Георгия Победоносца и великомученицы Варвары села Матвеево - Денис Ивлев. Вышневолоцкая Казанская икона Богоматери. Доклад на XVII Кадашевских чтениях в Москве
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Денис Ивлев. Вышневолоцкая Казанская икона Богоматери. Доклад на XVII Кадашевских чтениях в Москве

Вышневолоцкая Казанская икона Богоматери.

Денис Ивлев, и.о. председателя историко-краеведческого общества «Наследие Вышневолоцкого уезда».

Посвящается памяти коллекционера и краеведа, основателя ИКО «Наследие Вышневолоцкого уезда» Бориса Николаевича Кузнецова.

Среди святынь бывшего Вышневолоцкого уезда особо выделяется чтимый в Вышнем Волочке на протяжении трёх столетий образ Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Многими историческими названиями обязан город этой иконе. В Вышнем Волочке существовали Казанский собор города, Казанский женский монастырь с прекраснейшим Казанским собором, Казанская загородная церковь, Казанская часовня над местом явления иконы, одна из улиц города (сейчас это главная улица Вышнего Волочка) носила название Казанского переулка, а ныне Казанского проспекта. В каждом вышневолоцком доме имелась Казанская икона Пресвятой Богородицы, и каждый дом дважды в год посещал крестный ход с самой чудотворной иконой. «Казанская Заступница» - так до сих пор величают образ в среде православных вышневолочан. И хотя нет уже собора, утрачены часовни и храмы в её честь, она продолжает осенять город светом своей благодати.

Вышневолоцкий уезд был богат на святыни. Особо почитаемыми всею полнотой Русской церкви до сих пор являются: Выдропусская икона Богоматери (с. Выдропужск), Андроникова икона Пресвятой Богородицы (Казанский женский монастрь, с 1885 по 1925 гг.), Теребинская икона Богоматери и образ Свт. Николая Чудотворца из Николо-Теребенского мужского монастыря. Кроме этого выделялись местночтимые иконы: Вышневолоцкая Казанская икона Богоматери, Вышневолоцкий образ Святителя Николая Чудотворца из Николо-Столпенского мужского монастыря, Спировская Смоленская икона Богоматери, Казанская икона Богоматери из Сельца Карельского, Казанская икона Богоматери из д. Пхово, Владимирская икона из погоста Георгиевско-Чудинского (с. Матвеево Спировского района) с образом вмч. Георгия на обороте. Почитались чудотворными иконы «Спас в Силах» из с. Спас-Есиновичи, Преображение Господне из погоста Георгиевско-Чудинского и икона вмч. Параскевы Пятницы из Параскево-Пятницкой, что на Бору женской общины близ с. Тубос. Это лишь небольшой список святынь уезда, о которых в последние годы собрана информация. История многих из них уходит в глубь веков, некоторые прославились совсем недавно по историческим меркам, но Казанская Вышневолоцкая икона занимает среди них особое место.

Вышневолоцкая Казанская икона. История прославления.

Время написания вышневолоцкого списка с Казанского образа священство Казанского Вышневолоцкого собора относило к 1680 г. «новгородских писем». Появилась она в деревянном храме Святителя Николая Чудотворца в погосте Никольском на Вышнем Волочке у Цны по-видимому при обновлении иконостаса церкви, т.к. размеры иконы говорят именно об этом её назначении. В 1903 г. было составлено описание древностей храмов Вышневолоцкого уезда, куда включено и описание Вышневолоцкой Казанской иконы Божией Матери: «По левую сторону царских врат главного алтаря (Казанского собора – Д.И.) храмовая икона Казанския Божия Матери, иконописная, мерою 1 аршин 9 ½ верш. на 1 аршин 3 ½ в. Икона эта написанная около 1680 года, новгородских писем, на ней риза из серебра 84 пробы с клеймом 1794 г. весом 15 фунтов и 8 золотников. Убрус и цата унизаны резной величины жемчугом и зототыми блесками с каменьями топазами и аметистами разного цвета и величины. Корона в венце стразов и камней таких же в убрусе и цате. Риза сия устроена на церковную сумму и усердием прихожан»1. В переводе на современную систему мер Казанская икона была размером 109 на 85 см.

Судя по рисунку с изображением Вышневолоцкого яма Августина Мейерберга, сделанном в 1661 г. храм в Вышнем Волочке был всего один и стоял на месте современного здания суда. Но по источникам к 1724 г. в городе было два деревянных храма в честь святителя Николая Чудотворца и Великомученика Дмитрия Солунского2. В том же году они сгорели при пожаре, и при разборе остатков храмов была найдена невредимой Казанская икона Богоматери. Этот факт был воспринят вышневолочанами, как знак особого присутствия Божия и уже следующий храм, возведённый на погосте в 1726-27 гг. носил посвящение Казанской иконе Пресвятой Богородицы с приделами в честь престолов прежних двух храмов: Святителя Николая и вмч. Дмитрия Солунского3. Сама Казанская икона заняла в храме почётное место.

Но в 1742 г. новый пожар уничтожил Вышневолоцкий ям. В огне погибла и Казанская церковь. Среди вещей, вынесенных из горящего храма Казанского образа не оказалось, что вызвало большую печаль среди вышневолоцких жителей. Но случилось невозможное: образ обрели в трех верстах от храма среди болотистого участка недалеко от большой дороги из Петербурга в Москву. Икона стояла на березовом пне, рядом с которым бежал ключ. Таких ключей в месте явления иконы насчитывалось три, поэтому в литературе можно встретить упоминание о том, что икона найдена «среди трех ключей» 4. Обрадованные горожане перенесли икону в деревянный Богоявленский храм Вышневолоцкого яма, стоявший на «отмойном острову» напротив места Казанской сгоревшей церкви. В источниках он называется «временным храмом»4, хотя Богоявленская церковь с приделом Михаила Архангела, построенная в 1742 г. на месте будущего Богоявленского собора была довольно вместительной и просуществовала до начала постройки каменного Казанского собора. Это был одноглавый ярусный храм с апсидой и западным притвором-крыльцом, с отдельно стоящей столпообразной колокольней3.

Но наутро иконы не оказалось в храме, а она была найдена снова на своем месте явления за Вышним Волочком. Тогда было принято решение о строительстве над берёзовым пнём, где явилась икона, и над родником двух деревянных часовен. Что и было вскоре выполнено. «Древняя деревянная осмиугольная часовня во все стороны 12 аршин, - писали в 1880 г. священники Казанского собора, - в ней ветхий простой работы деревянный иконостас, в два яруса с передвижными иконами. При часовне находятся три колодца.

Средний колодец в 10 саженях от часовни на восток, над ним крыша устроена куполом на 12 столбах, покрыта листовым железом и окрашена зеленою краскою. На нем небольшая глава и крест деревянный, обитые белым железом; на восток между столбами поставлена киота…, украшенная резьбою, колоннами и карнизами, резьба и карнизы вызолочены, а колонны гладкие места окрашены белою краскою, в киоте сем помещается образ Скорбящия Божия Матери за стеклом иконописный. Над сим образом в полукруглом вызолоченном сиянии помещается образ Живоносного источника…

Нижний колодец рядом с древнею часовнею находящийся в малой часовне. В ней помещается образ Казанския Божия Матери иконописный, с чудесами за стеклом…  Другая икона Казанския Божия Матери в простой киоте за стеклом иконного письма. В сей часовне - место березы, на которой явилась икона Казанския Божия Матери.

Дальний колодец от среднего, по берёзовой аллее находится в 94 саженях 1 аршине на север. Над ним крыша устроена… на столбах, снаружи и внутри со всех сторон обитых тёсом и окрашенных дикою краскою, на крыше устроен купол, покрытый листовым железом и окрашенный зелёною краскою; на куполе деревянный крест обитый белым железом. В сей малой часовенке поставлена киота… с колоннами, карнизом и резьбою, которые вызолочены, а гладкие места окрашены белою краскою, в киоте помещается образ Казанския Божия Матери иконописный за стеклом…»5.

Часовни простояли на своём месте вплоть до 1930-х гг., пока руководство военной части, разместившейся в стенах Казанского женского монастыря, не приняло решение сравнять их с землёй. На месте среднего колодца была построена насосная станция. В настоящее время потерянное в 1930-х гг. место родника и часовен установлено, обнаружены остатки сруба часовни, ведётся подготовительная работа к установке на этом месте поклонного креста.

