Георгия Победоносца и великомученицы Варвары села Матвеево - Денис Ивлев. Вышний Волочёк. Казанский женский монастырь. История Андрониковского собора и Андрониковой иконы Божией Матери
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Денис Ивлев. Вышний Волочёк. Казанский женский монастырь. История Андрониковского собора и Андрониковой иконы Божией Матери

Вышний Волочёк. Казанский женский монастырь. Андрониковский собор. Фото Д. Ивлева

Андрониковский  собор.

Одной из главных доминант Вышневолоцкого Казанского женского монастыря является величественный собор в честь Андрониковой иконы Божией Матери. Пятиглавый, трехпрестольный собор – одно из самых молодых строений монастыря, однако, его история уходит корнями к первым годам существования Казанской женской общежительной общины. Храм на этом месте далеко не первый. Собор включает в себя так же и певческий корпус обители, в основании которого есть помещение для часовни в честь Боголюбской иконы Пресвятой Богородицы, которая напоминает о бывшей на этом месте ранее одноименной церкви.

Андрониковский собор не только зимний собор монастыря, а так же усыпальница для чтимых насельниц обители. Так, «Русский провинциальный некрополь» даёт нам сведения о погребенных в усыпальнице под «теплым собором» игумении Досифее (Салтыковой)[1] и схимонахине Пелагии[2] - чтимой в Вышнем Волочке на рубеже XIX – XX в. старицы. Там же нашел своё упокоение и первый благотворитель обители князь Арсений Степанович Путятин[3]. При чём даты погребения князя А.С. Путятина – 1882 г. и схимонахини Пелагии – 1884 г., дают основание считать, что в здании существующего ныне Андрониковского собора присутствуют части от более раннего Боголюбского храма, под которым изначально была усыпальница.

Игумения Досифея не случайно была положена под теплым Андрониковским собором обители. Соборный храм в честь главной святыни монастыря – древней греческой Андрониковой иконы Божией Матери стал последним детищем первой игумении обители. «Самым последним желанием матушки игумении Досифеи было устройство теплого, трехпрестольного каменного храма на месте старой домовой церкви»[4], - записал биограф игумении. Он поясняет: «По умножившемуся числу сестер она стала уже слишком мала, да и начинала приходить в ветхость. Так как к этому времени силы матушки игумении значительно ослабели, то она уже не могла принимать деятельного участия в сооружении нового собора, поэтому все заботы поручила ближайшей сотруднице своей, монахине Макарии – казначее монастыря».

Боголюбская церковь.

Первой на месте будущего Андрониковского собора появляется Казанская домовая церковь в первоначальном двухэтажном корпусе, построенном для обители князем А.С. Путятиным. Но в 1873 г. назрела необходимость перестройки корпуса и расширения храма. В своём прошении игумения Досифея указала, что построенная в 1872 г. домовая тёплая церковь теперь стала мала для увеличившегося числа сестер обители, и высказала желание построить новый храм с тремя престолами.[5] К прошению прилагался и проект нового двухэтажного храма – в помещение храма выходил балкон на столбах, деливший часть богослужебного помещения на два этажа. В подписи к проекту стоит фамилия Корсак.[6]

Казанский женский монастырь. Справа Боголюбская церковьГ.К. Смирнов пишет об этом проекте: «В 1883 г. предполагалось больничный храм заменить трехпрестольной церковью с шатровым завершением наш восьмериком. Этот проект, по-видимому, осуществлен не был».[7] Однако, в летописи монастыря содержатся сведения о пожертвовании в 1883 г. 10 тысяч рублей Санкт-Петербургским 1-й гильдии купцом Михаилом Павловичем Пожарским «на построение трехпрестольного каменного храма».[8]

В архитектурном паспорте монастыря так же содержится информация по постройке храма. Так указано, что в 1883 г. на месте домового Казанского храма начинается строительство церкви во имя Боголюбской иконы Богоматери.[9] Свет на историю строительства Боголюбской церкви проливает «Ведомость Казанского женского монастыря за 1884 г.», которая подробно описывает постройку нового храма «в связи с жилым деревянным корпусом и домовою церковью, построенною по благословению Высокопреосвященнейшего Филофея Архиепископа Тверского в 1872 г. снизу до половины каменною, а к верху деревянною: в 1883 г. по благословению Высокопреосвященнейшего Саввы Архиепископа Тверского по указанному разрешению от 14 мая 1883 г. прикладена как в длину, так и в ширину по десяти сажень старанием игуменьи Досифеи на сумму тайных благотворителей каменная теплая церковь с тремя престолами, вместо одного прежде бывшего в честь иконы Казанской Божией Матери».[10] Отсюда следует, что постройка новой Боголюбской церкви завершилась в течении 1883 г.

Рвы под будущий храм в 1883 г. благословил Санкт-Петербургский митрополит Исидор, посетивший и осмотревший обитель 21 и 22 мая. Осмотр монастыря владыка совершил в сопровождении матушки Досифеи и благотворителя обители Е.Н. Сивохина. В начале осмотра преосвященный благословил место будущей колокольни Казанского монастыря со словами: «Делайте с Богом доброе дело. Вас Господь не оставит». Затем он посетил и больничный корпус, где на тот момент больных не было[11], и благословил место будущего Боголюбского храма.

Освящение боковых приделов состоялось в 1883 г., а главный престол освятили в 1884 г. Об этом в «Ведомости…» сказано особо: «В сей церкви средний престол в честь иконы Боголюбской Божией Матери, по правую сторону в честь священномученика Григория Великой Армении, а по левую сторону в честь Всех Святых. Все сии три престола по благословению Высокопреосвященнейшего Саввы Архиепископа Тверского освящены Новоторжским архимандритом Антонием. Первые два освящены 21 октября 1883 г., а третий 30 мая 1884 г.».[12]

Боголюбский храм присутствует на фотографиях обители 1890-х гг. Есть его описание и в книге «Сказания о Казанской женской общежительной обители». «Домовый каменный трехпрестольный, теплый храм, - описывается в книге так, - В средине престол Божий устроен в честь и славу Боголюбской Божией Матери, - с правой стороны во имя священномученика Григория, просветителя Армении, и преподобной матери Платониды; с левой стороны во имя всех святых. Храм не высокий, но широкий и вместительный, с хорами; и соединяется с нынешними больничными кельями и с кельями настоятельницы».[13]

Выстроенный на средства Михаила Павловича Пожарского храм, украсили тремя вызолоченными иконостасами. «Все иконы в них писаны инокинями и послушницами обители», - поясняют авторы «Сказаний…». В том же 1874 г. «отдельно от сей церкви над Святыми вратами» выстроили «каменную в три яруса колокольню».[14]

Стоит сказать о том, что купец Михаил Пожарский выступил арендодателем земли под Никольскую церковь Кашаровской киновии обители. Храм Святителя Николая Чудотворца выстроили в Кашарове в 1884 г. «на сумму доброхотных дателей» и на земле М.П. Пожарского.[15] Благотворитель обители купец М.П. Пожарский скончался 9 сентября 1886 г. Письмо с вестью о его кончине сохранилось за подписью матушки Досифеи в бумагах монастыря.[16]

К 1895 г. Боголюбская церковь стала мала для обители, возникла необходимость строительства нового храма. К тому времени главной святыней Казансской обители стала древняя греческая Андроникова икона Божией Матери. Поэтому новый обширный каменный собор решено было посвятить этому образу. С постройкой Андрониковского собора о прежней Боголюбской церкви в монастыре напоминала часовня, устроенная в певческом корпусе при южных вратах обители.

Как Андроникова икона Божией Матери стала Вышневолоцкой?

