Иван Александрович Космаков, художник. Вышний Волочёк
Денис Ивлев, историк.
Вышневолоцкий ученик Шишкина.
Пожалуй, нет такого человека, который не знал бы имя художника Ивана Шишкина. Его знаменитое «Утро в сосновом лесу» печаталось и литературе, и в учебниках и даже на конфетах. Но мало кто из вышневолочан знает, что наш земляк стал учеником знаменитого художника, а затем, вернувшись в родные края, запечатлел наш город таким, каким он был в середине XIX в.
Иван Александрович Космаков – вышневолочанин. Все биографические справки сходятся в одном, что он родился в 1847 г. в Вышнем Волочке. Нам удалось отыскать в метрических книгах Петропавловского храма Вышнего Волочка запись о рождении 23 генваря 1847 г. и крещении 24 генваря младенца Иоанна. Родителями его были «Вышневолоцкий мещанин Александр Петров Космаков и законная жена его Александра Николаева, оба православного исповедания». Восприемниками при крещении значатся «Вышневолоцкий купец Иван Яковлев Тарасов и мещанина Макара Васильева Кашкова жена Анна Петрова». Таинство крещения совершил «священник Феодор Сергиев с диаконом Иоанном Миролюбовым и пономарём Александром Сергеевым», а запись в метрической книге удостоверили священник Петро-Павловской церкви Федор Зыков, диакон Иоанн Леонтиев Миролюбов и пономарь Александр Петропавловский.
К записи о рождении сделана приписка «1 марта 1849 г.». Исследователь Игорь Космаков полагает, что связана она с выдачей родителям метрического свидетельства о рождении ребенка. Аналогичные пометки встречаются в метрических книгах часто. Разница между датой рождения и датой на пометке составляла, как правило, от полутора до двух лет. Очевидно, с высокой детской смертностью в возрасте по полутора лет свидетельства о рождении сразу же не выдавали (в целях экономии бумаги и чернил). А если ребенок прожил более полутора лет, считали, что с высокой долей вероятности - и далее будет жить.
Исходя из того, что родители крестили младенца именно в Петропавловской церкви, нам становится ясно, что и жили они в Островской части города, а храм на Дворцовой площади был их приходским храмом. Видимо и детство будущего художника-акварелиста прошло где-то среди улиц Острова – именно так называли вышневолочане этот район, возникший на карте города в XVIII в. Фасадом на бывшую Дворцовую площадь выходит дом, построенный купцом Василием Ефимовичем Космаковым (ныне Садовая площадь, д. 2). Возможно в этом доме бывал и герой нашего повествования.
И обучение своё Иван Космаков начал так же в Островской части города, в Вышневолоцком уездном училище. Училищ в XIX в. в разное время в Вышнем Волочке было несколько: 1-е и 2-е городские, духовное, и, пожалуй, самое известное – кондукторов путей сообщения. А вот где располагалось уездное училище? – на этот вопрос ответит не каждый коренной житель города. Здание, где получил образование Иван Космаков, ныне до неузнаваемости перестроено и имеет адрес Ленинградское шоссе, д. 11.
Вышневолоцкое уездное училище, открытое в 1834 г., стало вторым по значимости после только что перестроенных Торговых рядов общественным сооружением Вышнего Волочка 1830-х гг. Искусствовед Г.К. Смирнов не без оснований предполагает, что училище было построено по проекту Тверского губернского архитектора Ивана Фёдоровича Львова, занимавшегося перестройкой рядов. В основе проекта здания лежал образцовый чертёж, а двухэтажный фасад его выходил на Санкт-Петербургское шоссе и был выдержан в стиле позднего классицизма. Именно здесь провёл молодые годы будущий художник. Окончил он его в 1864 г.
Затем была Тверская мужская гимназия, где он поступает на землемерно-токсаторские курсы. Пусть читателя не смущает такой выбор Ивана Александровича. Мы знаем, что и великий Венецианов тоже был землемером по профессии. Обучение продлилось два года. После их окончания путь Ивана Александровича лежал в Санкт-Петербург.