На месте сгоревшей деревянной Казанской церкви вышневолоцкие ямщики выразили желание строить новую каменную церковь, но не смогли собрать на тот момент необходимых средств, и поэтому на месте храма около 1749 г. возвели деревянную часовню. Но при этом, согласно указу Сената от 1742 г., были перенесены дальше от храма и кладбища дворы ямщиков, что образовало большую площадь для будущего Казанского собора3.

Начало строительства каменного Казанского храма в Вышнем Волочке было положено в 1756 г. указом Новгородского архиерея. «Храм сей, с благословения Преосвященного Дмитрия Архиепископа Новгородского и Великих Лук, начат строением в 1759 году и освящён с приделами в нем в 1771 году. В 1837 г. все стены в олтаре и храме росписаны священными изображениями на церковную кошельковую сумму»6, - писали в 1880 г. священники Казанского собора.

Проект храма, по всей видимости, был выполнен именитым архитектором той поры, уроженцем этих мест Саввой Ивановичем Чевакинским. Казанскому собору присущи черты храмов, построенных Чевакинским в окрестностях Вышнего Волочка: в Выдропужске, Хотилово, Афимьино. Завершили строительство собора в 1771 г. Освящение храма состоялось на престольный праздник Казанской иконы 8 июля (21 по н.с.). Специально к этому моменту в собор была доставлена из загородной часовни Казанская икона Богоматери, а после службы среди вышневолочан произошел спор, где оставаться чудотворной иконе. Тогда возобладало мнение, что образ должен находиться на том месте, где было явление7.

А для соборного иконостаса была написана «копия писаная краски»8 размер в размер с чудотворной иконы, которую и поместили в иконостас главного придела. Сохранилось описание этого образа за 1880 г.: «По левую сторону царских врат главного олтаря храмовая икона Казанския Божия Матери, иконописная, мерою в длину 1 аршин 9 ½ вершков, в ширину 1 аршин и 3 ½ вершка. На сей иконе риза из серебра 84 пробы, позлащённая, весом в 15 ф. и 8 золотн. Убрус и цаты вынизаны разной величины жемчугом и золотыми бликами с каменьями топазами и аметистами разного цвета и величины. Корона в венце из стразов и камней таких же, как в убрусе и цате. Риза сия устроена на церковную сумму, и украшения – усердием прихожан»9.

 Здесь, под сенью этого образа в стенах Казанского собора свершилось главное событие в истории Вышнего Волочка. 1 июля 1772 г. Новгородский генерал-губернатор Яков Ефимович Сиверс под сводами собора огласил Указ Императрицы Екатерины II об учреждении яма Вышний Волочёк городом. С этого момента вышневолоцкие ямщики становились мещанами и получали обширные права для свободной торговли, что в свою очередь приводило к экономическому процветанию Вышнего Волочка и способствовало его развитию.

С момента освящения Казанского собора было положено начало традиции крестных ходов с чудотворной Казанской иконой от места её явления до Чкасовой горы (современный перекрёсток ул. Некрасова и Б. Садовой). Сюда из Казанского собора с копией иконы шёл другой крестный ход и встречал чудотворный образ. На Чкасовой горе служился молебен и далее общий крестный ход двигался уже в город. Затем, образ относили с крестным ходом обратно в часовню. Крестные ходы совершались дважды в год, как свидетельствует в 1909 г. священник Арсений Покровский, «в дни празднования явлению Казанской иконы 8 июля (21 июля по н.с. – Д.И.) и 22 октября (4 ноября по н.с.)»10.

Попытки строительства храма и монастыря близ часовни.

Вышневолоцкие паломники на месте явления Казанской иконыПо прошествии небольшого времени, в июне 1796 г. вышневолоцкий мещанин Исаак Кондратьев сын Зимин подал прошение Иринею Архиепископу Тверскому, в котором писал: «Осмелился я нижайший утруждать Ваше Преосвященство прозьбою, ибо от города Вышнего Волочка разстоянием в трёх верстах имеется часовня, в которой состоит явленный Казанския Божия Матери образ, а посему от приходящих богомольцев собирается в казну каждый год не меньше как до тысячи рублей, которые и отбираются из той часовни в Вышневолоцкий Казанский собор, таковой суммы имеется уже немалое в соборе число, а куда она употребляется неизвестно. Я же всенижайший как и всё общество нашего города имеем усердное желание чтобы вместо вышеописанной часовни устроить каменную церковь во имя Матери Божией Казанския с двумя приделами Покрова Богоматери и святых Первоверховных апростолов Петра и Павла»11. Так же просил он выдать ему сборную книгу дабы мог он «боголюбивых дателей чинить убор  для построения вышереченной церквы, а как наш град стоит при водной коммуникации в котором имеется всегда много народа то в бога надеюсь для построения той церкви собрать сумму в скором времени»12.

В ответ на его прошение Тверская консистория приказала учинить справку о доходах часовни и об её истории. На что вскоре из Вышневолоцкого духовного правления последовал крайне уклончивый ответ настоятеля городского собора протоиерея Петра Иоаннова: «Во исполнение онаго духовное правление сим почтенно доносит, что когда вышеозначенная часовня построена и с чьего дозволения по изысканию сего правления никакого писания и сведения (не находится), устроена из дерева, в твёрдости, денежной суммы посредством молебствий, от продажи свеч и от подаяния усердствующих людей сбирается в год до пятисот рублей, каковая сумма по принадлежности реченной часовни к вышневолоцкому Казанскому собору вносится в приходные книги онаго собора, из коей непосредственно в соборе на церковное благолепие и по необходимой оной надобности употребляется и потому особенной наличной суммы от часовни Казанской Богородицы не находится. Касательно имеющегося в ней образа, то оный издревле почитается явленным, с которого точно времени, тому никакого описания не имеется. Сентября 13 дня 1796 г»13. Мотивом этому ответу было довольно сложное положение местночтимых икон в тот период. Иконы, имеющие сомнительную с точки зрения синодального чиновничества историю, изымались, а почитание их запрещалось, а посему священник и дал такой ответ, не желая привлекать к Казанскому образу излишнее внимание. Да и доход, судя по дальнейшим справкам, приложенным к делу, не был настолько велик, что бы содержать отдельный храм на роднике. Видимо, не пришло ещё время для особенной истории этого места.

Близ часовни, приписанной к городскому собору, стояла сторожка, где находился сторож, который следил за сохранностью имущества часовни. Но не только богомольцы приходили в часовню поклониться иконе, но и разбойники и душегубы. Среди документов Казанского собора встречается дело о краже из часовни ризы с иконы Казанской Богоматери и об убийстве сторожа за 1799 г. Вот как описывает всё настоятельно Казанского собора протоиерей Пётр Иоаннов на допросе: «Текущаго де сентября 17 дня пополуночи в 7 часу прибежал к нему Вышневолоцкого собора церковный староста купец Козма Оленев объявил, что в принадлежащей в Вышневолоцкому собору отстоящей от города Вышнего Волочка в двух верстах Казанской часовне неблагополучно; почему он в ту минуту отправился с тем старостою и градским степенным головою и старостами на место, где с прибывшими тем же по извещению к той часовне вышневолоцкими капитаном исправником Мельницким и городнической штатной роты прапорщиком Панкратовым свидетельствовали; по коему оказалось: избранными к той часовне приходскими помянутого города людьми сторож Вышневолоцкой мещанин Сидор Ипатов за сторожевскою его избушкою саженях в пяти в рубашке неизвестными людьми удавлен и в левом ухе от удара острым орудием рана; а из часовни с образа Казанския Божия Матери похищен убрус вынизанный жемчугом с разными каменьями стоящий осмии сот рублей; равно и сундук с собранными с первого сентября … от продажи свеч и подаяния деньгами вытащен к умерщвлённому и там каким то орудием сломан замок, однако оный не разломан и деньги в нём, так же и в часовне, кроме убруса на образах ризы и прочие вещи все целы; относительно учинивших сие злодейство… капитаном исправником тут же по всем дорогам из города Вышняго Волочка лежащим отправлены нарошные сверх сего и вышневолоцким городничим по извещении его о том, для изыскания тех злодеев по городу Вышнему Волочку приняты надлежащие меры…»14.  Убрус на иконе был восстановлена в 1801 г. на деньги, которые были «вкладчиком единовременно для зделания того убруса и даны, которые о выполнении по желанию неукоснительно и убедительно настояли»15.