Андроникова, Греческая, Монемвасийская икона Пресвятой Богородицы – в разные времена по-разному она носила названия, которые обозначали или имена владельца, или же место нахождения образа. Более ста лет этот образ находился и в Вышнем Волочке, а посему вышневолочане могут считать этот древний образ своей главной городской святыней наряду с Вышневолоцкой-Казанской иконой Божией Матери. По числу копий, написанных в Казанской обители, Андроникова икона превосходит, возможно, все другие образа. Копии и литографии с этого древнего и почитаемого образа расходились по всей России, становясь святынями древних дворянских родов, монастырей, храмов…

Вышний Волочёк. Андроникова икона Божией Матери. Архив Д. Ивлева«1-го Мая 1885 года от Г. Сивохина пожертвована древняя Греческая икона Божией Матери с надписью, - писала игумения Досифея, - в серебряной вызолоченной ризе, украшенной драгоценными камнями. И для сей иконы жертвователем г. Сивохиным устроен в левой стороне амвона (Казанского собора – Д.И.) около решетки вызолоченный иконостас».[17]

В архиве Казанского женского монастыря хранится изготовленное типографским способом приглашение на встречу Андрониковой иконы Божией Матери от 18 апреля 1885 г. «В первый день наступающаго месяца Мая, - записано в нём, - имеет последовать из Вышневолочской станции Николаевской железной дороги, торжественная встреча древней Греческой иконы Божией Матери, именуемой «Андроникова», принесенной в дар Вышневолочскому Казанскому женскому монастырю Потомственным Почетным Гражданином С. Петербургским 1-й гильдии купцем Ефремом Никифоровичем Сивохиным. О чем извещаются благочестивые чтители Православной Святыни».[18]

В летописи обители встреча Андрониковой иконы описана с особенным трепетным чувством: «А в 1885 г. Маия 1-го дня из Петербурга привезена была в сопровождении Тверскаго Архиепископа Саввы св. икона древняя Греческая Андроникова, писанная св. Евангелистом Лукой, и встречена была с великим торжеством».[19]

В фондах Российской Государственной библиотеки хранится подшивка документов, касающихся истории Андрониковой иконы Божией Матери. Среди них есть описание иконы, составленное в Троицком соборе Санкт-Петербурга и дающее представление об этом древнем образе: «Древнейший образ Греческой Божией Матери без Младенца Иисуса, писанный по преданию Евангелистом Лукою, длиною 7 1/2 , а шириною 5 ½ вершков, в серебряной вызолоченной раме и таковых же ризе и венце, украшенных жемчужным и драгоценными камнями… При образе в особом хранилище из голубаго бархата, вышитом золотом, находится небольшой нож из дамасской стали, с костяным желтого цвета черенком. О ноже сем передается следующее: когда турки брали Константинополь, то один из них изувер-фанатик, ворвавшись в спальню Императора, где стояла всечестная Икона, поразил ея в шею, от чего на ней отпечаталась рана, как бы с запекшейся кровью, видимая и доселе. На лицевой стороне образа в нижней части ризы наложена небольшая серебряная пластинка, на которой на древне греческом языке следующие слова… С наружной стороны образ закрывается серебряною вызолоченною рамкою со стеклом, к которой приложен запор. На самой верхней части рамки с лицевой стороны так же наложена серебряная пластинка, на которой вырезана на древнегреческом языке следующая надпись…, что в переводе на русский язык значит: «Сия всечестная святая икона дар благочестиваго Царя Андроника Палеолога в Моневасию».[20]

Так описание древней иконы даёт некоторые сведения об истории образа, заключающиеся в том, что образ по преданию написан был апостолом и Евангелистом Лукою и хранился в спальне Византийского императора, где на него и совершил нападение фанатик. Однако, в подшивке тех же документов можно найти и продолжение этой истории.

Автор исторической рукописи и один из промежуточных владельцев образа коллежский асессор Михаил Андреевич Федоров отождествляет Греческую икону с иконой Божией Матери, которую оставил в городе Никея перед тем, как отправиться с проповедью на территорию будущего древнерусского государства апостол Андрей Первозванный.[21] Так образ Богоматери, данный однажды Апостолу Андрею, хранился в Никее с I по VIII в. Автор истории связывает участие образа в Никейским соборе 325 года и затем осуждение на Вселенском соборе в Никее в 787 г. иконоборческой ереси.

С IX в. местом нахождения образа указывается «ложница Государыни Феодоры» в столице Византийской империи – Константинополе. Императрица тайно его хранила у себя в спальне, т.к. в это время снова бушевала ересь иконоборчества. В 842 г. она принесла этот образ умирающему императору Феофилу. Тот был ярым гонителем иконопочитателей, но получив облегчение в присутствии иконы, он «раскаявается в заблуждениях своих, целует изображение Богоматери, и затем после некоторого сна испускает дух, как Христианин».[22] 19 февраля 842 г., по мнению автора истории иконы, образ Богоматери в числе прочих икон выносится в Софийский собор для всенародного поклонения. Этот день отмечается церковью, как день Торжества Православия. С IX по XIV в. икона хранилась в покоях Византийсских императоров в Константинополе.

Андроникова икона Божией Матери. Пелена для иконы. Далее, в 1347 г. образ, находившийся в императорских покоях, поступает как дар от императора Андроника Палеолога в Монемвасийскую обитель. С этого момента Греческая икона получила название Андроникова. В Монемвасийской обители икона хранилась до 1821 г. «В этот год, - записано в истории иконы, возникает борьба греков с турками, которые и разграбляют Монемвасийскую обитель, безценное же сокровище в ней обретавшееся переносится руками Архиерея в дом Российского Генерального Консула Власопуло, который был женат на Марии – племяннице Преосвященного Агапия. По смерти сего последняго, и по завещанию его, святая икона сделалась собственностию Власопуло, проживавшего в городе Патрас… В 1839 г. Император Николай I получил в дар от Власопуло упомянутую святую икону Богоматери «Андроника», о которой в каталогах Зимняго Дворца под № 488 сохранилось описание, свидетельствующее, что она писана Евангелистом Лукою. На шее у Богоматери видна рана с запекшейся кровию. Икону сопровождали нож извлекший кровь и герб Византийского Императора. Император Николай I эту святыню поместил не в Дворцовых соборах, а в собственном Своем Кабинете, и в момент кончины 18 февраля 1855 г. она стояла над его головою».[23]

12 мая 1868 г. образ был перенесен в Троицкий собор Санкт-Петербруга. По этому случаю была составлена особая молитва, которая читалась за богослужением в Троицком соборе. В 1870 г. в собор прибыла императрица Мария Александровна, которая молилась перед Андрониковой иконой. На следующий день настоятель собора преподнес императрице копию с чудотворной иконы, выполненную на кипарисной доске, которую она перенесла в Царское Село.[24] Этот список является одним из первых списков с Андрониковой иконы Божией Матери, написанных в России.

С перенесением Андрониковой иконы в Троицкий собор в печати появляется книга «Принесение древней греческой иконы Богоматери в Троицкий собор, что на Петербургской стороне».[25] Тогда же составлена была и молитва перед чудотворным образом[26], а так же выпущены и первые печатные изображения иконы.

В летописи, составленной матушкой Досифеей, первый известный список с Андрониковой иконы Божией Матери сделанный в Казанской обители датируется 1885 г. Его преподнесли Великому князю Владимиру Александровичу во время посещения им Казанского монастыря: «В том же 1885 году посетил нас Великий Князь Владимир Александрович, встречен был в соборном храме духовенством с крестом и св. водою и с певчими из сестер, после ектении сказанной диаконом, Великий Князь приложился к чудотворной иконе Андрониковой Божией Матери. Матушкой принесена была Великому Князю икона, копия с Греческой Андрониковой Божией Матери, написанную своими сестрами живописками. Великий Князь принял, с благоговением приложился и спросил: почему на иконе изображена кровь, ему объяснили, что нечестивый воин ножем проколол выю. Нож этот сохраняется здесь у святой иконы. Великий князь осмотрев храм нашел его великолепным; из собора в сопровождении игумении последовал в ея келии, где ему был предложен чай. Спрашивал, давно ли основан монастырь, ему объяснили, что с 1871 году это только 14 лет, раньше тут было пустое место. Потом спросил откуда игумения. Матушка объяснила, что она из Рыбинского монастыря, по благословению прозорливого старца отца Петра, который жил в городе Угличе, а почивает в Рыбинском Софийском монастыре».[27]

Однако, Великий Князь Владимир Александрович не единственный представитель династии Романовых, посетивший обитель и поклонившийся древней Андрониковой иконе Божией Матери. «В 1889 году Маия 18 дня посетил нашу обитель Великий Князь Константин Константинович, - записано в летописи, - встречен был в 5 часов утра с духовенством при колокольном звоне, при входе Великого Князя в собор певчими был пропет тропарь «Заступнице усердная». После ектении Великий Князь приложился с благоговением к чудотворной иконе Божией Матери Андрониковой. Спросил почему написана «Андроникова», ему объяснили, что она была у Греческого царя Андроника в палатах. Для отдыха Великого князя были предложены покои Сивохина. По отдыхе изволили слушать раннюю обедню и молебен, после которого опять приложился к чудотворной иконе. Потом в сопровождении игумении последовал в ея келии, где ему был предложен кофе. После спросил давно ли основана обитель и откуда игумения. При прощании благодарил Матушку и поцеловав у ней руку проследовал в часовню Божией Матери, а оттуда в Осташков».[28]

Списки с Андрониковой иконы Пресвятой Богородицы, созданные сестрами Вышневолоцкого Казанского монастыря в иконописной мастерской, разошлись в разные концы нашей страны. Известны списки, принадлежавшие семье дворян Ярцевых – в 2018 г. он передан в обитель и находится в храме свв. Ефрема Сирина и муч. Неонилы, а так же список, хранившийся в семье Анастасии Зенковой, который она передала в 2021 г. в Казанский монастырь. Периодом создания списков можно считать 1880-е – 1910-е гг., когда в обители действовала иконописная мастерская.

