Денис Ивлев. Вышневолоцкая Голгофа.
Вышневолоцкая Голгофа.
В этом году Россия отмечает печальный юбилей одного из самых страшных гонений на Русскую Православную церковь в своей истории. Гонения 1937 г. стали не только одними из самых кровопролитных, но и завершились закрытием подавляющего числа православных приходов Русской церкви.
Занимаясь историей первых лет Советской власти и взаимоотношений государства и Русской Православной церкви, мне удалось накопить обширный материал по истории гонений на верующих в г. Вышнем Волочке. Удалось установить связь таких значимых для истории Русской Православной церкви людей как игумен Никон Воробьёв, игумен Никон Белокобыльский и мученик богослов Михаил Александрович Новосёлов с нашим городом.
Игумен Никон Воробьёв в 1914 г. закончил Вышневолоцкое реальное училище. После революции он несколько лет преподавал математику в Вышнем Волочке, затем вернулся в ставший родным город уже монахом после освобождения из лагеря в 1937 г. Здесь он прожил у врача вплоть до первых лет Великой Отечественной войны, в этом время он подрабатывал в городской больнице помощником врача.
Игумен Никон Белокобыльский – настоятель подворья Киево-Печерской Лавры в Санкт-Петербурге, бывший келейник первого священномученика Митрополита Киевского Владимира (Богоявленского) после освобождения из лагеря служил псаломщиком в Пятницкой церкви г. Волочка, затем с открытием храма в с. Федово в 1943 г. был там чтецом, а вскоре был поставлен туда же священником. Прослужил о. Никон в Федово до 1946 г. Предположительно в Федово он и скончался и был погребён на Федовском кладбище, но не исключено, что его тело было перевезено и в Вышний Волочёк на Пятницкое кладбище и погребено близ алтаря храма. Там же был позднее погребён и другой Федовский священник Леонид Орнатский.
Мученик Михаил Александрович Новосёлов был так же связан с Вышним Волочком. Здесь он не только занимался педагогической и издательской деятельностью, но и в 1920х гг. будучи уже видным деятелем Катакомбной церкви организовывал здесь одну из сессий подпольного собора. Вполне возможно, что собор проходил в Николо-Александровской церкви Вышнего Волочка, которая в то время была центром иосифлянского движения. Со священнослужителями этого храма Михаил Новосёлов поддерживал дружественные отношения и вёл переписку.
К сожалению, для нас вышневолочан, период 1920-1930х гг. остаётся закрытым, мы мало знаем о трагедии, которая разворачивалась в нашем городе в 1930е гг. – в самый разгар гонений на Русскую церковь.
Центром трагических событий 1930х гг. в нашем городе стала Вышневолоцкая тюрьма № 6 – современная женская колония. В застенках тюрьмы не только пытали и допрашивали, но и расстреливали мучеников за веру, тех, кто не отрекался от своих убеждений даже под угрозой смерти.
Кровавый след мучений приводит нас и на старое кладбище. Здесь в безвестных тюремных могилах погребены те, кто отдал свою жизнь за Христа: священномученики Владимир Мощанский и Виктор Воронов, преподобномученики Феодосий (Болдырев) и Стефан (Кусков), преподобноисповедница Анастасия Платонова и осуждённый вместе с ней прихожанин Богоявленского собора Борис Алексеевич Малышев. Конечно, немалая ещё работа предстоит по поиску документов, подтверждающих факт захоронения на Старом кладбище этих священномучеников, ведь расстреливали и хоронили тайно, не афишируя. Точно мы знаем о трёх погребениях кладбища – священномученика Владимира Мощанского, преподобномученицы Анастасии Платоновой и Б.А. Малышева. Но факт существования тюремных захоронений на территории кладбища косвенно свидетельствует о том, что и прочие священномученики, замученные в застенках Вышневолоцкой тюрьмы были погребены тутже.
Священномученик Владимир Мощанский – единственный из Вышневолоцких мучеников, имя которого не забыто. Его икона, богослужебный требник и наперсный крест хранятся в Богоявленском соборе Вышнего Волочка. О нём неоднократно писала газета «Верхневолжье Православное», приводя фотографии не только из его семейного архива, но и фото дома, где жил он в последние годы своей жизни, и фотографию его родных.