К слову сказать, сама Чкасова гора, располагавшаяся чуть менее одной версты в сторону Вышнего Волочка в старину имела дурную славу. По преданию там жил разбойник Чкас, который много зла причинил людям. Собрав вокруг себя разбойничью шайку, он нападал на путешественников, пока не был схвачен и убит близ Чкасовой горы. В благодарность Богу за избавление от шайки душегубов во время крестных ходов на Чкасовой горе совершались молебствия. Но, как мы видим, в будние дни отдаленное от города болотистое место притягивало разбойников и воров и в XIX в.

Хотя были люди, мечтавшие исправить эту ситуацию. Одна из них Санкт-Петербургская мещанская вдова Акулина Ларионовна Фаловская (Хваловская). После получения исцеления от болезни перед  Казанской иконой, она вместе с группой из 50 столичных купцов – выходцев из Вышнего Волочка в 1834 г. вознамерилась устроить над источником храм Казанской иконы Божией Матери с приделами Иоанна Предтечи и Митрофана Воронежского и при нём мужской монастырь. Прошение Акулины Фаловской о строительстве храма ценно прежде всего тем, что она оставила для нас два бесценных свидетельства. Первое – одно из немногих свидетельств исцелений перед Вышневолоцкой Казанской иконой, а второе – свидетельство о посещении этого образа двумя Императорами Александром I и Николаем I.

В своём прошении на имя Архиепископа Тверского и Кашинского Григория в декабре 1834 г. она писала следующее: «близ г. В. Волочка на городской выгонной земле при Московской дороге з давних времён и ныне существует в самом ветхом положении деревянного построения часовня, в коей Чудотворный образ Божия Матери Царицы Небесной Казанския, весьма редко кто из проезжающих не входит на поклонение, кроме ниских классов людей и в большом количестве знатных особ, даже в жизни своей, а ныне в Бозе почивающий, Государь Император Александр равно и ныне Царствующий Император Николай Павлович, Царице Небесной в той ветхой хижине христианского поклонения <удостоили>. Многие из прибывающих в различных болезнях получали исцеления, в число таковых и я грешная одержима будучи жестокой болезнею, так что щитала себя в числе мертвых, <после> прикосновения к образу Божия Матери получила скорое изциление…»16.

К делу было приложено описание деревянной Казанской часовни. Выше приведённое описание деревянной часовни и колодцев при ней затрагивает период 1880 г., когда икона находилась уже в Казанской каменной часовне, здесь же описывается деревянная часовня в момент, когда икона находилась именно там: «Часовня деревянная, построена издревле, отстоящая от города Вышнего Волочка на 3й версте по тракту Московской дороги, покрыта тёсом, осмиугольная, длиною и шириною 13 аршин в твёрдости на ней крест и глава, обиты жестью, в коей часовне по прозьбе приходящих для поклонения чудотворному образу Божией Матери именуемой Казанскою не только Вышневолоцких граждан, но и отдалённых мест жителей совершают Казанского собора священноцерковнослужители молебствия, без священника особых богомолий не бывает… Внутри часовни резной позлащённый иконостас с колоннами коринфского ордена покрытыми, равно как и пиастры сине-голубою гладью, и иконостас розовою масляною краскою. В оном иконостасе образ пресвятыя Богородицы Казанский мерою высоты аршин девять вершков, ширины аршин четыре вершка, на нём риза серебряная позлащённая, работанная 1787 г., убрус и подбородок на оном вынизаны из жемчуга редкой доброты местами украшенныя камнями гранёными вставками и звезда с стразами, пред сим образом лампада большая серебряная»17.

Акулина Ларионовна дважды подавала прошение на постройку в этом месте храма в 1834 и 1839 гг. Но, не смотря на заверительное письмо петербургского купечества, городской собор отказался передавать часовню будущему монастырю, а городское правление отказало в выделении земельного участка – с 1831 г. эта территория, ранее располагавшаяся на выгонной земле была включена в территорию города. В итоге прошение Акулины Фаловской было погребено в кипе документов архива консистории.

Казанская загородная церковь и Казанский женский монастырь.

В 1831 и 1848 г. Вышний Волочёк пережил две эпидемии холеры. Особенно серьёзной была эпидемия 1848 г. К разгулу болезни жители Вышнего Волочка отнеслись со всей серьёзностью: она трактовалась как божественное напоминание населению города о том, что в этом мире есть не только потребности телесные, но и духовные.

22 июня 1848 г.  Вышневолоцкие купцы Иван Богданов, Иван Воскресенский, Почетный гражданин Михаил Ванчаков и ещё 35 именитых жителей города обратились к Тверскому архиепископу Гавриилу с прошением: «Милостивый Архипастырь и отец! При настоящих обстоятельствах столь поразительно в окрестных городах на жизнь и здоровье людей действующих, возымели мы желание совершить публичное молебствие на стогнах города нашего пред святою иконою Матери Божией именуемою Казанскою издревле предками нашими, и нами особенно почитаемою, и находящуюся в часовне, принадлежащей к вышневолоцкому Казанскому собору, с обнесением оной вокруг города, по тому подобию, как это было совершаемо в 1831 г. при таковых же обстоятельствах, чего исполнить без позволения Вашего Высокопреосвященства местное духовное начальство не осмеливается»18.

Владыка Гавриил воспринял это горе вышневолочан близко к сердцу, что и отразилось в его архипастырской резолюции: «Июня 28 дня 1848 г. Совместно ли это с настоящими обстоятельствами и с законными постановлениями. Консистория имеет подать голос. Неоставим сказать, была ли тут прежде такая церемония. Гавриил»18. И консистория 5 июня 1848 г. разрешила: «совершить в городе Вышнем Волочке публичное молебствие пред иконою Казанской Божией Матери … и сделать вокруг города с сею иконою крестный ход»19.

Что происходило в городе дальше описывает в своей книге о Вышневолоцкой Казанской иконе священник Арсений Покровский: «По получении разрешения с плачем и сердечными воздыханиями встретили горожане свою святыню. Ежедневно в течение двух недель по окончании богослужения в соборе святая икона обносилась в сопровождении священника по улицам и переулкам; в домы не была вносима, только у некоторых домов поставлялась икона на вынесенном столе, где служилось молебное пение, а больных окропляли освящённой водой. С этого времени ежегодно приносится св. икона в городской собор к 1-му августа и в течение месяца и двух недель обносится по домам горожан с молебным пением»20

Эпидемия 1848 г. возъимела своё последствие: близ часовни и родника, на небольшом пригорке, через дорогу была устроена каменная часовня-ротонда в честь Казанской иконы Божией Матери «с благословения Высокопреосвященнейшего Григория Архиепископа Тверского и Кашинского и Кавалера выстроена в 1851 г. на церковную кошельковую сумму, освящена в 1852 г.»21. Её архитектура близка по своему строению произведениям архитектора Николая Львова, творившего в соседнем Новоторжском уезде. Очевидно строил эту часовню бывший тогда губернским архитектором однофамилец знаменитому Львову – Иван Фёдорович Львов.

