Георгия Победоносца и великомученицы Варвары села Матвеево - Алексей Гаврилович Венецианов, художник. 240 лет со дня рождения
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Алексей Гаврилович Венецианов, художник. 240 лет со дня рождения

«Труд этот будет не критикой его произведений, а жизнеописанием художника».

Об Алексее Гавриловиче Венецианове написано много, точнее написано много о его произведениях. Но вот биографических книг наоборот – совсем мало. Казалось, такая величина в русской живописи, а исследований жизни «по пальцам пересчитать». Правда есть авторы, которые интересуются отнюдь не историей создания той или иной картины Венецианова, а именно подробностями биографии, вопросами рождения, повседневного быта и смерти художника. Есть они сейчас, и были в XIX веке.

Сергей Зарянко. Портрет А.Г. ВенециановаИ, казалось, почему бы не исследовать биографию художника в то время, когда живы были дочери, когда живы были друзья и соседи-помещики, живы были крестьяне, существовали постройки усадеб Венецианова? Но уже тогда, даже по прошествии каких-то десятилетий после трагической гибели художника сведения о нем и его семье собирались с трудом лишь несколькими энтузиастами.

«Дело Императорской Академии Художеств. Алексей Гаврилович Венецианов» - именно так озаглавлено дело, хранящееся в фондах Российского государственного исторического архива. В нём подшиты документы, касающиеся жизни и творчества нашего выдающегося земляка Алексея Гавриловича Венецианова, а так же судьбы его дочерей Александры и Фелицаты. И здесь мы находим первые попытки собрать некоторые биографические сведения о художнике.

«Художник, сыгравший видную роль в истории русскаго искусства. Кроме живописи маслянными красками, писал пастелью и занимался литографией и гравюрой. Исполнил ряд превосходных офортов, помещенных в «Волшебном фонаре» 1817 г., произведения его находятся в музее Александра III, в Академии художеств, в Третьяковской галерее и в Румянцевском музее», - так писали о Венецианове в «Каталоге Историко-художественной выставки русских портретов».1 Справка из этого каталога открывает дело.

Интересно, что в этом же каталоге, хоть и указаны правильные даты жизни Венецианова – родился в 1780 г. и скончался в 1847 г., но при этом совершенно неправильно указано место его рождения – «Родился в Нежине». Мы-то знаем, что Венецианов москвич по рождению, родился неподалёку и крестился в церкви Воскресения за Таганскими воротами.

Но тогда даже этого не знали. В деле о Венецианове сохранились листы, где чиновники Академии пытаются найти сведения о рождении Алексея Гавриловича в Нежине. Венецианов происходил из семьи нежинского купца, грека по национальности Гаврилы Венецианова. Один из самых первых документов, касающихся этого поиска – ответ из Черниговской духовной консистории от 13 октября 1867 г. «Вследствии отношения Императорской Академии Художеств от 12 прошлаго Августа за № 1195 о учинении справки по метрическим книгам 1774-1777 г. о рождении» Алексея Гавриловича Венецианова и «присылке означенных сведений в Академию Черниговская Духовная консистория имеет честь уведомить Академию Художеств, что по учиненной справке с делами консистории и чрез местнаго благочиннаго города Нежина рождения и крещения грека Алексея Гаврилова Формаки Венецианова по метрическим книгам Нежинской греческой церкви, хранящихся в греческом магистрате, не только в прошлые 1774 1777 г., но и прежде и после той времени десятью годами рождения и крещения прописано грека по тем книгам в записке не оказалось».2

Обложка дела об А.Г. ВенециановеПричина, по которой искали записи о рождении Венецианова в Нежине из документов не видно. Кто, когда и зачем искал сведения о рождении Венецианова мы можем только предположить, но здесь явно мы имеем дело с одной из первых попыток найти подробности биографии Венецианова. Биографы художника пишут, что Венецианов своим творчеством опередил своё время на сорок лет. И признание к нему пришло спустя десятилетия после его гибели. Возникновение интереса к жизни художника как раз совпадает со временем признания значимости для отечественной культуры его работ…

Из Каталога историко-художественной выставки русских портретов: «Известный русский жанрист и портретист. Родился в Нежине. Служил сперва в Лесном департаменте, а в 1807 г. переехал в С. Петербург и стал обучаться живописи у Боровиковского, в 1810 г. за автопортрет /находится на выставке/ признан «назначенным», в 1812 г. за портрет К.И. Головачевскаго с детьми /находится на выставке/ - академик. В 20-х гг. завел у себя в имении «Сафонково», Тверской губернии, Ржевскаго (ошибка – Вышневолоцкого – Д.И.) уезда школу живописи. В 1830 г. сделан придворным живописцем. Умер в 1847 г.».3

