Денис Ивлев. Вышний Волочёк. 1810-1814 гг. Богоявленский собор. Губернский архитектор А.А. Трофимов и его роль в истории Богоявленского собора Вышнего Волочка
«Тёплый храм по плану с фасадом Губернским Архитектором учинённому…»
Тверской губернский архитектор А.А. Трофимов и его роль в истории Богоявленского собора Вышнего Волочка
На фотографиях исторического центра Вышнего Волочка 1890-1910-х гг. на Отмойном или Богоявленском острове возвышаются две постройки. Самая крупная из них это существующий и ныне зимний Богоявленский собор города, а с южной стороны от него – не сохранившаяся ныне часовня в честь Святителя Николая, или иначе, Никольская Лоцманская часовня.
Однако, на сохранившейся в Егорьевском художественном музее акварели середины XIX в. нет ни той, ни другой постройки. На ней изображен практически не известный вышневолочанам храм с полусферическим куполом и портиками с колоннами, а так же двумя небольшими куполами над западной и восточной частями храма. Эту акварель открыла для вышневолочан научный сотрудник Вышневролоцкого краеведческого музея Надежда Евгеньевна Задонская. Благодаря этой акварели мы теперь можем представить, как выглядел исторический центр Вышнего Волочка в период с 1814 по 1864 гг., когда главный зимний собор города выглядел иначе, чем мы привыкли видеть[1]. Однако, более точно мы можем определить период создания картины 1837-1864 гг., т.к. на рисунке уже показан Петербургский мост, построенный на своём существующем месте в 1836-1837 гг. вместе с гранитной набережной.
Что бы разобраться в непростой строительной истории и Богоявленского собора и Никольской часовни надо обратиться к архивным документам, разбросанным по разным архивам страны.
Первый Богоявленский храм и Никольская Лоцманская часовня.
Клировые ведомости 1880 года так описывали Никольскую Лоцманскую часовню: «Никольская, каменная, во имя Святителя и Чудотворца Николая, четвероугольная, имеющая во всех напрвлениях четыре аршина, покрыта белым железом; построена в 1856 годлу с разрешения епархиального начальства, попечением 3-го округа Путей сообщения, на место сгоревшей древней деревянной церкви во имя Казанския Божия Матери; часовня тверда; внутри г. Вышнего Волочка, в 30 саженях от Богоявленского собора на берегу Вышневолоцкого канала; состоит под непосредственным надзором Начальства 3-й дистанции отделения 3-го округа путей сообщения».[2]
Информация, приведенная в этой описи, представляет особый интерес для истории главного храма Вышнего Волочка. Во-первых, указано, что прежде на месте часовни стоял деревянный храм, который сгорел. Во-вторых, есть информация о непосредственных строителях и содержателях часовни – Вышневолоцкое управление 3-го округа Министерства путей сообщения. В 1880 году Вышневолоцкий участок действительно вошел в состав 3-го округа. Это случилось после постройки Мариинской и Тихвинской водных систем, которые вышли на первые места по товарообороту и значимости, нежели Вышневолоцкий округ. Однако, в часовне совершались торжественные молебны перед отправкой каравана судов из Вышнего Волочка на сплав в сторону Опеченского посада.
В строителях часовни и времени её постройки сомнений нет, а вот в том, что она поставлена «на место сгоревшей Казанской церкви» сомневаться приходится. И это побуждает искать новые источники, могущие пролить счет на эту историю.
2 сентября 1744 г. в Сенате начато дело, документы которого рассказывают о событиях целого десятилетия в истории Вышнего Волочка. Они связаны со спорами вокруг земель Вышневолоцких ямщиков и Вышневолоцкого Никольского погоста. Втянутыми в конфликт оказались не только вышневолоцкие ямщики и священнослужители погоста, но и Ямская канцелярия, Новгородская епархия и Сенат. Разобраться в этом конфликте – это тема отдельного исследования, однако, немаловажными являются документы, указывающие точные датировки в постройке новых деревянных церквей в центре Вышнего Волочка.
