Георгия Победоносца и великомученицы Варвары села Матвеево - Денис Ивлев, Сергей Андреев. В делах Адмиралтейств коллегии...
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Денис Ивлев, Сергей Андреев. В делах Адмиралтейств коллегии...

Толпыгин. Пётр I на верфи

Денис Ивлев, историк.

Сергей Андреев, краевед.

В делах Адмиралтейств коллегии...

Мстинский и Моложский водные пути и Вышневолоцкая водная система в документах РГАДА.

Документы по истории Вышневолоцкой водной системы и Мстинского и Моложского водного путей разбросаны по разным архивам нашей страны. Но, пожалуй, самая большая коллекция документов находится в Российском государственном архиве древних актов (далее – РГАДА). И среди нескольких тысяч архивных страниц есть документы и по ранней истории строительства водной системы и улучшению судоходства по рекам Мстинского бассейна.

Период, который нам интересен составляет десять лет, с 1709 по 1719 гг. Это период от официального завершения работ на Тверецком канале голландцев и до передачи «на откуп» Вышневолоцкой водной системы Михаилу Ивановичу Сердюкову. Обычно этот период не вызывает интереса у исследователей, и, как следствие, слабо освещён в публикациях.

В данной работе мы лишь коснёмся основных вех и событий этого период, не раскрывая полностью суть происходящего, т.к. это потребует нескольких отдельных публикаций.

«Прошли ли корабли пороги у Вышнего Волочка».

О том, что происходило в момент завершения строительства первого канала Вышневолоцкой водной системы в Вышнем Волочке становится ясно из документов Кабинета Петра Великого, хранящихся в РГАДА.

Стоит отметить, что Вышневолоцкий канал – не первая попытка соединить реки и озёра на водных путях «перекопями». Но стоит отметить, что попытка голландцев всё же оказалась удачнее других. Хотя ожиданий от Мстинского водного пути у Петра I было куда больше. Это не только перевозка важных грузов с Волги и с Урала на Север России, но и переброска целых корабельных флотилий.

«Апреля 17» 1709 г. капитану-лейтенанту Маврину был послан указ, что бы известил «прошли ли корабли пороги у Вышнего Волочка» и дал бы работников для проводки кораблей. Кроме этого Маврин должен был дать ведомость о наличии провианта на Вышнем Волочке и сообщить есть ли на тот провиант суда1.

27 апреля ландрихтеру Римскому-Корсакову дан указ, что б порох из Новгородского гарнизона на судах, идущих с Вышнего Волочка до Ладоги, переправили в Шлиссельбург2.

29 мая дан указ полковнику и коменданту князю М.П. Гагарину о проводке кораблей, зимовавших у Вышнего Волочка и из-за малой воды не могущих пройти Боровичских порогов у устья реки Увери3.

В этот же день дан указ полковнику Маврину, что б приезжал в Санкт-Петербург с офицерами и лоцманами, бывшими на кораблях у Вышнего Волочка4.

12 июля полковник Маврин получает ещё один указ ехать в Ярославль и разведать, где стоят струги с лесом из Казани, взять их под свою команду и вести ко Мсте и озеру Мстино, стараться доставить эти струги осенью в Санкт-Петербург5.

В сентябре всё тот же полковник Маврин получает указ о сплаве по Тверце дубового леса6.

Еще одно имя мастера – строителя Вышневолоцкой системы мы находим за 1714 г. Для «блокового дела»  на Вышний Волочёк был послан Тихон Лукин. В связи с этими дан указ от 9 декабря комендантам новгородскому, новоторжскому, тверскому и прочим управителям, которые будут на Вышнем Волочке, что бы чинили всякое вспоможение мастеру Лукину7.

Эверс. РисунокСтройка, как это последует из дальнейших указов Петра Великого, развернулась на Вышнем Волочке весьма серьёзная. На Волочке стали строить эверсы. О серьёзности говорит не только само «эверсово дело», но и вмешательство и пристальное внимание лично Великого саможержца.