Петербургская Академия художеств и рисовальная школа Общества поощрения художников – это ещё две ступени к вершине мастерства, которые преодолел Иван Космаков. В этот период он знакомится и становится учеником Ивана Шишкина. «Лесной богатырь-художник», «царь леса» — так называли Ивана Шишкина современники. Он много путешествовал по России, воспевая величественную красоту ее природы в своих картинах, которые сегодня известны каждому. Шишкин так же обучался в Академии художеств, хоть и немногим ранее с 1856 г. В 1860 г. Шишкин закончил Академию. К этому времени он уже оформился как пейзажист, и его изображения природы Валаама принесли ему заслуженную славу и большую золотую медаль академии.
В 1870 г. Шишкин вернулся в Россию после шести лет заграничных путешествий. За картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» Шишкин удостоился звания академика. Первое время Иван Шишкин жил в Санкт-Петербруге, где сошелся со старыми товарищами по академии, которые организовали к тому времени Санкт-Петербургскую артель художников. Она позднее станет Товариществом передвижных художественных выставок, а её члены войдут в историю искусства, как передвижники.
Иван Космаков прибыл в столицу в 1866 г. В 1872 г. он становится учеником, а затем преподавателем школы Общества поощрения художников. Точно пока неизвестно, где и когда он познакомился с Шишкиным и как стал его учеником. Но от своего учителя он унаследовал любовь к природе, которая и вылилась в его немногочисленные известные нам произведения.
На страницах аукционов удалось найти две работы Ивана Александровича, написанные 1880-е гг. Вслед за картинами Шишкина, мы видим и у Космакова знакомые мотивы. Так картина «Лесное озеро», выполненная акварелью по толстому картону в 1886 г. переносит нас в тенистый уголок леса или парка, на берег пруда, обсаженного березами. Настроение картины светлое, она написана в лёгких тонах и как бы тянет зрителя отдохнуть в тени деревьев у безмятежной водной глади.
Ещё одна картина «Вечер в роще» изображает закат и на его фоне лиственную рощу. Картина попала в тираж издания открыток, и нам доступна пока только в открыточном формате.
1880-е гг. – это период творчества Космакова в окрестностях Академической дачи художников. Видимо, приезд его в родной Вышневолоцкий уезд не был случаен – в 1884 г. открывается Владимиро-Мариинский приют Академии художеств. И Иван Александрович снова оказывается в родном Вышнем Волочке. Мы может утверждать, что и до этого Космаков бывал в Волочке и был достаточно тесно с ним связан, но большинство сохранившихся его произведений датировано именно периодом 1880-х гг.
В Вышневолоцком уезде он создаёт серию «Виды Тверской губернии», среди которых знатоки отмечают акварели и офорты «Река Радунка», «Озеро Озеряево», «Березовый лес», «Пейзаж. Островки». Читателю знакомы эти названия, все они находятся в окрестностях Вышнего Волочка. Очевидно, что художник много путешествует вокруг города, ведь его акварели написаны в разных уголках уезда.
В этот же период Космаков создаёт серию зарисовок сооружений Вышневолоцкой водной системы и вид Вышнего Волочка с Островов на реке Цне. К сожалению, нам они известны только благодаря гравюрам, созданным для журнала «Древняя и новая Россия». На страницах этого журнала рисунки Космакова показывают вид Вышнего Волочка, Старотверецкий шлюз и Цнинский бейшлот. Художник не случайно обращается именно к видам Вышневолоцкой системы, пытаясь донести до зрителя облик первой в истории России искусственной водной системы, которая в 1880-е гг. переживает нелёгкий период. Особенно показателен рисунок «Тверецкого шлюза (старое сооружение) в запертом виде». Заросший травой и кустарником шлюз с запертыми воротами, рыбаком на гранитном устое, темной громадой возвышается гранитный «екатерининский» обелиск, а на переднем плане покосившийся столб то ли ограды, то ли коновязи. Мирная картина старинного, отработавшего своё шлюза. Ни барок, ни шума воды, ни движения ветра - всё тихо и спокойно на старом Тверецком шлюзе.