В Киево-Печерском монастыре хранится список с Андрониковой иконы Божией Матери, который позволяет установить имя одной из иконописец монастыря – инокини Рафаилы. Надпись на иконе свидетельствует о том, что она написала образ 4 августа 1889 г. В 1909 г. образ оказался в Киеве и принадлежал Марии Емельяновне Близнюк, а в 1991 г. был передан в Киево-Печерскую лавру. В киот который изготовили для образа в обители, вложены частицы мощей святых. Сам образ находится в Крестовоздвиженской церкви лавры.[29]

И, наконец, список с чудотворной иконы заменяет сам образ в Богоявленском соборе Вышнего Волочка. Он заменяет подлинный образ, который был украден из Богоявленского собора. Существующий ныне Андрониковский образ, по всей видимости, был написан монахиней Олимпиадой (Герасимовой), жившей при соборе и писавшей иконы в советское время.

Известны так же несколько фотографий со списками с Андрониковой иконы Божией Матери:

  1. С дарственной надписью игумении Досифеи «Благословение от игумении Досифеи рабу Божию Антонию в спасение души. 1895 г. июня 24».[30] Фотография хранится в Вышневолоцком краеведческом музее.
  2. Отпечаток с негатива начала XX в., хранящийся в музее-заповеднике «Петергоф».[31]
  3. Список с Андрониковой иконы Божией Матери на фотографии с надгробия Патриарха Тихона, которая демонстрируется в фильме «Хранители памяти. Донской монастырь, Келья Святейшего Патриарха Тихона».[32]

Таким образом, в глазах императорской фамилии и всего народа образ Андрониковой иконы Божией Матери стал отождествляться с Вышневолоцким Казанским женским монастырём, что не могло не оказать влияние на решение о постройке отдельного храма в честь древней греческой святыни.

Проект архитектора Н.П. Маркова.

История Андрониковского храма в Казанской обители началась в 1895 г. На заседании Городской думы 22 сентября рассматривалось прошение настоятельницы обители игумении Досифеи «об уступке монастырю городской земли близ сторожки у храма Казанской Божией Матери в количестве 4 сажен в ширину и 24 сажен в длину под устройство алтаря монастырской тёплой церкви».[33] В постановлении думы сказано: «отчудить Казанскому женскому монастырю безплатно из принадлежащего городу праздного места земли по новой нарезке под № 984 под устройство алтаря монастырской теплой церкви 4 сажени в ширину и 24 сажени в длину». Не смотря на протесты прихожан городского Казанского собора, дума уполномочила выдать установленным порядком «уступочный акт»[34]. Так уже в 1895 г. сформировался участок под будущий первый в России собор в честь Андрониковой иконы Божией Матери.

Андрониковский собор. Открытка нач. XX в.В описи дел Вышневолоцкого Казанского женского монастыря среди утраченных в XX веке документов есть упоминания о делах, которые дают основные датировки в истории Андрониковского храма.[35] За 1897 г. в описи значатся дела «О разрешении построить трехпрестольный храм на месте старой монастырской церкви» и «О выдаче сборной книги на построение трехпрестольного каменного храма».

12 марта 1897 г. Тверская духовная консистория после получения прошения на постройку трехпрестольного храма на месте прежней монастырской церкви в честь иконы Божией Матери Боголюбской передала чертежи будущей церкви на рассмотрение в Тверское губернское правление.[36] Проект нового обширного трехпрестольного собора и двухэтажного здания игуменского корпуса обители подготовил к исполнению архитектор Николай Петрович Марков (1859 – после 1913 г.). К списку произведений талантливого архитектора, автора гражданских и церковных зданий в Москве и Подмосковье[37] относятся многочисленные храмы, но лишь один из них находится в таком отдалении от Москвы – собор Андрониковой иконы Божией Матери в Вышневолоцком Казанском женском монастыре. О самом архитекторе известно крайне мало, из биографической справки, которая помещена тут же на проекте: в 1881 г. окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества со званием неклассного художника архитектуры.

Сохранился документ с биографическими данными за подписью самого Николая Петровича, который он приложил к проекту храма. «1897 г. 21 мая я, нижеподписавшийся, сим свидетельствую, что имею право производить постройку на основании существующих постановлений по диплому выданному из училища Живописи Ваяния и Зодчества Московского художественного общества 1881 г. мая 21 дня за № 811, - писал Николай Петрович, - и, принимая на себя надзор и руководство по работам, о всем согласно плана и чертежей, утвержденных по протоколу Строительного отделения Тверского губернского правления от 10 апреля 1897 г. во владении Казанского женского монастыря близ города Вышнего Волочка Тверской губернии, принимаю на себя и ответственность за прочность и правильность построек, а равно за устройство подмостей».[38] В конце Марков указал свой адрес: «Жительство имею: Москва, Рогожской части 1-го участка по Котельническому переулку, д. Маркова № 9».

Этот же документ содержит важное дополнение к истории постройки Андрониковского собора. Николай Петрович в отличие от предыдущих архитекторов монастыря А.С. Каминского и П.Ф. Фёдорова наблюдал за постройкой собора лично, а не только проектировал храм.

10 апреля 1897 г. проект «каменного трехпрестольного храма, предполагаемого к построению в Казанском женском монастыре близ города Вышнего Волочка Тверской губернии… рассмотрен и одобрен по протоколу Строительного отделения Тверского губернского правления… за № 592».[39] Однако комиссия внесла коррективы в проект. Из-за незначительного сечения пилонов они должны быть построены из особо прочного материала, который до употребления его в дело предварительно должен быть проверен расчетом. Углы здания должны быть утолщены и для этого сделаны пометки красными чернилами. Между новым собором и принадлежащими Казанскому собору часовнями должно быть «свободное для прохода и проезда место»[40].

Строительство Андрониковского собора.

Торжество закладки первого камня и освящения место под постройку храма возглавил Тверской архиепископ Дмитрий (Самбикин). «В Казанском женском монастыре 1 мая 1897 г. заложен Его Высокопреосвященством Димитрием Архиепископом Тверским и Кашинским каменный 3-х престольный храм»[41], - записано в Клировых ведомостях за 1900 г. Владыка Дмитрий (Самбикин) – выдающийся церковный историк, оставивший после себя многочисленные труды по истории церкви, живо интересовавшийся и историей своей Тверской кафедры. В Епархиальных ведомостях владыка любил сам писать свои наблюдения о поездках по Тверской епархии. В стороне не осталась и закладка храма в Казанском женском монастыре. Это событие описывается в статье, посвященной посещению архиереем храмов Вышнего Волочка.

