Денис Ивлев. Вышний Волочёк. Храм Святой Троицы. Храм у истока Тверцы.
На месте будущего храма.
Жуковщина, Жуков угол или совсем уже забытое – Троица – всё это названия одного и того же района Вышнего Волочка. Затверечье, Затверецкая набережная – район, который формировался на протяжении XVIII – XX веков. В итоге появились улицы 2-ая Тверецкая (Затверецкая) набережная, Преображенская, Егорьевская, Петровская, Фроловская, Ржевская и Успенская и Загородная,1 превратившиеся в 1920-х гг. в Затверецкую набережную и восемь Пролетарских улиц.
Благодаря плану города 1749 года хорошо видно, что этот район будущего города уже использовался в хозяйственных целях. Под номером 23 указаны «Огороды и гумна ямские»2. Хозяева этих огородов и гумен жили на другом берегу Тверецкого канала, там, где сейчас Тверецкая набережная. На этом же плане показано и старое русло Тверцы, а так же соседствующий с ним Тверецкий канал – первый удачный судоходный канал в России.3
О том, что в этом месте возможно соединение Цны и Тверцы писали ещё в XVII в. проезжавшие через Вышний Волочёк иностранцы. Так в 1674 г. Иоганн Филипп Кильбургер в главе своей книге «Краткое известие о русской торговле…» под названием «О водах и реках между Нарвой и городом Москвой» писал: «В Вышнем Волочке, в 75 шагах от Цны вытекает Тверца из болотистого луга и вливается, наконец, возле города Твери в Волгу. Упомянутый исток лежит почти 2-мя саженями выше Цны, и почва между ними чистый песок. Цна в конце таяния снега подымается здесь так высоко, что смешивается с Тверцой. Если поэтому здесь сделать перекоп, то Ладожское море и, следовательно, так же Восточное море были бы соединены с Каспийским»4.
Эрик Пальмквист (ок. 1650-1676) инженер-капитан, военный атташе при посольстве Г. Оксеншерны 1673-1674 гг. в проезд через Вышний Волочёк так же обратил внимание на этот участок между Цной и Тверцой: «В 25 саженях от р. Цны начинается болото и ручей, из которого начинается и вытекает р. Тверца, которая впадает затем в р. Волгу. Здесь следует хорошо заметить, что если прокопать эти 25 сажень, то возможно соединить Балтийское с Каспийским морем. Это важное предприятие тем легче можно было бы выполнить, что положение ручья Тверцы возвышается на 2 сажени над уровнем Цны, и на пространстве 25 саженей не встречается ни одного камня»5.
Это любопытное географическое положение рек не могли не заметить и наши далёкие предки. Не случайно они использовали путь по Тверце в Цну, а затем в Мстино и Мсту для перевозки грузов из Москвы, Твери и Торжка в Новгород и Балтику. Конечно, этот водный путь был сопряжён с весьма серьёзными трудностями и вначале был односторонним. Этот вывод позволяет сделать опять таки заметки Кильбургера: «Приблизительно в 6 ½ верстах от Новгорода впадает в Ильменское озеро река под названием Мста, которая длиной приблизительно 240 вёрст и вытекает из озера Мстино, лежащего недалеко от дороги на Москву. Однако надо знать, что Мста, говорят, имеет чрезвычайно много падунов (порогов – Д.И.) и только ранней весной в полую воду судоходна. Приблизительно в 220 верстах от Новгорода впадают в Мсту две речки – Шлина и Цна, после того как оне соединились на расстоянии ½ версты по эту сторону Вышняго Волочка, так что весною можно ходить с значительными грузами из этого селения Вышняго Волочка в озеро Ильмень, но итти опять назад вверх по Мсте невозможно по причине падунов»6.
Активно путём через верховья Тверцы и Мсты наши предки начали пользоваться во второй половине XIII в. Произошло это в результате разорения другого волока, проходившего по Мсте ниже Вышнего Волочка в районе села Млёво, зимой 6746 года (1238 г. от Р.Х.) конницей татарского темника Субудай-багатура.7 В итоге млёвский волок запустел, зато всё чаще стал использоваться волок в районе Вышнего Волочка.
Конечно, древний водный путь не проходил прямо к истоку Тверцы, а выходил примерно в центре современного Вышнего Волочка. Максимум куда могли дойти суда, плывущие со стороны Торжка, – это до деревни Столбище, где позднее был поставлен Николо-Столпенский монастырь. (В XV-XVI вв. это была территория Никольского погоста на Волочке у Столпа). От Столбища дальше начинался гужевой путь к центру современного города. Суда тащили посуху волоком до Цны. Товары, загружённые в подводы, перевозили так же к Цне. В месте загрузки товаров ещё в древние времена существовал погост Никольской на Вышнем Волочку на Лсне (Цне).
Как следует из Писцовых книг 1583 г., на Цне на острове «против Николы» была пристань.8 Позднее на этом месте будет поставлен деревянный, а затем каменный храм в честь Богоявления Господня. Здесь товары грузили на суда и отправляли вниз по реке в озеро Мстино.
Река Цна в XVI-XVII вв. была естественной границей двух пятин Новгородской земли Деревской и Бежецкой. Никольский погост на Лсне относился к Бежецкой Пятине, а стоявшие на соседнем берегу деревни Бураково «против Волочка» на Островах, Здешово, Колотово, Ключино (будущий Красный Май) уже к Деревской.9
Естественный ход истории был нарушен в этих местах Петром Великим. Это он, взяв на вооружение идею иностранцев, решил прокопать канал соединявший Цну и Тверцу. По приданию он сам прошёл по болотистым берегам и указал направление нового канала.
Подготовка к его строительству была начата уже в 1702 г.10 Из Голландии в Россию через Архангельск в начале августа 1702 г. прибыли «иностранный шлюзной мастер» Адриан Гоутер с пятью «товарищами». Всего в свите голландцев было десять человек. Некоторое время они находились в Вышнем Волочке, но затем половина была отправлена на Иваньковский канал.
Официально старт работам был дан в 12 января 1703 г. указом Петра I о «перекопной работе» в Вышнем Волочке. Руководил работами по строительству канала князь Матвей Гагарин, помощником же был назначен его брат Василий Гагарин. Он же фактически и управлял всеми работами, т.к. Матвей большей частью находился на постройке другого Иваньковского канала.
К 1 апреля 1703 г. воеводам нескольких губерний было велено прислать на работы 5000 пеших работников, 1000 - с телегами и 400 плотников. Вместо неявившихся нанимались вольные работники. В последующие годы на строительство было согнано 10 тысяч работных людей. Канал, названный по имени строителя Гагаринским, имел в длину 2811 метров при ширине 14,9 метра. На выходе в Цну он был расширен до 16,3 метра.
Первый шлюз новой водной системы был возведён в 1705 г. на Цне в пяти с лишним верстах ниже устья канала. Это был однокамерный каменный шлюз с двумя дубовыми воротами. Ворота имели «окна» которые открывались с помощью системы колёс. Но голландцы не учли высот места постройки – шлюз оказался в низине и не смог держать воду в канале на должном уровне. Не был предусмотрен и сток для полой воды, и в следующую весну вода размыла неукреплённый берег и прошла мимо.
Оставив бесполезный шлюз, голландцы поставили ближе к Тверецкому каналу два деревянных полушлюза, рассчитанных на пропуск караванов судов. Кроме него на Цне был построен и третий деревянный полушлюз в пятистах метрах ниже устья канала. Так же на месте соединения с Тверцой выстроили голландцы деревянный шлюз, и ниже него по каналу в 1766 метрах ещё один. Через Тверецкий канал были перекинуты два моста – один для пешеходов, другой для гужевого транспорта. Всё строительство было закончено в 1708 г. Судоходство по Тверецкому каналу было начато весной 1709 г.
