Георгия Победоносца и великомученицы Варвары села Матвеево - Вышневолоцкий район. Село Есиновичи. Храмы Преображения Господня и Рождества Иоанна Предтечи
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Вышневолоцкий район. Село Есиновичи. Храмы Преображения Господня и Рождества Иоанна Предтечи

Погост Спас Ясеновичи.

На самой окраине бывшего Вышневолоцкого уезда раскинулся древний погост Спас Ясеновичи с центром в старинном одноимённом торговом селе. В XIX веке транскрипция произношения названия села изменилась – село называли то Ясеновичи, то Есиновичи, но теперь за селом прочно утвердилось  название Есеновичи.

Погост Спас-Ясеновичи на карте Менде. 1850 г.

В местной библиотеке рассказывают такую версию названия села – якобы в давние времена монах местного монастыря спасся от преследования разбойников в дупле ясеня. Отсюда, мол, и пошло название – Спас Ясеновичи. Но при внимательном рассмотрении истории Ясеновского прихода становится ясно почему село имеет такое светлое название.

Приставка Спас – означает наименование древнего Спасо – Преображенского храма, который издревле был центом Ясеновского погоста. Ясеновичи же происходят от слова ясный. Отсюда и выражение - Ясный Спас. Помните в Евангелии сказано: «И просияло лицо Его как солнце, а одежды сделались белы как снег» - это описание преображения Господня на Фаворе. А храм в Есеновичах посвящён именно этому ясному, сияющему празднику - Преображению.

Только сейчас при взгляде на старинный Спасский храм в центре села на душе отнюдь не светло. Полуразрушенный стены с кладкой конца XVIII в. ещё хранят следы былой пышной архитектуры. Преображенская церковь в с. Есеновичи. Современный вид. Фото 2010 г.

Конечно, храм за годы своего существования не раз перестраивался, но в целом сохранял свою первичную композицию. Изначальные несколько громоздкие формы здания, которое венчал непропорционально маленькой световой барабан, делают храмовое строение самобытным. В то же время здание Спасской церкви не лишено своеобразного изящества – это выражается в наличниках окон первого и второго ярусов храма и сохранившегося основания колокольни, превращённой в годы советской власти в водонапорную башню.

В структуре храмового здания угадывается и рука человека хорошо знакомого с основными приёмами архитектуры XVIII в., возможно это был один учеников С.И. Чевакинского – в обработке фасадов здания использованы такие приёмы, какие использовал сам знаменитый архитектор. Преображенская церковь в Есеновичах. Фото нач. XX в. из архива Е.И. СтупкинаК сожалению архитектор-ученик не полностью освоил понятие об изяществе барокко XVIII столетия. Это и выразилось в оригинальном произведении местной архитектуры – большом храмовом здании, увенчанном небольшим куполом и с пристроенной вплотную с запада колокольней.

Преображенский храм в Есеновичах является центральным зданием, вокруг которого и строится вся композиция торгового села с редкостной для русских сёл средней полосы регулярной планировкой.

По всей видимости место для храма выбрано не случайное – это и есть центр древнего Ясеновского погоста. В 1495 г. в Новгородской писцовой книге Деревской пятины Есиновичи описывались так: «В Ясеновском погосте волости и деревни монастырские. В Ясеновском ж погосте волостка Спасская Футынского (Варлаамо-Хутынского – Д.И.) монастыря. На погосте церковь Спас великы: на погосте ж: двор поп Леонтей, двор церковный дьяк Гридка, двор пономарь Микулка, пашут землю церковную в обжы не положена».

Первоначальный Спасский храм был, как и все строения того времени деревянным. Храмы ветшали и строились заново, но изначальное посвящение светлому празднику Преображения сохранялось. Последняя известная нам деревянная тёплая церковь была построена на Ясеновском погосте в 1754 г. Это был второй храм Спас Ясеновичей – древнее богатое торговое село могло позволить себе роскошь иметь два храма. Но произошедший в 1772 г. большой пожар уничтожил оба храма. Нескоро оправилось от пожара село. Лишь через восемь лет в 1780 г. священники и прихожане погоста подали прошение о начале строительства нового храма. Преображенская церковь в Есеновичах. Фото 1960х гг. из архива Есиновической библиотеки

Но зато на сей раз церковь решено было строить каменную, трёхпридельную, посвящённую как и велось исстари в Есеновичах Преображению Господню с приделами Варлаама Хутынского (вспомните тот самый Варлаамо-Хутынский монастырь, кторому принадлежало село в XV в.) и Николая Чудотворца.

