он не будет строить церковь то, чтобы деньги вернул в приходскую казну и не чинил препятствий к строительству новой деревянной церкви. Под прошением стоит единственная подпись города Валдая дьячка Архипа Филиппова.

Видимо не сумели Чевакинский и о. Никифор договориться мирно, вот и пошло в Новгород прошение от обиженного священника. Не поленился о. Никифор съездить и в Валдайское духовное управление, где дьячок Архип Филиппов и написал второе прошение от имени прихожан, т.е. совершил по сегодняшним меркам должностное преступление – подделал документы. Но даже в таком виде документы возымели действие. И 8 июня 1773 г. из Новгорода последовал Указ Ея Императорского Величества об учинении расследования сколько денег собрано и где они находятся.

Вышневолоцкое духовное правление, которое и получило указ в начале июня месяца, 3 июля 1773 г. отрапортовало о том, что Савве Чевакинскому «пристойным образом» дано знать «ежели намерен каменную <церковь> строить, то непродолжительно (читай – в скором времени – Д.И.) построй, а ежели строить каменной не намерен, то показанным прихожанам … деревянную церковь построить не препятствуй».

В ответ на это от Саввы Ивановича последовал полный отчёт по собранным в период с 1766 по 1773 г. деньгам, к которому было приложено прошение, датированное 21 июня 1773 г. Удивительно насколько последовательным и беспристрастным был ответ архитектора: «Того села Выдропуска прихожанин брегадир Сава Иванов сын Чевакинский сим известием показал, что в прошлом 769 г. в означенном селе Выдропуске начатне вновь строить каменную церковь во имя Пресвятыя Богородицы Одигитрии Смоленския с приделами … Учини рвы и фундамент каменный в тех рвах выбучен, а на оную церковь для строения приуготовлено разных материалов: кирпича полтораста тысяч, извести триста пятьдесят четвертей, кирпича и извести следует быть построенной до полу церкви». Тут же содержится отчёт и о деньгах: собрано 70 руб. 77 копеек и «деньги потрачены на вышеописанные церковные … разные материалы, как о том выше показано».

Вместе с тем документом последовал ещё один рапорт от 22 июня 1773 г. о том, что «пристойным образом» у Чевакинского о продолжении строительства церкви спрошено, и храм строить он будет.

С этим же документом 22 июня последовало ещё одно прошение Выдропужских ямщиков, по видимому, написанное после того как Савва Иванович сообщил им о поддельных от их имени прошениях священника Афанасьева: «Мы вышеупоминавшиеся Выдропуского яма выборные со всеми ямщиками подтверждаем, что упомянутому священнику Никифору Афанасьеву общего приговора и прозьб о построении нашим коштом деревянной церкви не давали и прошения во оную духовную консисторию … не посылали».

После получения этого прошения в духовном управлении были допрошены «того села священник Терентий Спиридонов, диакон Пётр Петров, дьячок Никита Карпов, пономарь Михаил Парамонов», и выяснилось, что они «во означенную консисторию как письменнаго, так и словеснаго приговору никогда не давали». Тут то и выяснилось, что священник Афанасьев поступил самовольно, и 15 июля 1773 г. указом Ея Императорского Величества на допрос был вызван уже о. Никифор.

«Масла в огонь» подлило и «Доношение» С.И. Чевакинского. «Я тем попом Афанасьевым оклеветан и обесчещен понапрасну, - писал Савва Иванович, - … того ради Духовную консисторию вынужденным себя нахожу покорнейше просить, что бы повелено было то следствие рассмотреть, за ложный ево Афанасьева донос и утруждение своей команды поступить с ним по законам, а за бесчестие почести моея не оставить без должного удовольствия». Это доношение в дополнение ко всему показывает участие в строительстве храма архитектурной «команды» Саввы Ивановича.