В Вышневолоцком краеведческом музее хранится копия с «Генеральной карты водяных коммуникаций с описанием в Новгородской и Тверской губерниях Шлюзов, бейшлотов, плотин и Каналов сочинённая по приказанию Его Высокопревосходительства Господина Генерала от Инфантерии, Санкт петербургского военного губернатора, председательствующаго в Санкт петербургском Губернском Правлении, управляющаго Новгородскою и Тверскою Губерниями, водяных коммуникаций Главного Директора и разных орденов Кавалера Николая Петровича Архарова вышневолоцкой Конторы водяной Коммуникации в чертёжной», составленная в 1780-х гг.
На этой карте мы находим подробнейшее описание действия вышневолоцкой водной системы, важнейшим звеном которой был Тверецкий канал: «Главнейшие реки в сих губерниях, по коим из внутри Империи провозятся товары, суть: Волга, Вазуза, Тверца, Мста, Волхов, и по них Шелонь, Пола, Ловать, Тихвинка, Сясь, Паша, Чагода, Молога, Шексна и Ковжа; из которых Тверца по недостатку своих вод, а Мста для немалой наклонности речного дна и скораго течения по порогам её вод не могли быть удобными к судоходству, когда б не устроены были по премудрому разпоряжению Отца Отечества Государя Императора ПЕТРА ВЕЛИКАГО в пристойных местах к сохранению и скопу их, укрепления и не проведены ко умножению каналы, способствующие к соединению и обороту в другие стороны природное течение рек и озёр, как то: при Вышнем Волочке канал Тверецкий совокупляет реку Цну с вершиною Тверцы и доставляет ей при самом начале немалое количество вод, с конца онаго канала сооруженный шлюз Тверецкой, затворением своим способствует по надобности обращать в озеро Мстино всю воду реки Цна, коя протекая прямолинейно каналом Цнинским делает скорейшим выпуск плавающих из города судов к Санкт Петербургу. При окончании его построенный шлюз Цнинский, запором своим не только удерживает, но и поворачивает течение Цны в Тверцу, умножающаяся в реке и каналах вода спускается чрез большой в городе бейшлот, который во время починок шлюза Цнинского служит запасным, и чрез его тогда проходят караван. Малый бейшлот употребляется по удобности своей для пропуску весной идущаго льда, ровно и излишних вод; зделанной на Шлине бейшлот Ключинский затворением своим заграждает натуральное течение реки, и оборачивает воды её проведёнными каналами: Ключинским, междуозерским и Городолюбским выше города в реку Цну на ней сооружённая с бейшлотами плотина именуемая Заводская собирая обеих вышеуказанных рек и озёр Ключинскаго и Городолюбскаго воды, есть главное водохранилище, из коего по мере надобности спускается она в Тверцу или в озеро Мстино»11.
Тверецкий канал ещё не раз будет подвергаться перестройкам, автором которых станет талантливый гидротехник-самоучка Михаил Иванович Сердюков. В заключение всех работ берега его устья будут одеты в гранит, который так часто мы будем видеть на фотографиях Троицкой церкви. Но кроме судоходной роли канал выполнил ещё одну - он отделил от основного селения Вышний Волочёк его затверецкую часть.
Троицкая церковь и Михаил Ванчаков.
Троицкая церковь, выстроенная на левом берегу Тверецкого канала стала главным храмом Затверецкой части города. В Вышнем Волочке к тому времени она была уже пятым храмом. В городе существовали Казанский собор, Богоявленский зимний собор, Преображенская на Пятницком кладбище и Петропавловская на Дворцовой площади церкви.
На плане Вышнего Волочка конца 1795 г. мы уже видим упомянутые нами в начале нашего повествования улицы. Просматривается на плане и свободный участок на пересечении Цны с Тверецким каналом. К 1838 году «затверецкая часть города отделяющаяяся от городской части рекою Тверцою» имела до 370 дворов12.
«Все обыватели оной части по ближайшему жительству» вполне могли «поступить прихожанами» новой церкви и «быть достаточными к содержанию священника с причтом». Кроме того, старое болотистое русло Тверцы, Цна и Тверецкий канал образовывали как бы возвышенный остров с площадью «весьма приличного и достаточного пространства» для построения храма.12 Эти причины сыграли большую роль в решении вышневолоцкого городского главы Михаила Фёдоровича Ванчакова о начале строительства нового храма в Затверецкой части города.
Вышневолоцкий городской глава Михаил Фёдорович Ванчаков к тому времени уже был известным своими делами в городе. В период с 1833 по 1841 год он три раза подряд избирался на эту должность. При нём Вышний Волочек стал одним из самых благоустроенных городов губернии: старые деревянные мостовые заменили на каменные, устроено три каменных моста: Петербургский, Тверецкий и Цнинский, осушительные каналы, капитально ремонтирован первый корпус торговых рядов, открыто уездное гражданское училище с приготовительным классом и училище кантонистов для солдатских детей. И всё же самым главным делом его жизни стало строительство каменной Троицкой церкви на берегу Тверецкого канала.
В 1838 г. вышневолоцкий I гильдии купец и городской голова Михаил Фёдорович Ванчаков заказал Тверскому губернскому архитектору Ивану Фёдоровичу Львову (1797-1864) «план, фасад и профиль церкви и особо другой место положению и окружности, где назначается построение оной».12 Для Львова это была уже не первая работа в Вышнем Волочке. В центре города им было построено здание гостинного двора. В это же время Иван Фёдорович работал над проектом храма в с. Дудино под Тверью. Проект Троицкой церкви стал аналогом проекту дудинского Вознесенского храма (1826-1838), у Троицкой церкви отсутствуют лишь портики с колоннами по фасадам храма.13
В марте 1838 года, когда проект был готов, М.Ф. Ванчаков обратился к Тверскому и Кашинскому архиепископу Григорию с прошением, где описав все обстоятельства, просил: «Имею щастие всепокорнейше просить на сие Вашего Архипастырского благословения снисходя к моему желанию и по уважению недостатка церквей в здешнем городе против числа жителей, значительно увеличивающегося, удостоить исходатайствованием у высшаго Правительства позволение на построение от меня на означенном месте по сему представленному плану храма во имя Живоначальныя и Нераздельныя Троицы с приделами: одним во имя Усекновения Главы Святого Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна и другим во имя Святых и Праведных Бого Отец Иоакима и Анны».12
На руку Ванчакову сыграло и поданное недавно прошение вышневолоцких купцов об открытии ещё одного комплекта священнослужителей в городском соборе. Те так же мотивировали своё прошение разросшимся населением города: «из постоянных жителей до четырёх тысяч двухсот душ мужеска пола, сверх сего проживает значительное количество разночинцев и в летнее время приходящим караваном барок бывает народу до двадцати тысяч человек».14
30 марта 1838 г. Консисторией было принято решение откомандировать в Вышний Волочёк Губернского архитектора и провести опрос жителей на предмет согласия со строительством нового храма.15 26 мая Тверская губернская строительная комиссия предписала откомандировать в город помощника Губернского архитектора Г.Г. Говорова.16
25 июля Говоров прибыл в город и в составе комиссии вместе с городничим А.П. Филасовым, полицейским ротмистром Н. Пономарёвым и священником Петром Семеновским освидетельствовал место будущей церкви на Затверецкой площади. Вывод комиссии был однозначным: «Оказалось означенное место по твёрдому грунту земли способным к построению церкви, удобным и приличным».16
21 августа 1839 г. Вышневолоцкое градское общество показало, что препятствий к строительству не имеет.17 10 января Тверской архипастырь направил прошение в Святейший Синод, где испросил разрешение на построение храма.18 Указ с разрешением последовал 20 апреля 1840 г.19 А 18 мая была подписана храмосданная храмота.20 Ванчаков заказал печать текста грамоты в Синодальной типографии, разрешение на её печать было получено 25 февраля 1841 г.21
Строительство храма, начатое в 1841 году, было окончено в 1843 г.22 Этим же годом датировано и прошение на освящение церкви.22 Причт нового храма формировался в течение всего 1843 г. Священником стал бывший диакон Казанского собора Пётр Иванов Воскресенский. На должность диакона претендовали ученики духовного училища Монсветов и Митропольский. Дьячком же стал бывший ученик духовного училища Никольский. Тогда же единогласно избрали и старосту. Им стал Михаил Фёдорович Ванчаков.22
Но, судя по документам, Михаил Фёдорович обладал задиристым характером, его легко можно было вывести из себя, а обиды он помнил долго и не прощал. Наверное всё небольшое население Вышнего Волочка знало тогда о конфликтах старосты и настоятеля. Не так то просто скрыть было дело, к которому имели причастность кроме них благочинный, члены духовного правления, а так же прочие лица, знавшие со слов суть конфликта. Благодаря тому, что в годы советской власти в архиве по большей степени уцелели именно такие дела, мы можем судить о характерах первого настоятеля и первого старосты Троицкого храма.
