Георгия Победоносца и великомученицы Варвары села Матвеево - Вышневолоцкий район. Село Леонтьево, село Алексеевское, усадьба Руднёвка, село Быстрое.
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Вышневолоцкий район. Село Леонтьево, село Алексеевское, усадьба Руднёвка, село Быстрое.

Вокруг Мстино.

Конец августа 2010 года выдался дождливым. Пасмурно, сыро, серые тучи закрывают небо от солнца. То мучились от жары, теперь вот жалуемся на холод. Но тем, кого манит в даль дорога, вряд ли помешают тучи, и даже надоедливый, накрапывающий постоянно мелкий дождик.

Мы давно мечтали прокатиться с Алексеем Крючковым вокруг озера Мстино. Я как обычно с корытной целью побывать ещё в одном селе бывшего Вышневолоцкого уезда, где когда то существовали сельские приходы. Прокатишься, потом посидишь в архиве – и вот очередная пусть и небольшая история того или иного храма будет напечатана в газете или же выложена на наш приходской сайт в интернете.

И в этой поездке меня интересовали три прихода – села Леонтьево, села Алексеевское и села Быстрое. Конечно, как прочитал я в имевшейся у меня литературе, храмов в этих сёлах не сохранилось. Хотя в поездке меня ждало приятное разочарование – церковь в селе Алексеевском жива, хотя и приспособили её дачники под жилой дом, а до этого она была сельским клубом. Но обо всё по порядку.

Село Лентьево и Академическая дача.

Промелькнули за залитым дожём окном автомобиля знакомые силуэты многоэтажек посёлка Солнечный и своеобразная надпись HOLLIWUUD (сейчас эту надпись заменили на ещё более чудную «Болгария») – по её аналогии, как проявление народного юмора, появилась подобная надпись при въезде в посёлок Горняк – «Рублёвка». Дорога взбирается в гору к храму теперь уже бывшего села Леонтьево. Не знаю, какому из чиновников взбрела в голову идея вместо старинного села сделать улицу Леонтьевскую посёлка Солнечный. Но в народе название села прочно укоренилось: «Куда едешь? – В Леонтьево».

 Преображенская церковь, село ЛеонтьевоИ храм, который возрождается трудами местного священника отца Александра Смирнова, при каждом моём посещении этого села поражает чем-то новым. Казалось, ещё совсем недавно не было ни куполов, ни окон, были только ободранные стены здания, приспособленного под склад. Теперь же храм возрождён, ухожен и сохраняется. Хотя знали бы восхищённые туристы, каких трудов стоит это делать местному священнику.

Село Леонтьево издревле входило в состав Коломенского погоста Деревской пятины. Ещё в 1495 г. упоминается здесь «На Мстинском озере: Деревня Левонтеево: двор Степанко Онтонов, двор Левко Матфеев, двор Васко Еремеев, двор Ивашко Семёнов, двор Степанко, двор Мартинко Олфимовы, сеют ржи 14 коробей, а сена косят 90 копен, шесть обеж».  В какой из окрестных храмов ходили крестьяне Леонтьева и соседних деревень сказать трудно: храмы в XV в. в Коломенском погосте были в самом Коломно и в селе Берёзки, а так же за озером был храм с. Быстрое, но относился он к Никольскому погосту на Волоке.

В XVII веке – здесь появляется первый деревянный храм. Деревянная церковь в селе Леонтьево неоднократно перестраивалась. Последняя из них в 1777 г. была признана ветхой и подлежала ремонту, но на постройку нового храма, видимо не хватало денег – спустя несколько десятилетий в 1821 г. вопрос о ветхости церкви был снова поднят. Но завершился он всего лишь очередным ремонтом – в 1834 г. была перекрыта колокольня храма, аналогично, как и тогда в конце XVIII в. -  1782 г. на храме была всего лишь перекрыта глава.

Но относительно молодой Леонтьевский приход быстро разрастался. В 1801 г. крестьяне принадлежавшие трём помещикам сельца-усадища Почвино Афанасию Степанову сыну Малышеву, прапорщику Антону Максимову сыну Стопову и майору, кавалеру и командору Фёдору Лукьянову сыну Рыланову были переданы из прихода погоста Берёзки в Леонтьевскому приходу. В 1822 г. в приход села Леонтьево таким же образом перешла деревня Малый Городок.