Стоит отметить, что эверсы – это грузовые одномачтовые суда с парусным вооружением тендера, имевшие низкие борта, наклонный форштевень и транцевую корму и швецы. В палубе с большой седловатостью оборудован люк средних размеров, а под ней в носу и корме жилые помещения. Ещё в древние  времена эверсы использовались германскими племенами для ловли рыбы, а в XVIII в. они применялись русскими экспедициями на Дальний Восток. Послужили прототипом для волжских романовок. Длина судна составляла около 15 метров, ширина около 6,5 метров, осадка 0,6 метра.

18 декабря 1717 г. дворянин Хвостов получает указ Петра Великого «о строении различных судов»8. В декабре же князю Меньшикову с Вышнего Волочка следует доклад «о ходе постройки эверсов по модели Ф. Скляева»9.

В 1718 г. «эверсово дело» так же всплывает среди указов Петра Великого – 21 января капитану Хвостову велено, что бы послал с Вышнего Волочка от эверсова дела одного подмастерья из «баншевских или толбухинских» солдат в деревню капитан-поручика Василия Корчмина для делания там эверса10.

18 ноября 1718 г. подпоручику от гвардии Румянцеву велено ехать на Ладогу, а оттуда по рекам Волхову и Мсте до Вышнего Волочка и по рекам впадающим в эти реки и объявлять, что бы не строили больше старомерных судов, ибо много их гибнет на Ладоге – в прошлое лето до 1000 судов, а строили бы шхуны и эверсы, для чего и посылается мастер11.

Итальянцы на Вышневолоцкой водной системе.

В исследованиях посвященных  истории Вышневолоцкой водной системы упоминаются итальянские мастера, которым было поручено провести работы по обустройству новой системы. Но обычно описание их деятельности ограничивается только упоминанием о неудачной попытке привести в порядок водную систему и их работах на Ладожском канале. В фондах РГАДА сохранились любопытные документы периода 1715-1717 гг., связанные с именем Антонио Жиролямо Вестри и его соратников и их работах под Вышним Волочком и на Боровичских порогах.

В фонде Канцелярии Сената в делах по Канцелярии Боровичских порогов судовых делесть документы, касающиеся изучения в 1712 г. местности вокруг Боровичских порогов генералом Корчминым12, а так же описание работ по Вышневолоцкой водной системе, которые датируются 1715 г.13

Доменико ТрезиниВсвязи с этими работами, 4 января 1715 г. с флорентийским инженер-механиком Антонио Жиролямо Вестри был заключен контракт на работу в России под руководством главного инженера Д. Алимари. В деле хранится перевод, подписанный Антонио Вестри.14

5 июня 1715 г. датирована копия указа Петра Великого подпоручику Румянцеву о наблюдении за работой инженер-механика Дорофея Алимари и других «шлюзных мастеров», посланных для изучения состояния водных коммуникаций Вышневолоцкой системы.15

За 1716 г. к делу приложены документы, созданные в результате изучения состояния старых коммуникаций и проектировании новых на реках Мологе и Волге до Мсты16.

Согласно договору, итальянский инженер-полковник Антонио Жиролямо Вестри должен работать над усовершенствованием водного пути. В результате, он  предложил проект расчистки Боровичских порогов. Он же руководил и самой расчисткой: заготовкой леса и прочих материалов, инструментов и оборудования для земляных работ. Среди документов встречаются наряды из Рижской и Московской губерний, на командировку на работы солдат, перевозчиков, канцелярских служащих и помощников Антонио Вестри, финансировании работ16.