Казанский чудотворный образ был перенесен в новую часовню, а старая оставлена вместе с иконами, как памятник посещению императорскими особами этого места. До нас дошло словесное описание часовни за 1880 г.: «Часовня Казанския Божия Матери, каменная круглая, имеющая в диаметре во всех направлениях 20 аршин с коридором, кругом шириною 7 аршин, в котором находятся 20 колонн с лепными алебастровыми капителями, между которыми устроены деревянные перила. Стены сей часовни с 3мя карнизами изнутри они оштукатурены, а так же и снаружи. Пол в часовне и коридорах деревянный некрашеный. Во всей часовне имеется окон четыре вверху и два внизу; в окнах по две рамы соснового дерева со стёклами, укреплены железными решётками. На часовне одна глава, крытая белым железом; на главе крест деревянный, обитый белым же железом. Крыша на часовне железная на деревянных стропилах, окрашена зелёною краскою. Входные двери в часовне с трёх сторон: с западной стороны три двери: наружные двери соснового дерева, обитые снаружи железом и окрашены дикою краскою; две внутренние двери стеклянные соснового дерева, окрашены белою краскою. С южной стороны две двери: наружные двери деревянные, обитые железом и окрашены дикою краскою; внутренние стеклянные соснового дерева, окрашены белою краскою. С северной стороны такие же двои дверей, как и на южной стороне; со всех трёх сторон нарицаемые двери запираются замками, а внутренние без запоров. Крыльцо из дикого тёсанного камня о семи ступенях, с западной стороны, длиною 18 аршин.Часовня устроена теплою, в ней около западных дверей две печи из белого изразца, с медным и чугунным прибором» 22.

Сам чудотворный образ был поставлен в новой часовне в деревянном резном вызолоченном иконостасе. Вот строки из описания 1880 г.: «В средине иконостаса, явленная, чудотворная икона Казанския Божия Матери греческого письма длиною 1 аршин 9 ½  верш., шириною 1 аршин 3 ½  вершка; на ней риза серебряная позолоченная 84 пробы… Убрус и подбородошник на сей иконе вынизаны жемчугом, украшены камнями. Звезда стразами украшена. Венец на оной серебряный, позолоченный, украшен разными каменьями. Над оною иконою устроен завес. Пред оною иконою большой медный посеребренный подсвечник с шандалами… Пред иконою Казанския Божия Матери висят на железном крюке семь … для возлияния елея лампад»23.

Перед началом строительства каменной часовни в 1850 г. к северо-западу от неё по проекту городского архитектора В.К. Семёнова построили каменную сторожку24. Она так же описывается в 1880 г.: «От часовни на запад в 6-ти саженях построена каменная одноэтажная сторожка, диною 14 аршин, шириною 9 аршин, вышиною 6 аршин, покрыта листовым железом и окрашена зеленою краскою. В ней восемь окон, каждое с двумя рамами со стеклами, 4 двери соснового дерева, окрашены белою краскою и одна дверь стеклянная, пол в ней деревянный некрашеный, две печи: одна из белого изразца, а другая простая и одно небольшое деревянное крыльцо; при строжке устроены деревянные сени и небольшая кладовая под одною тесовою крышею»25.

Но, видимо намерение Акулины Фаловской было угодно Божией Матери, и монастырь все же был основан на этом месте монахиней Досифеей (в миру Александры Васильевны Салтыковой)26. В 1867 г. на купленной титулярным советником князем Арсением Степановичем Путятиным близ каменной часовни земле был построен каменный дом с деревянными службами, который он и пожертвовал для девичей общины в честь Казанской иконы Божией Матери27. Община была настолько бедна, что не хватало даже масла для лампад и свечей, вне молитвы сестры освещали келии лучиной. Но кто тогда знал, что Казанской девичей общине предстоит стать одним из красивейших монастырей Российской Империи. В этом стоит видеть особое чудо Божией Матери, ведь всего за четыре десятилетия монастырь превратился в величественную лавру с четырьмя храмами и тремя киновиями в окрестностях города.

Благодаря усердию князя Путятина в 1872 г. Святейший Синод учредил Казанскую общину близ г. Вышнего Волочка. Вот выдержка из исторического для обители указа Святейшего Синода от 13 ноября 1872 г. за № 2346: «Святейший Синод признал возможным учредить в городе Вышнем Волочке на жертвуемыя Князем Путятиным и другими лицами средства женскую общину с наименованием ея Казанскою, с больницею при ней для бедных, с таким числом сестер, какое возможно содержать на средства общины и с представлением Епархиальному Начальству, по своему усмотрению назначить Священнослужителей для отправления Богослужения в общине, но под тем неприменно условием, что бы община никогда не имела притязаний на присоединение к ней Казанской часовни и потому определением 7/23 июля сего года предоставил Господину Обер Прокурору испросить Высочайшее Его Императорского Величества соизволение, как на учреждение в г. В.Волочке Казанской женской общины на изложенных основаниях, так и на укрепление за нею жертвуемых земель с находящимися на них строениями»28.

К этому времени в будущей обители уже были построены двухэтажная полукаменная больница и три деревянных келейных флигеля. В 1871-73 г. в больничном корпусе освятили первый монастырский домовый храм в честь Казанской иконы Божией Матери, а над каменными воротами на южной стороне территории возвели шатровую колокольню29. 16 марта 1873 г. в обитель был назначен священником заштатный священник с. Хотилово Валдайского уезда Новгородской губернии Иоанн Мегорский28. По справке духовной консистории значилось: «Домовая церковь в Вышневолоцкой Казанской женской общине помещается в двухэтажном здании, низ каменный, а верх деревянный, пространство под церковию 7 сажень длины и 6 сажень ширины; в оной общине состоят: настоятельница монахиня Досифея и 14 сестер».

С появлением при новоучреждённой обители своего храма у князя Путятина и крестьян соседних волостей возникло желание перенести чудотворную Казанскую икону в обитель. В 1874 г. настоятель Казанского собора протоиерей Александр Яшин подал архиепископу Филофею и Тверскому губернатору жалобу, где указал: «Святейший Правительствующий Синод соизволил на учреждение в городе Вышнем Волочке Казанской женской общины «под тем непременным условием, что бы община никогда не имела притязаний на присоединение к ней Казанской часовни». Согласно букве сего постановления, Г. учредитель общины не домогается присоединения принадлежащей Вышневолоцкому Собору Казанской часовни к Общине, но принял на себя труд ходатайствовать о перенесении Чудотворной иконы Казанския Божия Матери из часовни в общину»30.

Сами крестьяне мотивировали своё желание тем, что «питая безпредельное уважение к изстари явленной и знаменательной чудотворениями Иконе Казанской Божией Матери, находящейся в каменной часовне, что близ г. В. Волочка и из искренно сердечного к преблагословенной иконе этой христианского усердия нашего, желали бы при всяком удобном случае, т.е. постоянно посещая г. В.Волочек не только что по случаю ярмарок, но и ежедневныя торговыя дни, на пути или обратно во всякое время года свободно пользоваться возможностию служить пред Святою Иконою молебны, в чем встречались препятствия; потому что находящийся при Вышневолоцко Казанской Девической Общине местный священник не считает себя в праве служить заказные молебны, и для того, что бы каждый раз для молебнов приглашать соборных священников, живущих в городе, то кроме потери на то времени необходимо нанимать для него и причетника извозчика, что туда и обратно обойдётся расходу до 1 рубля кроме уплаты за службу молебна, что недоступно средствам нашего крестьянского быта»31. Подобные приговоры были даны крестьянами Лугининской, Столоповской, Осеченской, Дорской и Песчаницкой волостей.

30 апреля 1874 г. к крестьянским прошениям присоединились и помещики Вышневолоцкого уезда. Сорок две подписи стоят под требованием передать Казанской общине чудотворной иконы. Ответ предложено дать на имя помещика Статского Советника Николая Петровича Милюкова32. На эти и другие прошения болезненно отреагировало вышневолоцкое городское общество. По рапорту благочинного Петропавловской церкви протоиерея Василия Зосимовского: «7 октября 1874 г. прихожане собрались в большом количестве – около 400 человек, в числе их были граждане г. Волочка и прихожане собора, которые заявили так же своё нежелание на перенесение иконы из часовни в общину и утверждали отзыв своим подписком»33. Таким образом, сложилась ситуация 1771 г., когда мнения вышневолочан разделились, и об этом разделении знали не только духовные, но и гражданские власти. 8 ноября 1874 г. Губернское присутствие нашло незаконным действия Мирового Посредника Милюкова, который препровождал приговоры крестьян волостей Вышневолоцкого уезда, а 30 октября Сенат вынес ему замечание34. 19 декабря 1874 г. Тверская консистория отказала в просимом вышневолоцким помещикам, а само письмо вернуло князю Путятину через Полицейское управление35. Таким образом чудотворная Казанская икона осталась в часовне при городском соборе, но духовенство вынесло из этой истории полезный урок.