Прошение о постройке «на Отмойном острову вновь церкви Богоявления Господня с приделом Архистратига Михаила» вышневолоцкие ямщики подали 2 июня 1742 г.[3] Месяц спустя 6 августа 1742 г. произошел пожар, который уничтожил существовавшую на тот момент в центре Вышнего Волочка деревянную Казанскую церковь, построенную вышневолоцкими ямщиками ещё в 1727 г.[4] Пожар ускорил построение нового деревянного Богоявленского храма, а так же запланировали построить и каменный в честь Казанской иконы Божией Матери взамен сгоревшего. Участие в планировании постройки каменного Казанского храма принял и Михаил Иванович Сердюков: «понеже и дворянин Сердюков объявил, что вместо оной сгоревшей церкви Казанские Пресвятые Богородицы с приделами Николая Чудотцорца и великомученика Димитрия церковь строится будет в тех именованиях каменная с богадельней ево Сердюкова коштом».[5]
В октябре 1742 г. ямщики Нефёд Никифоров и Михайло Филиппов доносили «а понеже у нас именованных строится ныне деревянная церковь меж водами на Острову в разстоянии от прежней церкви сорок сажен…, а на прежнем згорелом месте желаем построить каменную церковь».[6] В 1744 г. новгородский архиепископ Амвросий объявил, что «в том Вышнем Волочке по челобитью тех ямщиков построена вновь сверх прежней церковь Богоявления Господня с приделом Архистратига Михаила». Таким образом, мы впервые находим новые даты в истории Вышнего Волочка и говорим о том, что первая церковь на Острове была построена в честь Богоявления Господня в период 1742 по 1744 гг. При анализе сохранившихся документов, карт и описей становится понятным, что изначальные храмы стояли на площади между Торговых рядов. С помощью описей и планов Вышнего Волочка определить места древних храмов и Казанской деревянной церкви можно с точностью до нескольких метров.
Сохранившийся план Вышнего Волочка 1748 г. позволяет увидеть и как выглядел первый деревянный Богоявленский храм. «Это был одноглавый ярусный храм (возможно типа восьмерик на четверике) с апсидой и западным притвором-крыльцом с отдельно стоящей столпообразной колокольней», - описывает этот храм искусствовед Г.К. Смирнов[7].
План 1748 г. отчётливо показывает, что Никольская Лоцманская часовня обозначала в XIX в. место не сгоревшего Казанского храма, а место первого деревянного Богоявленского храма 1744 г. постройки. Просуществовал первый Богоявленский деревянный храм до 1775 г. В своём прошении, датированным 7 февраля, вышневолоцкие священнослужители и приходские люди писали, что Богоявленская церковь «весьма ветхая и потому в оной при священнослужении никакого тепла и пред холодною отрады не бывает».[8] Однако, новопостроенный каменный Казанский собор был «пространством немало обширен», что и послужило просьбе священнослужителей и приходских людей «оную деревянную церковь разобрать и святой антиминс со всем принадлежащим оной церкви убором с придела Богоявления перенесть в означенную каменную церковь».[9] Второй антиминс с престола Архистратига Михаила причт и приходские люди предлагали вместе с иконостасом и всем деревянным зданием перенести на кладбище, где планировалась к построению новая церковь в честь Преображения Господня. И сложить «из древней оной обширной церкви… вновь деревянную невеликую церковь».
Тверской архиепископ Гавриил прошение рассмотрел в мае 1775 г. и разрешил разобрать храм и устроить зимний придел в Казанском каменном соборе, но с оговоркой, что «на кладбище же пристойнее построить новую церковь и антиминсы из старой перенесть. Ветхую же церковь употребить на топление тёплого в означенной церкви придела».[10] Через год зимний придел в здании Казанского собора в честь Богоявления Господня был подготовлен к освящению. Тогда же последовало и прошение на его освящение за подписью духовенства Казанского собора, а так же городских жителей. Первой стояла подпись генерал-поручика Василия Иванова сына Храповицкого – потомка М.И. Сердюкова.[11]
Разрешение на освящение престола последовало 15 октября 1776 г.[12], а 26 октября настоятель собора Иоанн Петров доносил о состоявшемся событии.[13]
Творение архитектора Андрея Трофимова.
