Денис Ивлев. Михаил Сердюков и Городолюбская Спасо-Преображенская пустынь.
Михаил Сердюков и Городолюбская Спасо-Преображенская пустынь.
К 100-летию установки памятника на могиле М.И. Сердюкова.
Сейчас всё чаще и чаще начинает звучать в разных уголках России имя гидротехника, создателя Вышневолоцкой водной системы Михаила Ивановича Сердюкова . К сожалению, в Вышнем Волочке ситуация как раз наоборот - об этом удивительном человеке, которому город обязан своим промышленным развитием, сейчас как то не принято вспоминать. Разрушается усадьба, частные владельцы переделывают флигеля и строения XVIII в. под свои нужды. Скоро и очередь до дома дойдёт. А ведь усадьба М.И. Сердюкова не только сохранный памятник XVIII века, но и одна из немногих усадеб того времени сохранившаяся почти в первозданном облике.
О проблемах сохранения усадьбы Сердюкова говорят только краеведы, основной же массе наших граждан нет как то дела до памяти. За последнее десятилетие горожане как то отвыкли от мысли, что вокруг них существует удивительный, уникальный город – действительно Русская Венеция с рукотворными каналами. Главный из них – Цнинский, долгое время носивший название Сердюковский, теперь превратился в ужасное зрелище. Обвалившиеся и загаженные берега, не говоря уже о том, что лежит на дне канала. Итак, мы наблюдаем гибель исторических памятников, связанных с М.И. Сердюковым.
Подобная же ситуация и с захоронением Михаила Ивановича на кладбище села Городолюбля. Мне совсем недавно – осенью 2011 г. удалось побывать на его могиле. Пробраться на внедорожнике к погосту мы не смогли – дорога к храму и кладбищу размыта лесными ручьями. Поэтому пришлось ехать на велосипеде. И что же предстало перед нашими глазами.
Храм в Городолюбле закрыт был ещё в 1930-х гг. Это один из самых молодых каменных храмов Вышневолоцкого уезда. Он был построен в 1886 – 1890 гг. на средства одного из представителей рода купцов Болотиных - Василия Андреевич Болотина, бывшего тогда старостой прихода. Небольшая трёхпрестольная каменная церковь была устроена на южной оконечности кладбища. Храм венчал один купол, с запада над притвором была устроена одноярусная колокольня с шатровым верхом. Это один из немногих храмов уезда выстроенный в русском стиле и, наверное, самый красивый из них.
Вторая деревянная церковь на погосте во имя Преображения Господня была устроена на месте соборной церкви одноимённой пустыни. По приданию обитель на берегах Городолюбского озера основал ещё в XII веке преподобный Варлаам Хутынский. В память об этом второй придел деревянной церкви и один из приделов каменной носили посвящение именно этому святому. Храм был построен в 1797 – 1796 гг. 10 апреля 1796 г. согласно резолюции Тверского Архиепископа Иринея «было велено перенести из упразднённой, построенной в 1686 г. церкви, годный иконостас в новую церковь… Весь иконостас древнего письма, имеет шесть поясов (ярусов)». В 1903 г. деревянную церковь перевезли из Городолюбли в только что образованный приход с. Лужниково. Она существует и поныне. В настоящее время открыта и действует.
Захоронение Михаила Ивановича Сердюкова было расположено как раз близ алтаря Преображенской церкви. «Русский провинциальный некрополь» приводит такие сведения об этом захоронении: «Сердюков Михаил Иванович, строитель Вышневолоцкой водной системы, + около 1753 г. (с. Городолюбля Вышневолоцкого уезда)». Надпись на сохранившейся каменной плите, положенной на могиле М.И. Сердюкова в середине XVIII века гласила: «на семъ месте погребены михаил р. (одитель) и iван сердюковы».
В 1912 г. Министерство путей и сообщения установило на могиле Михаила Ивановича ещё один памятник с надписью: «Здесь покоится прах строителя Вышневолоцкой водной системы судоходства Михаила Ивановича Сердюкова». В этом году мы как раз отмечаем юбилей этого события.
Удивителен тот факт, что Михаил Сердюков был погребён не у стен Казанского соборного храма Вышневолоцкого яма, а здесь в Городолюбской пустыни. Усадьба М.И. Сердюкова на берегу заводского водохранилища не относилась в церковном подчинении к приходу села Городолюбли, да у обители и прихода как такового не было. Приход стал собираться вокруг Городолюбской церкви лишь на рубеже XVIII – XIX вв. Но даже и тогда в церковном отношении место жительства талантливого гидротехника продолжало относиться к приходу Казанского собора в Вышнем Волочке.
Кем был для обители Михаил Иванович Сердюков? Благотворителем? В пользу этой версии свидетельствуют две надписи, найденные мною на страницах «Описания древностей храмов Вышневолоцкого уезда». Документ был составлен в 1903 г. К нему благочинный вышневолоцкого округа среди прочих описей церковной старины 1ого благочиннического округа приложил и «Опись 1799 г., найденную при Городолюбской церкви, которая ныне передана с всеми иконами и в течении сего января будет перевезена в деревню Лужниково Спас – Ясеновического прихода».
В этой описи приведены сведения о подаренных в разное время обители книгах. Книги в XVII – XVIII вв. были предметом дорогостоящим и ценились весьма высоко, особенно в сельских приходах и монастырях. Пожертвовать их могли лишь люди состоятельные, такие, к каким относился и М.И. Сердюков и его потомки.
