Георгия Победоносца и великомученицы Варвары села Матвеево - Денис Ивлев. Деревянная архитектура Спировского района на грани гибели
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Денис Ивлев. Деревянная архитектура Спировского района на грани гибели

 

В списках не значится…

Деревянная архитектура Спировского района на грани гибели.

Прежде чем приступить к данной теме, хочется рассказать одну историю из недавнего советского прошлого.

Победный 1945 г. В отношении Православной церкви у руководства Советского Союза заметно значительное потепление. Но в Козловском (ныне Спировском районе) Калининской области местные власти собрались разбирать обезображенное здание часовни в д. Красный Городок. Часовня в Городке была закрыта в 1935 г., а здание было передано под МТС. Когда здание пришло в ветхость, его решили разобрать на стройматериалы. Узнав об этом, местные верующие обратились в райисполком с просьбой передать им здание и обещали за свой счёт отремонтировать часовню. Но те и слушать не стали, а попытались на глазах у всех разобрать здание часовни. Тогда верующие обратились с ходатайством в облисполком и подали заявление об открытии часовни. Решение этого дела удивило всех: облисполком постановил ходатайство верующих об открытии часовни отклонить, но разбор часовни на стройматериалы не санкционировал. Может быть, в мыслях у чиновников было одно – авось сама развалится…

            Здание Успенской церкви в Спирове после пожара. Ноябрь 2010 г.Подобная история сейчас происходит и вокруг здания деревянной церкви Успения Пресвятой Богородицы в Спирове. По мнению специалистов реставраторов здание храма возможно восстановить, несмотря на то, что оно понесло значительные потери в результате использования его в советское время под школу и РОНО. В мае 2010 г. здание вдобавок ко всему пострадало от пожара, и районные власти решили снести церковь. Краеведы обращались к главе района с просьбой сохранить здание церкви, а в последующем и восстановить его, но в ответ последовал отказ, мотивированный тем, что в списках памятников архитектуры здание не значится.

            Успенская церковь в Спирове. Фото 1911 г.А ведь Спировский район по праву мог бы гордиться Успенской церковью. Именно с неё и началась история посёлка Спирово, весь центр которого стоит на месте бывшей Успенской киновии Вышневолоцкого Казанского женского монастыря. Эту церковь на свои средства построили жители окрестных деревень в 1877-1878 г. А проект здания был составлен выдающимся архитектором того времени Александром Степановичем Каминским. Успенская церковь одна из двух деревянных церквей спроектированных А. С. Каминским, и она же единственная деревянная его церковь, сохранившаяся до наших дней. Поэтому и вопрос о её сохранении даже и ставить то вроде стыдно. Единственную церковь Каминского разве можно сносить?

            Оказывается можно, ведь в списках памятников архитектуры она не значится, как не значатся и другие не менее ценные объекты деревянной церковной архитектуры района.

            За годы советской власти в Спировском районе погибли четыре интересные для исследователей деревянные церкви, три из которых – памятники XVIII века. Так деревянная церковь Святителя Николая в усадьбе Старая Дубровка или Дубровка Свечиных, как её привыкли называть местные жители, была попросту распилена на дрова по приказу директора школы, которая размещалась в усадьбе.

            Вторая не менее интересная деревянная двухэтажная церковь в селе Ерзовка (Могилки или Спасоклинье), построенная в 1784 г. сгорела в 1940х гг. от удара молнии. Конечно, в буйстве стихии люди не виноваты, зато виноваты они в гибели деревянного шатрового Никольского храма в соседнем приходе с. Раменье. Храм начала XIX века погиб в 1980х гг. заброшенный и забытый всеми. Повторилась история 1945 г., когда часовню в Городке так же бросили на произвол судьбы. Забыли и вроде и не виноваты – сама разрушилась…

            Четвёртая Никольская же церковь погоста Петровско – Тихвинского так же XVIII в. была использована в 1950х гг. под здание райпотребкооперации, современного РАЙПО. Сейчас в здании узнаваемы лишь большие окна, такие как были на Никольской церкви, когда она ещё стояла на своём историческом месте.

            Но это было в годы советской власти, которую продвинутые историки церкви называют безбожной. Хотя не так она страшна эта власть, как её малюют. При ней, конечно в самом конце её существования, к памятникам и к проблеме их сохранения начали относиться со всею серьёзностью. Чего не скажешь о нашем времени.

            Церковь Рождества Христова в Селище-Хвошня. Фото 2009 г.Единственная дошедшая до нас на территории Спировского района в историческом виде деревянная церковь Рождества Христова в Селище-Хвошне начала XIX в., несмотря на всю свою уникальность так же находится в плачевном состоянии. А уникальна она прежде всего тем, что это гигантское ярусное строение возвышавшееся над селом аж на тридцать метров, целиком и полностью соответствовало духу каменной архитектуры своего времени. Говоря научным языком – являлось образцом деревянной культовой архитектуры в стиле позднего классицизма. Деревянные накладные наличники в виде колонн и арок выделенные белым цветом придавали ей черты каменного строения, но в отличие от своих каменных собратий огромная ярусная церковь не устояла под натиском времени – трёхъярусный купол рухнул внутрь, скрывая под обломками расписные тябла внутреннего убранства храма.