Первый каменный Богоявленский собор в Вышнем Волочке спроектировал Тверской губернский архитектор А.А. Трофимов. Андрей Алексеевич Трофимов – один из самых ярких архитекторов рубежа XVIII-XIX вв. в Тверской губернии. Он заступил на должность архитектора в июне 1788 г. и прослужил по апрель 1811 г. В Твери он продолжил свою работу до 1818 г. Андрей Алексеевич стоял у истока архитектурной школы, созданной в 1783 г. в Твери, где воспитал многих тверских архитекторов.[14]
Среди построек, возведенных А.А. Трофимовым можно отметить церковь Владимирской иконы Божией Матери в Твери (1793-1806 гг., не сохранилась), Владимирскую церковь на погосте Стерж (1807-1822 гг., д. Новинка, Осташковский район), Смоленскую церковь в с. Алабузино (1808-1816 гг., Бежецкий район), Знаменскую церковь на погосте Витожетке (1808-1821 гг., Пеновский район), Вознесенскую церковь в Дудино (1826-1838 гг., Калининский район), церковь Рождества Богородицы во Вселуках (1830-1844 гг., Пеновский район), Вознесенскую церковь в Тешилове (Конаковский район, не сохранилась).
Однако, Андрей Алексеевич впервые привлекается духовенством Казанского собора в Вышнем Волочке в качестве архитектора в 1802 г. и не для создания проекта зимнего собора. Тогда назрела необходимость строительства ограды вокруг Казанского собора. С завершением строительства второго южного корпуса Гостиного двора ансамбль Соборной площади получил цельный вид, не хватало лишь ограды вокруг собора. Причины сооружения ограды указал в своём «покорнейшем докладе» 18 октября 1802 г. Тверскому архиепископу Павлу настоятель Казанского собора протоиерей Пётр Иванов.
«В городе Вышнем Волочке при Казанском соборе с начала сооружения оного не было и нет никакой приличествующей ему ограды, - писал он в докладе, - за неимением оныя, от стечения народного особливо в торговые дни при самых стенах собора во время священнослужения происходит непристойный базарный крик и часто мятеж невегласной; а от поставляемых при соборе лошадей и в праздности бродящего скота, над гробами прежде бывшего тут кладбища смрадное извержение разных нечистот».[15] На сооружение ограды в казне собора имелось до четырех тысяч рублей.
Постройка ограды растянулась по времени на несколько лет. 20 января 1803 г. консистория истребовала от соборного духовенства свидетельство и высочайше опробированный план на ограду[16]. И лишь 18 января 1804 г. губернский архитектор Трофимов представил план и фасад к рассмотрению епархиального начальства. Составление проекта пришлось на конец 1803 г. «Ноября 21 дня во время рекрутского набора в бытность там господина гражданского губернатора, - писал Трофимов, - был вызван в Вышний Волочёк для касающихся по ево должности дел»[17]. Тогда же он осмотрел место при соборе, а затем составил проект. 26 января 1804 г. Консистория разрешила выстроить ограду[18].
К 1809 г. назрела необходимость возрождения второго городского храма в честь Богоявления Господня. Причины, послужившие этому решению соборный протоиерей Василий Петров «с братиею» указал в прошении на имя Тверского архиепископа Мефодия. Богоявленский придел в городском соборе оказался «толико тесен, что по множеству жителей бывает для священнослужения неудобен; почему в зимнее время с великою как для священнодействующих, так и предстоящих нестерпимостию богослужение совершается в холодном соборе»[19].