Буквально через год, 12 февраля 1875 г. последовало прошение старосты собора Виктора Проскурякова и священников Александра Яшина, Федора Колоколова, Иоанна Флерова и Александра Невского с просьбой разрешить ремонт в загородной Казанской часовне и перенести Казанскую икону Богоматери на время ремонта в городской собор36. Что было разрешено консисторией 6 марта 1875 г.37

И снова острая реакция на действия соборного духовенства. На сей раз уже жители Вышнего Волочка написали в июле 1875 г. на имя архиепископа Филофея прошение, которое нам интересно прежде всего из-за обстоятельств проведения общегородского крестного хода с Казанской иконой, которые описывают жители: «Крестный ход с незапамятнаго времени совершался бывшим Московским трактом, при коем между городом и часовнею находится гора, на которой всегда встречались две иконы Богоматери, одна, чудотворная несомая из часовни, а другая местная из Собора. Встреча сих икон на возвышенном месте представляла невыразимо радостное духовное торжество, видя которое у каждого богомольца вырывалась из глубины души мольба к Богоматери»38, - так начинается прошение горожан. Затем они пишут о том, что соборное духовенство с появление девичей общины не желало останавливаться у их общины для служения литии, нарушая тем самым древний порядок крестного хода. А затем: «… в сем же 1875 г., в довершение нарушения векового торжества и порядка, чудотворная икона Богоматери перенесена в Богоявленский собор, чрез то у всего города отнято последнее прибежище уединённо изливать в часовне пред иконою Богоматери молитвы и возносить Ей свои скорби и радости. Всё это делалось под предлогом ремонта, но между тем до июля месяца в часовне никакого ремонта не проводилось, а икону изъяли в то время, когда о ремонте не могло быть и речи»38.

Вскоре последовало и объяснение соборного духовенства, из которого явствует, что никакого злого умысла не было в этом: «Прежде, отправляясь от собора, оный направлялся шоссейною дорогою по Екатерининской улице; за городом с прямой шоссейной дороги сходил в левую сторону, шел луговиною около версты к Чкасовой горе, на которой встречался с выносимою из часовни иконою Богоматери, с горы поворачивал к часовне. По совершении водоосвящения на ключике подле часовни, крестный ход возвращался обратно в собор, но другим уже путем – прямым по шоссейной дороге. В последнее время принят для крестного хода и в часовню и обратно один последний путь… Так в 1873 г. на канун праздника Казанския Божия Матери 22 октября во время всенощнаго бдения сам Градский голова Николай Михайлович Ванчаков приходил в алтарь собора и заявлял, что невозможно идти водою до колен. Далее, с горы до часовни прежде был так же никем не занятый путь, а в последнее время между горою и часовнею устроены здания женской общины и обнесены забором; дорога мимо женской общины шириною около двух сажен – по одну сторону дороги забор общины, по другую не проходимое и ни когда не просыхаемое болото; и чрез эту, при том узкую дорогу, проведены из общины в болото, почти по поверхности, жолоба с нечистотами… По сообщению полицейского управления всё это должно быть исправлено, как обещала настоятельница общины. При самом крестном ходе передние хоругвеносцы поворотили в общину и крестный ход прошел по её территории»39.

6 октября 1875 г. вышел указ консистории вернуть икону в загородную часовню40. На что уже другая часть горожан (654 подписи) потребовала оставить икону в соборе41. Их поддержал и городской глава Николай Михайлович Ванчаков в своём прошении от декабря 1875 г: «Долгом поставляю сим заявить Епархиальному Начальству, что оставление Святой иконы в градском нашем Соборе, при настоящих обстоятельствах необходимо и пребывание Ея среди города в соборе, в религиозном отношении, для граждан благотворно»42. Лишь 8 мая 1876 г. настоятель Казанского собора протоиерей Александр Яшин рапортовал о возвращении Казанской иконы в часовню43.

Но не прошло и двух лет, как 11 июня 1878 г. вышневолоцкая купчиха Александра Алексеевна Пономарёва подала прошение о переустройстве Казанской каменной часовни в церковь. «Я желаю, - писала она в прошении, - ныне во исполнение давнишняго моего намерения и расположения из каменной часовни, в которой пребывает эта святая икона в настоящее время, устроить церковь в честь и славу общей нашей Заступницы и покровительницы Пресвятой Богородицы и в вечное поминовение моих родных и моего недостоинства, с тем что бы церковь сия, как теперь часовня, навсегда оставалась в ведении и распоряжении Собора и его священнослужителей»44.

Проект переустройства Александра Алексеевна заказала у московского архитектора Зборжевского и представила в консисторию. Последняя на своём заседании 10 июля 1878 г. рассмотрела проект и прошение и постановила: «Самой чудотворной иконе Казанской Божией Матери благоприличнее находиться в церкви, нежели в часовне и благотворнее было бы по объяснению соборных церковнослужителей в религиозном отношении для богомольцев»45 и разрешила обратить часовню в церковь.

28 июня 1879 г. настоятель Казанского собора протоиерей Александр Яшин рапортовал, что перестройка храма ведётся под надзором вышневолоцкого городского архитектора Александрова46. А.А. Александров до этого в 1866 г. выполнил крупный заказ соборного духовенства на перестройку здания зимнего Богоявленского собора. 9 сентября 1880 г. отец Александр рапортовал, что храм построен и готов к освящению47. Освятить Казанскую загородную церковь дозволили 18 сентября47.

Точку в этом деле поставило свидетельство архитектора Александрова о готовности нового храма: «Свидетельство. Дано сие Вышневолоцкого Городового Архитектора Александрова Вышневолоцкой купчихе Александре Алексеевне Пономарёвой в том, что ею и на собственныя ея средства к существующей каменной часовне в Волочке во имя Казанской Божией Матери для приспособления Церкви пристроен Олтарь, со всеми принадлежностями и иконостасом, с надлежащею прочностию и правильно, как в искусственном отношении так и в общих размерах совершенно без отступления от утверждённого проекта, так равно и прочия поделки и исправления по часовни для Церкви сделаны. На основании сего, к освящению означенной уже церкви и совершению в ней Богослужения, никакой опасности и препятствия не представляется, что подписом моим с приложением печати удостоверяю. Сентября 8 дня 1880 г. Вышневолоцкий Городовой Архитектор А.Александров»48.

Казанский женский монастырь.

Прежде чем кратко поведать об истории Казанского женского монастыря, следует обратиться к очерку Тюменева о посещении Вышнего Волочка, который проливает свет на то, как видели все вышеперечисленные события современники:

«Одною из достопримечательностей города может считаться Казанский женский монастырь, основанный в 1872 году. Он находится в двух верстах от города, и мы, подрядив возницу, отправились туда к вечерне. От города к монастырю ведет прекрасное шоссе. (По этой же дороге надо ехать и в монастырь Николы Столбенского, где был старый волок). Лишь только мы выехали на окраину города, как впереди показались высокая колокольня, собор и здания монастыря. Все очень богато и красиво издали.

—   Вам в Казанский? — спросил извозчик.

—   А то куда же? Ведь монастырь — Казанский?

—   Казанский.

—   Ну, вот туда и поезжай.

Он замолчал, но через несколько   времени   повернулся   снова.

—  Да вам к иконе или в монастырь прежде?

—   А разве икона не в монастыре?

—   В монастыре икона своя, а в  часовне   —   своя: Казанская.

—   А в Казанском-то монастыре не Казанская разве?

—   Нет,   там  другая.

Мы ничего не поняли и велели везти   себя  прежде  в   часовню.

Извозчик миновал монастырь и остановился у примыкающей к нему небольшой рощи. Здесь, в нескольких десятках саженей от монастырских зданий, находилась круглая каменная постройка.— это и была, по его словам, часовня.

Мы поднялись по лестнице. Часовня внутри оказалась небольшою церковью. У левого клироса в богатом киоте помещалась икона Казанской Божией Матери. Кроме свечника никого не было. Мы   справились,   когда   начнется вечерня.

—  У нас вечерни не бывает, — отвечал он, — а в монастыре, кажется,  еще не звонили.

—   Да разве эта церковь не монастырская?

