Георгия Победоносца и великомученицы Варвары села Матвеево - Денис Ивлев. Вышний Волочёк. Пётр Великий в Вышнем Волочке. Первые посещения
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Денис Ивлев. Вышний Волочёк. Пётр Великий в Вышнем Волочке. Первые посещения

 

 

Пётр Великий в Вышнем Волочке

 

«Все новое – это хорошо забытое 

Пётр I. Валентин Серов

старое», - говорит народная мудрость. В исторической работе это действительно так. Так, например, в Российской государственной библиотеке удалось найти фотографию портрета М.И. Сердюкова, сделанную на рубеже XIX-XX вв. И это портрет, который нам известен ныне, как подлинный портрет Сердюкова. При чём, считалось в советское время, что Сердюков выглядел совершенно иначе и музее экспонировался портрет неизвестного старца с циркулем в руках. А ведь о подлинном облике Сердюкова, получается, знали и до революции и даже делали фотографии портрета. Это же касается и других эпизодов в истории Вышневолоцкого водного пути.

Сколько раз великий царь-реформатор был в Вышнем Волочке? Думаю, этот вопрос интересен для любого жителя и гостя города на древнем волоке. Ведь имя Петра I для Вышнего Волочка далеко не пустой звук. Именно он кардинально изменил судьбу Вышнего Волочка в начале XVIII столетия и превратил Никольский погост на Вышнем Волочке с торговым рядком и ямской слободой в центр Вышневолокой водной системы.

М.И. Сердюков. Фотография портрета, сделанная в конце XIX - нач. XX в. РГБДля начала стоит сказать о том, что о Петре говорили и вспоминали жители Вышнего Волочка всегда. Чего стоят только предания о том, что царь прошёл по месту будущего Гагаринского (он же Тверецкий) канала и самолично указал где его копать, или о том, что он гостил в усадьбе у Михаила Сердюкова, или о том, что берегом реки Цны, вдоль озера Мстино и Мсты он шёл на Великий Новгород изучая особенности водного пути. Все эти предания – отголоски, сохранившиеся в памяти народной до наших дней от тех событий рубежа XVII-XVIII веков, когда государь неоднократно наведывался в Вышний Волочёк, то останавливаясь тут на постой, то минуя его и отправляясь дальше в Новгород, Москву или к Санкт-Петербургу.

Попытаемся и мы собрать воедино сведения о посещениях Вышнего Волочка Петром I на рубеже XVII-XVIII столетий, что бы попробовать ответить на, пожалуй, самый важный вопрос в истории Вышнего Волочка: когда было принято решение о строительстве Вышневолоцкой водной системы? Конечно, знатоки истории города усмехнутся и скажут: чего ж тут неизвестного – 12 января 1703 г. Пётр подписал указ о начале перекопных работ в Вышнем Волочке. Но на это есть одно возражение: никто не видел текста этого указа. О чём писал Пётр? Кому он дал этот указ и когда? О каких перекопных работах он писал?

Пожалуй, одно из самых ранних упоминаний об этом указе относится к сведениям, изложенным в «Судоходном дорожнике» - официальном журнале Министерсства путей сообщения[1]. Но текста указа не приведено. При этом известные историки прошлого, а так же сборники изданных писем и документов эпохи Петра Великого об этом факте молчат. Между тем, в архивах посольского приказа есть один любопытный документ.

Упоминания "шлюзного дела" на Вышнем Волочке в 1702 г.Начинается он так: «1702 года августа в 5-е Великий Государь царь и великий князь Петр Алексеевич всея великия и малыя и белыя России самодржец указал выышеписанным иноземцом слюзного дела мастером, которые присланы из Галанской земли к городу Архангельскому… половину пять человек к Москве з женами их и з детьми…, а другую половину пять человек впустить не занимая Москвы к слюзному делу, которое ныне строитца по Новгороцкой дороге к Вышнему Волочку придав им толмачей и провожатых»[2].