Через десять лет появляются новые запросы на подробности биографии Венецианова. И на сей раз мы находим имя того, кто этот запрос сделал. Некий П. Петров 30 марта 1878 г. писал в академию к Петру Фёдоровичу Исееву: «Занятый исследованием Венецианова, покорнейше прошу, … оказать мне содействие в изысканиях, посылкою от Академии художеств запроса в Московскую духовную консисторию. В запросе этом просить консисторию выправиться по исповедным книгам церкви Воскресения на Таганке («за Таганскими воротами») в Москве с начала 1770 х годов до 1800 года кто значится в семействе Московскаго 2-ой гильдии купца Гаврила Юрьева Венецианова домовладельца в Воронцовой улице (№ 259)».4

В завершении письма Петров пишет: «Подобную справку покорнейше прошу по доставлении мне сообщить на время, чем премного изволите одолжить Вашего покорнейшаго слугу, снова с жаром принявшегося за розыскания дать, выясняющих обстоятельства жизни художников на новых путях никем ещё не обследованных…».5  Вполне возможно, как следует из этих строк, тот самый П. Петров и посылал первый запрос в Нежин с выяснением времени рождения Венецианова.

Стоит сказать несколько слов и о том, кто такой был адресат письма Пётр Федорович Исеев. Илья Репин охарактеризовал его так: «всемогущий конференц-секретарь Императорской Академии художеств… Пётр Федорович Исеев был похож лицом и фигурой на Наполеона: он был очень умён и проницателен. Академия художеств была в полном его ведении….».6 Кому как не к такому человеку обращаться исследователю с просьбой о запросе Венецианова.

Выписки из исповедных книг о ВенециановыхИ Пётр Федорович выполнил просьбу. Документ за его подписью ушёл в Москву 8 апреля 1878 г.7 В полученных из Москвы выписках из исповедных книг впервые отец Алексея Гавриловича – Гаврила Юрьевич упоминается в 1779 г.: «Нежинской купец Грек Гаврила Юрьев 25 лет, жена его Анна Лукина 16». Вместе с родителями Венецианова жил «Свойственник их Московский купец Макар Иванов 32, жена его Софья 30, дети их Иван 4 и Марфа 5 лет».8

В год рождения Алексея Гавриловича – 1780 маленький Венецианов в исповедных книгах не значится - перечислены все члены семьи, проживавшие в доме в 1779 г. Алексей Гаврилович в составе семьи впервые упоминается в исповедных книгах 1783 г. - «купец Грек Гаврила Юрьев 31 г, жена его Анна Лукина 21, дети их: Алексей 4, Елена 2 лет».8

Вместе с семьей в одном доме жил «Нежинский купец Дмитрий Степанов 23 лет», а через год вместе с ним и семьёй Венециановых значится ещё и «Нежинский купец Степан 25 лет».8 В 1785 г. картина не изменилась. А вот в 1786 г. уже нежинских купцов, живущих вместе с семьёй нет. Зато в 1787 г. запись поменялась – детей стало больше: «Московский купец Гаврила Юрьев 35, жена его Анна Лукина 25, дети их: Алексей 8, Марфа 4, Иван 5, Николай 2 лет»8

Состав семьи не изменился и к 1790 г. Но именно в записи за это  год впервые упомянута фамилия Венецианов, отныне во всех исповедных записях будет фигурировать имя купца Гаврилы Юрьева Венецианова. В 1795 г. к составу семейства прибавят дочь Елену 4 лет. И состав семьи останется неизменным вплоть до 1799 г., когда Алексею будет записано 20 лет от роду.8 На этом биографические сведения о Венецианове обрываются.

Абрам Эфрос упоминает в своей статье это исследование П.Н. Петрова. Из слов «об этом уже сообщала П.Н. Петрову дочь художника Фелицата Алексеевна, но её слова были взяты исследователем под некоторое сомнение, как и утверждение Мокрицкого, что Венецианов в Петербурге учился у Боровиковского…»9. Одним из итогов работы П.Н. Петрова стала обширная статья в журнале «Русская старина» под названием «Алексей Гаврилович Венецианова. Отец Русской бытовой живописи. 1780-1846».10

Памятник на могиле А.Г. Венецианова. Фото А.К. Хребтова, 1907 г.Документы, которыми завершается дело, дают нам имя ещё одного исследователя жизни Венецианова – Александр Кузьмич Хребтов, проживавший в 1907 г. в Санкт-Петербурге на Пушкинской улице, д. 20.