—   Нет, городская, — и он начал рассказывать историю чудотворной иконы и часовни. По писцовым книгам 1583 года Волочек значился Никольскою Вышневолоцкой слободой с двумя церквами: во имя Святителя Николая и св. Дмитрия Солунского. Вероятно, икона Божией Матери уже находилась в одной из них и считалась чудотворною, потому что, когда в 1724 году обе деревянные церкви сгорели, на их место была выстроена одна, деревянная же, во имя Казанской Божией Матери. Но в 1758 году и эта церковь сгорела (* План Вышневолоцкого 1848 г. указывает место сгоревшего Казанского храма и часовню на его месте, т.е. дата 1758 г. не верна – Д.И.). Во время пожара икона исчезла неизвестно куда. Ее долго искали и, наконец, нашли здесь, на пустыре, в двух верстах от города, на пне у колодца. Для нее в этом месте поставили деревянную часовенку, а каменная сооружена уже в  1852 году. Рассказ его так и пестрел этими «в тысяча пятьсот... в тысяча семьсот...». Видно было, что он любил щегольнуть хронологией.

—   А в котором же году часовня обращена в церковь? — спросили мы.

—   А это вот как было. В 1872 году здесь основана женская община. Пустырь принадлежал городу, и его за негодностью продали одному здешнему помещику из Бологова, князю Путятину, а он, оказалось, покупал под общину. В 1877 году стали в общине строить большой собор во имя Казанской, а по закону часовни с чудотворными иконами принадлежат ближайшей церкви. Икона-то была соборная, и жалко стало духовенству святыню отдавать. Вот они думали, думали, да и решили: пока в монастыре собор-то строился, они эту часовню взяли да и переделали в церковь. Так икона за городом и осталась.

Подивившись находчивости соборного духовенства, мы прошли в монастырь, и здесь нам пришлось еще более удивляться энергии основательницы монастыря игуменьи Досифеи. В изумительно короткий срок, каких-нибудь десять-двенадцать лет, на бывшем здесь пустыре ее стараниями возник большой каменный собор, стоящий не одну сотню тысяч, высокая колокольня и другие дорогие каменные здания. А начинала она это дело буквально без копейки и только укрепляемая верою в небесную помощь. И, действительно, народ не даром говорит, что вера горами двигает. Много горя, нужды претерпела маленькая, тщедушная старушка, много слез пролила она на своем веку, но зато и совершила она подвиг поистине богатырский. Ее твердая, незыблемая вера помогла преодолеть все препятствия,  и  монастырь ее  можно смело назвать украшением города»49.

                Своим обширным каменным строительством Казанский монастырь обязан прежде всего неустанным трудам и заботам первой настоятельницы Казанского монастыря игумении Досифеи I (Салтыковой), князю Арсению Степановичу Путятину, петербургскому купцу Ефрему Никифоровичу Сивохину и московскому купцу Григорию Германовичу Германову.

В 1871 г. в будущей обители была выстроена первая церковь для общины, освящённая в честь Казанской иконы Божией Матери. «Она была снизу каменная, а вверху деревянная, тёплая, домовая, с хорами, и соединялась с кельями настоятельницы и больных сестёр»50. Освятили её в 1873 г.50

В 1881 г. решением Святейшего Синода община была преобразована в женский общежительный монастырь24. В 1877 г. по заказу князя Арсения Путятина московский архитектор Александр Степанович Каминский составил проект величественного каменного Казанского собора и одновременно Успенской деревянной церкви для Спировской киновии монастыря. Строительство собора, начатое в 1879 г. завершили в 1882 г. В том же 1882 г. в подклете собора на средства тверского купца Ильи Андреевича Богданова устроили пещерную церковь Илии Пророка, которую вскоре упразднили из-за высокой влажности помещения24. В самом соборе поместили список с Вышневолоцкой Казанской иконы Божией Матери «в серебряной вызолоченой ризе; убрус шит жемчугом с простыми камнями; вверху корона украшена мелкими стразами; вышиною икона 1 аршин 6 вершков, шириною 1 аршин 2 вершка, - пожертвована Николаем Васильевичем Салтыковым, родным братом м. игумении Досифеи, погребённом по смерти своей в Вышневолоцкой обители»51. После перенесения в монастырь Андрониковой иконы Божией Матери, этот образ помещался с нею «в одном киоте на возвышении за левым клиросом, за стеклом»51.

                В 1883 г. появился проект замены первого больничного храма в честь Казанской иконы на трёхпрестольную церковь с шатровым завершением24. Новый храм был каменным, трёхпрестольным. Освятили его в том же году в честь Боголюбской иконы Божией Матери с приделами в честь священномученика Григория, просветителя Армении, и преподобной матери Платониды (правый) и Всех святых (слева)52.

К 1884 г. на территории монастыря, помимо собора, больницы и надвратной звонницы стояло более 10 каменных и деревянных построек. Среди них трапезный корпус с просфорной и кухней, монашеские кельи и парадные покои – «Сивохин корпус». В северо-западном углу стояли деревянные строения – конюшня, скотный двор, сарай, избы для рабочих. С южной и северной сторон находились два каменные и несколько деревянных келейных корпуса24.

                В 1883-88 гг. на средства Е.Н. Сивохина и его супруги Неонилы Афанасьевны Сивохиной соорудили колокольню, предположительно по проекту А.С. Каминского. Во втором ярусе колокольни был устроен храм преподобного Ефрема Сирина и мученицы Неонилы, в нижнем оба ктитора нашли своё место упокоения24.

В 1887 г. при Казанской загородной церкви вместо прежней деревянной колокольни на средства купчихи Александры Алексеевны Пономарёвой выстроили отдельную трёхъярусную колокольню24.

В 1889 г. построена надкладезная часовня перед западным фасадом Казанского собора и новый больничный корпус, в который в 1890 г. перенесли придел Илии Пророка из подвала каменного собора. Новый больничный храм освятили в честь Илии Пророка и Пантелеимона Исцелителя24. В 1897-1901 гг. на месте старого больничного корпуса с Боголюбской церковью под наблюдением архитектора Н.П. Маркова соорудили собор в честь Андрониковой иконы Божией Матери, перенесённой в монастырь из Санкт-Петербурга 1 мая 1885 г.24 С западной стороны к нему пристроили корпус, в котором размещались певческая, иконная лавка, часовня и келья схимонахини, а так же настоятельские покои24.

В начале XX века обитель была одной из крупнейших в Тверской епархии. Под опытным руководством игумении Досифеи I в монастыре подвизались: казначея монахиня Макария, а вместе с ней 75 монахинь, 254 указных послушницы и 379 живущих на испытании. При обители служили пять священников: Василий Петрович Страшинин, Николай Алексеевич Загорский, Прокопий Ефимович Березин, Михаил Васильевич Беневоленский, Николай Васильевич Клириков и диакон Алексей Афанасьевич Чернышёв. В монастыре был открыт приют для девочек, имелась школа грамоты, преобразованная в 1914 г. в церковно-приходскую.

В 1925 г. обитель была закрыта, а вместе с её закрытием нарушен вековой уклад жизни этих мест. В 1930-е гг. была закрыта и разграблена Казанская загородная церковь, утрачены все родники и часовни над ними. В 1940-е гг. здание Казанской загородной церкви разобрали на кирпич.

История Казанской иконы в XX в. «Потерянная святыня».

К началу XX в. в Вышнем Волочке прочно установилась традиция совершения крестных ходов с Казанской иконою трижды в год. Это были поистине народные торжества. Вот как описывает очевидец крестный ход 8 июля на день Казанской иконы Божией Матери: «Утро было ясное. Солнце заливало окрестность своими яркими лучами. Городской собор окружён был народом. Не смотря на тесноту, я пробрался внуть величественного храма, поразившего меня своеобразным стилем. Оградные звуки прекрасного хора и умилительные возгласы служащих настолько захватили меня, что я забыл усталость и утомление, какое бывает после дороги, и весь отдался благоговейному настроению. Богослужение окончилось. Из храма вынесли коругки и тем открылся крестный ход для следования в городскую, что за женским монастырём, Казанскую церковь. Тихо и плавно шествовали духовенство и народ, пестреющий своими нарядами и летними костюмами. Пройдя по главной Екатерининской улице духовенство остановилось у церкви святителя Николая, принадлежащей Николостолпенской пустыни. После пения литии шествие напрвилось влево от дороги к так называемой Чкасской горе. Здесь уже ожидало духовенство во главе с о. архимандритом из г. Торжка. Среди святынь монастыря особенно выделялась Вышневолоцкая святыня Казанская икона Пресвятой Богородицы. После встречи городского крестного хода началось молебное пение»54.

