Георгия Победоносца и великомученицы Варвары села Матвеево - Савва Иванович Чевакинский, архитектор, создатель храма Смоленской иконы Божией Матери с. Выдропужск
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Савва Иванович Чевакинский, архитектор, создатель храма Смоленской иконы Божией Матери с. Выдропужск

Яко уготовишася ему место упокоения.

300 лет со дня рождения С.И. Чевакинского.

Храм Смоленской иконы Божией Матери в с. Выдропужск Спировского района знаменит не только тем, что был построен «иждивением» и по «прожекту» выдающегося архитектора XVIII в. Саввы Ивановича Чевакинского, но и тем, что под его стенами великий архитектор нашёл и свой последний приют. Ещё совсем недавно, место, где был погребён великий зодчий оставалось загадкой. Думали, что он похоронен в часовне святителя Николая в родном ему имении Вёшки, но найти документального подтверждения этому никто не так и не смог. Зато в Тверском Государственном архиве были найдены документы подтверждающие, то что Савва Иванович и его потомки были погребены в фамильном склепе под Смоленской церковью в Выдропужске.

А Выдропужцы знали об это всегда. Нелегко изгладить из памяти народной великое дело, которое сделал для села помещик соседнего сельца Вёшки. И даже когда место упокоения храмосдателя Чевакинского было разграблено и осквернено, люди продолжали помнить о нём. «Тюрьма была в церкви. В 41 году приехали какие то, облазили всё. Внизу то были склепы, захоронены помещики, кто строил. Мама их называла «господа Чевакины». Всё там растрепали», -  вспоминает старейшая жительница Выдропужска Галина Ивановна Шматова.

Помнили о выдающемся архитекторе и священники Выдропужской церкви, когда составляли в 1847 г. опись Смоленского храма: «Сия церковь построена в 1784 г. тщанием оберинтенданта Саввы Иванова Чевакинского». Эта опись ценна ещё и тем, что в ней дано подробное описание летней Смоленской церкви до того, как её фасады были полностью перестроены. В 1847 г. храм ещё не украшали четырёхколонные портики, и он не приобрёл единое архитектурное оформление с уже построенной зимней церковью.

«Церковь каменная, длиною 11 сажень 2 аршина, шириною 10 сажень 2 аршина, - писали священники прихода в 1847 г., - Стены всей церкви как изнутри, так и снаружи оштукатурены с выпусками снаружи между окон и на углах стен, выпуски отбелены, а гладь стен окрашены охрою, с наруже же, на восточной стене против горняго места главного алтаря на масле написан образ Одигитрии Смоленския Божия Матери, вид венца позлащён. Внутри церкви купол и потолки расписаны священными изображениями без позолоты, подобно сему и в алтарях потолки расписаны без позолоты же… На церкви одна глава, крыта листовым железом и окрашена краскою голубого цвета на масле с позлащёнными червонным золотом звёздами, сделанными из листового железа. На главе крест железный осмиконечный вызолочен червонным золотом на масле. Крыша на церкви и куполе железная на стропилах деревянных, окрашена венецианской ярью на масле.

Входные двери в церковь с трёх сторон… Крыльца пред северными и южными дверями каменныя об одной ступени без колонных столпов».

Таким был храм, построенный по замыслу великого зодчего. Не удалось лишь выполнить одну его мысль – придел над западным входом в храм. Здесь были устроены хоры. Но вход на верхний придел всё же сохранился, хотя и был заложен, оштукатурен и расписан со стороны храма, но со стороны чердака храма он прекрасно виден. Были заложены, со строительством в 1837 – 39 гг. на средства «Выдропусского яма ямщика Василия Михайлова Шмелёва» зимней двухпридельной церкви, и три западных окна летнего храма. Успенский придел новой зимней церкви был устроен «по завещанию Выдропусской ямской вдовы Матроны Кодратовой Миляевой … детьми ея». Но под крышей, на чердаке зимней церкви сохранились фрагменты родной архитектуры XVIII в. - те самые «выпуски» на углах стен и между окон.

В 1840 е гг. детище Чевакинского получило совершенно иное архитектурное оформление, но храм продолжал являться родовой усыпальницей семьи храмосдателя и архитектора Саввы Чевакинского. И о месте родового захоронения продолжала заботиться чья то невидимая рука.  