Мятежный настоятель.
Вообще судьба священника Николая Воскресенского – это целая эпоха в истории Троицкой церкви. Большая часть интереснейших дел связана с его именем. Но почти все они утрачены, так что остаётся только догадываться, что могло скрываться за их лаконичными заголовками.
Об отце Петре Иванове Воскресенском мы знаем немного. 8 ноября 1843 г. он из диаконов городского собора был рукоположен во священника к Троицкой церкви. Во диаконы к собору был рукоположен 17 июня 1828 г. после окончания курса Богословских наук Тверской семинарии.23
В 1844 г. между священником Воскресенским и старостой Ванчаковым разгорелся первый конфликт, свидетелем которому стал вышневолоцкий благочинный протоиерей Алексей Вышневолоцкий. Суть конфликта заключалась в том, что священник неверно занёс в опись церковного имущества вещи подаренные Ванчаковым. Так, под записью о колоколе весом в 125 пудов 22 фунта купленном в Ростове на сумму доставленную Михаилу Ванчакову неизвестными дателями, рукой Ванчакова было написано: «Это несправедливо! Потому что Колокол куплен на собственные мои деньги, и никаких пожертвований ни от кого в оной не было. Церковный староста Почётный гражданин Купец Первой Гильдии Михаил Ванчаков. Сентября 1 дня 1844 г.».24
То же дело коснулось и двух храмовых икон «Двенадцати праздников» и «Трёх Святителей» , записанных как «написанные усердием и собственным иждивением церковного старосты». На что священник Воскресенский утверждал, что они писаны на церковные деньги. Тот же священник Воскресенский, по словам Ванчакова, получил от московского купца Мошкина значительную сумму, о которой старосте не доложил.24
6 сентября 1844 г. рапорт о конфликте был направлен в Консисторию.24 А 24 сентября в Вышневолоцком духовном правлении состоялся допрос священника Воскресенского. И выяснилось, что колокол в храм был доставлен действительно купцом Ванчаковым 18 марта 1844 г. При чём, на вопрос священника о том, кого следует благодарить за колокол, Ванчаков ответил, что «Бог послал ему на это».25
«Мы приняли эти слова в том значении, что вероятно неизвестные доброхотные датели тайно вручили ему Ванчакову известную сумму на покупку колокола, - записали в правлении со слов священника, - в этом смысле и учинили запись в церковную опись своевременно; но что он разумел под сими словами, выгоды ли своей торговли или счастливое стечение дел, мы вполне не разумели слов его».25
Об иконах священник сказал, что расплачивались с иконописцем в храме и деньги отдавал помощник старосты, поэтому священник и решил, что деньги церковные.26 О средствах же, полученных от купца Ильи Матвеевича Мошкина, священник Воскресенский показал следующее: 85 рублей ассигнациями были присланы ему без сопроводительного письма, священник написал в ответ с просьбой разъяснить куда эти средства направить. Вскоре пришло письмо, из которого стало ясно, что деньги предназначались самому священнику. Но тот решил передать их в церковь и принёс старосте. 12 сентября сумма была занесена в церковные книги.27
Но, не смотря на явную абсурдность всех обвинений, 28 апреля 1845 г. староста Ванчаков просил консисторию убрать Воскресенского из прихода.28 Видимо, был ещё какой-то тайный конфликт настоятеля и старосты. Но Консистория была иного мнения. 10 мая она вынесла выговор причту, а священника оштрафовала на 2 рубля в пользу бедных духовного звания.29 Немного погодя, в Твери всё же решили уважить просьбу строителя церкви и старосты, и 24 июня последовал указ перевести священника Преображенской церкви на место в Троицкую церковь, а Петра Воскресенского перевести на должность настоятеля Преображенской церкви.30
Буквально через четыре дня прихожане подали прошение с просьбой оставить священника Воскресенского на приходе.31 В августе в Тверь последовало прошение священника Преображенской церкви Петра Страхова с просьбой не переводить его в Троицкую церковь, т.к. он имеет шестерых малых детей и должен при них находиться неотлучно.32
Не прошло и года, и в январе 1846 г. Михаил Ванчаков снова пишет прошение о переводе священника Воскресенского на другой приход, вторым прошением от 26 января он предлагает на должность настоятеля Троицкой церкви священника из Осташкова Павла Бельского.33
Консистория снова решает уступить Ванчакову и переводит о. Петра Воскресенского служить в кладбищенскую церковь. Что опять-таки сделано не было. И снова Ванчаков пишет в Консисторию с требованием разобраться с теми 85 рублями, которые Воскресенский не сразу отдал церковному старосте.
Купец I гильдии Михаил Фёдорович Ванчаков скончался 13 августа 1866 г. в возрасте 74 лет. Его погребли с северной стороны кладбищенской Преображенской церкви рядом с могилой дочери Анны Михайловны, умершей 2 августа 1858 г. Там же вскоре вырастет большое семейное захоронение Ванчаковых. В 1868 г. рядом с могилой мужа будет погребена, скончавшаяся 20 декабря вдова купца Анна Васильевна. В 1880 г. здесь же будет похоронен сын М.Ф. Ванчакова сорока двух летний потомственный почётный гражданин Михаил Михайлович Ванчаков (+ 27 июня 1880 г.).34
Время и люди не пощадили купеческие захоронения на Пятницком кладбище. В большой, но пустой теперь, кованной ограде одиноко стоит безымянный крест и памятник чёрного гранита с надписью «Лаврентий Николаевич Ванчаков, скончался 19 сентября 1917 г. родился 15 января 1868 г.». Лаврентий Николаевич – внук М.Ф. Ванчакова, сын второго старосты Троицкой церкви Николая Михайловича Ванчакова.
Но вернёмся к истории священника Петра Ивановича Воскресенского. После смерти М.Ф. Ванчакова Пётр Воскресенский продолжал настоятельствовать в Троицкой церкви, затаив обиду на род Ванчаковых. К слову, характер у священника был резкий. В 1861 г. Консистория уже разбирала дело о драке, в которой Воскресенский избил диакона Семеновского. В 1862 г. снова было начато дело «О неблагопристойных поступках священника Воскресенского». В том же году он «обругал» своего товарища священника Петровского.22
В 1868 г. разразился первый конфликт с новым церковным старостой Николаем Михайловичем Ванчаковым, сыном М.Ф. Ванчакова. Настоятель храма священник Николай Воскресенский «запечатал старостинский ящик».22 В 1869 г. священник Воскресенский опять конфликтует со старостой. Видимо сказывалась старая обида, нанесённая ещё Михаилом Фёдоровичем.
