Георгия Победоносца и великомученицы Варвары села Матвеево - Денис Ивлев. Вышний Волочёк и его окрестности в X – XVI вв. Доклад на XII Кадашевских чтениях в Москве
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Денис Ивлев. Вышний Волочёк и его окрестности в X – XVI вв. Доклад на XII Кадашевских чтениях в Москве

Вышний Волочёк и его окрестности в X – XVI вв.

А. Мейереберг. Вышний Волочёк.Город Вышний Волочёк расположился в удобной географической точке в верховьях реки Мсты, вытекающей из озера Мстино, между крупными реками Цна и Тверца. Вопрос о древности селения на месте Вышнего Волочка остаётся открытым. Из-за не изученности многих летописных источников или неправильной интерпретации других говорить о древности Вышнего Волочка сложно. И всё же право будет утверждение о том, что Вышний Волочёк является современником известного в этих местах Волока, который по отношению к Волоку Держкову на Мстинских порогах являлся Верхним или Вышним. Это и понятно, ведь при каждом волоке существовало поселение, где жили мастера, способные починить ладьи и струги, хозяева подвод, на которые перекладывались товары, простые работяги-бурлаки и та многочисленная челядь, без которой нельзя было обойтись при переправе судов из одной реки в другую.(Рис. 001. Погост Николский на Лсне на Волочку. Рисунок А. Мейерберга, 1662 г.)

Схема Вышневолоцкой водной системы с реками входящими в неёИсключением не был и Волок в районе современного Вышнего Волочка. С XV в. в этих местах известен погост Николский на волоке на Лсне – Цне, располагавшийся как раз на месте главного городского собора Казанской иконы Божией Матери. Селение имело пристань, откуда суда отправлялись в путь вниз по Цне в озеро Мстино и далее по реке Мста. 

До Вышнего Волочка с Волги можно было добраться по реке Тверце, поднявшись, если позволяла вода до Никольского монастыря близ деревни Столбище. В более сухое время, когда уровень Тверцы падал, суда доходили до Выдропужска, а то оставались и в Торжке, а далее товары двигались берегом. (Рис. 002. Схема Вышневолоцкой водной системы с реками входящими в неё).

Это был самый короткий путь с Волги в Новгород. Хотя существовали и другие пути. Например через Бежецк и реку Мологу благодаря системе озёр, рек и волоков между ними можно было спуститься в Мсту, войдя в реку в районе села Млёво и далее двигаться в Новгород. На всей протяжённости пути от Мологи до Мсты реки и озёра сохранили в своих названиях корень «Волок», например озёра Волошно, Волчино и Наволок, река Волчина, звучавшая как Волочина и т.д.

Всё это в сочетании с Волоком Держковым – протяжённым волоком в обход всех мстинских порогов – издревле составляло слаженную транспортную систему, которая входила в состав Великого Волжского пути.

Естественно с древнейших времён этой системой пользовались не только торговые караваны, но и княжеские посланники и сами князья со своими дружинами. Учитывая оживлённые, порой до жестоких распрей, отношения Торжка и Новгорода логично предположить, что транспортное сообщение между этими городами шло по наикратчайшему пути.

«Апостол Андрей Первозванный по Верхневолжью ходил».

Схема пути из Варяг в Греки и Волжского путиСтатья под таким названием вышла в одном из первых номеров газеты Тверской и Кашинской епархии «Верхневолжье Православное». Основана она на предании, рассказанном ещё летописцем Нестором о хождении Апостола Андрея Первозванного через Киевские горы на Новгород и далее через море Варяжское в Рим. Но два основные пути в древний Новгород – из Варяг в Греки, по которому шёл от будущего Киева Апостол с учениками и Великий Волжский путь, который проходит через Верхневолжье пересекаются ближе к Новгороду в Рюриковом городище на Ловати. (Рис. 003.  Схема пути из Варяг в Греки и Волжского пути).

Если мы откроем летопись и проследим путь апостола от Корсуни до гор Киевских, и далее до Новгорода, то, как бы не хотелось нам, Апостол прошёл вдали от вышневолоцкой земли. Если, конечно, он, как это сделает почти тысячелетие спустя княгиня Ольга, не свернул  в Мсту и не поднялся до её верховий. Но Ольга преследовала тогда конкретную административно-хозяйственную задачу и это подтверждает летописный памятник. А вот апостол был движим идеей, по свидетельству летописца, пройти через Варяжское море и земли западных славян в Рим. Тверца и Цна с их оживлённым торговым путём, если он и был в те времена, могли заинтересовать апостола в отношении проповеди, но этому доказательств нет. (Рис. 004. Апостол Андрей ставит крест на Киевских горах. Миниатюра из летописи).Апостол Андрей ставит крест на Киевских горах. Миниатюра из летописи

Так что утверждение о том, что апостол ходил по Верхневолжью является на самом деле лишь надеждой автора на то, что этот факт имел место. Многие историки, в том числе и историки церкви, считают рассказ о хождении по Киевским горам и увиденных в Новгороде банях, позднейшей вставкой для того, что бы доказать, что Русское Государство было просвещено светом  Христа одним из первых.

Андреевский собор в селе Грузино Новгородской губернии, где по приданию оставил посох Апостол Андрей. Фото нач. XX в.Но верить в то, что Апостол Андрей всё же был на Новгородской земле и на древнем Волоке хочется. Ведь есть же, например, древние предания о посохе Апостола Андрея оставленном в селе Грузино на Новгородчине. (Рис. 005. Андреевский собор в селе Грузино Новгородской губернии, где по приданию оставил посох Апостол Андрей. Фото нач. XX в.).

Великая княгиня Ольга и верховья Мсты.

«Иде Ольга по Мсте и устави погосты и дани». Худ. Л.Н. Константинов947 г. «Лето 6455. Иде Ольга к Новугороду и уста по Мьстем погосты и дани, и по Ладозе дани и оброки, и ловища ея суть по всей земли, знамения и места и погосты, и сани ея стоят во Пскове, и по Днепру перевесища и села, и по Десне есть села Олзины до сего дне. Изрядивши возвратись к сыну своему в Киев и пребываше с ним в любви»1. Этот отрывок «Новогородского летописного свода» повторяет многие другие аналогичные отрывки других летописных списков. На его основании удомельский краевед Дмитрий Подушков высказал мысль, что Ольга была и на Вышневолоцкой земле. (Рис. 006. «Иде Ольга по Мсте и устави погосты и дани». Худ. Л.Н. Константинов).

Вторит ему исследователь А.В. Гудзь-Марков в книге «Домонгольская Русь в летописных сводах V-XIII вв. » пишет: «От Новгорода Ольга уехала на восток руслом реки Мста. В те годы по Мсте словене новгородские шли на верхнюю Волгу и вовсю работал волок на месте современного Вышнего Волочка. Через волок от Новгорода шли ладьи в Булгар, Итиль и далее на Каспий. Мста имела огромное значение для восточноевропейской торговли, и Ольга начала ставить по реке погосты и устанавливать дани»2.

Отрывок Радзивиловской летописи списка XV в. с рассказом о хождении Ольги к новгородуХотя летопись не описывает точный маршрут Ольги, но предположить посещение княгиней верховий Мсты мы можем. Годом ранее в 6454 г. Ольга воевала в земле древлян вместе с сыном своим Святославом, после чего возвратилась в Киев. На следующий год Ольга предприняла поход к Новгороду, где и претворила в жизнь свою административную реформу. (Рис. 007. Отрывок Радзивиловской летописи списка XV в. с рассказом о хождении Ольги к новгороду).

Что бы понять, как двигалась Ольга к Новгороду стоит взглянуть на карту пути из Варяг в Греки: из Киева вверх по Днепру к Смоленску, далее миновав два волока и перейдя в Ловать и в озеро Ильмень. Но тут Ольга делает остановку и поворачивает на Мсту, которая впадает в Ильмень. Слова  «иде Ольга и уста по Мьстем погосты и дани» ясно говорят о том, что большую часть реки Ольга прошла, иначе, если бы она поставила погост в устье Мсты, то летописец и упоминать его не стал бы, т.к. озеро Ильмень им уже была упомянуто.