5 февраля 1907 г. Академия художеств рассмотрела следующее письмо А.К. Хребтова: «В 1907 г. исполняется 60 лет со дня смерти русского художника А.Г. Венецианова, похороненного в глухой части Тверской губернии, близи своего имения. Памятник его сохранился достаточно хорошо, за исключением  необходимой (поправки – Д.И.) решетки окружающей его. А место кончины Венецианова – художник был разбит … своими лошадями, находится в другом уезде приблизительно в 35 верстном разстоянии, на этом месте больше 50 лет находился старый деревянный крест, ныне не существующий, ближних родственников у художника в живых нет никого, а потому обращаюсь в Совет Императорской Академии Художеств не найдет ли она желательным и своевременным почтить память художника тем что бы: 1) поставить крест на месте его убиения (место это мне известно), 2) исправить у памятника решетку, на все это понадобится не более 30-40 руб. и 3) выполнение вышесказанного могу принять на себя, как уже знакомого с Венециановскими местами.

Кроме этого, ко дню годовщины мною будет выпущена в свет небольшая брошюра о Венецианове, которую быть может Императорская Академия Художеств пожелает печатать на свой счет.  А. Хребтов 3 февраля 1907 г.».11

Письмо А.К. Хребтова в Академию художествРеакция от Академии последовала следующая: Совет Академии 5 февраля 1907 г. «полагал» внести в собрание предложение о добровольной подписке «на сей предмет», а «господина Хребтова просить доставить фотографии когда работа будет исполнена». Следом на полях трудноразличимым подчерком идёт приписка: «В собрание внесено не было…».12

Интересна, приложенная следом справка о капиталах, оставшихся от Венецианова. По «капиталу Венецианова I» на 1907 г. числилось процентными бумагами 10.800 р. и деньгами 396 р. 52 коп, по второму капиталу бумагами значилось 6.500 руб. и наличными деньгами 203 р. 91 коп.13

18 марта 1907 г. Академия художеств направила Хребтову предложение выполнить работы. Александр Кузьмич согласился и вскоре работу выполнил. Следующее его письмо в Академию Художеств содержит отчёт о проделанной работе: «Согласно желания выраженнаго Императорской Академией Художеств об исправлении мною памятника художника-академика Венецианова в Тверской губернии, а так же постановки креста на месте, где был убит лошадьми с тем что бы доставить фотографии сделанных мною работ и не превышая суммы 40-50 рублей, - я имею честь довести до сведения Императорской Академии художеств, что работы мною закончены в сентябре сего года, в доказательство чего прилагаю фотографии, прося уплатить 40 рублей, потраченыя для восстановления памятника».14

Кроме того, Хребтов пишет о сборе материала для книги: «За своё пребывание на Венециановских местах мною собран материал касающийся жизни Венецианова, быть может Академия Художеств найдёт возможным напечатать его в своем издании или же поместить отдельной брошюрой. Археолог А. Хребтов. 17 декабря 1907 г.».14

Статья в "Новом времени" о восстановлении могилы ВенециановаСтатья в газете «Новое время» о восстановлении могилы и установке креста вышла 20 сентября 1907 г. В ней сообщалось, что  «Академия Художеств признала желательным ко дню кончины художника привести к порядок его могилу, находящуюся на кладбище с. Дубровскаго, а так же и оставить потомству воспоминание о месте его (Венецианова – Д.И.) убиения постановкой креста близ погоста Поддубье, на земле помещицы Милюковой. 8 сентября был поставлен крест и отслужена панихида в присутствии владелицы имения, кучки любопытных и археолога А.К. Хребтова, производившаго работы».15

На приложенной к делу фотографии, ныне так же хранящейся в РГИА, мы видим священника и двух местных жителей. Если установить имена людей фактически не представляется возможным, то установить имя священника, который явно был приглашен из Покровской церкви с. Поддубье, мы всё же можем. В «Клировых ведомостях» за 1910 г. на приходе значилось два священника Иоанн Александрович Толмачёвский и Петр Гаврилович Таиров. На фото кто-то из них.16

Момент панихиды и освящения креста, 1907 г. Фото А.К. ХребтоваКроме этого фото к делу приложены ещё две фотографии с видами могилы А.Г. Венецианова с запада и с востока. Судя по сохранившимся упоминаниям в переписке А.К. Хребтова автором снимков является он сам. Фотографии содержат существенные детали, которые позволят исследователям более точно определить местоположение могилы, фактически утерянной в середине XX в. Стоит отметить, что сфотографированный крест и ограда были полностью утрачены уже в 1930-е гг. Существующий ныне памятник фактически является кенотафом, так как при копке котлована под него в 1951 г. на двухметровой глубине, как свидетельствуют участники процесса, останков Венецианова не было обнаружено. Опубликованные ранее фотографии из архива Третьяковской галереи таких деталей не давали.