            Но предистория склепа Чевакинских началась с кончиной самого великого зодчего. Дату смерти Саввы Ивановича Чевакинского обнаружили в метрической книге Смоленской церкви с. Выдропужск работники Тверского государственного архива Галина Дмитриева и Надежда Овчинникова. Запись под № 24 говорит о смерти 28 декабря 1779 г. «Господина помещика сельца Вёшки Обер – интенданта Саввы Иванова Чевакинского». В книге дана пометка, что он умер 70 лет от роду, т.е. родился Савва Иванович в 1709 г.

            Даты рождения и смерти архитектора мы так же находим в «Каталоге исторической выставки портретов лиц XVIXVIII вв., устроенной Обществом поощрения художников» за 1870 г. Составитель каталога П.Н. Петров писал в описании портрета Саввы Чевакинского: «Савва Иванович Чевакинский (род. 1709, умер 1779 г.). Главный архитектор Адмиралтейств – коллегии, ученик Устинова, помощник графа Растрелли по постройке дворцов старого и Зимнего, строитель собора Николы Морского. Поясное изображение лица средних лет, в мундире шитом серебром и парике, с циркулем в руке, вычерчивающего план Царскосельского Mon biju. Живопись оригинальная, на полотне (выш. 20 вершков, шир. 16 верш.). Принадлежит г-же Фон – дер – Вейде». 

            В семье потомков великого архитектора сохранилась рукописная родословная Чевакинских XIX в., которая приводит следующую запись: «Савва Иванович, 1713 – 177…, при адмиралтействе архитектор» (по видимому, дата 1713 г. устанавливалась не по документам, а по воспоминаниям, и является ошибочной – Д.И.). Тут же приведены и имена сыновей Саввы Ивановича Сергея, Ивана, Александра и Алексея, при чём сведения даны только об одном сыне Иване Савиче «служил в Твери, неизвестно».         Сохранилась и более ранняя родословная Чевакинских XVIII в. Она даёт следующие сведения об архитекторе: «Савва служит при адмиралтействе архитектором и состоит в ранге сухопутного полковника», дат рождения или смерти архитектора в этой родословной не значится. Как не значится и место упокоения «обер интенданта Чевакинского».

            Впервые упоминание о месте захоронения Саввы Ивановича мы находим в деле «О предании тела умершего в Санкт – Петерурге коллежского ассесора Ивана Савича Чевакинского» за 1807 г. По просьбе двоюродного брата Ивана Савича Евграфа Иванова сына Бачманова, которая поступила Митрополиту Новгородскому и Санкт – Петербургскому, следовало «коллежского ассесора Ивана Савича Чевакинского, сего года 1 числа скончавшегося, тела его по учинении надгробного отпевания предать земли Тверской губернии Новоторжского уезда в Выдропуском яму в приходской церкви, в паперти подле гробов родителей его».

            Дело был дан ускоренный ход и «вследствие чего от Его Высокопреосвященства к господину главнокомандующему в Санкт – Петербурге Сергею Кузьмину Вязьмитинову сообщено, что от духовной стороны в погребении тела покойного коллежского ассесора Чевакинского в Выдропусском яму <препятствий> не находится».

            Иван Савич был отпет 4 мая 1807 г. священнослужителями Петербургской Крестовоздвиженской церкви. Тверская духовная консистория была извещена об этом 5 июля 1807 г. И так, «подле гробов родителей» Иван Савич нашёл место своего упокоения в паперти Выдропужской церкви.

            Другим делом, которое ещё раз подтверждает место захоронения Саввы Ивановича, является дело «О предании коллежской ассесорши Устиньи Чевакинской тела в церкви с. Выдропусска в паперти». Дело датировано 1813 г., и открывает его прошение на имя Архиепископа Тверского и Кашинского Мефодия от «коллежского советника и кавалера Николая Афанасьева сына Перского».

            «Соседка моя, - пишет Николай Афанасьевич, - коллежская ассесорша Устинья Ивановна Чевакинская жившая Вышневолоцкой своей вотчины в сельце Вёшках, состоящем в одном со мною приходе с. Выдропуска сего июня 17 числа волею Божиею христиански скончалась, при кончине своей завещала она, что тело ея положено было подле гробов родителей ея погребённых в паперти означенной Выдропуской церкви, но священнослужители того села Выдропуска к преданию ея Чевакинской тела в помянутой паперти приступить без дозволения Вашего Высокопреосвященства не смеют».