Порядок празднования в честь Казанской иконы в Вышнем Волочке был таков: в три часа дня накануне в городском соборе начинается благовест и после него водоосвящение. В полшестого вечера начинается всенощное бдение во всех приходских храмах города. К этому времени в город и к загородной церкви уже стекаются толпы богомольцев. В сам праздничный день во всех городских церквях совершается ранняя литургия, а по её окончанию из каждого храма выходит крестный ход с хоругвями и местночтимыми иконами в началу поздней литургии в 7:30 утра в Казанском соборе. По её совершении крестный ход направляется в загородную церковь, где служится третья литургия в 11 часов настоятелем Казанского собора. Затем крестный ход возвращается по прямой дороге обратно. Таким же чином празднуется и 22 октября (4 ноября по н.с.)55.

На Чкасовой горе в месте встречи крестных ходов в 1900 г. был установлен большой каменный крест с надписью: «Крест сей воодружён по желанию и благословению Высокопреосвященнейшего Димитрия, архиепископа Тверского и Кашинского в ознаменование древней встречи крестных ходов в праздники Казанской иконы Божией Матери, иждивением церковного старосты Вышневолоцкого Казанского собора купца Василия Андреевича Китайцева. 1900 года, октября 22 дня»56. В 1897 г. на Чкасовой горе по проекту инженера Л.И. Ежовского планировалось строительство деревянной часовни. Но, судя по всему, проект не был выполнен57.

Третий крестный ход начинаелся 31 июля в память избавления от эпидемии 1848 г. Чудотворную икону выноили из Казанской загородной церкви и с крестным ходом в сопровождении чередного священника Казанского собора и духовенства Казанского женского монастыря несли к храму Николая Чудотворца в конце Екатерининской улицы. Здесь образ встречало духовенство города и с крестным ходом несло в Казанский собор. После чего в соборе совершалось всенощное бдение с акафистом Казанской иконе. На другой день после литургии и водоосвящения на канале совершалось обнесение иконой домов и торговых помещений горожан. Таким образом, ежедневно после литургии чудотворная икона носилась по улицам города и близлежащим пригородным селениям. После 1 сентября икону приносили в приходские церкви города, где вечером и утром совершались праздничные богослужения. В соборном храме во всё время пребывания чудотворной иконы каждый вторник пелся акафист при большом стечении народа. Завершался крестный ход 14 сентября в день Воздвижения Креста Господня. После литургии образ относился с крестным ходом в загородную церковь, где после поставления иконы в киоте совершалось пение акафиста58.

Эти традиции вышневолочан описаны священником Арсением Покровским в своём очерке «Народная святыня в Вышнем Волочке», вышедшем в 1909 г. отдельной книгой. В нём он подробно освещает историю иконы, приводит фотографии крестного хода и самого образа.  

История иконы в XX в. полна неожиданных поворотов. С закрытием Казанского летнего собора в 1931 г. образ был перенесён в Богоявленский зимний собор, где его поместили по левую сторону от центрального амвона. Справа от амвона помещалась древняя греческая Андроникова икона Богоматери, переданная в собор в 1925 г. после закрытия Казанского женского монастыря. Но с чудотворной иконой продолжаются крестные ходы. В 1931 г. крестный ход «по приглашению верующих» по домам был разрешён с 14 августа59. Последний раз о крестном ходе причт Богоявленского собора просил 2 августа 1932 г60. Но просьба осталась без ответа.

В 1940 г. закрывается Богоявленский собор – на тот момент последний действующий храм города. По свидетельству Ольги Борисовны Малышевой образ был передан в Вышневолоцкий краеведческий музей вместе с Андрониковой иконой Богоматери. Это подтверждается и документом того периода: «Выписка из протокола № 11 заседания от 26 февраля 1941 г. Президиума Верховного Совета Российской Советской Федеративной Социалистической Республики. Слушали: о закрытии Богоявленской церкви в г. Вышнем Волочке Калининской области д. № 659/251. Постановили: решение исполнительного комитета Калининского областного Совета депутатов трудящихся от 25 октября 1940 г. о закрытии Богоявленской церкви в г. В.Волочке утвердить. Здание церкви передать исполнительному комитету Вышневолоцкого городского Совета депутатов трудящихся для использования под культурно – просветительное учреждение. Обязать исполком Вышневолоцкого городского Совета депутатов трудящихся ликвидацию имущества культа произвести с участием представителя ближайшего краеведческого музея. Председатель Президиума Верховного Совета РСФСР А. Бадаев, секретарь Президиума ВС РСФСР П. Бахмуров»61.

Из музея обратно в храм икона вернулась в 1947 г., при передаче Богоявленского собора верующим. По-видимому, иконы не были оприходованы и поэтому благочинному города священнику Фёдору Емельянову удалось вернуть образа в храм. Но, судя по последующим описаниям образа в 1951 и 1961 гг. серебряной ризы на иконе не было.

В описи 1961 г. под № 54 значится «Иконостас с иконой Казанской Божией Матери в парчовой ризе с кол. висячей бус. связкой, крестиков золотых 3, один с цепкой, звёздочка золотая ЗГ – 1, древней старины – 1, жемчужина на золотой звёздочке 1 и 3 висячих лампады»62. По-видимому, во время передачи иконы в музей, члены комиссии сняли ризу в счёт серебряного лома. Так, председатель вышневолоцкого исполкома тов. Топунов в своём письме в 1940 г. упоминает о судьбе икон и предметов из Богоявленского собора «Всё остальное имущество направлено по назначению в т.ч. и цветные металлы 1300 килограмм»63.

Но если чудотворная Казанская икона всё же вернулась в храм и простояла в киоте у центральной колонны слева весь этот период, то возникает вопрос: почему многие до сих пор задаются целью найти «подлинную» икону? Так, например, за «возвращение древней иконы» была воспринята передача собору большой Казанской иконы коллекционером и предпринимателем Борисом Николаевичем Кузнецовым. Но, по размерам эта икона не подходила к чудотворной.

Иконописец Алексей Валерьевич Артемьев, участвовавший в росписи алтаря Богоявленского собора в 1975-76 гг. свидетельствует, что по просьбе настоятеля собора священника Василия Киричука он отвозил Казанскую икону на реставрацию в Москву, где исследователи отметили, что это старинная икона, которую можно датировать XVIIв. То есть святыня никуда не исчезала, а всё это время находилась перед нами в соборе и поиски «древней» иконы напрасны.

Конечно, все факты этой истории должны быть тщательно взвешены. Образ должны осмотреть специалисты по иконописи и дать своё заключение. Только они способны поставить точку в этом вопросе, ведь существует и ещё один «претендент» на древность – Казанская икона, хранящаяся в часовне свв. Муч. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Это та самая икона, переданная в возрождённый Казанский женский монастырь, перед которой любила молиться блаженная старица Любовь (Лазарева). Особенности ризы этой иконы сочетаются с некоторыми элементами описания чудотворного образа и историческими фотографиями. Может быть, мы имеем дело со списком 1771 г., сделанном для Казанского городского собора? И опять точку в этом вопросе могут поставить лишь исследователи.

В Богоявленском соборе сейчас кроме большой Вышневолоцкой Казанской иконы Богоматери хранится и малый список в серебряной ризе, который дважды в год выносят на крестные ходы к поклонному кресту близ места Казанского собора, взорванного в 1935 г. С 1947 по 1970-е гг. эта икона стояла в иконостасе собора, затем была перенесена в алтарь. На ризе этой иконы сохранилось клеймо с надписью: «Усердием и иждивением Вышневолоцкаго гражданскаго общества 1821 г. ноября 2 дня». Когда эта икона появилась в соборе после реставрации ризы, кто-то поспешил и её назвать древней чудотворной иконой, хотя её размеры говорят об обратном.