26 января 1908 г. Александр Хребтов получил от академии потраченные им 40 руб.17 Вернуть уплаченные деньги Академия предложила подпиской, что и было вскоре сделано.  «Подписной лист для сбора пожертвований (нужно) 40 рублей на починку могилы живописца А.Г. Венецианова и креста на месте его убиения (был разнесен лошадьми)» сохранился в деле. Среди известных фамилий, например, А. Куинджи пожертвовал 3 рубля, В. Маковский 1 рубль, Брюллов 2 рубля...18 Удивительно, что из довольно большого капитала, оставшегося после Венецианова, на исправление могилы так и не было потрачено ничего. Так же и на издание брошюры о Венецианове Академия из этих денег не выделила даже небольшой суммы.

4 февраля 1908 г. Хребтов отправляет ещё одно письмо в Академию: «При исполнении ремонта памятника художника Венецианова мне удалось собрать интересный материал касающийся его жизни, который было бы полезным напечатать, а потому я обращаюсь к Императорской Академии художеств с предложением: не найдет ли она желательным взять на себя расходы по изданию книги во 1 ½ - 2 листа с 8-9 рисунками, предлагая издать её на пособие журнала «Старыя годы» с расходом от 350-400 рублей, труд этот будет не критикой его произведений, а жизнеописанием художника. Желая ознакомить современное общество … с деятельностью Венецианова, я намерен: поделиться сведениями о нем и в иллюстрированных приложениях периодической печати. Археолог А. Хребтов».19

Фото креста на могиле А.Г. Венецианова, 1907 г. А.К. Хребтов7 февраля 1908 г. Академия художеств отправила ответное письмо Хребтову, где было сказано кратко: «Совет не признал возможным принять означенное предложение»….20

Кто он «археолог Хребтов»? Предстоит ещё выяснить. Найденное в архиве Академии художеств дело открывает новое поле для исследований. И особенно интересным представляется проделанная Александром Кузьмичом Хребтовым работа по сбору материалов о жизни художника. Вышла ли она в свет? И что за иллюстрации он предлагал поместить в книгу? Возможно, найдя ответы на эти вопросы, мы найдём и дополнительный материал о наследии Венецианова на Вышневолоцкой и Удомельской земле.

Реальных артефактов, связанных с жизнью Венецианова не так уж и много. И большинство из них находятся в плачевном состоянии. Иконы, хранящиеся в храме с. Венецианово требует реставрации и научного описания, погост, на котором лежит прах художника требует благоустройства, валунная ограда – восстановления, главный вход – воссоздания святых ворот, место деревянного Спасского храма – поклонного креста, памятник на погосте – приведения в порядок в соответствии с замыслом художника, а место могилы дополнительного уточнения. Это только малый перечень работ, которые надо делать «ещё вчера».

Сведения, которые мы впервые публикуем в этой статье, это не столько дополнения к истории художника Венецианова, сколько урок тому, что история в повторяется по тому же сценарию, что и столетие назад. О благоустройстве могилы заботятся энтузиасты «археологи», а «академики» до сих пор не выделили средств на издание труда «археолога» Виноградова, фактически  повторил работу Александра Кузьмича Хребтова, собрав воедино о Венецианове «труд, который будет не критикой его произведений, а жизнеописанием художника».

Денис Ивлев.

Примечания:

  1. РГИА, Ф. 789, Оп. 14, Д. 84 «В», Л. 1.
  2. Там же, ЛЛ. 2-2 об.
  3. Там же, Л. 1.
  4. Там же, Л. 19.
  5. Там же, Л. 20.
  6. Илья Репин. П.Ф. Иссеев. Интернет: http://ilyarepin.ru/byrlaki4.
  7. РГИА, Ф. 789, Оп. 14, Д. 84 «В», ЛЛ. 21-22.
  8. Там же, Л. 23.
  9. Абрам Эфрос. А. Г. Венецианов в воспоминаниях племянника. Интернет: http://venecianov.ru/memories_venecianov.
  10. Ж. «Русская старина», Том XXIII, 1878 г., книга 10, со стр. 265.
  11. 17.  РГИА, Ф. 789, Оп. 14, Д. 84 «В», Л. 38.
  12. Там же, Л. 38.
  13. Там же, Л. 38 об.
  14. Там же, Л. 41.
  15. Там же, Л. 40.
  16. ГАТО, Ф. 160, Оп. 1, Д. 16176. Тверской епархии Вышневолоцкаго уезда клировые ведомости, ЛЛ. 578 об – 579 об.
  17. РГИА, Ф. 789, Оп. 14, Д. 84 «В», Л. 41 об.
  18. Там же, Л. 44.
  19. Там же, Л. 43.
  20. Там же, Л. 45.

Назад к списку