11 марта 1869 г. во второй вторник недели Великого поста священник Пётр Воскресенский запретил нижним чинам Инвалидной команды покупать у старосты свечи. «Питая ко мне, по неизвестной мне причине, личныя неудовольствия, - писал Николай Михайлович в своём прошении, - строго воспретил означенным нижним чинам покупку Церковных свеч, чрез что и церковь наша понесла значительный ущерб и причастники остались с ропотом».35
Кроме этого, он не вынул частицы из просфор, присланных в алтарь старостой, когда же тот попросил «неизвестного унтер-офицера передать эти просфоры, но не говорить от кого, и тогда просфоры были возвращены вынутыми».35
В итоге, староста подал прошение о снятии его с должности и переводе в другой приход. «Хотя я и желал бы совсем усердием проходить должность церковного старосты при своей приходской церкви, - писал в своём прошении Николай Михайлович, - но, во избежание дальнейших мне неприятностей от местного Священника Петра Воскресенского, от которых и самая церковь теряет много выгод, всепокорнейшее прошу Ваше Высокопреосвященство Милостиваго Отца и Архипастыря уволить меня от должности Церковного Старосты при нашей Приходской Церкви и в случай увольнения дозволить мне перечислиться к другой Приходской церкви».35
И всё же конфликт был исчерпан относительно мирным путём. И староста, и священник сохранили свои места. В наказание на отца Петра в 1870 г. Консистория истребовала наградной лист и сделала ему выговор.22 В 1871 г. священник подал прошение, в котором указал, что этот выговор он не принимает.22 За тот же 1871 г. есть в заголовках дел Троицкой церкви и упоминание о старосте Ванчакове. Дело озаглавлено «О понуждении ц. старосты Ванчакова к доставлению Петропавловской церкви священнику Архангельскому церковных документов».22
В дальнейшем между старостой и настоятелем часто вспыхивали споры и разногласия. Но они были не столь ярко выражены и заканчивались безболезненно. Священник играл слишком большую роль в истории церкви в городе.
С самых первых дней настоятельства отца Николая на его плечи легли обязанности по благоустройству только что созданного прихода. В 1849 г. на только на колокольне Троицкой церкви треснул колокол, пришлось заниматься отливкой его заново.22 1857 год – причту нарезаются усадебные участки.22 С наступлением 1859 года, когда к Троицкому приходу была приписана церковь при тюремном замке, начинается новый этап в истории Троицкой церкви и жизни священника Воскресенского.
В 1859 г. начато дело «О собрании сведений относительно дозволения священнику Воскресенскому отправлять Богослужения в церкви при тюремном замке». Место для тюремного замка на плане города от 24 января 1831 г. было назначено в конце Осташковской улицы, там где сейчас расположен комплекс Центральной районной больницы.36 По сведениям краеведа Е.И. Ступкина тюремный замок располагался на месте старого здания морга ЦРБ. Деревянную церковь при тюремном замке построили с Высочайшего повеления Николая I – он, к слову утвердил и план Вышнего Волочка 1831 г. - и освящена 30 августа 1834 г. С момента своего основания она была приписана городскому собору, и богослужения в ней отправлялись соборными священниками. В 1861 году эта церковь была передана «от Казанского собора к Троицкой церкви»22 и на протяжении нескольких десятилетий отец Пётр был её настоятелем.
В том же 1861 г. было начато разбирательство по поводу похищения из церкви некоторых вещей, что так же изрядно попортило нервы настоятелю.22 В 1863 г. отцу Петру поручили и ещё одно послушание: из прихода Петропавловской церкви были перечислены под его опеку «нижние чины Инвалидной команды» - резервного батальона № 34 расквартированного в Вышнем Волочке.22 Это им без объяснения причины священник запретил продавать старосте свечи.
Всё в том же 1863 г. священнику Воскресенскому так же поручают преподавание закона Божия в школе Онежского полка. Через год из храма в новоустроенные казармы полка была передана икона Николая Чудотворца.22
1864 год – отец Пётр становится законоучителем в школе грамоты. И, наконец, в 1865 г. первая награда за труды.22
1867 год – новый разбор в Консистории: следует ли получать жалование священнику и причетникам за исправление богослужения в тюремном замке и больничной церкви.22 В 1868-69 гг. разгорелся уже упомянутый нами конфликт между старостой и настоятелем.
В 1876 г. священника Воскресенского увольняют от должности депутата, вместо него назначен на эту должность священник Никольский. В 1877 г. был снова поднят вопрос о священнике Воскресенском, но что именно натворил на этот раз настоятель, мы не знаем.
Это дело последнее в списке дел, касающихся деятельности о. Петра. Как мы видим, личность это была разноплановая, имевшая вспыльчивый и непокорный характер. За что и страдал сам священник. Множество различных должностей от настоятельства до депутатского места свидетельствуют о работоспособности священника. Награды так же говорят об этом, да и выговоры тоже. Ведь кто ничего не делает, ошибок тоже не совершает. Когда умер священник Николай Воскресенский, мы не знаем. Зато знаем, что этот мятежный настоятель прожил яркую жизнь. Чем и запомнился.
Судьба храма в 1870-е – 1930-е гг.
Казалось, только вчера началась история Троицкой церкви. А уже последние десятилетия XIX века. Они так же были полны событий.
1876 год – мещанин Сысоев просит Консисторию дозволить беспрепятственное совершение богослужений в Тюремной церкви. Через год на приходе проходят выборы старосты. Избран представитель рода Ванчаковых. Через три года, как гром среди ясного неба, начинается дело «о неправильном выборе церковного старосты Ванчакова». А ещё через два бывший староста получает награду.22
Со смертью священника Петра Воскресенского настоятелем храма становится священник Василий (?) Рубцов. В 1883 г. вторым священником храма и помощником настоятеля значится Иван Никольский. Исполняющим должность псаломщика записан дьячок И. Никольский, исполняющим должность второго псаломщика значится дьячок А. Ивановский. Сверх штата в храме служит пономарь Дмитрий Сперанский.37
Дмитрий Сперанский (+ 1897 г.) происходил из духовного сословия. Его супруга Мария Филипповна Сперанская, в девичестве носившая фамилию Преображенская, была дочерью священника с. Глубокое Филиппа Родионовича Преображенского. Семья жила в большом деревянном доме на Сиверсовой улице (на его месте отделение Сбербанка около городского рынка). Дом этот Мария Филипповна приобрела у диакона кладбищенской церкви Ивана Ивановича Сменковского. Сын Дмитрия Сперанского долгое время будет служить диаконом Успенского храма г. Вышнего Волочка, а затем в последний год своей жизни будет настоятелем церкви с. Федово Вышневолоцкого района.