В свой архипастырский визит в Вышний Волочёк, владыка обстоятельно познакомился с устройством и жизнью Вышневолоцкой Казанской обители. Сразу же после своего приезда на Вышневолоцкую станцию преосвященный отправился в обитель. По пути он посетил Казанскую загородную церковь, располагавшуюся с восточной стороны от будущего места постройки Андрониковского собора, где поклонился древней чудотворной Вышневолоцкой-Казанской иконе Пресвятой Богородицы. После чего он побывал в Казанском соборе монастыря и поклонился древней греческой Андрониковой иконе Пресвятой Богородицы. Затем архипастырь уехал в Николо-Столпенский монастырь. Вернувшись в обитель вечером «посѣтилъ церковь, находящуюся въ колокольнѣ и посвященную преп. Ефрему Сирину и св. муч. Неонилѣ, въ память благотворителей обители Ефрема Никифоровича и его супруги Неонилы Аѳанасьевны Сивохиныхъ, тѣла коихъ погребены подъ сею церковью. По обозрѣніи церкви, Преосвященный посѣтилъ настоятельницу обители игуменью Досиѳею». [42]

На следующий день 1 мая в день празднования Андрониковой иконы Божией Матери в Казанском соборе монастыря состоялось торжественное богослужение, а затем крестный ход на Чкасову гору, где чудотворную икону встречал крестный ход из всех городских церквей. В совершении литургии и в крестном ходе на Чкасову гору принял участие протоиерей Кронштадтского городского собора Иоанн Ильич Сергиев – ныне известный как святой праведный Иоанн Кронштадтский.

Во время крестного хода, остановившись на Чкасовой горе владыка Дмитрий «сказалъ рѣчь, въ которой приглашалъ гражданъ г. Выщняго-Волочка устроить на этой горѣ (съ которой виденъ весь городъ и Казанскій монастырь съ окрестностями) часовню, тѣмъ болѣе, что на эту гору ежегодно, кромѣ 1 мая, крестные ходы совершаются и въ другіе дни (какъ-то: въ праздники Казанской иконы Божіей Матери)». Проект часовни 24 августа 1897 г. составил гражданский инженер Л. Ежовский и представил на утверждение в Тверскую духовную консисторию. Проект часовни сохранился среди бумаг Тверского государственного архива[43], но вот сведений о том, были ли он выполнен, пока не обнаружено. Известно лишь то, что на Чкасовой горе в месте традиционной встречи двух крестных ходов стоял каменный поклонный крест, устроенный вышневолоцким купечеством в память об этом традиционном событии. Сохранилось две открытки с фотографией этого поклонного креста, сделанные уже после постройки Андрониковского собора.

По возвращении в Казанскую обитель, крестный ход проследовал к месту закладки будущего Андрониковского собора монастыря. «При пѣніи молебновъ — Божіей Матери, святителямъ Григорію, просветителю Арменіи, Иннокентію, епископу Иркутскому, и всѣмъ святымъ, былъ совершенъ крестный ходъ на мѣсто устраеваемаго въ монастырѣ величественнаго трехпрестольнаго храма, - писали Тверские епархиальные ведомости», - и произведена была закладка главнаго храма Преосвященнымъ, а придѣльныхъ — архимандритомъ Алексіемъ и Кронштадтскимъ прот. I. И. Сергіевымъ».

Престолы будущего храма планировалось освятить в честь Андрониковой иконы Пресвятой Богородицы – главный престол храма, а придельные в честь Святителя Григория Просветителя Армении и в честь Всех Святых.

17 июня начинается дело Губернского правления об утверждении сметы лесных материалов на постройку в Вышневолоцком Казанском женском монастыре трехпрестольного каменного храма. Закончили дело 9 декабря 1898 г.[44] За 1898 г. проходит так же дело о выдаче сборной книги, т.е. строительство ведётся на средства, которые собираются всем миром. За 1899 г. следует запись «о выдаче сборной книги на построение нового трехпрестольного каменного храма».[45] Так называемые «Сборные книги» - это вид особого финансового документа, который выдавался для записи сборов на строительство нового храма за печатью Духовной консистории. Эти книги хранились у особо назначенных для этой цели лиц из духовного звания или простого народа, которые заносили в эти книги все пожертвования и крупные и мелкие и затем отчитывались по ним.

Одним из основных жертвователей на возведение нового монастырского храма в честь Андрониковой иконы Божией Матери стал известный священник протоиерей Иоанн Ильич Сергиев – настоятель Андреевского собора в Кронштадте. Он «и раньше помогал уже обители, но со времени начатия постройки теплого собора усугубил свои жертвы, которые продолжает и ныне, видя нужды многочисленной обители» [46], - писал составитель биографии игумении Досифеи. Он же указывает: «Впоследствии нашлись и другие, новые благодетели из купечества, так что при их общем усердном содействии, сравнительно в непродолжительном времени был воздвигнут трехпрестольный, величественный и обширный храм, средний престол которого посвящен Матери Божией, в честь Её чудотворной иконы Андрониковой». За год до завершения постройки Андрониковского собора игумения Досифея получила в награду «золотой наперсный крестъ, пожалованный ей изъ Кабинета Его Величества, по всеподданнѣйшему докладу Синодальнаго Оберъ-Прокурора, согласно опредѣленію Святѣйшаго Синода, въ 6 день мая».[47]

В 1900 г. снова выдается «Сборная книга»[48]. В это время согласно клировой ведомости «производится внутреннее убранство» и собор «готовится к освящению».[49] 1901 г. прошений на выдачу сборных книг подано в консисторию два.[50] В том же 1901 г. собор был окончен постройкой. 6 сентября 1901 г. младший архитектор Тверского строительного отделения подал рапорт, где писал о том, что при осмотре строившейся пожарной каланчи в Вышнем Волочке, он узнал, что предполагается освящение храма. Освящение планируется 16 и 17 сентября, а вот осмотра новой постройки архитектором произведено ещё не было[51]. Однако тут же выяснилось, что осмотр постройки уже был и производил его 24 июня 1901 г. художник архитектуры Дмитрий Евгеньевич Виноградов[52], который окончил всё то же Московское училище живописи ваяния и зодчества. Согласно его заключению «по осмотру оказалось, что постройка произведена прочно, правильно, и все согласно утвержденных чертежей и препятствий к освящению храма с технической стороны не встречается»[53].

Интерьеры собора и его освящение.

В страховых ведомостях сохранилось описание тёплого собора Казанской обители, где особое внимание уделялось и методам постройки храма. «Собор во имя Андрониковской Божией Матери, каменный, на высоком гранитном цоколе, снаружи оштукатурен, отделан лепной работой, окрашен масляной краской, внутри стены и своды оштукатурены, окрашены масляной краскою и отделаны орнаментами и картинами масляной краскою. Пол в храме бетонный. Крыша железная, покрашена масляной краскою. Длина собора 66 аршин, наибольшая ширина 48 аршин, высота до верха карниза 25 аршин. На церкви имеется 1 большая глава с сквозным фонарем деревянным и 4 малых главы с фальшивыми окнами. Всех окон в храме 40 с двойными рамами и железными решетками и в паперти 3 окна. Дверей деревянных филенчатых: двухстворчатых 4, таких же стеклянных 2, одностворчатых 1 и стеклянная 1».

Интерьер Андрониковского собора. 1980-е гг.В интерьере собора прежде всего внимание обращал на себя иконостас собора. «Иконостас столярной прекрасной работы с резьбою, в главном приделе сплошь золоченый, а в двух боковых приделах выкрашен светло-синею масляною краскою, с вызолоченными колонками и резьбою, размером в длину 43 аршина, высотою 17 ½ аршина (оценен в 28.000 р.)».

Более подробно иконостас описала в 1920-х гг. игумения Амвросия: «Иконостас на чеканке в шесть ярусов. Первый ярус двадцать две большия иконы, из них: небольшая чтимая икона Божией Матери Андрониковой, с держащими ее Святым Ефремом Сириным и мученицей Неонилой в сребро-позлащенной ризе, средина золотая с камнями. Икона Казанской Божией Матери в сребропозлащенной ризе, украшенной стразами; убрус шитый жемчугом. Небольшая икона Божией Матери Корсунская в сребропозлащенной ризе, одежда из серебра в виде жемчуга, корона и звезды на иконе украшены камнями. Три иконы живописные со сребропозлащенными венцами. Остальные иконы живописные без риз и венцов. Трои царских врат, в них восеманадцать икон. Во втором ярусе двадцать три небольшие живописныя иконы. В третьем ярусе двадцать шеть небольших живописных икон. В четвертом ярусе двадцать две больших иконы. В пятом ярусе двадцать две больших иконы».[54]

По требованию новой власти имущество храмов монастыря распределялось между ответственными лицами, которыми выступили монахини обители. Тогда же составили о опись Андрониковского собора. «Теплый трехпресстольный собор, - писала матушка Амвросия, - В нем алтарь: три престола и три жертвенника мраморные. У престола: три металлических семисвечника, три запрестольных креста и три запрестольных изображения Божией Матери живописные, в ризах два из них».[55]

На восточной стене среднего придела находилась «Большая запрестольная икона Воскресения Христова у коего деревянный живописный крест и икона Божией Матери Греческая». На восточной стене правого придела находился большой образ «Моления о Чаше», а на восточной стене левого придела – «Господь Вседержитель».[56]

Святынями нового собора были «на столиках два Ковчега с частицами святых мощей и небольшая икона Святой Анны Кашинской с частицами ея мощей».[57]

Освящение каменного собора в честь Андрониковой иконы Пресвятой Богородицы состоялось 16 и 17 сентября 1901 г.[58] Обстоятельно торжества освящения Андрониковского собора описаны в Тверских епархиальных ведомостях и позволяют живо представить всё то, что происходило под сводами Андрониковского собора в эти торжественные дни, а так же восстановить список участников этого исторического события[59].

