Георгия Победоносца и великомученицы Варвары села Матвеево - Денис Ивлев. Судьба "Бажанова" дома. В Спировском районе разрушается дом участника 1812 г.
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Денис Ивлев. Судьба "Бажанова" дома. В Спировском районе разрушается дом участника 1812 г.

 

Судьба «Бажанова» дома.

В Спировском районе разрушается дом участника войны 1812 г.

Это уже не первый тревожный звонок из Спировского района. К сожалению, ни одного удачного примера сохранения деревянного наследия на территории этого муниципального образования нет. Да и поставленных на охрану деревянных памятников район не имеет. А нет документа – значит и памятников нет! Так рассуждает администрация района. Вспомним пример Спировской Успенской церкви. Краеведам её так и отдали на восстановление и вот уже год, как уникальный памятник А.С. Каминского просто гниёт и разрушается.              

Дом в усадьбе Чёрный Ручей Вышневолоцкого уезда. Фото нач. XX в. из архива Б.В. Бажанова. Деревянный усадебный дом из Чёрного Ручья теперь не увидишь в самой усадьбе – от неё мало что осталось. Зато его теперь можно хорошо видеть  каждый раз проезжая мимо небольшой платформы Любинка справа от железной дороги.  Конечно, издалека он кажется неказистым деревянным бараком с огромными окнами, но это на первый взгляд. Если подойти к нему поближе, то видны станут резные наличники этих огромных окон, родные латунные петли, а кое где со стороны жилой половины и даже рамы с тонким стеклом XIXв.

В дом мы попали с разрешения старосты деревни Надежды Петровны Петуховой, она же познакомила нас и с последней его обитательницей Ниной Ивановной Ивановой. Пожилая женщина живёт в пристройке к дому. Она любезно пригласила нас внутрь и рассказала о судьбе этого дома.

Перевёз его в Любинку её тесть Иван Фёдорович Солопенко, купил он его на торгу в имении Чёрный Ручей в начале апреля 1924 г. До революции Иван Фёдорович был управляющим у лесопромышленника Белова, нажил состояние и купил этот дом. В Любинке его так и называли «Барский». Жил Иван Фёдорович богато, пока позволяла новая власть. Где то в Ленинграде сумел купить набор мебели из дуба, которой и украсил новое своё жилище. Стулья из этого набора хранятся теперь в Музее Сельского прихода в с. Матвеево. А стол недавно вывезли мы в Вышневолоцкий краеведческий музей, куда вывезли так же и резные двери.

Любинка. Нина Ивановна Иванова, последняя хозяйка дома. Фото Д. Ивлева.В 1930-е гг. дом разделили на три хозяина. В центральной половине расположилась начальная школа. Хозяйкой одной половины этого дома стала начальник станции Любинка Иванова Клавдия Ивановна. Всю войну под её руководством жила станция Любинка. В память о Великой Отечественной войне на углу дома прибита крошечная жестяная звёздочка.

А строил этот дом участник другой Отечественной войны чернорученский помещик Николай Егорович Карачинский. В годы Отечественной войны он в составе Тверского ополчения, участвовал и в заграничном походе Русской армии. Был награждён орденами Анны III ст., Владимира IVстепени. В 1824 г. под его руководством провели разбивку парка в усадьбе Чёрный Ручей, так появились тополиные аллеи, берёзовая роща, в парке были высажены акации и клёны. Появился в усадьбе, благодаря запруде на полноводном Чёрном Ручье, и свой пруд. Центром усадебной композиции стал деревянный усадебный дом. Вот как описывали господский дом в Чёрном Ручье ровно через сто лет после его постройки в 1924 г.: «Дом крытый железом, снаружи обитый тёсом, окрашенный жёлтой краской, размером 24 на 27 аршин, ценой 300 пудов хлеба. Кухня при доме под одной крышей, крыта железом, снаружи обита тёсом, размером 12 на 12 аршин, ценой 50 пудов».

Герб рода дворян Карачинских. С дверей усыпальницы Георгиевской церкви с. Матвеев. XIX в.По наследству дом перешёл за дочерью Н.Е. Карачинского Варварой Николаевной её мужу барону генерал – лейтенанту, выпускнику Царско-Сельского лицея Василию Богдановичу Энгельгардту. Энгельгардт после смерти своей супруги в усадьбе появлялся нечасто. Но известны некоторые его письма относительно строительства Георгиевской церкви-усыпальницы в с. Матвеево обратным адресом -  усадьбой Чёрный Ручей.

После кончины барона Энгельгардта усадьбу выкупил Вышневолоцкий купец Макаров Александр Васильевич. Но поместьем он владел недолго, сначала он продал своему «белому» мастеру-стеклодуву Алексею Добровольскому Черноруческий стекольный завод, а после братья Добровольские выкупили и имение Чёрный Ручей. Куплена усадьба была в приданое за сестрой нового хозяина завода С.А. Добровольского Екатериной Алексеевной, когда та выходила замуж на помещика Василия Ивановича Бажанова.

Василий Иванович Бажанов, сам родом из крестьянской семьи Демянского уезда Новгородской губернии, стал последним владельцем усадьбы и старого господского дома. Вчерашний крестьянин он, в последний 1918 г. – в год своего пребывания в усадьбе сам пахал и сеял. Вот только убрать урожай ему не дали – выселили из имения, не дав собрать даже одежду. Эту историю, как и историю судьбы «Бажанова» дома до сих пор рассказывают местные старожилы.

 В.И. Бажанов (во втором ряду в центре) среди причта Георгиевско-Чудинского погоста. Фото из архива прихода.В 1908 г., судя по надписи на иконе преподобного Нила из Георгиевского прихода с. Матвеево, ему «в сонном видении» явился преподобный Нил Столобенский. Где было это явление? Наверное, ошибочным не будет утверждение, что явление произошло в старом доме Н.Е. Карачинского.

И впрямь, когда осматриваешь то, что осталось от дома Карачинского, возникает какое-то непонятное ощущение святости этих стен. И хоть выбиты окна, выломаны во многих местах полы, провалилась крыша и вода течёт по стенам, ощущение лёгкости не покидает тебя, когда находишься здесь. Не часто это случается, когда осматриваешь старые разрушенные дома, давно покинутые людьми.

А ведь и впрямь, что мешает вернуть этот дом на своё место в Чёрный Ручей, создать там музей усадьбы XIX в. Ведь сохранилось фото дома до его перевозки, сохранились планы усадьбы, документы и отчёты. Но, единственный деревянный дом участника войны 1812 г. гибнет здесь в забвении. Старейший дом в Спировском районе через два года будет отмечать своё 190-летие. Каким будет оно? Что ждёт покинутый дом через два года? Пожар, устроенный алкоголиками, пирующими под крышей, или банальное обрушение под тяжестью снега?

Так умирает память, память о поколениях, живших в этих стенах, память о событиях двухсотлетней давности, событиях советского периода истории нашей страны, участником которых стал старый чернорученский дом. Но кому теперь дело до истории?

Денис Ивлев, краевед. Москва – Любинка - Вышний Волочёк, 2012 г.


Назад к списку