Хотя вопрос: дошла ли Ольга до верховий Мсты? – остаётся открытым. Была ли она в селе Млёво, на озере Мстино или в селении на древнем Волоке, которое уже тогда могло существовать? Или же Ольга шла к Новгороду другим путём, например Волжским? Ответы на эти вопросы остаются тайной за семью печатями, т.к. других документов по тому факту, который перекочевал из Несторовой летописи в другие летописные памятники, нет. Хотя из патриотических побуждений верить в версию Дмитрия Подушкова и Алексея Гудзь-Маркова хочется несомненно. 

Оживлённый Волок. Кровавые события средневековья.

1135 г. Историк В.Н. Татищев в своей «Истории Российской» описывая междоусобную войну Всеволода и Изяслава Мстиславовичей против своего дяди Юрия рассказывает, как оба брата с новгородцами и Посадником Петрилою в союзе с черниговцами двинулись против врага, но «Лета 6643 … новгородцы шед Волгою до Дубны, и тут возмутясь поворотились, представляя вину ту, для чего Мстиславовичи с Черниговскими против дядьёв своих союз учинили, если б де оных яко злодеев племени Владимирова не присовокупляли, то бы мы готовы за обиду детей Мстиславовых воеваться, или их примирить, а с черниговцами никак в союзе быть не хотим, и тако Всеволод возвратился в Новгород, а Изяслав остался на Волге (388)»3.

В примечании № 388 В.Н. Татищев пишет о «Волоке»: «Волох разумеется иногда переезд дальней чрез леса, иногда переволока между рек… Здесь видится, разумеется, Волочёк Вышний, где уже тогда город был построен и власти Новгородской принадлежал»4. Т.е. Татищев считает, что Новгородское войско двигалось через Вышний Волочёк, и на обратном пути Всеволод так же возвращался через Вышний Волок.

В Московском летописном своде под 1135 г. вместо слов, «остался на Волге» упоминается Волок Ламский: «В лето 6643 … Всеволод и Изяслав и Святополк Мстиславичи сложишася с Олговичи, с Давыдовичи, и всташа вси на рать, и поиде Мстислав Всеволод и Изяслав на Ростов с новгородци, и дошедше Волги Новгородци воротишася, и Всеволод иде опять к Новугороду, а Изяслав оста на Волоце Ламском»5. Если критически оценить этот отрывок, то понятным становится, что идя от Новгорода и дойдя до Волги, а там «поворотясь» назад нельзя попасть на Волок Ламский, расположенный ещё дальше от Новгорода. В.Н. Татищев с уверенностью пишет об этом Волоке как о Вышнем Волочке, видимо имея ещё какие-либо доказательства, не дошедшие до нашего времени. Но отрывок Московского летописного свода остаётся неумолимым, там указан Волок Ламский.

Берестяная грамота № 885Середина XII в.  В Новгородских берестяных грамотах этого времени встречаются несколько упоминаний Имоволожского погоста. Ко времени составления сохранившихся писцовых книг этот погост перестал существовать. Но в документах XII-XIII вв. он встречается часто. Грамота № 885. «Отъ имоволожянъ и отъ жаблянъ к Петру и к Якъше. Шьли мы на Мълев, а Иване къ намъ не съ…»6. Перевод этой грамоты звучит так: «От имоволожан и жаблян к Петру и Якше. Мы пошли на Млев, а Иван к нам не…». В тексте грамоты упоминаются погост Имоволожье, погост Жабны и село Млёво, расположенное чуть ниже Вышнего Волочка. Чуть позже вместо Имоволожского погоста будет существовать погост Коломенский. Но село Березка, видимо, в прошлом центр Имоволожского погоста, останется и в более поздние времена отдельным центром. Село же Млёво сохранит свое торговое значение вплоть до XVI в. (Рис. 008. Берестяная грамота № 885)

Берестяная грамота № 8441140-1160-е гг. Грамота № 844 упоминает название Имоволожского погоста. Текст грамоты: «… (отъ и)моволожянъ къ …; … покладено, от не будеть…». Перевод: «от имовложан, положено с тем, что бы не было…»7. Эта грамота, как и другие последующие, свидетельство активных связей Имоволожского погоста и Новгорода, иначе как объяснить находки имоволожских грамот в Новгороде. (Рис. 009. Берестяная грамота № 844). 

Грамота № 573Последняя треть XII – первая половина XIII в. Отрывочно сохранившаяся грамота № 5738 с упоминанием имени «Жиръсла…» - имени Жирослава и топонима «Имъвъложъ» - названия Имоволожского погоста ещё одно свидетельство связи Вышневолоцкой земли с центом княжества. (Рис. 010. Грамота № 573).

1147 г. Первое известие о разграблении верховий реки Мсты, где расположился Вышний Волочёк. Историк С.М. Соловьёв пишет: «В 1147 г. пошёл Юрий ростовский воевать Новгородскую волость: взял Торжок, да и всю Мсту побрал»9. Упоминание об этом походе мы находим в Ипатьевской летописи: «В лето 6655. Иде  Гюрги  воевать Новгорочкой волости, и пришед взя Новый Торг и Мьстоу всю взя»10. Другие летописные своды, например, Московский, так же упоминают об этом событии, которое косвенно затрагивает вышневолоцкие места, т.к. пройти от Торжка на Мсту по прямой возможно лишь через Вышний Волочёк.

Грамота № 724 с упоминанием Волока и Мсты1166/67 гг.  Первое упоминание Волока и реки Мсты в Новгородских берестяных грамотах. Издатели грамоты напрямую Волок не связывают с Вышним Волочком. Да и приписка эта сделана на обороте грамоты. На лицевой стороне записан текст с упоминанием посадника Захарии и Андрея Боголюбского – от Саввы к братье и дружине. Считается, что грамота писана про экспедицию Саввы в Югру для сбора дани и помехах, чинимых Захарией, и конфликте с людьми Андрея. Хотя география текста весьма условна. А термины Волок и Мста вообще позволяют судить о том, что поход мог был быть совершён в другую сторону от Новгорода. Вот  текст оборота грамоты № 724: «А селечяном свомъ кънязь самъ отъ Волоку и от Мъстъ учястоъ водале. Аче ли ти, братье, вины людье на мя не ищуть, а доведока буде, то же нынеца радъ быхъ послале грамоту»11. Перевод первого предложения грамоты звучит как «А сельчанам своим князь сам дал участки от Волока и от Мсты»11. Возможность того, что именно Вышний Волочёк упомянут в этой грамоте рассматривает и С.В. Богданов в своём исследовании «К изучению термина «Волок» письменных источников XIV-XV вв»12. (Рис. 011. Грамота № 724 с упоминанием Волока и Мсты).

1196 г. Первое летописное упоминание Вышневолоцкого волока. Изданный в 1949 г. академией наук СССР «Московский летописный свод конца XV в.» относит этот отрывок к Вышнему Волочку: «Лета 6704 … не посла к ним (новгородцам – Д.И.) тогда Ярослав сына, и не бе у них в Новегороде князя вся зима, а Ярослав княжа в Торжьку, и по волости тои и дани поима и по верх Мъсты за волоком дани поима на смердех по своей воли»13. В примечаниях к географическим названиям издание летописи пишет: «Волочёк (Вышний), Волок, город в Новгородской земле»14. И впрямь, по вышеприведённому отрывку, понятно чётко, что летописец пишет с уверенностью, что верх Мсты действительно расположен относительно Торжка «за волоком» - Вышним Волочком.

 Приведём для сравнения тот же отрывок из древнейшей «Новгородской летописи старшего извода»: «И седеша всю зиму Новегороде бесъ князя; а Ярослав княжаше на Търъжку въ своеи волости, и дани поима по всему Вьрху и Мъсте, и за Волоком възьма дань; а новгородце имав Всеволодъ за Волоком и по всей земли своеи, держаше у себе, не пустя ихъ Новугороду; хожаху по городу по воли Володимири»15. Здесь словосочетание «верх Мсты» разбито на два географических названия Верх – Бежецкий Верх и Мста. Отсюда следует, что дань была взята по всему Бежецкому Верху и на лежащей по границе его Мсте, а так же дань взята за Волоком. При этом Волок указан как название географическое, а не просто обозначение существовавшей тогда переправы.