В 1806 г. Леонтьевский приход имел приходских дворов 257, в них проживали 889 мужчин и 919 женщин, пашни и сенокосной земли в приходе было 36 десятин.

Первая половина XIX века для прихода выдалась хлопотной. Причт занимался не только ремонтом ветхого храма, но и отливкой нового колокола для колокольни (1839 г.), перекраской церковного купола (1844 г.), строительством церковной ограды (1845-1847 гг.), устройством нового кладбища (1858 г.). Кроме того в это время было совершено и посягательство на церковное имущество – в 1843 г. на церковном окне была взломана решётка.Проект Преображенской церкви с. Леонтьево. ГАТО.

Вторая половина столетия – это время устройства в селе каменного храма. Начатое в 1860 г. строительство завершилось лишь в 1877 г. освящением трёхпридельной церкви в честь Преображения Господня. Приделы были освящены в память великомученика Феодора Стратилата и преподобного Варлаама Хутынского. Храм строился на народные деньги: в период с 1863 по 1870 г. ежегодно Консистория выдавала на приход очередную сборную книгу, куда записывались пожертвования. В связи с расходами на строительство храма в 1872 г. причт подал прошение «об уменьшении сбора с церкви на потребу по учебной части».

 В 1879 г. причт поднимал вопрос о ветхости старого здания деревянной церкви. Через несколько лет в 1884 г. деревянная церковь в Леонтьеве сгорела.

1886 г. – приход просит разрешения «выстроить кирпичный завод на постройку каменной ограды». В том же году купец Андрей Васильевич Болотин (по другим источникам Болотов) строит при храме новую колокольню и устраивает в зимней церкви два придела в честь великомученика Пантелеимона и мученицы Ирины.

Тот же купец Болотов в 1887 г. к освящению зимней церкви жертвует приходу два образа св. Пантелеимона и муч. Ирины, приобретённые им на Афоне. В связи с этим в марте месяце священник Александр Поведский просит разрешения встретить иконы с крестным ходом. Встретить образа священнику было разрешено, но при входе в храм. Прошение же о разрешении крестного хода, который планировался от границ Леонтьевского прихода было «оставлено без удовлетворения».

Надгробие Д.В. Болотиной в склепе под церковью с. Леонтьево Среди архивных документов встречается три дела о награждении купца Болотова за 1888 г. и 1894 г. По воспоминаниям старожилов с. Леонтьево близ церкви у Болотовых был свой семейный склеп – по архивным документам склеп был устроен в 1903 г. В усыпальнице под зимней церковью, по сведениям «Русского Провинциального некрополя» был погребён «Болотин Андрей Васильевич, потомственный почётный гражданин, + 19 апреля 1887 г., 63 л. «Память его 19 августа. Создатель храма под кровом Всевышняго, под сению Всемогущаго покоится» (С. Леонтьево, Вышневолоцкого уезда, под тёплою церковью, им построенной)». Но до нашего времени сохранилось лишь надгробие Дарьи Васильевны Болотовой, скончавшейся 25 октября 1906 г. в возрасте 64 лет. В дополнение к имени и датам смерти на надгробии чёрного гранита указано, что «Память ея 19 марта».

Окончательно облик церкви был сформирован в 1891 г. На храме были устроены четыре купола в дополнение к центральному. По сохранившимся воспоминаниям, купола были окрашены в голубой цвет. Незадолго до этого вокруг храма была устроена каменная ограда. В 1896 г. Бежецкий мещанин цеховой мастер Иван Титов заново вызолотил иконостас в летнем храме. Прихожане заказали золочение иконостаса и окраску полов в алтарях и на солее храма в память коронования Императора Николая II и его супруги Императрицы Александры Феодоровны. Курировал работы староста прихода крестьянин Василий Баренок. Он же в 1888 г. был представлен к награде вместе с купцом Болотовым.

