Иеромонах Никола (Ширинский-Шихматов). Князь, офицер, инок.
Иеромонах Никола (Ширинский-Шихматов). Князь, офицер, инок.
Чем глубже погружаешься в изучение биографий мучеников и исповедников Русской церкви XX столетия, тем больше осознаёшь тот масштаб духовного падения нашего народа в тот период. И последствия той духовной катастрофы мы продолжаем пожинать до сих пор. Перед нами непростая биография человека, у которого было всё – имя, влияние, средства, но он отрёкся от всего этого ради веры во Христа. Иеромонах Никола из древнего рода князей Ширинских-Шихматовых связан с нашей Вышневолоцкой землёй своими корнями и своей нелёгкой судьбой.
В миру иеромонаха Николу звали Аникита Андреевич Ширинский-Шихматов. Он родился 30 апреля 1896 г. в семье князя Андрея Александровича Ширинского-Шихматова – выдающегося коллекционера, охотоведа, художника, археолога и благотворителя. Усадьба князей Ширинских-Шихматовых располагалась в Вышневолоцком уезде и носила поэтическое название Островки. После революции название это исчезло с карты, долгое время в доме Ширинских-Шихматовых располагался детский дом, по нему и само место получило и доныне носит сиротское название – Детский дом.
Мать Аникиты – Людмила Карловна урождённая фон Мекк была дочерью миллионера немецкого барона Карла Георга Фридриха фон Мекк, которого по-русски все звали Карл Фёдорович. Мать Людмилы Карловны – Надежда Филаретовна фон Мекк была против брака дочери и князя А.А. Ширинского-Шихматова, называя его «ненадёжным человеком». Позднее Людмилу Карловну по паспорту будут звать Людмила Георгиевна, но это ошибкой не будет, ведь одно из имён отца – Георг. Всего в семье было несколько детей. Сёстры Павла Андреевна, Екатерина Андреевна и Мария Андреевна. Все приняли позднее мученическую кончину за веру Христову в заключении. Образа их небесных покровителей разместил в усадебном Успенском храме отец.
Отец Аникиты был знаком со многими выдающимися художниками своего времени. Многие бывали у него в гостях в усадьбе. Бывал здесь и святой праведный Иоанн Кронштадтский, посещения усадьбы которым в 1899 и 1906 годах застал малолетний Аникита Андреевич. Воспоминаний об их встречах не сохранилось, но Аникита конечно же участвовал во всех семейных торжествах и ярких событиях, таких как, например, закладка Успенского храма-музея в Островках в 1901 г. и его освящение в 1904 г.
В 1915 г. князь Андрей Александрович вместе со старшим братом Алексеем Александровичем Ширинским-Шихматовым – в то время губернатором Тверской губернии – организовал общество «Художественного возрождения России», в которое вошли многие именитые художники. Тогда же браться строят знаменитый Фёдоровский городок в Царском селе. В 1908 г. князь А.А. Ширинский-Шихматов назначается вице-губернатором Эстляндии, в 1909 г. – на ту же должность в Симбирскую губернию, а с 1915 г. становится губернатором Саратова. В 1916 г. Андрей Александрович – товарищ министра внутренних дел.
В это время Аникита находится на фронтах Первой мировой. В 1914 г. он окончил Санкт-Петербугский пажеский корпус и поступил на службу в Преображенский полк. Началась Первая мировая война, получившая среди соотечественников название Отечественная. Штабс-капитан Аникита Андреевич Ширинский-Шихматов командовал маршевой ротой. В 1915 г. ранен в лёгкие, в 1917 г. контужен и отправлен в отпуск в Крым. В том же 1917 г. полк был расформирован, но молодой офицер ещё не осознал всю тяжесть сложившейся революционной ситуации в стране. Из воспоминаний кузена Римского-Корсакова известно, что «Аникита, только что демобилизовавшийся из армии, жил ещё интересами своего полка. Он с азартом рассказывал что-то о солдатских комитетах, о снятии погон, о геройстве некоторых своих товарищей офицеров и, наконец, о том, что ему удалось с кем-то из офицеров спасти знамя их Преображенского полка, зарыв его где-то в тайном месте по дороге в Ярославль».