В этом же прошении от 23 апреля 1809 г. на имя Тверского Архиепископа Мефодия соборное духовенство[20], староста и городской глава Иван Анишин указали, что новую церковь они планируют строить «близ собора на имеющемся к тому удобном месте». Средства на строительство решено было взять от сумм собранных собором в 1808 г. и «имеющих поступить» в 1809 г. К этой же сумме решено присовокупить деньги собираемые в загородной Казанской часовне. За первое полугодие 1809 г. этих денег поступило «до четырёх тысящ рублей, а ко окончанию текушаго года применяясь по прошедшим годам может поступить толико же и более количественно».
Прежний тёплый Богоявленский придел планировалось при этом «упразднить и простенки выбрать»[21].
13 мая 1809 г. Консистория потребовала на рассмотрение план, фасад и разрез нового собора[22]. Проект нового собора составил Тверской губернский архитектор Андрей Алексеевич Трофимов. Его проект предполагал к постройке «одноглавого центрического храма, по своей архитектуре близкого к ампиру»[23]. О роли губернского архитектора А.А. Трофимова в составлении проекта нового собора свидетельствует соборный протоиерей Василий Петров. В своём прошении архиепископу Мефодию он пишет о Богоявленском соборе: «особый каменный на удобном месте по приложенному плану с фасадом Губернским Архитектором учинённому тёплый храм»[24]. Эти строки подтверждают авторство А.А. Трофимова в проекте собора.
28 июля 1809 г. вышневолоцкие священнослужители представили в консисторию план и разрез предполагаемого здания собора, засвидетельствованный у губернского архитектора. Стоимость работ по возведению нового каменного храма, по подсчётам архитектора, должна была составить «с покрытием кровель листовым железом и со всею чистою отделкою до двадцати шести тысяч пятисот рублей»[25].
16 сентября 1809 г. Вышневолоцкое духовное правление получило из Консистории план и фасад Богоявленского собора, а так же архиерейскую благословенную грамоту на строительство храма[26]. «А как место на котором все прихожане объявили желание построить оный храм хотя и близ собора, но зближено с водяною коммуникациею, - описывал в 1810 г. последующие за этим события благочинный Василий Петров, - почему не осмелясь приступить к занятию онаго сами собою и просили разрешения у Его Императорского Величества Новогородского, Тверского и Ярославского Генерал Губернатора и водяных коммуникаций Главного Директора Принца Георгия Голстинолденбургского, который востребовав означенный план с фасадом приказал в некоторых местах дополнить и потом скопировав вновь и положа новую смету, которая помножилась против прежней до тысячи двух сот рублей: - вся смета двадцать шесть тысяч семь сот рублей – представил на высочайшее Его Императоского Величества утверждение»[27]. Так проект нового каменного собора оказался в руках императора Александра I.
«Потом минувшего мая 14 дня соизволил прислать при копии с рескрипта Его Императоского Величества Высочайше утверждённый план с фасадом к Вышневолоцкому Городничему, а сей посредством Городской Думы ко мне и с копиею с упомянутого Высочайшего рескрипта для начатия работы, - продолжает протоиерей Василий Петров, - Текушего июня 15 дня во время пребывания Ея Императоского Высочества Благоверной Государыни Великой Княгини Екатерины Павловны и супруга Ея в городе Вышнем Волочке июня с 12 по 16 число по просьбе вышневолоцких граждан изволили Их Императоские Высочества шествовать на отведённое под строение храма место с Крестным ходом, и по совершении по чиноположению на сей случай молебствия и водружении креста Господня положить собственными руками во основание два камня, и потом шествуя так же до собора с крестным ходом при колокольном звоне возвратились в квартиру, которую имели в доме Вышневолоцкого купца Стефана Хохрякова: - о чём к сведению Вашему Высокопреосвященству сим покорнейше донося имею счастие представить и с Высочайшего Его Императорского Величества рескрипта копию».
Особый интерес представляет собой упоминание дома купца Стефана Хохрякова. Хохряковым в этот момент в Вышнем Волочке принадлежало два домовладения. Первый дом сохранился и расположен на Ванчаковой линии, 29[28]. Фасад дома перестроен после пожара 1843 г., однако в своей основе здание имеет стены первоначального дома, где останавливался начальник Вышневолоцкой водной системы, Новгородский и Тверской губернатор принц Георгий Петрович Ольденбургский вместе со своей супругой Великой Княгиней Екатериной Павловной. Второе домовладение Хохряковых напротив южного корпуса Гостиного двора «значилось незастроенным», а позднее перешло под здание реального училища[29].