 «Новгородская летопись по списку П.П. Дубровского», составленная в XVI в. предлагает нам такой отрывок: «В лето 6704 … иде Ярослав на Новый Торг, и прияша новоторжцы с поклоном, и жаляху по нем в Новегороде добреи, и зле радовахуся. И послаша к Чернигову к Ярославу по сын и седеша всю зиму без князя, а Ярослав княже на Торжку в своей волости: по верху Мьсты и за Волоком взяша дань; а новгородцев изыма Всеволод за Волоком по всей земли своей, держаше у себе, не пусти их в Новгород, но хожаху под городом по воли к Володимеру»16. Здесь опять опущено название Верх, а вместо него упомянуты лишь верховья Мсты, и название Волок – Вышний Волочёк, стоящий на этих верховьях. Академическое издание этой летописи так же в примечаниях на данных отрывок называет Волок (Волоц) городом, вслед за изданием Московской летописи. Волок Ламский, к которому пытаются приписать это упоминание расписан в примечаниях отдельно.

Тверская летопись, приводя отрывок из «Временника Софийского, иже глаголется Летописец Русских князей», более всего вносит в этот вопрос ясности: «А Ярослав княжаше в Торжьку, и дань поима по всему Верху и Мсти, (и за Волоком възма дань; а Новгородце измав) за Волоком князь великий Всеволод и по всей земли своей, держаше у себе, не пусти их к Новугороду, не хожаху по городу по Володимеру по воле, но застророжи»17. Здесь опять-таки фигурирует географический отрезок Торжок – Новгород. Следуя этой логике и С.В. Богданов раскрывая летописные источники с термином Волок пишет: «Этот материал, по всей видимости, указывает на существование во второй половине XII в. волока между Мстой, Тверцой и Мологой, то есть Вышнего Волочка»12.  

1215 г. Косвенное упоминание о Вышневолоцком Волоке приводит историк С.М. Соловьёв, рассказывая о враждебных действиях князя Ярослава по отношению к Новгороду. В 1215 г. новгородцы призвали вместо князя Мстислава внука Юрия Долгорукого Ярослава, который приехав к ним, вдруг неожиданно покинул их и уехал в Торжок. Осенью в Новгороде мороз побил весь хлеб. «Тогда князь Ярослав не пустил в Новгород из Торжка ни воза»18. Кроме того, всех послов, приезжавших к нему в Торжок он обратно не отпустил. Узнавший о действиях Ярослава Мстислав вернулся в Новгород, а Ярослав предпринял ответные действия: «велел засечь все пути от Новгорода и реку Тверцу»18. Московский летописный свод приводит этот факт под 1216 г.: «лета 6724… и учиниша твердь ярославли мужи, пути от Новгорода засекоша и реку Тферцю»19. Если взглянуть на карту, то становится понятным, что засечь Тверцу и заодно пути на Новгород возможно лишь в районе Вышнего Волочка, парализовав работу волока или перекрыв санный путь по льду рек Вышневолоцкой водной системы.

1216 г. Разгоревшийся в 1215 г. междоусобный конфликт продолжился и в 1216 г.  Ярослав из Торжка бежал в Переяславль, Мстислав же двинулся за ним. Встретились они на реке Кзе, где Мстислав по слову Московского летописного свода сказал такое слово: «Пусти мужи Новгородци и новоторжьци, и что еси зашл волости Новгородские, Волок вспяти, и мир с нами возьми и крови не проливай»20. В примечаниях указано, что речь идёт о Волоке Ламском, но на протяжении всего маршрута князей Волока Ламского не упомянуто, упомянут лишь конфликт вокруг «запертой» реки Тверцы. Возможно, речь идёт именно о Волоке на Тверце? Чуть позже летописец снова упоминает Волок, приводя такое изречение о Ярославе: «И не доволе ему о первом зле, елико изби в Новегороде и Торжку и на Волоце, но ту вбег из нима Новогородци и Смоляны…»21.

1273 г. Новгородская летопись. «В лето 6781. Того же лета приходи князь Василей к Торжьку, и пожжь хоромы и посады, и посади тиун свои, иде назад на Кострому. И Святослав со тверичи и начаша воевать волость Новгородскую: Волок, Бежици, Вологду»22. То что место современного Вышнего Волочка принадлежало к волостям Новгородским несомненно. Учитывая географию местности, летописец первым указывает на пути от Твери к Бежецку Волок.

Вышний Волок в XV в.

Ренегат Митрополит Исидор, в кардинальском облачении. Портрет XV в.1437 г. «В 6945 году, в Рождество святой Богородицы, поехал митрополит Исидор из Москвы, приехал в Тверь в день Воздвижения честнаго креста… А выехал в воскресенье и ночевал в Саввиной пустыни. А от Москвы до Твери сто восемдесят вёрст, а от Торжка до Волочка семдесят верст. А от Волочка поехал на ладье по реке Мсте к Великому Новгороду, а кони шли берегом. А от Волочка до Новгорода по реке триста вёрст»1. Так описывается начало пути в сочинении «Хождение на Флорентийский собор» печально знаменитого митрополита Исидора, который там подписал унию с католической церковью, а затем с позором был изгнан князем Василием с митрополичьего престола и переметнулся к католикам, получив пост кардинала. (Рис. 012. Ренегат Митрополит Исидор, в кардинальском облачении. Портрет XV в.)

Великий князь Василий Московский. Портрет XV в.1445 г. Очередное разорение Бежецкого верха. Новгородская летопись так описывает события: «Лета 6954 месяца августа 22 князь Тверскии Борис присла своих людей и воевод на Торжок, останок людии и разгна и пограби, а иныя погуби, а иныя на откуп подая; а животов и товара московскаго, и новгородцкого, и новоторжьского 40 павосков свезе во Тверь, иныя павозки потопоша в реце с товаром; а в Бежицком Верху и по Заборовию 80 волостеи повоева в два года»2. Это упоминание ценно ещё и тем, что впервые в летописи упомянут погост Заборовье Деревской пятины, земли которого раскинулись по соседству с Вышним Волочком.

1469 г. «Московский летописный свод» приводит второе точно доказанное упоминание Вышнего Волочка: «Лета 6977А в 13 того же месяца в четверток отпустил князь велики князя Василья Ивановича Оболенского Стригу с многими вои, да с ним князеи царевичевых Даньяровых с многими Татары, а велел тем ити на Волочек да по Мсте»3. (Рис. 013. Великий князь Василий Московский. Портрет XV в.).

Миниатюра из Никоновской летописи с упоминанием Вышнего Волочка. Голицинский список 1114-1472 гг.Никоновская летопись этот отрывок помещает под 1471 г. (6979 г.): «А в 13 день того же месяца, в четверток, отпустил князь великий князя Василья Ивановича Оболенского Стригу со многими воя, да с ним же князей царевичевых Даньяровых со многими Татары, а велел ити на Волочек да по Мсте»4. (Рис. 014. Миниатюра из Никоновской летописи с упоминанием Вышнего Волочка. Голицинский список 1114-1472 гг.)

1476 г. «В лето 6984 … пошёл князь великы к Новугороду миром … 1 ноября выехал в Торжек среду в 5. На Волочку сретили великого князя Новогородци, Кузма Яковль с товарищи, з жалобами на свою же братью на Новогородцев, да туто же сретил его от владыкы Феофила с поминкы Василеи Микифоров Пенкова…»5. Этот отрывок «Московского летописного свода» даёт ясно понять, что Вышний Волочёк к тому времени был весьма крупным селением, которое могло позволить себе встретить в ожидании Государя и посланников Новгородского архиепископа. К слову, Вышний Волочёк уже тогда был церковным центром, который выделялся среди окрестных погостов именно благодаря расположению на торговом пути. Под этим же годом приводит аналогичный отрывок и Никоновская летопись: «А на Волочку сретили великого князя Новогородци с жалобами на свою же братию на Новогородцев»6. При этом посланники архиепископа встретили князя, по Никоновской летописи, ближе к Новгороду.

1478 г. Московская летопись повествует, как через два года после своей поездки в  Новгород Великий князь снова возвращается той же дорогой, но уже с военным походом. «Месяца октября 23 выехал князь великы ис Торжьку, а пошел ратью на Новгород, а шел от Торжку на Волок, а оттоля шел меж Яжелобицкые дорогы и Мсты, а царевичу Даньяру велел ити от Торжьку по за Мсте, а с ним воевода великого князя Василеи Овразец з Борисовичи…»7. Далее перечисляются ещё имена военачальников, которые по левую и правую руку от Государя шли и опустошали новгородские владения. Так начался карательный поход Ивана III на Новгород, тот самый, который привёл к прославлению Выдропусской иконы Божией Матери. Этот поход и опустошение села Выдропужска хорошо описаны в «Повести о Выдропусской иконе».