Торжество освящения главного престола в честь Андрониковой иконы Божией Матери началось «Сентября 16, Воскресенье, в Недѣлю 15 по Пятидесятницѣ и недѣлю по Воздвиженіи честнаго и животворящаго креста Господня». Его возглавил сам высокопреосвященный архиепископ Димитрий (Самбикин).

«По случаю освященія въ Казанскомъ Вышневолоцком дѣвичьемъ монастырѣ новопостроеннаго каменнаго трехпрестольнаго соборнаго храма, Архіепископомъ Димитріемъ было совершено всенощное бдѣніе въ главномъ отдѣленіи (престолъ) храма, посвященнаго мѣстно чтимой Андрониковской иконѣ Пресв. Богородицы, въ сослуженіи около 20 священнослужащихъ, - писали «Тверские епархиальные ведомости», - Послѣ 1 каѳизмы старшимъ священникомъ монастыря Вас. Страшининымъ было произнесено «Сказаніе объ Андрониковской иконѣ Божіей Матери», а затѣмъ — Высокопреосвященнымъ Димитріемъ былъ прочитанъ акаѳистъ Пресв. Богородицѣ (Благовѣщенскій)».

Само торжество освящения началось «въ 8 часовъ утра (16) перезвонъ къ богослуженію и благовѣстъ, во время котораго было совершено освященіе воды, а затѣмъ — освященіе храма въ честь Пресв. Богородицы (ради Ея иконы, именуемой Андрониковской, празднество которой совершается 1 мая). Крестный ходъ со св. мощами былъ изъ монастырскаго храма Казанской иконы Божіей Матери».

Впечатляет список участников торжества освящения собора: «Въ освященіи престола и первой литургіи участвовали (съ Высокопреосвященнымъ Димитріемъ): Андреевскаго собора г. Кронштадта прот. Іоаннъ Ил. Сергіевъ, наст. Казанскаго Вышнев. собора прот. Петръ Алексѣевъ, строитель Николо-Столпенской пустыни іером. Антоній, священники Казанскаго Вышневол. монастыря — Василій Страшининъ, Прокопій Березинъ, Михаилъ Беневоленскій, церкви города Торжка Іоаннъ Чернышевъ, бывшій преподаватель Новот. дух. училища свящ. Павелъ Доброхваловъ, Успенскаго Могилевскаго женскаго монастыря свящ. Петръ Воскресенскій, экономъ С.-Петербургской дух. академіи свящ. Капитонъ Клириковъ, Никол. церкви дер. Кашарова (монастырскаго хутора) свящ. Николай Клириковъ, іером. Иверскаго Валдайскаго монастыря Анатолій и Саввы-Вишерскаго монастыря іером. Іоаннъ». Завершилось торжество молебном к Пресвятой Богородицы.

17 сентября в день памяти святых мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии состоялось освящение двух боковых престолов собора. Правый престол собора был посвящен великомученику Димитрию Солунскому и преподобному Иоанну Рыльскому. Здесь владыка Димитрий совершил всенощное бдение.

Затем «въ 4 часа пополуночи — утреня отправлена была прот. Вышневол. Казанскаго собора Петромъ Алексѣевымъ, въ сослуженіи 6 священнослужителей, а затѣмъ имъ былъ освященъ лѣвый придѣлъ въ честь св. Григорія, просвѣтителя великой Арменіи, св. Иннокентія, епископа Иркутскаго, и всѣхъ святыхъ».

Освящение правого придела состоялось «предъ позднею литургіею Архіепископомъ Димитріемъ». Во время литургии в этом приделе Владыке сослужили «свящ. Усп. церкви, что на станціи Спирово. Николай Загорский, наст. Николо-Столпенской пустыни іером. Анатолій, епархіальный миссіонер свящ. Павел Шавров, Петропавловской церкви города Вышняго-Волочка свящ. Василій Ушмарский, Казанскаго собора гор. Вышняго-Волочка священник Ник. Кобаров, Преображенской кладбищ. церкви г. Вышняго-Волочка свящ. Василій Львов, свящ. с. Быстраго, Вышнев. уѣзда, Іоанн Покровский и іером. Тверского архіер. дома Виталий».

Владыка Димитрий ещё раз посетил Андрониковский собор и отслужил в нём службу 13 августа 1902 г.[60], а затем 7 октября 1902 г. совершил в Андрониковском соборе заупокойную литургию и отпевание казначеи обители монахини Макарии.[61] Тело строительницы храма было погребено в особо устроенной усыпальнице под собором. «Послѣ прочтенія Архипастыремъ разрѣщительной молитвы и пѣнія надгробной церковной пѣсни „Зряще мя безгласна и бездыханна предлежаща", гробъ съ останками почившей былъ поднятъ руками сестеръ обители и въ сопровожденіи Архипастыря отнесенъ въ особо устроенную подъ Андрониковскимъ храмомъ усыпальницу», - писали «Тверские Епархиальные ведомости».[62]

Усыпальница под Андрониковским собором упоминается в «Тверских епархиальных ведомостях» в связи с посещением владыкой Димитрием Казанского монастыря 26 октября 1903 г. «Въ 5 часу пополудни Высокопреосвященнымъ Димитріемъ въ усыпальницѣ (подъ Андрониковскимъ храмомъ), въ сослуженіи прот. Петра Алексѣева, священниковъ Вас. Страшинина, Мих. Беневоленскаго, Ник. Клирикова и Арк. Тяжелова, отправлена была панихида по (бывшей казначеѣ) монахннѣ Макаріи, схимонахинѣ Пелагіи, князѣ Арсеніи (Путятинѣ), благотворителяхъ обители Ефремѣ и Неониллѣ (Сивохиныхъ) и друг.»[63]. Примечательно, что «Высокопреосвященный Димитрій послѣ богослуженія обозрѣвалъ монастырскій холодный (Казанскій) соборъ, больничную церковь въ честь, св. прор. Иліи, посѣтилъ больницу, иконописную и осматривалъ вновь сооруженную каменную ограду». Каменная ограда обители, сооруженная в 1903 г. есть на единственной открытке с видом монастыря с Чкасовой горы.

Судьба храма, его интерьеров и святынь в XX в.

XX век принёс обители новые испытания. Монастырь ждало разграбление и закрытие. Документы тех лет дают отрывочное представление о судьбе монастырских святынь и икон из храмов обители. Однако, некоторые сведения удаётся найти в документах действовавших на тот момент приходов Вышневолоцкого уезда. Так в регистрационном деле Скорбященской церкви с. Паношино (ныне это территория г. Удомля), настоятелем которой был сын старшего монастырского священника о. Михаила Беневоленского – будущий священномученик Димитрий (Беневоленский), есть сведения о закрытии монастыря и вывезенных в Паношино иконах Андрониковского собора.

Документ о передаче вещей в Паношинскую церковь. 1924 г.«5 декабря 1924 г. из теплаго собора бывшаго Казанскаго монастыря, - писали члены приходского совета Паношинской церкви, - при ликвидации его в церковь с. Паношино Вышневолоцкого уезда взяты следующие вещи.

Иконы из 1-го яруса правого придела:

  1. Спасителя местная,
  2. Божией Матери,
  3. Архангела Гавриила,
  4. Архангела Михаила.
  5. .