1880-е гг. в истории Троицкой церкви стали годами больших ремонтных работ. 1882 год – горит купол церкви. 1884 – в храме ремонт, в 1886-ом прихожане просят дозволить окрасить стены изнутри.22
1887 год - в Консисторию поступает прошение о разрешении ежегодно совершать крестный ход 27 июля с иконой великомученика Пантелеимона. Икона эта, судя по всему, почиталась на приходе чудотворной: в 1893 г. были зафиксированы случаи чудесных исцелений от неё.22
1889 год - испрашивается разрешение поставить икону в Ремесленной управе. В том же году снова переливается разбитый колокол.22
В 1880-е – начале 1890-х гг. второй штатный священник Троицкой церкви Иоанн Никольский становится не только настоятелем Троицкого храма, но и благочинным города Вышнего Волочка и окрестных приходов. На него, как на благочинного, возлагаются обязанности следить за ходом строительных дел, разбирать тяжбы священнослужителей, вести канцелярию благочиния, в том числе и переписку с Духовной консисторией. Имя благочинного священника Иоанна Никольского мы часто встречаем в документах того времени. Например, в деле о строительстве каменного Воскресенского храма в селе Городолюбля за 1887-1888 гг.38 и в деле о награждение старосты того же прихода купца Василия Андреевича Болотина в 1890 г.39
Последнее десятилетие XIX в. началось с открытия при храме школы. Это случилось в 1892 г. В том же году награждён церковный староста. 1893 – ведутся ремонтные работы. 1894 – испрашивается позволение совершать богослужения в Тюремной церкви. 1895 – ведутся живописные работы внутри церкви. В том же году испрашивается разрешение на принятие на один день в храме чудотворной иконы Божией Матери.22 Судя по тому, что буквально на следующий год священнослужители подают прошение о разрешении совершать 10 мая крестные ходы вокруг церкви22, этой чудотворной иконой был образ Андрониковой Божией Матери. Андроникова икона Пресвятой Богородицы была привезена в Вышневолоцкий Казанский женский монастырь 1 мая 1885 г.40
1897 год – староста храма вышневолоцкий купец Михаил Иванович Воскресенский жертвует в пользу церкви участок земли. В 1896 году причт испрашивает для него награду.22
В начале XX века на приходе было 306 дворов, 1029 мужчин, 1167 женщин. Его духовно окормляли два священника: Пётр Павлович Преображенский и Николай Андреевич Лебедев. Дьяконом на приходе служил Иоанн Никитич Воронцов, псаломщиком – Алексей Иванович Лебедев. Старостой храма был почётный гражданин, купец Михаил Иванович Воскресенский.41
1915 год – на приходе продолжает настоятельствовать священник Пётр Преображенский, 44 лет. Второй священник прихода – Николай Лебедев, 47 лет. Диаконом служит всё тот же Иоанн Воронцов. Должность псаломщика исполняет Сергей Первухин, 26 лет, из 4 класса семинарии, на службе пятый год. Число приходских душ изменилось: 857 мужчин, 988 женщин, раскольников 19 мужчин, 22 женщины.42
Священники прихода преподают закон Божий в двух городских начальных училищах, одном министерском земледельческом училище и училище Государя Императора. Всего учеников, слушающих курс Закона Божия – 188 человек, жалование за преподавание 560 рублей в год.42
Первые годы после Октябрьского переворота храм существовал без особых помех со стороны новоявленной власти. Приход имел регистрацию, здание брали в аренду у государства. Резко поменялось отношение лишь к священнослужителям. Вот сведения о лицах лишённых избирательных прав за 1931 г. Среди них есть и священники Троицкой церкви: Воронцев Иван Никитич (1873 г.р.) и его супруга Воронцева Мария Ивановна (1872 г.р.), проживающие по ул. Спорта, д. 17; Преображенский Пётр Павлович (1870 г.р.) и его супруга Преображенская Лидия Ивановна(1876 г.р.), проживающие по ул. 2-я пролетарская д. 42. Были так же лишены избирательных прав диакон Троицкой церкви Синайский Василий Алексеевич (1877 г.р.) и его жена Синайская Анастасия Васильевна (1885 г.р.), жившие на ул. 1-ая пролетарская д. 9.43
В ходе исследования Пятницкого кладбища Вышнего Волочка, удалось обнаружить захоронение священника Петра Преображенского. На полустёртой от времени табличке ещё можно прочесть дату его кончины 30 ноября 1940 г. Отец Пётр, видимо последние годы своей жизни служил уже на Пятницком кладбище, пережив закрытие своего последнего храма и снос родного Троицкого. Он был погребён слева от основной тропинки, ведущей к разрушенной Преображенской церкви…
В деле о закрытии и сносе Троицкой церкви за 1936 г. сохранились анкеты на служителей храма, составленные в 1935 г. В 1935 гг. приход проходил перерегистрацию, составлялись заново списки двадцатки и прихожан храма. Всё это нужно было сделать в один день, иначе приход не зарегистрируют и храм закроют. Были составлены списки двадцатки, прихожан храма, живших в разных концах города и анкеты «служителей культа».
Настоятель храма протоиерей Воронцов Иван Никитич показал в анкете, что родился он 11 февраля 1873 г. До 1917 г. был диаконом в Троицкой церкви. 30 июля 1917 г. был рукоположен во священника к тому же храму, 15 апреля 1934 г. возведён в сан протоиерея. Под судом не был. Район деятельности как священника он определил: «Пролетарская слобода и частично в городской части, в Революционной слободе, на Острове и Н. Заворове».44
Вместо священника Преображенского в 1934 г. в храме служил вторым священником Волский Иван Иванович, 1888 года рождения. С 1 июля 1910 года по 8 августа 1918 года служил помощником классного наставника Новгородской духовной семинарии. С 10 августа 1918 года по 1 июня 1920 года – был переписчиком канцелярии штаба инженерного полка 10 дивизии 158 эвакопункта, с 1 июля 1920 г. по 1 сентября 1921 г. письмоводитель канцелярии Новгородского губернского лесхоза.44
Рукоположен Иван Иванович был 1 июля 1921 г. во священника к Горкинской церкви Мало-Вишерского района Ленинградской области, где и прослужил до февраля 1930 года. 15 февраля он был арестован и 18 марта осуждён Тройкой ППОГПУЛВО по статье 58 УК на три года. Освобождён был 20 октября 1932 г. досрочно «вследствие зачёта 117 рабочих дней».44
В 1932 г. отец Иоанн попадает в Вышний Волочёк, где нанимается чернорабочим лесхоза № 2 города Вышнего Волочка. В лесхозе батюшка трудился с 1 ноября по 15 декабря 1932 г. А 20 декабря 1932 г. получил назначение в село Коломно Вышневолоцкого района, но прослужил там недолго. 15 ноября 1932 г. он переводится на должность второго священника к церкви Святой Троицы в Вышний Волочёк. Проживал о. Иоанн на квартире у священника Воронцова.44
И, наконец, диакон Остроумов Пётр Петрович подал о себе такие сведения: 1905 г.р. Диакон. До 1917 г. учился в Волоколамском духовном училище, затем был псаломщиком, а потом и диаконом Троицкой церкви. Проживает по ул. 2-ая пролетарская д. 17.44
О дальнейшей судьбе священнослужителей храма известно крайне мало. Имя священника Ивана Никитича Воронцова упомянуто в протоколах допроса священномученика Владимира Дмитриевича Мощанского. Священник был арестован 13 февраля 1938 г. и помещён в Вышневолоцкую тюрьму. В протоколе допроса записано: «Из духовенства я знаю Всеволода Фёдоровича Зосимовского, священника собора, Александра Алексеевича Кобарова, священника собора, Ивана Никитича Воронцова, священника собора, Владимира Васильевича Успенского, настоятеля храма».45 Из протокола допроса следует, что отец Иоанн служил в 1938 г. в Богоявленском соборе.
В Тверском государственном архиве удалось обнаружить список священнослужителей, проживающих в Вышнем Волочке. Датировать его можно концом 1930-х – началом 1940-х гг. Среди имён священников и диаконов мы находим и Воронцова Ивана Никитича, и Остроумова Петра Петровича. Отец Иоанн продолжал жить на ул. Спорта, 17, а отец Пётр жил уже на 6-ой пролетарской, 50.45
Уроженец Вышнего Волочка Борис Николаевич Кузнецов детство провёл в Пролетарской слободе. Он хорошо помнит, что в доме по 3-ей пролетарской улице жили диакон с супругой, бабушка-старообрядка и женщина-баптистка. Так, ещё вчера бывшие чуждыми по духу люди, теперь становились соседями. Ещё вчера не имея между собой каких-либо отношений, теперь им приходилось уживаться под одной крышей. Новый строй внёс серьёзные перемены в их уклад жизни, создав новое общество людей, которым приходилось или бороться с властью или слепо подчиняться чужой воле.