Новый каменный храм был построен на погосте в рекордно короткие сроки. В 1785 г. в церкви уже начались богослужения. Но починки и исправления по церкви продолжались в течении всего XIX в. В 1802 г. в храме устраивается новый иконостас, через восемь лет – в 1810-м церковь прежняя тесовая крыша заменяется на железную. 1821 г. – ведутся работы по надстройке нового яруса для колокольни, дело за тот период испрашивает разрешение «каменную колокольню приподнять». 1827 г. – ведутся внешние ремонтные работы с окраской стен церкви. А ровно через десять лет – перекрашивается крыша на храме. В 1841 г. на колокольне устанавливается новый крест. Тогда же в церкви производятся «некоторые починки», завершившиеся выдачей в 1842 г. нового антиминса и освящением в 1843 г. одного из храмовых приделов.

Подсвечник из храма с. Есеновичи. Школьный музей с. Есиновичи. Фото 2010 г.Последующие ремонтные работы по храму заключались большей частью в мелких починках. В 1846 и 1853 гг. на храме перекрашивают крышу. В 1850 г. – переливают третий колокол.

В это же время начинается история и второго церковного места в Есеновичах. Пока второго каменного храма сельчане ещё не планируют, но на выезде из села в сторону села Борзыни в 1847 г. сельчане просят отвести место для нового кладбища. С отводом нового приходского кладбища погребения на старом погосте – близ стен Спасской церкви в центре села прекращаются, но многие из богатых и именитых людей торгового села считали за честь быть погребёнными у стен своего приходского храма. И поэтому в уже следующем 1848 г. причт просит епархиальное начальство дозволить хоронить тела умерших прихожан на старом кладбище.

В те годы центр Есеновичей активно застраивается, появляются близ храма и новые церковные постройки: 1854 г. – строится новый амбар при церкви, 1857 – появляется новая сторожка, так же в ограде храма.

Покровец на богослужебные сосуды из Есеновской церкви. Школьный музей с. Есиновичи. Фото 2010 г.Сохранились несколько названий дел, касающихся и общественной жизни чела в середине XIX столетия. Так в 1854 г. похвальным листом награждается церковный староста крестьянин Евстафьев. Но были и другие случаи – так в 1855 г. на крестьянина Григорьева была наложена церковная епитимия «за неправильное содержание колодца без ограды». В те времена слово церкви многое значило для простого народа и для власть придержащих, и можно быть до конца уверенным в том, что нерадивый крестьянин Григорьев свой колодец тут же привёл в порядок.

Ещё один предприимчивый крестьянин Алексеев в 1863 г. просил дозволения сделать под церковной оградой погреб с каменными сводами. Подобному поступку было вполне логическое объяснение – Спасский погост в центре села занимал сравнительно небольшую территорию, и в середине XIX столетия был просто зажат между домами причта и прихожан и торговой площадью. Поэтому и приходилось крестьянам использовать любой доступный клочок земли для устройства своего хозяйства.

Преображенская церковь с. Есеновичи. Фото 1960е гг. из архива школьного музея с. Есиновичи. 1850-60е гг. так же выдались для Спасского прихода хлопотными. В 1858 г. происходят сразу два затратных для прихода события: заново полностью был оштукатурен Спасский храм, и тогда же дал трещину большой колокол, который пришлось срочно переливать заново. В 1864 г. строится новая ограда вокруг храма и кладбища.

И снова есеновские крестьяне оказываются в центре событий: в 1871 г. крестьянин Разнёнов строит на площади за свои средства церковную лавку. А в 1872 г. с лёгкой подачи есеновских крестьян на церковной земле начинается строительство сельского училища. Кстати сказать, в том же 1872 г. причт просил Консисторию о разрешении открыть на церковных землях питейное заведение. Оно, кстати, было не единственным предприятием Спасского прихода – в 1876 г. поднимался вопрос о возобновлении церковных торговых лавок.