Из второго яруса:

  1. Рождество Пресвятыя Богородицы.
  2. Покрова Божией Матери.
  3. Воздвижение.
  4. Вход Господень во иерусалим.
  5. Крещение.
  6. Сретение.
  7. Тайная вечеря.
  8. Несение креста.
  9. Лобзание Иуды.
  10. Смоленской Божией Матери.
  11. Исхождение Господа пред Каиафой.
  12. Темничка.

Из алтаря среднего пределеа:

  1. Икона Господа Вседержителя.
  2. Икона Св. Макария Калязинского и Николая Чудотворца.
  3. Три Напрестольныя креста, три подсвечника, один аналой деревянный, икона распятия.
  4. Два складных аналоя для чтения».

К документу на полях сделана приписка: «Все иконы живописныя, без риз, за исключением образа св. Николая, на каковом легкая серебряная риза».[64]

О судьбе самого Андрониковского собора обители известно из документа, составленного 9 апреля 1927 г. «Монастырские церкви /бывший женский Казанский монастырь/ переоборудованы под театр и клуб для 144 Стрелкового полка», - писалось в нём.[65] В дальнейшем собор был лишен четырёх угловых куполов (очевидно, они были деревянными, как это следует из страховой описи храма), полностью уничтожили новые «пользователи» систему калориферного отопления собора, а так же осквернили вскрытием захоронения основательницы, чтимых монахинь и благотворителей монастыря, находившиеся под собором в особой крипте. Последним ударом по собору стал его ремонт в конце 1990-х гг. Внешнее восстановление собора не только не решило главной его проблемы – уничтоженной дренажной системы, отчего водою с болотистых берегов реки Тверцы заливает подвалы собора. Тогда же сбили или забелили почти все сохранившиеся на тот момент росписи храма, а так же фрагменты правого придельного иконостаса, которые остались только на черно-белых фотографиях архитектурного паспорта и цветных фотографиях, сделанных первым священником возрожденного монастыря о. Александром Клишиным. Остались от прежних интерьеров лишь полы с рисунками из мелких фрагментов гранита и мрамора.

Какова же судьба древней святыни собора, стоявшей в центральном иконостасе храма – Андрониковой иконы Божией Матери. Она упоминается в описи, составленной игуменией Амвросией в иконостасе храма. После закрытия и разграбления монастыря, святыню перенесли в Никольский храм Кашаровской киновии обители, который действовал дольше других храмов упраздненного женского монастыря. На этот факт проливает свет документ, составленный 24 мая 1929 г.

Акт передачи Андрониковой иконы в Богоявленский собор Вышнего Волочка«Мы нижеподписавшиеся – учнадзиратель Вышневолоцкой милиции тов. Закис и староста В.Волоцкого Богоявленско-Казанского обора Бителев В.В. в присутствии члена приходского совета Никольско-Кашаровской церкви – Чеваковой, - записано в акте передачи образа, - согласно разрешения Адмистративного отдела от 22-го мая с/г составили настоящий акт о том, что икона Андрониковской Божией Матери, размером 7 на 5 вершков в золотой ризе семьдесят второй пробы весом 1 ¼ фунтов по определению эксперта ювелира Орлова во время изъятия ценностей 1922 г. мая 8-го дня и находящиеся на ризе семь камней простых, венчик обложен поддельными камнями и мелким жемчугом передаётся из Никольской Кашаровской церкви в Богоявленско-Казанский собор на хранение. Означенную икону исключить из описи Никольской церкви и внести в опись Казанско-Богоявленского собора».[66]

Андроникова икона находилась в интерьере Богоявленского собора вплоть до закрытия и разграбления храма в 1939-1940-х гг. Затем она находилась в экспозиции краеведческого музея, откуда была возвращена во вновь открывшийся собор в 1947 г. В 1984 г. икона была похищена из собора и по некоторым сведениям следы образа появляются в журнале «Профиль» в рассказе об олигархе, который подарил на 70-летие святейшему Патриарху Алексию II древнюю греческую икону. Художник-монументалист, реставратор и общественный деятель Алексей Артемьев, осматривавший икону и снимавший с неё кальку в Богоявленском соборе Вышнего Волочка, на фотографии в журнале узнал образ. Но где теперь находится чтимая чудотворная икона сведений нет…[67]

Вышневолоцкий Казанский женский монастырь с 1991 г. возрождается. Под сводами Андрониковского собора уже совершалась Божественная литургия, но из-за сырости пока совершать богослужения в храме постоянно невозможно. И всё же молитва, зазвучавшая однажды под сводами единственного в мире храма в честь Андрониковой иконы Божией Матери не оставит эти стены. И мы верим, что общими силами будет возрождена святыня Тверской земли и тогда и чудотворная икона вернётся в свой дом.

 

 

 

[1] Досифея Салтыкова (из крестьян Ярославской губернии), игумения, основательница и первая настоятельница Вышневолоцкого Казанского монастыря, + 1906, 80 л. (Вышний Волочёк, Казанский женский монастырь, под теплым собором)// Шереметьевский В.В. Русский провинциальный некрополь: Т. 1. Москва: типо-литография товарищества И.Н. Кушнерев и Ко, 1914. - С. 266.

[2] Пелагия, схимонахиня, + 1884, 85 л. На гробнице написано любимое изречение покойной: «Молись непрестанно, кайся повсечастно, люби всякого человека, и согрешить будет некогда» (Вышний Волочёк, Казанский женский монастырь, под теплым собором; память ея чтится окрестными жителями, и на ея могиле служат много панихид)// Шереметьевский В.В. Русский провинциальный некрополь: Т. 1. Москва: типо-литография товарищества И.Н. Кушнерев и Ко, 1914. - С. 669-670.

[3] Путятин князь Арсений Степанович, Вышневолоцкий предподитель дворянства, основатель Вышневолоцкого Казанского женского монастыря, + 1882, 74 л. (Вышний Волочёк, Казанский женский монастырь, под теплым собором)// Шереметьевский В.В. Русский провинциальный некрополь: Т. 1. Москва: типо-литография товарищества И.Н. Кушнерев и Ко, 1914. – С. 719.

[4] Жизнеописание основательницы Вышневолоцкаго Казанскаго монастыря игумении Досифеи. Тверь. Типография Губернского Правления, 1906. - С. 53.

[5] Вышний Волочёк. Казанский женский монастырь// ГАТО. Ф. 466. Оп. 1. Д. 79590. Л. 1.

[6] Вышний Волочёк. Казанский женский монастырь// ГАТО. Ф. 466. Оп. 1. Д. 79590. Л. 4.

[7] Смирнов Г.К. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Тверская область: Ч. 3. – М.: Индрик, 2013. – С. 463.

[8] Казанский женский монастырь// РГБ. Ф. 262. К. 51. Е.х. 3. Л. 71.

[9] Паспорт памятника «Монастырь Казанский, вторая половина XIX в. Калининкая область, г. Вышний Волочёк, Красный городок». Вкладыш № 1. Архив Комитета по охране памятников Тверской области.

[10] Казанский женский монастырь// РГБ. Ф. 262. К. 51. Е.х. 3. Л. 83 об.

[11] Сказания о Казанской женской общежительной обители близ г. Вышнего Волочка Тверской епархии. Тверь. Типография Губернского правления, 1890. - С. 106-107.

[12] Казанский женский монастырь// РГБ. Ф. 262. К. 51. Е.х. 3. Л. 83 об.

[13] Сказания о Казанской женской общежительной обители близ г. Вышнего Волочка Тверской епархии. Тверь. Типография Губернского правления, 1890. - С. 168-169.

[14] Казанский женский монастырь// РГБ. Ф. 262. К. 51. Е.х. 3. Л. 83 об.

[15] Казанский женский монастырь// РГБ. Ф. 262. К. 51. Е.х. 3. Л. 84.

[16] Казанский женский монастырь// РГБ. Ф. 262. К. 51. Е.х. 3. Л. 120.

[17] Казанский женский монастырь// РГБ. Ф. 262. К. 51. Е.х. 3. Л. 78 об.

[18] Казанский женский монастырь// РГБ. Ф. 262. К. 51. Е.х. 3. Л. 133.

[19] Казанский женский монастырь// РГБ. Ф. 262. К. 51. Е.х. 3. Л. 76.