Борьба общины Троицкой церкви за сохранение храма.
В 1920-е гг. вышневолоцкие храмы существовали в относительно мирных отношениях с городской властью. Находясь под защитой декрета об отделении церкви от государства, приходские общины имели относительную свободу в своей внутриприходской жизни. Совершались даже общегородские крестные ходы с чтимой Казанской иконой. Лишь возникшие в городе течения сначала иосифлян и сергиан, затем обновленцев внесли разлад в мирное существование приходских общин.
Первоначально Николо-Александровская церковь обособилась от городского сообщества верующих – её настоятель примкнул к движению митрополита Иосифа Петровых, затем и Успенская церковь отошла к обновленцам. В сети «обновлённого православия» попал и Богоявленский собор. Казанский монастырь занял враждебную позицию в отношении городского духовенства. В итоге общегородской крестный ходы на праздник Казанской иконы Божией Матери в 1922 г. прошёл отдельно от монастырского. Монахини не пустили городское духовенство в монастырь.
Троицкая церковь в эти годы заняла позицию стороннего наблюдателя за всеми этими процессами, происходившими в городе. Но для городской власти безразлично было, к какому движению относился тот или иной приход. В 1931 г., исполняя закон о сборе металлолома, во всех городских церквях был прекращён колокольный звон, а затем были изъяты и сами колокола. «При снятии колоколов вследствие падения большого колокола весом свыше 3-х тонн, в колокольне образовались трещины, каковые в последнее время, вследствие расположения церкви на болотистом месте, в силу осадки фундамента, распространились на своды, что грозит обвалом колокольни и частично сводов»46, - это строки из акта технического состояния Троицкой церкви от 10 апреля 1936 г., который составила комиссия из городского начальства тех лет.
Акт составлялся с целью подготовки к сносу Троицкой церкви. Естественно проблема была сильно раздута: других отклонений в технических характеристиках здания не нашли. Но решение вынесли однозначное: «вследствие указанного комиссия считает необходимым указанную церковь назначить к сносу, о чём поставить в известность Президиум Городского совета»46.
В 1930-е гг. в Вышнем Волочке были закрыты и снесены многие храмы. Первым в 1931 г. был закрыт летний Казанский собор, в том же году, несмотря на то, что храм был принят на учёт как ценный памятник архитектуры, городское начальство решило разобрать ограду. А в 1935 г. исчез с лица земли и сам собор. В 1936 г. начали решать участь Петропавловской церкви на Дворцовой (с 1920-х гг. Садовой) площади города. Её предполагали использовать под различные нужды, в том числе и под краеведческий музей. В конце концов в плане благоустройства города не нашлось места для этого замечательного храма – его разобрали во второй половине 1930-х гг. после пожара произошедшего в нём.
Естественно Президиум решил снести и Троицкую церковь. В постановлении от 9 апреля 1936 г. решение о сносе прописано с соблюдением всех законодательных мер того времени: «Принимая во внимание, что церкви «Троица» грозит авария (обвал) и кроме этой церкви для группы верующих в черте города остаются ещё три церкви: «Преображение», «Никольское подворье» и «Казанский собор». Президиум горсовета считает необходимым указанную церковь снести и кирпич употребить на строительство школ»47.
9 мая 1936 г. Президиум Калининского облисполкома утвердил решение Горсовета.48 Но решение Калининского облисполкома было не окончательным, приход имел право обжаловать его во ВЦИК. Лишь решение ВЦИК могло горсовету дать право ликвидировать приход и снести храм. Но, как мы увидим ниже, даже видимой законности городское начальство соблюдать не хотело.
11 мая горсовет объявил общине Троицкой церкви о закрытии храма и сообщил о порядке обжалования этого решения.49 14 мая 1936 г. во ВЦИК было отправлено заявление верующих, в котором они возражали против закрытия храма и использования кирпича от стен церкви на строительство школ. «Встревоженная община верующих изъятием храма в момент существования закона об отделении церкви от государства и свободном веровании, выражает скорбь о массовом закрытии храмов, т.к. закрывается третий храм подподряд без видных причин со стороны населения, в городе более 50 000 человек. Остаётся один собор, куда не представляется возможным войти, т.к. не может вместить молящихся и не предоставляется возможным выполнить требования верующих… община не имеет никаких недостатков, причиной коих мог бы быть изъят от пользования храм, считаем необходимым присовокупить, что при закрытии церквей Петропавловской и Успенской прилив верующих в общину увеличился, а поэтому число верующих несомненно более 335 членов».49
К этому письму члены приходского совета приложили и список прихожан Троицкой церкви, зарегистрированных в 1935 г.50 7 февраля 1935 г. по приказу Горсовета этот список был спешно составлен в один день, промедление грозило закрытием прихода. Ошибки в его оформлении и были использованы Горсоветом и Облисполкомом в дальнейшей борьбе с приходом.
В мае представители администрации «начали обходить дома верующих зарегистрированных и незарегистрированных по своему усмотрению с подпиской об отказе от храма Св. Троицы предлагая подписаться в собор».51 Таких подписей они набрали немного. В своём большинстве люди стояли за сохранение церкви, но были и те, кто подписывался за её снос.
Архивы сохранили до наших дней эти порой совершенно неграмотные расписки запуганных людей с отказом от храма, написанные на каких-то клочках бумаги. 3-я Пролетарская д. 3. Хоборова Екатерина Матвеевна: «… Я со своей стороны считаю, что нужно церковь закрыть, к чему и подписуюсь».52 Вот безразличный отзыв: «4-я пролетарская, д. 24. Хошков. Как будет нужно власти оставят церковь троица хорошо, а не оставят так же всё равно».52 А вот ещё один уже с подписью за снос: «Кутузова против сноса церкви ничего не имеет. Да снова подтверждаю что мне не (зачёркнуто) нужна школа».53
Буквально на следующий день, после объявления решения Облисполкома о закрытии церкви, городская власть отдала команду ломать ограду. 13 мая 1936 г. возмущённая община написала в Москву: «Вышневолоцкий горсовет на постановление Калининского облисполкома объявил закрытие храма Троицы, представив законное право обжалования, между тем единовременно отдал распоряжение на ломку ограды, служащей охраной храма от злоумышленников. Просьба верующих немедленного вмешательства».54
В Москве законность соблюли. 17 мая 1936 г. было предписано «церковь сохранить в беспрепятственном пользовании верующих»55 вплоть до окончательного решения ВЦИК, о чём было приказано телеграфировать Вышневолоцкому РИК. В ответ на это 28 мая облисполком, ссылаясь на то, что в списке членов общины верующих значатся имена людей, которые умерли, а другие состоят комсомоле, просил вообще не учитывать мнения верующих.56
Действительно, при спешном сборе сведений для регистрации Приходской совет допустил неточности. В отличие от членов Приходского совета Петропавловской церкви, где были люди грамотные, ранее занимавшие серьёзные должности в торговле и городском руководстве, Приходской совет Троицкой церкви состоял из людей простых, не знавших всех юридических тонкостей.