Итак, исходя из этого документа, датированного 5 августа 1702 г. «слюзное дело» при Вышнем Волочке уже «ныне строитца». А это означает одно – история водной системы началась раньше, чем принято считать. А так как голландцев наняли для службы в России 29 апреля 1702 г.[3], то очевидно, что сами работы на Вышнем Волочке были спроектированы ещё в конце 1701 г. Это подтверждает и тот факт, что ни один из нанятых мастеров не обладал инженерными познаниями. «Принял ниже помянутых плотников, каменщиков и каменносечцов и кирпичников»[4], - записано в договоре, составленном в Амстердаме с пояснением профессии каждого голландского мастера.

Договор с голландскими мастерами, 1702 г. По свидетельству английского инженера Джона Перри – одного из деятельных участников гидротехнических работ, инициированных Петром Великим, царь прекрасно осознавал важность проектных работ, привлекал видных иностранных специалистов, посылал учиться своих подчинённых за границей и пользовался их услугами и советами. Поэтому и на Вышнем Волочке при подготовке «перекопных работ» изначально должен был быть составлен и утвержден царем проект нового канала.

Остаётся открытым вопрос: кто и при каких обстоятельствах составил первый проект канала в Вышнем Волочке. Пётр в это время вовсю пользуется услугами всё того же Джона Перри – английского инженер-капитана, которого Пётр привёз из своего заграничного путешествия и поручил соединение Волги и Дона. Уж не он ли составил проект и соединения Тверцы и Цны посредством канала в Вышнем Волочке?

Но вернёмся к посещениям Петра Великого селения на древнем волоке. В фондах Российского государственного архива древних актов хранятся несколько списков журналов путешествий Петра Великого. Есть среди них и оригинал с личной правкой Петра Великого. Не смотря на то, что журналы были изданы ещё до революции, всё же увидеть и прочитать подлинник всё же куда интереснее.

Первое известное нам посещение Петра Великого Вышнего Волочка датируется 1697 г. «Юрнал 205 году» начинается с отъезда «с Москвы марта в 9 числа» Петра вместе с генералом Лефортом и «с обозом». Ехали через Тверь и Торжок и «в 14 день поутру приехали на Вышней Волочёк, стояли во весь день и с вечера пошли в путь»[5].  Подробностей о том, что делал Пётр 14 марта 1697 г. в Вышнем Волочке мы не знаем. Осматривал ли он селение и реки, текущие в Вышнем Волочке, или ещё что-либо делал, доподлинно неизвестно. Но учитывая, что годом ранее он много времени посвятил вопросам Волго-Донского соединения не трудно догадаться, что этот день Пётр мог посвятить изучению расположения рек в Вышнем Волочке. Путь через Вышний Волочёк был известен давно и для Петра не было секретом то, что в Вышнем Волочке весьма удобное место для соединения Тверцы и Цны там, где проходил исстари волок.

Первое посещение Петра Великого Вышнего Волочка в 1697 г. «В полуночь проехали в село Коломну, да село Хотилово, да деревню Березову, да деревню Куженкино»5, - продолжает составитель Юрнала. В Новгород приехали уже 19 марта, т.е. фактически с остановками Пётр двигался до Новгорода из Москвы 10 дней. Это весьма важный факт, для понимания сроков передвижения царя по Новгородской дороге.  

Следующее посещение Петра Вышнего Волочка датируется 1700 годом. В сентябре Пётр успел побывать в Воронеже, затем двинуться к Москве, а оттуда поехал в сторону Великого Новгорода.

«В 28 день поутру приехали в город Торжок, здесь переменя лошадей поехали… в ночи приехали на Вышней Волочёк и переменя лошадей поехали»[6]. Началась война со Швецией и Пётр торопился к театру военных действий. В Волочке не задержался.

В 1701 г. Пётр дважды проезжает через Вышний Волочёк. Журналы умалчивают подробности пути, но упоминают, что 4 июля Пётр отправляется в Новгород[7], где пробыл до конца сентября. В письмах Петра Великого можно найти письмо датированное 17 сентября 1701 г. Пётр пишет о работах на Воронеже и переделке «голланских кораблей» «из Новагорода»[8], а 21 сентября «из Шлютебурга»[9]. Следовательно Вышний Волочёк он проезжал между 21 сентября и 1 октября 1701 г. «Октября против 1 числа прибыл из Новгорода к Москве»[10], уточняет журнал 1701 г.

