Георгия Победоносца и великомученицы Варвары села Матвеево - Архимандрит Антонин (Ефименко). Николо-Теребенский мужской монастырь Вышневолоцкого уезда (ныне Максатихинский район)
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Архимандрит Антонин (Ефименко). Николо-Теребенский мужской монастырь Вышневолоцкого уезда (ныне Максатихинский район)

 

Постриженник Валаамской обители.

Архимандрит Антонин (Ефименко).

Николо-Теребенский монастырь. Фото 1910-е гг.

Разбираясь с архивными источниками, никогда не знаешь, куда тебя приведёт исторический поиск. Особенно, если это касается людских судеб. Благодаря своему центральному положению между Москвой и Санкт-Петербургом Вышневолоцкий уезд наполнялся людьми с самых разных уголков России. И в особенности это касалось древних вышневолоцких монастырей. Это сейчас иной путешественник скажет, что Николо-Теребенский монастырь затерялся меж лесов и болот где-то в самой глуши Тверской губернии, а раньше любой паломник знал, что Николаевская Теребенская пустынь хоть и «находится от губернского города Твери в 150 верстах, от своего уездного города Вышняго Волочка около 100 верст, а от приходских церквей в 6 и 7 верстах» на реке на Мологе. И прославлена эта пустынь древним чудотворным образом Святителя Николая. Сюда-то, к святому Николаю, тянулись люди со своими бедами и горестями, просьбами и поиском утешения.

Монах Валаамского монастыряИ как выясняется ныне, управляли обителью люди высокой духовной жизни. Два епископа-новомученика вышли из стен Николо-Теребенского монастыря – преподобномученики Дионисий (Сосновский), епископ Измаильский и Василий (Богоявленский), архиепископ Черниговский. Отсюда вышел и преподобномученик Анатолий (Ботвинников) – будущий настоятель храмов в Сорогожском и Дубровском (Венецианове), принявший мученическую кончину в 1937 г.

Ещё одно имя открылось нам в истории обители в момент сбора материалов к книге по Николо-Теребенскому монастырю – это имя предпоследнего известного настоятеля обители архимандрита Антонина (Ефименко).

Путь архимандрита Антонина в Николо-Теребенский монастырь был долог. Но ещё более загадочной выглядит его судьба на фоне неординарной биографии и сведений «родился в 1855 или 1856 гг., скончался не ранее 1908 г.». В данной работе, мы установим некоторые подробности биографии архимандрита Антонина, ранее неизвестные исследователям.

Родился будущий настоятель Николо-Теребенского монастыря в Чернянской волости Новооскольского уезда Курской губернии в 1853 г. Происходил он из крестьян, в миру его звали Анастасий Ефименко. О детстве и юности его фактически ничего не известно, кроме того, что он  «домашнего образования».

Тридцати лет от роду он принимает решение посвятить свою жизнь Богу и поступает послушником в Валаамский Спасо-Преображенский мужской монастырь 5 августа 1883 г. Выборгской губернии. После испытательного срока 3 июня 1885 г. он определён указным послушником монастыря и 10 июня 1889 г. пострижен в монашество с именем Антонин.

Валаамский монастырь. Фото 1900 г.Рукоположение во иеродиакона состоялось 23 марта 1890 г., а через два года, 28 июля, произошло рукоположение во иеромонаха всё того же Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. Восемь лет иеромонах Антонин прослужил в Валаамской обители. Отец Антонин занимался иконописью и заведывал монастырской фотографией, затем был ризничным монастыря. Не смотря на то, что фотомастерская сделала множество снимков Валаама, фотографии самого заведующего найти не удалось. Здесь он был награждён набедренником 23 марта 1897 г. «за усердное прохождение послушаний и примерную монастырскую жизнь» и наперсным крестом 6 мая 1900 г. «за усердное прохождение должности ризничего Валаамского монастыря и примерную монашескую жизнь».

6 мая 1900 г. у иеромонаха Антонина началась новая страница биографии, связанная с Абалакским Знаменским монастырём (ныне Тобольский район Тюменской области).  В 1900 г. епископ Тобольский и Сибирский Антоний (Каржавин) выступил с ходатайством перед архиепископом Финляндским Николаем (Налимовым) о переводе части монахов и послушников в Абалакский Знаменский монастырь. Главной целью перевода было исправление здесь иноческой жизни. Среди 57 человек в Абалакский монастырь прибыл и иеромонах Антонин, который и был назначен настоятелем Абалакской обители.

Братия Валаамского монастыря. Фото 1900 г.Первым делом нового настоятеля стало введение строгого устава Саровской пустыни, что способствовало оживлению монашеской жизни в монастыре. Надзиратель Тобольского духовного училища протоиерей Ф. Чемагин так описывал состояние обители в 1902 г.: «Везде заметна попечительность и благоразумная распорядительность о. игумена; прежней грязи и следа нет, служение чинное, в храме скромное благолепие и чистота. Кельи вновь перестроены, в летней церкви для монахов устроены большие хоры. Во дворе монастырском устроены аллеи, против гостиницы на берегу разбит садик. Отсюда с высоты 25 сажен над рекою представляется глазам паломника чудный вид на окрестности. Число братии теперь понемногу начинает увеличиваться местными сибирскими крестьянами, которых прельщает благолепное служение и христианская жизнь монашествующих…».