Никоновская летопись в этом отрывке называет Волок в отличие от Московской летописи – Волочком: «Лета 6986… Октября же 23 выехал князь великий не Торжьку, а пошел ратию на Новгород; а шел с Торжьку на Волочёк, а оттоле шел меж Яжелбицкие дороги и Мсты…»8 и так же относит в примечаниях это упоминание в Вышнему Волочку.

1493 г. Вышний Волочёк упомянут в Царской грамоте подьячему Елке – Елизарию Афанасьевичу Сукову9 - в связи с путешествием его вместе с послом Мазовецкого князя из Москвы в Новгород. В грамоте в числе прочих указаний значится: «А от Тфери Тферцею рекою всем людем без отмены до Торжку, а в Торжек старосте и всем городным людем, а от Торжку до Волочка, а на Волочек старосте и всем хрестьяном, а от Волочка Мстою рекою до Великого Новагорода всем людем, чей бы хто ни был, чтобы есте ему давали судно и гребци и кремника. А где им прилучится стати, и вы бы им давали корм на стану, по сей грамоте»10.

В связи с этими же событиями Вышний Волочёк трижды упоминается в письме Ивана III к сыну Василию: «От великого князя Ивана Васильевича всеа Руси сыну моему Василью. Отпустил есми мазовецкого посла Ивана, а с ним есми послал в приставех Елку подьячего; и как приедет в Тферь, и ты бы ему велел дати подворье добро, а корм бы еси велел ему давати по моей грамоте, а меду бы если велел ему давати на день ведро меду обарного, а два ведра меду белого погребных. А из Тфери велел бы еси ему дати судно и гребци и кремника до Волочка; а на путь бы еси велел ему дати меду до Новагорода десять ведро барного меду, а пятнадцать ведр белого меду. Да кого пошлет тот посол своего человека с конми до Волочка берегом, и ты бы с его человеком послал молодчика, которого пригоже, а велел бы еси ему с ним ставитися по ямом, да и кръмец ему давати мяса и хлеба, как бы сыт был, а и сторожом бы давали, кому стеречи тех коней да и гонити их до Волочка»11.

Первые переписи и упоминания на картах. Погост Николский на Лсне.

К началу XV в., переживший все бури и потрясения прошлых веков, Вышний Волочёк сформировался в крупное поселение. И на сей раз о будущем городе и его жителях могут поведать уже не летописные упоминания, а писцовые книги.

1495 г. К сожалению, «Писцовая книга Деревской пятины» за 1495 г.1 не приводит нам подробного описания самого селения на Волоке – Волок относился к соседней Бежецкой пятине, а граница между пятинами шла по реке Цне. Но селения, которые сейчас входят в состав Вышнего Волочка книга Деревской пятины упоминает. В то время они входили в состав Коломенского погоста: «В деревне в Буракове, против Волочка, на Трубицине трети с братьею: двор Ивашко Максимов, сеет ржи пол-третьи коробьи, а сена косит 15 копен, обжа, стараго дохода 7 денег»2. Аналогично описаны деревня Здешово, теперь этой район Вышнего Волочка, и деревня Ключино – посёлок завода Красный Май.

Стоит отметить, что писцовая книга Деревской пятины 1495 г. упоминает такие погосты Вышневолоцкого уезда как Заборовский, Посонский (село Покровское), Есиновический, Коломенский с двумя крупными сёлами Береска и Коломно, и Млёвский.

1498/99 гг. «Лета 7007» была составлена Писцовая книга Бежецкой пятины письма Василия Григорьевича Наумова и Семена Захарьина сына Дятлова3. В сохранившихся отрывках мы находим описание северо-востока будущего Вышневолоцкого уезда с волостями Молдино и Удомля. В описании встречаем впервые церковные центры будущего уезда: волостку Кездро, волостку Еваново в Поддубье в Николском погосте с сельцом Еваново и церковью святого Николы, волостку Боярщина, волостку Залесье в Удомельском Покровском погосте, погост Егорьевский Удомельский, волостку в Ылове (Илове) в Удомельском в Егорьевском погосте, Ывановский (Ивановский)  Удомельский погост, Богородицкий погост, владыченскую волость кормленскую в Удомли с церковью святого Николы, Ыльинский погост, Спаский погост на Ульстиме-озере.

Упоминают писцы так же новопоставленные погосты: погост с церковью святого Егоргея в Ручьях в Удомле, погост Дубровский с церковью святого Николы, погост Язвищи с церковью святого Ильи, погост с церковью Спас Преображенье в Ульстне (Ульстиме), погост с церковью Николы святого в Удомле, погост в Поддубье с церковью Покров святей Богородицы, погост на Дорье с церковью Рождества святей Богородици. Упомянут и новопоставленный монастырёк Иван святы Богослов в Удомле.

В том же 1498/99 (7007) году была составлена Платёжная книга Бежецкой пятины4. В ней упоминаются так же приходские центры будущего Вышневолоцкого уезда: волость Молдино, Богородицкий погост в Удомельском (волдомецком), погост Веденья Пречистые из Плав в Плавском погосте (село Козлово), погост Спаские из Клинца, Никольский погост в Ворожебском и волостка Загородье «на реце на Молозе», волость Топалско.

За тот же 1498/99 (7007) год в «Выписи о служилых людях»5 упомянут погост Спаской в Клинецком.    

1500 год. Земли будущего Вышневолоцкого уезда упоминаются в Тысячной книге: «Лета 7081-го великий государь, царь и великий князь Иван Васильевич всеа Русии самодержец указал испоместить тысечю человек бояр и дворян и городовых дворян и детей боярских… Деревские пятины дворовые ис Коломенского погоста Замятня Захарьев сын Кутузов, Гриша Тимофеев сын Лапухин. Бежетцкие пятины дворовые из Егорьевского погоста са Млева Василей да Микита Яковлевы дети Пыжова Отяева. Из Богородитцкого погоста из Осечна Михайло да Иван Дмитреевы дети Софроновского, Иван Михайлов сын Софроновского. Бежетцкие пятины городовые с Спаского из Клинца Третьяк Иванов сын Почосов»6.

1516 г. Австрийский дипломат Сигизмунд Герберштейн путешествуя к Московскому государю оставил в своих записках впечатления о Вышнем Волочке: «Итак, совершив трудный и опасный путь, мы прибыли, проехав семь миль, в Хотилово, ниже которого переправились через две реки – Шлину и Цну в том месте, где они сливаются и впадают в реку Мсту, и 11 апреля достигли Волочка; там в день Пасхи 12 апреля мы отдохнули. Я был с ними в церкви. Они ели там свои освященные куличи стоя после службы. Затем, сделав семь миль и пересекши реку Тверцу, мы прибыли в довольно большой городок Выдропужск, расположенный на берегу Тверцы…»7. В 1516 г. впервые чётко упомянут в Вышнем Волочке храм. Мы можем предположить, что он, как и последующие, носил посвящение Николаю Чудотворцу. Точно можно говорить о том, что, начиная с начала XVI в., Вышний Волочёк был церковным центром для окрестных селений. Хотя стоит сделать оговорку, что история храмостроительства в погосте на Волоке куда более древняя, и возможно, мы найдём ещё более ранние упоминания о храмах в Вышнем Волочке. (015. Сигизмунд Герберштейн в шубе, подаренной Московским царём).

1537 г. Вышний Волочёк становится одной из географических точек, где разворачивались трагические для Старицкого князя Андрея Ивановича события. К этому времени у князя сложились напряжённые отношения с матерью сводного брата - Ивана IV правительницей Еленой Глинской. До Елены Глинской дошли слухи, что князь собирается бежать от преследований в Литву, и та послала князя Оболенского в Старицу, чтобы не допустить бегство князя. Но пока Оболенский ехал в Старицу, князь Андрей вышел в поход на Новгород. Под Новгородом его отряд был остановлен и князь сдался на милость Оболенского.