Такое же состояние мы наблюдаем и на рисунке «Каменный бейшлот на реке Цне, построенный в 1786 г.», отгравированном А. Шлипером. Опять всё то же умиротворение и тишина водной глади, всё тот же рыбак. Мы, те, кто застали, Бейшлот без колючей проволоки и видеокамер, помним таких же рыбаков, удящих свою рыбу со старинных гранитных устоев – один из образов патриархального уездного города.
Ещё один крупный объект Вышневолоцкой водной системы мы находим среди работ Ивана Космакова - "Каменный заводской бейшлот". Навеки утраченный бейшлот рядом с усадьбой Сердюкова, ушедший под воду в середине XX века.
Спокойствием веет и от «Общего вида Вышняго Волочка». Рисунок создан на Островах «с натуры». Мы видим патриархальный год - Казанский и Богоявленский соборы, пожарную каланчу и Петропавловскую церковь и даже узнаём некоторые дома, сохранившиеся до сих пор. Этот вид Вышнего Волочка, отгравированный К. Адтом, пополняет небольшую коллекцию иконографии Вышнего Волочка XVIII-XIX вв.
Возможно, Иван Космаков создал и другие виды нашего города и его окрестностей, но беспощадное время разметало его работы по миру. В Тверской областной картинной галерее хранится его рисунок «Пейзаж. Островки», созданный ещё в 1868 г.
Гравюры Космакова пользуются популярностью. Они публикуются в известных и солидных журналах «Древняя и новая Россия», «Живописное обозрение», «Нива».
В 1880-е гг. в Санкт-Петербурге возникает по инициативе преподавателя Рисовальной школы Общества поощрения художников Э.С. Вилье де Лиль-Адана кружок, главной задачей которого было устройство акварельных выставок. В 1887 г. кружок получил официальный статус Общества русских акварелистов, которое поставило основной целью «содействовать успеху и развитию акварельной живописи в России». Устав общества был утвержден 11 июля 1887 г.
В общество принимались «художники, живущие в России и достойно заявившие уже о себе своими работами, преимущественно на выставках Общества в качестве экспонентов». Одновременно в обществе состояло около 20 действительных членов. Достаточно назвать лишь фамилии нескольких художников, бывших учредителями, состоявших в обществе и участвовавших в выставках, что бы иметь представление о том, насколько почётным было состоять в Обществе русских акварелистов: Бенуа, Маковский, Мещерский, Писемский, Верещагин, Поленов, Репин, Суриков и другие. Иван Александрович занял среди этих великих имён и своё место.
Выставки, в которых принимал участие И.А. Космаков, проходили в помещениях Общества поощрения художников в Санкт-Петербурге. Проводились выставки и в Москве, Риге, Гельсингфорсе. В 1880-1890-е гг. преобладающими работами на выставках были работы академического направления, связанные с эстетикой альбомной акварели. Десятую выставку посетил император Александр III. А в последствии члены императорской семьи регулярно участвовали в вернисажах. У публики выставки пользовались заслуженной популярностью.
К сожалению, нам не удалось обнаружить сведения о семье и потомках художника. Но все краткие биографии его сходятся в одном, что он умер в 1894 г. и похоронен в Вышнем Волочке. Метрические книги 1894 г. сохранились почти полностью, хотя и в некотором беспорядке. Метрическим книгам приходской Ивана Космакова церкви Петра и Павла повезло больше – они сохранились полностью. И в них мы находим запись о смерти 23 апреля и погребении 26 апреля 1894 г. «Вышневолоцкого мещанина Ивана Александрова Космакова». Он прожил немного – всего 46 лет и умер «от чахотки». Провожал в последний путь художника Космакова священник Успенской церкви Владимир Осиповский. Похоронили его на городском кладбище.
Сегодня мы только приоткрыли страницы творческой биографии нашего выдающегося земляка художника Ивана Александровича Космакова, оставившего для нас виды Вышнего Волочка и Вышневолоцкого узда XIX века. И мы верим, что имя ученика Шишкина, художника Ивана Космакова забыто не будет, а изучение его творческого наследия будет продолжено.
17 ноября 2019 г.
Автор сердечно благодарит за помощь в сборе материалов Игоря Космакова (пос. Великооктябрьский Фировского района).
Назад к списку