В 1900 г. мастер Иван Титов решил взыскать с прихода деньги, якобы не уплаченные ему за работу. Но выяснилось, что сам мастер не всегда следовал условиям договора, так вместо французского золота, стоимостью 5 рублей «за книжку» он вызолотил резьбу иконостаса золотом стоимостью в 15 копеек  «отчего оное через две недели после сдачи работы и почернело, а так же основания колонн вместо матовой позолоты выкрашены жёлтой краской». За всю работу мастер получил 2000 руб. – немалые по тем временам деньги. И только после того, как консистория решила обратиться за разбором дела в суд, Иван Титов отозвал все свои претензии к приходу.Озеро Мстино, вид от церкви с. Леонтьево

В начале XX века в приходе села Леонтьево было шесть часовен в деревнях: Деревково, Дорки, Борозда, Борисково, Лютивля, Малый Городок. Все часовни были деревянными. Самое старое дело среди документов Леонтьевского прихода, касающееся строительства часовни датировано 1849 г. В 1860 г. крестьяне возобновляют сгоревшую часовню.

 1878 г. – крестьяне просят разрешения крестного хода в часовню д. Лютивля со списком с иконы Преображения Господня на престольный праздник Воздвижения Креста Господня, но получают отказ. В 1881 г. начато ещё одно дело, касающееся строительства часовни, в 1897 г. – прихожане решают исправить часовню в д. Леонтьево «без изменения её плана и фасада», в 1899 – просят разрешения устроить часовню в д. Дорки.План села Леонтьево. Вторая половина XIX века. ГАТО.

В 1900 г. вокруг второго приходского кладбища, которое было устроено по дороге в д. Лютивля была устроена кирпичная ограда, которую мы можем видеть до сих пор. Здесь же в самом начале XX века была устроена вторая деревянная церковь. В ней продолжались службы уже после закрытия основного каменного храма – об этом свидетельствует пожилая учительница Валентина Ивановна Боренкова (1901 г. р.). Она рассказывает, что её отца одним из последних отпевал священник с хором в ещё действовавшей деревянной церкви. В эту же деревянную церковь была перенесена часть утвари из закрытого в 1931 г. каменного Преображенского храма.

«Церковь была тёплая и уютная, - вспоминает В.И. Боренкова, - разорял её председатель сельсовета Синявин Николай Васильевич и куда-то увёз её, утварь неизвестно куда подевалась. Другую часть утвари разобрали жители по домам».

 В 1901 г. на приходе служили священник Александр Александрович Поведский, 51 год, окончил духовную семинарию, священник с 1876 г., депутат и член Епархиального училищного совета, награждён в 1900 г. наперсным крестом; второй сверхштатный священник Василий Иванович Романовский, 72 лет, студент семинарии, в должности с 1855 г., награждён в 1889 г. камилавкой и диакон Иоанн Никифорович Конецкий, 67 лет, окончил духовное училище, в должности с 1877 г.

Приходские деревни были поделены между двумя священниками. Священник Поведский окормлял жителей сельца Большой Городок, сельца Почвино, сельца Кишарино, с. Леонтьево, деревень Дорки, Борисково, Алексина Гора. Священник Романовский окормлял жителей с. Леонтьево и деревень Лютивля, Деревково, Купино, Борозда, Лебзово, Малый Городок. Всего прихожан на приходе было 504 двора, 1641 мужчина, 1745 женщин. Старостой прихода с 1899 г. был крестьянин Дмитрий Петрович Стулов.

Вид на храм в с. Леонтьево с озера МстиноОтдельно следует сказать о псаломщике Михаиле Ивановиче Рахманине. Родился он в селе Леонтьево в 1871 г., окончил духовную семинарию и служил преподавателем Закона Божьего в земском училище. В 1915 г. в 41 год о. Михаил был уже священником Леонтьевского прихода. При нём служили диакон Николай Троицкий, 49 лет, из 5 класса семинарии и псаломщик Павел Дмитровский, 44 лет, окончил духовное училище.

Об о. Михаиле вспоминает В.И. Боренкова: «У него было много сыновей, все учились, вели себя важно, носили красивые рубахи с кушаками и кистями».

В селе Леонтьево о. Михаил прослужил вплоть до закрытия прихода в 1931 г. В 1937 г. о. Михаил проживал в г. Старая Русса. Арестован 18 ноября 1937 г. и приговорён к 10 годам лагерей, что было равнозначно расстрелу. Дальше следы о. Михаила теряются.