Но работы производились некачественно, что отметили в своих рапортах наблюдавшие за спуском судов солдаты Преображенского полка Иван и Семён Барановы. Освидетельствовать судоходность Боровичских порогов прибыли итальянец инженер Антонио Амари и гвардии майор Василий Корчмин с механиком Яковом Гаспари. Их отчёты так же приложены к делу.16

Карло РастреллиОсобый интерес представляет собой описание чертежа проекта соединения реки Молога с Невой через реки Мсту и Волхов, составленный в 1716 г. Перевод с итальянского языка приложен к тем же документам.17 Сам чертёж находится на особом хранении.18

К этим к документам приложена опись водного пути от Рыбной слободы на Волге через Мологу, Мсту, Волхов, Неву до Санкт-Петербурга с указанием расстояния по рекам и длины проектируемых каналов. Опись датируется не позднее 20 августа 1716 г.19

За 1716 г. к делу приложено письмо Петра I Сенату, которое содержит информацию о получении челобитной механика Антонио Жиролямо Вестри о выполненной им работе по проектированию новых коммуникаций в Вышневолоцкой водной системе. Антонио Вестри просит так же Петра Великого об отпуске для лечения на родину, а так же содержит запрос о работе сына умершего инженер-механика Д. Алимари. Письмо датируется 18 декабря 1716 г.20

«Дело по доношению Антонио Жиролямо Вестри об отпуске на родину для лечения, выдаче жалованья ему и адьютантам сыну Жулио Вестри и Якову Гаспари» содержит любопытные подробности о передаче работ по строительству каналов итальянскому инженеру Антонио Алимари и архитекторам Карло Бартоломео Растрелли и Доменико Трезини. Период описываемый в документах -  август 1716 г. – февраль 1717 г.21

Вместе с великими архитекторами того времени на работы прибывает и другой знатный иностранец генерал-лейтенант де-Кулон. В 1716-1717 гг. он изучает местность и даёт заключение о строительстве канала вокруг Боровицких порогов22.

Шарль Огюстен де Кулон – франузский и русский генерал-лейтенант, начальник Санкт-Петербургской инженерной роты (1719-1722) и генерал-директор инженерных войск (1726-1727). Инженерное образование получил в Европе. После 1711 г. он приглашается для исправления в Вышнем Волочке канала между Тверой и Цной. В 1717 г. он так же оценивал Вышневолоцкий канал по приказу А.Д. Меньшикова.

Шарль де КулонЗа 1717 г. в документах Сената хранится письмо Петра Великого относительно канала Тосна-Уверь и использовании на его строительстве войск, выведенных из пределов Польши. В этом же письме Пётр сообщает о начале строительства и о поручении руководства работой петербургскому губернатору А.Д. Меньшикову. Письмо датировано 8 февраля 1717 г. 23

Одним из видимых резутатов перепоручения работ Меньшикову стала «Опись документов по обследованию коммуникаций Вышневолоцкой водной системы, представленных петербургскому губернатору Александру Даниловичу Меньшикову», датированная 12 марта 1717 г.24

18 июля Антонио Жиролямо Вестри к своему доношению в Сенат прикрепляет описание «дисень», каналов и прочих водных сооружений у порога Жадин.23 Выписки из описания «дисень», указанных на чертеже сооружений на Боровицких порогах Жадин и Выпь, мы так же находим в этом же деле. Приложены сами выписки на итальянском языке, переводы и копии переводов.

В том же 1717 г. Антонио Вестри просит прислать к нему на реку Мсту механиков Ивана Росси – отца знаменитого в будущем Карла Ивановича Росси и Петра Желби (Желбия), а так же просит направить к нему плотников с Казанских кожевенных заводов. 16 мая 1717 г. Канцелярия городовых дел сообщила об отсутствии возможностей выполнить просьбу.25

В документах этого периода сохранилось несколько имён подрядчиков на строительстве Мстинского водного пути. В документах за февраль – июль 1717 г. всплывает имя петербургского купца Семена Крюкова в деле о поставке оборудования для земляных работ: канатов, верёвок и «припасов к механическому делу» на Боровицкие пороги «по росписи инженер-механика Антонио Вестри».26

За июль  1717 г. к делу приложено еще несколько документов «Дела об отпуске денег в Оружейную канцелярию на жалование мастерам Петербургского оружейного двора Василию Матвееву с товарищами». Деньги отпускались за изготовление орудий для земляных и прочих работ на Боровицких порогах и за израсходованное железо27.