Захоронения на Есеновском погосте. Фото 2010 г. В 1873 г. начинается история второй Иоанно-Предтеченской церкви в селе Есеновичи. Точнее в 1873 г. прихожане Спасского прихода просили о дозволении построить на новом сельском кладбище часовню, но через три года решение о строительстве часовни переросло в твёрдую уверенность, что на кладбище появится новый каменный храм. И он появился – в 1882 г. был освящён престол в память Рождества Иоанна Предтечи в новой каменной кладбищенской церкви. В 1890 г. крестьяне соорудили на свои средства при храме и кладбище новую каменную колокольню. При внимательном рассмотрении проекта на регулярную перепланировку села за 1879 г. можно заметить и то, что Иоанновская церковь в Есеновичах была прямоугольной формы.Всё что осталось от поклонного креста на месте Иоанновской церкви с. Есеновичи. Фото 2010 г.

В связи со строительством второго храма в 1885 г. в есеновском приходе открывается третья священническая вакансия. И снова хлопоты по церковному хозяйству: 1877 г. – ремонт в Спасской церкви, 1887 г. – сооружается новая сребро-позлащённая риза на чтимый образ Господа Вседержителя, 1891 г. – ещё один ремонт и в 1895 г. – исправляется штукатурка на церкви и колокольне.

В 1898 г. в старинном Спасском храме устраиваются ещё три престола. Для их устройства на средства протоиерея Санкт-Петерубргской Воскресенской церкви Василия Михайловского устраиваются в храме хоры, а на них второй этаж с тремя новыми приделами. Возможно тогда же в храме появляется живопись, которая дополнила имевшуюся первоначальную – XVIII в. Её остатки описаны архитектором А.А. Галашевичем в 1968 г.: «На откосах окон сохранилась первоначальная темперная живопись – орнамент из красных и черных цветов. В конце XIX века были устроены хоры, от которых сохранились металлические опорные колонны. Иконостаса нет. Живопись на сводах и в куполе поздняя, конца XIX столетия». В 1901 г. в храме устраивается так же калориферная печь.Село Есеновичи. Общий вид. Фото 1960х гг. из архива библиотеки.

По данным «Тверского Епархиального статистического сборника» И. Добровольского (Тверь, 1901 г.) в начале XX века в Спасской церкви с. Есеновичи служили: священник Василий Петрович Трунев, 59 лет, окончил духовную семинарию, священник с 1866 г., в 1893 г. – награждён камилавкой (вид головного убора священнослужителя – Д.И.); священник Николай Николаевич Доброхотов, 42 лет, студент духовной семинарии, начал служение в 1881 г., священник – с 1885 г., награждён в 1898 г. скуфьёй (так же вид головного убора священнослужителя – Д.И.) и третьим священником был Василий Иванович Владимирский, 23 лет, студент семинарии, начал служение в 1897 г., священник с 1899 г. Кроме того отец Николай Доброхотов был учителем закона Божьего в местном земском училище, а так же духовным следователем и временно исполнял обязанности благочинного – село Есеновичи в то время было центром благочиния.

Диаконом есеновского прихода в то время был Василий Иванович Олимпиев, 30 лет, из 1 класса духовной семинарии, начал служение в 1889 г., диакон с 1893 г. И псаломщиками на приходе служили: Максимилиан Иванович Дьяконов, 32 лет, окончил начальное народное училище, в должности с 1896 г.; диакон в должности псаломщика Пётр Андреевич Аменитский, 64 лет, из высшего отделения духовного училища, в служении с 1851 г., в должности диакона с 1900 г. и третьим псаломщиком был Сергей Алексеевич Соколов, 33 лет, окончил духовное училище, в должности с 1890 г.

Входившие в приход селения были поделены между тремя священниками прихода. Священник Василий Трунев духовно окормлял часть крестьян с. Ясеновичи и жителей деревень Горка, Дуброво, Глебово, Лаврово, Чистяки, Стройково, Фешино, Медведево, Первитино. Кроме того в его ведении была часть военнослужащих местного нарнизона. Всего прихожан было: 236 дворов, 941 мужчина и 1104 женщины.