В 1931 г. с колокольни храма с. Леонтьево были сняты колокола. Как и везде процесс «изъятия колокольной бронзы» сопровождался показательной акцией. В.И. Боренкова свидетельствует об этом событии и последующей истории храма: «В 1931 г. церковь разоряли, были наняты люди для этого, снимали колокола. Большой колокол упал и до половины вошёл в землю. Поднять его не могли и разбили на части, другие колокола утянули, возможно лошадьми… Церковь хотели взорвать до войны и после, но она не поддалась, говорят, что кладка была на яйцах. В 1941-45 гг. церковь была занята воинскими частями. Там была кухня, столовая и зал с экраном и сценой, где играл духовой оркестр и были танцы. Школьники ставили для военных концерты. После войны в церкви были склады совхоза «Пролетарий», заезжали машины с комбикормом, на второй половине хранились зерно, посуда, в склепе хранили мясо и молоко – для этого готовили туда лёд».

Возрождение храма началось в 1996 г. При поддержке настоятеля Успенской церкви г. Вышнего Волочка о. Сергия Дикого было оборудовано помещение в храме, для совершения богослужений. Вскоре в храм настоятелем был назначен недавно рукоположенный священник о. Александр Смирнов. Первая литургия прошла в храме 24 июня 2001 г.

Так начался трудный путь возрождения прихода. За годы советской власти храм утратил не только колокола, но и саму колокольню, были разобраны купола на церкви. Сейчас Преображенский храм сияет новым куполом, восстановлена в прежних пропорциях и колокольня, ведётся реставрация внутренних помещений. На колокольню снова подняты колокола, один из которых был отлит на средства художников, работающих на соседней с Леонтьевом Академической даче.

Академическая дача художников. Восьмигранный павильон.С Академической дачей художников Леонтьевский приход связан исторически. В 1886 г. 14 января в селе при деятельном участии о. Александра Поведского было основано Владимирское сельском приходском училище. С открытием училища о. Александр был назначен  его заведующим, здесь же он преподавал Закон Божий. Строилось училище при поддержке императорской фамилии – сам Великий Князь Владимир Александрович пожертвовал 500 рублей серебром, и советника канцелярии Василия Александровича Кокорева, который пожертвовал училищу 1000 рублей. Тот же В.А. Кокорева основал неподалёку и Владимиро-Мариинский приют – современную Академическую дачу художников.

Во время поездки во Владимиро-Мариинский приют в июне 1885 г. Великий князь Владимир Александрович посетил и Преображенскую церковь с. Лентьево. В год открытия приюта его здания освящал настоятель Леонтьевского прихода, он же духовно окормлял живущих здесь художников. И вот сейчас историческая традиция восстановлена.

На Академичку мы завернули попутно. Прогулялись под зонтиками по пустынным дорожкам, подошли к насквозь промокшему памятнику Илье Репину, который склонил голову у восьмигранного павильона, обошли по берегу старый дом смотрителя Мстинской плотины. Всюду лежала печать осенней густи. Тихо, пустынно, сыро, и лишь нескончаемый дождь шумит по печально поникшим листьям.

На выезде из Дачи мы остановились у деревянной часовенки святителя Николая. Буквально недавно рядом с часовней были спилены старые берёзы и веткой векового дерева  был сломан купол на часовне. К счастью, совсем недавно в марте месяце 2011 г. я заметил, что купол восстановлен и теперь он стал даже  краше прежнего.

Академическая дача художников. Никольская часовня. Фото Д. Ивлев.

Мстинская плотина и село Алексеевское.

Дальше наш путь лежал через Мстинскую плотину. Её гранитные развалины как памятник былой эпохе процветания вздымаются над уже пересохшим руслом реки. На центральном «быке» этой плотины ещё в 1932 г. можно было увидеть остатки кирпичной часовни. Ежегодно перед пропуском судов во Мсту здесь совершался торжественный молебен. Как повелось издревле – любое дело русский человек начинал с молитвы. Только теперь почему то молитва ушла из этих мест.

В 1785 г., во время посещения Императрицей Екатериной II Вышневолоцкой водной системы, Государыня «обозревала» вышневолоцкие каналы, новоустроенный гранитный Заводской бейшлот, проход судов через Тверецкий и Цнинский шлюзы. Академическая дача художников. Дом смотрителя Цнинской плотины. Фото Д. ИвлевЗатем она наблюдала сплав судов по озеру Мстино, а пропуск судов из озера во Мсту «изволила смотреть» с галереи при Мстинском шлюзе. Сам Мстинский шлюз был задуман ещё М.И. Сердюковым – создателем Вышневолоцкой водной системы, но построен он был лишь в 1768 г.