Александр МеншиковВместе с тем, в августе 1718 г. в документах снова всплывает имя майора Василия Корчмина в «Деле о направлении на реку Мста голландского мастера слюзного дела Питера Гесселя». Вместе с Гесселем едет на Мсту русский механик Туволкин для осмотра вместе с Корчминым коммуникаций. Основная цель поездки – сооружение шлюзов и каналов. Тут же поднят вопрос и о жаловании им.28

В приложении к делу контракт, заключенный с голландским мастером шлюзного дела Питером ван Гесселем на работу в России от 31 марта 1718 г. (копия с перевода).29

Не задолго до этого, 21 января 1718 г., Пётр велел князю Меньшикову, что бы снёсся с отправленным к нему вице-губернатором Смоленским князем Гагариным о том, кому он сдал рабочие инструменты и материалы по постройке вышневолоцких шлюзов, а так же узнал у него «для чего не на удобном месте слюзы сделал».30

В 1719 г. содержателем Вышневолоцких шлюзов и каналов станет «новгородский купецкий человек» Михаил Иванович Сердюков.31

Незадолго до этого, 18 февраля 1717 г. Михаил Сердюков получил в откуп таможенные, кабацкие и канцелярские сборы в Вышнем Волочке, на волоке Дершковом, селах Боровичи и Ясеновичи и в Удомельском погосте Новгородского уезда.32А его компаньон и будущий родственник Никита Демидов в 1718 г. получил «из найму» казенные дворы в Нижнем Новгороде, Ярославле и в Вышнем Волочке для хранения металла во время доставки его уральских Невьянских заводов для Адмиралтейской коллегии.33

Михаил Сердюков сможет быстро исправить ситуацию в Вышнем Волочке и в течении короткого срока сможет запустить Тверецкий канал. А вот легли ли в основу его работы наработки его предшественников покажет тщательное изучение документов Российского государственного архива древних актов.

Судоверфь в Вышнем Волочке.

Документы, касающиеся строительства эверсов в Вышнем Волочке нашли своё продолжение в отдельной книге за 1719 г. В ней собрано несколько дел, касающихся, в частности, Вышнего Волочка.

Так, 9 апреля 1719 г. Сенат указал разрешить провоз хлеба и прочих припасов на волжских судах старого и нового образца. Одновременно было запрещено строить суда «старого образца» на Вышнем Волочке.34 Отныне разрешалось строить лишь по новым образцам эверсы. И на вышнем Волочке началось их активное строительство.

РомановкаПётр Великий в 1719 г. осмотрел построенные на Волге романовки, прототипом которых служили эверсы. Романовки строились в Ярославском и Романовском уезде. Следствием этого стал указ «корабельному подмастерью» Алексею Сурмину об организации на Волге строительства судов по новому образцу специально обученными плотниками. Указ Петра датирован 9 июня 1719 г.35

Этот факт не мог обойти и Вышнего Волочка. «Ехавший по Волге» с запрещением строительства судов старого образца подпоручик Румянцев 18 ноября 1719 г. получил указ Петра Великого строить на вышнем Волочке эверсы по новым образцам, а так же заниматься переоснащением в Ладоге эверсов и шкутов старого образца и отпуске их с грузом до Санкт-Петербурга. Указ снова говорит о строгом запрете строительства судов старого образца на Мсте с притоками и Волхове.36

В этих же бумагах упоминается ещё один корабельный подмастерье Филипп Пальчиков.

Вопрос о месте судоверфи в вышнем Волочке остаётся открытым. Но на этот счёт есть любопытное предположение – это современный парк Текстильщиков на Островах напротив центра Вышнего Волочка. Интересен тот факт, что остров под прямым углом прорезает очевидный рукотворный канал, который предположительно строился «для зимовки судов». Возможно, именно это место удобное для сплава готовых судов и было предназначено для их строительства. Но архивные поиски продолжаются.

Мы знаем Острова как место расположения мельницы М.И. Сердюкова в западной их части, а так же как место лесных складов. Канал, прорезающий остров, скорее всего прокопанный уже М.И. Сердюковым, служил не только для доставки леса, но и для зимовки судов.