Поэтому Горсовету легко было найти недочёты в этих документах. «Список составлен не прихода, а всего города, тогда как город имеет три прихода, при наличии трёх церквей… Лица значащиеся в списке не знают, от списка отказываются и многие совершенно не проживают. Характерно привести факты: Список составлял сам священник и он жителям говорил, что «Примите меня со службой у вас на дому». Которые категорически отказывались и то значатся в списке, как тов. Николаев М.И. проживающий по 3 пролетарской дом 20 и второй случай Максимов Егор Иванович проживающий по Комсомольской улице, даже совершенно не знает, что он в списках по 3 пролетарской дом 29, и ряд других фактов, которые говорят, что церковь «Троицу» надо закрыть».57
Москва не зря разрешила «оставить церковь в пользовании верующих». Решение ВЦИК всё равно было предопределено. 20 июня 1936 г. «Постановление президиума Калининского облисполкома от 9 мая 1936 г. о закрытии сносе здания Троицкой церкви в г. В.Волочке» было утверждено.58 Храм окончательно закрыт и разрешение на снос было получено.
В заключении по делу о закрытии церкви Троицы в Вышнем Волочке от 29 мая 1936 г. мы находим строки, из которых становится понятна истинная причина сноса храма: «Здание предполагается разобрать и строительные материалы (кирпич) использовать под строительство Медицинско-Акушерского техникума. На строительство техникума отпущено 656 000 р. Утверждено СНК РСФСР, фундамент заложен, цемент есть, рабочие есть, но нет кирпича».59
Конечно, проще всего было сломать храм, а не изыскать возможность производить кирпич. Городское руководство тех лет постоянно использовало практику «изъятия» на строительные материалы то могильных плит с городского кладбища – из них сделали отбойники на тротуары Казанского проспекта, плиты пошли и на фундамент нового ДК на Дубителе; то решёток с могил духовенства – ими огородили Ленинский сквер, а решётки с ограды Казанского монастыря пошли на ограду поликлиники № 1.
Сразу же после получения решения ВЦИК община написала письмо, отправив его по адресу «Москва. Кремль. И. Сталину, ВЦИК М.И. Калинину, в Калинин Облисполком». Прекрасно понимая, что ничего уже сделать нельзя, храм приговорён к сносу, люди всё равно писали. Это последнее письмо, уже упразднённой на законных основаниях, общины Троицкой церкви больше похоже на крик о помощи: «…Мы, община верующих прихожан храма Св. Троицы г. В. Волочка, исключительно рабочего района в числе 365 человек вынуждены вновь обратиться к Вам, Великие мужи Великого народа, с нижеследующей просьбою: благодаря доброму уделяемому вниманию Высшей Власти, направляемые нами протесты против, по нашему мнению, может быть и неправильных, но упорных домогательств местной Власти на закрытие храма – этого последнего нашего утешения, получили сего 29 июня печальный результат: Храм закрыли без объявления причины, что располагает наши мысли к сомнению в правильности такого распоряжения, т.к. со стороны пользующихся храмом верующих до настоящего времени ни разу не встречалось каких-либо недоразумений по отношению существующих положений. Храм как внутри, так и вне содержится в должной чистоте и порядке, ремонта не требует, налоги вносятся полностью и своевременно, канализация и чистота дорог исправна, каких-либо вредных агитаций или выпады мы как верные сыны Великих в Мире Страны не только не допускали, но всегда готовы пресечь путём выдачи нарушителя властям. В силу изложенного, не видя причины, что закрытие храма будто бы обновит нравственные устои, но они не поражены, что признано ст. 124 конституции СССР, а потому в силу изложенного просим Великих Вождей Пролетариата отменить это распоряжение предоставив радость и благодарение опечаленных за мудрое решение о предоставлении нам пользования храмом»60…
Письмо так и осталось без ответа. Городское начальство приступило к подготовке сноса храма. И в 1939 г. наступил финал трагедии.
Снос Троицкой церкви.
«В тот день, когда разоряли Троицкую церковь, - вспоминает дочь священника Михаила Ивановича Белова, который в 1930-е гг. служил регентом хора Троицкой церкви, вышневолочанка Ильина Евгения Михайловна, - отец принёс большую икону Спасителя в тяжёлом киоте. Он сказал, что пока разрешают, верующие разносят по домам иконы и книги, иначе всё погибнет. А эта икона стала нашей семейной реликвией, хотя сейчас, когда возрождаются храмы, мне хочется передать её в церковь, пусть это будет память о тех страшных временах».
Из Троицкой церкви отец Михаил вынес и обломок резьбы храмового иконостаса: резного, позолоченного Херувима. Сейчас он хранится в музее Сельского прихода с. Матвеева, где батюшка служил в 1940-50-е гг. Видимо, в эти же годы обломок иконостаса он подарил одной из прихожанок из д. Чудины. Позднее обломок попал в семью алтарника матвеевской церкви Виктора Васильевича Павлова, а от него уже в музей.
Евгения Михайловна вспоминает и том, как взрывали Троицкую церковь. За взрывом она и другие дети наблюдали с другого берега Цны, с местечка «Красный флаг». Раздался гул, поднялось облако пыли, и церковь осела. Последний раз над Жуковым углом мелькнули очертания Троицкого храма. Мелькнули в облаке пыли, что бы больше никогда не предстать перед взором его жителей.
Зеркало истории.
Но Троицкая церковь продолжает жить в памяти людей, в старинных фотографиях и фотооткрытках – в них, как в зеркале истории, отражается ушедший безвозвратно Вышний Волочёк, его каналы, храмы, купеческие и дворянские особняки.
По крупицам собираем мы штрихи к портрету города, находим фото, записываем воспоминания. Моё знакомство с Троицкой церковью началось с записанных Татьяной Ивановной Бабаевой воспоминаний коренного жителя Вышнего Волочка Виталия Арестовича Хлебникова: «Родился я в 1929 году. Семья наша жила на набережной реки Цны, неподалёку от Троицкой церкви. Все мои родные ходили в этот храм, а отец пел на клиросе. Но наступили безбожные времена. Как сейчас помню, был солнечный тёплый день. Наша семья направлялась в кинотеатр «Звёздочка», там шёл фильм «Большой вальс». Путь наш был мимо храма. И вот видим мы, стоит у храма толпа людей, кто плачет, кто молится. Узнали мы от прохожих, что собираются храм наш взорвать и уже заложили заряд. Потом, помню, дрогнула земля, и из-под храма вырвалось облако пыли. Но храм устоял, что вызвало немалое удивление рабочих. Потом раздался новый взрыв… Церковь поднялась над землёй, и, казалось, несколько секунд парила в воздухе. А затем она рухнула и рассыпалась. Так не стало нашей Троицкой церкви».
Конечно, упоминание о фильме «Большой вальс» позволяет внести коррективу в дату сноса Троицкой церкви, ведь фильм вышел на экраны США в 1938 г., а премьера в Москве прошла лишь 23 июня 1940 г. Так значит, храм взорвали в 1940 г.? Поиски ответа на этот вопрос продолжаются.
Так же и рассказ Бориса Николаевича Кузнецова ставит под вопрос сведения о том, что кирпич от храма пошёл на строительство медицинского техникума. По его сведениям из кирпича Троицкой церкви строили школу на 3-ей пролетарской.
Совсем недавно удалось мне записать и воспоминания Ольги Борисовны Малышевой. Из своих детских впечатлений она помнит отчётливо низкую паперть Троицкой церкви и красочные фигуры при входе…
Эти воспоминания о паперти вызывают в памяти строки поэта Евгения Санина:
Перепуталась слава со сплетнями.
Мир такой же сейчас, как всегда.
А ведь первые станут последними,
Не на час, не на день – навсегда!
Вон – на паперти нищая с кружкою:
Ни кола, ни двора по всему…
Но по смерти за этой старушкою
Не угнаться из вас никому!
Эти слова обращены ко всем нам. Исчезнет былое, канет в историю всероссийское глумление над Православием, уйдут в небытие варварские взрывы храмов, бессчётные жертвы кровавого режима, но память о них останется. Место Троицкого храма – это место памяти о страшном отступлении от Бога, место покаяния.
