Георгия Победоносца и великомученицы Варвары села Матвеево - Вышневолоцкий район. Село Глубокое. Храм Георгия Победоносца.
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Вышневолоцкий район. Село Глубокое. Храм Георгия Победоносца.

Тихая моя родина…

            Наверное, у каждого человека есть место, которое он считает своей малой родиной. Понятно, что наша необъятная Россия наша общая и большая Родина. Но есть у каждого на её просторах маленькая точка, которая связана с твоими корнями, земля, где жили твои деды и прадеды. И даже если ты там никогда и не был, всё равно – это твоя малая родина.

            Так было до поры и у меня. Я родился и вырос в Вышнем Волочке, но мои предки по отцовской линии происходили из Георгиевского погоста с. Глубокое. С детства помню рассказы моего деда Ивлева Сергея Дмитриевича о его родной деревни Осиновик и о школе близ храма в Глубоком, о ремесленном училище в Ленинграде… Потом была война, блокада, которую он пережил, эвакуация по Дороге Жизни в Горький и возвращение домой. Отсюда из родного Осиновика в 1943 г. дед ушёл на фронт добровольцем. Воевал на Чёрном море и на Дальнем востоке, ходил бомбить с Аляски Японские острова. После возвращения с Дальнего Востока дед женился, всю жизнь отработал в мостоотряде и сейчас живёт в Вышнем Волочке.

            Георгиевская церковь с. Глубокое. Ф. XX в.И всё же корни наши в Глубоком. Частенько дед вспоминает о храме великомученика Георгия, сохранившемся на погосте в этом селе: «Красивая была церковь, колокольню далеко окрест было видать. Ходили мы с Осиновика учиться в Глубокое, школа располагалась рядом с кладбищем. Это большое деревянное здание. Здесь закончил я четыре класса, в пятый не смог пойти. В ту пору жилось трудно, вот и решили родители, что хватит учиться – пора работать и кормить семью. Так я и попал в Ленинград. А когда вернулся, взглянул на церковь и увидел, что обезобразили её: не было ни крестов, ни куполов. Но она так и стоит перед глазами, красивая такая, стройная… на пригорке среди сосен».

            Мои прабабушка и прадедушка. Ф. Д. ИвлевЗдесь на старинном кладбище, близ древних стен каменного храма нашли своё пристанище мои прадед и прабабушка Ивлевы Дмитрий Иванович и Дарья Николаевна, в девичестве Журавлёва. На соседнем с храмовым холмом погосте лежит мой прапрадед – Журавлёв Николай Васильевич. Когда мой дед был ещё мальчишкой, умер дедушка Николай. Хоронили его всем селом, уважаемым был он человеком. Когда то имел он в родной деревне свою торговую лавку. Был он человеком начитанным, дома у него была богатая библиотека. После его кончины книги были переданы в храм. Но в год его смерти перестал существовать и Георгиевский приход близ села Глубокое…

Глубокое – это старинное село. Ещё в Книге Бежецкой пятины 1545 г. мы находим упоминание о «деревни Глубокое у озера Глубоково на берегу: двор большой, а в нём сам Некраско, двор человек его Ондрейко, пашни в поле 9 коробей, а в дву по тому ж, сена 10 копен, 2 обжи».

 Село Глубокое. Ф. нач.  XX в.Центром прихода Глубокое станет немного позднее, в селе будет воздвигнут деревянный храм. Но в конце XVIII в. обветшавшая деревянная церковь будет разобрана, а на её вместе воздвигнут часовню святых Апостолов Петра и Павла. Она будет тоже деревянной.

Каменный же Георгиевский храм, с летним верхним приделом Благовещения Пресвятой Богородицы был воздвигнут на соседнем с селом холме в 1789 году. Был храм двухэтажный, однокупольный. Своей архитектурой он немного напоминает Спасо – Преображенскую церковь на Пятницком кладбище. И хотя теперь уже нет островерхой кровли на восьмигранном куполе, а сама колокольня давно уже разобрана, храм продолжает поражать своим величием и неповторимой красотой древнерусских храмов.