В копии рескрипта, приложенной к доношению Вышневолоцкого благочинного значилось: «Его Императорскому Высочеству Новогородскому, Тверскому и Ярославскому Генерал Губернатору принцу Георгию Голстеинолденбергскому. По представлению Вашего Императорского Высочества в Вышнем Волочке близ пристани на острову по желанию тамошних жителей церковь построить позволяю сообразно плану и фасаду Вами предназначенному. В Санкт Петербуге мая 3 дня 1810 г. На подлинном подписано собственною Его Императорского Величества рукою Александр»[30].
Так к судьбе Богоявленского собора оказались причастны и сам император Александр I и члены императорской фамилии. Приезд великой княгини Екатерины Павловны и её супруга принца Георга Ольденбургского в Вышний Волочёк несколько нарушили ход обычной процедуры по разрешению строительства и закладке храмов. Великая княгиня и принц заложили храм без соответствующего разрешения епархиального начальства. Что бы исправить ситуацию, 4 июля 1810 г. консистория попросила указать, где именно заложен новый храм[31].
На что протоиерей Василий Петров ответил: «Место, на котором их Императорские Высочества соизволили заложить теплый Богоявленский храм, разстоянием от собора через окружающий оное водяной залив не более как в саженях в тридцати, и есть то самое, на котором испрашивали Архипастырского от Его высокопреосвященства Мефодия Архиепископа Тверского и Кашинского и Кавалера позволения на построение упомянутого теплого Богоявленского храма, а не другое»[32].
Удостоверившись в том, что место закладки храма не изменено, консистория завершила процедуру обычным указом, где особо упомянула высокопоставленных особ: «Заложенный в городе Вышнем Волочке Ея Императорским Высочеством Благоверною Государынею Великою Княгинею Екатериной Павловною и Супругом Ея по просьбе вышневолоцких граждан близ пристани на острову по храмосданной грамоте теплый каменный храм строить безпрепятственно»[33].
Постройка каменного Богоявленского собора завершилась летом 1814 г. 19 июля благочинный Василий Петров и соборный староста гражданин Андрей Ясеновский рапортовали Тверскому архиепископу Мефодию: «Тёплый каменный во имя Богоявления Господня храм для исправления в зимния времена соборного священнослужения близ означенного собора … на счёт церковной соборной суммы воздвигнут и для прочности покрыт железом, внутри и извне оштукатурен, иконостасом коринфского рисунка и лутшим иконным писанием украшен и ко освящению всем нужным приуготовлен»[34].
В описи новопостроенного собора подробно описывался иконостас и установленные в нём иконы, образа помещённые в алтаре и на стенах собора. Для полноты картины интерьера собора стоит поместить описание иконостаса, который был особенно торжественным: «Иконостас коринфского ордена не вызолоченный. Царские врата резные с пятью клеймами: 1. Тайныя Вечери, 2. Иоанна Богослова, 3. Матвея Евангелиста, 4. Луки Евангелиста, 5. Марка Евангелиста. По правой стороне образа: 1. Местный храмовый образ Богоявления Господня. 2. Собор Святого Архистаратига Михаила. 3. Трёх святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. 4. Николая Чудотворца и Антипа священномученика. 5. Положение во гроб Господа Иисуса. По левой стороне: 1. Введения во храм Пресвятыя Богородицы. 2. Богоматери именуемой всех скорбящих радость. 3. Арсения Тверского, Ефрема Новоторжского и Нила Столобенского Чудотворцев. 4. Александра Невского. Над местными образами в клеймах: 1. Воскресение Христово. 2. Рождество Христово. 3. Благовещение Пресвятыя Богородицы. 4. Вход во Иерусалим Иисуса Христа. 5. Рождество Пресвятыя Богородицы. 6. Сретение Господне. Под местными образами в 2х тумбах. 1. Притча о блудном сыне. 2. Беседа Христа Спасителя с женою Самарянынею»[35].