Священник Николай Доброхотов так же окормлял военных и жителей с. Ясеновичи и деревень Думино, Артюжино, Макарьино, Власовка, Лушниково, Первитино. Всего у него было прихожан: 255 дворов, 1010 мужчин и 1052 женщины. И священник Василий Владимирский в свою очередь так же окормлял часть семей военных, и крестьян с. Ясеновичи, деревень Матеево, Андреево, Яковлево, Сушино, Печниково, Ратмирово. Всего: 275 дворов, 1070 мужчин, 1218 женщин.

В обширном Ясеновском приходе насчитывалось шесть часовен.  В 1890 г. причт подал прошение в Консисторию о разрешении на средства местных землевладельцев возобновить построенную издавна деревянную часовню в честь Апостолов Петра и Павла в сельце Жукове. Разрешение было получено. В 1893 г. было подано прошение крестьянами д. Стройково о построении деревянной часовни в память спасения семьи императора Александра III при крушении поезда. Сама деревянная часовня в память Благоверного князя Александра Невского была устроена в Стройкове в 1897 г. В 1903 г. причт и прихожане подавали в Духовную Консисторию прошение о дозволении совершать крестный ход в старинную часовню Святителя Николая д. Дуброво.

План центра села Есеновичи. 1879 г.В 1901 г. кроме вышеперечисленных часовен упоминаются и часовни в д. Лушникове Покрова Пресвятой Богородицы, в д. Андрееве Преподобного Варлаама Хутынского и часовня на пустоши Василькове Апостолов Петра и Павла. Все эти часовни были деревянными. В д. Владычно была так же раскольническая часовня. В настоящее время от часовни сохранился лишь фундамент.

По данным на 1915 г. на приходе продолжал служить священник Николай Доброхотов и новые священники Владимир Рясенский (23 г., после окончания духовной семинарии) и Исаакий Гроздов (35 лет, так же после окончания духовной семинарии). Диаконом продолжал служить Василий Олимпиев, а к служившим до этого псаломщикам Сергею Соколову, Максимилиану Дьяконову добавился Михаил Никольский (28 лет, из 1 класса духовной семинарии).

                Закрытие есеновского прихода произошло в 1935 г. В здании Спасского храма расположилась машино-тракторная станция, в колокольне – водонапорная башня. Ярус звона храма был снесён, сравняли с землёй и кладбище вокруг древнего храма. После пожара, произошедшего в 1970х гг. в храме, когда сгорели ящики, которые здесь складировал соседний магазин, обрушился внутрь центральный купол храма. Погибла живопись, рухнули внутрь и перекрытия второго этажа.Разрушения в Преображенской церкви с. Есеновичи. Фото 2010 г. Но не смотря на закрытие двух Есиновских храмов и всех часовен религиозная обстановка в Есеновичском районе была крайне напряжённой. Так в 1948 г. в Есеновичском районе имелось 10 зданий культового назначения (храмы и часовни), на 4 из них были поданы ходатайства об открытии. Уполномоченный по делам Русской Православной церкви в годовом отчёте за 1948 г. писал: «В 1948 г. отмечен рост активизации некоторой части духовенства и верующих. До последнего времени имеют случаи самовольного открытия молитвенных домов и часовен, а так же церковной службы в домах верующих. В 1948 г. так же отмечено несколько таких случаев. В Есеновичском районе самовольно открыты часовни в деревнях Литвиново, Дуброва, Горка, в которых верующие проводят церковную службу без духовенства». Стоит ли говорить, что подобные попытки в то время жёстко пресекались.

За годы Советской власти Спасский приход с. Есеновичи утратил все часовни и один из храмов. Так часовенка из д. Яковлево, перенесённая в конце XIX века к святому источнику, в 1930-е гг. была разобрана для строительства зерносклада, часовня в Стройково была разрушена в 1979 г. часовня в д. Дуброво была разрушена в 1980 г. В 1950 г. была разобрана на кирпич для льнозавода каменная Иоанно-Предтеченская церковь. Сейчас на её месте пустырь, а на месте алтаря храма – куча мусора, который потомки строителей этой церкви – есиновских крестьян исправно складируют на святом месте.Преображенская церковь в Есеновичах. Современный вид. Фото 2010 г.