Но, по моему глубочайшему убеждению, вопросы «подлинности» надо оставить исследователям, а для верующего человека важно то обстоятельство, что образ Вышневолоцкой Казанской иконы Богоматери не смотря на всё, что ему пришлось пережить в XX в. всё равно с нами. В подлиннике или в точном списке, но чудотворная икона присутствует в Вышнем Волочке, а это значит, что Пресвятая Богородица хранит этот город, избранный Ею однажды для Её чудотворной Казанской иконы.

Г. Вышний Волочек, октябрь 2015 г.

Источники:

1.            ГАТО. Ф. 103, Оп. 1, Д. 285, «Описание древностей храмов Вышневолоцкого уезда», ЛЛ. 4-4 об.

2.            Народная святыня в городе Вышнем Волочке Тверской губернии. Историко-народное издание о Вышневолоцкой чудотворной иконе Пресвятой Богородицы «Казанская». Свящ. Арсений Покровский, Сергиев Посад, 1909 г. – С. 9.

3.            Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Тверская область. Ч. 3. Вышневолоцкий район. Отв. Ред. Г.К. Смирнов, Москва, 2013 г. С. 117.

4.            Свящ. Арсений Покровский, указ. соч. С. 11-12.

5.            ГАТО, Ф. 160, Оп. 1, Д. 18968: Опись Вышневолоцкого Казанского собора и принадлежащих к оному часовен с их имуществом, ЛЛ. 77-78 об.

6.            Там же, Л. 4 об.

7.            Свящ. Арсений Покровский, указ. соч., С. – 12-13.

8.            Свящ. Арсений Покровский, указ. соч., С. 14.

9.            ГАТО, Ф. 160, Оп. 1, Д. 18968: Опись Вышневолоцкого Казанского собора и принадлежащих к оному часовен с их имуществом, Л. 11.

10.          Свящ. Арсений Покровский, указ. соч., С. 13.

11.          ГАТО, Ф. 160, оп. 6, Д. 54 «Относительно до стоящей от города Вышняго Волочка в трёх верстах часовни. 1796», Л. 1.

12.          Там же, Л. 6.

13.          Там же, Л. 11.

14.          ГАТО, Ф. 160, Оп. 6, Д. 63. Дело о покраже из Вышневолоцкой Казанской часовни с образа убруса. 1799 г. ЛЛ. 1-1 об.

15.          ГАТО, Ф. 160, оп. 6, Д. 54 «Относительно до стоящей от города Вышняго Волочка в трёх верстах часовни. 1796», Л. 46.

16.          ГАТО, Ф. 160, Оп. 6, Д. 221 О дозволении Вышневолоцкой мещанской жены вдовы Акулине Фаловской построить монастырь близ г. В.Волочка на городской выгонной земле при Московской дороге на месте, где ныне существует ветхая деревянная часовня в коей чудотворный образ Казанския Божия Матери. 1835 г. ЛЛ. 1-2.

17.          Там же, ЛЛ. 12-12 об.

18.          ГАТО, Ф. 160, Оп. 6, Д. 230. О дозволении в городе Вышнем Волочке совершить богомолебствие и сделать крестный ход по случаю эпидемической болезни. 28 июня 1848 г. Л. 1.

19.          Там же, Л. 4 об.

20.          Свящ. Арсений Покровский, указ. соч., С. – 16-17.

21.          ГАТО, Ф. 160, Оп. 1, Д. 18968: Опись Вышневолоцкого Казанского собора и принадлежащих к оному часовен с их имуществом, Л. 73-73 об.

22.          Там же, ЛЛ. 72-73.

23.          Там же, ЛЛ. 73-74.

24.          Г.К. Смирнов, указ. соч., С. 462.

25.          Там же, ЛЛ. 79.

26.          Сказания о Казанской женской общежительной обители близ города Вышняго Волочка Тверской епархии, Тверь, 1890. - С. 3.

27.          Г.К. Смирнов, указ. соч., С. 463.

28.          ГАТО, Ф. 160, Оп. 6, Д. 238. О домогательстве некоторых крестьян Вышневолоцкого уезда, изъясненном ими в приговорах на перенесение чудотворной иконы Казанской Божией Матери из часовни, принадлежащей Вышневолоцкому Казанскому собору в домовую церковь женской Казанской общины. 1874 – 1876 гг., Л. 15 об – 16.

29.          Г.К. Смирнов, указ. соч., С. 463. В источнике у Г.К. Смирнова первый храм назван Боголюбским, но документы из архива Казанского монастыря свидетельствуют о том, что первый домовый храм 1871-73 гг. был в честь Казанской иконы Богоматери.

30.          ГАТО, Ф. 160, Оп. 6, Д. 238. О домогательстве некоторых крестьян Вышневолоцкого уезда, изъясненном ими в приговорах на перенесение чудотворной иконы Казанской Божией Матери из часовни, принадлежащей Вышневолоцкому Казанскому собору в домовую церковь женской Казанской общины. 1874 – 1876 гг., Л. 1.

31.          Там же, Л. 3.

32.          Там же, ЛЛ. 37-38.

33.          Там же, Л. 51.

34.          Там же, ЛЛ. 67-68.

35.          Там же, ЛЛ. 74-82.

36.          Там же, Л. 83.

37.          Там же, ЛЛ. 88-89.

38.          Там же, ЛЛ. 99-99 об.

39.          Там же, Л. 104.

40.          Там же, ЛЛ. 108-112.

41.          Там же, ЛЛ. 113-125.

42.          Там же, Л. 129.

43.          Там же, Л. 158.

44.          Там же, Л. 159.

45.          Там же, Л. 186.

46.          Там же, Л. 249.

47.          Там же, Л. 252.

48.          Там же, Л. 253.

49.          Тюменев И.Н. Поездка в Вышний Волочёк. Ж. «Всемирная иллюстрация», № 1328.

50.          Сказания о Казанской женской общежительной обители близ города Вышняго Волочка Тверской епархии, Тверь, 1890. - С. 80.

51.          Там же, С. 173.

52.          Там же, С. 168-169.

53.          Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник, Тверь, 1901 г. С. 623-624.

54.          Свящ. Арсений Покровский, указ. соч., С. 26.

55.          Там же, С. 27-28.

56.          Там же, С. 25.

57.          Смирнов Г.К., указ. соч., С. 168.

58.          Свящ. Арсений Покровский, указ. соч., С. 28-29.

59.          Вышневолоцкий городской архив, Ф. 86. Оп. 1. Д. 167, «Переписка с организациями и предприятиями, 1931 г.», Л. 8. «Административное отделение Вышневолоцкого РИКа. 30 июля 1931 г. Разрешение. Настоящее выдано В.Волоцким РУМ-ом религиозному объединению при Богоявленском соборе на право хождения с иконой Казанской Божьей Матери в дома верующих по приглашению с 14/8 – 31 г. Единая госпошлина в сумме 3 рублей уплочена, что подписями и приложением печати удостоверяется. Начальник В.Волоцкого РУМ и УР /Сафонов/ Делопроизводитель /Широкова/».

60.          Там же, Л. 60. Л. 5. На угловом штампе: Церковный совет Вышневолоцкого Богоявленского собора.  2 Августа 1932 г. В РУМ. Согласно желания верующих и по примеру прежних лет Церковный Совет просит разрешить причту Собора ходить с иконою Казанской Б.М. в дома верующих по их приглашению с 15го сего августа. Ответственными лицами назначаются: 1) Флеров Николай Александрович, пр. Советов № 39. 2) Кобаров Александр Алексеевич, ул. К. Маркса  № 24. Член Совета /подпись неразборчиво/.

61.          Вышневолоцкий городской архив, Ф. 86, Оп. 1, Д. 864, «Документы по закрытию Богоявленской и Пятницкой церквей, 1941 г.», Л. 10.

62.          ГАТО, Ф. Р – 2723, Оп. 2, Д. 38 «Регистрационное дело религиозного общества Богоявленского собора в г. Вышний Волочёк. Начато 2 марта 1945 г., окончено 20 ноября 1966 г», Л. 159.

63.          Вышневолоцкий городской архив, Ф. 86, Оп. 1, Д. 864, «Документы по закрытию Богоявленской и Пятницкой церквей, 1941 г.», Л. 14.


Назад к списку