В разделе описи, где должно было говориться о ризнице, утвари и библиотеке, вместо описания этих предметов было сказано: «Что касается прочей утвари, ризницы церковной и служебных книг нужных для священнослужения, то оными можно заимствоваться от Казанского собора».
21 июля 1814 г. последовал указ консистории о выдаче для освящения антиминса. Торжество освящения тёплого Богоявленского собора состоялось 23 октября 1814 г.[36] В сослужении с городским духовенством его возглавил благочинный протоиерей Василий Петров.[37]
Устройство и освящение второго придела в Богоявленском соборе в честь Архангела Михаила датируется 1828 г. Причт и прихожане испросили у консистории разрешения «устроить придел во имя Архангела Михаила»[38], в память того, что раньше он был в прежнем деревянном Богоявленском храме. В просьбе им не было отказано. И к моменту своей перестройки 1864-1866 гг. Богоявленский собор являлся двухпридельным и занимал одно из центральных мест в панораме Вышнего Волочка середины XIX столетия.
Денис Ивлев, историк
[1] Задонская Н. Неизвестное изображение Вышнего Волочка// Наследие Вышневолоцкого уезда. Вышний Волочёк, 2020. – С. 58.
[2] Клировые ведомости Вышневолоцкого уезда за 1880 г.// ГАТО. Ф. 160. Оп. 1. Д. 16172. Л. 2 об. – 3
[3] По прошению новгородского архиепископа Амвросия…// РГАДА. Ф. 248. Кн. 7316. Л. 556 об.
[4] По прошению новгородского архиепископа Амвросия…// РГАДА. Ф. 248. Кн. 7316. Л. 340.
[5] По прошению новгородского архиепископа Амвросия…// РГАДА. Ф. 248. Кн. 7316. Л. 557 об.
[6] По прошению новгородского архиепископа Амвросия…// РГАДА. Ф. 248. Кн. 7316. Л. 346 об.
[7] Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Тверская область: Ч. 3/ Отв. ред. Г.К. Смирнов. – М.: «Индрик», 2013. – С. 117.
[8] 1775 г. О построении в каменной соборной церкви тёплого придела и о протчем// ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 23. Л. 1.
[9] 1775 г. О построении в каменной соборной церкви тёплого придела и о протчем// ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 23. Л. 1 об.
[10] 1775 г. О построении в каменной соборной церкви тёплого придела и о протчем// ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 23. Л. 3.
[11] 1776 г. Об освящении в соборной церкви тёплого Богоявленского придела// ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 27. Л. 1.
[12] 1776 г. Об освящении в соборной церкви тёплого Богоявленского придела// ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 27. Л. 2.
[13] 1776 г. Об освящении в соборной церкви тёплого Богоявленского придела// ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 27. Л. 3.
[14] Чеботарь А.М. Трофимов Андрей Алексеевич/ Краткая справка. Сайт «Храмы России». Интернет ресурс: http://temples.ru/architect.php?ID=1971.
[15] 1802 г. О дозволении при Казанском соборе построить каменную ограду// ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 78. Л. 1.
[16] 1802 г. О дозволении при Казанском соборе построить каменную ограду// ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 78. Л. 5.
[17] 1802 г. О дозволении при Казанском соборе построить каменную ограду// ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 78. Л. 7.
[18] 1802 г. О дозволении при Казанском соборе построить каменную ограду// ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 78. Л. 8.
[19] О построении при Вышневолоцком Казанском соборе особой тёплой церкви// 1809 г. ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 113. Л. 1.