            Изложив всю ситуацию Николай Афанасьевич Перский просит разрешить «предание вышеписанной, скончавшейся коллежской ассесорши Чевакинской тела земле в паперти состоящей в с. Выдропуске церкви подле родителей ея бывших иногда строителями того храма». Под прошением стоит дата июнь 1813 г. 19 дня того же месяца июня Консистория отсылает указ с разрешением погрести тело Устиньи Чевакинской в паперти Выдропужской церкви. На что вскоре последовал рапорт благочинного села Выдропужска священника Алексия Степанова: «Тело скончавшейся по христиански прихода нашего госпожи коллежской ассесорши Устиньи Ивановны Чевакинской в паперти при нашей церкви по церковному чиноположению нами прошедшего июня 21 дня земли предано». Под документом подписи так же дьячка Иоанна Никитина и пономаря Василия Михайлова.

            Кроме того, в архиве Выдропусской церкви хранились ещё четыре дела, касающихся погребения потомков С.И. Чевакинского в Выдропусской церкви. Это дела «О дозволении похоронить тело помещицы Чевакинской под полом в церкви» 1842 г., «О дозволении помещицу Чевакинскую по смерти ея похоронить в приделе» 1848 г., «О дозволении тело умершего Чевакинского погрести в фамильном склепе» 1850 г. и дело «О дозволении погрести тело Чевакинского по смерти его в церкви» 1851 г. Завершается череда подобных дел  делом «О дозволении сделать вход в фамильный склеп Чевакинских снаружи церкви» за 1854 г. Стоит ли говорить, что ни одно из этих дел до наших дней не дошло.

            Впервые о склепе под Выдропужской церковью я услышал от настоятеля храма протоиерея Георгия Беляева. Тогда же было высказано предположение, что Чевакинский был захоронен в алтаре летнего Смоленского храма. В послевоенные годы там были вскрыты полы и обнаружены длинные узкие ходы выложенные кирпичом. Но одного взгляда на фотографию этого хода достаточно, что бы понять, что ход предназначен явно не для могилы. Да и не могли священники Выдропужской церкви перепутать в своих прошениях алтарь с папертью.

            А вот склеп, который теперь мы можем с большой долей уверенности называть склепом Чевакинских, расположен как раз в западной части Выдропужской церкви, там, где до строительства зимней части и была паперть Смоленского храма. В названиях дел так же заметна она закономерность: в рассмотренных нами документах за 1807 и 1813 гг. сказано ясно «погрести в паперти», а вот дело за 1842 г., т.е. уже после строительства зимней церкви, просит погрести уже «под полом  в церкви», о том же, т.е. о погребении «в приделе»  просит дело за 1848 г., а вот дело за 1850 г. уже говорит ясно о погребении в «фамильном склепе».

            В октябре 2009 г. я побывал в склепе Чевакинских. Люди не пощадили последнее пристанище великого архитектора и его потомков. Груды мусора, истлевших гробовых досок и костей вперемешку с землёю, которую обильно заносит сюда весенний паводок, вот что увидел я в родовой усыпальнице. Но вместе с тем удалось описать и сфотографировать склеп: это помещение размером примерно 3 на 6 м, состоящее из двух примерно равных частей, одна часть отличается от другой более высоким сводом, в ней и расположен вход в склеп. Примерно около метра весь склеп засыпан мусором, так что установить, есть ли здесь надгробия, не представляется возможным. На входе можно заметить чудом уцелевшую кованную петлю от дверей.

            Вход в склеп от посягательств любителей приключений привален тяжёлыми надгробными плитами с захоронений дворян Вешняковых. Надпись на одной из них с именем Ивана Алексеевича Вешнякова почти стёрта, другая же напротив хорошо читается: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь. Здесь покоится прах девицы дочери надворного советника Надежды Александровны Вешняковой, скончавшейся 1855 года сентября 18 дня, 55 лет от рождения».

            Как у любого здравомыслящего человека первой мыслью у меня конечно же было организовать группу и очистить от мусора место последнего пристанища великого зодчего, что бы любой человек мог прийти сюда и полониться праху архитектора, чьё имя навсегда записано в славных страницах истории России. Очистить от мусора, привести в порядок, повесить икону, зажечь свечу и отслужить панихиду в память того, кто строил этот храм, ибо ему здесь «уготовишася место упокоения» вплоть до Страшного Суда Христова. Настоятель храма поддерживает эту идею. Но вот удастся ли её осуществить?...

Денис Ивлев, Тверь – Выдропужск – Вышний Волочёк.


В статье использованы материалы Тверского областного архива, статьи Ю.Г. Епатко «Портрет круга Мины Колокольникова» (ж. «Звезда Ренессанса», № 9, 2009 г.) и книги В.В. Смирнова «Забытый зодчий» (к 300 летию со дня рождения С.И. Чевакинского (В.Волочёк, 2008 г.). 


Назад к списку