Преподобномученик Василий (Богоявленский). Николо-Теребенский монастырь, Вышневолоцкий уезд (Максатихинский район).
Преподобномученик Василий (Богоявленский)(1867 - 1918), Епископ Черниговский и Нежинский.
Память 14 августа, в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской и Брянских святых
В миру Богоявленский Василий Дмитриевич, родился 1 февраля 1867 года в с. Старое Сеславино Козловского уезда Тамбовской губернии в семье священника. Окончил Тамбовской духовной семинарии по 1-му разряду со званием студента. 20 сентября 1888 г. (по др. данным, в 1889) был рукоположен во диакона к церкви Рождества Христова в с. Старая Дегтянка Козловского уезда. 11 марта 1890 г. рукоположен во священника к церкви Покрова Пресвятой Богородицы в с. Овсянка Кирсановского уезда Тамбовской губернии, состоял законоучителем в нескольких церковноприходских школах.
В 1896 г. с семьей переселился в Казань, продолжил образование в Казанской духовной академии, которую окончил в 1900 г. со степенью кандидата богословия. Будучи студентом академии состоял законоучителем в Казанской общине сестер милосердия Красного Креста, вел религиозные собеседования с нижними чинами учебных команд при 5 батальонах, расположенных при Казанском вещевом интендантском складе. По окончании академии служил в кафедральном соборе, затем в церкви Казанского Троице-Феодоровского женского монастыря, с 1901 г.- в кладбищенской церкви.
В 1905 г. вернулся в кафедральный собор на должность ключаря, одновременно являлся законоучителем Спасо-Феодоровской школы, затем начальных городского и министерского училищ, а также Речного училища 1-го разряда. В течение нескольких лет был членом комитета по проверке отчетов Казанской духовной академии и Казанского епархиального женского училища, членом-учредителем братства во имя Пресвятой Богородицы при кафедральном соборе, членом Церковного историко-археологического общества.
В 1907 г. назначен членом Казанской консистории. В это время написал сочинение «Вторая книга Маккавейская: Опыт исагогического исследования» (Каз., 1907), за которое советом Казанской духовной академии 4 июня 1907 г. был удостоен степени магистра богословия. Овдовев, 14 августа 1908 г. принял монашеский постриг в Александро-Невской лавре от Гдовскогоеп. сщмч. Кирилла (Смирнова) с оставлением прежнего имени. 15 октября того же года назначен ректором Черниговской духовной семинарии с возведением в сан архимандрита.
26 июля 1909 г. хиротонисан во епископа Сумского, викария Харьковской епархии. Хиротонию в Александро-Невской лавре возглавил Санкт-Петербургский митр. Антоний (Вадковский).
За два года пребывания на кафедре благоустроил Куряжский Преображенский монастырь, служивший местопребыванием Сумского епископа, устроил при нем два странноприимных дома. В марте 1911 г. был назначен епископом Новгород-Северским, викарием Черниговской епархии. 12 мая того же года был назначен епископом Черниговским и Нежинским.
За первые два года пребывания на кафедре архиерей объехал епархию, проповедовал во всех храмах, где совершал богослужения. 26 июня 1911 г. в Чернигове были заложены храм во имя св. кн. Александра Невского и епархиальный дом имени императора Николая II, освящение которых состоялось 14 ноября 1912 г. Николаевский дом стал просветительским центром епархии: его большой зал был предназначен для проведения лекций. Здесь была собрана большая библиотека, организованы музей церковной старины и школьный музей ученических работ и наглядных пособий, работал книжный магазин братства св. кн. Михаила Черниговского. Еп. Василий предложил устроить аналогичные братские дома в городах и селах епархии. По его благословению 11 апреля 1912 г. в Николаевском хуторе Новгород-Северского уезда было открыто второе епархиальное женское училище (одно уже действовало в Чернигове) с сельскохозяйственным отделением. Училище вскоре было названо Василиевским - во имя свт. Василия Великого, в нем на средства епархиального духовенства была учреждена стипендия имени еп. Василия, предназначавшаяся для одной из беднейших воспитанниц. При Троицком монастыре архиерей устроил духовную музыкально-певческую школу.
В 1914 г. Черниговское епархиальное управление на собранные пожертвования приобрело дворец гр. Завадовского в с. ЛяличиСуражского уезда для размещения в нем просветительских и благотворительного учреждений;одним из первых взнос на покупку дворца (1 тыс. р.) внес Черниговский архиерей. 6 мая 1915 г. в Ляличском дворце состоялось открытие лазарета на 100 мест, его содержание осуществлялось за счет средств духовенства Черниговской епархии. 6 августа 1915 г. по благословению архиерея была открыта благотворительная столовая на 300 чел. 30 декабря 1916 г. состоялось освящение храма при Ляличском дворце, были открыты второклассная учительская жен.школа и при ней начальная школа-приют для девочек, чьи отцы погибли на фронте.