Повесть «О поимании князя Андрея Ивановича Старицкого» конца XVI в. рассказывает о случившемся в Вышнем Волочке бегстве некоторых союзников князя: «И бысть князю Ондрею третей стай, проехав Волочок Вышний на реке на Дне (Цне – Д.И.), и оттоле от него побегоша дети боярские два Валуевых, Василей да Ондрей Мешковы братья Валуева, да Проня Бекетов сын Дедевшина, да Вешняк Дурной Ефимов сын Харламова, и те убегоша, а Ондрея Валуева княжо Ондреева Ивановича стражи ухватиша и приведоша его ко князю»8.

Николо-Столпенский монастырь в наши дни. Фото 2013 г.1545 г. Самое обширное описание окрестностей Вышнего Волочка в «Писцовой книге Бежецкой Пятины»9, начиная со стоявшего у начала древнего Волока погоста Николского на Вышнем Волочке у Столпа. Но описания селения на древнем Волоке мы не находим, видимо, этот отрывок утрачен. Зато здесь приведено первое описание Николского монастыря близ деревни Столбище: «Дер Столбища и Ноздря тож, а в ней стал манастырек ново, а церковь в нем Покров Пресвяти Богородицы, а крестьянских дворов: двор Ондрейко, дв. Степанко, пашни 4 коробьи, сена 20 копен, обжа; да в Столбище ж 4 кельи, а в них живут старцы»10. На землях некоего Истомы стоял близ монастыря и «церковной и Покровской починок Лычно: двор игумен Иван, двор пономарь Самойлик, пашний 6 коробей, сена нет, земля церковная в обжи не положена»10. (016. Николо-Столпенский монастырь в наши дни. Фото 2013 г.)

Монастырь был поставлен как раз на том месте, где пересекались начало древнего Волока из Тверцы в Цну и большая Московская дорога. Основание монастыря связывают с московским Великим князем Иваном III, который оставил в этом месте деревянный резной образ Николая Чудотворца.

Центр же погоста располагался на озере Мстино, при впадении в последнее реки Цны и назывался село Быстрое: «Село Быстрое, да в поле пущена деревня Седнева Лука, а нем церковь Никола Чюдотворец; да в селе ж двор большой, а в нем сама Марья з детьми, двор Бычко, двор Иванко Труба, двор Савка скорняк… А церковных дворов на селе двор поп Игнатей, вдор церковный дьяк Онтух, двор пономарь Олферко, двор проскурница, пашни 4 коробьи, сена 30 копен, земля церковная в обжы не положена»10.

Мимоходом упоминается в книге ям Вышний Волочёк: «Да у Олешки ж з братьею и з братоничем старого же их поместье отдал к яму к Вышнему Волочку Ондрей Иванов сын Зезевитов да подьячой Митя Великой деревню Филатово, а в ней 2 обжы, лета 7025, и в то место им дано их же розспаши новые починки»11. Описание самого Вышнего Волочка и погоста Николского на Лсне, видимо, утрачено.

Упоминается писцами и сельцо Кашарово - будущая киновия Казанского женского монастыря, а ныне район Вышнего Волочка: «В деревне в Кашаварове вопче с Неклюдом с-Ывановым сыном Загрязского на Максимовых з братьею обжах: двор Якуш, двор Бобыль, дв. Гаврилко, пашни 5 коробей, сена 10 копен, полторы обжы»12.

Подробно описаны в книге и будущие земли Вышневолоцкого уезда – погосты: Николский Быстрое, Егорьевский Мокрыни, Егорьевский Чюдини, Воскресенский Осечна, Егорьевский в Осечне же, Богородицкий Плави, Спаской Клинец, Николский Ворожба, Петровской Тихвина, Николский  в Удомельском (Вудомельском), волость Мушино в Богородицком погосте в Поддубье Вудомельском, Егорьевский Вудомельском, Покровский и Николской в Поддубье Вудомельском же, Николский в Молдино, Егорьевский Млево, Спаский в Млеве же, Загородье в Богородицком погосте в Топальском, Михайловский Лощемля, Николский Забережье.

1546 г.  Постниковский летописец рассказывая о паломничестве великого князя Ивана Васильевича упоминает ям Вышний Волочёк: «Лета 7055-го. Сентября в 16 день поехал князь велики и з своею братьею, со князем Юрьем и с князем Володимером, к живоначальной Троице в Сергиев монастырь молитись... А из Воронача был во Пскове, а изо Пскова в Русе, а из Русы в Новегороде в Великом, а из Новагорода у Пречистые на Тихвине. А от Пречистые от Тихвинские перенялся прямо на ям на Волочек, и пригнал на Москву на подводах, декабря в 10 день, в третьем часу нощи с суботы на неделю безвестно»13. Это не последнее посещение Ивана IV Вышнего Волочка. Но последующие посещения московского царя обойдутся Вышнему Волочку намного дороже.  

Николский Забережский погост и место древнего монастыря в наши дни. 2013 г.1551 г. Очередная писцовая книга Бежецкой пятины: «Лета 7059 … по царе и государе великого князя Ивана Васильевича всея Русии грамоте … Федор Иванов сын Нелединской с товарыщи писал четверть Бежецкия Пятины в волостей и в волостех села и деревни и починки и пустоши и селища и заимища царевых и великого князя выморных поместей»14. Описаны будущие приходы Вышневолоцкого уезда погосты: Егорьевской, Спаской и Дмитриевской во Млеве, Николской Ворожба, Петров Тихвинской, волость Удомля, волость Боярщина в Николском погосте в Удомельском, волость Мушино в Богородицком погосте в Удомельском в Поддубье, Покровский Удомельский в Поддубье, Егорской Удомельской на речке на Сьеже, Николской в Молдине, Богородицкой Загородье, волость Топалско, волость Лощемля, погост Николской Забережье. (Рис. 017. Николский Забережский погост и место древнего монастыря в наши дни. 2013 г.)

Могильный камень инока Лавра (?), обнаруженный Д.Ивлевым в экспедиции 2013 г. в с. Спас-Забережье Максатихинского районаКроме того в разделе «Сёла и деревни монастырские»15 упомянуты погосты Егорьевский во Млёве и монастырь Троицы со Млёва, погост Николской Забережской с Николским Забережским монастырём, погост Петровской Тифинской, погост Николской Молдинской, погост Николской в Дубровес выставкой с церковью Николы Чюдотворец, волость Удомля и волость Лощемля и лавки на ряду на Млёвском погосте. (Рис. 018. Могильный камень инока Лавра (?) 1608 г., обнаруженный Д.Ивлевым в экспедиции 2013 г. в с. Спас-Забережье Максатихинского района).

Фрагмент карты 1562 г. с изображением Волока – Вышнего Волочка и Торжка1562 г. На карте Московии и Тартарии Антония Дженкинсона, опубликованной в "Зрелищах круга земного" Абрахма Ортелиуса в 1570 г.16 впервые мы встречаем изображение небольшого городка под названием Волочёк (Volotchock). Это первое известное нам изображение города. Учитывая его важность на пути из Москвы в Новгород англичанин Джекинсон поместил его на карте. Отмечен на карте и соседний Торжок (Torjhock). (019. Фрагмент карты 1562 г. с изображением Волока – Вышнего Волочка и Торжка).

1573 г. «Лета 7082 сентября в 20 день» дьяки Московского государя Ивана Васильевича IV,  Иван Дорофеев сын Собакин, подьячий Посцик Ильен, Денис Фатьянов, Первой Тернтьев и Василий Елховин, прибыли в ям на Вышнем Волочке. Результатом их труда в окрестностях яма стала «Устройная и отдельная книга яма Вышняго Волочка»17, где вместе с самим ямом упомянуты и погосты: Воскресенский Осично (так в источнике-Д.И.), Егорьевский в Осично, Николский Молдинский, Николский Быстренский, Богородицкий Поддубья, Николский Ворожебский, Пречистенский погост Рыбенской волости, Петровский Тихвинский, Архангельский Костовской, Сорогожский в выставке от Николы Чудотворца из Виглина, Николский из Смердынского, Троицкий на Охоне, Заборовский Деревской пятины.