Тот же гранитный шлюз, который мы теперь видим при въезде в посёлок Садовый, был построен там, где Екатерина II «изволила лично указать место». Сейчас, прослуживший исправно почти два столетия шлюз не действует. Рядом в 1972 – 1982 гг. устроена Мстинская железобетонная плотина, по которой и проходит дорога на Алексеевское.

Дорогу на Алексеевское нам преградил ствол поваленного дерева. К нашему счастью стволом была перегорожена лишь часть дороги, и мы смогли, хоть и с трудом его объехать. И въехали в Алексеевское…

Где то я уже видел подобную разрушенную до основания центральную улицу? Да, очень похоже на Есеновичи, только там развалины пограндиознее – двухэтажные дома зажиточных крестьян, тут же жалкие крестьянские лачуги. Но впечатление под дождём они производят удручающее.

Алексеевское. Врата Покровской церкви и церковная сторожкаВъезжаем в центр села. На перекрёстке нас встречают врата Покровской церкви, рядом стоит кирпичная сторожка, в глубине на территории снесённого в годы Советской власти кладбища – обезображенное здание Покровского храма. Впрочем, о храме там почти ничего не напоминает, лишь резные наличники, да заложенный наглухо с восточной стороны алтарный проём – сам алтарь разобран, но его фундамент хорошо читается в пожухлой траве. Рядом с фундаментом алтаря сохранились несколько поверженных надгробий из гранита. Варварская рука (откуда только силы берутся?) свалила их в кучу к старинной берёзе – одной из тех, которыми некогда был по периметру обсажен храмовый холм.

С холма, от поруганного здания церкви, которую теперь приспособили то ли под жилое помещение, то ли ещё подо что-то с неясной целью, открывается прекрасный вид на излучину Мсты. Вид достойный кисти художника. Не зря наши предки выбрали именно это место под постройку церкви.

Покровский приход села Алексеевское один из самых молодых в Вышневолоцком уезде. Его история началась в 1860 г. Название дела, сохранившегося в архиве Духовной Консистории, так и звучит «Об открытии в сельце Алексеевском новой церкви». По воспоминаниям дочери местного священника Владимира Ивановича Некрасова Раисы Владимировны Некрасовой храм начал строить на свои средства местный помещик П.П. Петров. Но судя по архивным документам, строили небольшой деревянный храм всем миром. За 1861, 1862  и 1864 гг. было выдано три сборных книги для записи пожертвований. В 1863 г. – в год освящения деревянного храма Покрова Пресвятой Богородицы, при церкви отводится новое кладбище.

Алексеевское. Покровская церковь, вид с юго-востока. Фото Д. ИвлеваСудя по сохранившимся названиям архивных дел – в приходе жизнь кипела ключом. Например, в 1865 г. выборы нового церковного старосты были настолько бурными, что произошли «беспорядки». Дело рассматривалось Духовной Консисторией. Целых три дела было посвящено церковному старосте Ястребцеву. В 1871 г. причт испрашивал награду для старосты, через год на него же была подана жалоба за самовольную продажу Ястребцевым колокола. Но по видимому дело закончилось хорошо, так как в 1882 г. всё тот же церковный староста Ястребцев получил церковную награду. Церковная награда была дана в 1869 г. и первому священнику Покровской церкви Успенскому.

Алексеевское. Надгробие с церковного погоста. Фото Д. ИвлевВ 1867 г. в приход села Алексеевское была включена деревня Лутково. Всего в Покровский приход входили: само село Алексеевское, и деревни Гарусово, Норфино, Болдырево, Мануйлово, Солпа, Вели, Мартусы, Лядины, Дуброво и Лутково. В 1901 г. прихожан в приходе насчитывалось: 215 дворов, 620 мужчин, 698 женщин. В 1915 г. в дополнение к уже имевшимся деревням прихода были приписаны ещё две деревни: Ваваево и Грыжино. А прихожан насчитывалось 838 мужчин, 848 женщин. Всё население – русское.

В 1870 г. при храме устраивается деревянная колокольня. В 1888 г. – переливается колокол, в 1894 г. – переделываются печи. Через год в храме начинается капитальный ремонт, то же самое происходит в 1899 и 1902 гг. В 1901 г. в храме устраивается мраморный престол, аналогичный престолам в соседнем Спасо-Георгиевском приходе с. Млёво.