Сейчас бывшая Затверецкая площадь активно застраивается. По линии бывшей улицы Преображенской в здании недостроенной в советские годы котельной разместился торгово-развлекательный центр «Шоколад». Здорово, что у города появилось место для развлечения, два кинотеатра, зал детских игровых автоматов, кафе, боулинг. С окна второго этажа, где стоят столики для посетителей, открывается прекрасный вид на излучину Цны и берёзовую рощу у истока Тверецкого канала.
На месте Троицкой церкви появился лёгкий стеклянный павильон. Жаль, конечно, что городское духовенство не проявило инициативу и не поставило на этом месте памятного знака. Ведь место храма продолжает быть священным, даже если от него и следа не осталось. Но этого не поздно сделать. Почему бы не сделать на треугольнике между набережной и улицей Освобождения сквер со скамеечками, клумбами. А посреди этого сквера не установить плиту с изображением Троицкой церкви и надписью: «Здесь до 1939 г. стояла церковь Святой Троицы с приделами Усекновения главы Иоанна Предтечи и святых Богоотец Иоакима и Анны, построенная в 1841-1843 гг. на средства городского головы Михаила Фёдоровича Ванчакова по проекту архитектора Ивана Фёдоровича Львова». Эта плита будет памятью о храме и о его строителе-градоначальнике, сделавшем для города очень многое. Да и сквер можно назвать Троицким в честь украшавшего когда-то город храма…
На фотографии Троицкой церкви сделанной о. Михаилом Беловым есть надпись «Троицкая церковь, взорвана в 1937-39 г». На ней запечатлена Троицкая церковь с другого берега Цны – с местечка «Красный флаг». Не смотря на солнечный день, над храмом сгущаются чёрные тучи, будто предвестники роковой бури.
Денис Ивлев, Вышний Волочёк-Москва, 2012 г.
Автор благодарит за предоставленные материалы Георгия Константиновича Смирнова, Анциферову Нину, Евгению Михайловну Белову-Ильину и Галину Дмитриевну Миронову-Сперанскую, Бориса Николаевича Кузнецова. Фото Вознесенской церкви с. Дудино с сайта: http://tver-dudino.ru, фото Троицкой церкви и фотооткрытки из архива Е.И. Ступкина, Б.Н. Кузнецова, Е.М. Ильиной, автора.
Примечания.
- ГАТО Ф. 852, Оп. 17, Д. 437, Л. 2. План Вышнего Волочка. 1795 г.
- РГАДА, Ф. 248, кн. 7316, Л. 588. Описание первого плана Вышневолоцкого яму.
- РГАДА, Ф. 248, Оп. 160, Д. 1800. План Вышневолоцкого яма 1749 г.
- Курц Б.Г. Сочинение Кильбургера о русской торговле в царствование Алексея Михайловича, Киев, 1915. С. 185.
- Там же, С. 185, в примечаниях.
- Там же, С. 184.
- Ступкин Е.И. Встал монастырёк ново… Вышний Волочёк, 2009. – С. 97.
- Неволин К.А. О пятинах и погостах Новгородских с приложением карты. СПб, 1853 г. С. 319.
- Новгородские писцовые книги. Т. 1. Переписная оброчная книга Деревской пятины, около 1495 г. СПб, 1859. - С. 82.
- Здесь и далее до конца главы материал взят из книги Л.С. Быкова «По Петровскому указу – канал на древнем Волоке», Москва, 1994. – С. 29-36.
- Вышневолоцкий краеведческий музей, экспозиция истории водной системы.
- ГАТО, Ф. 160, Оп. 6, Д. 286 «О дозволении вышневолоцкому купцу Михаилу Ванчакову построить в городе Вышнем Волочке в Тверецкой части каменную церковь во имя Святыя Живоначальныя Троицы. 1838 г.», Л. 1.
- Интернет: http://tver-dudino.ru/arhitektura-hrama.
- ГАТО, Ф. 160, Оп. 6, Д. 286, Л. 6.
- Там же, Л. 11.
- Там же, Л. 21.
- Там же, Л. 53.
- Там же, ЛЛ. 62-63.
- Там же, Л. 64.
- Там же, ЛЛ. 67-68.
- Там же, Л. 76.
- ГАТО, Ф. 160, Оп. 6. Опись дел Троицкой церкви г. Вышнего Волочка.
- ГАТО, Ф. 160, Оп. 6, Д. 287 «О учинении изыскания о том, действительно ли пожертвованы некоторые вещи в Вышневолоцкую Троицкую церковь церковным старостою Ванчаковым. 1844 г.», Л. 10.
- Там же, Л. 1.
- Там же, Л. 10.
- Там же, Л. 11.
- Там же, Л. 11 об.
- Там же, Л. 44.
- Там же, 48 об.
- Там же, Л. 60.
- Там же, Л. 63.
- Там же, Л. 66.
- Там же, Л. 73.
- Русский провинциальный некрополь, Т. 1., Москва, 1914. – С. 124.
- ГАТО, 160, Оп. 6, Д. 299 «О воспрещении священником Вышневолоцкой Троицкой церкви Петром Воскресенским нижним чинам резервного № 34 баталиона приобщаться Св. Таин покупать церковные свечи и о прочем. 1869 г.», ЛЛ. 1-2 об.
- «Полное собрание законов Российской империи (собрание первое). Книга чертежей и рисунков (планы городов)». СПб, 1859. Интернет: http://bibliophika.shpl.ru/book.php?book=890.
- «Росписание городских и сельских приходов, церквей и причтов Тверской Епархии и распределение по нему наличных священнослужителей». Приложение к годовому выпуску Тверских Епархиальных ведомостей. Тверь, 1883. – С. 11.
- ГАТО, Ф. 160, Оп. 6, Д. 852 «По прошению священноцерковнослужителей, церковного старосты села Городолюбля Вышневолоцкого уезда и купца города Волочка Василия Андреевича Болотина о разрешении им построить новую каменную церковь».
- ГАТО, Ф. 160, Оп. 6, Д. 853 «О награждении Вышневолоцкого купца Василия Андреевича Болотина за построение каменной церкви в селе Городолюбле».
- Торжество принесения древней Греческой иконы Божией Матери, именуемой Андроникова из Санкт-Петербурга в Казанский Вышневолоцкий женский монастырь 1-го мая 1885 г. СПб, 1904 г.
- Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. Тверь, 1901. – С. 201-202.
- Справочная книга по Тверской епархии, Тверь, 1915. – С. 110.
- Вышневолоцкий муниципальный архив, Список лиц, не имеющих права выборов в Советы, на основании Конституции РСФСР … по Вышнему Волочку на 1931 г.
- ГАРФ, Ф. Р-5263, Оп. 1, Д. 791 «О закрытии Троицкой церкви в г. Вышнем Волочке и сносе здания с использованием под строительные материалы», Л. 16.
- Ивлев Д. «Долго ли будем, Господь знает. Положение Русской Православной церкви в Вышнем Волочке в 1941-1947 гг.», Верхневолжье Православное, № 7-8 (103-104), июль-август 2010. – С. 13.
- ГАРФ, Ф. Р-5263, Оп. 1, Д. 791 «О закрытии Троицкой церкви в г. Вышнем Волочке и сносе здания с использованием под строительные материалы», Л. 21.
- Там же, Л. 22.
- Там же, Л. 23.
- Там же, Л. 15.
- Там же, ЛЛ. 17-21.
- Там же, Л. 11.
- Там же, ЛЛ. 33-34.
- Там же, Л. 36.
- Там же, Л. 10.
- Там же, Л. 8.
- Там же, Л. 9.
- Там же, Л. 32.
- Там же, Л. 1.
- Там же, Л. 5.
- Там же, Л. 6.
Назад к списку