Заканчивается документ своеобразным итогом: «И всего на Московской дороге на яму на Вышнем Волочке устроено охотников 50 человек, а у них 150 меринов добрых. А пятидесяцкой из них же числа Иван Третьяков. А порука пятидесяцком охотники яму Вышнего Волочка (перечислены 45 человек)»18. Им по указу Ивана IV были выделены новые земельные участки по 10 десятин, а пяти человекам по десятине земли и им велено ставить «дворы на той земли». В выделенных наделах упомянуты пожни Лучка, Завалье и Господско на Юрьеве на Стрехице по обе стороны Тверцы, Заключицкие пашни, под деревней Бураково Деревской пятины «за Сною рекою пожня Гузицы». Отделены были так же деревня Возмищо и деревня Олексино.

1569 г. Иоанн Таубе, Элерт Крузе упоминают Вышний Волочёк, описывая поход Ивана Грозного на Новгород. В Торжке, Выдропужске и Вышнем Волочке московский государь умертвил местную знать: «То же самое делал он в городе, называемого Торжком, в нём в одной тюрьме сидели немцы, в другой татары. Приказав убить немцев, которые не только сидели в тюрьме, но и были закованы в цепи, явился он со своими палачами в тюрьму к татарам, где сидели знатные мурзы и господа, и приказал Малюте и другим убить так же и их. Когда они спокойно вошли во двор тюрьмы к татарам, то те, узнав, что они должны были умереть, собрали всё своё мужество, разгневались и внезапно напали на русских, ранили Малюту и убили одного или двух кравчих. Один из них особенно отличился и напал на великого князя, думая покончить с ним, но счастье было против них, и все они были задушены и убиты, и весь город с монастырями и церквами был опустошён. Потом он опять выступил в путь и направился в Выдропужск, довольно большое местечко, и действовал точно таким же образом. На следующий день прибыл он в Вышний Волочёк, где, пробыв один день убил множество богатых и знатных людей. На пространстве в сорок – пятьдесят вёрст посылал он несколько тысяч людей, приказывая казнить, грабить и душить во всех сёлах, городах и местечках»19.

Крест на месте Николского погоста на Волоке в центре Вышнего Волочка. Фото 2013 г.1578 г. Вышний Волочёк упоминает в своих записках посол датского короля Фридриха II к Ивану Грозному Якоб Ульфельдт. Интересно его наблюдение об опустошении, учинённом Иваном Грозным ранее. Прошло девять лет, а Новгородская земля лежала в руинах: «10-го августа… мы, [проделав] еще 9 миль, прибыли в город Коломну (село Коломно – Д.И.); отсюда 11 августа мы проделали путь в 5 миль и приехали в город Вышний Волочек с огромным вредом для этих животных, ведь очень много их пало и погибло в пути. На всем этом пути почти все деревни разрушены Московитом и сравнены с землей таким же образом, как и по другую сторону от Новгорода, так как он считал, что [их] жители были на стороне его убитого брата и что они замышляли его [царя] убийство. Названный выше город омывает река, по которой плывут в Тверь, оттуда до нее 26 миль. Говорят также, что недалеко от города есть источник, откуда вытекает ручей, текущий вплоть до Новгорода. Он пригоден для навигации. 12-го [августа] мы снялись с лагеря и вечером этого же дня прибыли в Выдропуск, проделав путь в 7 миль. До этого места простираются владения Новгорода, и отсюда начинается Московское княжество»20. Этот отрывок записок о «Путешествии в Россию» для нас замечателен ещё и тем, что впервые иностранный путешественник пишет о возможностях Верхнего Волока. Ульфельдт упоминает не только реку Тверцу, но и пишет о Мсте, по которой удобно добраться до Новгорода. Этой возможностью Ульфельдт воспользуется на обратном пути. (Рис. 020. Крест на месте Николского погоста на Волоке в центре Вышнего Волочка. Фото 2013 г.).

Схема путешествия Датского посольства 1578 г.«5-го [Сентября] мы проехали Выдропуск, - продолжает своё «Путешествие в Россию» Якоб Ульфельдт, - где нам повсюду встречались толпы татар с людьми, захваченными в окрестностях Риги. 6-е [сентября] мы провели в Вышнем Волочке, где мы сели на корабли, построенные для нас во время нашего пребывания в Слободе, и двинулись в Новгород, отстоящий оттуда на 100 миль. Впрочем, так как этот водный путь был не только опасным, но и в высшей степени тягостным, я думаю, нельзя не сказать, с какими трудностями и опасностями он был проделан. Итак, сначала послушай [о нем]. Нам удалось осуществить наше плавание благополучно, если учитывать огромное количество камней, скал и прочего, что препятствовало движению. При этом наши корабли столько раз [и] с такой силой ударялись о скалы, что, не будь они новыми, им никогда бы не выдержать столь сильных столкновений. Ведь мы плыли по течению, [а] в некоторых местах оно было таким стремительным, что из-за его быстроты чаще, чем можно было ожидать, то нос, то корма ударялись о верхушки скал, разумеется, с большим уроном для кораблей. Затем мы попали на мелководье, опасное более, чем прочие [места]; будучи повсюду усыпано камнями, оно совсем не пригодно для плавания. Там мощные потоки воды, [преодолевая расстояние] в 4 мили, ниспадали с огромных высот в глубочайшие озера, полные камней, так что волна гигантской силы подхватывала корабли и разбивала их на мельчайшие куски. Мы же, стремясь предотвратить это, сняли [с кораблей] нашу поклажу и эти 4 мили ехали на лошадях и повозках (Волок Держков – Д.И.), что позволило нашим облегченным [кораблям] пройти это место. Когда [же] мы снова сели на них, оказалось, что они частично разрушены и поломаны»21. Эти живые впечатления позволяют нам понять, как же происходило путешествие через Верхний Волок и Волок Держков. На протяжении столетий и знать и простолюдины пользовались этим путём, пока гений Петра I и М.И. Сердюкова не изменил всё в лучшую сторону. (021. Схема путешествия Датского посольства 1578 г.)

Храм в урочище Городолюбля – место Спасо-Преображенского монастыря в наши дни. Ф. 2012 г.1581-1582 гг. «Лета 7090» составлена книга Деревской пятины «письма Дмитрия Андреевича Замыцкаго и подьячего Третьяка Мокеева»22.  Описаны погост Троецкий Млёвский, погост Коломенский с храмом Петра и Павла и сельцом Береска с храмом «Никола Чюдотворец» и тёплой церковью «Дмитрей Вселунский на озере на Имоложье» - всё что осталось от древнего Имоволожского погоста. Книга второй половины снова упоминает погост Коломенский на озере на Коломне с вотчиной Спасского Хутынского монастыря и церковью в ней Рождества Богородицы. Здесь же упомянут вотчинной Хутынского монастыря «Монастырь Городолюбль на озере на Городолюбле. А в нем храм Преображенье Спасово подылся, да теплый храм Варламей Чюдотворец. А в монастыре келья священника черного Корнилья, да брацких 6 келей, да пустых пять келей; пашни монастырские паханые три чети, лесу поверстного, бору и болота, в длину три версты, а поперег на версту»23. Далее снова упоминается погост Млевский с волостями Кириллова монастыря и деревнями «Троецкими со Млева». (Рис. 022. Храм в урочище Городолюбля – место Спасо-Преображенского монастыря в наши дни. Ф. 2012 г.)

1582 г. Вышний Волочёк стал местом сбора передового полка войска Московского царя Ивана IV. «Лета 7090 году  збирались воеводы большой полк да левая рука в Торшку; а правая рука да первой (передовой – Д.И.) полк на Вышнем Волочку; а сторожевой полк во Ржеве Володимерове, - так начинается описание этого сбора в Разрядной книге 1475-1605 гг., - А как бояре и воеводы ис Торшку  да с Волочка в Новгород пошли, и государь им идти в поход в Немцы не велел, а велел стоять в Новегороде Великом, а велел им отпустить в поход воевод по новому разряду князя Михаила Петровича Катырева Ростовского»24.

1582-1583 гг. «7091 году» писцом Кузмой Карцовым составлены ещё две писцовые книги Деревской пятины25. В ней упомянуты такие приходские центры будущего уезда, как погост Заборовье с церковью Рождества Богородицы в деревне Горка, в нём же вотчина Ситецкого монастыря с двором монастырским и двором служки. Упомянут и погост Посонский – современное село Покровское. 