1900 г. – ремонтируется часовня Казанской иконы Божией Матери в д. Дуброво. Всего Покровский приход кроме Дубровской часовни насчитывал ещё три: в самом сельце Алексеевском – Покрова Пресвятой Богородицы, в Мануйлово – преподобного Сергия Радонежского и в Солпе – святителя Николая.

В 1901 г. на приходе служили: священник Василий Иванович Княщинский – законоучитель местной церковно-приходской школы, 32 лет, окончил духовную семинарию, в службе с 1889 г., священник с 1891 г. награждён в 1897 г. набедренником и псаломщик – Николай Михайлович Преображенский, 25 лет, окончил духовное училище, в должности с 1900 года. Старой Покровского прихода был крестьянин Стефан Павлович Ткачёв - в должности с 1894 г.

В 1915 г. на приходе служили священник Николай Лебедев, 38 лет, окончил духовную семинарию и псаломщик Николай Синёв, 30 лет, из 2 класса духовного училища.

Александровкая церковно-приходская школа была основана в с. Алексеевском в 1889 г. Находилась в отдельном здании. По данным на 1901 г. в ней обучалось 72 ученика. Учительницей была Александра Петровна Серговская, окончившая Царско-Сельское училище. Оклад учительницы составлял 280 рублей в год. В церковно-приходской школе в 1915 г. обучались 54 ученика. Законоучитель – местный священник получал жалование в 60 рублей в год.

Памятник у алтаря храма. Фото Д. ИвлевЗакрытие Покровской церкви произошло в начале 1920х гг. Здание храма с 1925 по 1928 гг. по воспоминаниям Р.И. Некрасовой использовалось под клуб, кладбище сравняли с землёй и на его месте сейчас сельский стадион. На месте склепа местных помещиков Петровых, где были захоронены останки семи человек, установлен обелиск павшим годы Великой Отечественной войны воинам. Хорошо это или плохо? Возможно всё же лучше, чем куча мусора на месте дворянских могил?

Осмотрев остатки храма, ограды, сторожки и святых врат мы с Алексеем отправились на окраину села, где на берегу реки располагалась когда то усадьба зажиточного помещика П.П. Петрова. От усадьбы сохранились входные ворота, Ворота усадьбы П.П. Петрова. Фото Д. Ивлевнесколько столбиков ограды и подвалы небольшого, но довольно вместительного дома. Поразил своими размерами дуб, растущий у ограды имения. Такому исполину лет двести не меньше…

Стоит ли говорить, что после лазания по кустам акаций в поисках утраченного былого величия России мы вымокли до нитки. Так что тёплая машина показалась мне тогда чуть ли не родным домом.

Руднёвка – Быстрое.

Дальше наш путь лежал в усадьбу Руднёвка принадлежавшую некогда помещикам Колзаковым. В советское время в усадьбе располагалась школа, сейчас это место выкуплено и для проезда закрыто. Но нам удалось всё же побывать в усадьбе. От господского дома, где в школьные годы была библиотека, остался лишь массивный подвал с гранитным цоколем.

Подвалы усадебного дома в Руднёвке. Фото Д. ИвлеваЭтот дом меня в первую очередь интересовал бывшей некогда здесь домовой усадебной церковью в честь иконы Божией Матери Неопалимая Купина. Церковь была построена на средства помещика Колзакова в 1854 - 1855 гг. Помещица Колзакова в свою очередь в 1854 г. возобновила деревянную часовню.

Часовен в Быстринском приходе было две – в д. Желнихе иконы Божией Матери Знамение, построенная в 1864 г., деревянная, и часовня в д. Борькове Спаса Нерукотворного образа, построенная в 1870 г., деревянная.

Неопалимовская церковь в Руднёвке единственный известный мне пример усадебной церкви располагавшейся под одной крышей с господским домом.

Руднёвка. Старые липы и школьный парк.Но здесь меня ждало привычное разочарование – дома на своём месте не было. От усадебного парка сохранились лишь столетние лиственницы, а вокруг дома – липы, дополненные молодыми посадками школьных лет.