Посещение Петра Великого Вышнего Волочка в 1700 г. Эта деталь для нас весьма важна, что бы предположить, кто и когда мог спроектировать канал на Вышнем Волочке. Во-первых немаловажным мы считаем тот факт, что проектные работы в таких случаях Пётр контролировал сам и уделял этому весьма большое внимание. Так, в 1782 г. действительный статский советник Деденев, составляя «Описание Вышневолоцких каналов и шлюзов и резервуаров» пишет о подготовительных работах: «Государь император Пётр Великий, когда изволил принять намерение соединить полуденные воды с северными, то есть моря Каспийское с Балтийским и зделать между ними водяной ход, тогда же в разных местах приказал на хребтах гор, разделяющих течение их в разные стороны осмотры зделать изыскать удобные с довольными водами места и их описать, и по довольном оных рассмотрении избрал место на самом возвышенном в хребте Валдайских гор у Вышнего Волочка, откуда река Тверца своё течение имеет на полдень Волгу…»[11].

Кого же из инженеров Пётр мог взять для выполнения этой задачи. В тот момент особым расположением Петра пользовался английский капитан Джон Перри. В 1701 г. он выполнял работы по соединению Волги и Дона. И вот «2 сентября 1701 г. я получил приказание оставить письменный наказ одному из моих помощников по моему выбору…, а самому с прочими моими помощниками и мастерами отправиться в Москву»[12]. Что делал Перри в Москве и почему такая срочность была явиться ему в Москву со всей его командой, он не уточняет. Но интересен тот факт, что пробыл Перри в Москве до начала 1702 г. и «в начале 1702 г., я был отправлен в Воронеж для исполнения на реке того же имени особого рода работ»12. Возможно, совпадение дат вызова Перри в Москву и проезда Петра Великого через Вышний Волочёк в конце сентября 1701 г. не случайны. Перри мог консультировать Петра по строительству Вышневолоцкого соединения и даже сам мог быть в Вышнем Волочке вместе с Петром. Времени для этого у него было достаточно… 

В апреле 1702 г. царь отправляется «на Вологду»[13]. В ноябре Пётр «в 14 день пришли в Нов Город, в 17 день отсель пошли»[14]. «Декабря в 4 день то есть в пяток пришли к Москве»14. Снова Пётр проходит через Вышний Волочёк. Учитывая время потраченное в пути, царь возможно задержался в Вышнем Волочке, куда уже в августе-сентябре прибыли пять мастеров во главе с Адрианом Гоутером.

План Вышнего Волочка Деденева с упоминанием осмотра Петром водных соедниненийТо, что Пётр живо интересовался работами на Вышнем Волочке доказывают воспоминания Михаила Ивановича Сердюкова, записанные Яковом Штейлином. В Российской государственной библиотеке хранится перевод труда Штелина под названием «Достопамятные случаи Императора Петра Великаго». Это рукопись перевода, сделанная Андреем Нартовым в 1785 г. Среди воспоминаний и свидетельств различных сановников и государственных деятелей эпохи Петра Великого, есть и свидетельство «издателя Михайло Ивановича Сердюкова» под названием «милосердное мнение в легких плотских согрешениях». Это «мнение» описывает одну «из частых поездок в Москву с малым числом людей» Петра I.

Сердюков свидетельствует: «В одно воскресение в Вышнем Волочке Новгородской губернии остановился и несколько часов препроводил в разсмотрении местоположения тогда частию начатых, частию же вновь заводимых водяных друг с другим сообщений каналов  шлюзов»[15]. Свидетельство Сердюкова подтверждает интерес Петра к вышневолоцкой коммуникации и позволяет нам с уверенностью говорить о том, что и в конце 1702 г. Пётр не мог не осматривать начавшиеся «перекопные работы в Вышнем Волочке».  Итогом этого посещения стал тот самый указ 1703 г. Вопрос в какой форме царь дал этот указ, ведь любое, даже устное повеление царя рассматривалось согласно традиции того времени, как указ государя. Возможно, мы и не найдём письменного текста указа 12 января 1703 г., а всего лишь упоминание в переписке по шлюзным работам в Вышнем Волочке или же в письмах князя Матвея Петровича Гагарина.