Храм в урочище Городолюбля – место Спасо-Преображенского монастыря в наши дни. Ф. 2012 г.1582-1583 гг. «7091 году». Первое самое полное описание Вышневолоцкого яма и погоста Николского на Волочке на Лсне реке в писцовой книге Божецкой пятины второй половины, письма князя Федора Михайловича Ласкирева и подьячего Ильи Иванова. «Погост на Вышнем Волочке на реке на Лсне. В Николском погосте рядок. А в нем церковь Николы Чюдотворца, древяная в верх, да тёплая церковь Дмитрей Селунский. А в церкви образы и свечи и книги и ризы и все церковное строение рядович посадских людей. Да в погосте ж дворы церковные двор поп Иван Федотов подле Болотова двора, а по другую сторону его двора Ондреев двор Олександрова; поперег его по улице восмь сажен без лохти, в длину с огородом одиннатцать сажен»26. Таким же образом описаны дворы и других священнослужителей: одного попа, двух дьячков, двух пономарей, одной проскурницы. Далее описание погоста продолжается так: «Да у Николы ж Чюдотворца семь келей, а вних живут нищие. А питаюца о церкви Божьей. Пашни церковные меж посадские пашни по полосам в розных местех в поле по семи чети, а в дву по тому ж»26. После этого означаются пожни церковные. (023. Казанский собор, построенный на месте погоста Николского на Волочке на Лсне. Взорван в 1935 г. Вид с Обводного канала. Фото нач. 20 века из архива автора).

Вид на место Николского погоста (слева) и на «островок промеж заводей» с Богоявленским собором. Фото 1935 г. из архива автораДалее следует описание, возможно, того самого отмойного острова, где позднее встанет Богоявленский собор города: «Да у Николы ж Чюдотворца на реке Лсне против Николы островок промеж заводей, дан к Николе Чюдотворцу на темьян да на ладан, а пристают к нему суды. Да на Николской же земле по берегу по реке по Лсне против Николы ж Чюдотворца лавки»26. Из этого отрывка можно судить, что остров служил не только пристанью, но и местом торга. Лавок всего было 5 и 1 анбар. «А торгуют в лавках и в онбаре хлебы и колочи и солью и мясом и рыбою, а оброку с них идет к Николе Чюдотворцу с лавки и с онбаров по 2 алтына на год. На Вышнем Волочке на Наугородской строне на реке Лсне по конец посаду онбар ямчужной, да у онбара двор ямчужного мастера. А онбар стал и двор ямчужного мастера и где дрова кладут и сор ссыпают, не на тяглых местех…»26. (024. Вид на место Николского погоста (слева) и на «островок промеж заводей» с Богоявленским собором. Фото 1935 г. из архива автора).

Подробно книга расписывает и расположение дворов: «На Вышнем Волочке дворы тяглые рядович посадских людей. От зелейного онбару на Наугородской стороне по реке по Лсне по берегу»26 три двора. «От реки ото Лсны на лево улица Наугородская от заводи по левой стороне»26 с 14 дворами. «Из Наугородской улицы подле заводи к Колмакову переулку на леве по берегу»27 ещё 14 дворов. «От Калмакова переулка в улицу Калмакову по леву по Болшой улице»27 - 3 двора. «А от Колмакова переулка по берегу к Николе Чюдотворцу»27 - 9 дворов. «Позади Николы Чюдотворца» один двор27.

«На Вышнем же Волочке лготные дворы, а названы на лготу в 89 и 90 году»27 - сначала описывается один двор, затем «от Николы Чюдотворца улица к ямской слободе по левую сторону»27 с восьмью дворами. «От Николы Чюдотворца на лево улицею по Лсне по берегу»27 - 3 двора и 9 дворовых мест. «Да в конец посаду по реке по Лсне шесть мест дворовых, а жилцов в них не помнят, хором нет, запустели лет с тридцать. Да от зелейного онбара семь мест дворовых, а жилцов сказывают не помнят, хором в них нет, запустели лет с тридцать и болши. Да девять мест дворовых водою отмыло. Да семь мест зането, где кладут суды, как провадят из наволок»27. Последнее описание особенно ценно для обозначения того места, где был древний волок.

Если следовать описанию, то ниже по течению Цны к Новгороду стояла большая часть жилых в тот момент зданий, а вот выше по течению к тому месту, где был исток Тверцы, как раз и были на берегу те самые пустые места, где складировали суда, как сказано в другом месте описания Волочка «коли суды проводят с переволоки на пристанья для наряду»27. Т.е. получается, что волок, начинавшийся у Николского монастыря у Столпа шёл по Тверце, т.е. примерно там, где позже будет построен Тверецкий канал.

Далее следует описание таможенного двора «Да в посаде ж против Николы подле Николских лавок двор таможенный на берегу заводи, а таможники сидят и тамгу збирают по годам на веру»27. И своеобразный итог: «И всего на вышнем Волочке на ряду тяглых пашенных и непашенных 45 дворов, а людей в них 46 человек; да в тех же дворех бобылей непашенных 24 человеки, а 12 дворов во льготе, а названы на льготу 7 дворов в 89 году, а 5 дворов названы в 90 году, выидут изо льготы в 93 году; а как выйдут изо льготы, и им с тех дворов во всякие Государевы подати и в розметы ровно с тяглыми дворами тянути, поверстався по животом и по промыслом»27.

Упоминает ещё писцовая книга 22 двора «у Вышнего ж Волочка против посаду за рекою за Лсною в Деревской пятине на Овисове земле Лопухина… А приписаны те дворцы к Вышнему Волочку, а ныне места дворовые»28. Ещё один отрывок писцовой книги заслуживает наше внимание: «На Вышнем же Волочке ниже ямчужного онбара на реке на Лсне мельница, колесо неметцкое»28, стоявшая на Бежецкой половине, была ещё так же мельница «на Лсне на Деревской стороне» с таким же «немецким» колесом. Еще один район будущего города – «слобода ямская» описана отдельно27.

Кроме того в писцовой книге перечислены и описаны  Егорьевский погост в Москрынях и ямская слобода Выдропуск на реке на Тверц, село Быстрое на озере на Мстине, погост Егорьевский в Чюдинех, погост в Воронине, погост Спасский на Клинце, погост Богородицкой Плавской с погостом на Козлове, погост Воскресенской Осечня с на Овинчищах монастрырём на речке на Илемне, погост на озере Олшеве и на озере на Глубоком, погост Николский в Молдине с селом Перхово, селом Молдино и слободкой Кездра, Богородицкий погост в Поддубье с волосткой в Мушине, Покровский погост в Удомельском с селом Олисовым, погост Николской Рай, погост Михайловский с волостью в Лощемля, погост Михайловский на Костне на речке на Костовке, погост на озере Кездре, погост Николской Поддубской с монастырём у села Еванова, Николской погост в Удомельском с волостью Боярщина, волость Удомля с погостом на озере Удомля, мужским и женским монастырями на озере Песве и погостами на озере Маги, озере Молдино в Поддубье, озере Улстиме и у деревни Коростелевой. Упомянуты в Удомельской волости погосты на озере Островне и на Ручью на Чёрном, а так же погосты Егорьевский Спаский во Млеве с приписанным погостом на озере Шебанове. Упоминается Троицкий монастырь на Млеве, что за Мстою, погост в Удомельском в Илове, погост Николской Добрыни, погост Николской Забережье на речке на Мологе и стоящий близ него монастырь на погосте в Забережье на реке на Мологе, погост в селе Топалском, погост Николской Ворожебской, погост Петровско-Тихвинский.

Резной образ Николая Чудотворца XVI в. по приданию, оставленный царём Иваном IV в Николо-Столпенском монастыре. Фото 1970-е гг. из архива Г.К. СмирноваОтдельно стоит сказать о «погосте на реке на Тверце на Вышнем Волочке Никола Чюдотворец у Столпа»29. Как мы помним, в 1545 г., здесь «встал монастырек ново». В 1583 г. он описывался следующим образом: «На погосте церковь Покров Святые Богородицы теплая, древяная верх. А у образа у Николы Чюдотворца Государева прикладу три золотых, да венец серебрян золочен, а в нем камень хрусталь, да два червьца. Да в церкви ж сосуды церковные оловяные, да ризы миткалные, едран бархат зелен на золоте, потрахель бархат зелен золотной, поручи бархат зелен золотной. Да в монастыре восемь келей, а в них живут черной священник Исай да сем братов, а питаютца о церкви Божьи. Да у монастыря ж двор скотцкой. Церковная ж пашня, что была деревня Лычная»29. (025. Резной образ Николая Чудотворца XVI в. по приданию, оставленный царём Иваном IV в Николо-Столпенском монастыре. Фото 1970-е гг. из архива Г.К. Смирнова).