[20] О построении при Вышневолоцком Казанском соборе особой тёплой церкви// 1809 г. ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 113. Л. 4. Из справки Консистории «мая 12 дня 1809 г.» «в поданной того собора от протоиерея с братией за 1808 год ведомости значит: в нём церкви 1я соборная во имя Пресвятыя Богородицы Казанския с приделами по правую сторону Чудотворца Николая, по левую великомученика Дмитрия и тёплый в трапезе Богоявления Господня, каменная, в твёрдости, утварию довольна, построена в 1777 г. трёхкомплектная. 2я кладбищенская без прихода и причта принадлежащая к соборной каменная двуетажная в верхнем во имя Преображения Господня, нижнем пророка Илии, в твёрдости, утварию довольна, построена в 1785 г. 3я вновь устроющаяся каменным зданием во имя первоверховных апостолов Петра и Павла с двумя приделами 1ый великомученицы Екатерины а о 2м назначения не видно, началась строением по именному ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА высочайшему соизволению последовавшему в 1797 г. ноября в 8 день по прошению вышневолоцких граждан, но ещё в совершенство не приведена, а по сему при оной ни прихода ни причта ещё не имеется, при соборной церкви пашенной и сенокосной земли отмежёвано в полях двадцать одна десятина, да в пустоше поречье сенного покоса на семдесят копен, приходских девятьсот двадцать дворов, в них мужеска пола три тысячи девяносто душ.
Священнослужителей на Лицо: Протоиерей Василий Петров из богословии 28 лет. Священники: Алексей Максимов из учителей русского класса 28 лет, Иван Фёдоров из богословии 43 лет. Диаконы: Иван Михайлов в школах не был 64, Яков Платонов в школах не был 52, Дьячки: Леонтий Платонов в школах не был 39, Степан Фёдоров в школах не был 37, Пётр Кондратов из Синтансимы 38, Пономари: Яков Львов в школах не был 40, Степан Платонов в школах не был 31, Иван Ефимов в школах не был 25.
[21] О построении при Вышневолоцком Казанском соборе особой тёплой церкви// 1809 г. ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 113. Л. 1 – 1 об.
[22] О построении при Вышневолоцком Казанском соборе особой тёплой церкви// 1809 г. ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 113. Л. 3.
[23] Смирнов Г.К. С. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Тверская область. Вышний Волочёк. – 146.
[24] О построении при Вышневолоцком Казанском соборе особой тёплой церкви// 1809 г. ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 113. Л. 15.
[25] О построении при Вышневолоцком Казанском соборе особой тёплой церкви// 1809 г. ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 113. Л. 8.
[26] О построении при Вышневолоцком Казанском соборе особой тёплой церкви// 1809 г. ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 113. Л. 14.
[27] О построении при Вышневолоцком Казанском соборе особой тёплой церкви// 1809 г. ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 113. Л. 15-15 об.
[28] Смирнов Г.К. Указ. Соч. – С. 297.
[29] Смирнов Г.К. Указ. Соч. – С. 525.
[30] О построении при Вышневолоцком Казанском соборе особой тёплой церкви// 1809 г. ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 113. Л. 16.
[31] О построении при Вышневолоцком Казанском соборе особой тёплой церкви// 1809 г. ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 113. Л. 19.
[32] О построении при Вышневолоцком Казанском соборе особой тёплой церкви// 1809 г. ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 113. Л. 20.
[33] О построении при Вышневолоцком Казанском соборе особой тёплой церкви// 1809 г. ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 113. Л. 25.
[34] 1814 г. Об освящении новоустроенного в городе Вышнем Волочке во имя Богоявления Господня Тёплого собора// ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 148. Л. 1.
[35] 1814 г. Об освящении новоустроенного в городе Вышнем Волочке во имя Богоявления Господня Тёплого собора// ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 148. Л. 3.
[36] 1814 г. Об освящении новоустроенного в городе Вышнем Волочке во имя Богоявления Господня Тёплого собора// ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 148. Л. 9.
[37] 1814 г. Об освящении новоустроенного в городе Вышнем Волочке во имя Богоявления Господня Тёплого собора// ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 148. Л. 11.
[38] Опись дел храмов Вышневолоцкого уезда. Вышний Волочёк, Казанский собор// ГАТО. Ф. 160. Оп. 6.
Назад к списку