[20] Андроникова икона Божией Матери// РГБ. Ф. 262. К. 1. Е.х. 1. Л. 265-265 об.

[21] Андроникова икона Божией Матери// РГБ. Ф. 262. К. 1. Е.х. 1. Л. 13 об.

[22] Андроникова икона Божией Матери// РГБ. Ф. 262. К. 1. Е.х. 1. Л. 14 об.

[23] Андроникова икона Божией Матери// РГБ. Ф. 262. К. 1. Е.х. 1. ЛЛ. 15 об – 16.

[24] Андроникова икона Божией Матери// РГБ. Ф. 262. К. 1. Е.х. 1. Л. 16 об.

[25] Принесение древней греческой иконы Богоматери в Троицкий собор, что на Петербургской стороне. СПб. Типография А.М. Котомина, 1875.

[26] Андроникова икона Божией Матери// РГБ. Ф. 262. К. 1. Е.х. 1. Л. 97.

[27] Казанский женский монастырь// РГБ. Ф. 262. К. 51. Е.х. 3. Л. 77.

[28] Казанский женский монастырь// РГБ. Ф. 262. К. 51. Е.х. 3. Л. 77-77 об.

[29] Денис Ивлев. Андроникова икона. Нашёлся ещё один список с образа// Православный Вышний Волочёк. Интернет: vk.com/club100914789?w=wall-100914789_3438.

История ее появления в Лавре такова. В 1991 г. пожилая киевлянка пожертвовала возрождающейся Киево-Печерской Лавре список чудотворного образа, написанный инокиней Вышневолоцкого Казанского монастыря Рафаилой 4 августа 1889 г. (о чем свидетельствует надпись на иконе). На ребре этой иконы находится еще одна надпись: «Икона принадлежала Марии Емельяновне Близнюк. 1909 г. Киев». В 2001 г. в мастерской Лавры был изготовлен фигурный киот с резной рамой, в которую были вставлены частицы мощей 24 угодников Божиих:
1) апостола Андрея Первозванного (162 г.);
2) апостола первомученика и архидиакона Стефана (34 г.);
3) свт. Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской (+379 г.);
4) мч. младенца, от Ирода за Христа в Вифлееме убиенного (I в.);
5) сщмч. .Александра, архиепископа Харьковского (+ 1939 г.);
6) мч. Маманта Кесарийского (+ 275 г.);
7) мч. Меркурия Кесарийского (III в.);
8) вмч. и целителя Пантелеймона (I 305 г.);
9) вмц. Евфимии Всехвальной, Халкидонской (| 304 г.);
10) вмц. Варвары Илиопольской (+306 г.);
11) прп. Феодоры Александрийской (+496 г.);
12) прп. Феодосия Великого (+529 г.);
13) св. блгв. вел. кн. Александра Невского (+ 1263 г.);
14) прп. Иова Почаевского (+ 1651 г.);
15) прп. Серафима Саровского (+ 1833 г.);
16) свт. Мелетия, архиепископа Харьковского (+ 1840 г.);
17) свт. Афанасия, патриарха Царьградского, Лубенского чудотворца (+ 1654 г.);
18) свт. Димитрия, митрополита Ростовского (+ 1709 г.);
19) свт. Феофана, затворника Вышенского (+ 1834 г.);
20) свт. Феодосия, архиепископа Черниговского (+ 1696 г.);
21) свт. Игнатия, епископа Ростовского (+ 1288 г.);
22) свт. Никиты, затворника Печерского, епископа Новгородского (+ 1108 г.);
23) свт. Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца (+ 345 г.);
24) сщмч. Макария, митрополита Киевского (+ 1497 г.).

С 29 июня 2001 г. перед этой иконой в Лавре начали служить Акафист Божией Матери (по 6-й песни канона на субботней утрене). Празднование Андрониковой иконе Божией Матери совершается 1/14 мая (в воспоминание о перенесении образа из Санкт-Петербурга в Вышневолоцкую Казанскую обитель) и 22 октября/2 ноября.

[30] Денис Ивлев. Вышневолоцкая Андроникова икона Божией Матери. Вышний Волочёк. «Ирида-прос». – С. 7.

[31] Икона «Андроникова Божья Матерь». Отпечаток с негатива начала XX в. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный музей-заповедник «Петергоф». Номер по КП (ГИК): ГМЗ Пф КП 47578/28. Госкаталог: 24465252.

[32] Телеканал «Союз», фильм «Хранители памяти. Донской монастырь, Келья Святейшего Патриарха Тихона», 6 минута 18 секунда.

[33] Об отчуждении г. Вышним Волочком земли Казанскому женскому монастырю// ГАТО. Ф. 487. Оп. 1. Д. 3885. Л. 1.

[34] Об отчуждении г. Вышним Волочком земли Казанскому женскому монастырю// ГАТО. Ф. 487. Оп. 1. Д. 3885. Л. 16-17.

[35] Опись дел Вышневолоцкого Казанского женского монастыря// ГАТО. Ф. 160. Оп. 1.

[36] Дело Тверскагогубернскаго Правления по отношению Тверской духовной консистории о разрешении на постройку трехпрестольнаго плана (храма?) в Вышневолоцком Казанском женском монастыре. Начато 13 марта 1901 г. окончено 26 марта 1908 г. Далее: 1897. Проект Андрониковского собора Казанского женского монастыря в Вышнем Волочке// ГАТО. Ф. 466. Оп. 1. Д. 84557. Л. 1.

[37] Список построек Николая Петровича Маркова:

  1. Церковь Михаила Архангела (1884—1891, с. Карпово Воскресенского района Московской области);
  2. Колокольня Собора Воскресения Христова (1888, Волоколамск, Горная улица);
  3. Трапезная и приделы церкви Рождества Пресвятой Богородицы (1892, с. Старая Руза Рузского района Московской области), не сохранилась;
  4. Соборная часовня в Волоколамске (1890, г. Волоколамск, ул. Горвал).
  5. Церковь Воскресения Словущего в Воскресенске (1891-1898, Московская область, г. Восркесенск, ул. Благодатная, 1).
  6. Церковь Рождества Богородицы в Старой Рузе (1892, Московская область, Рузский район, с. Старая Руза).
  7. Перестройка церкви Николая Чудотворца, что в Котельниках (1892, МоскваПервый Котельнический переулок, 8);
  8. Церковь Михаила Архангела (1892—1913, д. Городково Шаховского района Московской области);
  9. Доходный дом (1898, Москва, Нащокинский переулок, 16);
  10. Доходный дом Шиховых (1899, Москва, Первый Котельнический переулок, 5, стр. 1, 2), ценный градоформирующий объект;
  11. Церковь Преображения Господня в Страдани-Спасском (1907, ур. Страдня (окраина с. Красное) Подольского района Московской области);
  12. Доходный дом (1903, Москва, Гоголевский бульвар, 17);
  13. Ограда Калитниковского кладбища (?, Москва, Большой Калитниковский проезд, 11).

 

[38] 1897. Проект Андрониковского собора Казанского женского монастыря в Вышнем Волочке// ГАТО. Ф. 466. Оп. 1. Д. 84557. Л. 8.

[39] Проект Андрониковского собора Казанского женского монастыря в Вышнем Волочке// ГАТО. Ф. 466. Оп.1. Д.84557. Л.5, 5а, 6,6а.

[40] Проект Андрониковского собора Казанского женского монастыря в Вышнем Волочке// ГАТО. Ф. 466. Оп.1. Д.84557. Л. 1 об.

[41] 1900. Клировые ведомости// ГАТО. Ф. 160. Оп. 1. Д. 16174. Л. 1 об – 2.

[42] Т.Е.В., 1897, №10 (15 мая 1897).

[43] Проект часовни на Чкасовой горе// ГАТО. Ф. 466. Оп. 1. Д. 82733. Л.2а.

[44] Дело Губернского Правления об утверждении сметы лесных материалов на постройку в Вышневолоцком Казанском женском монастыре трехпрестольного каменного храма 17.06.1897 – 9.12.1898// ГАТО. Ф. 466. Оп. 1. Д. 82721.

[45] Опись дел Вышневолоцкого Казанского женского монастыря// ГАТО. Ф. 160. Оп. 1.

[46] С. 54.

[47] Т.Е.В., 1900, №19 (1 октября 1900).