Разбирательство, связанное с поступком о. Никифора затянулось на долгие два года, хотя наказания он так и не избежал, но делу строительства церкви это нисколько не повредило.  В июне 1775 г. в Вышневолоцкое духовное правление последовал указ Ея Императорского Величества, в котором тому правлению предписывалось «справится  показанная в с. Выдропужске церковь когда строится началась и сколько ныне оной построено». На что 5 августа 1775 г. «означенного села Выдропужска священноцерковнослужители показали, что в оном их селе Выдропужске каменная церковь прошлого 1769 г. августа с 8 дня строить начата, но … в том годе означенной церкви фундамент утверждён, а прочее строение до сего 1775 г. не построено было, за не уготовлением к тому строению подлежащих материалов, в с минувшаго мая месяца сего года построено с фундамента вверх восемь аршин с четырьмя столбами и в середине двумя простенками».

Однако, в апреле 1780 г. в прошении на выдачу новой сборной книги священник Пётр Петров, диакон Михаил Парамонов, дьячок Никита Карпов, пономарь Варфоломей Терентьев писали «В нашем селе Выдропуске строится каменная церковь, каковая уже в совершенство приходит». 4 мая 1780 г. Тверской епископ Арсения благословил «дать книгу для записи доброхотных дателей на построение оной церкви».

А сентябре 1784 г. духовенство прихода уже на имя Иоасафа Епископа Тверского писало в новом прошении «С благословения Святейшего Правительствующего Синода в прошлом 1756 г. … в показанном селе Выдропужске построить вместо сгоревшей на предь стоящем месте во имя Одигитрии Пресвятыя Богородицы  Смоленской с приделами Рождества святаго Иоанна Предтечи, святаго Николая Чудотворца <церковь> … нами в тоже наименование … уже построена, настоящий храм во имя Одигитрии Пресвятыя Богородицы святыми иконами убран…», и просило разрешить освятить церковь священнику Петру Алексееву. На что, последовал указ, в котором о. Петру дозволялось освятить храм 18 сентября 1784 г.

И хотя Савва Иванович не дожил до освящения Смоленского храма – он умер в 1779 г., современники по праву оценили детище выдающегося архитектора: «Оная церковь трёхпрестольная, строена по плану лучшею нынешнего века архитектурою».

Своим внутренним убранством храм затмевал внешнюю пышность архитектуры Чевакинского. Храм украшал «иконостас столярной работы дорическаго ордена с колоннами, убран резьбою, на полименте вызолочен золотом первого номера, двойник на корпусах покрыт серью венецианской зелёного цвета. Образа работаны под греческую работу, а именно: в Царских вратах – Болаговещения Пресвятыя Богородицы и четырёх Евангелистов; на северных дверех Мелхиседек царь, на южных дверех – пророк Аарон. В нижнем ряду местныя четыре образа: в правой стороне 1) Господа Всерержителя, 2) Арсения Епископа Тверскаго, святого благовернаго Великаго князя Михаила Тверскаго, святого великомученика Георгия. С левой стороны: 1) Пресвятыя Богородицы Смоленския, 2) Преподобных Ефрема и Аркадия Новоторжских, Нила Столобенского.

Над оными местными образами праздников двунадесятых шесть: Рождество Пресвятыя Богородицы, вход во храм Пресвятыя Богородицы, Рождество Христово, Боговяление, Преображение Господне. Над Царскими вратами образ Тайныя вечери.

На втором ряду в средине Восстание от гроба Господа нашего Иисуса Христа. По правую и левую сторону того, образа святых апостолов двунадесятых. В третьем ряду в средине Господа Саваофа, по правую и левую сторону образа святых пророков. Вверху иконостаса Распятие Господне с предстоящими Богоматерью и Иоанном Богословом, резные, на полимент вызолочены».

 «В кумполе» - т.е. куполе был устроен большой образ Господа Саваофа, а тумбы внизу иконостаса были украшены изображениями сцен Ветхого Завета. Их было четыре: «Авраам приносит в жертву сына своего Исаака; Иаков видит лествицу утвержденную до Небеси; Моисей видит купину горящую и несгораему; как Моисей вывел из Египта израильтян».