Мне довелось побывать в Есеновичах дважды. Первый раз, вместе с журналистом газеты «Тверские Ведомости» Павлом Ивановым мы были и в разрушенной церкви, и в местной библиотеке. Познакомились мы и с местными жителями, которые поведали нам о горькой судьбе храма, воссозданного в 1991 г. прихода и созданного ещё в годы Советской власти музея. Его жалкие остатки ещё можно наблюдать в одном из помещений Есеновской школы, но и они, как и всё это древнее, когда то очень красивое село, представляют собой печальное зрелище.

Второй раз мы были в селе Есеновичи в составе экспедиции, организованной вышневолоцким краеведом Евгением Ступкиным в с. Борзыни. Евгений Иванович собирает материалы о есиновском восстании «зелёных» 1919 г., которое было жестоко подавлено Красной Армией. Мы прошлись вместе с нашими спутниками по бывшей Красной Слободе до полуразрушенного храма, затем посетили сельское кладбище, где можно ещё наблюдать уцелевшие старинные захоронения. Я поднял с земли сломанный памятный крест, который установил на месте бывшей церкви первый он же последний староста воссозданного прихода Сергей Иванов. Крест уже почти истлел, и никому нет дела до его замены…

К сожалению, некогда богатейшее село Вышневолоцкого уезда сейчас влачит жалкое существование. Улица Красная Слобода – ведущая к центру села сейчас представляет собой полуистлевшие развалины домов середины XIX века. А ведь это первое, если не единственное село в уезде перестроенное по регулярной планировке. И дома эти, которые местные теперь распиливают на дрова, памятники былой эпохе процветания.Разгромленная часовня в Есеновчах. Фото 2010 г.

Что же случилось с нашей страной? Почему воссозданный в 1991 г. Преображенский приход с. Есеновичи сменил трёх священников и теперь числится только на бумаге - на деле же разгромленная часовня с покосившимся крестом в одном из зданий на площади в центре села, и разрушающийся древний храм? Почему в центре огромного села почти нет жилых домов? А дорога в Есеновичи будет пострашнее чем военные дороги 40х гг? Где корень нашего нежелания жить, нашей утерянной веры? Разве виновата советская эпоха и воинствующий атеизм? Но тогда веры у народа, несмотря на гонения было побольше чем сейчас. Или корень наших проблем надо искать в пресловутой демократической свободе и вседозволенности, отсутствии определённой идеологии, на которой как на фундаменте созидается вся жизнь народа?

Сравнивая жизнь прошлого и жизнь настоящего, всегда задаёшь себе подобные вопросы. И всегда думаешь о том, а есть ли надежда у народа? Или есть она, но для других – тех сытых и довольных кто улыбается нам с экранов телевизоров? И всё равно продолжаешь Верить, что есть она – Надежда, пока в сердце ещё живёт Любовь к Родине, родным местам и людям, которые наперекор всем напастям, продолжают здесь жить.

Денис Ивлев. Тверь-Вышний Волочёк-Есеновичи. 2010-2011 гг.

  Источники:

1.      ГАТО, Ф. 160, Оп. 1. Опись дел погоста Спас-Ясеновичи.

2.      ГАТО Ф.793.Оп.1.Д.39. План с. Есеновичи (1879)

3.       «Тверской Епархиальный статистический сборник», И. Добровольский, Тверь, 1901 г. стр. 212-213.

4.      «Справочная книга по Тверской Епархии. 1915 г.», Тверь, 1915 г., стр. 122-123.

5.      «Село Есиновичи (Спасс-Ясеновичи, Спасс-Есиновичи). Преображенская церковь 1785 г.», архитектурное описание, А.А. Галашевич, 1968 г.

6.      ГАТО Ф. Р-2723 Оп. 2, Д. 22 Сведения о религиозной обстановке на территории Калининской области. 10-11 сентября 1948 г.


Автор благодарит за помощь и предоставленные материалы кандидата искусствоведения Г.К. Смирнова, работников Есеновической библиотеки и средней школы с. Есеновичи.


Назад к списку