[48] Опись дел Вышневолоцкого Казанского женского монастыря// ГАТО. Ф. 160. Оп. 1.

[49] Клировые ведомости за 1900 г.// ГАТО. Ф. 160. Оп. 1. Д. 16174. Л. 1 об – 2.

[50] Опись дел Вышневолоцкого Казанского женского монастыря// ГАТО. Ф. 160. Оп. 1.

[51] Проект Андрониковского собора Казанского женского монастыря в Вышнем Волочке// ГАТО. Ф. 466. Оп.1. Д.84557. ЛЛ. 9-12.

[52] Виноградов Дмитрий Евгеньевич (1862 – после 1926), российский архитектор, член Московского общества архитекторов с 1893 г. Родился в Москве. Окончил школу живописи, ваяния и зодчества (1884 г.). Некоторое время работал помощником архитекторов Розанова и Быковского, а затем перешел к самостоятельной практике. Архитектор Ведомства Учреждений императрицы Марии. Источник: Чеботарь Александр Мирчевич. Зодчие Москвы времени эклектики, модерна и неоклассицизма (1830-е – 1917 гг.), М.: КРАБиК, 1998. – С. 60. Электронная версия со списком работ на сайте «Храмы России» в разделе «Архитекторы»: http://temples.ru/architect.php?ID=380

[53] Проект Андрониковского собора Казанского женского монастыря в Вышнем Волочке// ГАТО. Ф. 466. Оп.1. Д.84557. Л. 14-14 об.

[54] Церковная опись Вышневолоцкого Казанского женского монастыря. Документы (список членов Совета, устав, опись имущества) Казанского женского монастыря, Казанского и Богоявленского соборов за 1923-1930 гг.// Вышневолоцкий государственный архив. Ф. 32. Оп. 1. Д. 11. Л. 108 об. - 109.

[55] Церковная опись Вышневолоцкого Казанского женского монастыря// Вышневолоцкий государственный архив. Ф. 32. Оп. 1. Д. 11. Л. 108 об. - 109. Л. 170.

[56] Церковная опись Вышневолоцкого Казанского женского монастыря// Вышневолоцкий государственный архив. Ф. 32. Оп. 1. Д. 11.ЛЛ. 170-171.

[57] Церковная опись Вышневолоцкого Казансского женского монастыря// Вышневолоцкий государственный архив. Ф. 32. Оп. 1. Д. 11. Л. 109 об.

[58] Тверской епархии Вышневолоцкаго уезда клировые ведомости. 1910 г.// ГАТО, Ф. 160, Оп. 1, Д. 16176. Л. 133.

[59] Т.Е.В., 1901, №21 (1 ноября 1901).

 

[60] Т.Е.В., 1902, №21 (1 ноября 1902).

 Августа 13. Вторникъ. Отданіе праздника Преображенія Господня и обрѣтеніе мощей иже во святыхъ отца нашего Тихона, Епископа Воронежскаго и Задонскаго, чудотворца. Въ Трехсв. церкви архіер. дома, въ Трехсвятскомъ, Архіепископомъ Димитріемъ отправлена была всенощная, въ сослуженіи іеромонаховъ — Сергія, Галактіона, Іосифа, Виталія и свящ. Мих. Королева. Послѣ 1-й каѳизмы Высокопреосвященнымъ Димитріемъ былъ прочитанъ акаѳистъ св. Тихону. Литургія Архіепископомъ Димитріемъ была совершена въ храмѣ Андрониковской Божіей Матери, что въ Вышневолоцкомъ Казанскомъ женскомъ монастырѣ, въ сослуженіи монастырскихъ священниковъ — Василія Страшинина, Прокопія Березкина и Михаила Беневоленскаго. Высокопреосвященнымъ Димитріемъ сказано было поученіе изъ жизни св. Тихона, а затѣмъ по заамвонной молитвѣ предъ иконою Преображенія Господня были пропѣты тропарь и кондакъ празднику, по случаю отданія онаго. Послѣ литургіи Высокопреосвященнымъ Димитріемъ, въ сослуженіи благ. 1 Вышнев. округа 1902 прот. Петра Алексѣева, вышоупомянутыхъ священниковъ и свящ. Никол. церкви д. Кошары Ник. Клирикова, отслужены были молебны Пресв. Богородицѣ и св. Тихону, а по 6-й пѣсни канона прочитанъ былъ акаѳистъ Успенію Божіей Матери; молебенъ былъ законченъ прочтеніемъ молитвы св. Тихону. Затѣмъ Высокопреосвященнымъ Димитріемъ посѣщенъ былъ НиколоСтолпенскій монастырь, въ которомъ свято чтится чудотворный рѣзной образъ св. Николая чудотворца, и осмотрѣны обѣ монастырскія церкви, посѣщено зданіе монастырской церк.-прих. школы, въ коей въ истекшемъ учебномъ году обучалось 37 дѣтей. На пути въ Вышній-Волочокъ посѣщена была церковь Казанской Божіей Матери, приписанная къ Вышневолоцкому Казанскому собору, и церковь Александра Невскаго, принадлежащая къ Николо-Столпенскому мужскому монастырю. Въ Казанскомъ соборѣ г. Вышняго-Волочка (въ 6 час. вечера) Высокопреосвященнымъ Димитріемь, при участіи наст. собора прот. Петра Алексеева и всѣхъ городскихъ священниковъ, отслуженъ былъ предъ мѣстно чтимою иконою Казанской Божіей Матери молебенъ, съ прочтеніемъ на ономъ послѣ 6-й пѣсни — акаѳиста (составленнаго въ честь Казанской иконы Пресв. Богородицы).

[61] Т.Е.В., 1902, №23 (1 декабря 1902).

Октября 7. Понедѣльникъ. Высокопреосвященнымъ Димитріемъ была совершена заупокойная литургія въ церкви иконы Божіей Матери, именуемой Андрониковскою, что въ Вышневолоцкомъ Казанскомъ соборѣ, въ сослуженіи благ. монастырей, наст. Усп. Желт. монастыря архим. Владиміра, наст. Казанскаго Вышневолоцкаго собора прот. Петра Алексеева, прот. Успенской 1902 церкви (принадлежащей къ Вышневолоцкому монастырю) близъ станціи Спировой (по Николаевской желѣзной дорогѣ) Николая Загорскаго, наст. Николо-Столпенской пустыни іером. Антонія, монастырскихъ священниковъ Василія Страшинина, Прокопія Березина и Николая Клирикова, іером. Отроча монастыря Германа, Троицкой церкви г. Вышняго Волочка свящ. Петра Преображенскаго и свящ. села Быстраго, Вышнев. уѣзда, Іоанна Покровскаго. На литургіи проповѣдь была произнесена свящ. Вас. Страшининымъ. Послѣ литургіи Высокопреосвященнымъ Димитріемъ съ вышеупомянутыми священнослужителями, къ коимъ присоединились и другіе священники церквей г. Вышняго-Волочка, было совершено отпѣваніе тѣла казначеи монастыря, монахини Макаріи. Предъ отпѣваніемъ священникъ Прокопій Березинъ произнесъ поученіе, а затѣмъ, по прочтеніи Евангелія, свящ. Іоанномъ Покровскимъ была сказана рѣчь. Тѣло почившей было погребено въ особо-устроенной подъ Андрониковскимъ храмомъ усыпальницѣ.

[62] Т.Е.В., 1903, № 2 (15 января 1903).

[63] Т.Е.В., 1903, №23 (1 декабря 1903).

[64] Паношинская церковь// Удомельский архив. Ф. 1. Оп. 1. Д. 4. Л. 22.

[65] Документы (список членов Совета, устав, опись имущества) Казанского женского монастыря, Казанского и Богоявленского соборов за 1923-1930 гг.// Вышневолоцкий государственный архив. Ф. 32. Оп. 1. Д. 11. Л. 339.

[66] Документы (список членов Совета, устав, опись имущества) Казанского женского монастыря, Казанского и Богоявленского соборов за 1923-1930 гг.// Вышневолоцкий государственный архив. Ф. 32. Оп. 1. Д. 11. Л. 379.

[67] Ивлев Д. Вышневолоцкая Андроникова икона Божией Матери. Вышний Волочёк. «Ирида» - прос, 2017. – С. 6-8.


Назад к списку