Село Быстрое – так же одно из древнейших сёл в Вышневолоцком уезде. Впервые оно упоминается в 1545 г. в составе Никольского погоста в Вышнем Волочке у Столпа. «В Николском же погосте на Вышнем Волочке волостка Быстрая Матрунинская Кривые Есиповские жены, а была за Иваном за Ондреевым сыном Колычева приданое, а ныне за его снохою и за его внучеты за Марьею за Никитиною женою Колычева да за ее детьми за Юрьем, да за Иваном, да за Офонасьем. Село Быстрое, да в поле пущена деревня Седнева Лука, а нём церковь Никола Чудотворец; да в селе же двор Большой, а нём сама Марья з детьми, двор человек их Паташко, а бобылей: двор Иванко Тверитин, довр Кондратик, двор Ерыга, двор Бычко, двор Иванко Труба, двор Савка скорняк, пашни в поле 22 коробьи, в дву по тому-ж, сена 250 копен, 6 обеж. А церковных дворов на селе: двор поп Игнатей, двор церковной дьяк Онтух, двор пономарь Олферко, двор проскурница, пашни 4 коробьи, сена 30 копен, земля церковная в обжы не положена».Быстрое. Место храма. Фото Д. Ивлев

Кроме того существовал и погост Николской Быстрой, куда входило соседнее село Ящины с древней деревянной церковью Николая Чудотворца.

Каменная Знаменская церковь в селе Быстрое была построена в 1810-1817 гг. В холодном храме был один престол иконы Божией Матери Знамение, в тёплом так же был устроен первоначально один престол– святителя Николая, освящённый, согласно церковным документам, в 1820 г. Второй престол в честь Благоверного Князя Александра Невского был устроен в тёплой церкви лишь в 1892 – 1893 гг. Мотивом к устройству второго придела послужило чудесное спасение императорской фамилии при крушении поезда. Для этого в 1893 г. Никольский придел был нарушен, а затем заново построен. При входе в зимний храм он располагался справа, придел же Александра Невского слева.

Начало же XIX века выдалось для прихода хлопотным. В 1820 г. для храма было отмежёвано три десятины земли с сенокосами, в 1845 г. началось дело о перечислении в «оный приход» деревень, принадлежавших Николо-Столпенской пустыни. При чём «перечисление» деревень делалось с согласия их жителей. Так за тот же 1845 г. в Консисторском архиве хранится  дело «О справке крестьян д. Борьково, точно ли они хотят перейти в оный приход». Всего в приход с. Быстрое, по данным на 1901 г., входили само село Быстрое, сельцо Кишарино (усадьба купца Кокорева), деревни Рагозино, Терпигорево, Желниха, Пашино, Сороки, Борьково и Царёво. Всего прихожан насчитывалось 315 дворов, 1010 мужчин и 1031 женщина. При чём в Быстром проживали лица мещанского сословия.

Быстрое. Памятник близ места разрушенного храма. Фото Д. ИвлевЗнаменский храм в Быстром в течении всего XIX века постоянно перестраивался и благоукрашался. Дважды в 1839 и 1847 гг. золотили центральный и придельный иконостасы. В 1846 г. – переливается разбитый колокол, в 1848 – храм полностью заново штукатурится, в 1863 г. в храме устраивается новый иконостас, в 1867 г. – переменяются полы в церкви, в 1885 г. – перекрашивается крыша, в 1891 г. – устраивается новая паперть (крыльцо) храма. В 1893 г. – перестраивается церковная ограда, кирпич от которой в 1895 г. был продан с торгов, а деньги от продажи были употреблены на окраску и позолоту иконостаса. В 1899 г. – было начато в Консистории особое дело «О дозволении отправить торжественное Богослужение с крестным ходом вокруг церкви в день возобновления храма».

На начало XX века  на приходе служили священник Иван Семёнович Покровский, 32 лет, из 6 класса духовной семинарии, в службе с 1888 г., священник с 1897 г.; диакон Алексий Михайлович Никольский, 62 лет, из среднего отделения духовного училища, в службе с 1860 г., диакон с 1886 г. и псаломщик Иван Гаврилович Колеров, 25 лет, окончил духовное училище, в должности с 1893 г.

По данным на 1915 г. на приходе служили: священник Алексий Малеин, 40 лет, окончил духовную семинарию; диакон Василий Соколов, 33 лет, из духовного училища и псаломщик Иоанн Успенский, 48 лет, из 2 класса духовного училища. Прихожан в приходе значилось 1064 мужчин, 1158 женщин.