Священник Владимир Дмитриевич Мощанский родился в с. Заборовье Вышневолоцкого уезда (современный Вышневолоцкий район). Его отец – протоиерей Дмитрий Константинович Мощанский служил в Заборовской церкви в честь святых Апостолов Петра и Павла. Последние годы своей жизни он служил в Преображенской церкви на Пятницком кладбище Вышнего Волочка.
Служение отца Владимира прошло вдалеке от родных мест. После окончания Тверской духовной семинарии и женитьбы на дочери священника Иоанна Дмитриевского Евдокии, он был рукоположен в сан диакона к храму с. Рогачёво Ржевского уезда Тверской губернии. Здесь у о. Владимира родись дочь Ольга и сыновья Владимир, Александр и Николай. При рождении последнего ребёнка Евдокия Мощанская умерла и детей помогала воспитывать её сестра Александра Ивановна.
Следующим местом служения о. Владимира стал храм Успения Пресвятой Богородицы в с. Спасское Кашинского уезда. Здесь о. Владимир был возведён в сан протоиерея. В
В Пятницкой церкви священник крестил младенцев, отпевал покойников, служил панихиды на городском кладбище. После служения панихид от уходил на пустое место, где не было могил и служил там особую панихиду. Так о. Владимиру было открыто место его будущего погребения – не в семейной могиле, а в тюремной.
Священник Владимир Мощанский был арестован 13 февраля
27 апреля было принято решение передать дело священника в суд. Суд состоялся 27 июня
На суде священник заявил:
- В чём меня обвиняют – это мне понятно. Виновным себя не признаю в том, что я говорил, но только не с целью агитации; сказал, что люди учёные тоже верят в Бога. Больше я ничего не говорил. Виновным себя в антисоветской агитации не признаю.
Требование прокурора судьями было поддержано. О. Владимир подал жалобу с просьбой пересмотреть приговор. 16 августа
Всё это время священник находился в Вышневолоцкой тюрьме. Камеры были переполнены. Приходилось постоянно стоять на ногах. Все посылки, которые ему передавали родные, о. Владимир раздавал сокамерникам. Видя страдания престарелого священника заключённые возмутились, стали стучать в дверь с требованием прекратить мучения о. Владимира. Но администрация тюрьмы улучшить условия содержания священника отказалась. Так, не вынеся тяжёлых условий заключёния, о Владимир скончался в Вышневолоцкой тюрьме 7 сентября
О. Владимира погребли в тюремной могиле на Пятницком кладбище. О месте погребения священника родственники узнали от начальника хозяйственной части тюрьмы, которому батюшка стал являться во сне. Но в настоящее время это место утеряно.
17 сентября
После переворота
6 августа
В обвинительном заключении значилось, что он «ведёт повстанческую агитацию, систематически ведёт антисоветскую агитацию среди колхозников о скорой войне и гибели советской власти». 13 сентября Тройка НКВД приговорила иеромонаха Стефана к расстрелу. 17 сентября в застенках Вышневолоцкой тюрьмы приговор был приведён в исполнение.
15 ноября 1937 г. в Вышневолоцкую тюрьму был помещён священник церкви с. Заборовье Виктор Воронов. Жизнь этого священника с самого раннего детства была связана с Вышним Волочком. Виктор Иванович Воронов родился 10 марта 1889 г. в городе Вышнем Волочке. В 1923 г. он был рукоположен в сан священника к одному из городских храмов. В это же время он подвергся аресту и был приговорён к пяти годам заключения за неуплату налога. Отец Виктор обжаловал приговор. И суд в виду того, что священник был действительно весьма беден приговор отменил.
В 1930 г. о. Виктор переехал служить в храм села Заборовье Есеновического района. Здесь он поселился вместе с женой Александрой Фёдоровной и двумя сыновьями пяти и трёх лет. В 1936 г. власти снова арестовали священника и обвинили в том, что он ведёт рождения и смерти прихожан. На этот раз священнику пришлось заплатить штраф. Но на этом гонители не успокоились. 15 ноября 1937 г. о. Виктор был заключён в Вышневолоцкую тюрьму.
В чём обвиняли священника становится понятным из протоколов допроса:
- Следствие располагает материалами, что вы вели контрреволюционную агитацию, направленную против существующего строя.