Так в обитель в была пожертвована мартовская минея, 1741 г. издания. Надпись на ней приведена следующая: «Сия книга вкладчика Михаила Ивановича Сердюкова, что и удостоверяется подписью пономарского сына Терентия Иакинфова (1784 г. 3 марта) что так же засвидетельствовано рукою священника Евфима Евтихиева (1778 г. 6 марта) дана вкладчиком коллежским советником Михайлом Ивановым сыном Сердюковым».
Вторая книга – тоже Минея, но уже на ноябрь месяц была издана так же в 1741 г. и пожертвована сыном М.И. Сердюкова Иваном Сердюковым: «Дал сию книгу глаголемую минею колежский советник Иван Михалович Сердюков в дом Всемилостивого Спаса и чудотворца Варлаама Хутынского в Городолюбскую пустынь, а подписался тоя ж пустыни священник Евфимий 1779 г. декабря 23 дня».
Пусть даты 1784, 1778 и 1779 г. не смущают читателей. Мы знаем, что Михаил Иванович умер в 1754 г., поэтому покажется, что М.И. Сердюков – не создатель водной системы, а его внук. Но хронология жизни потомков Сердюкова так же не укладывается в эти даты. После М.И. Сердюкова - старшего Водной системой руководил его сын Иван Михайлович (род. в 1722 г.). Он утонул по нелепой случайности на заводском водохранилище в 1761 г. Затем недолгое время системой руководил внук Сердюкова Михаил Иванович. С 1756 г. водная система перешла в ведение государства и над ней был назначен управляющий. В 1774 г. государство окончательно рассчиталось с семьёй Сердюковых – «за все их привилегии» им было выдано 170 тысяч рублей.
Так что умерший в 1761 г. сын Сердюкова Иван Михайлович в 1779 г. пожертвовать книгу в монастырь не мог. А внук Михаил Иванович, в это время был уже в другой губернии. Так что все эти надписи следует читать так: в 1778 г. и 1779 г. эти книги «засвидетельствовал рукою» священник Евфим Евтихиев, а в 1784 г. «удостоверил подписью» пономарский сын Терентий Иакинфов. И тогда становится понятным, что в 1741 г. мартовскую минею в монастырь пожертвовал сам Михаил Сердюков – старший, а ноябрьскую минею вложил в обитель его сын Иван Михайлович.
Благотворительность Преображенскому монастырю была в роду у Сердюковых. Внук же в 1759 г. участвовал уже в строительстве каменного Казанского собора в Вышнем Волочке.
Ещё один интересный вопрос биографии Михаила Ивановича: каких он придерживался религиозных взглядов. Некоторые из исследователей полагают, что он был старообрядец и приводят этому доказательства. Во первых – Сердюков был крещён и воспитан приказчиком Иваном Сердюковым и постоянно вращался в купеческой среде. А мы знаем о том, что большая их часть придерживалась именно старообрядческого толка. Кроме того хозяином Сердюкова, у которого тот стал служить после кончины своего крёстного отца был московский купец Матвей Григорьевич Евреинов. Тот в свою очередь был не только старообрядцем, но и одним из руководителей этого движения.
Ещё один факт, говорящий в пользу старообрядческих взглядов Сердюкова, было обвинение в 1723 г. Михаила Ивановича Новгородским Митрополитом и вице-председателем Святейшего Синода Феодосием в старообрядчестве. Сердюков, который был арестован и помещён под следствие, был оправдан в этом серьёзном тогда преступлении лишь при участии Петра I.
Ещё один интересный факт из истории Вышнего Волочка косвенно свидетельствует в эту пользу – близ усадьбы Сердюкова в местечке Тетёрки в XVIII в. существовала целая старообрядческая пустынь со своим кладбищем и кельями. В начале XIX в. здесь был поставлен молельный дом с жилищем для проповедника. И это всё, что называется «под боком» усадьбы создателя водной системы, которую посещал император Пётр I, где постоянно шла торговля, ведь здесь располагалось несколько заводов, а так же мельница. Если бы Сердюков не относился к старообрядцам-беспоповцам лояльно, или возможно даже не придерживался бы их взглядов, то о существовании пустыни в Тетёрках не могло быть и речи.
Возможно, чтобы выглядеть в глазах духовной власти человеком ей лояльным М.И. Сердюков и избрал Городолюбский монастырь для вкладов и пожертвований, за что и был удостоен чести быть погребённым в этой обители. Со временем здесь в одной могиле с отцом нашёл своё последнее место упокоения и сын Михаила Ивановича – Иван Сердюков, так же руководивший Вышневолоцкой водной системой.
Ещё один вопрос: а не был ли сам Городолюбский монастырь, стоявший в стороне от всех селений, убежищем кого-то из старообрядцев? Надо искать…
В связи с расширением водохранилища и затоплением того места, где стояла деревянная Преображенская церковь, надгробная плита Сердюковых была перенесена к южной стене каменной Воскресенской церкви, где мы её можем видеть и сейчас. В могиле, по некоторым сведениям, при её переносе останки не были обнаружены. Что же случилось с останками М.И. Сердюкова и И.М. Сердюкова остаётся только догадываться. Вполне возможно, что сейчас они покоятся под толщей вод Вышневолоцкого водохранилища – детища гения Михаила Ивановича Сердюкова.
Денис Ивлев, член Совета Вышневолоцкого краеведческого общества им. М.И. Сердюкова.
Назад к списку