Строительство водной системыВ январе 1703 г. Пётр находился в Москве. Только 1 февраля 1703 г. Пётр из Москвы «пошел на Воронеж»14. Находясь в пути на Воронеже, 11 февраля, Пётр указал на тульском оружейном заводе изготовить инструменты для работ на Вышнем Волочке[16]. Указание это, очевидно, получил князь Матвей Гагарин, которому поручено было одновременно руководить и воронежскими работами.   

15 марта «капитан пошел с Москвы в Шлюсельбурх»14, т.е. снова минует Вышний Волочёк. Но в Волочке не задерживается, т.к. уже 19 марта он «приехал в Шлюсельбурх»[17]. В это время на военном театре стремительно разворачиваются события – 1 мая Пётр отдаёт приказ взять крепость Канцы, - она же шведский Ниеншанц стоявшую на реке Неве. И «в 1 поутру рано город сдали, в 2 то есть в деле был благодарственный молебен и веселились по три дни»[18].

Далее последует основание Санкт-Петербруга – тогда ещё крепости Санкт Питер бурх, в истории которого Вышневолоцкий водный путь и работы на Вышнем Волочке голландских мастеров в 1702-1708 гг. сыграют немаловажную роль.

Не смотря на то, что умы исследователей истории Петра Великого вопросы истории водных путей занимают одно из ведущих мест уже не первое столетие, всё же история Вышневолоцкого Волго-Мстинского пути до сих пор полностью не описана. Однако, важную роль в изучении истории водной системы, выявлении новых имён инженеров и мастеровых людей и определении роли каждого из них в истории становления и развития Вышневолоцкого водного пути, как первой удачной судоходной системы в России, играет то, что архивы открывают доступ всё к новым и новым документам для исследователей. И снова и снова манят старинные фолианты раскрыть страницы истории деяний Петра Великого, вслед за ним пройти берегами рек и каналов, понять его планы и мысли и найти его сподвижников, что смогли реализовать его планы.

 

 

[1] «В 1703 году Генваря 12 дня Петр Великий повелел строить в Вышнем Волочке канал, ныне известный под именем Тверецкаго». Судоходный дорожник Европейской России издаваемый главным управлением путей сообщения и публичных зданий. Часть II. Отдел 1. СПб, 1855. – С. 25.

[2] РГАДА, Ф. 150, 1702 г., Оп. 1, Д. 30, Л. 4. «1702 июль. Приезд в Москву из Голландеи в российскую службу 10 человек слюзнаго дела мастеров Адриана Диркса Гаутера с сыном и товарищи и о определении им кормовых и жалованных денег».  

[3] Там же, ЛЛ. 1-2.

[4] Там же, Л. 1.

[5] РГАДА, Ф. 9, Отд. 1, Д. 25, Л. 55. Журнал путешествий Петра Великого.

[6] Там же, Л. 78 об.

[7] Там же, Л. 88 об.

[8] РГБ, Ф. 178, Письма Петра Великого, Л. 8 об.

[9] Там же, Л. 9.

[10] РГАДА, Ф. 9, Отд. 1, Д. 25, Л. 88 об.

[11] РГВИА ВУА, Д. 24486, Л. 2.

[12] Перри Джон. Состояние России при нынешнем царе сочинения капитана Джона Перри. Лондон, 1716. Перевод с английского княжны Ольги Михайловны Дондуковой-Корсаковой. Чтения в Императорском обществе истории и древностей Российских при Московском университете, Книга первая, Январь-Март. Москва, 1871. Часть IV Материалы иностранные. - С. 24

[13] РГАДА, Ф. 9, Отд. 1, Д. 25, Л. 89.

[14] Там же, Л. 90.

[15] РГБ, Ф. 68, Д. 325, Л. 210 об.

[16] Судоходный дорожник Европейской России, издаваемый главным управлением Путей сообщения и публичных зданий, Ч. II, Отдел 1, СПб. 1855 г. – С. 25.

[17] РГАДА, Ф. 9, Отд. 1, Д. 25, Л. 90 об.

[18] Там же, Л. 91.


Назад к списку