Фрагмент карты Меркатора 1594 г. с изображением Выдропужска и Волочка1594 г. На гравюре на меди Герарда Меркатора «Руссия и сопредельные страны» выше города Твери отмечено поселение Выдропужск (Wedrapujta), а ещё выше Волочёк (Wolojsok)30. (026. Фрагмент карты Меркатора 1594 г. с изображением Выдропужска и Волочка).

Такими вступили Вышний Волочёк и его окрестности в новый XVII в. Уже в новом столетии вышневолочанам предстояло решить судьбу своего селения в пользу развития водной системы и строительства города. Немаловажную роль сыграют в истории города Патриарх Никон и Пётр I. Но Вышний Волочёк в веке XVII-XVIII – тема отдельного разговора.

Источники:

  1. Полное собрание Русских летописей. Новгородская летопись по списку П.П. Дубровского. М. 2004. – С. 26.
  2. Гудзь-Марков А.В. «Домонгольская Русь в летописных сводах V-XIII вв.» С. 16. Интернет: http://www.rulit.net/books/domongolskaya-rus-v-letopisnyh-svodah-v-xiii-vv-read-198365-16.html.
  3. История Российская с самых древнейших времён неусыпными трудами через тридцать лет собранная и описанная покойным тайным советником и Астраханским губернатором Васильем Никитичем Татищевым. Кн. 2. Императорский Московский университет, 1773 г. С. 247.
  4. Там же, С. 468.
  5.  ПСРЛ. Т. 25. Московский летописный свод конца XV в. 1949. М. - С. 32.
  6. В.Л. Янин, А.А. Зализняк, А.А. Гиппиус. Новгородские грамоты на бересте. Из раскопок 1997-2000 г. Т. 11. РАН. Отделение истории. М. 2004. - С. 85
  7. Там же. – С. 59.
  8. В.Л. Янин, А.А. Зализняк. Новгородские грамоты на бересте. Из раскопок 1977-1983 гг. Т. 8. М. 1986. - С. 40.
  9. С.М. Соловьёв. Чтения и рассказы по истории России. Переиздание. М. 1989 г. – С. 77.
  10. ПСРЛ. Ипатьевская летопись. Издание второе, СПб, 1908. - С. 236.
  11. В.Я. Янин, А.А. Зализняк. Новгородские грамоты на бересте. Т. 10. Из раскопок 1990-1996 гг. М. 2000. – С. 24.
  12. К изучению термина «Волок» письменных источников XIV – XV вв. С.В. Богданов. Ж. «Новгород и Новгородская земля. История и археология Новгорода», выпуск 19/2005. Интернет: http://bibliotekar.ru/rusNovgorod/120.htm.
  13. ПСРЛ. Московский летописный свод. – С. 98.
  14. Там же, - С. 432.
  15. Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. АН. СССР. М. 1950 г. – С. 43.
  16. ПСРЛ. Новгородская летопись по списку П.П. Дубровского. – С. 77.
  17. ПСРЛ. Т. 15. Летописный сборник, именуемый Тверскою летописью. СПб. 1863. - С. 287-286.
  18. С.М. Соловьёв указ. соч. – С. 141.
  19. ПСРЛ. Московский летописный свод. – С. 111.
  20. Там же. - С. 112.
  21. Там же, С. 114.
  22. ПСРЛ. Новгородская летопись по списку П.П. Дубровского. – С. 100.

Вышний Волок в XV в.

  1. «Хождение на Флорентийский собор». Интернет: http://old-ru.ru/06-20.html.
  2. ПСРЛ. Новгородская летопись по списку П.П. Дубровского. – С. 181.
  3. ПСРЛ. Т. 25. Московский летописный свод. – С. 286.
  4. ПСРЛ. Т. 12. Летописный сборник. Именуемый Патриаршею или Никоновскою летописью. СПб. 1901. - С. 130.
  5. ПСРЛ. Т. 25. Московский летописный свод. – С. 304.
  6. ПСРЛ. Т. 12. Никоновская летопись. – С. 158-159.
  7. ПСРЛ. Т. 25. Московский летописный свод. – С. 311.
  8. ПСРЛ. Т. 12. Никоновская летопись. - С. 172.
  9. Дьяки и подьячие XV-XVII вв. С.Б. Веселовский, «Наука», Москва, 1975. - С. 473.
  10. Сборник князя Хилкова, СПб, 1879 г. - С. 373.
  11. Там же. - С. 374.

Первые переписи и упоминания на картах. Погост Николский на Лсне.

  1. Новгородские писцовые книги. Т. 1. Переписная и оброчная книга Деревской пятины, около 1495 года. СПб, 1859 г.
  2. Там же, Л. 81.
  3. Писцовые книги Новгородской земли. Т 1. 1999. Москва. - С. 145.
  4. Там же, С. 220.
  5. Там же, С. 239.
  6. Тысячная книга 1550 г. и Дворцовая тетрадь 50-х годов XVI в. М.-Л. АН СССР. 1950. Источник http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Russ/XVI/1540-1560/Tys_kniga_1550/text.htm.
  7. Сигизмунд Герберштейн. Записки о Московии. Дороги в Москву. Интернет: http://www.vostlit.info/Texts/rus8/Gerberstein/text10.phtml?id=673.
  8. «О поимании князя Андрея Ивановича Старицкого». Источник: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Russ/XVI/1520-1540/Andrey_staric/text.htm.
  9. Новгородские писцовые книги. Т. 6. Книги Бежецкой пятины. СПБ. 1910.
  10. Там же, Л. 45.
  11. Там же, Л. 39.
  12. Там же, Л. 41.
  13. Постниковский летописец. Источник: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Russ/XVI/1520-1540/Elena_Glinskaja/text.htm.
  14. Новгородские писцовые книги. Т. 6. Книги Бежецкой пятины. СПБ. 1910. – со С. 566.
  15. Там же. – со С. 819.
  16. Антоний Дженкинсон - Карта России 1562 . Из "Зрелища круга земного" Абрахма Ортелиуса 1570. Гравюра на меди. Интернет: http://kartap.narod.ru/ort1.gif
  17. Русская историческая библиотека издаваемая Археографическою комиссиею. Т 2. СПб. 1875. «Устройная и отдельная книга яма Вышняго Волочка. 1773 г.» – со С. 84.
  18.  Там же. – С. 95.
  19. Послание Иоганна Таубе и Элерта Крузе // Русский исторический журнал, Книга 8. 1922. Источник: http://www.vostlit.info/Texts/rus10/Taube_Kruse/text.phtml?id=1470.
  20. Якоб Ульфельдт. Путешествие в Россию. Ч. 1. М. Языки славянской культуры. 2002. Источник: http://www.vostlit.info/Texts/rus12/Ulfeldt/frametext1.htm.
  21. Якоб Ульфельдт. Путешествие в Россию. Ч. 2. М. Языки славянской культуры. 2002. Источник: http://www.vostlit.info/Texts/rus12/Ulfeldt/frametext2.htm.
  22. О пятинах и погостах Новгородских в XVI веке с приложением карты К.А. Неволина. СПБ. 1853. - Со С. 244.
  23. Там же. – С. 263.
  24. Разрядная книга 1475-1605 гг. Том 3. Часть 1. М. АН СССР. (Институт истории). Наука. 1984. Интернет: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Russ/XV/1460-1480/RK_1475_1605/text24.htm.
  25. О пятинах и погостах Новгородских в XVI веке с приложением карты К.А. Неволина. СПБ. 1853. - Со С. 268.
  26. Там же. – С. 319.
  27. Там же. – С. 320.
  28. Там же. – С. 321.
  29. Там же. – С. 322.
  30. Издательский дом Блау - Карта Таврии.  По оригиналу Герарда Меркатора 1594. Амстердам, 1640-70 гг. Гравюра на меди. Источник: http://kartap.narod.ru.

 

  


Назад к списку