Но азарт скоро сменился горьким разочарованием. В 1918 г., когда Аникита Андреевич явился в Алексеевское училище на регистрацию офицеров, последовал арест и заключение в одиночную камеру № 27 Бутырской тюрьмы. Здесь он провёл полгода без предъявления какого-либо обвинения. Наконец обвинение было предъявлено в участии в контрреволюционном монархическом заговоре. Дядя Аникиты – старший брат отца Алексей Александрович во время революции создал монархическую организацию по спасению Царской семьи, куда вошли его дети – кузены Аникиты – кавалергарды царской армии Георгий, Кирилл и Александр. Но участков организации предали, семье удалось эмигрировать. Из-за них арестовали Аникиту.
Виновным себя Аникита не признал, на допросе доказывал, что его арестовали по ошибке, спутав его с кузенами, служившими во время войны при Английской миссии переводчиками. Но власти приговорили его к лишению свободы до конца гражданской войны. Последующее заключение он отбывал в одном из первых в мире концлагерей - Ивановском - в закрытом Иоанновском монастыре. В 1920 г. его выпустили.
В 1920-1922 гг. он начал службу в различных советских учреждениях. Но тучи постоянно сгущались над ним и над его семьёй. Невесту Аникиты звали Матрёна Теппонен. Отец его был репрессирован. В 1922 г. у молодых должен был родиться ребёнок, но Аникиту уже дважды арестовывали, и родители беспокоились, что тяжёлая судьба постигнет их чадо. Решено было пойти на хитрость, что бы дать ребёнку официальную регистрацию с безопасной фамилией. Матрёна заключила официальный брак с Алексеем Григорьевичем Чижовым, а новорожденный сын стал Александром Алексеевичем Чижовым. Родился он в д. Межно близ станции Сиверской под Петроградом, но и место рождения было поменяно на Лениград.
Стоит отметить, что на станции Сиверской находился дом отца и деда Андрея Александровича Ширинского-Шихматова. Здесь и родился сын Аникиты. Когда-то в лучшие времена князь здесь занимался археологическими раскопками со своим другом Н.К. Рерихом и принимал царские охоты с баронами Фредериксом, Дерфельденом и Мюллером. Отец Аникиты в то время был авторитетнейшим знатоком медвежьих охот. В 1900 г. написал книгу «По медвежьим следам», сконструировал пулю для гладкоствольного оружия, которую назвали его именем, и механическую медвежью рогатину…
Матрёна так же изменила себе отчество, дату и место рождения. Она погибла во время блокады Ленинграда. В их квартиру на Гороховой, 25 попала бомба…
Кстати, сын Максима Горького и Екатерины Пешковой – Максим – родился в Полтавском имении князя Ширинского-Шихматова. Екатерина тесно общалась с Людмилой Карловной и вела с ней переписку. Но позднее это не спасло её от ужасной судьбы. В 1930 г. её следы обнаруживаются во Владимире на Клязьме, где она находилась в ссылке вместе с сёстрами Аникиты Марией и Екатериной.
В январе 1922 г. последовал новый арест и два месяца тюрьмы. Но только Аникиту отпустили, как снова арестовали. В заключении он провёл до конца 1922 г. В 1924 г. его снова арестовывают и приговаривают к трём годам ссылки в Сибирь в г. Обдорск Тобольской губернии.
По возвращении из ссылки Аникита живёт в Москве и посещает Высоко-Петровский монастырь, где и принимает решение стать монахом. Видимо на это решение оказал влияние его духовник – архимандрит Агафон (Лебедев). Вот свидетельство монахини Игнатии: «В Выско-Петровском монастыре появился высокого роста худощавый юноша Аникита – из рода князей Ширинских-Шихматовых. Брат Аникита стал духовным сыном архимандрита Агафона (Лебедева; в схиме – схиархимандрита Игнатия). Ни шагу не делал без его благословения, исписывал длинные страницы откровениями помыслов и во всем перед батюшкой благоговел…»
В 1929 г. его постриг в монашество епископ Варфоломей (Ремов) с именем Никола. Матушка Игнатия продолжает: «Пришло время, и Владыка Варфоломей постриг молодого князя, дав ему в монашестве имя Николы-Святоши, князя Черниговского. Отец Никола очень скоро был рукоположен во иеродиакона и с рвением, тщанием и любовью проходил в Высоко-Петровском монастыре свое послушание».
В 1929-1930 гг. иеродиакон Никола служит в храме преподобного Сергия на Большой Дмитровке, затем рукополагается во иеромонаха и служит в храме Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках. Проживает на одной квартире вместе с епископом Гавриилом (Абалымовым) по адресу ул. Трубная, 36-1.