Убранство алтаря было не менее торжественным: «Над престолом балдахин резной на осми столбах резных же позлащённых на полимент, а на блафоне (т.е. потолке – Д.И.) написан Ангел держащий в руке потир с надписью: «Пийте от нея вси, сия есть кровь Моя Новаго Завета». На горнем месте в резной позлащённой раме образ Господа Вседержителя, сидящего на престоле, живописной работы».

Боковых придельных иконостасов в храме ещё не было установлено, поэтому их описание не приводится, да и освящение боковых приделов состоялось позднее, чем освящение главного Смоленского престола храма.   

В том же сентябре месяце в Консисторию на имя Иосафа епископа Тверского и Кашинского поступило прошение от «Вышневолоцкого уезда села Выдропуска священноцерковнослужителей ниже подписавшихся с приходскими людьми».

Прошение коротко осветило предысторию строительства храма, упомянуло о сгоревшей Смоленской и существующей Георгиевской церквях, оно же подтвердило роль Саввы Ивановича Чевакинского не только в строительстве нового храма, но и его авторство в проекте Выдропужской церкви. Это же прошение указало и некоторые подробности проекта Чевакинского, которые не были исполнены в новой Смоленской церкви. Это касается четвёртого придела на хорах летней церкви. Немногим позднее эту мысль Чевакинского всё же претворят в жизнь, но уже на колокольне Смоленской церкви, где будет создан шестой – последний придел величественного Выдропужского храма.

 «Посему в нашем приходе находившийся в прошлом годе умерший помещик обер – интендант Сава (так в источнике – Д.И.) Чевакинский человек архитектуре обучавшийся сочинил на церковь нашу план, - писали в своём прошении священнослужители, -  в котором назначил первым трём престолам быть в обыкновенном порядке, а четвёртому в трапезном месте на хорах, чем не только отнял с западной стороны в церковь свет, но и приближена опасность, которые знаки небольшою трещиною уже показываться начали; потому наипаче что арки каменной кладкой должны утверждать хоры или целый придел – будучи освящён святый престол, кажется не содержат в себе крепости, которой бы могла равна быть приготовляемой тяжести. Ныне же, пока ещё оные хоры только вчерне постланы, начали уже несколько причинять повреждения, то чего можно ожидать по совершении, через которое столько же ещё присоединится тяжести. А паче пока устроен будет придел, соберётся множество народа, о чем мы обще разсуждаем, кроме вышепомянутого Чевакинского сына Александра Савина, защищавшего отцовский прожект, предположили оные хоры отменить, и на то просим Вашего Архипастырского благорассмотрения и повеления. Сентября дня 1784 г.» Под документом стоят подписи священника Терентия Трифонова, диакона Михаила Парамонова, псаломщиков и прихожан.

Консистория вняла прошению причта и прихожан, о чём свидетельствует резолюция правящего архиерея, наложенная на документ 18 сентября 1784 г.: «Исполнить по сему». И того же «сентября 18 дня» был заготовлен Указ Ея Императорского Величнства, в котором так же говорилось о разрешении «в новопостроенной каменной церкви сделать хоры за теснотой», и велено было всё «исполнить по сему».

Но на этом история строительства Смоленской церкви не закончилась. 24 февраля 1792 г. от благочинного священника Иоанна Иоаннова, священника Варфоломея Иеремиева, диакона Михаила Парамонова, дьячков Никиты Карпова и Ивана Михайлова, а так же пономаря Никиты Никитина поступило прошение на имя Епископа Тверского и Кашинского Тихона: «Хотя в нашем селе имеется новопостроенная и освящённая каменная церковь…, но при оной каменной церкви колокольни ещё нет, а колокола висят на столбах, почему и звон бывает по причине низости не ясен, а как мы все нижеподписавшиеся всеохотно желаем сделать колокольню каменную, как для прочности и ясного по причине высоты звону, так и для укршения святой церкви … просим … дозволить нам приступить к сооружению каменной колокльни и что, внашем селе имеется старая ветхая деревянная церковь , из которой иконостас выломан и св. Антиминс с престола в Консисторию отправлен, благословить разломать и употребить оную на обжиг кирпича для сооружения колокольни». Разрешение на это последовало незамедлительно.