Владыка активно руководил деятельностью братства св. кн. Михаила Черниговского (создано в 1888), основными задачами которого были духовное просвещение, миссионерство и благотворительность, а также сельскохозяйственная взаимопомощь, поскольку братчиками в основном были крестьяне. К 1916 г. в Черниговской губернии действовали 15 уездных отделений братства, 1059 сельских братств, в которых состояло до 20 тыс. чел. В целях укрепления миссионерской деятельности по предложению архиерея произошло объединение всех епархиальных миссионеров в общество при братстве св. кн. Михаила, ставившее своей задачей борьбу с расколом и сектантством. 1 мая 1912 г. было учреждено братство св. Филарета Милостивого при жен.епархиальном училище.
Еп. Василий придавал большое значение издательской деятельности. Летом 1911 г. в связи с намеченным на сентябрь посещением Чернигова императором Николаем II под руководством архиерея была создана книга «Картины церковной жизни Черниговской епархии из IX вековой ее истории» (К., 1911). В 1912 г. в епархии начал выходить научно-богословский журнал «Вера и жизнь». С 1914 г. братство св. кн. Михаила Черниговского издавало газету «Черниговский церковно-общественный вестник» (сначала 3 раза в неделю, затем ежедневно).
В 1913-1914 гг. присутствовал на заседаниях Синода. В июле 1916 г. назначен исполняющим обязанности председателя Издательского совета при Синоде. 5 октября того же года возведен в сан архиепископа. После Февральской революции 1917 г. по распоряжению Черниговского губисполкома владыку дважды арестовывали, 29 марта 1917 г. он был отправлен в Петроград, обвинен в узурпации власти и стремлении к наживе, освобожден за недоказанностью обвинений.
14 апреля 1917 года по указу Временного правительства освобожден от присутствия в Синоде, 6 мая уволен на покой, назначен настоятелем Теребенской Никольской пустыни, 11 августа переведен настоятелем в Московский Заиконоспасский монастырь.
20 июля 1918 года Советом Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. был включен в состав Собора, 24 июля назначен благочинным ставропигиальных монастырей. 14-17 августа патриарх Тихон (Беллавин) и Синод постановили послать архиеп. Василия и мч. миссионера Алексия Зверева в Пермь для выяснения обстоятельств ареста Пермского архиеп. сщмч. Андроника (Никольского). Позднее с разрешения патриарха к ним присоединился архим. Матфей (Померанцев). Советское правительство дало согласие на расследование и даже предоставило комиссии отдельный вагон.
27 августа 1918 года на обратном пути, между Пермью и Вяткой, за мостом через реку Каму, в вагон, где ехала делегация Собора во главе с архиеп. Василием, ворвались красноармейцы, вывели членов делегации из поезда и расстреляли. Материалы расследования и средства, собранные на нужды Собора, были похищены. Местные крестьяне нашли тела мучеников и похоронили их. На могилу началось паломничество, власти вырыли тела и сожгли.
В 2000 г. преподобномученик Василий причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви для общецерковного почитания.
Сочинения:
Епархиальные съезды духовенства и их деятельность и значение. Омск, 1902. (Беспл. прил. к Омск.ЕВ. 1902);
Речь при наречении во еп. Сумского, вик. Харьковской епархии // ПрибЦВед. 1909. № 31. С. 1415-1416;
Архипастырское слово к соработникам на ниве Христовой пастырям Церкви Черниговской. Чернигов, 1912.
Литература:
ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 531;
РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. Д. 19128;
РГИА. Ф. 796. Оп. 439. № 199 (форм.список);
РНБ ОР. Ф. 102. № 432. Л. 45.
Савинский С. Преосв. Василий, еп. Черниговский и Нежинский // Рус.паломник. 1913. № 45. С. 720;
он же. Открытое письмо сотруднику «С.-Петербургских ведомостей» по поводу неосновательных выпадов сотрудников газеты против еп. Черниговского Василия. СПб., 1915;
Собор, 1918. Определения. 1994. Вып. 1-4;
Агафонов П. Н. Архиеп. Пермский и Кунгурский Андроник (Влад.Никольский). Пермь, 1995. С. 60;
Рос. Церковь в годы революции (1917-1918). М., 1995;
Королев В. А. Любовью побеждая страх: Жизнеописания нмч. Российских: Архиеп. Пермский Андроник, еп. Соликамский Феофан, архиеп. Черниговский Василий, еп. Семиреченский Пимен, 1867-1918. Фрязино, 1998;
Священный Собор Правосл. Российской Церкви 1917-1918 гг.: Обзор деяний. 3-я сессия / Сост. А. Г. Кравецкий и Г. Шульц. М., 2000.
Использованные материалы:
Игум. Дамаскин (Орловский),К. Г. Калганов. Василий (Богоявленский Василий Дмитриевич). Православная энциклопедия, т. 7, с. 37-38. http://www.pravenc.ru/text/150523.html
Источник:http://drevo-info.ru/articles/18225.html
Преподобномученик Василий (Богоявленский), еп. Черниговский. Фотография. 10-е гг. XX в. (РГИА)
Назад к списку