            Часовня в д. ЛухновоТакая же судьба ждёт и интереснейшую часовню в д. Лухново. Внешне она напоминает небольшую церковь: восьмигранный купол, декоративная восьмигранная же колоколенка. Часовня небольшая, но вместительная по своему объёму. Но и она доживает свои последние дни, и что самое обидное – она тоже в списках не значится…

            Часовня в Винже. Фото 2007 г.Не значится в списках и часовня в д. Винжа. Четырёхгранная часовенка в советское время использовалась под продмаг, но новые хозяева не стали её обезображивать. Убрали лишь купол с крестом, остальное же всё уцелело, включая и специфические наличники на карнизах. Но и она скоро исчезнет с лица земли, но не потому, что так решила природа, а потому что ежегодные весенние пожары в полях стёрли в тех местах с лица земли не одну деревню. Кто знает, может этой весной не станет и винженской часовни, как и самой деревни Винжа.

            Георгиевская часовня в Большом Плоском. Фото 2007 г.Д. Большое Плоское со своей восьмигранной Георгиевской часовней, от которой открывается прекрасный вид на старую козловскую каменку и на величественный Введенский собор с. Козлово, явилась бы жемчужиной деревянной архитектуры района. Эта часовня возвышалась над селом почти на десять метров, благодаря своему шатровому верху. Но своего шатрового верха, с небольшой колоколенкой внутри него часовня лишилась ещё в 1980х гг., когда работники райпо разобрали шатёр и устроили на часовне крышу из шифера. Хотя и сейчас уголок Большого Плоского с мощёным перекрёстком спасоклинской и козловской дорог и стоящей на перекрёстке небольшой часовенкой может служить своеобразным напоминанием о той России, которую мы потеряли.

             Никольская часовня д. Спасоклинье. Фото 2007 г.Небольшая часовня Николая Чудотворца начала XIX в. с остатками тесовой кровли в д. Спасоклинье до сих пор служит ориентиром того места, где когда то был древний монастырь на Святом озере Спасо-Клин. Вокруг маленькой часовни, которая служила в советские годы ларьком, ещё видны фундаменты Преображенской церкви бывшего монастыря, разобранной в 90х гг. XVIII в. Сейчас часовня, лишённая половины своей кровли, так же доживает свои дни. И стоит ли говорить, что и она в списках не значится…

            Никольская часовня в Линдино. Фото 2007 г.Ещё одна деревянная часовня, дошедшая до наших дней почти без потерь во внешнем архитектурном убранстве – это часовня в самом центре д. Лухново. О ней, как и тех, которые мы упомянули, так же никто из исследователей деревянной архитектуры не знает.

            Сейчас, может быть, к лучшему повернётся судьба часовни Тихвинской иконы Божией Матери в д. Трубино, построенной в 1892-93 гг. на средства унтер-офицера Семёнова в память о спасении царской фамилии при крушении поезда. И хотя часовня лишена своего архитектурного завершения она продолжает радовать глаз простотой своих форм и живописным расположением над прудом в центре деревни. Это единственная из часовен района включённая в список памятников. Тихвинская часовня д. Трубино. Фото 2006 г.Сейчас она официально передана Георгиевскому приходу с. Матвеево, которому и принадлежала до его закрытия. Но вот вопрос: хватит ли у нищего сельского прихода денег на её восстановление, ведь он уже ведёт работы по консервации двух храмов в д. Новгородке, восстанавливает два храма в с. Матвеево и заканчивает строительство часовни в с. Бирючёво. И при этом ни жертвователей, ни помощников с большими суммами у настоятеля нет. Приход едва сводит концы с концами…

            Такова ситуация вокруг деревянной храмовой архитектуры района. Хотя есть в районе и ещё памятники, такие как дом участника 1812 г. корнета Н.Е. Карачинского и барона В.Б. Энгельгардта перевезённый из их усадьбы в Чёрном Ручье на ст. Любинка. Дом Карачинских и Энгельгардтов из Чёрного Ручья. Фото 2007 г. Ст. ЛюбинкаВ этом доме сохранились не только историческое убранство фасадов, резные наличники, но даже часть родных резных дверей и рамы с дореволюционными стёклами. Но дом так же доживает свои последние дни, активно растаскиваемый мародёрами. И вряд ли он доживёт до своего двухсотлетия, которое ему предстоит отметить в 2023 г.

            Так, классическое решение вопроса о сохранении памятников, принятое облисполкомом в отношении часовни в Городке в 1945 г. продолжает повторяться вновь и вновь, обрастая новыми подробностями в издевательствах над памятниками. Ведь у них нет иммунитета от воров, мародёров и просто глупцов, для которых все они просто рухлядь, которую обязательно надо уничтожить…

 

Денис Ивлев, кравед.  


Назад к списку