Вышневолоцкий г/о. Федово, село. Храм Архангела Михаила.
Федовские впечатления.
Начало апреля в нынешнем году выдалось на редкость погожим. И решили мы с Павлом Сергеевичем Ивановым отправиться в село Федово, что расположилось в десяти километрах от Вышнего Волочка. Интерес у нас к этому селу был особый – поиск места упокоения игумена Никона (Белокобыльского), который с 1944 по 1946 г. служил в селе Федово. Искать могилу монаха мы собирались близ стен старинного храма Архангела Михаила. Собирались, конечно, мы посетить и сам храм.
Добирались до села от Зеленогорского поворота пешком. Дорогой смогли всласть налюбоваться живописной панорамой села, раскинувшегося на холме, с огромным, но, увы, разрушенным храмом в центре. В отличие от виденных мною фотографий 1980-х гг., где церковь была со всеми пятью куполами и даже нетронутым временем и людьми шпилем на колокольне, современный федовский храм оказался напрочь лишённым какой либо кровли. Как пояснила нам, встретившаяся на сельской улице старушка, лет двадцать назад «при колхозах» храм пытались реставрировать, поставили леса, и разобрали крышу. Но дальше установки лесов реставрация не продвинулась, и храм, лишённый кровли стал разрушаться ускоренными темпами.
Та же самая старушка, принявшая нас вначале за журналистов, стала горячо убеждать нас написать о местных проблемах: «Вы вот лучше напишите, как мы старики здесь живём. Совсем брошены. Только одна медсестра осталась, да и ту скоро заберут от нас. Ничего теперь не работает, ни клуб, ни школа. Автобус ходит два раза в день, дорога худая. Водоснабжение ещё хуже. Смотрите, вот башня совсем наклонилась, и вода ржавая из колонки течёт». На наши доводы, что мы не журналистикой занимаемся, а историей, ответ был короток: «Кому эти развалины нужны!».
Оказалось «развалины» когда-то были нужны местным людям. Даже в лихие 30-е гг. по свидетельству местного старожила Ивана Игнатьевича Косилкина приход в Федово не закрывался. Колокола звонили в храме до 1947 г. Запомнил Иван Игнатьевич и фамилию последнего священника храма Полозов. Тот жил неподалёку от храма и занимался пчеловодством. Помнит он, как после закрытия церкви детей в округе крестила «монашка». Во время войны храм тоже действовал. Когда умер местный кузнец Иван Осипович Беньковский в 1944 г., то его отпевали в церкви…
Федовский погост с Михайловским храмом расположился в центре села на огромной площади. На этой площади по свидетельству Ивана Игнатьевича в престольный праздник села «десятые пятницы» (скорее всего речь идёт о Пятидесятнице – Троице) открывалась ярмарка, где местные жители торговали глиняными горшками и сопилами (сопилками - свистульками). Даже сельская молодёжь когда собиралась идти гулять в Федово говорила: «Пойдём гулять к Сопилам».
Федовцы издревле занимались горшечным ремеслом, горшки на барках по Тверце отправляли в Торжок. Жили богато, поэтому и могли поставить в селе каменный храм. Погост в центре села интересен прежде всего тем, что он цельный: хорошо сохранилась каменная ограда с кованными решётками и святыми вратами, сохранилась и церковь, лишённая только своего естественного завершения крестов и куполов.
Федовский погост древний. В «Писцовой книге писца Потапа Нарбекова и подъячего Богдана Фаддеева» за 1625-1626 год в Зашегринской губе – волости Новоторжского уезда упоминается и село Федово с храмом Николая Чудотворца: «Губа-волость Зешегринская, в вотчинах… за Богданом Михайловым сыном Нагова в вотчине село Федово, а в нем церковь Николы Чюдотворца, да в приделе Архангела Михаила древяна шатром вверх стоит без пения, а в церкви образы и свечи и колокола и все церковное строение вотчинниково и приходцких людей, да церковных дворов двор попов, двор пономарь Ивашка Кузьмин, во дворе проскурница Татьяница, да двор вотчинников, да крестьян (три двора)… да к тому ж селу на Ноугородском рубеже треть озера Шедовского в длину три версты, а поперег две версты».
В Тверском областном архиве, к моему удивлению не сохранилось ни одного дела, касающегося Федовского погоста. Лишь по названиям можно хоть как то восстановить историю прихода. В 1808 г. причт прихода поднимал вопрос об оставлении части церковных денег на исправление ветхого храма. В названии дела за 1826 г. мелькает фамилия строительницы храма помещицы Мордвиновой. Этот год мы можем считать датой основания существующего каменной церкви. Величественный каменный храм Архангела Михаила, с приделами Николая Чудотворца (правый) и Параскевы Пятницы (левый) был построен в 1831 г. В описи есть два названия дел «О дозволении освятить церковь» - за 1833 и 1835 гг. По видимому, подразумевается под ними освящение двух храмовых приделов.
В 1841 г. на храме перекрашивается крыша. В 1842 г. была разобрана прежняя ветхая церковь, а через год причт и прихожане принимают решение перелить разбитый большой колокол с прибавлением к его весу 40 пудов меди. В 1845 и 1850 гг. в храме произошли два пожара. В том же 1850 г. причт принимает решение о постройке новой каменной ограды вокруг храма и кладбища. Ограда эта с огромными святыми вратами посередине сохранилась до сих пор. Над вратами был помещён образ Архистратига Михаила, писанный на железном листе. Изображение, к сожалению, не сохранилось, но было заметным ещё в недавнее время.