29 сентября 1930 г. последовал очередной арест и заключение в Бутырскую тюрьму. Коллегия ОГПУ обвинила его в членстве в «антисоветской группировке, вёл а/с пропаганду, распространял провокационные слухи». Один из свидетелей показал: «Руководящую роль в контрреволюционной деятельности нелегального монастыря выполнял вернувшийся из ссылки бывший князь Ширинский-Шихматов, который лично мне рассказывал о творящихся ужасах и издевательствах над заключёнными, что он всегда готов вести борьбу с ненавистной ему советской властью»
13 января 1931 г. был вынесен приговор – три года концлагерей. Наказание иеромонах Никола отбывал в Усольлаге и Вишерском исправительно-трудовом лагере. В январе 1932 г. иеромонах Никола освободился из концлагерей и снова приехал в Москву. В феврале 1933 г. он начинает служить в церкви преподобного Сергия на Большой Дмитровке. Но вскоре последовал арест.
В это время осудили на ссылку в Казахстан и двух сестёр иеромонаха Николы Марию и Екатерину, затем их расстреляли. Сестру Павлу приговорили к 5 годам концлагерей и вскоре расстреляли… Мать – Людмилу Георгиевну лишили гражданских прав и права проживания в шести городах. Последнее место жительства Людмилы Георгиевны – Тамбов, где она скончалась в крайней нищете, ненадолго пережив всех своих детей...
В 1933 г. поползли слухи, что у Аникиты – иеромонаха Николы есть сын. В это время кузен иеромонаха Николы – Павел Васильев (сын сестры матери Аграфены фон Мекк) – направляется из Ленинграда на учёбу в военно-политическую академию в Москву. По некоторым данным, ему стало известно об этих слухах и он посоветовал иеромонаху Николе написать отречение от сына. Судя по сохранившейся подписи на детской фотокарточке сына Александра, которую отец Никола направил Павлу Васильеву, что тот всё сделал, но не официально, а «левым образом». Вот эта надпись: «Дорогой Павлик, шлю тебе карточку. Да точно. Я отрекся Сына. Черновато сделано». О любви отца к сыну и его переживаниях говорит единственная буква в этой подписи – заглавная С в слове Сына.
27 апреля 1933 г. началось новое дело «Ширинского-Шихматова А.А.». Вело его Особое совещание при Коллегии ОГПУ. Отца Николу арестовывают и помещают в Бутырскую тюрьму. Вскоре вынесен приговор – три года исправительно-трудовых лагерей по обвинению в «участии в к/р организации церковников». Отбывал отец Никола наказание в Сиблаге в Кемеровской области. В 1936 г. последовало освобождение.
В общей сложности отец Никола отбыл в тюрьмах и лагерях 10 лет и 2 месяца, после чего его здоровье было окончательно подорвано и его признали непригодным к какой-либо физической работе. В Москву иеромонах Никола не вернулся. В 1937 г. он оказывается в Томске, где первое время служил пономарём. В марте 1937 г. освобождается место священника в Троицкой (бывшей единоверческой) церкви Томска, где он и приступил к служению. В Томске он жил по адресу ул. Войлочная Заимка, 21-1.
В том же 1937 г. последовал новый арест. На допросе о. Никола вёл себя уверенно, обвинения не признал, но твёрдо заявил, что «действительно, является монархистом, что Советскую власть встретил враждебно и относится к ней так до сих пор». Обвинили иеромонаха в «участии в контрреволюционной монархической организации «Союз спасения России», созданной для свержения Соввласти, завербовал в эту к/р организацию поэта Н.А. Клюева».
17 сентября 1937 г. был приведён в исполнение приговор к высшей мере наказания – расстрелу.
4 мая 1989 г. был реабилитирован.
Денис Ивлев, историк.
Источник:
- Никола (Ширинский-Шихматов Аникита Андреевич). Новомученики и Исповедники Русской Православной церкви XX века, сайт ПСТГУ: http://www.pstbi.ccas.ru/bin/db.exe/ans/nm/?TYZCF2JMTdG6XbuBe8eieu*U87Wcs8WhsOeceGqMeCKgcC8icW*ca81Zf81Wfe6d660he8ecse*UU8qYs8KZceXb8E* (просмотр 05.12.2018 г.).
Автор благодарит за материалы Ольгу Александровну Федюшину (г. Санкт-Петербург).
Назад к списку