Но в феврале 1793 г. уже на имя Епископа Иринея духовенство прихода писало: «Мы, нижеподписавшиеся крайнюю претерпевает нужду в зимнее время не имея тёплой церкви, то есть сообща заблагорассудили … таковую тёплую церковь во имя вмч. и Победоносца Георгия соорудить внутри зачинаемой нашей каменной колокольни». В ответ на это 21 февраля последовал несколько витееватый ответ Епископа «Во удовольствие просителей соорудить тёплую церковь именем Господним благословляю».

В приложенной к делу справке благочинного за 1791 г. вместо значившегося во всех документах придела свт. Николая в Смоленской церкви впервые записан придел Покрова Пресвятой Богородицы, упомянута так же и «ветхая и неслужащая» Георгиевская церковь. Всего в приходе значилось 94 двора и в них «мужеска пола» 791 душа прихожан.

Дальнейшие изменения по церкви можно проследить по сохранившейся описи дел. В 1808 г. было начато дело о разрешении выстелить в летней церкви полов чугунными плитами, по этому случаю в 1811 г. приделы Смоленской церкви были заново освящены, в следующем 1812 г. храм был покрыт железом, в 1825 г. переливается разбитый колокол, в 1828 г. железный крест, венчавший церковь был вызолочен, в 1831 г. новым железом перекрывается купол на церкви, а через три года в церкви вызолочен иконостас, а в следующем году было начато дело об устроении нового иконостаса.

Следующая группа дел повествует о строительстве зимней двухпридельной церкви. В их названиях фигурирует имя ямщика Миляева. 1836 г. – начато дело о дозволении построить каменный придел, 1837 г. – о дозволении ямщику Миляеву строить под колокольней церковь, за 1838 и 39 гг. значатся два дела об освящении приделов, а за 1839 г. – о дозволении устроить престолы на другом месте и о дозволении ямщику Миляеву на свой кошт устроить два престола. Видимо речь идёт об устройстве престолов зимней церкви в честь Святилеля Николая (правый) и Успения Пресвятой Богородицы (левый). Но установить этого точно невозможно, дела в архиве не сохранились.

Окончательно свой современный вид храм приобрёл лишь в 1846 г., когда храм был заново оштукатурен и окрашен, незадолго до этого в 1843 г. была устроена каменная ограда вокруг церкви, в это же время близ храма появилась и каменная сторожка.

В архиве хранилось и несколько дел, касающихся родовых захоронений дворян Чевакинских, первое из которых «О придании земли тела умершего в Санкт – Петербурге г. Чевакинского» датировано 1807 г., другое датированное 1813 г. озаглавлено «О предании госпожи Чевакинской тела в паперти», третье дело «О дозволении похоронить тело помещицы Чевакинской под полом в церкви» за 1842 г. в архиве не сохранилось. Впервые в описи упоминается фамильный склеп Чевакинских в 1850 г. в связи с делом «О дозволении тело умершего г. Чевакинского погрести в фамильном склепе», о том же повествовало дело за 1851 г. «О дозволении погрести тело Чевакинского по смерти его в церкви». А завершает список дело о дозволении сделать вход в фамильный склеп Чевакинских снаружи церкви» за 1854 г.

В настоящее время фамильный склеп Чевакинских находится в плачевном состоянии, он почти до самого верха засыпан мусором и землёй. И в год 300 – летия великого зодчего, последним пристанищем которого стал Смоленский храм невозможно не восстановить могилу архитектора. Восстановить и впервые за долгие десятилетия забвения отслужить над его могилой панихиду, панихиду над могилой того, кто «сочинил на церковь нашу план», кто прославил Вышневолоцкую землю, Спировский край на века и в памяти потомков.


Денис Ивлев, с. Выдропужск – г. Тверь - г. В.Волочёк. Статья опубликована в газете "Верхневолжье Православное". 2010 г.


Назад к списку