13 апреля 1901 г. Святейший Синод определил возвести иеромонаха Антонина в сан игумена. Возведение состоялось 27 мая 1901 г. Чин совершил епископ Тобольский Антоний (Каржавин) в Тобольском Знаменском монастыре.

Абалакский Знаменский монастырьСнова обратимся к запискам о. Ф. Чемагина: «Всякие небольшие поправки (ветшающих монастырских зданий) монахи стараются сделать своими силами, - у них есть свои столяры, сапожники, слесари, кузнецы, портные и живописцы и прочие. В будущем у них проектируется открыть иконописный класс. Детище почившего о. настоятеля Феодосия – каменная гостиница достроена и покрыта железом, нет только средств на внутреннюю отделку её».

В 1902 г. определением Святейшего Синода Абалакская обитель переводится из 3-го класса во 2-й с архимандритским управлением, а в с. Михайловском открывается приписной к монастырю Михайло-Архангельский скит.

В октябре 1905 г. игумен Антонин отправляется в Святую землю «для поклонения Гробу Господню в Палестине». 16 июня 1906 г. по состоянию здоровья он увольняется на покой. Но уже 9 ноября (по другому источнику – 9 мая 1906 г.) игумен Антонин снова на службе и назначается на должность благочинного монастырей епархии, в которой состоял до 5 марта 1907 г. 3 июня игумен Антонин возводится в сан архимандрита и назначается настоятелем Абалакского монастыря (по другому источнику – 6 мая 1908 г.).

Николо-Теребенский монастырь в конце XIX в. Фрагмент образа Свт. Николая8 мая 1909 г. архимандрит Антонин снова по болезни «по прошению» увольняется от должности настоятеля монастыря. И новая страница жизни приводит его на Тверскую землю.

19 октября 1911 г. архимандрит Антонин причисляется к братии Тверского архиерейского дома, а 22 ноября 1911 г. назначается настоятелем Николаевской Теребенской пустыни Вышневолоцкого уезда. Через год, 12 июня – новое назначение – благочинным монастырей Тверской епархии.

Среди наград архимандрита Антонина отмечаются медаль «В память царствования Императора Александра III» (1906 г.) и Орден Св. Анны III степени от 6 мая 1914 г.

Среди документов монастыря, подписанных архимандритом Антонином, особо выделяется «Ведомость о Николо-Теребенской пустыни» 1916 г. С первых строк видно, что настоятель интересуется историей монастыря: «Из церковных документов видно, что Николаевская Теребенская пустынь имеет начало своего основания с 1641 г. в царствование Михаила Федоровича при Новгородском Митрополите Афонии (имеется в виду Святитель Афоний Новгородский – Д.И.)».

Теребенский образ Свт. Николая Чудотворца. ФрагментВ те времена, за неимением выписок из писцовых книг, считалось, что монастырь образован в 1641 г. Далее в документе приводятся подробные описания храмов и построек обители, и описывается главная святыня монастыря «в главном храме у праваго клироса по правую сторону помещается чудотворная икона Святителя Христова Николая, древняго иконнаго письма, имеющая в вышину 1 аршин, в ширину 13 вершков, украшена сребропозлащенною ризою. Эта святая икона до 1492 г. принадлежала землевладельцу Михаилу Обуткову. С этою иконою с 1654 г. каждогодно совершается на лодке по реке Мологе крестный ход в гор. Бежецк с 23 июня по 13 июля».

В 1916 г., согласно «Ведомости» в обители проживало 40 человек. Казначеем монастыря значился иеромонах Алексий (в миру Александр Петров), 44 лет. Иеромонахи обители Гавриил (демидов), Макарий (Смирнов), Амфилохий, Поликарп (Капорин), Серафим, Гавриил (Смирнов), Досифей (Баев) – записанные в послужных списках 1915-1916 гг. почти не оставили о себе сведений, а некоторые даже не указали мирских имени и фамилии. Среди пяти иеродиаконов Фаддея (Кожевникова), Герасима (Шебанова), Саввы (Антонова), Варсонофия (Мазурина) значится и будущий преподобномученик Анатолий (Ботвинников).

4 декабря 1917 г. обитель возглавил игумен Трофим 47 лет. Точная судьба архимандрита Антонина нам пока не известна. Логично предположить, что о. Антонин после длительной болезни и двух выходов на покой скончался в стенах монастыря в 1917 г. и погребён на монастырском кладбище. Но что-либо утверждать пока ещё рано, не имея архивных источников.

А поэтому архивные поиски продолжаются…

Денис Ивлев, историк

Источники:

  1. ГАТО, Ф. 477, Оп. 1, Д. 411. Ведомость Николаевской Теребенской пустыни за 1916 г.
  2. ГАТО, Ф. 477, Оп. 1, Д. 409. Послужной список Настоятеля и братии Николаевской Теребенской пустыни за 1915 г. (зачеркнуто) за 1916 год, год всем прибавить.
  3. ГАТО, Ф. 477, Оп. 1, Д. 412. Послужной список Настоятеля и братии Николаевской Теребенской пустыни за 1917 г.
  4. Открытая Православная энциклопедия. Абалакский Знаменский монастырь. Интернет: https://drevo-info.ru/articles/4474.html#t2 (Просмотр 24.11.2018 г.)
  5. Духовенство Русской Православной церкви в XX веке. Антонин (Ефименко Анастасий), Архимандрит. Интернет: http://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/person/3380 (Просмотр 24.11.2018 г.). 

Назад к списку