Денис Ивлев. Кто он - Фёдор Корчемник? Из истории Выдропусской иконы Богоматери
Кто он Фёдор Корчемник?
Занимаясь сбором материалов для книги о Смоленской Выдропусской иконе Богоматери, мне удалось обнаружить в Российской Государственной библиотеке два списка с Повести о Выдропусской Одигитрии. Один из них в рукописном сборнике XVIIв. на сегодня древнейший из сохранившихся списков повести. Второй – XVIII в. из Тверского архиерейского дома.
Как было известно из трудов историка И,Ф, Токмакова, написавшего в самом начале XX в. «Историко-статистическое и археологическое описание с. Выдропужска», сохранилось всего три варианта повести о Выдропусской иконе. Один из них хранился в Императорской публичной библиотеке (XVII в.) и два в храме с. Выдропусска (XVIII-XIX вв.). В своей книге И.Ф. Токмаков привёл древнейший вариант повести, но при его перепечатке были допущены некоторые неточности.
Незадолго до труда историка Токмакова в «Исторической библиотеке Тверской Епархии» также был напечатан вариант Повести о Выдропусской иконе. По всей видимости, этот вариант был взят из списков Повести Выдропужского храма, т.к. обладает характерной только для этого села вставкой о событиях 1630 г. По версии выдропужского списка чудотворная икона в 1630 г. была оставлена в Выдропужске, когда как все прочие источники утверждают о том, что образ был перенесён в Торжок, а в Выдропужск была написана всего лишь копия с образа.
Но наш разговор касается другого вопроса в истории Выдропусской иконы. Как известно, повесть об этом образе была написана в XVI в. Псковским наместником звенигородским князем Юрием Ивановичем Токмаковым, по самой повести – Георгием Токмаковым (в других списках – Токматоном или же Токмо). Источником же информации об образе послужил живший в Выдропужске чернец по имени Феодосий. В миру Феодосия звали Фёдор Корчемник или же по другим спискам Корчемнин, а по Выдропужскому списку Курчебин.
Последний вариант мирского имени инока Феодосия более близок к истине, хоть и встречается он в более позднем списке с повести. По древнейшему из сохранившихся вариантов повести Георгий Токмаков «сие страшное и великое и предивное и неизреченное слышав от некоего богобоязниваго мужа и благоговейна именем Фёдора нарицаемого Корчемнина, во иночестве наречена бысть Феодосия. … прослави Бога и пречистую Его Матерь. И писанию преда»
Кроме того, князь Георгий приводит краткие сведения о биографии Фёдора: «той же прежде помянутый Феодор во все дни живота своего, живый в мире а правило чернеческое неизменно держа по вся дни, ... и в мире живый от рождения своего браку не прикоснувся, живый в чистоте и проходя великие труды в пощении. Совет духовный имея от младенец ... и добродетели навык от Соловецкаго игумена Филиппа, нареченного Колычева, ... иже был Божиею милостию на Москве на великом престоле митрополит. Он же мне сие поведа, еже известно слыша от родителей своих и от многих свидетелей».
Тот факт, что Феодосий был иноком, жившим в миру при храме с. Выдропужска «во иночестве наречена бысть Феодосия» весьма интересен. Если сопоставить сведения о том, что в молодости Фёдор-Феодосий «имел добродетели навык» от игумена Филиппа Колычева и слова автора повести о самом игумене «иже был на престоле Московском митрополит», то можно сделать вывод о том, что после репрессий, последовавших от Ивана IV в отношении митрополита Филиппа, Феодосий бежал в Выдропужск.
Здесь в Выдропужске Федосий поселился при храме, которому благодетельствовал ещё в годы своей молодости. Мы уже знаем, что списке повести хранившемся в ризнице храма с. Выдропужск прозвище монаха Феодосия интерпретировано как Корчебин, вместо Корчемнин. Это прозвище, как мы уже говорили, ближе к истине. В писцовой книге Бежецкой пятины за 1545 г. есть упоминание о Феодоре Корчебине, владевшем половиной пустоши в погосте Егорьевском Мокрыни (центром погоста является современный Выдропужск): «Да к Пестову ж половина пустоши Кобылкины, сена 20 копен, а другая половина тое пустоши за Федором за Корчебиным». Так, что в 1545 г. человек по имени Фёдор Корчебин существовал, и не только существовал, но и благодетельствовал родному храму. В той же «Книге Бежецкой пятины» есть строки в описании Выдропужского погоста: «Да к погосту ж придал Федор Курчебин (так в тексте – Д.И.) из своего усадища из Горы к церкве 2 поля, в одном на 5 коробей, а в другом по тому ж, сена нет».
Судя по тексту повести инока Феодосия знали в Выдропужске именно как Фёдора, и даже сам автор лишь единожды называет его иноческим именем - стальные отрывки повести, говорящие о Федоре и его делах, упоминают лишь его мирское имя.