Георгиевская церковь в наши дни. Ф. Д. Ивлев.Горько смотреть теперь на разрушенную церковь. Почти осыпалась живопись середины XIX в. Сохранились лишь частично живописные изображения Новозаветной Троицы в алтаре и Рождества Христова в куполе. А ведь некогда купол украшали росписи выполненные в нежно – голубых тонах, сам храм был снаружи и изнутри был выкрашен жёлтой охрой, а детали декоративного убранства и карнизы были выбелены. Колокольню венчал островерхий шпиль, купол – полусферическая кровля и барабан с луковицей. С южной стороны к храму примыкал одноэтажный придел, здесь, по словам старожилов, уже после закрытия прихода тоже располагалась начальная школа, а теперь придела не существует. Сохранился лишь фундамент из дикого камня.

"Интерьер" Георгиевского храма. Ф. Д. Ивлев.Не сохранились деревянные перекрытия и потолки, деревянная лестница на второй этаж в летнюю церковь, как не сохранилась и ограда вокруг погоста из громадных валунов, да и от старого погоста мало, что осталось.

Лишь у алтаря содержится ещё в порядке семейное захоронение священника Алексеева Пётра Алексеевича (1822 – 1860). Надпись на его могильном камне таит в себе загадку: «Пастырь добрый полагает душу свою за овцы своя. Евангелие от Иоанна. Гл. 10, Ст. 11». Рядом с ним погребены: его супруга Ирина Александровна Алексеева (+ 2 февраля 1904 г. 73 года) и дети - статский советник Фёдор Петрович Алексеев (+ 23 января 1907 г. 65 лет) и Михаил Петрович Алексеев (+ 2 сентября 1904 г.).

            Могила священника Ф.Р. Преображенского. Ф. нач. XX в.В 1889 г. на погосте нашёл своё последнее пристанище другой настоятель храма священник Филипп Родионович Преображенский, под одним камнем с ним погребена и его супруга Прасковья Минишна. Она скончалась в 1909 г. Сохранилась фотография их надгробия, за которым видна часть стены Георгиевского храма.

            По данным «Тверского Епархиального статистического сборника» И. Добровольского на приходе служили: священник Сергий Порфирьевич Грешищев, он же преподавал закон Божий, дьякон Гавриил Иванович Колеров и псаломщик Гавриил Васильевич Нечаев. В приход входили деревни: Глубокое, Квошня, сельцо Демидово, Ухаб, Ольшово, Белавино, Прохово, Дудиха, Дятлово, Боброво, Волково, Глухино, Раменье, Мальцово, Бычино, Волошно, Осиновик, Павлищи, Юняхино. Всего прихожан было: 310 дворов, 1204 мужчины, 1315 женщин, среди них раскольников 25 мужчин, 36 женщин.

Часовен в приходе храма было четыре: в Глубоком – Петра и Павла, в Дудихе – мучч. Флора и Лавра, в Боброве – преподобного Нила Столобенского и в сельце Хвогине – Покрова Пресвятой Богородицы. Все они были деревянными.

Георгиевская церковь. Вид с запада. Ф. Д. ИвлевПроходит время, стираются людские судьбы, забываются поступки и имена, умирают и рождаются снова города и сёла, но навсегда место, где когда то совершали службу и молились сотни людей, о которых теперь мы уже ничего не знаем, остаётся святым. Так и этот погост, в стороне от всех дорог, от мирской суеты, не смотря на то, что давно уже порушен храм, продолжает хранить частичку святости на этой грешной земле.

Так думал я, покидая старый погост в Глубоком, и почему то казалось мне, даже когда я был уже дома – в Волочке, что побывал я на родине, такой далёкой и бесконечно родной, тихой светлой и печальной…

Денис Ивлев, с. Глубокое - г. Вышний Волочёк, 2008 г.

Статья опубликована в газете "Земля Вышневолоцкая"


Назад к списку