1856 г. – причт храма подаёт прошение о награждении похвальным листом церковного старосты крестьянина Андреева. В 1863 г. для храма отводится новое кладбище, а в 1869 г. храм получает землю, пожертвованную помещицей Чесноковой. В 1877 г. церковный староста крестьянин Тимофеев жертвует 130 рублей на постройку церковного дома. В 1886 г. причт поднимает вопрос о награждении церковного старосты унтер-офицера Павлова. Несколько дел касались лично настоятеля храма священника Дмитрия Васильевича Мещерского.
О. Дмитрий родился в 1845 г. В 1867 г окончил духовную семинарию, в 1876 г. был рукоположен во священника. В 1886 г. о. Дмитрия наградили набедренником, а через год было принято решение выдвинуть батюшку в депутаты благочиннического съезда. В 1898 г. батюшка был награждён скуфьёй. Именно во время служения о. Дмитрия на приходе велась полномасштабная реконструкция храма – в 1896 г. храм был полностью расписан, были произведены «малярные работы» по церкви. Через год около церкви было начато строительство церковной сторожки. Но это были не единственные перемены для храма: в 1898 г. на всех пяти куполах храма ветхие деревянные кресты были заменены на новые железные, а через год полностью перекрыта крыша на храме.
В первый год нового XX в. в церкви была установлена новая духовая печь в подвале храма, она, кстати, сохранилась до сих пор. В это же время в Федово выстроена новая часовня. В начале XX в. в приходе значились: церковно-приходская и земская школы. В 1901 г. в храме служили Дмитрий Васильевич Мещерский 56 лет и псаломщик Владимир Александрович Фессалоницкий 29 лет. О. Владимир был переведён в село в 1896 г. из с. Кравотынь. Старостой храма с 1896 г. был губернский секретарь Михаил Михайлович Сретенский. По данным на 1915 г. в приходе служили священник Алексий Воинов и всё тот же псаломщик Владимир Фессалоницкий.
В годы войны на приходе совершала требы псаломщица Анна Владимировна Фессалоницкая (1909 г. - ?) – возможно дочь псаломщика. Община верующих села Федово была официально зарегистрирована 18 августа 1944 г. С 19 августа на приходе служил в качестве священника игумен Никон Леонтьевич Белокобыльский (28 мая 1878 г. – 1946 г. (?)).
После него настоятелем прихода был Леонид Николаевич Орнадский. Он был зарегистрирован на приходе 31 июля 1946 г. и прослужил до 27 ноября 1948 г. Умер 15 марта 1949 г. Последние годы о. Леонид часто болел, и поэтому в храме совершали богослужения «случайные лица». После проведённой уполномоченным по делам религии проверки выяснилось, что 21 ноября – на престольный праздник Архангела Михаила - службу проводил священник Михаил Николаевич Полозов. Его же потом верующие просили назначить в село настоятелем храма, но областные власти этого так и не сделали.
Вплоть до 1961 г. продолжалась борьба верующих за храм. Но, к сожалению, счастливого финала так и не случилось. Здесь вплоть до закрытия хранилась деревянная резная чудотворная икона святителя Николая из Николо – Стопленской пустыни. Её перенесли верующие храма Федовскую церковь в 1943 г. Очевидцы вспоминают, что образ женщины из с. Федово всю дорогу несли на руках. После закрытия церкви икона была передана в Богоявленский собор г. Вышнего Волочка, где и находится по настоящее время.
Ещё одной чтимой иконой храма был образ св. вмчц. Параскевы Пятницы. В 1898 г. поднимался вопрос о поставке на видное место приобретённого на пожертвования прихожан киота и установке в оный иконы св. великомученицы Параскевы. Храм вплоть до 80-х гг. стоял не разграбленный. Разграбили его «жители» соседней двухэтажки, которых местные звали по простому – «бомжи». Это они сломали полы в церкви, и топили печи обломками иконостаса. Храм и погост сейчас представляют собой печальное зрелище.
Стоит ли говорить, что могил священников храма мы так и не отыскали. У алтаря, И.Г. Косилкин показал несколько захоронений, среди которых есть и могила священника, но он умер ещё до революции. Года три назад федовцы решили восстановить храм. Выбрали старосту – местного предпринимателя, провели уборку территории. Но дальше этого дело не двинулось. У старосты свои неотложные дела, а без организатора кто ж будет восстанавливать заброшенный и осквернённый храм…
На обратном пути задумался я о том как мы живём сейчас. Откуда корень наших повседневных проблем? Почему в Федово, как и по всей России, забыты старики, бежит из колонки ржавая вода, не засеваются поля, и никто не обращает внимания на то, что безбожно выпиливается и вывозится лес. Почему мы сейчас живём разрозненно, и нет нам дела до общих проблем. Потому что мы потеряли главное, что объединяло нас – веру и любовь к своей земле. Нам ничто не стоит сломать скамейку в парке или просто вылить помои под окно соседу.
Обыватели! Оглянитесь вокруг! Вместо единого и сильного духом народа, мы стали одинокими, закрылись своими личными проблемами и не хотим видеть, что творится вокруг нас. Взгляните в глаза друг-другу - где ваша любовь? «Потому узнают, что вы все мои ученики, если будете иметь любовь между собою», - говорит Господь. Так Его ли мы ученики, Ему ли мы служим или служим другому богу – себе самому? Пробудитесь ото сна, люди, иначе мы погибнем и сами того не заметим, как потеряем всё и себя и Россию…
Возвращались мы из Федова в подавленном настроении. Но ласковые лучи солнца, отражающиеся в лужах разбитой дороги, и бескрайнее весеннее небо над нескошенными ещё с осени полями всё же сделали своё дело. Проблемы ушли, осталось лишь тёплое весеннее солнце и бескрайнее над головой родное небо России.
Денис Ивлев, с. Федово – В.Волочёк, апрель 2010 г. Статья опубликована в газете "Земля Вышневолоцкая".
Назад к списку