Ещё раз благодетельствует родному храму Феодор Корчебин в 1565 г.: «Прежде реченный Феодор помолився Богу и в лето 7073 году поновиша образ сей и обложи серебром и украси благолепно. И поставиша у велико мученика Христова Георгия, идеже и доныне стоит. И Божиею благодатию много исцеления и милость приемлет в различнех недузех с верою приходящим».
То есть чернец в лето от создания Мира 7073 (1565 г. от Рождества Христова) по церковному летоисчеслению, выражаясь понятным нам языком, реставрирует икону и жертвует для неё новый оклад из золота и серебра. Возможно, пользуясь тем, что Феодосий пребылал в Соловецком монастыре, он сумел там обновить икону. Вряд ли, если бы Феодосий жил в это время в Выдропужске, он сумел пожертвовать дорогой оклад для иконы. У ученика игумена одного из богатейших монастырей России средства на это могли быть, а вот у мелкого землевладельца в мало кому известном погосте – маловероятно.
Тут стоит сделать небольшое отступление и упомянуть о том, что соловецкий игумен Филипп был хиротонисан 25 июля 1566 г. Не исключено, что Митрополит взял с собою и инока Феодосия. Через два года 4 ноября 1568 г. Митрополит был лишён сана и сослан в Отроч монастырь в Твери. Возможно, Феодосий последовал вместе с ним в ссылку, и был свидетелем смерти своего наставника 23 декабря 1569 г. После чего он и вернулся в Выдропужск, где и поселился подле Георгиевской церкви.
В пользу этой версии опять таки свидетельствуют писцовые книги. Имени Фёдора Курчебина в 1545 г. не встречается ни среди населения погоста, ни при описании живущих у храма священнослужителей: «В Мокрынях же погост Выдропуск на речке на Тверце, а нем церковь Георгей Великий, а дворов на погосте: дв. поп Калмак, дв. дияк церковной, дв. проскурница, а бобылей: дв. Митка, дв. Офонко, пашни 5 коробей». Не значится Федор живущим и в своём владении – усадище Гора.
Последний вопрос, касающийся жизни инока Феодосия – дата его смерти. На этот вопрос могут ответить так же писцовые книги вкупе с самой повестью. Сохранилось описание погоста после разорения Иваном IV, т.е. после 1571 г. О том, что Выдропужск был разорён в 1569 г. во время похода Ивана Грозного на непокорный Новгород, мы знаем из воспоминаний участвовавшего в этом походе иностранных путешественников Иоанна Таубе и Элерта Крузе: «То же самое делал он в городе, называеом Торжком, весь город с монастырями и церквами был опустошён. Потом он опять выступил в путь и направился в Выдропужск, довольно большое местечко, и действовал точно таким же образом».
Информацию об уже восстановленном селе мы можем почерпнуть из Писцовой книги 1582-1583 г. В это время Георгиевский храм уже прекратил своё существование, да и погост расположился в ямской слободе, которая существовала на месте современной Смоленской церкви с. Выдропужска. Селение описывалось в книге так: «Ямская слобода Выдропуск на реке на Тверце. А на яму погост. А в погосте церковь Николы Чудотворца, деревянная клецки. А в церкви образы и свечи и книги приходные. А на погосте ж двор поп Кузма, двор пономарь, двор проскурница». Кроме них на погосте жили 8 бобылей и один двор пустовал.
Ни чернеца Феолосия, ни Фёдора Курчебина уже не обретаем в погосте. Из повести нам известно, что князь Георгий Звенигородский беседовал с Фёдором Курчебиным или же после свержения Митрополита Филиппа или же после его смерти, т.е после 1568-1569 г. Но при упоминании о поновлении образа, он так же обмолвился о Георгиевской церкви «иже до ныне стоит». А как мы знаем в 1569 г. Выдропужск был разрушен, а в 1583 г. храм на погосте был уже Никольским.
Он пишет о Митрополите в прошедшем времени. Возможно, князь находившийся в войске Ивана Грозного, повстречал Фёдора во время похода на Новгород в 1569-1571 г. Возможно чуть раньше, в один из проездов своих по этой дороге во Псков. Хотя это только предположение. Но, во всяком случае, Фёдор Курчебин скончался меду 1569 и 1583 г.
Возможно, найденные в архива новые писцовые книги смогут пролить свет на время рождения Фёдора, а грамоты Соловецкого монастыря смогут помочь восстановть его деятельность в период жизни в обители. Но, так или иначе, имя инока Феодосия, в миру Фёдора Кучебина навсегда будет вписано в историю Выдропусского образа Пресвятой Богородицы.
Денис Ивлев, член Совета ВКОиС. Г. Тверь – г. Москва, 2012 г.
Назад к списку