Действительно, уже в 1719 г. упоминается в документах подрядчик Яков Корсаков, занимавшийся сплавом корабельного леса из Казанской губернии  до Петербурга. Целая подшивка документов рассказывает о найме работных людей и обеспечении их продовольствием, розыске беглых людей, охране судов в период зимовки в Вышнем Волочке и Новгороде, а так же отпуске денег на доставку леса от Новой Ладоги до Санкт-Петербурга.37

Особым указом от 2 ноября 1719 г. Пётр Великий повелевал предписать руководству всех поволжских городов закупить хлеб для команды Якова Корсакова и оказать ему содействие в доставке корабельного леса до назначенных мест зимовки.38

Зимой 1719-1720 и 1720-1721 гг. сплавщики леса и корабельный лес зимовали в Вышнем Волочке. В мае 1721 г. Пётр повелел Сенату отпустить деньги Якову Корсакову на доставку леса от Новой Ладоги до Петербурга.

Таким образом, Вышний Волочёк превращался не только в центр водной системы, которая регулировала ток воды в судоходных реках у Макушки Валдая, но и в центр зимовки караванов судов, леса, а так же в центр строительства речных судов. Именно в эти годы закладывалась основа для последующей титанической деятельности Михаила Сердюкова.

Источники:

  1. РГАДА, Кабинет Петра I, Ф. 9, Оп. 1, Кн. 4. Л. 124
  2. Там же, Л. 125 об.
  3. Там же, Л. 140 об.
  4. Там же, Л. 141.
  5. Там же, Л. 157 об.
  6. Там же, Л. 187.
  7. РГАДА, Кабинет Петра I, Ф. 9, Оп. 1, кн. 5, Л. 95.
  8. РГАДА, Кабинет Петра I, Ф. 9, Оп. 1, кн. 11, Л. 151-152.
  9. Там же, Л. 152.
  10. Там же, Л. 167.
  11. Там же, Л. 243 об.
  12. РГАДА, Канцелярия сената, Ф. 248, Оп. 10, кн. 600, Л. 242.
  13. Там же, ЛЛ. 65-68.
  14. РГАДА, Канцелярия Сената, Ф. 248, Оп. 10, кн. 596, ЛЛ. 65-68.
  15. Там же, Л. 117.
  16. Там же, ЛЛ. 1-412.
  17. Там же, ЛЛ. 20-20 об, 22 а.
  18. Там же, Л. 19.
  19. Там же, ЛЛ. 21-22.
  20. Там же, ЛЛ. 101-101 об.
  21. Там же, ЛЛ. 23-48.
  22. РГАДА, Канцелярия Сената, Ф. 248, Оп. 10, Кн. 600, Д. 1. ЛЛ. 269-270.
  23. РГАДА, Канцелярия Сената, Ф. 248, Оп. 10, Кн. 596, 114-114 об.
  24. Там же, ЛЛ. 1-5 об.
  25. Там же, Л. 171.
  26. Там же, ЛЛ. 79-90, 125-128 об., 160-162, 224-230.
  27. Там же, ЛЛ. 246-250.
  28. Там же, ЛЛ. 402-412.
  29. Там же, ЛЛ. 403-405.
  30. РГАДА, Ф. 9, Оп. 1, кн. 11, Л. 160.
  31. РГАДА, Канцелярия Сената, Ф. 248, Оп. 15, Кн. 810, ЛЛ. 18-19.
  32. Там же, ЛЛ, 12-14.
  33. РГАДА, Канцелярия Сената, Ф. 248, Оп. 9, кн. 522, ЛЛ, 259-260 об.
  34. РГАДА, Канцелярия Сената, Ф. 248, Оп. 10, кн. 535, ЛЛ, 138а-144, 229-235.
  35. Там же, ЛЛ. 184-184 об.
  36. Там же, ЛЛ. 186-187.
  37. Там же, ЛЛ. 411-427, 443-460, 479-496.
  38. Там же, ЛЛ. 411-411 об.

Назад к списку