Денис Ивлев. Какое же счастье, что церковь жива... Первое богослужение в храме села Рыбинское Заручье Максатихинского района
Какое же счастье, что церковь жива…
«А се Бежичьскыи ряд: в Бежичих 6 грив[ен] и 8 кун, Городецьке полъпяты грив[ны], в Змени 5 грив[ен], Езьске 4 грив[ны] и 8 кун, Рыбаньске грив[на] волжьская, вы Изьске полъгрив[ны] волжьская», - вот оно первое упоминание среди перечня городков по берегам реки Мологи о небольшом теперь сельце Рыбинское Заручье. Датировано оно 1137 г.
Затерялось это древнее село на просторах Максатихинского района в восьми километрах к востоку от районного центра. Глядя на это село при подъезде хотелось бы назвать этот очерк «Там где кончаются дороги», настолько печально и убого выглядит теперь некогда величественный храмовый комплекс в центре села, советской архитектуры ДК и небольшие деревянные домушки.
Ан нет. Не кончаются здесь дороги, здесь начинается путь к спасению, спасению не только своей души и душ односельчан от закостенелой холодности и забвения собственных корней. Это понимаешь, когда начинаешь знакомиться с героями сегодняшнего повествования – жителями ближнего подмосковья Геннадием Горбатых и Мариной Тюкиной и их единомышленниками.
Всего год назад оказались они в этом позабытом всеми селе – получили по наследству дом от родственника, приехали и, как оказалось, совсем кстати. По своём приезде в село увидели они в глухих зарослях на берегу Мологи храмовый комплекс, состоящий из церкви Успения Пресвятой Богородицы 1820 г. постройки и соединённых в сплошную фасаду двух каменных приходских домов и основания колокольни между ними, которое служило так же и святыми вратами на территорию храма и кладбища. Увидели и решили, что так оставаться не должно.
Так за год удалось привести в порядок территорию храма, установить крест на месте кладбища, устроить новое надгробие на могиле одного из известнейших уроженцев этих мест контр-адмирала Анатолия Ивановича Бестужева-Рюмина. И не было бы этого ничего, если бы не включились в работу и местные жители, которые помогали не только словом, но и делом. Особенно большую помощь оказал и продолжает оказывать приходу глава местной администрации Александр Рысюков. Буквально накануне близ храмового алтаря удалось поднять ещё один памятник с полустёртой надписью в виде массивного ствола дерева, высеченного из цельного камня. Скорее всего это одно из родовых захоронений Бестужевых-Рюминых, облагороженное к одной из самых знаменательных дат новейшей истории села.
8 мая 2012 г. войдёт в историю прихода как дата первого после долгих лет забвения Богослужения в стенах поруганной Успенской церкви. К началу службы стали подтягиваться к магазинчику в центре села, который служит теперь временной часовней, местные жители. Пришли с репетиции и участники народного Рыбинского фольклорного хора, пришли прямо в народных костюмах. И всё шествие, возглавляемое благочинным Максатихинского благочиния протоиереем Виталием Мартынюком двинулось под своды храма.
Действительно трогательный момент, когда зажигаются снова с холодном и сыром помещении церкви свечи, зажигаются, что бы согреть сердца здесь присутствующих, зажигаются как символ молитвы, веры и надежды.
Неслучайным и символичным стало служение здесь накануне Дня Великой Победы литии по всем вождям и воинам на поле брани живот свой положивших, в годину лихую умерших от ран и болезней и голода в госпиталях, в застенках тюрем и лагерей. Через эту краткую службу соединились в общей молитве поколения давно ушедшие и ныне живущие.
В сказанной после Богослужения проповеди отец Виталий заметил и ещё один символ. «Мы молились перед наглухо заложенной кирпичом стеной алтаря, - сказал он, - И пробито в ней всего лишь маленькое отверстие, которое нам нашими трудами и молитвами предстоит расширить, что бы снова могли мы видеть алтарь Господень». Сравнил о. благочинный эту стену с библейской завесой в храме Соломона, которая скрывала от людей святая-святых. Так и здесь в этой церкви святая-святых сокрыта, но наступит скоро время, когда эта преграда падёт и слова Божественной Литургии и Бескровная Жертва вновь освятят это место.
После Богослужения состоялся концерт Рыбинского хора. Пели участницы хора о природе, о родном селе, о Родине. Особенно торжественным и в тоже время трогательным стало сольное выступление Тамары Григорьевны Рафиковой. В её исполнении прозвучали стихи о храме над берегом Мологи. А душу затронула такая строка: «Какое же счастье, что церковь жива…».
И эта фраза стоила всего. И не нужны были уже торжественные речи, благодарности, овации. Здесь у стен полуразрушенного храма, где под сводами ещё светлеют лики Ангелов, из уст простой деревенской женщины из глубины души звучит скромное признание о том, что счастье составляют не хорошие дороги и развитая инфраструктура, интеренет и телевидение,а самое незаменимое для души человека - то, что жив храм. А это значит, что живы и мы.
Денис Ивлев, с. Рыбинское Заручье Максатихинский район.
Назад к списку