- Контрреволюционную агитацию против существующего строя я не вел и виновным себя не признаю.
- Следствие располагает материалами, что в 1937 году вы пытались устроить антисоветскую демонстрацию. Предлагаем дать откровенные показания.
- Антисоветской демонстрации я не пытался устроить и виновным себя в этом не признаю.
- Следствие располагает материалами и свидетельскими показаниями о вашей попытке устроить антисоветскую демонстрацию. Предлагаем дать правдивые показания.
- Я вторично утверждаю, что попытки с моей стороны устроить антисоветскую демонстрацию не было.
- Следствие располагает материалами, что вы распускали провокационные слухи о скорой войне и гибели советской власти.
- Провокационных слухов о войне и гибели советской власти я не распускал и виновным себя в этом не признаю.
- Следствие располагает данными, что вы без разрешения сельсовета ходите по домам и совершаете обряды. Признаетесь в этом?
- Я считаю, что для совершения обрядов в домах верующих разрешения местного сельсовета не требуется.
27 ноября Тройка НКВД приговорила священника к расстрелу. Священник Виктор Воронов был расстрелян 29 ноября 1937 г.
24 декабря
Священномученик Феодосий родился 8 февраля
В том же
24 декабря было составлено обвинительное заключение, 27 декабря Тройка НКВД приговорила священника Феодосия Болдырева к расстрелу. Приговор был приведён в исполнение в застенках Вышневолоцкой тюрьмы 29 декабря
19 ноября
Священник Симеон Платонов – в прошлом один из лидеров Санкт-Петербурского Общебратского союза (
После прекращения богослужений в Богоявленском соборе он стал совершать подпольные службы в доме у прихожанки собора Марии Николаевны Малышевой по адресу Урицкого, 67. Эти богослужения стала посещать и монахиня Анастасия (Платонова), приезжая из Малой Вишеры.
17 октября
24 октября
- Какое наказание суд не определил, я остаюсь при своих убеждениях, моя жизнь – это вера в Бога, - заявила на суде мать Анастасия.
Приговор был суровым: монахиню Анастасию, Малышевых и В.Н. Троицкую приговорили к 10 годам ИТЛ с поражением в избирательных правах и конфискацией личного имущества; о. Симеона Платонова и М.Р. Данилова – к высшей мере наказания, с конфискацией имущества. 5 ноября
Не выдержав тяжести следствия и заключения, монахиня Анастасия Платонова умерла в стенах Вышневолоцкой тюрьмы и была погребена в братской могиле на Пятницком кладбище Вышнего Волочка.
Сейчас мы только начинаем осознавать всю полноту этой трагедии. Но к глубочайшему сожалению, след репрессий как-то стал забываться на фоне современных политических событий и проблем. И виной этому государственная политика в отношении исследований этого периода. Если в 1990е гг. в архивы, где хранились расстрельные дела был открыт доступ для всех исследователей, то до этого года в архив ФСБ можно было попасть лишь по письменной доверенности родственников замученных священнослужителей и мирян. Но где искать родных тех, кто погиб в далёкие 1930е гг.? Судьба разбросала всех по разным уголкам не то что бы России, но и целого мира. Задача невыполнимая. Как возможно найти родственника расстрелянного монаха, ведь о семье его мы вообще зачастую ничего не знаем.
Так и получается, что доступ исследователю к кровавым документам был закрыт. Почему? Чего боялось наше внешне демократическое государство? Разоблачения? Мести? В этом году наступил 75-летний срок давности на документы 1937 г. Попасть в архивы стало проще. Но вот вопрос придут ли туда исследователи, будут ли открыты миру имена новых священномучеников и исповедников.
Поразительно, но факт, что прошедшие 12 лет от Тверской Епархии не был канонизирован ни один священномученик или мученик! Память тех, кто погибал, для того, что бы жила вера в Иисуса Христа и теперь блекнет, судьбы их не изучаются. И лишь немногие из исследователей продолжают собирать крупицы сведений о мучениках и исповедниках Тверской Епархии. Но можно ли забыть те годы мучений, те невинные жертвы, замученные в тюрьмах и лагерях? Забыть их – значит забыть свою историю, ошибки прошлого…
Народ, не помнящий свою историю, лишён будущего!
Денис Ивлев, г. Москва – г. Вышний Волочёк,
Назад к списку