Быстрое. Здание церковно-приходской школы. Фото Д. ИвлевНапротив храма располагалось здание церковно-приходской школы – оно сохранилось до сих пор, только теперь там жилой дом. Основана школа была в 1887 г. На 1901 г. там обучались 25 учеников. Учителем в школе была Екатерина Петровна Масленникова, окончившая Мариинское женское училище. За год ей выплачивалось жалование в 120 рублей. На 1915 г. в приходе было две церковно-приходских школы и одна земская. Всего 121 учащийся. Учитель Закона Божьего получал жалование в 120 рублей в год.  

XX век принёс для прихода села Быстрое много испытаний. Закрытый в 1930е гг. храм был взорван. И сейчас на его месте можно увидеть лишь пустырь и несколько столетних ив в центре села. В мокрой траве мы с Алексеем нашли два чудом уцелевших на этом месте старинных надгробий, одно из которых – из белого старицкого камня можно датировать XVIII веком. Надпись на втором из них трудно читаема, но всё же можно разобрать, что была под ним погребена Надежда Теркушова.

Говорят, даже если нет уже храма, но на его месте продолжает находиться Ангел, который даётся ему при освящении престола. Так что это место продолжает быть святым. Может, опомнятся местные люди и поставят на месте церкви хотя бы поклонный крест, поднимут с земли заросшие травой старинные надгробия и хотя бы этим принесут свой плод покаяния в безумстве наших предков, разрушивших церковь, осквернивших кладбище. Наверное, стоит подтолкнуть к воплощению этой идеи жителей села Быстрое?

Участники экспедиции вокруг Мстино Алексей Крючков и матушка Татьяна ИвлеваНаш маршрут вокруг озера Мстино подходил к концу. Мы побывали на небольшой пристани в Быстром. Озеро было затянуто серой дымкой пасмурного дня, но где то за ней угадывались очертания Леонтьевского храма, который золотом своих куполов ещё даёт надежду на возрождение.

Денис Ивлев. Леонтьево – Алексеевское – Руднёвка – Быстрое – Вышний Волочёк – Тверь. 2010 – 2011 гг.

Литература:

1.                           «Новгородские Писцовые книги. Книга Бежецкой пятины, 1545 г.», СПб, 1910 г., стр. 45, 51.

2.                           «Новгородские Писцовые книги. Книга Деревской пятины, 1495 г.», Спб. 1859 г. стр. 95.

3.                           ГАТО, Ф. 160, Оп. 6. Описи дел приходов села Леонтьево, села Алексеевское, села Быстрое.

4.                           ГАТО, Ф. 475, Оп. 1, Д. 11 «Ведомость о состоящих в г. Вышнем Волочке и его уезде церквей», 2 сентября 1806 г.

5.                           ГАТО, Ф. 160, Оп. 6, Д. 1368 «Об усмотренных по церкви несправностях», 1777 г.

6.                           Там же, Д. 1374 «О дозволении в селе Лентьеве на церкви перекрыть главу», 1783 г.

7.                           Там же, Д. 1387 «О приписке крестьян помещика Малышева к сему приходу», 1801 г.

8.                           Там же, Д. 1396 «О прошении крестьян д. Лютивля сопровождать крестный ход», 1878 – 1880 гг.

9.                           Там же, Д. 3365 «По отношению Обер – Прокурора Св. Синода о доставлении сведений по открытию церковно-приходского училища в с. Леонтьеве Вышневолоцкого уезда», 1886 г.

10.                        Там же, Д. 1397 «По отношению священника с. Леонтьева Вышневолоцкого уезда Александра Поведского о разрешении ему встретить св. иконы», 1887 г.

11.                        Там же, Д. 3044 «О взыскании с церкви с. Леонтьева Вышневолоцкого уезда денег не уплаченных мастеру Ивану Титову за работу», 1900 г.

12.                        «Тверской Епархиальный статистический сборник», И. Добровольский, Тверь, 1901 г., стр. 203, 204, 230.

13.                        «Вышневолоцкая водная система – 300 лет на благо России», Ф.Б. Соловьёва, г. В. Волочёк, 1999 г., стр. 11.

14.                        «Вышневолоцкая водная система», Г.Е. Зигерт, г. В.Волочёк, 2006 г.

15.                        «Парки дворянских усадеб», Г. Горевой, журнал «ВИКА», № 3, стр. 67-71.


Назад к списку